Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖАНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ИГР'

ПОДДЕРЖАНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ИГР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС / СФЕРА УСЛУГ / ТЕОРИЯ ИГР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заикина М.Н., Баклакова В.В., Горностаева Ж.В.

В данной статье авторы рассматривают возможность применения теории игр для поддержания конкурентоспособности предприятий сервиса. Рассматриваются теоретические аспекты теории игр, приведена общая классификация и характеристика формализованных методов теории игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖАНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ИГР»

Заикина М.Н. студент 2го курса Баклакова В.В. студент 3го курса Горностаева Ж.В., к. э. н. научный руководитель, профессор Институт сферы обслуживания и предпринимательства ДГТУ филиал в г. Шахты

Россия, г. Шахты

ПОДДЕРЖАНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ИГР

Аннотация: В данной статье авторы рассматривают возможность применения теории игр для поддержания конкурентоспособности предприятий сервиса. Рассматриваются теоретические аспекты теории игр, приведена общая классификация и характеристика формализованных методов теории игр.

Ключевые слова: сервис, сфера услуг, теория игр, конкурентоспособность.

На сегодняшний день сфера сервиса является перспективным сектором экономики, и можно с уверенностью заявить, что гибкость рынка и благоприятная ситуация, связанная с поддержкой со стороны государства, сопутствует плодотворной деятельности предприятия. С каждым годом растет спрос на услуги и число организаций их предоставляющих увеличивается, создавая высокую конкурентную среду на соответствующем рынке. Следовательно, появляется необходимость свободной конкуренции, поддерживаемой игроками рыночного пространства. Для повышения конкурентоспособности руководители предприятий применяют различные методы, способные укрепить позиции предприятия на рынке услуг.

Зачастую можно наблюдать различные конфликтные экономические ситуации (взаимоотношения между покупателем и продавцом, организацией и клиентом). При этом каждому приходится считаться не только со своими интересами, но и с интересами партнера, просчитывать шаги дальнейших действий соперника. Такие методы разработаны разделом прикладной математики, которые получили название теории игр.

Теория игр представляет собой комплексное понятие, состоящее из множества аспектов, отражающих скорее субъективное мнение тех или иных авторов.

Теория игр - математический метод изучения оптимальных стратегий, рассматриваемых в играх [1]. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют несколько сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждый имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу - в зависимости от

поведения других игроков. Теория игр является одной из важнейших переменных, от которой зависит успех организации - получение максимальной прибыли. Мы склоны полагать, что такие методы являются преимуществом для сервисных организаций, т.к. создают возможность предвидеть шаги противника, тем самым создавая естественную конкуренцию.

Целью теории игр является определение оптимальной стратегии для каждого игрока.

Рассмотрим основные виды игр:

1) Кооперативные и некооперативные. Игра называется кооперативной, если соперники могут объединяться в группы, возлагая на себя определенные обязательства, перед другими и координируют свои действия. Этим она отличается от некооперативных игр, в которых каждый обязан играть за себя. Такие механизмы нередки в повседневной жизни. Из двух типов игр, некооперативные описывают ситуации в мельчайших деталях и характеризуются более точными результатами. Кооперативные же напротив, рассматривают процесс игры в целом.

2) Параллельные и последовательные. В параллельных играх противники ходят одновременно или они не осведомлены о выборе других до тех пор, пока все не сделают свой ход. В последовательных, или динамических, играх участники могут делать ходы в заранее установленном либо случайном порядке, но при этом они получают информацию о предыдущих действиях других.

3) С полной и неполной информацией. В игре первого типа участники знают все ходы, совершенные до текущего момента, равным образом и возможные стратегии соперников, что позволяет им предсказать последующее развитие мероприятия, соответственно в игре с неполной информацией игроки обладают неполными сведениями.

4) Симметричные и несимметричные. Игра будет симметричной тогда, когда соответствующие стратегии у соперников будут равны, то есть иметь одинаковые платежи. Иначе говоря, если игроки могут поменяться местами и при этом их выигрыши за одни и те же ходы не изменятся.

