ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ
В. А. Куликов
ПОДГОТОВКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ В ХУ1-Х1Х ВЕКАХ
Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет
Статья посвящена основным этапам подготовки фармацевтических кадров в России в XVI - XIX веках.
Ключевые слова: подготовка, фармацевтические кадры, Россия.
Подготовка фармацевтов в России до начала XVII века была своего рода ремеслом. Аптекарские ученики получали теоретическую подготовку и практические навыки при аптеках и аптечных садах. Курс обучения длился до 6 лет. Со временем срок обучения аптекарских помощников (гезелей) стал «кто как скоро удостоится» [1]. Программа преподавания отражалась в аттестате, который выдавался выпускникам: « ... выпускник умеет гнать воды и олеи, делать экстракты, соли, соки, полевые травы сушить, ощипывать и малое число читать и писать по латыни». После определенного срока обучения аптекарские ученики сдавали экзамены во врачебных управлениях, физикатах или медицинских конторах. Ученый аптекарь, как владелец местной аптеки, присутствовал на экзаменах и сам устанавливал степень необходимых познаний для будущего специалиста [1-3].
После учреждения в 1620 году Аптекарского приказа, как высшего административного центра медицинской деятельности в России, подготовка медицинских и аптечных специалистов постепенно перешла государству. Обеспечение медицинскими кадрами осуществлялось за счет иностранных специалистов и подготовкой отечественных кадров. Учитывая недостаток отечественных специалистов с медицинским образованием, в августе 1654 года при Аптекарском приказе была открыта школа на 30 учеников для изучения лекарского, аптекарского, костоправного, алхимического и иного дела. Учеба начиналась с медицинской ботаники, фармакологии, практической фармации, изучались анатомия и различные болезни. Способы приготовления лекарств ученики изучали в лабораториях аптек, а лекарственные
травы - в аптекарском огороде. Кроме этого, изучался латинский язык. В школе русских лекарей обучали детей стрельцов, духовенства и других сословий. Изъявляли желание учиться в ней и люди, побывавшие на войне. Так, в челобитной Ивашки Семенова царю сообщалось: « . Мы с братом своим лекарем Козьмою Семеновым в полку под Чигириным в окопе сидели. Помирали голодную смертью . ратных людей лечили . со всяким радением и работали. безденежно и корысти себе никакой не получили. Милостивый государь . вели у своего государева дела в Аптекарском приказе быть в лекарских учениках». В резолюции было записано: «Ивашке Семенову быть в аптекарских учениках и отдать его в научение иноземному доброму лекарю». Сохранился документ о прошении сотрудника приказа царю: «служу я, холоп твой, при старости, а сын мой Ивашка служит тебе, великому государю, в Аптекарском приказе в толмо-чах. Милостивый государь, пожалуй меня, холопа своего, вели, государь, сынишку моему, быть аптекарских учениках, а я, холоп твой, сынишку своего выучу». На эту просьбу была резолюция: «сыну его быть в Аптекарском указе и учитца аптекарскому делу бесплатно» [3].
После третьего года обучения ученики распределялись между лекарями для изучения хирургии в период прохождения практики в войсках. Закончив учебу, выпускники обращались к царю с просьбой определить их лекарем или аптекарем. После успешного и строгого экзамена в Аптекарском приказе царь утверждал его результаты и просьбы выпускников. Ученики, получившие звание гезеля, направлялись на службу в армию [4-6].
