логии». Анализ «игровой» научной литературы представляет особый интерес. Он лежит на стыке научной и художественной критики.
Изменение внешних форм и социальных функций игры не может не влиять на характер научной рефлексии об игре и на отношение к ней научной общественности. В середине XIX века ученые застали игру и профессионализации. Игра представлялась деятельностью либо детской, либо развлекательной, четко ограниченной от техники, познания, общественно-политической жизни. На игру смотрели как на забаву. Но интенсификация сфер общественно-политической и экономической жизни привели к осознанию глубокого родства игры и деловой научно-познавательной конструкторской и управленческой деятельности.
Сближению игровых иррационально-научных методов познания способствовал и ряд факторов, действовавших в рамках самой науки. Речь идет об интеграции наук, сближении научных и художественных форм познания, развитии систематического подхода и общей методологии деятельности.
Практика показала, что для исследования взаимодействия сложных самоорганизующихся систем игровые модели наиболее адекватны. В связи с изменением целей и задач научного анализа стало меняться и представление об игре. Понятие игры сегодня широко используется в математике, экономике, кибернетике, став одной из самых значимых общенаучных категорий. При этом обозначились специфические онтологические и гносеологические аспекты этого понятия.
Что касается онтологического плана, то игра представляет собой один из динамических состояний системы или вид внутрисистемной или межсистемной коммуникации. В гносеологическом плане игру можно рассматривать как метод исследования, ясно формирующий проблемы, познавательные приемы, как количественные и математические модели и методы.
Специальные игровые модели и игровые сценарии стали создаваться для исследования сложных систем и многофакторных проблемных ситуаций. С помощью таких моделей изучается взаимоотношения человечества и природы, организма и среды, государств, экономическая конъюнктура, биосферные процессы. Использование игровых сценариев в глобальных исследованиях возможно потому, что человеческий разум плохо приспособлен к оперированию одновременно многими параметрами. Привычное прослеживание линейных причинно-следственных связей между явлениями оказалось непригодным для изучения систем, поведения которых определяется одновременно многими факторами почти одинаковой силы. С другой стороны, изобретение быстродействующих ЭВМ позволило построить математические модели таких систем и работать с ними.
Необходимо ответить, что сближение игры с познанием способствовало изменение представлений о структуре и целях самого познавательного процесса. Еще в прошлом познание не редко понималось как нечто самодовлеющее и независимое от других форм деятельности, а сегодня стало ясно, что оно есть элемент более широкой системы деятельности, включающей в себя также ценно-стно-ориентационные, прогностические, проектировочные и управленческие элементы.
Сближению общего облика науки с игровой деятельностью соответствует практическое превращение некоторых звеньев научно-познавательного процесса в особого рода игры. Из них наиболее известны две - синектика и «браиншторминг» («мозговая атака»). Познавательная ценность игры не исчерпывается перечисленными возможностями и методами. По-видимому, могут быть созданы игровые модификации всех этапов научного исследования. Во всяком случае, обдумать такие возможности всегда полезно.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Барт, Р. Фрагменты речи влюблённого / Р. Барт. - М.: Ad Ма^тет, 1999. - 432 с.
2. Бряник, Н.В. Введение в современную теорию познания / Н.В. Бряник. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 288 с.
3. Гадамер, Г.-Г. Игра искусства: пер. с нем. А.В. Явецкого // Вопросы философии. - 2006. - № 8. - С. 164-168.
4. Игра как прием текстопорождения: монография / под ред. А.П. Сковородникова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. - 341 с.
5. Хейзинга, Й. Человек играющий / Й. Хейзинга; сост., пер. и предисл. Д. Сильвестрова; комм. Д. Ха-ритоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.
УДК 371 ББК 85.31р
Г.М. Четверикова
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций будущего учителя музыки в классе фортепиано.Подчеркивается необходимость использования
комплекса методов и приемов будущего специалиста с учетом его музыкального развития, потребностей и профессиональной направленности.
