Научная статья на тему 'Поддержка принятия решений при управлении процессом реорганизации социальных институтов Республики Бангладеш'

Поддержка принятия решений при управлении процессом реорганизации социальных институтов Республики Бангладеш Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / АЛЬТЕРНАТИВА / ПРОЦЕСС РЕОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ / MANAGEMENT / DECISION SUPPORT / ALTERNATIVE / REORGANIZATION PROCESS / SOCIAL INSTITUTIONS / UTILITY FUNCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гхош Кингкар Просад, Щербаков Максим Владимирович

Рассматривается проблема управления процессом реорганизации социальных институтов (СИ) Народной Республики Бангладеш и пути ее решения на основе использования методов поддержки принятия решений. Данная проблема возникла вследствие реализации социальных программ, направленных на повышение эффективности СИ на основе автономности социальных учреждений от государственных дотаций. Для формализации системы СИ предлагается графовое представление. Разработка теоретических основ поддержки принятия решения при управлении реорганизацией СИ представлена в виде метода, использующего сравнение альтернатив. Управляющие воздействия формируются в виде решений по изменению текущей структуры СИ, направленных на максимизацию значения функции полезности. Использование метода выбора управленческих решений по модификации существующей сети за счет добавления нового СИ продемонстрировано на примере задачи принятия управленческого решения при включении нового СИ «Больница». Выделены группы критериев, по которым осуществляется оценка альтернатив. С целью повышения качества принятия решения применена повторная оценка обобщенных критериев, учтены специфика иерархического представления сети СИ и географическое месторасположение нового узла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECISION SUPPORT IN MANAGING THE PROCESS OF REORGANIZATION OF SOCIAL INSTITUTIONS IN THE REPUBLIC OF BANGLADESH

The paper deals with the problem of managing the process of reorganizing the social institutions in the People’s Republic of Bangladesh and with possible solutions through the use of decision support methods. This problem arose as a result of the implementation of social programs aimed at increasing the social institution effectiveness on the basis of autonomy of social institutions from the state subsidies. To formalize the system of social institutions, a graph representation is proposed. The project of the theoretical foundations of decision support in managing the reorganization of social institutions is presented by the method that uses the comparison of alternatives. The control actions are formed decisions taken on changing the current structure of social institutions aimed at maximizing the utility function value. Using the method of managerial choice on the modification of available network at the cost of adding the new social institution has been demonstrated by the example of the a managerial decision problem including a new social institution “hospital”. There have been singled out the groups of criteria which are used to estimate the alternatives. To increase the quality of decision making there has been applied a second assessment of generalized criteria, analyzed the nature of hierarchical structure of the network and a geographic situation of the new node.

Текст научной работы на тему «Поддержка принятия решений при управлении процессом реорганизации социальных институтов Республики Бангладеш»

DOI: 10.24143/2072-9502-2019-2-77-85 УДК 004.021

ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССОМ РЕОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ РЕСПУБЛИКИ БАНГЛАДЕШ

К. П. Гхош, М. В. Щербаков

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация

Рассматривается проблема управления процессом реорганизации социальных институтов (СИ) Народной Республики Бангладеш и пути ее решения на основе использования методов поддержки принятия решений. Данная проблема возникла вследствие реализации социальных программ, направленных на повышение эффективности СИ на основе автономности социальных учреждений от государственных дотаций. Для формализации системы СИ предлагается графовое представление. Разработка теоретических основ поддержки принятия решения при управлении реорганизацией СИ представлена в виде метода, использующего сравнение альтернатив. Управляющие воздействия формируются в виде решений по изменению текущей структуры СИ, направленных на максимизацию значения функции полезности. Использование метода выбора управленческих решений по модификации существующей сети за счет добавления нового СИ продемонстрировано на примере задачи принятия управленческого решения при включении нового СИ «Больница». Выделены группы критериев, по которым осуществляется оценка альтернатив. С целью повышения качества принятия решения применена повторная оценка обобщенных критериев, учтены специфика иерархического представления сети СИ и географическое месторасположение нового узла.

Ключевые слова: управление, поддержка принятия решений, альтернатива, процесс реорганизации, социальные институты, функция полезности.

