«ПОДАТНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ БЛИЗКО СТОЯТ К НАРОДНОМУ КАРМАНУ, НО РУКИ ИХ ЧИСТЫ»: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ С ПОДАТНОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ СТОЛЕТИЙ
Е.С. КРАВЦОВА
Кафедра философии Курский государственный медицинский университет
305003, Курск, ул. Павлуновского, 93-6
Работа затрагивает проблему деятельности фискального института Российской империи -налоговой инспекции - в конце XIX - начале XX века. Особое внимание уделяется причинам учреждения Инспекции, правам и обязанностям податных инспекторов, личным качествам и моральному облику служащих, а также существовавшим связям между представителями финансового ведомства и налогоплательщиками провинций.
В настоящее время экономика России находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений. Он отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов, но, тем не менее, в этих условиях обязательно должны учитываться российская действительность, исторический опыт. Это относится и к налоговой системе, которая выступает одним из основных элементов государственной экономической политики. Мировой практикой доказано, что фискальный режим, выступая наиболее активным регулятором экономики в руках государства, должен базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества -предпринимателей, рабочих, учащихся и т.д., которые имеют большие различия в доходах, а его проводниками должны быть служащие налоговой инспекции. На этот счет в истории нашей страны есть прекрасный опыт связи между налогоплательщиками и финансовым ведомством в лице податных инспекторов.
Налоговые преобразования, связанные с именем министра финансов Н.Х. Бунге, направленные на уравнение налогового бремени между различными группами российского населения, коснулись и системы налогового управления. В губерниях вся тяжесть фискальной работы до 1885 г. ложилась на Казенные палаты, которые с трудом справлялись с разнообразными функциями, особенно в условиях отсутствия особых налоговых служащих. В 1884 г. Бунге вышел с предложением в Государственный Совет о введении института податной инспекции при губернских казенных палатах, «чтобы в уездах и городах были такие агенты финансового управления, которые близко бы стояли бы к населению и были бы хорошо знакомы бы с местными налогами и бытом»1.
Причем, по свидетельству одного из современников, тогда в адрес «Податной инспекции сыпались порицания и насмешки, говорили, что эта затея мертворожденная и не принесет никаких результатов, а только финансовый крах из-за вложенных в нее средств. Говорили также, что она внесет смуту в провинциальную жизнь, так как дает
предлог одному ведомству вмешиваться в дела другого, контролировать деятельность друг друга»2. Несмотря на трудности, возникшие при обсуждении проекта, Государственный Совет принял положительное решение, при этом подчеркнув: «Конечно нельзя ожидать, что податные инспекторы в качестве строгих блюстителей выгод казны, почти всегда расходящихся с частными интересами, пользовались расположением общества, в среде которого они будут действовать, но это обстоятельство, нужно надеяться, не остановит их на пути исполнения своего долга. Добросовестная их деятельность будет почтенная уже потому, что они приведут население к сознанию непреложной необходимости исполнять свои обязанности перед правительством»3.
На основе закона от 25 апреля 1885 г. новая государственная служба - финансово-фискальный орган Податная инспекция - в лице податных инспекторов начала успешно функционировать.
Кто же были податные инспекторы, какие функции они выполняли?
Вначале особое значение придавалось наблюдению за правилами торговли в назначенных им участках, причем они обязаны были проверять наличие разрешения на право торговли, выборку свидетельств, правильность оформления документации. Участие в качестве чиновников Казенных палат в генеральных поверках торговых предприятий всех рангов также было обязанностью фискальных агентов. Для пополнения государственной казны образовывались специальные губернские, а при них - уездные податные присутствия для раскладки дополнительного сбора с торговых и промышленных предприятий, в последних председательствовать должен был инспектор. Вместе с тем его деятельность напрямую была связана с Казенной палатой, которой работник налоговой службы обязан был содействовать по разным поручениям, исходящим от вышестоящей организации, в том числе по приведению в известность ценности недвижимого имущества. На этом обязанности должностного лица не заканчивались, поскольку им вменялось «исполнять другие обязанности, которые будут в дальнейшем на них возложены законом»4.