Ключевые слова. Реализация регионального компонента, инструментальное обучение, фортепианная подготовка, музицирование, исполнительская деятельность, методика интенсивного обучения.
G.M. Chetverikova
PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF MUSIC FOR THE IMPLEMENTATION OF A REGIONAL COMPONENT IN THE PROCESS OF INSTRUMENTAL LEARNING
Abstract. Article is devoted a formation problem about-fessionalnyh competences the future teacher of music in a piano class. Necessity of use of a complex of methods and receptions of the future expert taking into account its musical development, requirements and a professional orientation is underlined.
Key words. Implementation of the regional component, tool training, piano preparation, playing music, performing activity, a technique of intensive training.
Процесс модернизации системы высшего профессионального образования на современном этапе обусловливает поиск эффективных путей обучения и предъявляет высокие требования к будущему учителю музыки. Вследствие этого возрастает роль общекультурной и специальной подготовки студента педагогического вуза, направленной на развитие его профессиональных умений и навыков. Важное место среди дисциплин в обучении будущего учителя музыки занимает класс основного музыкального инструмента. Это означает, что специалист, овладевающий профессией, должен обладать высоким уровнем профессиональных компетенций в области игры на музыкальном инструменте, широким культурным кругозором, развитым художественно-эстетическим мышлением. Педагоги-музыканты должны иметь определенный уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательского воздействия на обучающихся, быть хорошо подготовленными в области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого необходимо знать психологические и возрастные возможности детей в области музыкального восприятия.
Нормативные документы Министерства образования и науки РФ, статья 29 Закона «Об образовании» предусматривают введение регионального компонента Государственного образовательного стандарта в школах и при подготовке специалистов в ВУЗах. Одним из средств обновления содержания музыкального образования может стать современная детская музыка Донских композиторов.
Ориентация на освоение музыки ХХ - XXI вв.приобретает особое значение в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки, который призван решать в своей практической деятельности важную задачу приобщения детей и юношества к творчеству современных композиторов.
Очевидно, что изучение в общеобразовательной школе современной детской музыки должно проходить наравне с классической, т.к. без этих знаний не сложится реальное представление о музыкальной культуре в целом. Формирование знаний в области классической и современной музыки, может стать надёжным фундаментом в музыкальном развитии и совершенствовании художественного вкуса школьников.
Особенно важно сформировать у детей не только общее представление о музыке, обогащая его от класса к классу историческим и общеэстетическим материалом, но и целостное представление об отдельных пластах музыкального искусства. Очевидно, что, с одной стороны, оно должно отвечать запросам современных детей, а с другой стороны, способствовать музыкальному развитию и, в результате, формированию музыкальной культуры школьников. Такой сферой музыкального искусства, на наш взгляд, является современная детская музыка Донских композиторов.
Перед школой стоит задача - повысить интерес к духовной культуре родного края. История Донского края - замечательная кладовая веками создаваемой духовной культуры, из которой дети могут черпать большой объем знаний о Родине, о месте, где человек родился, где живет, учится, работает, где веками жили его деды, прадеды; могут усвоить сведения о природно-географичес-ких, культурологических, экономических, особенностях региона. Все это способствует осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своей исторической Родины, помогает расширению кругозора и, безусловно, служит формированию у школьников общечеловеческих ценностей: нравственных, интеллектуальных, и эстетических чувств.
Начальный этап общего и профессионального музыкального воспитания не обходится без так называемой "детской музыки", то есть написанной с расчетом на возможности детского восприятия и исполнения. Изменения в окружающем мире находят в ней отражение, поскольку она является отражением действительности. Однако в музыкальной педагогике проблема специфики восприятия детской музыки в целом и современной детской музыки в частности пока не нашла глубокого исследования. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, в школы российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят.