Для цитирования: Гхош К. П., Щербаков М. В. Поддержка принятия решений при управлении процессом реорганизации социальных институтов Республики Бангладеш // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2019. № 2. С. 77-85. DOI: 10.24143/2072-95022019-2-77-85.

Введение

Социально-экономические процессы - это процессы в обществе, отражающиеся на его благосостоянии, экономической стабильности и безопасности [1, 2]. Социальный институт (СИ) -это сложившаяся устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности людей, удовлетворяющая социальным, экономическим или иным потребностям общества, а также выполняющая функции регулирования [3, 4]. Основная цель СИ - достижение стабильности в ходе развития общества [5, 6]. Под влиянием внешних факторов возникает необходимость внесения изменений в структуру и функционирование СИ с целью повышения его эффективности [7, 8]. Данный процесс изменений будем называть реорганизацией. Кроме этого, в различных государствах реализуются социальные программы, направленные на повышение эффективности СИ. Под эффективностью понимается следующее: автономность СИ от дотаций государства (обеспечение финансовой независимости от государства), обеспечение рабочими местами людей с различным уровнем доходов [9, 10]. Для достижения этих целей требуется разработать научно обоснованные методы поддержки принятия решений управления процессами реорганизации СИ [2]. В статье предлагается оригинальный метод поддержки принятия решений по реорганизации СИ, учитывающий особенности иерархического представления СИ, взаимодействия с другими СИ (сеть социальных институтов) в условиях неопределенности информации. Метод предназначен для обоснования проводимых политик, направленных на повышение автономности СИ без потерь социально-экономической значимости для людей.

Постановка задачи

Структуру социального института можно представить в виде ориентированного графа согласно формализации

S = (У, Е),

где V = {у1,у2,у3, ..., уп} - множество вершин, характеризующих подразделения СИ;

Е = {е1, е2, е3, ..., ет} - множество связей между вершинами, характеризующих зависимость подчиненности одного подразделения от другого, где формально каждая связь k из т может быть представлена как ек = ^(у\к), )), , ) - вершина, из которой выходит связь, у\к) -

вершина, в которую входит связь, - тип связи. Сеть социальных институтов О как совокупность структур S представим в виде гиперграфа

0 = ( £ Ж), (1)

где Ж w2, w3, ..., } - множество связей между СИ.

Рассмотрим пример сети социальных институтов, свойственных для Народной Республики Бангладеш. Графическое представление сети отображено на рис. 1.

517

51 - администрация

52 - управление финансами, учет и формирование отчетности

53 - общество пожилых граждан

54 - детский дом

55 - общество малообеспеченных граждан

56 - семейная колония для бедных жителей

57 - столовая

58 - пекарня

59 - ремесленная фабрика

510 - начальная школа

511 - больница

512 - универсальный магазин

513 - средняя школа

514 - общество детей-инвалидов

515 - сельскохозяйственное производство

516 - швейная фабрика

517 - производство питьевой воды

518 - фармацевтическое производство

519 - мельница

520 - диагностический центр

521 - кондитерская фабрика

Рис. 1. Модель сети социальных институтов НР Бангладеш в виде направленного графа

В представленной модели структура сети социальных институтов состоит из пяти разных по направлению деятельности групп институтов: 1) административно-финансовая - администрация, управление финансами, учет и формирование отчетности; 2) институты социально незащищенных граждан, такие как общество пожилых граждан, детский дом, общество детей-инвалидов; 3) общество малообеспеченных граждан - семейная колония для бедных жителей (данная группа рассматривается как потенциальная внутренняя рабочая сила); 4) институты, приносящие основной доход - пекарня, столовая, ремесленная фабрика, универсальный магазин, сельскохозяйственное производство, швейная фабрика, производство питьевой воды, фармацевтическое производство, мельница, диагностический центр, кондитерская фабрика; 5) институты, приносящие доход и получающие государственные субсидии - начальная школа, средняя школа, больница. Основная идея заключается в том, что объединение подобных СИ избавляет сеть от дотаций со стороны государства.