Конкретизация направлений деятельности новым налоговым агентам нашла свое место в утвержденном Министром финансов Наказе податным инспекторам от
12 августа 1885 г., определяющим предметы, размеры и способы их деятельности. Наказ поразил всех своей обширностью задач, которые возлагались на новых чиновников фиска, тем более что в губерниях на один податной участок, который включал в себя два, а то и три уезда, назначался всего один инспектор. По мнению знатока: «...на податного инспектора возлагались, в отведенном ему районе, не только участие в генеральной поверке торговли, но и постоянный надзор за оной. Он был обязан участвовать в местных уездных (большей частью двух) крестьянских присутствиях..., в уездных податных присутствиях; на инспектора было возложено не только председательство, но и делопроизводство. ...Наказ возлагал на него различные обязанности по привлечению имуществ к платежу казенных сборов, в том числе и по безмездному переходу имуществ, по исчислению сборов в казну, по наблюдению за поступлением окладных сборов и по исполнению поручений Казенных палат. Идея фактического на месте контроля, положенная в основу Наказа, конечно, заслуживала полного сочувствия, но средства для осуществления этой идеи были скудны»5. Это же подчеркивал и управляющий Курской казенной палатой в циркулярном сообщении податным инспекторам: «...задачи, поставленные податным инспекторам Наказом, а также дополненные к нему указания до того обширны и разнообразны, что не могут быть выполнены по всему объему, особен-
но при назначении одного податного инспектора на два участка. Казенная палата определяет первостепенные направления работы для деятельности податных инспекторов: наблюдение за своевременной выборкой торговой и промышленной документации и участие в работе присутствий по этому обложению; наблюдение и донесение в Казенную палату о вновь открывающихся наследных имуществах; в интересах крестьянского населения посещать не менее сорока сельских обществ в год с ревизиями и обследованиями и составлять по этим вопросам отчеты в Палату; довести до конца перепись недвижимого имущества на своем участке»6.
В очередном документе - «Положение о податных инспекторах» от 24 мая 1899 г., обязанности штата еще более расширяются, компенсируемые введением должности помощника податного инспектора. Положение гласило: «Для участия в исчислении и распределении прямых налогов, для наблюдения за взиманием и для содействия Казенным палатам по подведомственным им делам, учреждены в уездах, городах или
™ „„ ___________„7 г-_________
ЧаСТлл ИХ ДОЛЖНОСТИ ПОДаТКЫХ ИКСПСК ¿ОрОВ й ИХ ПОМОЩНИКОВ» . л раНИЦЫ ДСИСТВИЯ
закона оставались те же, что и в 1885 г. На территории, где Положение действовало, назначением, распределением, переводом служащих податной инспекции занималось Министерство финансов по Департаменту окладных сборов, которое, кроме того, определяло еще и территорию их участка работы. Податные инспектора, равно как и их помощники, состояли при губернских Казенных палатах, в полном распоряжении и подчинении, но также должны были выполнять поручения и Министерства финансов, и губернатора8. Как и всякое должностное лицо, податной инспектор имел свои органы контроля, в данном случае им выступал управляющий Казенной палатой, который проверял деятельность агента фиска, и в случае необходимости мог проводить дознания на месте9.
Статья 4 документа еще раз подчеркивала важность указанной должности, так как государственному служащему выдавалась специальная гербовая печать, в которой указывалось, что ее владелец - податной инспектор такого-то участка такой-то губернии. Кроме того, помощник инспектора также мог иметь подобную печать10. Ст. 13 определяла прямые обязанности податных инспекторов, которые были значительно расширены. Они должны были принимать активное участие в привлечении новых налогоплательщиков к уплате прямых сборов, что касалось как недвижимого имущества и предприятий, так и частных лиц; наблюдать за взиманием прямых государственных и региональных налогов; следить за исполнением общественными и сословными учреждениями установленных законодательством правил относительно счетоводства по сборам, хранению собранных сумм и передачи их по принадлежности в различные органы. К обязанностям также относились сбор сведений об экономическом состоянии податного участка, финансовом положении населения, его платежных средствах, выяснение отбывания населением денежных и натуральных повинностей, слежение за торгово-промышленным состоянием в подлежащей его контролю местности. Обладая высоким образовательным уровнем, податные инспектора имели право проводить ревизии в различных органах финансов и местного самоуправления, таких, как казначейства (по поручению управляющего Казенной палатой), волостного правления и должностных лиц сельского самоуправления: проверка книг, документации, относящиеся к денежным повинностям и казенным сборам, а также соответствие означенных сумм в наличии. Если были замечены упущения по взиманию налогов, то он должен был сообщить об этом в учреждения, заведующие этими налогами. Кроме всего прочего, «исполнение других обязанностей, указанных в Уставах и узаконениях», входили в
обязанности податных инспекторов11. Сталкиваясь в начале работы Инспекции с непониманием со стороны различных органов, для облегчения работы своих агентов Министерство финансов внесло в Положение следующий пункт: «Податные инспектора могут требовать от правительственных, земских, городских, сословных учреждений, предприятий долгосрочного кредита и страхования, которые находились у него на участке, сведений о состоянии, ценности или доходности недвижимого имущества и другие оценочные данные»12.