Успешность проведения работы по внедрению современной детской музыки Донских композиторов в школе во многом зависит от организации подготовки к ней будущих педагогов-музыкантов в вузе. Процесс введения регионального музыкального материала в программу предмета «Музыка», встречает серьезные затруднения, связанные с неразработанностью данного вопроса, как в теоретическом, так и в методическом отношении. При этом сам музыкальный материал остается неисследованным. Поэтому, в настоящее время деятельность учителя музыки (целесообразность которой обусловлена тенденциями регионализации общества) становится актуальной сферой для совершенствования его профессиональной подготовки.
В области музыкальной педагогики проблемы музыкально-эстетического развития рассматривались в исследованиях таких педагогов-музыкантов, как Г.М. Цыпин, Б.В. Асафьев, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, Ю.Б. Алиев, Н.А. Ветлугинаи др., работы по теории и истории ре-гионалистики, психолого-педагогические исследования по реализации национально-регионального компонента в практике образования - И.А. Шоров, И.А. Арабов, Г.Н. Волков, В.Я. Стоюнин, В.К. Шаповалов.
Использование на музыкальных занятиях региональной музыки призвано решать серьёзные задачи, о которых говорилось выше.
Однако в этой связи возникают противоречия между:
- признанием необходимости использования детской музыки донских композиторов, как средства музыкального развития на уроках музыки и недостаточно результативным ее внедрением в практику школы;
- потребностью общеобразовательных школ в усовершенствовании музыкально-эстетического воспитания в процессе реализации регионального компонента и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогических исследованиях.
Как бы ни были дороги и близки людям шедевры прошлого, музыкальное искусство, как и любое иное искусство, находится в процессе постоянного обновления, поскольку является по природе своей отражением действительности. Это относится и к музыке, создаваемой специально для детей. Если ее образная сторона претерпевает не столь существенные изменения, то сторона музыкального языка находится в достаточно заметном постоянном обновлении. Отсюда и важность развития у детей способности к восприятию современных средств выразительности в области лада, мелодии, ритма, гармонии. Различные по своей образно-выразительной задаче, эти средства дополняют друг друга, составляя диалектическое единство и вызывая целостное художественное восприятие.
Особенности восприятия современных произведений определяются, прежде всего, спецификой музыкального языка, средствами его художественной выразительности. Как показывают наблюдения, "замедленная" подготовка детей к слушанию современной музыки часто исходит от педагога, стремящегося воспитывать музыкальный вкус ребенка на примерах, прежде всего, классического искусства. Однако, как справедливо подмечено Л.А. Баренбоймом, ..."без практического усвоения разных по стилю образцов музыкальной классики не понять и современной музыки. С другой же стороны, без знания современной музыки не найти и убедительной для современного восприятия трактовки музыкальной классики" [3, 204].
Среди причин, препятствующих процессу освоения новой музыки, серьёзную проблему представляет определенная инерция музыкального сознания, порождаемая всей существующей общественно-музыкальной практикой. По словам Б.В. Асафьева, причиной инертного восприятия нового в музыке является консервативность слуха воспринимающей "общественной среды" [2, 45].
Музыкальная педагогика активно формирует вкусы и эстетические идеалы подрастающего поколения. Однако, постоянный контакт с музыкой прошлого фиксирует музыкальное сознание на определенном круге интонаций и образов, способствует созданию стереотипа музыкального восприятия и мышления. Так обстоит дело в общеобразовательных школах, где современная музыка используется в довольно скромном объеме.
Вузовские учебные программы также основываются преимущественно на музыкальной классике, недостаточно ориентируют студентов на восприятие музыки нашего времени. Современная музыка представляется основной массе обучающихся как нечто совершенно новое, малопонятное, не имеющее ничего общего с привычным миром классики. Однако причины этого носят
не только социально-психологический, но и педагогический характер. Слушатель оказывается не в состоянии воспринимать современную музыку не потому, что не обладает для этого определенными способностями, а потому, что его не научили это делать. Иными словами, та инерция музыкального сознания воспринимающей среды, на которую одним из первых обратил внимание Б.В. Асафьев, явилась следствием известного традиционализма, свойственного музыкальной педагогике на всех этапах обучения.
