Поддержка экономики и банковской сферы в условиях пандемии коронавируса инструментами рефинансирования Банка России
Ковалева Наталия Алексеевна,
к. э. н., доц., доцент Департамента банковского дела и финансовых рынков Финансового университета, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Орозахунова Амаль Токтосуновна,
студент, Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Во время пандемии коронавируса многие кредитные организации так же, как и предприятия реального сектора экономики, столкнулись с проблемами, преодолеть которые без поддержки Центрального банка Российской Федерации им было не по силам. Целью данной работы является анализ и оценка результатов применения Банком России инструментов рефинансирования для поддержания банковской сферы и экономики в целом. В статье даны понятия и характеристики инструментов рефинансирования Банка России, проанализирована динамика объемов предоставленных Банком России кредитов. Также в работе рассмотрены действующие в настоящее время специализированные механизмы рефинансирования, проведен анализ современного состояния и тенденций изменения объемов рефинансирования кредитных организаций, сделаны выводы о значимости применения инструментов рефинансирования Банка России
Ключевые слова: рефинансирование кредитных организаций, Банк России, специализированные механизмы рефинансирования, ликвидность банковского сектора.
LO S Ое
см о см со
Современные инструменты рефинансирования Банка России
Согласно п. 4 ст. 35 Федерально закона «О Центральном банке Российской Федерации» рефинансирование кредитных организаций является одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Также, в соответствии со ст. 40 этого же ФЗ «под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций». [1] К инструментам рефинансирования Банка России относятся:
• кредиты Банка России кредитным организациям;
• операции РЕПО и валютный своп;
• специализированные механизмы рефинансирования;
• механизм экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ);
• безотзывные кредитные линии (для СЗКО). Вообще, применение Банком России инструментов рефинансирования чаще всего направлено на поддержание ликвидности кредитных организаций с целью обеспечения их финансовой устойчивости. Однако посредством их применения Банк России также может оказывать влияние на процентные ставки на межбанковском рынке. Данные инструменты помогают Центральному банку поддерживать бесперебойную работу платежной системы.
Центральный банк предоставляет несколько видов кредитов, к ним относятся: внутридневные кредиты, кредиты овернайт, ломбардные кредиты, кредиты, обеспеченные нерыночными активами и др. Дадим определения каждому из этих кредитов.
Внутридневные кредиты - кредиты, предоставляемые кредитной организации в случае, если у нее недостаточно средств для проведения очередного платежа. Для получения такого кредита кредитной организации не требуется направления какого-либо заявления на его получение, внутридневной кредит предоставляется автоматически. Проценты по внутридневным кредитам не начисляются.
Кредит овернайт предоставляется в размере непогашенной задолженности по внутридневному кредиту на конец операционного дня. Т.е. задолженность по внутридневному кредиту превращается в кредит овернайт. Проценты по данному кредиту начисляются по формуле «ключевая ставка + 1 п.п.».
Стоит сказать, что Банк России на данный момент предоставляет только обеспеченные кредиты
(в качестве обеспечения могут выступать ценные бумаги или права требования по кредитным договорам). Однако в период кризиса 2008 года Банк России предоставлял кредитным организациям и кредиты без обеспечения. Это делалось для поддержки банковской системы, ведь в то время кредитным организациям попросту было нечего предоставлять в виде залога. Кредиты без обеспечения не предоставляются с 1 января 2011 года в соответствии с решением Совета директоров Банка России.
Ломбардные кредиты - это краткосрочные кредиты, предоставляемые Банком России под обеспечение ценными бумагами, входящими в ломбардный список (отсюда и название).
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами - это кредиты обеспечением по которым выступают права требования по кредитным договорам, причем обязанными лицами по этим договорам могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и юридические лица, отвечающие определенным критериям, которые устанавливаются Банком России.
Проценты по кредитам сроком на 1 день рассчитываются по формуле «ключевая ставка + + 1 п.п.», а по кредитам сроком от 2 до 549 дней -«ключевая ставка + 1,75 п.п.».
Далее рассмотрим, что из себя представляют другие, перечисленные выше, инструменты рефинансирования. Операции РЕПО - это сделки по покупке ценных бумаг с обязательством их последующей продажи по установленной цене. То есть Центральный банк покупает у кредитных организаций ценные бумаги, тем самым предоставляя им необходимые денежные средства, а через определенное время продает их обратно. Данные операции схожи по своей сути с ломбардными кредитами, хотя механизм проведения этих операций различный.