Важнейшим делом фискальных агентов стал контроль за сбором поземельного налога. Инспектор должен был наблюдать за привлечением к обложению всех, без исключения, земель, обязанных платить налог по закону. Кроме этого, собирать сведения
о количестве и качестве, а также о ценности и доходности земель для выяснения степени уездного уровня раскладки государственного поземельного налога. Для этого должностное лицо должно было следить за ходом сбора урожая всех сельскохозяйственных культур, ценами на зерно и корма на местных рынках, при этом анализировать данные и давать свои рекомендации, включая ежемесячные отчеты в адрес управляющего Казенной палаты . При обнаружении не привлеченной к налогообложению земли агент фискальной службы должен был сообщить о нарушении в губернскую Казенную палату. Податной инспектор также продолжал работу по сбору сведений о городской недвижимости, ее оценке, участвовал в заседаниях уездных Городских дум при рассмотрении дел, касающихся контроля и сбора этого вида государственного налога .
В целом работа податного инспектора была очень насыщена. А ее содержание сохранилось для истории в бессмертных куплетах под названием «Циркуляр (Из дневника канцелярского чиновника)»:
Ночь. Палата нелюдима.
В голове моей угар.
Папироса, куча дыма,
«Ремингтон» и циркуляр.
Ряд печатных строк в итоге.
Отпечатывался, в них Циркуляр, что о налоге С поселений городских.
Дело шло о земском сборе И фабрично-заводском.
Отпечатал я их вскоре,
Но работал уж с трудом.
В очи сон глядел мне мирный,
Уж печатать я не мог Поземельный и квартирный Государственный налог.
И с усталостью во взоре Стал дремать, склонясь ничком,
Над статьей о сельском сборе И казенном, и мирском.
Фактически податная инспекция превратилась в нервную нить, связывающую финансовое ведомство с многомиллионным населением России. Назначение первых податных инспекторов происходило летом 1885 г., но подготовка к этому велась заблаговременно. Эта должность соответствовала VI классу, и назначение на
нее зависело от министра финансов. В большинстве Казенных палат из числа лиц, представленных в фискальные агенты управляющими Казенными палатами, прошли далеко не все. Из-за небольшого числа податных инспекторов (всего 500 чиновников на огромную Российскую империю!) управляющие казенными палатами были вынуждены назначать одного фискального агента на два участка. Так, в Курской губернии на 15 уездов было назначено всего восемь служащих. Только губернский центр - Курск с уездом получил своего инспектора, остальные 14 уездов были разделены между семью оставшимися агентами15. Меньшая по размерам Пензенская губерния получила всего шесть инспекторов, из которых двое были назначены на губернский и уездный города, остальные должны были обслуживать по два уезда16. Столичная Московская губерния, по мнению управляющего соответствующей Палаты, должна была получить двадцать инспекторов, одиннадцать из которых должны были работать непосредственно в городе Москве17, однако было назначено лишь восемнадцать. В дальнейшем штат податных инспекторов увеличивался, появились новые должности: вначале помощников, а с 1914 г. - делопроизводителей податных инспекторов.