В исследованиях, посвященных исполнительской деятельности учителя музыки, Л.Г. Ар-чажникова существенное внимание уделяет инструментальной подготовке. Автор утверждает, что «овладение навыками исполнительской и концертмейстерской деятельности детерминировано спецификой профессии педагога общеобразовательной школы» [1, 15]. Действительно, говоря об исполнительской функции учителя, следует подчеркнуть, что речь идет не об исполнении "вообще", а об исполнении для детей (игра должна быть яркой, образной, эмоциональной, в постоянном контакте с классом). Особенности музицирования на уроке в общеобразовательной школе вызывают необходимость находить эмоциональный контакт с детской аудиторией при помощи особой, подчеркнуто-выразительной, «утрированной» манеры игры учителя, а также умения фрагментарно исполнять музыкальные произведения или исполнять определенные их части.
В деятельности учителя-музыканта работа над современным музыкальным произведением имеет свои особенности. Разучиваемое произведение рассматривается как материал, как средство эстетического воспитания школьников. Верная интерпретация его нужна постольку, поскольку она обусловливает полноценность восприятия музыки детьми.
Специфика работы учителя музыки содержит свои, отличающиеся от других видов исполнительской деятельности, особенности. Музицирование на уроке в общеобразовательной школе проявляются в таких специфических умениях, как:
• фрагментарное исполнение музыкальных произведений или исполнение определенных частей;
• проигрывание отдельно мелодии, в результате чего мелодия будет воспринята школьниками в своем подлинном виде и, несомненно, ярче будет представление о фактурных особенностях произведения (например, регистрового и ритмического соотношения мелодии и аккомпанемента.
Одним из методов, способствующих проявлению и формированию творческих качеств, является метод эскизного изучения произведений. Он заключается в том, что произведение не обязательно выучивать наизусть, исполнение его не доводится до возможного совершенства, а приостанавливается несколько раннее. «При эскизном разучивании на первый план выдвигаются те умения, которые необходимы учителю музыки при работе в школе: это - прежде всего, умение понять содержание произведения в целом, постичь его художественный смысл и, по возможности, выявить средства музыкальной выразительности. Такой вид работы будет способствовать значительному расширению репертуара и музыкального кругозора учителя, обогащению его исполнительского опыта» [1, 18].
Предпочтительно развивать технические возможности студентов на яркой, выразительной музыке, даже постановку рук отрабатывать не на «голых» упражнениях, а на пьесах, ставя перед ними, в качестве первоочередной задачи, создание и воплощение художественного замысла. Тем самым можно добиться творческого, образно-эмоционального отношения к работе над исполнительской техникой. Работа в классе основного музыкального инструмента здесь нацелена не на совершенствование концертно-исполнительских умений и навыков , а на освоение универсальных навыков, обусловленных деятельностью учителя музыки в школе.
Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако, не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут известны во всё мире, так как наши дети должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на наш взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Итак, мы обратимся к творчеству выдающихся композиторов Дона. Талантливая плеяда Донских композиторов, в составе которой А.П. Артамонов, В.С. Ходош, В.Ф. Красноскулов, А.С. Матевосян, А.А. Хевелев, Г.М. Ба-лаев, С.А. Халаимов, является авторами таких замечательных фортепианных произведений, как «Пять фортепианных миниатюр», «Детский фортепианный альбом», «Эскизы», множества детских песен, одна из них «С добрым утром, любимый Ростов!» и т. д., а также фортепианных пьес «Тайны стрекоз», «Избушка на курьих ножках», «Заводные часы», «Метелица» (А.П. Артамонов), сюит «Красная шапочка» (В.С. Ходош), двух сонат, более ста отдельных инструментальных пьес (В.Ф. Красноскулов), «Страна буквария» для голоса и фортепиано на стихи Н. Костарева, сказок, облаченных в песенки для фортепиано. (А.С. Матевосян), сюит «Древняя Русь» и «Витражи Шагала», четырех фортепианных циклов, трех сонат, концерта для фортепиано (А.А. Хевелев), инструментальных пьес с джазовыми элементами (Г.М. Балаев), детских сонатин, вариаций и пьес для фортепиано, романсов и пьес для фортепиано, романсов и песен: «Черный кот», «Ксюшин зуб», «Хочу конфет», в том числе более двухсот песен, романсов для детей, написанных в творческом
содружестве с поэтами дона - сборник «Ростовский вальс» (С.А. Халаимов). Музыка донских композиторов отличается уникальностью и разнообразием форм, музыкальных жанров, тем, образов и творческих находок. Язык современников в меру демократичен и доступен даже самым маленьким детям и подросткам.