Механизм экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ) - представляет собой предоставление Банком России денежных средств кредитным организациям, у которых существуют проблемы с ликвидностью и которые уже исчерпали другие источники привлечения средств (в том числе и от Банка России). Денежные средства в рамках МЭПЛ предоставляются на срок не более 90 дней, и проценты по ним начисляются по формуле «ключевая ставка + 1,75 п.п.». Данный механизм начал применяться с 1 сентября 2017 года.
Механизм предоставления кредитов в рамках безотзывных кредитных линий предусмотрен только для системно значимых кредитных организаций, и направлен на оказание помощи этим организациям по поддержанию норматива краткосрочной ликвидности.
Стоит обратить внимание на специализированные механизмы рефинансирования. Они направлены на поддержание реального сектора экономики, а именно отраслей, развитие которых сдерживается какими-либо структурными факторами.
Существует несколько таких механизмов, процентные ставки по каждому из них определяются решением Совета директоров. [7]
Анализ поддержки Банком России экономики в период пандемии с помощью инструментов рефинансирования
Мы видим, что средства, привлекаемые от Центрального Банка, для кредитных организаций являются достаточно дорогими по сравнению, к примеру, с привлекаемыми средствами физических или юридических лиц. Однако, как говорилось ранее, Банк России рефинансирует кредитные организации в экстренных случаях для поддержания их ликвидности. Необходимо понимать, какую долю в пассивах банковского сектора занимают средства, привлеченные от Банка России (Рис. 1).
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020*
Рис. 1. Динамика доли привлеченных от Банка России средств в пассивах банковского сектора за 2009-2020 годы. (*данные за 2020 год представлены на 1.11.2020).
Источник: Составлено автором на основе «Отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора» (2007-2018 годы). [4][5]
Итак, мы можем видеть, что доля средств, привлеченных от Банка России, в последние годы составляла около 3%. Это связано с тем, что в это время в банковском секторе существовал профицит ликвидности, то есть кредитные организации крайне редко нуждались в помощи Центрального банка. Однако с 2018 года наблюдается тенденция к росту данного показателя, что связано с кризисными явлениями в 2018 году и, конечно же, пандемией короновируса в 2020 году. Мы видим, что показатель за 10 месяцев 2020 года уже превышает показатель за прошлый год на 0,5 п.п. В период пандемии кредитные организации столкнулись с определенными проблемами, одной из причин которых, к примеру, было то, что многие организации реального сектора экономики были не в состоянии платить по кредитам, полученным в банках, что в свою очередь приводило к потере или резкому сокращению ликвидности банка. Банки были вынуждены привлекать средства Центрального банка для поддержания своей финансовой устойчивости.
Что касается динамики данного показателя за весь рассматриваемый период, то можно явно увидеть тот факт, что в периоды кризисов 2008 и 2014 года он достигал своих максимальных значений в 12%. То есть в это время у банков возника-
ем о
со £
m Р
сг
СТ1 А
=Е
14
ли проблемы с ликвидностью, и они были вынуждены обращаться за поддержкой в Центральный банк. Мы можем сделать вывод о том, что в период структурного дефицита ликвидности у кредитных организаций возрастает потребность в средствах Банка России. [3]
Рассмотрим, в каких объемах кредитные организации привлекают кредиты Банка России. В Таблице 1 представлены необходимые для этого данные (в столбцах «Ломбардные кредиты» и «Другие кредиты» включены средства, предоставленные в рамках специализированных механизмов рефинансирования; данные за 2020 год включают в себя данные за январь-октябрь 2020 года). Стоит сказать, что с 2017 года кредиты, обеспеченные золотом, не предоставляются, т.к. данный вид кредита перестал пользоваться спросом.
Представленные в таблице данные подтверждают сделанное нами утверждение о том, что
Таблица 1. Объемы кредитов Банка России банковскому сектору. [6]
в период кризисов спрос на средства Банка России возрастает. Однако, мы можем видеть, что объем ломбардных кредитов сильно снизился, и вообще по всем видам кредитов за исключением категории «другие кредиты» с 2018 года наблюдается тенденция к снижению. А вот «другие кредиты», предоставленные в январе-октябре 2020, почти в 3 раза превышают показатель за 2019 год.