Изначально требования к кандидатам на должности податных инспекторов были высокими и в дальнейшем они только увеличивались. Так, при назначении в 1885 г. требовались хорошая подготовка и знания, а, кроме того, рекомендации от лиц известных в Департаменте окладных сборов, который формально назначал инспекторов, а реальным подбором кадров занимались управляющие Казенными палатами. Из восьми фискальных агентов Курской губернии все ранее состояли на государственной службе: кто чиновником особых поручений, кто служил при окружном суде, кто по линии народного образования, однако, все без исключения характеризовались как «люди высоко честные, трудолюбивые и крайне совестливые»18. Московские кандидаты в податные инспекторы также были госслужащими, уже зарекомендовавшими себя как грамотные и ценные специалисты: старшие чиновники и чиновники особых поручений при Казенной палате, чиновники особых поручений по проверке торговли и промышленности, бухгалтеры, столоначальники и др.19
Образовательный уровень у первых податных инспекторов был весьма высок. Так, новые служащие Курской казенной палаты имели разнообразное образование: светское - Петербургский университет, Медико-хирургическая академия, Московский университет, Новгород-Северская гимназия; духовное - Рязанское духовное училище и Казанская духовная семинария.20 Среди 18 податных инспекторов Московской губернии 10 имели высшее образование - окончили Московский университет, остальные были выпускниками уездных училищ, духовной семинарии, частных учебных заведений и т.д21. В целом по России на 1885 г. высшее образование имели 45 % служащих, среднее —33 %, низшее — 21 %.22 В октябре 1893 г. министр финансов С.Ю. Витте выступил с предложением об увеличении образовательного уровня фискальных агентов, и с этого времени на службу в этой должности стали принимать только лиц, имеющих высшее образование. С 1899 г. требования еще более ужесточаются: должность податного инспектора мог занять только имеющий общее высшее образование, получивший специальное высшее образование эту должность получить не мог. К 1910 г. 95 % служащих имели высшее образование.
При поступлении на службу все давали подписку о членстве в различных тайных обществах, например, податной инспектор Новооскольско-Корочанского участка Курской губернии Ф.А. Ройев: «Я, нижеподписавшийся, даю сею подписку в том, что не принадлежу и никогда не принадлежал ни к каким масонским ложам и иным
тайным обществам, под каким бы названием последние не существовали и что впредь к таковым принадлежать не буду. Податной инспектор Новооскольско-Корочанского участка, коллежский советник Ф.А. Ройев». Кроме этого, каждый государственный служащий давал клятвенное письменное обещание на верность царю. «Я, нижеподписавшейся, обещаю и клянусь всемогущим Богом, пред святым его Евангелием в том, что хочу и должен царю Александру Александровичу и его наследнику верно и не лицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего, до последней капли крови и все права царя оберегать и оборонять... об ущербе интересов царя, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не только благовременно объявлять, но и всякими мерами не допускать их. Всякую тайну обязуюсь хранить. Все свои обязанности исполнять своевременно и правильно»23.
При назначении на должность в 1885 г. податные инспекторы получали высшие (1 800 руб.) или низшие оклады (1 500 руб.) в год, величина которых сохранилась без изменения до 1914 г.. когда был принят закон «Об изменении состава податного надзора и увеличении отпускаемого на его содержание из Государственного казначейства средств».
С самого начала работы Податной инспекции между служащими и населением сложились двойственные отношения. Налогоплательщикам было понятно, что честное, открытое общение с инспектором может привести к увеличению податей, но с другой стороны, сокрытие доходов, ценности и имущества и предприятий могли привести к трениям с законом. Еще, будучи только идеей, податным инспекторам вменялось быть «ближе к народу», его чаяньям, контролировать сборы и назначение платежей, и им удалось справиться и с этой задачей.
По Наказу 1885 г. фискальные агенты обязывались выяснять, какие существуют условия налогообложения в местах их работы. Деятельность податных инспекторов в сельской местности почти полностью сосредоточилась на исполнении поручений уездных присутствий по крестьянским делам, в таком виде она приносила значительную пользу и не могла вести в столкновение с местными властями. Собирание сведений о покупных ценах на земли, о крестьянских отхожих промыслах и пр. имело статистическое значение, но ни к каким непосредственным результатам не вело. В поверке облагаемых земель Податная инспекция оказала несомненные услуги, особенно в тех местностях, где не было генерального межевания и не были введены земские учреждения. И, конечно, контроль над волостными управами, сельскими старостами и сборщиками налогов, которые могли заниматься растратой средств, неправильно назначать и распределять платежи.