Музыкально-эстетические и педагогические принципы жанра «детской музыки», нашедшего воплощение в творчестве Донских композиторов отличает выпуклая, почти зримо ощутимая образность музыкальной ткани, лаконичность и четкость музыкальной формы, предельная конкретность выразительных средств музыкального языка, доступность инструментального изложения. Для детей наиболее близки темы и образы сказочных персонажей, животных, по-детски воспринимаемые зарисовки природы, игрушки, игры - все это мир, окружающий ребенка. Отсюда и важность развития у детей способности к восприятию современных средств выразительности в области лада, мелодии, ритма, гармонии. Различные по своей образно-выразительной задаче эти средства дополняют друг друга, составляя диалектическое единство и вызывая целостное художественное восприятие.
При этом следует заметить: из своеобразия детской музыки Донских композиторов органично вытекает педагогическая задача овладения определёнными приёмами фортепианной игры. Помимо ладового своеобразия современной детской музыки Донских композиторов, ей присущи характерные ритмические фигуры, разнообразные размеры, переменный метр. Определённую трудность представляет обилие мелкой техники, что вызывает необходимость поиска технических упражнений и так называемых «произведений-спутников», которые помогают в решении технических задач.
Преодоление стереотипа музыкального мышления в массовом и индивидуальном сознании становится актуальной задачей современной педагогической науки и практики. В силу временной природы музыки, закономерности и логика развития ее ладовых, мелодических, гармонических и ритмических факторов, раскрывается благодаря непрерывному сопоставлению, сопряжению реально звучащего в данный момент какого-либо звукового элемента с целой системой представлений. Интонирование скрытых связей логики развития произведения, нахождение необходимых элементов выразительности современного музыкального языка, выделение важнейших драматургических опор, то есть все стороны процессов музыкального познания требует умения аналитического изучения произведения.
Интерпретация современного музыкального сочинения представляет собой комплексную проблему. Одна из самых важных ее сторон, определяющих сложность и затрудненность восприятия музыкального текста, связана с отсутствием стилевых моделей в слуховом представлении интерпретатора. Образцы современной фортепианной музыки далеко не всегда получают фиксированное звуковое воплощение.
Каждая эпоха создаёт свой музыкальный язык, рождает обширный круг новых музыкальных интонаций, по-новому переосмысливает старые музыкальные средства. Конкретный текст музыкального произведения служит материалом и для грамматического и для семантического анализа. И в той и в другой сфере требуется выполнение двух операций: выделение деталей, единиц. Элементов, из которых строится целое, мотивы, фигуры - «выражения», «метафоры».
Музыкальное образование в высшем звене призвано не только вооружить студента соответствующими профессиональными умениями и навыками, но и активно способствовать формированию его художественного вкуса, направить его внимание на то ценное и перспективное, что есть в современной региональной музыкальной культуре. Проблема «внедрения» современной музыки в систему музыкально-теоретического образования особенно актуальна, так как её изучение связано с формированием и воспитанием музыкального мышления, осознанного отношения к организации музыкального материала с позиций содержания и формы и, следовательно, способствует более глубокому постижению музыкального искусства.
