Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя начальных классов к работе в поликультурной образовательной среде: компетентностный подход'

Подготовка будущего учителя начальных классов к работе в поликультурной образовательной среде: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCE APPROACH / INNOVATIONS IN EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомякова Э.В.

В статье освещена проблема формирования поликультурной компетенции в поликультурном образовательном пространстве школы, которая является одной из проблем педагогической теории и практики. Уточнены основные направления реализации комплексного подхода к подготовке учителя начальных классов. На примере компетентностного похода к подготовке будущего учителя в процессе изучения межпредметной дисциплины «Поликультурное образование» обозначена миссия современного образовательного пространства. Особое внимание уделено новым направлениям исследования в педагогической теории и образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомякова Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing the future primary school teacher to work in a multicultural educational environment: competence approach

The article highlights the problem of the formation of multicultural competence in the multicultural educational space of the school, which is one of the problems of pedagogical theory and practice. The basic directions of realization of the complex approach to preparation of the teacher of initial classes are specified. On the example of the competency approach to the preparation of the future teacher in the process of studying the interdisciplinary discipline «Multicultural Education», the mission of the modern educational space is designated. Particular attention is paid to new areas of research in pedagogical theory and educational practice.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя начальных классов к работе в поликультурной образовательной среде: компетентностный подход»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 3, 2018: 480-487

Подготовка будущего учителя начальных классов к работе в поликультурной образовательной среде: компетентностный подход

Э.В. Хомякова

Московский государственный областной университет

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А

Moscow State Regional University

Radio str., 10А, Moscow 105005 Russia

e-mail: emma.3446@yandex.ru

Ключевые слова: будущий учитель начальных классов, поликультурная образовательная среда, компетентностный подход, инновации в образовании, профессиональная подготовка.

Key words: future primary school teacher, multicultural educational environment, competence approach, innovations in education, vocational training. Резюме: В статье освещена проблема формирования поликультурной компетенции в поликультурном образовательном пространстве школы, которая является одной из проблем педагогической теории и практики. Уточнены основные направления реализации комплексного подхода к подготовке учителя начальных классов. На примере компетентностного похода к подготовке будущего учителя в процессе изучения межпредметной дисциплины «Поликультурное образование» обозначена миссия современного образовательного пространства. Особое внимание уделено новым направлениям исследования в педагогической теории и образовательной практики.

Abstract: The article highlights the problem of the formation of multicultural competence in the multicultural educational space of the school, which is one of the problems of pedagogical theory and practice. The basic directions of realization of the complex approach to preparation of the teacher of initial classes are specified. On the example of the competency approach to the preparation of the future teacher in the process of studying the interdisciplinary discipline «Multicultural Education», the mission of the modern educational space is designated. Particular attention is paid to new areas of research in pedagogical theory and educational practice. [Khomyakova E.V. Preparing the future primary school teacher to work in a multicultural educational environment: competence approach]

Методологической основой современных концепций поликультурного образования является компетентностный подход к подготовке учителя. Под компетенцией в самом общем виде понимается «социальное требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных

ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и практического опыта, необходимых для осуществления личностно и социально значимой деятельности». Освоенные человеком компетенции формируют его компетентность в какой-либо сфере. Современный учитель должен обладать знаниями о культурном многообразии мира, рассматривать культурные различия как источник общественного прогресса и самосовершенствования личности учащихся; уважительно относиться к родной культуре школьников, создавать условия для формирования у них интереса к другим культурам, иметь развитые умения и навыки межкультурного общения и взаимодействия. Учитель должен обладать культурной отзывчивостью, которая позволяет не только воспитывать школьников в духе миролюбия и уважения к другим культурам и их носителям, но и учитывать социокультурный опыт учеников при создании в детском коллективе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Учитель должен уметь взаимодействовать с семьями культурно отличных детей, что повысит интерес у родителей к школьной жизни и даст им более четкое представление о роли их детей в школьном коллективе (Балицкая, 2003).

Следовательно, компетентность учителя в сфере теоретических и прикладных аспектов поликультурного образования, овладение эффективными способами осуществления межкультурного взаимодействия с участниками образовательного процесса на гуманистической основе позволяет будущим педагогам успешно решать задачи формирования ученического коллектива в современной культурно разнородной среде (Лазарев, Москвина, Курбатова, 2018).