Податные инспектора, в частности Курской губернии, очень ответственно подошли к своим обязанностям, и уже спустя несколько недель после назначения в палату пошли их отчеты о проделанной работе.
Фискальные агенты проводили полный анализ жизни в том или ином сельском обществе с вытекающими отсюда последствиями. Так, Новооскольско-Корочанский инспектор Ф.А. Ройев сообщал в Курскую казенную палату о своем посещении слободы Ольховатка: « она стоит вся в садах, а хаты в плачевном виде... крестьяне, не исключая детей, все в лесу собирают яблоки и груши. Между тем в поле есть много полос, которые или совсем не засеяны рожью, или только что засеяны». При этом нужно отметить, что это селение отличалось постоянной задолженностью по налогам как местным, так и государственным»24. Поэтому агент казенной палаты делает вывод о крайней распущенности крестьян.
Тимско-Старооскольский податной инспектор С.П. Котельников спустя несколько месяцев работы выделил несколько причин накопления недоимок и несвоевременного взноса платежей: «1) не зависящие от человека (неурожаи, градобития и т.д.), 2) от произвола других лиц (растраты, высокая арендная плата, поборы духовенства), 3). из-за самих плательщиков (неправильное назначение сходом окладов, огульное пьянство крестьян - самый бедный двор пропивает 20 руб. в год, самый богатый - 80 руб. и больше)»25.
Этому были свои подтверждения, здесь только самая небольшая их часть. Неурожаи были самой распространенной причиной недоимок, и податные инспектора ничего не могли с этим поделать. В 1885 г. за Щигровским уездом числилось 500 тыс. руб., причем недоимки по земским сборам достигали размера трех годовых окладов. Фискальному агенту, как он сам сообщает, легче ответить на вопрос: «Почему за таким-то обществом нет недоимок, чем есть?» И причина этого - в шестилетних
риукалл. идип псдиигаиппиш 1 иД, п ирИдс 1 1Ь 1адт риюсхчлс ик-
лады из доходов казны»26, - писал инспектор.
Фискальный агент Ф.А. Ройев в сентябре 1885 г. в Корочанском уезде при проверке ведения дел сельской администрацией, выплаты налогов крестьянским населением встретил сразу две растраты, обе по Яблоневской волости, на общую сумму 1 800 руб27.
В экономически благоприятном во всех отношениях селе Волотово в 1886 г. недоимка равнялась 14,5 тыс. руб., и она не была оправдана. Когда инспектор выехал на место для выяснения причин, то сами крестьяне объяснили это своим пьянством. Даже три волостные старшины были уволены за последнее время с должности ис-ключительно за злоупотребление спиртным .
Крестьяне же с некоторой опаской относились к новым должностным лицам. Так, Щигровско-Фатежский инспектор сообщал в Казенную палату: «Пробовал собирать сельский сход, но от них не узнал ничего интересного, только и говорят, что все исправно, а подати постараются заплатить, вот только бы озимые уродились»29.
Такую же работу проводили податные инспекторы во всех губерниях государства. В своем отчете в Департамент окладных сборов управляющий Московской казенной палатой, анализируя результаты по взиманию налогов, отмечал: «Независимо от этих причин можно отнести и заботливое отношение губернского начальства по наблюдению за взиманием сборов и улучшению податного надзора, достигнутого учреждением по закону 30 апреля 1885 г. должности податного инспектора. Во многих случаях податными инспекторами приведено в порядок запутанное счетоводство сборщиков, старост и волостных правлений, причем виноватые в растрате, злоупотребляющие или небрежные должностные лица сельских управлений привлечены к законной ответственности. В некоторых местностях ими приняты меры к улучшению поземельных сведений, причем обнаружены ускользающие от обложения. Наконец, ими производилось во многих уездах расследование частных причин недоимочное™ отдельных селений и источников платежных средств населения, чем существенно облегчилась задача воздействия общей администрации на неисправных плательщиков»30.