В 1707 году по указу Петра I был от-
крыт первый в России постоянный военный госпиталь в Москве. Одновременно вступила в строй первая в русской армии постоянная госпитальная аптека и была открыта госпитальная школа для подготовки медицинских и аптечных специалистов. Указ Петра I гласил: «... из иноземцев и русских, из всяких чинов людей набрать для аптекарской науки 50 человек». В госпитальной школе аптекарскую науку преподавал госпитальный аптекарь Эйх-лер, а после него - Иван Маак, прослуживший в аптеке 45 лет. В школе преподавали ботанику, фармакогнозию, фармацевтическую химию. Ученики изучали фармацию не только по книгам и лекциям, но и обучались профессиональным практическим навыкам на рабочих местах в аптеке. Согласно инструкции от 4 июля 1754 года лекарские ученики должны «. по очереди переменяясь, быть помесячно при госпитальной аптеке в должности аптекарского гезеля для составления и отправления всяких лекарств, дабы тем способом, и в том искусство и практику получить могли, и для того на то время, что они по вышеописанному при аптеке находиться будут, в другое дело их не употреблять» [7, 8].
Особо следует отметить роль первого русского профессора К. И. Щепина, читавшего в госпитальной школе Московского военного госпиталя лекции по медицине и лекарствоведению. Им впервые читались лекции на русском языке, что в те времена было трудным делом. К.И. Щепин писал: «. на латинском языке десять лекций прочитаю лучше, нежели на русском одну». На его лекциях демонстрировались лекарственные средства, им была организована ежемесячная практика учеников в госпитальной аптеке, где они закрепляли свои знания по основам фармации. Он же добился отмены использования учеников для сбора лекарственных растений, что позволило уделять больше времени учебному процессу. К. И. Щепин предложил создать при Московском военном госпитале отдельную группу «учеников аптекарских». Однако эта идея об организации в стране школьной подготовки фармацевтов не нашла поддержки и не была осуществлена. Следует отметить, что многие преподаватели в этой школе были учениками, а затем сдавали экзамен и получали звание провизора.
Таким образом, московскую госпи-
тальную аптеку можно считать колыбелью фармацевтического образования в стране. В 1754 году госпитальная школа была преобразована в медико-хирургическое училище, в 1786 была создана профессура по химии и ботанике. В 1798 году была основана Медико-хирургическая академия (МХА) при Московском госпитале, которая в 1804 году была закрыта, а учащиеся были переведены в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1808 году она возобновила работу как Московское отделение Петербургской МХА, а в 1845 году вошла в состав медицинского факультета Московского университета. За годы своей работы она подготовила более 2 тысяч врачей и несколько сотен фармацевтов. В 1798 году в Петербурге также была организована медико-хирургическая академия, которая в 1881 году была преобразована в военно-медицинскую академию [7-10].
Следует, однако, отметить, что в целом существующая система фармацевтического образования не могла обеспечить глубокой теоретической подготовки будущих фармацевтов и, как результат, обеспечить страну высококвалифицированными кадрами.
Первые шаги по организации академического фармацевтического образования в России были сделаны президентами медико-хирургической академии Иоганном-Петером и Яковом Виллие. По их инициативе в 1808 году в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии было организовано фармацевтическое отделение. По этому поводу в уставе академии 1808 года отмечалось: «. Аптекарская часть в России тогда желаемого совершенства достигнет, когда молодые люди предуготовлены будут к аптекарскому званию обучением их по правилам и основательно всем тем наукам, кои для образования аптекаря нужны. В сем намерении учреждается при медико-хирургической академии фармацевтическое или аптекарское училище» [2, 6].
Это была первая высшая школа в России, осуществляющая подготовку фармацевтов высшей квалификации. Срок обучения на фармацевтическом отделении был 4 года, а с 1831 года курс обучения стал трехлетним.