Практика показывает, что основными направлениями реализации комплексного подхода к подготовке учителя является:

1. Аппробация различных внедрения идей поликультурного образования в содержание профессиональной подготовки учителей: в виде отдельных учебных дисциплин («Поликультурное образование», «Основы межкультурной коммуникации» и др.); образовательных модулей; парциальной

модели, когда идеи поликультурного образования рассредоточены в содержании различных дисциплин профессиональной подготовки.

2. В практиках на занятиях преподаватели анализируют со студентами современные социокультурные реалии и создают педагогические ситуации, которые дают возможность развивать у будущих учителей готовность к конструктивному взаимодействию с учащимися, их семьями, общественными организациями, ориентирующимися на различные культурные ценности, имеющими разные религиозные и политические убеждения. Использование на занятиях проблемного обучения, методов анализа конкретной социокультурной ситуации, аналогии, сравнения и обобщения, социального проектирования и конструирования позволит сформировать у студентов способность критически оценивать социокультурные процессы и явления и на этой основе сформировать собственное знание о социокультурных группах, преодолевать существующие стереотипы.

3. Свою компетентность в сфере поликультурного образования будущие учителя повышают в процессе разработки и осуществления на практике социально-полезных дел, направленных на утверждение в обществе социального равенства и культурного многообразия, рефлексии по поводу проделанной работы; проведения учебно-исследовательской и творчески-поисковой работы.

4. Кроме того, во многих российских вузах создаются культурные центры. Участие в деятельности таких центров предоставляет студентам возможность более глубоко знакомиться с культурами народов России и мира, формировать способность к осознанному выбору культурных ценностей на основе собственной культурной идентичности, преодолевать культурные стереотипы, воспитывать уважительное отношение к культурным различиям. Поисковая и культуротворческая работа в культурных центрах ставит студентов в позицию субъектов культуры, учит согласовывать свои ценности с ценностями других людей, ценить культурное многообразие, развивать умения межкультурного общения (Гукаленко, 2003; Краевский, Хуторской, 2007).

Сказанное проиллюстрируем на примере компетентностного похода к подготовке будущего учителя в процессе изучения межпредметной дисциплины «Поликультурное образование», которая включена в качестве компонента базовой (общепрофессиональной) части в профессиональный цикл Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 - «Психолого-педагогическое образование», квалификация «бакалавр». В некоторых вузах эта дисциплина включена в содержание профессионального образования педагога в качестве факультативного предмета.

Изучение данной дисциплины формирует у студентов следующие компетенции учителя:

- способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;

- способность осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития детей и молодежи в современной России и в мире;

- способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий;

- готовность обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития личности обучающегося в образовательном учреждении;

- способность осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития обучающихся. В соответствии с указанными компетенциями целью изучения дисциплины «Поликультурное образование» в вузе является развитие у студентов готовности к проектированию содержания поликультурного образования и творческому использованию современных методов, технологий поликультурного образования во взаимодействии с участниками образовательного процесса с учетом их социокультурных особенностей и потребностей российского полиэтнического и поликонфессионального общества.

Данная цель реализуется в следующих задачах дисциплины (Супрунова, Свиридченко, 2013):

- раскрыть поликультурное образование как социокультурный и педагогический феномен;

- познакомить студентов с концептуальными подходами российских и зарубежных ученых к реализации идей поликультурного образования в образовательных учреждениях; - охарактеризовать основные направления содержания поликультурного образования в образовательных учреждениях;

- сформировать готовность к развитию творческих возможностей каждого ребенка с учетом его индивидуальных и социокультурных особенностей;

- развивать у будущих педагогов способность к проектированию гуманной поликультурной среды;

- создать условия для овладения будущими педагогами технологиями поликультурного образования в целях формирования у школьников межкультурной компетенции как способности к продуктивной жизни и деятельности в многокультурной среде.

Однако, только высококомпетентный в сфере поликультурного образования педагог способен формировать межкультурную компетентность в своих воспитанниках. Отечественные педагоги рассматривают межкультурную компетенцию школьников как совокупность знаний, навыков и умений, необходимых для достижения взаимопонимания между коммуникантами. Известный специалист в области поликультурного образования Дж. Бэнкс межкультурную компетенцию понимает, как «знания, отношения и практические умения, необходимые для функционирования в разнообразном культурном окружении». Сформированная межкультурная компетентность позволяет детям и подросткам сотрудничать, устанавливать дружеские отношения в ученическом коллективе, а затем осуществлять продуктивную жизнедеятельность в многокультурном мире.