Вообще, стоит отметить, что, благодаря деятельности податных инспекторов, остались для истории интересные факты из жизни крестьянства. Податной инспектор Пензенской губернии в своем отчете свидетельствует: «Во многих селениях значительная часть заработков стала тратиться не только не только женщинами, но и мужчинами на щегольство. Щегольство не заключается в потребности носить более удобную, лучшего качества и покроя платье, а находится в связи с тем, что в
деревне не существует общественных здоровых развлечений, и что для малоразвитого крестьянского населения праздничное препровождение во многих селениях входит в обыкновение собираться для угощения по улицам или в избах, где происходит угощение вскладчину, причем одеваются на показ с подражанием на собственный лад городским людям, с которыми знакомятся, вернувшись из услужения в прислугах, работы в городе, с военной службы»31. К началу XX в. несколько изменились жилища крестьян: «Строящиеся вновь избы крестьян отличаются от прежних тщательностью постройки, что обращает внимание даже на незатейливые внешние украшения. Курные избы последнее десятилетие исчезают совершенно и составляют теперь принадлежность только крайне бедных крестьян. В каждой избе теперь имеется так называемая «голландка», т.е. печь системы, обычно употребляемой средним классом населения в городах. Хотя большинство изб покрыто соломой, увеличивается число изб, покрытых под глинку», т.е. соломой с глиной. Освещение изб Re37Te ПППИЧИПГШТСЯ кепоеином и ГП/ЧИНЯ Г.ТЯПЯ уже из области преда-
■*.....- - г,- X"' * ' ' Г У •/ J I
ния». Питание крестьян не отличалось особыми изысками. «В будние дни крестьяне не привередливы к пище (лишь бы сыт), однако в праздники, которых у крестьян очень много, можно видеть изобилие разнообразной пищи, главное место в котором занимает мясо. Водки на этих праздниках выпивается большое количество. В общем, крестьянская семья тратит здесь на водку от 30 до 60 руб. в год - это при обычных условиях, не считая таких событий, как празднование свадеб или снаряжение в рекруты. На празднование свадеб, т.е. один только свадебный пир, далеко не богатая крестьянская семья тратит не менее 50 руб., а все же расходы по устройству свадьбы превышают обыкновенно 100 руб.».
Деятельность фискальных агентов в целом была успешна. В личном письме директора Департамента окладных сборов H.H. Кутлера, который в 1885 г. начинал свою карьеру как податной инспектор в Московской губернии, к служащему Инспекции по Курской губернии Л.И. Лесняку отмечалось: «Милостивый государь, Лев Иванович! Управляющий Курской казенной палатой сообщал мне о трудах Ваших по податному делу, выражающихся в том, что при постоянных разъездах по участку Вы подробно изучили политику податного дела на местах и сумели грамотно направить деятельность должностных лиц крестьянского управления, благодаря чему достаточно успешно поступают платежи во вверенном Вам участке. Ввиду изложенного считаю долгом выразить Вам, милостивый государь, мою искреннюю благодарность за Вашу полезную служебную деятельность, которая, надеюсь, и в будущем останется столь же плодотворной. Примите, милостивый государь, уверения в совершенном моем к вам уважении и преданности. Директор департамента окладных сборов Н. Кутлер».
Примерно также обстояли дела и при работе инспекторов с налогоплательщиками других видов налогов. Одним из первых дел, которые предстояли податным инспекторам в 1885 г., была переоценка имущества в городах и местечках. Существовавшая оценка по большей части была ниже действительной стоимости недвижимости. Практиковались две оценки одного и того же имущества - одна для раскладки казенного налога, а другая для городского оценочного сбора, причем вторая во много раз превышала первую. Такое положение дел, естественно, не могло устроить Министерство финансов, требовались данные, близкие к действительности, Эти сведения должны были предоставить инспектора, но на деле это было сделать очень сложно. Н.Д. Маслов в уже упомянутом очерке писал, что инспектора ветре-
тились со страшными трудностями при оценке недвижимости. «Старшие нотариусы, опираясь на свои профессиональные обязанности, отказывали в сообщении сведений, ... о покупных и залоговых ценах на имущество. Страховые общества отказывали в сообщении суммы страховки. Приходилось за этими сведениями обращаться к самим владельцам. Иногда это достигало цели, но редко»33. С этим противостоянием в середине 80-х гг. XIX в. агенты справились достойно.
