Научная статья на тему 'Поддержка студентов в Нидерландах'

Поддержка студентов в Нидерландах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Автор статьи рассматривает проблему общедоступности высшего образования, используя критерии экономической теории. Предложена стратегия, которая следует из этой теории. Три компонента стратегии такие как отсроченная переменная плата; ссуды, обусловленные доходами, активные меры по расширению доступа к высшему образованию также рассмотрены в статье применительно ко всем странам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article considers the existing system of student support and also the changes which have to occur soon and which are already determined. The author begins from the description of the system of higher education in Netherlands and the schemes of its financing. After that, the author considers the current system of student support. It consists of three components: a basic grant, an educational loan with rates and an additional grant for students, whose parents dont have sufficient means to pay.

Текст научной работы на тему «Поддержка студентов в Нидерландах»

Д. Уэббинк

ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В НИДЕРЛАНДАХ

D. Webbink Student support in Netherlands

The present article considers the existing system of student support and also the changes which have to occur soon and which are already determined. The author begins from the description of the system of higher education in Netherlands and the schemes of its financing. After that, the author considers the current system of student support. It consists of three components: a basic grant, an educational loan with rates and an additional grant for students, whose parents don't have sufficient means to pay.

Введение

Качиная с 70-х гг. прошлого века в Нидерландах наблюдается значительное увеличение числа студентов, поступивших в высшие учебные заведения. Это налагает серьезную нагрузку на бюджет, выделяемый правительством на нужды высшего образования. В результате доля частных пожертвований и взносов в финансировании высшего образования выросла, это произошло главным образом за счет увеличение количества кредитов, выданных для поддержки студентов. Данная статья описывает существующую в стране систему поддержки студентов, а также те изменения, которые должны будут произойти в ближайшем будущем и решение о которых уже принято. Два раздела, следующие за Введением, начинаются с описания голландской системы высшего образования и механизмов ее финансирования. После этого мы перейдем к описанию системы поддержки студентов и тех изменений, которые эту систему ожидают в ближайшем будущем.

Система высшего образования в Нидерландах

Голландская система высшего образования является бинарной системой. Высшее образование предоставляется двумя типами образовательных институтов: исследовательскими университетами и университетами профессионального образования. Сегодня в Голландии работают 13 исследовательских институтов, включая университеты общего образования, а также университеты, специализирующиеся в области инженерных наук и сельского хозяйства и Отрытый университет. Голланд-

© Д. Уэббинк, 2006

ские исследовательские университеты предлагают образовательные услуги и проводят исследования по самому широкому спектру дисциплин: языкознание и культура, поведение и общество, экономика, юриспруденция, естественные науки, инженерия и сельское хозяйство. Начиная с 1982 г. номинальная продолжительность образовательных программ в исследовательских университетах составляет 4 года. Медицинские факультеты по завершении стандартной четырехлетней программы предлагают дополнительные образовательные программы. Помимо исследовательских институтов, в стране работает 59 университетов, предоставляющих профессиональное образование. Данная группа включает как общеобразовательные институты, так и институты, специализирующиеся в сельском хозяйстве, инженерных науках и технологиях, экономике и бизнес-управлении, здравоохранении, изобразительном и театральном искусствах, образовании (обучение преподавателей) и социальном обеспечении. Университеты профессионального образования отвечают главным образом за высшее профессиональное образование и подготовку студентов по определенным специальностям. По сравнению с программами, предлагаемыми в исследовательских университетах, данные программы в гораздо большей степени ориентированы на практику. Продолжительность этих программ также составляет 4 года. Считается, что программы, предлагаемые исследовательскими университетами, как правило, обеспечивают более высокий уровень образования, однако в определенных областях это утверждение может быть оспорено.

Приблизительно 45 % каждой возрастной категории населения вовлечено в процесс получения

Д. Уэббинк. Поддержка студентов в Нидерландах

У

высшего образования, одна треть из них получает образование в исследовательских университетах и две трети в университетах, предоставляющих профессиональное образование. Однако доля выпускников гораздо ниже. В 2002 г. только 28 % населения в возрасте от 25 до 34 лет закончило высшие образовательные учреждения, 9 % из них — выпускники исследовательских университетов и 19 %—выпускники университетов, предоставляющих профессиональное образование.

Финансирование высшего образования

Сектор государственного высшего образования получает финансовую поддержку из трех основных источников:

• основное государственное финансирование и доходы от платы за обучение;

• государственные выплаты, распределяемые Голландским исследовательским советом и Нидерландской королевской академией искусств и наук в поддержку определенных проектов (NOW, Netherlandse organizatie voor Wetenschappelijk Onderzoek);

• доходы, получаемые в результате работы образовательных институтов по контрактам.