Для каждого СИ можно определить функцию полезности (utility function) U (S; A), определяющую степень зависимости СИ от государства:

U(5; A) = YP, (S)-Lt (S)+ £ (S),

teT

где U (S; A) - функция полезности (utility function); P(St) - доход (profit) за период [t - 1, t], така1 Бангладеш; Lt(St) - расход (losses) за период [t - 1, t + 1]; Qt(St) - субсидии (subsidies), полученные от государства за период [t - 1, t + 1]; T - горизонт управления. Для управления сетью СИ и процессом реорганизации структур СИ необходимо реализовать систему управления, схема которой представлена на рис. 2.

а

Социальные институты

S1

S2

S3

S...

а

Система управления реорганизацией

гч N

1 и о U О

о о --> о о о О и

о --> с с

р. Г)

С

S

X

P

Q

L

Рис. 2. Схема управления процессом реорганизации социальных институтов

В результате управления должны формироваться управляющие воздействия А в виде решений по изменению текущей структуры СИ, направленные на максимизацию значения функции

полезности и(£)^-тах, при соблюдении следующих ограничений: Р(5) + Q(S) > L(S), Р(88Q(8) > 1

р( Я)

и Р(8)+д8 5к, где К - коэффициент автономии СИ относительно государства.

Следовательно, необходимо сформировать метод поддержки принятия решений по реорганизации СИ, в результате выполнения которого формировалась последовательность действий (аь а2, ..., ат), где каждое действие в последовательности приводит к новой структуре СИ а( : ^ при котором и(8г+1; а*) >и(8г; а*-) для Vt е [1,Т -1]. Исходя из формализации

можно выделить следующие управленческие решения: оставить структуру сети в текущем состоянии; модифицировать существующую сеть, изменив внутреннюю структуру СИ; добавить новые элементы в сеть (социальные институты).

В статье предложен метод выбора управленческих решений по модификации существующей сети за счет добавления нового СИ.

Метод поддержки принятия решения при реорганизации

Исходя из предложенной формализации и необходимости привлечения экспертов к принятию решений был предложен следующий метод поддержки принятия решений по реорганизации структуры СИ, входящих в сеть [1, 6]. Данный метод расширяет метод анализа иерархий, учитывающий специфику формализации объектов управления в виде ориентированного графа. На рис. 3 представлен алгоритм метода.

1 Така - денежная единица Бангладеш.

Рис. 3. Алгоритм разрабатываемого метода принятия решения

Дадим пояснения по этапам предлагаемого метода. Необходимо отметить, что сеть СИ формализуется в виде направленного графа в соответствии с формализацией (1). Исходя из сформированных ограничений (рассматривается задача выбора управленческих решений по модификации существующей сети за счет добавления нового СИ) определяются альтернативы возможных вариантов решений. Далее формируются группы критериев Е, F, G, Н - оценки вариантов альтернатив. Формируется таблица оценок альтернатив для критериев из каждой группы по 10-балльной шкале (где 0 - отсутствие целесообразности, 10 - максимальная целесообразность).

Далее осуществляется расчет взвешенной оценки с учетом веса оценки. Каждая взвешенная оценка обобщенных критериев также оценивается экспертом. Выбор предпочтительной альтернативы осуществляется на основе выбора максимальной оценки.

Следует отметить отличительные признаки предложенного метода. Во-первых, выделяются группы критериев, в рамках которых осуществляется оценка альтернатив. Во-вторых, в данном методе применяется повторная оценка альтернатив экспертом с целью повышения качества принятия решения с использованием обобщенных критериев. В-третьих, специфика иерархического представления сети СИ требует выполнения расчета по каждой группе критериев в соответствии с иерархией СИ. В-четвертых, метод учитывает географическое месторасположение нового узла, в частности, это решается выделением новой группы критериев, называемой «социальная группа».

Пример задачи принятия решения

Рассмотрим пример задачи принятия решения при включении нового СИ «Больница» в социально-экономическую сеть при различных вариантах географического месторасположения. Для учета специфики сети СИ были выделены следующие группы критериев: 1) административная группа; 2) кадровая группа; 3) экономическая группа; 4) социальная группа. Для оценки альтернатив используется шкала от 0 до 10. Оценка осуществляется экспертами. В данном примере Е - оценка по первой группе критериев, F - по второй, G - по третьей, Н - по четвертой. Первая оценка учитывается с весом оценки 0,22, вторая - 0,25, третья - 0,26, четвертая - 0,27. Таким образом, обобщенный критерий качества и технического уровня проекта оценивается как

Ж = 0,22Е + 0,25F + 0,26G + 0,27Н.