Источником комплектования учеников были духовные семинарии ввиду того, что
семинаристам, знающим латинский язык, легче будет изучать медицину и фармацию. Кроме учеников, содержавшихся за счет казны, на фармацевтическое отделение принимали волонтеров (обучающихся за свой счет), а также разрешалось допускать к занятиям вольноприходящих. Студенты изучали технологию приготовления лекарств, фармакогнозию, фармацевтическую химию, фармакологию, математику, физику, ботанику, химию и другие предметы. Практические занятия проводились в академической аптеке под руководством заведующего аптекой, который одновременно был сотрудником кафедры фармации. Процесс обучения завершался публичным экзаменом. По результатам экзамена студенты производились в гезе-ли первого, второго и третьего отделений (соответственно: наиболее способные, менее способные и малоуспевающие). Не успевающих в учебе учеников исключали «в первобытное состояние» и отсылали обратно в семинарии, а волонтеров исключали «для приискания себе другого рода жизни». После годичного пребывания на практике выпускники могли возвратиться в академию и сдавать экзамен на провизора. Впоследствии они имели право экзаменоваться на аптекаря - была высшая фармацевтическая степень того времени [2, 6, 10, 11].
В 1810 году были утверждены новые правила об экзаменах аптекарских учеников. Эти правила предоставляли право экзаменовать фармацевтов исключительно академии и университетам «по единообразным точным и ясным началам» и устанавливали 3 фармацевтических звания: гезель, провизор и аптекарь. Гезели первого и второго отделения после работы в аптеках в течение от 1 года до 3 лет и положительной аттестации имели право сдавать теоретический экзамен членам академической конференции и изготавливали лекарства в аптеке академии. Успешно сдавшим экзамен присваивалось звание провизора. По результатам полученных оценок они классифицировались как провизоры первого, второго и третьего класса. Для фармацевтов, проживающих вдали от университетских городов, была установлена система заочных экзаменов. Следует отметить, что правила 1810 года не требовали от поступающих на учебу в аптеку какого-либо общего образования, а поэтому
экзамены сводились преимущественно к контролю практических знаний по «практической части рецептуры, практической фармако-химии», а также «в искусстве составлять в лаборатории лекарства». Теоретическая часть экзамена включала «начальные основания естественной истории», под которыми значились ботаника, зоология и др. Экзамена по химии не было даже у провизоров [6]. Вопрос о недостаточной подготовке фармацевтов в России поднимался неоднократно. Так, Харьковский университет, обращаясь в Совет Московского университета по вопросу фармацевтического экзамена, спрашивал: «. Как же давать им дипломы на такое почетное звание, когда большая часть оных не училась в гимназиях». Профессор химии и фармации Рейс в докладной записке подробно доказывал Совету Московского университета значение химии для фармацевтического образования. Даже попечитель Московского учебного округа князь Оболенский и тот указывал на недостаточные знания гезелей и провизоров, которые «по своим занятиям составляют класс людей, весьма важных для благосостояния общества» [2]. Учитывая состояние дел подготовки фармацевтических кадров, Московский университет посылал доктора А. А. Иовского за границу специально для изучения интересующего вопроса.
А. А. Иовский в 1822 году с золотой медалью окончил Московский университет, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1843 году он возглавил кафедру лекарствоведения медицинского факультета. Он читал лекции по фармации, общей и аналитической химии, фармакологии, токсикологии и другим предметам. В 1828-1832 гг. издавал журнал «Вестник естественных наук и медицины», в котором специальный отдел был посвящен фармации - «Теория естественных наук и фармация». Журнал вел систематическую борьбу с лжеврачами, шарлатанами от медицины, с их недобросовестной рекламой лекарств.
Он считал важной необходимостью введения в медицину и фармацию элементов передовой химии того времени и придавал большое значение аналитической химии и особенно количественному анализу. Основные положения аналитической химии он изложил в работе «Химические уравнения с описанием различных спосо-
бов определить количественное содержание химических веществ». Он одним из первых в истории фармации стремился научно обосновать технологию приготовления лекарственных форм.
