Научная статья на тему 'ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ НА ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИХ РЫНКАХ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИМЕНЕНИИ ТЕОРИИ ИГР И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ'

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ НА ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИХ РЫНКАХ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИМЕНЕНИИ ТЕОРИИ ИГР И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА / ОЛИГОПОЛИЯ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колмогорова К.А.

В статье рассматривается типология теории игр на олигополистическом рынке, а также основные модели поведения фирм в созданных условиях. Представлены основные преимущества применения теории игр и опыт России в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ НА ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИХ РЫНКАХ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИМЕНЕНИИ ТЕОРИИ ИГР И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 330

К.А. Колмогорова

ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ НА ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКИХ РЫНКАХ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРИМЕНЕНИИ ТЕОРИИ ИГР И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

В статье рассматривается типология теории игр на олиго-полистическом рынке, а также основные модели поведения фирм в созданных условиях. Представлены основные преимущества применения теории игр и опыт России в данном направлении.

Ключевые слова: фирма, олигополия, рынок.

В современных условиях каждая фирма вынуждена постоянно принимать определенные управленческие решения, применимые к конкретной ситуации. При этом присутствует вариативность моделей поведения [2].

Цель статьи заключается в рассмотрении различных моделей поведения фирм в ситуации олигополистического рынка, а также особенности применения теории игр.

Стандартно под олигополией понимают некую форму отраслевой организации, при которой на рынке функционируют одновременно некоторое небольшое количество крупных корпораций, имеющих существенное влияние на поведение других игроков, но вынужденных учитывать наличие конкурентов и особенности их поведения. Подробнее о структуре олигополисти-ческих рынков можно прочитать в [1, 4, 5].

Преимущественно олигополистическая структура рынка характерна для промышленно развитых государств. На рынке олигополии фирмы используют множество стратегий ценообразования (моделей поведения). На рис. 1 представлена типовая методика принятия решений [3].

Рис. 1. Механизм принятия рыночных решений в фирме

Наиболее эффективной методикой принятия решений на олигополистическом рынке является математическая теория игр. Она позволяет лучше осмыслить связи между действиями и соответствующими изменениями внешней среды и тем самым усовершенствовать стратегию принятия решений. В табл. 1 приведена типология теории игр.

© Колмогорова К.А., 2014.

В настоящее время с точки зрения экономической науки используется такой тип теории игр как игра против соперника [6]. Теория игр применяется в поведении корпораций с противоположными интересами. При этом в процессе анализа моделей ценообразования необходимо ориентироваться не только на собственную тактику, но и на решения конкурентов. Результаты решения управления фирм зависят не только от самих этих решений, но и от решений конкурентов. Именно поэтому математическая теория игр часто применяется к ценовой стратегии фирм на олигополистическом рынке.

Таблица 1

Основные типы теории игр

Тип игры Характеристика игры

Игры против природы Применяются статистические модели и методы, основанные на теории вероятностей, при которых случайные влияния (например, капризы природы) влияют на результаты решений

Игры против противника Предполагают осмысленную реакцию противника, которая существенно ограничивает поле результатов лица, принимающего решения

В настоящее время с точки зрения экономической науки используется такой тип теории игр как игра против соперника [6]. Теория игр применяется в поведении корпораций с противоположными интересами. При этом в процессе анализа моделей ценообразования необходимо ориентироваться не только на собственную тактику, но и на решения конкурентов. Результаты решения управления фирм зависят не только от самих этих решений, но и от решений конкурентов. Именно поэтому математическая теория игр часто применяется к ценовой стратегии фирм на олигополистическом рынке.

Теория игр характеризует последствия «конфликта цен» между организациями, а также, при какой ситуации фирма может рассчитывать на стабильную рыночную позицию (рис. 2). Теория игр позволяет руководству конкретной фирмы сориентироваться в выборе наиболее выгодной политики цен на рынке олигополистической конкуренции.