На следующем этапе сравнительного анализа в каждой из групп выделяются единичные критерии качества и технического уровня. Так, для блока «административная группа» выделяют: Е1 - «Целесообразность построения», Е2 - «Появление обязанностей в сети», Е3 - «Польза обществу или другим людям», Е4 - «Побочные действия», Е5 - «Новые проблемы». Им также соответственно приписываются вероятности оценки: 0,3; 0,2; 0,25; 0,15; 0,1.

В ячейках табл. 1 приведены средневзвешенные оценки критериев для соответствующих альтернатив.

Таблица 1

Оценки критериев при принятии решения

Оценки критериев Взвешенные оценки

по каждой альтернативе альтернатив

Критерий Больница 1 (зона Азимпур-Лалбаг) Больница 2 (зона Банглабазар) Больница 3 (зона Дханманди) Больница 4 (зона Гульшан-Банани) Вес оценки Больница 1 (зона Азимпур-Лалбаг) Больница 2 (зона Банглабазар) Больница 3 (зона Дханманди) Больница 4 (зона Гульшан-Банани)

Административная группа

Целесообразность построения (0 - нецелесообразно, 10 - максимальная целесообразность) 9 7 7 6 0,3 2,70 2,10 2,10 1,80

Появление новых функций (0 - нет новых функций, 10 - функции не присутствовали ранее) 5 6 6 6 0,2 1,00 1,20 1,20 1,20

Польза обществу или другим людям (0 - нет пользы, 10 - максимальная польза) 9 7 5 3 0,25 2,25 1,75 1,25 0,75

Побочные действия: инфицирование, токсические отходы, пр. (0 - высокая степень риска, 10 - нет побочных 6 7 7 7 0,15 0,90 1,05 1,05 1,05

действий)

Новые проблемы: недостаток среднего медперсонала, профессиональных кадров и пр. (0 - отсутствие кадров, 10 - нет проблем) 3 3 4 5 0,1 0,30 0,30 0,40 0,50

Сумма баллов /оценок (Е - 7,15 6,40 6,00 5,30

Окончание табл. 1

Критерий Оценки критериев по каждой альтернативе Вес оценки Взвешенные оценки альтернатив

Больница 1 (зона Азимпур-Лалбаг) Больница 2 (зона Банглабазар) Больница 3 (зона Дханманди) Больница 4 (зона Гульшан-Банани) Больница 1 (зона Азимпур-Лалбаг) Больница 2 (зона Банглабазар) Больница 3 (зона Дханманди) Больница 4 (зона Гульшан-Банани)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие внутренней рабочей силы (0 - отсутствие внутренней рабочей силы, 10 - достаточное количество) 7 6 6 5 0,4 2,80 2,40 2,40 2,00

Внешняя рабочая сила (0 - 100 % спрос внешней рабочей силы, 10 - отсутствие спроса) 5 4 4 5 0,25 1,25 1,00 1,00 1,25

Профессиональные кадры (0 - 100 % спрос внешней рабочей силы, 10 - 100 % наличие внутренней рабочей силы) 3 4 5 5 0,35 1,05 1,40 1,75 1,75

Сумма баллов /оценок (F) - 5,10 4,80 5,15 5,00

Экономическая группа

Уровень дохода (0 - нет дохода, 10 - доход превышает расход) 7 4 4 2 0,25 1,75 1,00 1,00 0,50

Уровень расхода (0 - расходы превышают доходы, 10 - нет расхода) 5 5 6 7 0,25 1,25 1,25 1,50 1,75

Разница между доходами и расходами (0 - доход равен расходу, 10 - доход больше расхода) 7 5 6 6 0,3 2,10 1,50 1,80 1,80

Высокооплачиваемые кадры (0 - 100 % внешней рабочей силы, 10 -100 % внутренней рабочей силы) 4 4 5 5 0,2 0,80 0,80 1,00 1,00

Сумма баллов /оценок (G) - 5,90 4,55 5,30 5,05

Социальная группа

Население (вне сети) (0 - маленькая плотность населения, 10 - большая плотность населения) 9 9 9 9 0,3 2,70 2,70 2,70 2,70