А. А. Иовский писал, что применение химических и естественнонаучных знаний открывает широкие возможности проявлять творческую инициативу при выборе и изготовлении лекарств. А.А. Иовский был патриотом русского народа и отечественной науки. В 1827 году он писал «... Итак, не примеры чуждых наций могут руководствовать нас в соревновании на поприще наук; слава успехов соотечественников наших удалит от нас и мысль подражания. ... Нация в крепости мужественного своего развития не требует образцов чужеземных» [12]. Аптекам в то время придавалось большое значение в деле лечения людей. Да это и понятно - предписание врача только тогда не будет пустым звуком, если будет приготовлено доброкачественное лекарственное средство. Профессор Трапп, основоположник современной фармации, в своё время говорил: «Состоя не один десяток лет профессором фармации в военно-медицинской академии, я всегда доказывал слушателям, студентам медицины и фармации настоятельную необходимость правильного, на научных основаниях, приготовления лекарств и теперь повторяю, что в деле врачевания фармация является главным орудием» [8, 13].
Эпидемия холеры в 1830-1831 гг. обнажила всю несостоятельность медицинского обеспечения населения страны. Правительство России вынуждено было принять меры для подготовки чрезвычайно необходимых стране медицинских и фармацевтических кадров.
18 декабря 1838 года были утверждены новые правила об экзаменах врачей и фармацевтов с характерным замечанием: «Испытание в естественной истории и физике ограничивается от экзаменуемого сведений в предметах, с врачебной наукой связь имеющих». По новым правилам от поступавших в аптеку учеников требовались знания в объеме 4 классов гимназии. Для гезелей и провизоров были установлены экзамены по минералогии, ботанике, зоологии, физике, химии, фармакогнозии, фармации, фармакологии. С этого года отменялись заочные экзамены, а к сдаче экзамена на звание провизора кандидаты
должны были прослушать двухгодичные курсы по фармации, фармакологии, ботанике и другим предметам в медико-хирургической академии или в Московском университете. С этого года на фармацевтическое отделение медико-хирургической академии стали принимать аптекарских помощников с тем, чтобы они, прослушав полный курс учебы, имели затем право сдавать экзамен на провизора. В 1839 году гезели обратились в Московский университет с просьбой о допуске их посещать лекции. Совет университета разрешил им посещать лекции по физике, ботанике, зоологии, химии, фармации и фармакологии. Следует отметить, что специальных учебных курсов подготовки провизоров тогда не было. Всего в 1839 году на курсах обучалось 29 фармацевтов, а в мае 1840 года 21 человек был допущен к экзаменам для получения звания провизора. После сдачи теоретического экзамена слушатели должны были приготовить по 4 препарата в присутствии профессора фармации. Для приготовления лекарств использовали атропин, морфин, соланин и другие вещества. Согласно литературным данным, с 1812 года по 1912 год в Московском университете выдержали экзамены 150 маги-стров,5097 провизоров, 6268 аптекарских помощников [1, 5, 11].
В 1845 году были утверждены новые правила сдачи экзаменов для фармацевтов, согласно которым была установлена ученая степень магистра фармации. Эти правила оставались почти без изменений до 1917 года. Ученая степень магистра фармации была введена вместо звания аптекаря. Ее получали провизоры после сдачи специального экзамена и публичной защиты подготовленной диссертации. При защите диссертации произносилась клятва фармацевта: «Принимая с глубокой признательностью права и преимущества, соединенные с даруемой мне ныне самою высшею фармацевтической степенью, я даю обещание в течение своей жизни не помрачить честь сословия, к которому принадлежу. Обещаю выполнять добросовестно все сопряженные с званием аптекаря обязанности: отпускать только доброкачественные лекарства; врачебные средства, не введенные в таксу, отпускать по умеренной цене и по возможности облегчать бедным приобретение лекарств, продавая их ниже таксы. Обещаю продолжать заниматься фармаци-
ей и химией и всеми силами способствовать совершенствованию этих наук» [6].
Диссертационные работы были посвящены актуальным вопросам лекарствоведения и фармацевтического анализа. Провизор Н. Д. Купцис защитил работу по теме «О вредных свойствах нефти и её продуктов на рыб и животных»; провизор К. Х. Купче - «К вопросу о химической распознаваемости первой стадии разложения соленого трескового масла»; Л. Чека-нович - «К вопросу разложения строфантина в организме при отравлении им»; М. Шишко - «О белене и её составных началах», в которой доказал несовершенство методов изготовления и определения количественного состава действующих веществ, содержащихся в белене и др.