Почему же объем предоставленных кредитным организациям кредитов в целом не вырос так сильно как, к примеру, в 2014 или 2018 году? Это может быть связано с упомянутым ранее профицитом ликвидности банковского сектора (да, объем этого профицита будет меньше, чем предполагалось, однако дефицита не образуется), а также с тем, что и Банк России, и Правительство принимало множество мер по поддержке банковского сектора, что позволило сохранить его финансовую устойчивость.
Дата ВДК Кредиты овернайт Ломбардные кредиты* Кредиты, обеспеченные золотом Другие кредиты*
2007 13 499 628,10 133 275,90 24 154,50 — 32 764,50
2008 17 324 352,75 230 236,14 212 677,64 — 445 526,20
2009 22 832 687,46 311 423,63 308 848,46 — 2 419 364,72
2010 28 359 579,54 229 939,62 74 992,98 — 334 556,95
2011 38 189 240,89 208 961,12 112 742,68 — 431 329,64
2012 52 673 666,64 172 283,56 211 227,47 2 150,00 1 520 368,91
2013 57 773 132,34 146 482,55 224 889,78 2 113,00 1 904 104,42
2014 60 742 863,41 203 873,31 113 255,62 2 807,00 12 144 805,21
2015 53 120 325,69 180 898,63 238 627,10 4 608,20 9 902 992,10
2016 49 600 167,79 214 539,01 84 726,00 3 271,10 10 542 692,92
2017 55 263 028,86 166 258,45 122,11 — 2 370 385,64
2018 68 520 888,44 246 547,34 4 570,00 — 23 999 817,92
2019 65 950 252,25 91 721,42 142,01 — 585 455,84
2020** 44 372 932,31 59 401,99 14,25 — 1 574 792,33
Хочется обратить особое внимание на специализированные механизмы рефинансирования. Как ранее отмечалось, они направлены на поддержку реального сектора экономики, а не банковского сектора. И в период пандемии реальному сектору экономики действительно требовалась поддержка.
В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 и период 2020-2021 года Банк России говорит о том, что он намерен отказаться от применения специализированных механизмов рефинансирования, аргументируя это тем, что повышается доступность рыночных инструментов фондирования. Некоторые ученые-экономисты были недовольны таким решение, ведь данный инструмент рефинансирования показывал свою эффективность. В период действия санкций специализированные механизмы рефинансирования могли бы стать
источником развития приоритетных отраслей экономики. [2]
Однако пандемия короновируса «распорядилась» иначе. В связи с тем, что 2020 год стал для экономики крайне тяжелым, Банк России вернулся к использованию специализированных механизмов. В настоящее время существует несколько таких инструментов, их виды и процентные ставки по ним на 8 декабря 2020 года приведены в таблице ниже.
Хочется заострить внимание на последнем в списке механизме. По данному механизму установлена самая низкая процентная ставка - 2,25% годовых. Как мы видим, Банк России не только не отказался от использования данных инструментов, но и ввел новый вид этого инструмента. Данный инструмент позволил субъектам МСП получать льготные кредиты, а именно до 30 сентября 2020 года:
• предприниматели любой отрасли экономики могли получить кредиты по ставке 8,5% годовых на срок до 3 лет на любые цели. Чтобы получить этот кредит нужно было обратиться в один из уполномоченных банков данной программы (их перечень публиковался на сайте АО «Корпорация «МСП»);
• функционировала правительственная программа по сохранению занятости в пострадавших отраслях, в рамках которой банки предоставляли МСП кредиты по ставке 0% годовых на срок до 6 месяцев для выплаты заработной платы сотрудникам.