Ближайшая аналогичная организация (0 - наличие более 2-х подобных организаций, 10 - нет аналогичных организаций) 9 5 5 5 0,35 3,15 1,75 1,75 1,75

Количество ожидаемых пациентов (вне сети) (0 - маленькая плотность населения, 10 - у пациентов нет выбора) 9 6 5 3 0,35 3,15 2,10 1,75 1,05

Сумма баллов /оценок (H) - 9,00 6,55 6,20 5,50

Таким образом, вычисляются Еб2, Ебз, Еб4, ^бь Fб3, Fб4, Gб2, Gб3, Gб4, Яб1, Яб2, Нбз и НБ4, где Б1 - больница 1 (зона Азимпур-Лалбаг), Б2 - больница 2 (зона Банглабазар), Б3 - больница 3 (зона Дханманди), Б4 - больница 4 (зона Гульшан-Банани) - альтернативы при различных вариантах географического месторасположения в городе Дакка, Бангладеш.

В ячейках табл. 2 приведены оценки критериев для соответствующих табличных альтернатив, которые получены с использованием табл. 1, а также обобщенные критерии качества и технического уровня проекта, полученные по формулам

ЖБ1 = 0,22ЕБ1 + 0,25FБ1 + 0,26GБ1 + 0,27НБ1;

Жб2 = 0,22Еб2 + 0,25Fб2 + 0,26Gб2 + 0,27Нб2;

ЖБ3 = 0,22Ебз + 0,25FБ3 + 0,26GБ3 + 0,27НБ3;

ЖБ4 = 0,22ЕБ4 + 0,25FБ4+ 0,26GБ4+ 0,27НБ4.

Таблица 2

Обобщенные критерии качества и технического уровня проекта

Сумма оценок критериев каждой группы по каждой альтернативе (из табл. 1) Взвешенные оценки альтернатив

§ £ Я Я § f 1 я Я

Обобщенные критерии 1 ® С ч _d я я t? N 8 я Ч С® « 3 я | £ а и Я о V 1 ® С li _d Я я Ч I? N 8 я Ч С® « 3 Я Я £ а

I Й I ЧТ 5 S § £ м I й I 5 5 S I £

1 1 о м И <( ё 3 ! и и * А ч Ч о И ¡U 11 о м И <( ё 3 ! и и * А ч Ч о И ¡U

Административная группа (Б) 7,15 6,40 6,00 5,30 0,22 1,57 1,41 1,32 1,17

Кадровая группа (К) 5,10 4,80 5,15 5,00 0,25 1,12 1,06 1,13 1,10

Экономическая группа (О) 5,90 4,55 5,30 5,05 0,26 1,30 1,00 1,17 1,11

Социальная группа (Н) 9,00 6,55 6,20 5,50 0,27 1,98 1,44 1,36 1,21

Обобщенный критерий качества и технического уровня проекта (№) 1 5,97 4,91 4,98 4,59

Максимальная оценка 5,97 V - - —

Минимальная оценка 4,59 - - - V

Результаты приведены в предпоследней и последней строках таблицы. По сумме баллов в соответствии с «интегральным итоговым критерием качества» наилучшим вариантом является больница № 1 (зона Азимпур-Лалбаг), а наихудшим - больница № 4 (зона Гульшан-Банани).

Заключение

Рассмотрен предложенный авторами работы метод поддержки принятия решения по управлению процессом реорганизации социальных институтов (на примере социальных институтов Республики Бангладеш). На примере добавления в сеть института «Больница» показана работа метода. На основании практических расчетов доказана эффективность предложенного метода поддержки принятия решений по реорганизации социальных институтов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гхош К. П., Щербаков М. В. Методы поддержки принятия решений управления процессом реорганизаций социально-экономических институтов // Информационные технологии и технологии коммуникации: современные достижения: материалы II Междунар. молодеж. конф. (Астрахань, 11-14 сентября 2018 г.). Астрахань: АГТУ, 2018. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Раздел «Научное приборостроение». URL: http://astu. org/Content/Page/5833 (дата обращения: 22.09.18).

2. Гхош К. П., Саджидур Р., Сумя А., Абдулла Аль-М. Системный подход в исследовании социально-экономических процессов // Школа науки. 2018. № 10 (10). C. 12-13.