5) Игры с бесконечным числом шагов. Игры, изучаемые в экономике, так же как и в реальном мире длятся конечное число шагов. В то же время победитель не определен до окончания всех ходов.

6) Метаигры. Игры, результатом которых является набор правил для другой игры. Цель метаигр - увеличить полезность выдаваемого набора правил.

При всем многообразии способов применения данного метода, характеристику формализованной игры можно представить в общем виде (Рисунок 1).

стратегии или

игры проигрыша

Количество субъектов-игроков, задействованных в конфликте

функции выигрыша

конфликта

исхода

Рисунок 1 - Обобщенная характеристика формализованной игры

Наряду с классификацией следует отметить и формы представления игры. В основном выделяют нормальную, или матричную форму и развернутую, заданную в виде дерева.

В прикладной математике выделяют следующие этапы проведения теории игр:

1) выявление наиболее важных участников;

2) разработка стратегии участниками;

3) ходы участников;

4) конечный результат (прибыль или убытки).

Применяя на практике методы теории игр при разработке стратегий деятельности фирмы, в качестве примеров можно назвать решения по поводу коопераций и создания совместных предприятий, поступления услуг на новые рынки, проведение ценовой политики, определение лидеров продаж, повышение уровня конкурентоспособности. В свою очередь аспекты теории игр можно использовать для всех видов решений, если на их принятие влияют другие действующие лица. В качестве этих лиц, могут выступать клиенты, сотрудники организаций, поставщики, а не только рыночные конкуренты.

Не представляется возможным не назвать главные проблемы практического применения основных положений теории игр в работе организации:

1) различные представления конкурентов об игре, в которой они задействованы, малая информативность о возможностях противника (недостоверная информация об издержках фирмы конкурента);

2) часто противники выбирают не лучшие для себя варианты, если

ситуация принятия стратегических решений является сложной.

Процессы современного рыночного пространства подвержены быстрому изменению, в связи с этим невозможно детально прогнозировать действия конкурентов на изменение тактики организации. Все же теория игр является полезной, когда требуется определить наиболее важные факторы разработки стратегии в условиях конкурентной борьбы.

В заключении необходимо подчеркнуть, что теория игр является очень сложной областью знаний, практическое применение которой, поможет руководителю в принятии стратегических решений, влияющих на деятельность предприятия, вследствие возможно достигнуть поставленных целей в поддержании и повышении уровня конкурентоспособности.

Использованные источники:

1. Алехина Е.С., Горностаева Ж.В. Применение клиентоориентированного подхода на предприятиях сервиса. //Экономика и предпринимательство. -Москва, 2015. - № 4-1.-421-426 с

2. Баклакова В.В., Ступин А.О. Особенности и структура рынка услуг. Формирование благоприятного инвестиционного климата в сфере сервиса // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 1; URL: http://www.eduherald.ru/ 122-12232

3. Баклакова В.В., Калашникова Е.А. Свинарева Ю.А. Инвестиционная привлекательность предприятий сервиса // Международный научный журнал «Символ науки» №6/2015, С 357.

4. Горностаева Ж.В. Стратегическое планирование предприятий на малых предприятиях сферы услуг //Современные наукометрические технологии. -Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания»,2010.-№ 1. - 69-71 с.

Зайковский Б.Б., к. э. н.

доцент Осипян Ю.Н. к. с. -х. н. старший преподаватель кафедра экономики и предпринимательского права

РГСУ филиал в г. Анапа НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ЗОНАМИ Законодательство определяющее правовой режим особых экономических зон в Российской Федерации представлено небольшим количеством нормативных актов, касающихся создания особых (свободных) экономических зон в конкретном регионе. Дальнейшие изменения, в большей степени, касаются лишь правовой стороны функционирования особых экономических зон (ОЭЗ). Что же касается системы управления, то до сегодняшнего времени такая система не в полной мере удовлетворяет современным требованиям качества управления, не говоря уже о критериях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.