Автор в структуре межкультурной компетенции выделяет аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Основными составляющими аффективного компонента являются эмпатия и толерантность. В основе когнитивного

компонента лежат знания о родной культуре и культуре других народов. Поведенческий компонент предполагает развитые навыки общения и взаимодействия с представителями различных культур.

Кроме того, можно выделить пятое направление:

В советской школе накоплен ценный опыт интернационального воспитания учащихся. Клубы интернациональной дружбы, фестивали, спортивные состязания, путешествия, экскурсии, совместный отдых детей и подростков разных народов, населяющих Советский Союз, формировали добрые, человеческие межнациональные отношения. Однако закрытость советского общества несколько ограничивала интернациональное воспитание молодежи рамками, хотя и самой большой в мире, но все же одной страны.

Глубокие изменения в мире и российском обществе требуют новых походов к поликультурному образованию при условии творческого освоения опыта интернационального воспитания. Это означает, что данный опыт необходим сегодня для решения задач поликультурного образования и гармонизации взаимоотношений в ученическом коллективе разработаны и используются в образовательной практике компенсаторные программы и переходные курсы, инклюзивное образование, билингвальное обучение, методы рассказа, беседы, диспута, привлекается личный опыт самих учеников.

При этом учителям следует использовать потенциал всех учебных дисциплин для формирования у школьников межкультурной компетенции, опираться на межпредметные связи в решении задач поликультурного образования. Такие предметы, как литература, мировая художественная культура, история, музыка, иностранный язык помогают школьникам осознать достижения культурного и духовного развития не только своего народа, но и народов мира. Во внеурочной деятельности учителя используют такие формы воспитательной работы, как конкурсы, деловые и ролевые игры, тренинги, драматизацию, фестивали, праздники, выставки изделий народных промыслов, научно-практические конференции и др. Следует шире вовлекать учащихся и педагогов в совместную общественно-полезную деятельность по реализации практико-

ориентированных образовательных, культурных и социальных проектов, в ходе выполнения которых, создаются реальные предпосылки для развития у его участников толерантности, воспитания уважительного отношения к культурным различиям людей, понимания и принятия другой культуры, формирования гражданской идентичности.

Особое место занимает выпуск учебной литературы, атласов по поликультурному образованию, куда входят материалы о народных героях, национальных традициях, достопримечательностях региона, этнических праздниках.

Межкультурная компетентность школьников может формироваться спонтанно в результате повседневного практического опыта, приобретенного в ситуациях межкультурных контактов. К примеру, в детском коллективе, то большую помощь в решении задач поликультурного образования школьников могут оказать психологи и школьные психолого-психологические службы по диагностированию и мониторингу проблем, связанных с культурным многообразием классных и школьных коллективов.

Вместе с тем, как показывает практика, необходимым направлением на уровне поликультурного образования должна стать переподготовка педагогических кадров. На курсах повышения квалификации следует более широко знакомить слушателей с опытом решения этой проблемы в других регионах России и зарубежных странах, развивать у педагогов стремление к творческому и критическому использованию позитивного опыта поликультурного образования за рубежом и в отечественных образовательных учреждениях. Доказывать необходимость реализовывать педагогический процесс с позиций диалога культур, отражающего культурное многообразие российского общества.

Таким образом, проблема формирования поликультурной компетенции в поликультурном образовательном пространстве школы сегодня является одной из проблем педагогической теории и практики. В процессе профессионального образования учитель должен быть подготовлен к ее решению.

Э.В. Хомякова / E.V. Khomyakova ЛИТЕРАТУРА

Балицкая И.В. 2003. Поликультурное образование: учебное пособие. Южно-Сахалинск: СахГУ. 60 с.

Гукаленко О.В. 2003. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс. 512 с.

Краевский В.В., Хуторской А.В. 2007. Основы обучения: дидактика и методика. М.: Академия. 352 с.

Лазарев М.А., Москвина А.С., Курбатова Н.В. 2018. Формирование коллектива первоклассников в учебной деятельности. - Современные наукоемкие технологии. № 7: 199-203.

Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. 2013. Поликультурное образование. М.: Академия. 240 с.

Получена / Received: 17.09.2018 Принята/Accepted: 01.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.