3. Камаев В. А., Аль-Катабери А. С., Щербаков М. В. Разработка методики прогнозирования социально-экономических параметров муниципальных образований // Вестн. Брян. гос. техн. ун-та. 2012. № 1. C. 146-151.

4. North D. C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. New York: Cambridge University Press, 1990. 152 p.

5. Щербаков М. В., Садовникова Н. П., Парыгин Д. С., Голубев А. В., Чечеткин И. А. Автоматизация поддержки принятия решений по разработке маршрутов общественного транспорта на основе анализа данных о корреспонденциях жителей // Вестн. компьютерных и информационных технологий. 2016. № 8. C. 29-33.

6. Гхош К. П., ХаледуззаманМ. Этапы и методы принятия решений // Школа науки. 2018. № 9 (9). C. 20-22.

7. Квятковская И. Ю., Шуршев В. Ф., Квятковский К. И. Интегрированные механизмы информационной поддержки принятия решений крупномасштабной территориально-распределенной экономической системы // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. 2010. Т. 4. № 2 (50). С. 181-189.

8. Щербаков М. В., Камаев В. А. Интеллектуальная прогностическая поддержка при принятии решений: концепция системы // Тр. Междунар. лектория, посвящ. 30-летию каф. «САПР и информ. системы» Воронеж. гос. техн. ун-та и памяти ведущих ученых в области САПР (Воронеж, 18-20 февраля 2014 г.). Воронеж, 2014. Ч. 2. C. 109-112.

9. Гордиенко А. С., Квятковская И. Ю. Синхронизация информационных и финансовых потоков логистической системы // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2012. № 1. С. 171-178.

10. Щербаков М. В., Аль-Катабери А. С. Формализация процесса социально-экономического развития муниципальных образований в виде распределенной модели // Инновационные технологии в управлении, образовании, промышленности «АСТИНТЕХ-2009»: материалы Междунар. науч. конф. (Астрахань, 11-14 мая 2009 г.). Астрахань, 2009. С. 87-88.

Статья поступила в редакцию 17.10.2018

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гхош Кингкар Просад - Россия, 400005, Волгоград; Волгоградский государственный технический университет; аспирант кафедры систем автоматизированного проектирования и поискового конструирования; hon_kingkar@yahoo.com.

Щербаков Максим Владимирович - Россия, 400005, Волгоград; Волгоградский государственный технический университет; д-р техн. наук; зав. кафедрой систем автоматизированного проектирования и поискового конструирования; m axim.shcherbakov @gm ail .com.

DECISION SUPPORT IN MANAGING THE PROCESS OF REORGANIZATION OF SOCIAL INSTITUTIONS IN THE REPUBLIC OF BANGLADESH

K. P. Ghosh, M. V. Shcherbakov

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The paper deals with the problem of managing the process of reorganizing the social institutions in the People's Republic of Bangladesh and with possible solutions through the use of decision support methods. This problem arose as a result of the implementation of social programs aimed at increasing the social institution effectiveness on the basis of autonomy of social institutions from the state subsidies. To formalize the system of social institutions, a graph representation is proposed. The project of the theoretical foundations of decision support in managing the reorganization of social institutions is presented by the method that uses the comparison of alternatives. The control actions are formed decisions taken on changing the current structure of social institutions aimed at maximizing the utility function value. Using the method of managerial choice on the modification of available network at the cost of adding the new social institution has been demonstrated by the example of the a managerial decision problem including a new social institution "hospital". There have been singled out the groups of criteria which are used to estimate the alternatives. To increase the quality of decision making there has been applied a second assessment of generalized criteria, analyzed the nature of hierarchical structure of the network and a geographic situation of the new node.

Key words: management, decision support, alternative, reorganization process, social institutions, utility function.

For citation: Ghosh K. P., Shcherbakov M. V. Decision support in managing the process of reorganization of social institutions in the Republic of Bangladesh. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Management, Computer Science and Informatics. 2019;2:77-85. (In Russ.) DOI: 10.24143/2072-9502-2019-2-77-85.