Таблица 2. Процентные ставки по специализированным механизмам рефинансирования. [8]
Вид специализированного механизма рефинансирования
Поддержка МСП (Кредиты Банка России под права требования по кредитам, предоставленным АО «МСП Банк» своим партнерам банкам н МФО по Программе финансовой поддержки развития МСП на цели кредитования субъектов МСП п своим партнерам лизинговым компаниям на цели предоставления имущества в лизинг субъектам МСП, а также кредиты Банка России под поручительства АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»)
Поддержка несырьевого экспорта (Кредиты под права требования по кредитам, обеспеченным договорами страхования АО «ЭКСАР»)
Поддержка крупных инвестиционных проектов (Проекты должны быть отобраны в соответствии с правилами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1016 или постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1044)
Поддержка развития лизинга (Кредиты Банка России под права требования по кредитам, предоставленным лизинговым компаниям)
Поддержка программы «Военная ипотека» (Кредиты Банка России под закладные, выданные в рамках программы «Военная ипотека»)
Поддержка экономики на период пандемии COVID-19 (Кредиты Банка России без обеспечения, направленные на поддержку кредитования субъектов МСП, а также кредиты Банка России без обеспечения или под поручительства АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», направленные на поддержку предоставления кредитов на неотложные нужды и сохранение занятости)
Став-ка,%
4 1
4,25
3,25
4,25
4,25
2,25
После сентября 2020 года механизм рефинансирования под поручительство АО «Корпорация МСП» продолжил свое действие с лимитом 175 млрд рублей и льготной процентной ставкой. [9]
На конец октября 2020 года в рамках специализированных механизмов рефинансирования предоставлено 616769,5 млн рублей. [10] А если мы еще раз обратим внимание на Таблицу 1, то можем заметить, что в столбцах «Ломбардные кредиты» и «Другие кредиты» включены средства,
предоставленные в рамках специализированных механизмов рефинансирования. Сумма этих двух столбцов за 2020 год равна 1 574 806,58 млн рублей. То есть практически 40% из них - средства, предоставленные в рамках специализированных механизмов. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в период пандемии короновируса Банк России активно поддерживал не только банковский, но и реальный сектор экономики.
Заключение
Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Инструменты рефинансирования Банка России являются инструментами ДКП и направлены на поддержание ликвидности банковской сферы и сохранение ее финансовой устойчивости;
2. Доля привлеченных от Банка России средств в пассивах банковского сектора увеличивается в периоды экономических кризисов. В 2020 году в связи с пандемией данный показатель также вырос, однако не так сильно - на ноябрь 2020 года на 0,5 п.п. Это связано с тем, что в банковском секторе в последние годы наблюдается профицит ликвидности, и пандемия, по прогнозам Банка России, лишь уменьшит его размер, но не приведет к ее дефициту.
3. По объему средств, предоставленных кредитным организациям, наблюдается резкий рост по кредитам, обеспеченным нерыночными активами, включая специализированные механизмы рефинансирования.
4. Хотя Банк России ранее объявлял о постепенном выводе специализированных механизмов рефинансирования, в период пандемии короновируса он снова вернулся к их применению. Кроме того, был введен новый механизм - поддержка экономики в период пандемии COVID-19. Объем средств, предоставленный в рамках данных механизмов за январь-октябрь 2020 года, составил порядка 40% общего объема ломбардных кредитов и кредитов, обеспеченных нерыночными активами.
5. Из предыдущего вывода следует, что в период пандемии Банк России оказывал активную поддержку не только банковскому сектору, но также и предприятиям реального сектора экономики. По нашему мнению, поддержка экономики,
проводимая Банком России в период пандемии, была необходима, так как в это время у многих организаций были большие проблемы с рентабельностью, некоторые из них даже были на грани банкротства. Меры, предпринятые Банком России совместно с Правительством, действительно помогли улучшить положение данных организаций.
В рамках инструментов рефинансирования важную роль сыграли специализированные механизмы, а именно новый механизм по поддержке экономики в период пандемии COVID-19.
Мы поддерживаем экономистов, которые говорят о том, что выводить специализированные ин-
сз о со от гп Р от
от А ш
струменты рефинансирования Банку России пока не стоит. Данный инструмент показывает свою эффективность, и пока экономика еще не совсем «привыкла» к действующим санкциям, эти инструменты являются эффективным источником развития приоритетных отраслей экономики. А также посредством данных инструментов Банк России может способствовать устранению последствий пандемии. Ведь кредиты, предоставляемые в рамках специализированного механизма рефинансирования, много дешевле кредитов постоянного действия.
Литература
1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения 20.12.2020)
2. Абрамова М. А., Дубова С.Е., Захарова О.В., Ершов М.В., Лаврушин О.И. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов: мнение экспертов Финансового университета // Экономика. Налоги. Право. -2019. - № 1. - С. 6-17.