Изучение современной региональной музыки призвано расширять музыкальный кругозор, обогащать палитру художественного освоения средств музыки, понимать ее язык, повышать эстетический уровень студентов с тем, чтобы иметь в конечном итоге верное суждение о музыкальном искусстве нашей малой Родины, выносить правильные оценки музыкальным произведениям и избегать тех ошибок, которые неизбежны при незнании и неслышании нового в музыке.
Процесс освоения современного музыкального языка как один из возможных аспектов в решении этой проблемы требует сознательного отношения к нему со стороны педагогов и рассмотрения его как необходимой составной части всего профессионального образования педагога-музыканта в вузе.
Особенно важно, чтобы будущие педагоги-музыканты хорошо представляли себе языковые особенности музыки отдельных Донских композиторов - интонационнный строй, жанровые истоки, связи с народной интонацией. Каждое исполняемое в инструментальном классе произведение должно рассматриваться с той точки зрения, какое место оно может занять в школьной работе.
Таким образом, совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя музыки на основе моделирования процесса введения детской музыки Донских композиторов в программу предмета «Музыка» в условиях инструментального обучения отвечает запросам регионального характера развития общества и образования, вносит весомый вклад в стоящую сейчас проблему сохранения культуры как местного музыкального наследия, так и всей страны в целом.
Жанр современной детской музыки Донских композиторов представляет собой многогранный музыкальный феномен, ярко раскрывающийся в разнообразных аспектах своего существования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арчажникова, Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л.Г. Арчажникова. - М., 1986. - 25 с.
2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - СПб., 2009.
3. Баренбойм, Л.О музыкально-педагогическом репертуаре // За полвека: очерки статьи материалы. -СПб., 2009.
4. Критская, Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема // Теория и методика музыкального образования детей / / Л.В. Школяр и др. - М., 2009.
УДК 323.28 ББК 66.4(0),3
В.С. Шаповалова
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА В XXI ВЕКЕ
Аннотация. Статья посвящена вопросам международно-правового сотрудничества государств в сфере противодействия экстремизму.
Ключевые слова: экстремизм, противодействие экстремистской деятельности.
V.S. Shapovalova
THE LEGAL MECHANISM FOR INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIGHT AGAINST EXTREMISM IN THE TWENTY-FIRST CENTURY
Abstract. The Article is devoted to questions of international legal cooperation in combating extremism.
Key words: extremism, counteraction to extremist activities.
В истории появления экстремизма в России, во второй половине XIX в., данный термин был связан с политической деятельностью.
Современные исследователи экстремизма выделяют такие его виды, как политический, национальный (этнонациональный) и религиозный, а также экологический, антиглобалистский экстремизм, киберэкстремизм (электронный джихад). К подвидам экономической группы экстремизма можно отнести экстремизм в сфере интеллектуальной собственности и так называемый «потребительский экстремизм». Самостоятельную демографическую группу представляет молодежный экстремизм.
Каждый из них имеет свои особенности, общими среди которых выступают антиправовые действия, представляющие угрозу безопасности не только отдельного человека, государства, но международному миру в целом.
По справедливому утверждению Ю.Н. Андреева, «от всепроникающей опасности экстремизма сегодня не застрахован никто - ни простые граждане, ни представители политической элиты. Такое состояние современного общества усугубляется тем ментально-психологическим фактором, что если терроризм, бесспорно, отвергается обществом, то экстремизм - ключевой элемент разрушения основ конституционного строя - все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния. Анализ имеющихся материалов свидетельствует о том, что экстремизм становится самодостаточным социальным фактором, по целям и разрушительному потенциалу равным, а в определенных условиях и превосходящим террористическую угрозу национальной безопасности государства» [5].
Проблема экстремизма является актуальной не только для России, но и для всего международного сообщества. Это создает предпосылки актуализации международно-правового сотрудничества государств в сфере противодействия экстремизму.