REFERENCES

1. Gkhosh K. P., Shcherbakov M. V. Metody podderzhki priniatiia reshenii upravleniia protsessom reorgani-zatsii sotsial'no-ekonomicheskikh institutov [Methods of decision support in managing the reorganization process of social and economic institutions]. Informatsionnye tekhnologii i tekhnologii kommunikatsii: sovremennye dostizheniia: materialy II Mezhdunarodnoi molodezhnoi konferentsii (Astrakhan', 11-14 sentiabria 2018 g.). Astrakhan', AGTU, 2018. 1 CD-ROM. Razdel «Nauchnoe priborostroenie». Available at: http://astu.org/ Con-tent/Page/5833 (accessed: 22.09.18).

2. Gkhosh K. P., Sadzhidur R., Sumia A., Abdulla Al'-M. Sistemnyi podkhod v issledovanii sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov [Systems approach to the social and economic process study]. Shkola nauki, 2018, no. 10 (10), pp. 12-13.

3. Kamaev V. A., Al'-Kataberi A. S., Shcherbakov M. V. Razrabotka metodiki prognozirovaniia sotsial'no-ekonomicheskikh parametrov munitsipal'nykh obrazovanii [Developing methods of predicting social and economic parameters of municipal entities]. Vestnik Brianskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2012, no. 1, pp. 146-151.

4. North D. C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. New York, Cambridge University Press, 1990. 152 p.

5. Shcherbakov M. V., Sadovnikova N. P., Parygin D. S., Golubev A. V., Chechetkin I. A. Avtomatizatsiia podderzhki priniatiia reshenii po razrabotke marshrutov obshchestvennogo transporta na osnove analiza dannykh o korrespondentsiiakh zhitelei [Automation of decision support on developing the public transport routes using data analysis on citizens' correspondences]. Vestnikkomp'iuternykh i informatsionnykh tekhnologii, 2016, no. 8, pp. 29-33.

6. Gkhosh K. P., Khaleduzzaman M. Etapy i metody priniatiia reshenii [Stages and methods of decision making]. Shkola nauki, 2018, no. 9 (9), pp. 20-22.

7. Kviatkovskaia I. Iu., Shurshev V. F., Kviatkovskii K. I. Integrirovannye mekhanizmy informatsionnoi podderzhki priniatiia reshenii krupnomasshtabnoi territorial'no-raspredelennoi ekonomicheskoi sistemy [Integrated mechanisms of information decision support of a wide-scale geographically distributed economic system]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2010, vol. 4, no. 2 (50), pp. 181-189.

8. Shcherbakov M. V., Kamaev V. A. Intellektual'naia prognosticheskaia podderzhka pri priniatii reshenii: kontseptsiia sistemy [Intelligent prognostic support in decision making: concept of the system]. Trudy Mezhdu-narodnogo lektoriia, posviashchennogo 30-letiiu kafedry «SAPR i informatsionnye sistemy» Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta i pamiati vedushchikh uchenykh v oblasti SAPR (Voronezh, 18-20 fevralia 2014 g.). Voronezh, 2014. Part 2. Pp. 109-112.

9. Gordienko A. S., Kviatkovskaia I. Iu. Sinkhronizatsiia informatsionnykh i finansovykh potokov logistich-eskoi sistemy [Synchronizing information and financial flows of the logistic system]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Upravlenie, vychislitel'naia tekhnika i informatika, 2012, no. 1, pp. 171-178.

10. Shcherbakov M. V., Al'-Kataberi A. S. Formalizatsiia protsessa sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia munitsipal'nykh obrazovanii v vide raspredelennoi modeli [Formalizing social and economic development of municipal entities in the form of a distributed model]. Innovatsionnye tekhnologii v upravlenii, obrazovanii, promyshlennosti «ASTINTEKh-2009»: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (Astrakhan', 11-14 maia 2009 g.). Astrakhan', 2009. Pp. 87-88.

The article submitted to the editors 17.10.2018

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ghosh Kingkar Prosad - Russia, 400005, Volgograd; Volgograd State Technical University; Postgraduate Student of the Computer Aided Design Department; hon_kingkar@yahoo.com.

Shcherbakov Maxim Vladimirovich - Russia, 400005, Volgograd; Volgograd State Technical University; Doctor of Technical Sciences, Head of the Computer Aided Design Department; m axi m .s hcherbakov @vstu .ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.