Магистр фармации обязательно должен был знать какой-либо иностранный язык. Он приобретал право почетного потомственного гражданства и мог при защите второй ученой работы получить степень доктора фармации [12, 14].
В 1879 году фармацевтическое отделение в военно-медицинской академии было упразднено. За 71 год своей деятельности было подготовлено 395 фармацевтов разного уровня. Профессорский состав академии с одновременным обучением фармацевтов участвовал в приеме экзаменов у соискателей, приезжающих в академию для получения фармацевтических званий. С 1813 по 1881 г. из соискателей, прошедших обучение вне академии, получили звание гезеля 1327 человек, звание провизора - 460, 32 человека были удостоены звания магистра фармации [6].
В 1888 году Медицинский совет признал право женщин на фармацевтическое образование. Лицам женского пола разрешили поступать в качестве учениц в аптеку, а затем экзаменоваться на звание гезеля с последующим получением звания провизора. Следует отметить, что это право было предоставлено с рядом оговорок: в аптекарские ученицы могли поступать лица женского пола, имеющие общее образование в объёме 4 классов мужской гимназии; аптекам, принимающим учениц, не разрешалось иметь учеников; экзамены для получения фармацевтического звания они должны были сдавать в университете или в военно-медицинской академии. Кроме того, для подготовки к экзамену на звание помощника провизора в распоря-
жение женщин не предоставлялись университетские аудитории и лаборатории и они должны были готовиться частным образом. Следует отметить, что эти оговорки и тяжелые условия аптечной работы сильно ограничили возможность поступления женщин на учёбу и оттолкнули многих от фармацевтической деятельности. К началу 1898 года в России было всего 29 женщин-фармацевтов, в том числе 3 провизора [15, 16].
В 1892 году медицинский департамент разрешил совместные занятия мужчин и женщин в аптеках, «но лишь при условии, чтобы женщины жили вне аптек и приходили в последние для занятий только днём» [16]. Это разрешение несколько увеличило число учениц в аптеках. Ситуация резко изменилась во время русско-японской войны. Большинство мужчин-фармацевтов были призваны в армию, с этого времени женщины получили свободный доступ в аптеки и их присутствие в аптеке считалось даже желательным.
Пионером школьной подготовки женщин-фармацевтов в России была А. Б. Лес-невская - провизор-магистрант. Ей удалось открыть первую фармацевтическую школу для подготовки аптекарских помощников и первую аптеку, где ученицы проходили практику. В школу принимались лица, окончившие полный курс среднего учебного заведения. Большое внимание уделялось в процессе учебы практическим занятиям. Ученицы, не прошедшие курс практических занятий, не допускались к экзаменам. Пребывание в школе заменяло ученичество в аптеке. Окончившим учебный курс выдавалось свидетельство, дающее право сдавать экзамен на звание аптекарского помощника при медицинских факультетах университетов или в военнно-медицинской академии. За десять лет обучения было выпущено 199 фармацевтов, из них 14 сдали экзамены и получили звание провизора [11, 16].
К концу XIX века подготовка аптечных кадров велась в военно-медицинской академии, а также в Московском, Дерпт-ском, Харьковском, Казанском, Киевском университетах на провизорских курсах. Недостатком такого обучения было то, что учащиеся не были студентами, а считались вольнослушателями. Несмотря на отсутствие отдельных фармацевтических факультетов, уровень подготовки фармацев-
тов был высоким. Об этом свидетельствуют такие цифры. С 1845 по 1900 гг. звание магистра получили 300 человек, которыми были выполнены более 1000 научных работ: 747 - в области химии; 280 - по фитохимии; 106 - судебно-химических; 80 - по анализу лекарственных средств и другим научным направлениям [17].