Однако с аналогичной проблемой по этому же налогу им пришлось встретиться и несколько позже - после принятия закона от 6 июня 1910 г. об изменении порядка налогообложения, и, как следствие, повышении ставок. На специально созванном съезде податных инспекторов Московской губернии (октябрь 1911 г.) отмечалось: «Новый закон вызвал большое общественное возбуждение. Газеты говорят даже о возмущении и негодовании плательщиков, причины: как сведения прессы, так и городские деятели винят в значительном повышении налога как сам закон,
ПГ'ГЧ Т» тт 4чТ11ТП1ТЛЛТ*Г га ГТГ Г ^Л'ГЛЛТ 1Л Литт'гл Йтт ТПЛТ1ТПЯПТ1ЛТ Р Лтглт/О ПГ ТТЛ»» Ч^ЛЛЛПТИ!
1014. XI фппап^иоо1Ч- ирдапш, иш гиищ^/ллпуи и ^ууидгш,
допуская неправильные приемы оценки ради искусственного ее повышения» . Однако мы должны отметить, что облагаемая доходность недвижимого имущества была определена податными инспекторами умеренно и осторожно и без общей повышенной тенденции. Депутаты съезда сочувственно отмечали, что «большая часть увеличения обложения домовладений, несомненно, падает на квартиронанимателей. Но очень многие владельцы имущества не сдают в наем помещения и поэтому вынуждены принимать всю тяжесть реформ на себя»35.
Другой прямой обязанностью инспекторов был контроль за торгово-промышленными заведениями, определение их доходности и правильности налогообложения, и они очень строго подходили к этой функции. Например, инспектор Новооскольско-Корочанского участка Курской губернии в своем письме к инспектору Льговско-Дмитриевского участка писал, что проезжал через его «владения» и заодно проверил местную торговлю, при этом он сообщал, что «один из торговцев, некто Винников, рядом выстроил помещение для мелочной лавки. Я передал старшине (в деревнях они выполняли обязанности торговых депутатов - Е.К.), чтобы он ни вздумал по одному и тому же свидетельству торговать сразу в двух местах, как это нередко бывает в деревнях»36.
Помощь в наведении порядка на местах инспекторам должны были оказывать торговые депутаты, которые иногда уклонялись от выполнения своих обязанностей. К примеру, в Обоянском уезде указанной губернии был зафиксирован такой случай, когда депутаты отказывались принимать участие в поверке торговых заведений в базарные дни «на основании того, что назначенное для поверки торговли время не должно причинять помехи в торговых делах лицам торгового сословия». Однако «самые большие злоупотребления по торговле именно и практикуются во время базаров, потому что в эти дни на базарных площадях становятся балаганы с мануфактурными и другими товарами, торговля коими производится без всяких документов». Такие противоречия встречались в первые годы функционирования податной службы, в дальнейшем они были почти сведены на нет, главным образом благодаря высокой квалификации агентов, их заинтересованности в справедливом обложении и деятельности податных присутствий, председателями которых были инспектора.
Помощник управляющего Харьковской Казенной палаты В.Ю. Чернов отмечал: «Мысль о том, что податные инспекторы должны направлять свою деятельность, главным образом чтобы приобретать авторитет и уважение среди местного населе-
ния, получила наилучшее осуществление в Харьковской губернии»37, а мы подчеркнем, во всей России. И нельзя не упомянуть слова представителя Московской податной инспекции П.В. Хмелевского, который на Первом Всероссийском съезде инспекторов в августе 1917 г. сказал: «Мы - инспектора - ближайшие на местах органы Министерства финансов, и представлено нам широкое поле деятельности... Податные инспекторы близко стоят к народному карману, но руки их чисты»38.