Основное финансирование, поступающее для исследовательских университетов, делится на два вида: фонд для обучения и фонд для проведения исследований. Размер фонда для обучения напрямую зависит от количества студентов и результатов, достигнутых по основным показателям (количество выпускников). Государственный вклад в исследовательскую деятельность определяется социальными и научными потребностями, профилем университета и качеством исследования. Финансирование исследований частично базируется на достигнутых результатах и зависит от количества докторских диссертаций и проектных сертификатов. Однако распределение большей части основного финансирования исследовательской деятельности предопределено заранее и базируется на историческом распределении (хотя с годами меняется и эта система, так, например, за последнее время относительно новые университеты получили дополнительное финансирование на проводимые ими исследования). При финансировании университетов, предоставляющих профессиональное образование, за основу берется количество студентов, заинтересованных в получении образования,

которое определяется средневзвешенным соотношением студентов очной и заочной форм обучения. Университеты, предоставляющие профессиональное образование, не проводят исследования и, таким образом, не могут претендовать на получение финансирования для этих целей.

Плата за обучение

Плата за обучение в Нидерландах находится под контролем как в исследовательских университетах, так и в университетах, предоставляющих профессиональное образование. В 2005 г. тариф для обычных студентов составлял 1500 евро. Необходимо отметить, что за последние десять лет уровень оплаты за обучение увеличился значительно больше, чем уровень инфляции. В реальном измерении плата за обучение в 1995 г. составляла 1000 евро. Уровень платы за обучение универсален для всех субъектов в рамках бинарной системы высшего образования. Таким образом, уровень платы за обучение не зависит от типа высшего образовательного учреждения.

Поддержка студентов: существующая система

Начиная с 70-х гг. прошлого века политика в сфере высшего образования, проводимая в Нидерландах, была нацелена на увеличение количества студентов. Многие программы в области образования, как, например, программа «высшее образование для многих», были направлены на то, чтобы увеличить количество высокообразованных профессионалов, пополняющих рабочий класс, и повысить уровень образования населения в целом. Система поддержки студентов и контроль за уровнем платы за обучение стали важными инструментами в осуществлении этой политики. Доступность образования была и остается ключевой темой, вокруг которой ведутся дебаты о финансировании высшего образования. Основная цель существующей системы поддержки студентов — устранить все возможные финансовые препятствия, затрудняющие доступ к высшему образованию. Все студенты, готовые к получению высшего образования по окончании высшей ступени общеобразовательной школы или профессионально-технического училища, должны иметь возможность профинансировать свое обучение в высшей школе. В то же время такое значительное увеличение числа студентов создает дополнительную нагрузку на бюджет. В последние три десятилетия эта

проблема решалась за счет привлечения средств из частных источников. Правительство предложило студентам большее количество займов с тем, чтобы избежать несовершенств рышка долгосрочных ссудных займов, например, в том случае, когда у студента возникают проблемы с получением займа в частном банке. Увеличение количества займов, доступных для студентов, происходило в несколько этапов в течение последних трех десятилетий и сопровождалось серьезными дебатами в парламенте.

Существующая система

Предполагается, что три заинтересованные стороны вносят свой вклад в существующую систему поддержки студентов: студенты, их родители и правительство. Этот принцип и быш положен в основание системы поддержки студентов, состоящей из трех компонентов: основной грант, заем и дополнительный грант. Все студенты вузов получают основной грант и имеют возможность получить заем на облату обучения под определенные проценты. Студенты, чьи родители не имеют достаточных средств, могут рассчитывать на дополнительный грант. Таким образом, существуют три компонента:

1) базовый грант (в 2005 г. размер этого гранта составлял 250 евро в месяц и 90 евро для студентов, живущих с родителями);

2) образовательный заем с процентами (максимум 260 евро в месяц с процентной ставкой 2,7 %);

3) дополнительный грант для студентов, чьи родители не имеют достаточных средств (максимум 230 евро в месяц).

Данных компонентов должно быть достаточно для того, чтобы покрыггь все расходы на оплату образование и сопутствующие расходы. Для того чтобы мотивировать студентов к обучению, успеваемость студентов стала условием получения гранта. Например, в 1996 г. было принято решение о том, что студенты не будут получать гранты на момент начала обучения, а вместо этого смогут получить заем, который позднее может быпъ трансформирован в грант в зависимости от результатов, продемонстрированных студентом в процессе обучения.