Таким образом, подготовка фармацевтических кадров в России прошла путь от примитивного обучения аптекарскому делу в аптеках в XVI веке до аудиторий в Военно-медицинской академии и университетах в XIX веке, что позволило значительно повысить уровень их профессиональной подготовки.
SUMMARY
V. A. Kulikov TRAINING OF PHARMACEUTICAL STAFF IN RUSSIA IN THE XVI-XIX
CENTURIES
The article deals with the main stages of training of pharmaceutical staff in Russia in the XVI-XIX centuries.
Keywords: training, pharmaceutical staff, Russia.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левинштейн, И. Заготовка лекарственных трав в Московской Руси / И. Левинштейн // Вестник фармации. - 1928. -№ 2. - С. 82-84.
2. Зархин, И. Б. К истории фармацевтического образования в России / И. Б. Зархин // Фармация. - 1941. - № 4. - С. 4-5.
3. Левинштейн, И. Аптекарский приказ / И. Левинштейн // Вестник фармации. -1928. - С. 26-29.
4. Сало, В. М. Аптекарский приказ в первой половине XVII столетия / В. М. Сало // Фармация. - Медицина, 1975. - № 5. -С. 69-73.
5. Чирков, А. И. К истории развития военной медицины и военной фармации в русской армии до начала XVIII века / А. И. Чирков // Фармация. - 1985. - № 5. -С. 80-81.
6. Воронков, О. В. Из истории подготовки фармацевтических специалистов для армии в России / О. В. Воронков // Военно-медицинский журнал. - 2010. - № 8. -С. 77-85.
7. Афиногенов, И. И. Первая русская госпитальная аптека / И. И. Афиногенов,
B. П. Лапин, В. В. Сабина // Фармация. -1983. - № 4. - С. 82-84.
8. Шавцов, С. И. 250 лет первой русской военно-госпитальной аптеки/ С. И. Шавцов // Аптечное дело. - 1959. - № 3. - С. 74-78.
9. Ларин, И. А. Первая русская войсковая аптека / И. А. Ларин // Исторический очерк. - СПБ, 1911. - 42 с.
10. Семенченко, В. Ф. История фармации. Учебное пособие / В. Ф. Семенченко. -М.: ИКЦ «МарТ». - 2003. - 640 с.
11. Шавцов, С. И. Из истории первой в России фармацевтической школы/
C. И. Шавцов// Аптечное дело. - 1958. -№ 2. - С. 69-74.
12. Зархин, И. Б. Из прошлого отечественной фармации первой половины XIX века / И. Б. Зархин // Аптечное дело. - 1952.-№6. - С. 50-56.
13. Куликов, В. А. Обеспечение русских войск лекарственными средствами в XVI -XVIII веках / В. А. Куликов // Вестник фармации. - 2013. - № 1. - С. 73-77.
14. 250 магистров фармации, выпущенных из стен аптек. - Фармация. - 1901. -№ 45. - С. 25.
15. Борисовская, С. Ю. Из истории научной фармацевтической деятельности женщин / С. Ю. Борисовская // Аптечное дело. - 1947. - № 3. - С. 28-32.
16. Сидорков, А. М. Возникновение и развитие женского фармацевтического образования в России / А. М. Сидорков // Аптечное дело. - 1957. - № 4. - С. 59-62.
17. Коротева, Н. Н. Становление и развитие фармацевтического образования в России в XVI-XX вв. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. dissercat|content|podgotovka-spetsialistov-vysshei-kvalifikatsii-v-oblastifarmatsii-v-rossiivXIXveke. - Дата доступа: 14.10.2016 г.
Адрес для корреспонденции
210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра фармацевтической химии с курсом ФПК и ПК, тел. раб.: 8(0212) 64-81-34, Куликов В.А.
Поступила 19.10.2016 г.