Таким образом, податные инспекторы в Российском государстве, несмотря на многочисленные обязанности, возложенные на них законом, полностью оправдали те надежды, которые были возложены на институт Податной инспекции в момент его создания в 1885 г. Данный орган в результате кропотливой работы фискальных агентов превратился в связующее звено между налогополучателем - государством - и налогоплательщиками, а инспектора оказались не только прекрасными государственными служащими, но и справедливыми защитниками интересов граждан.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Департамент окладных сборов. 1863-1913. - СПб., 1913.-С. 100-101, 189-193.
2 Маслов Я Д. Очерк деятельности и положения податных инспекторов // Сборник « Нивы» на 1891 г. Ежемесячное приложение к журналу «Нива»,-СПб., 1891. - Ноябрь.-С. 454.
3 Податная инспекция в России (1885-1910 гг.): Очерк деятельности податной инспекции за 25 лет ее существования в связи с развитием прямого обложения. - СПб., 1910. - С. 29.
4 Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ РИ). - СПб., 1887. - Собр. 3. -Т. 5.-С. 180.
5 Маслов Н.Д. Очерк деятельности и положения податных инспекторов. - С. 456.
6 Российский государственный исторический архив (далее - РГИА). - Ф. 573. - Оп. 20. -Д. 183.-Л. 61.
7 ПСЗРИ.-СШ., 1892. - Т. 19. - Ч. 1.-С. 515.
8 Там же. - С. 515-516.
9Там же.-С. 516.
10 Там же.
11 Там же.
12Там же.-С. 517.
13 Там же. - С. 514.
14 Там же.-С. 515.
|5ГАКО.-Ф. 184.-Оп. 1.-Д. 6391.-Л. 83.
16 РГИА.-Ф. 573.-Оп. 20.-Д. 188.-Л. 13.
17 Там же.-Д. 184.-Л. 1.
18 Там же. - Д. 183. - Л. 1.
19 Там же.-Д. 184.-Л. 18-20.
20ГАКО.-Ф. 184.-Оп. 1. - Д. 7010. - Л. Зоб.
21 РГИА. - Ф. 573. - Оп. 20. - Д. 184. - Л. 18-20.
22 Податная инспекция в России... - С. 33-34.
23 ГАКО. - Ф. 184. - Оп. 1. - Д. 6432. - Л. 4.
24 Там же.-Д. 6395.-Л. 17.
25 Там же. - Д. 6394. - Л. 217об.
26 См.: Там же. - Д. 6397. - Л. 241-244.
27 Там же. - 6395. - Л. 33.
28 Там же. - Д. 6583. - Л. 319об.
29 Там же. - Д. 6397. - Л. 208об.
30 РГИА. - Ф. 573. - Оп. 34. - Д. 94. - Л. 182об.
31 Там же. - Оп. 25. - Д. 789. - Л. 6-6об.
32 Там же. - Л. 20-20об.
33 Маслов Н.Д. Очерк деятельности и положения податных инспекторов. - С. 457.
34 Журнал октябрьской 1911 г. сессии съезда податных инспекторов Московской губернии.-М., 1912.-С. 4.
35 Там же. - С. 6.
36 ГАКО. - Ф. 184. - Оп. 1. - Д. 6395. - Л. 257.
37 Чернов В.Ю. Краткий обзор деятелей податной инспекции за 25 лет (с 1885 по 1910 гг.). -Харьков, 1910.-С. 11
38 Первый всероссийский съезд податных инспекторов и их помощников. Москва, 7-17 августа 1917 г.-М., 1918.-С. 26.
“TAX INSPECTORS ARE HEAR TO PEOPLES POCKET,
BUT THEIR HANDS ARE CLEAN”:
THE INTERRELATIONS BETWEEN TAXPAYERS AND THE TAX INSPECTION AT THE TURN OF THE 19-20™ CENTURIES IN RUSSIA
E.S. KRAVTSOVA
Department of the Philosophy Kursk State Medical University 93-b, Pavlunovskogo Sir., Kursk, 305003, Russia
The work given touches upon the activity of the fiscal institute of the Russian Empire - the tax inspection - at the end of the 19th - in the beginning of the 20* century. The special attention is paid to the causes of establishing the Inspection, rights and duties of tax inspectors, personnel quality and moral make-up of clerks, and of course, to the existing relations between the representatives of the financial department and the taxpayers in provinces.