Рис. 2. Схема поведения фирм при применении теории игр

Применяя теорию игр, олигополистические фирмы должны учитывать реакцию конкурентов, определяя размер потенциальной прибыли. Следовательно, необходимо оценить разные

сценарии поведения соперника: оставит он цену неизменной или изменит ее. Просчитывая возможные варианты игры составляется матрица результатов, в которой видны прибыли или убытки компании.

Таким образом, теория игр используется с целью исследования лучшей тактики, которую может выбрать конкурент в качестве реакции на возможные предположения о поведении соперников на рынке.

Основными моделями поведения являются максимин и максимакс.

Максимин - это выбор линии поведения, при которой худший из возможных исходов является наименее худшим.

Следуя максимину, фирма выберет вариант, максимизирующий ее минимально возможную прибыль.

Альтернативной стратегией является оптимистический подход, при котором предполагается, что конкурент отреагирует наиболее благоприятным образом на ваши действия. Здесь фирма выбирает стратегию, которая принесет наивысшую возможную прибыль. Стратегия выбора максимально возможной прибыли известна как максимакс.

В представленных моделях могут быть реализованы несколько разновидностей теории игр. К ним относятся: кооперативная (некооперативная) игра; с нулевой (ненулевой) суммой; параллельные; последовательные; с полной (неполной) информацией; метаигры.

Краткая характеристика видов теории игр представлена в табл. 2.

Таблица 2

Характеристика видов теории игр

Разновидность игры Характеристика

Кооперативная (некооперативная) игра Кооперативной игрой называют конфликт, где конкуренты договариваются и объединяются, чтобы достичь как можно лучшего результата. Некооперативные игры - когда игроки не объединяются в группы.

С нулевой (ненулевой) суммой С нулевой суммой - это игра, в которой выигрыш одного соперника приравнивается к проигрышу другого. В игре с ненулевой суммой проигрыш одного из игроков не является обязательным условием, хотя такой результат не исключен.

Параллельные В такой игре конкуренты делают ходы одновременно, или ход одного из игроков неизвестен другому, пока не завершится общий цикл.

Последовательные В этой игре каждый соперник владеет информацией о предыдущем ходе своего еонкурента до того, как сделать свой выбор.

С полной(неполной) информацией Зависят от наличия информации о соперниках и их выборе.

Метаигры Эти игры являются «леммами» теории игр. Они полезны не сами по себе, а в контексте какого-либо конфликата, расширяя его набор правил.

На практике в чистом виде обычно типы игр не существуют, они объединяются друг с другом. Преимущество использования моделей на основе теории игр состоит в том, что здесь фирма не обязана знать, какой ответный ход сделают соперники. В то же время, она должна быть в состоянии измерять эффект любого из возможных ответных ходов. Однако, сделать это практически невозможно, когда много фирм конкурируют друг с другом и когда есть множество вариантов ответных ходов. Поэтому использование теории игр оправдано в относительно простых случаях, но даже здесь значение прибыли при каждом из возможных исходов известно лишь весьма приблизительно.

Рассмотрев некоторые олигополистические рынки, можно представить целостную картину российского рынка олигополии. Во-первых, можно еще сказать, что он находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Уве-

личение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных фирм на рынки в первую очередь бытовой техники после кризиса 1998 г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.

Рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и «металлурги» и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 60%. Фирмы-олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

Библиографический список

1.Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебное пособие — М.: Юрайт, 2010.

2.Бархатов В.И., Плетнев Д.А. Интеграция теорий жизненных циклов в эволюционную теорию корпораций // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 150-157.

3.Бархатов В.И., Плетнев Д.А., Биткулова З.С. К вопросу об идеологии, методологии и технологиях разработки управленческих решений в российских корпорациях // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323). Экономика. Вып. 42. С. 69-76.

4.Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства. Учебник -СПб.: Экономика, 2012.

5.Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. Учебник - М.: Инфра-М, 2013.

6.Плетнёв Д.А. Теория корпорации: опыт системно-институционального исследования: монография: в 2 ч. Ч. 2 / Д. А. Плетнёв. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2013. 252 с.

КОЛМОГОРОВА Ксения Александровна - магистрант Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, Челябинский государственный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.