3. Зорникова Н. В., Козловская А.Г. Рефинансирование кредитных организаций Банком России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 4. - С. 108111.
4. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора [Электронный ресурс]. -2007-2018. - URL: http://www.cbr.ru/about_br/ publ/nadzor/ (дата обращения 20.12.2020)
5. О развитии банковского сектора Российской Федерации в октябре 2020г: [Электронный ресурс]. - 2020. - URL: https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/31564/razv_bs_20_10. pdf (дата обращения 20.12.2020)
6. Объем предоставленных кредитов [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbr.ru/statistics/ idkp_br/ (дата обращения 20.12.2020)
7. Обеспеченные кредиты Банка России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbr.ru/ oper_br/t_odm/secured_loans/ (дата обращения 20.12.2020)
8. Процентные ставки по специализированным механизмам рефинансирования, механизмам экстренного предоставления ликвидности и безотзывным кредитным линиям [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/hd_base/ procstav/ir_srm/ (дата обращения 20.12.2020)
9. Коронавирус: меры поддержки граждан и бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: https://www. cbr.ru/covid/ (дата обращения 20.12.2020)
10. Статистический бюллетень Банка России [Электронный ресурс]. - 2020. - № 11. -URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/ File/31717/Bbs2011_r.pdf (дата обращения 20.12.2020)
SUPPORTING THE ECONOMY AND THE BANKING SECTOR AMID THE CORONOVIRUS PANDEMIC WITH THE BANK OF RUSSIA'S REFINANCING INSTRUMENTS
Kovaleva N.A., Orozakhunova A.T.
Financial University under the Government of Russian Federation
During the coronavirus pandemic, many credit institutions, as well as enterprises in the real sector of the economy, faced problems that they could not overcome without the support of the Central Bank of the Russian Federation. The purpose of this work is to analyze and evaluate the results of the use of refinancing instruments by the Bank of Russia to support the banking sector and the economy as a whole. The article gives the concepts and characteristics of refinancing instruments of the Bank of Russia, analyzes the dynamics of the volume of loans provided by the Bank of Russia. The paper also examines the currently operating specialized refinancing mechanisms, analyzes the current state and trends in the volume of refinancing of credit institutions, draws conclusions about the importance of using refinancing instruments of the Bank of Russia
Keywords: refinancing of credit institutions, the Bank of Russia, specialized refinancing mechanisms, banking sector liquidity.
References
1. Federal Law «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» dated 10.07.2002 N 86-FZ [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37570/ (date of treatment 12/20/2020)
2. M. A. Abramova, S.E. Dubova, O.V. Zakharova, M.V. Ershov, O.I. Lavrushin. On the main directions of the unified state monetary policy for 2019 and the period of 2020 and 2021: the opinion of experts of the Financial University // Economics. Taxes. Right. - 2019. - No. 1. - S.6-17.
3. Zornikova NV, Kozlovskaya AG Refinancing of credit institutions by the Bank of Russia // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. - 2017. - No. 4. - S.108-111.
4. Report on the development of the banking sector and banking supervision [Electronic resource]. - 2007-2018. - URL: http://www.cbr.ru/about_br/publ/nadzor/ (date of treatment 12/20/2020)
5. On the development of the banking sector of the Russian Federation in October 2020: [Electronic resource]. - 2020. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/31564/razv_ bs_20_10.pdf (date of treatment 12/20/2020)
6. The volume of loans granted [Electronic resource]. - URL: https:// www.cbr.ru/statistics/idkp_br/ (date of treatment 12/20/2020)
7. Secured loans of the Bank of Russia [Electronic resource]. -URL: https://www.cbr.ru/oper_br/t_odm/secured_loans/ (date of treatment 12/20/2020)
8. Interest rates on specialized refinancing mechanisms, mechanisms for emergency provision of liquidity and irrevocable credit lines [Electronic resource]. - URL: http://www.cbr.ru/hd_base/ procstav/ir_srm/ (date of treatment 12/20/2020)
9. Coronavirus: measures to support citizens and businesses [Electronic resource]. - URL: https://www.cbr.ru/covid/ (date of treatment 12/20/2020)
10. Statistical Bulletin of the Bank of Russia [Electronic resource]. -2020. - No. 11. - URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/ File/31717/Bbs2011_r.pdf (date of treatment 12/20/2020)
e
CM CO