Выплата образовательного кредита

При существующей системе размер долга рассчитывается как сумма займа и начисленных про-

центов с момента получения займа. Период выплаты займа наступает спустя два года после окончания обучения. Заем может быть выплачен в течение 15 лет. Исходя из 15-летнего периода рассчитывается фиксированный месячный платеж по данному займу, который необходимо вытлачивать каждый месяц. В том случае, если уровень дохода выпускника не высок, то либо снижается размер месячного платежа, либо временно приостанавливаются выплаты по кредиту. Уровень дохода тестируется ежегодно для того, чтобы определить, способен ли выпускник производить выплаты по данному займу.

Планируемые изменения

В течение 2004—2005 гг. в голландском парламенте обсуждался вопрос о внесении изменений в существующую систему поддержки, и, как ожидается, предложенный законопроект будет вскоре одобрен. Основная цель предлагаемых изменений — приспособить существующую систему к развивающимся рыночным отношениям в системе высшего образования. Одна из основных проблем, которую необходимо решить, — дифференциация объема и качества образовательных программ, предлагаемых институтами высшего образования, и, как результат, дифференциация стоимости обучения. Институты высшего образования должны иметь возможность устанавливать стоимость получения образования, не выходя, однако, за пределы установленных и контролируемых границ. Образовательным институтам должна быть предоставлена возможность увеличивать плату за программы, качество которых выше, чем качество обычных программ. В настоящее время в некоторых колледжах были приняты пилотные проекты, позволяющие протестировать это утверждение. В новой системе поддержки студентов будут разделены оплата за обучение и остальные сопутствующие расходы. Самым важным изменением будет увеличение объема услуг по предоставлению займов, с тем чтобы помочь студентам приспособиться к новым требованиям образовательных институтов и стоимости обучения в них. Кроме этого будет удлинен период выплаты займа, он составит 25 лет, а не 15, как это было ранее, также будет изменена система выплаты кредита, которая будет приспособлена к выплатам по займу, пропорциональным получаемому доходу.

Т. Д. Паркер. Государственное регулирование и частные студенческие ссуды

К

с_

Заключение

Цель голландской системы поддержки студентов — устранить все финансовые барьеры, стоящие на пути получения высшего образования. Все студенты, готовые к получению высшего образования, должны иметь возможность профинансировать свое обучение в высшей школе. Начиная с 70-х гг. прошлого века в Нидерландах наблюдается значительное увеличение числа студентов, обучающихся в высших образовательных учреждениях. Это налагает серьезную нагрузку

на бюджет, выделяемый правительством на нужды высшего образования. Этот процесс также сопровождался увеличением частных пожертвований в систему высшего образования через повышение платы за обучение и большее количество выданных студентам займов. В последние три десятилетия роль займов в поддержке студентов приобрела особое значение. Совершенствование данной системы позволяет сделать вывод о том, что в будущем важность ее будет только усиливаться.

Т. Д. Паркер

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЧАСТНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ССУДЫ

Th. D. Parker

Government regulation and private student loans

The author of this article considers Alternative Student Loans — ASL as one of the highest growth segments of student loans market in USA. The factors determing their prevalence, the history of ASL and their comparison with Income Contingency Loans are also under the discussion.

Рынок частных ссуд США и перспективы частных студенческих ссуд во всем мире

Начиная с середины 60-х гг. американское правительство стало предоставлять студенческие ссуды, став гарантом выплат для частных кредиторов. За годы такое партнерство государственного и частного финансирования превратилось в обширную многомиллиардную ваучерную систему поддержки учреждений высшего образования. Студенческие ссуды были в действительности ваучерами, которые студенты могли отнести в одно из тысяч учреждений послешкольного образования в качестве оплаты за свое обучение. Сам сту-

© Т. Д. Паркер, 2006

дент, а не правительство решал, какое из учреждений получит денежные средства в виде ссуды. К середине 80-х гг. даже эта система недостаточно покрывала расходы, связанные с получением высшего образования, поэтому были предприняты попытки поиска источников финансирования вне государственно-гарантированной программы ссуд.

В настоящий момент самым быстрорастущим сегментом рынка студенческих ссуд США стали альтернативные студенческие кредиты (Alternative Student Loans — ASL). Они составляют альтернативу федеральным гарантируемым ссудам Федеральной семейной образовательной программы США (Federal Family Education Loan Program — FFELP). Эти ссуды также известны как «частные»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.