Научная статья на тему 'Податливость газодинамического подшипника с эластичным компенсатором перемещения'

Податливость газодинамического подшипника с эластичным компенсатором перемещения Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК / GAS-DYNAMIC BEARING / COMPLIANCE OF BEARING / ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ / NEGATIVE COMPLIANCE / НУЛЕВАЯ ПОДАТЛИВОСТЬ / ZERO COMPLIANCE / ЭЛАСТИЧНЫЙ КОМПЕНСАТОР ПЕРЕМЕЩЕНИЯ / ELASTIC COMPENSATOR OF MOVEMENT / ПОДАТЛИВОСТЬ ПОДШИПНИКА

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Коднянко В. А., Курзаков А. С.

Представлена конструкция, приведены математическая модель и методика расчета податливости газодинамического подшипника с эластичным компенсатором перемещения. Показано, что подшипник может обладать сколь угодно малой положительной, а также нулевой и отрицательной податливостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Коднянко В. А., Курзаков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compliance of Gas-Dynamic Bearing with Elastic Compensator of Movement

The design, the mathematical model and calculation method of compliance of a gas-dynamic bearing with elastic compensator of movement presented. It is shown that the bearing can have an arbitrarily small positive as well as negative and zero compliance.

Текст научной работы на тему «Податливость газодинамического подшипника с эластичным компенсатором перемещения»

Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies, 2017, 10(5), 657-663

УДК 621.9: 621.89

Compliance of Gas-Dynamic Bearing with Elastic Compensator of Movement

Vladimir A. Kodnyanko and Andrei S. Kurzakov*

Siberian Federal University 79 Svobodny, Krasnoyarsk, 660041, Russia

Received 09.04.2017, received in revised form 22.06.2017, accepted 29.07.2017

The design, the mathematical model and calculation method of compliance of a gas-dynamic bearing with elastic compensator of movement presented. It is shown that the bearing can have an arbitrarily small positive as well as negative and zero compliance.

Keywords: gas-dynamic bearing, compliance of bearing, negative compliance, zero compliance, elastic compensator of movement.

Citation: Kodnyanko V.A., Kurzakov A.S. Compliance of gas-dynamic bearing with elastic compensator of movement, J. Sib. Fed. Univ. Eng. technol., 2017, 10(5), 657-663. DOI: 10.17516/1999-494X-2017-10-5-657-663.

Податливость газодинамического подшипника с эластичным компенсатором перемещения

В.А. Коднянко, А.С. Курзаков

Сибирский федеральный университет Россия, 660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

Представлена конструкция, приведены математическая модель и методика расчета податливости газодинамического подшипника с эластичным компенсатором перемещения. Показано, что подшипник может обладать сколь угодно малой положительной, а также нулевой и отрицательной податливостью.

Ключевые слова: газодинамический подшипник, податливость подшипника, отрицательная податливость, нулевая податливость, эластичный компенсатор перемещения.

Введение

Подшипники, обеспечивающие отсутствие контакта между движущейся деталью и корпусом, находят широкое применение в технике. Их преимуществами являются чрезвычайно малое трение и отсутствие износа даже при высоких частотах вращения. В качестве смазочных

© Siberian Federal University. All rights reserved

Corresponding author E-mail address: [email protected], [email protected]

сред в таких подшипниках используются жидкости либо газы. Применение жидкости позволяет получить жёсткость, сопоставимую и даже превосходящую подшипники качения. Однако при высоких скоростях скольжения существенную роль играет тепловыделение: вязкость жидкостей при нагревании может снижаться в десятки раз. Газовая смазка не имеет этого недостатка, поскольку при нагревании газа плотность незначительно возрастает. Кроме того, само тепловыделение в газовом подшипнике многократно ниже по причине весьма малой вязкости газа.

Интерес вызывают газодинамические подшипники, в которых несущая способность слоя газовой смазки создается за счет гидродинамического эффекта [1]. Такие подшипники находят применение в малонагруженных приборах и в некоторых видах технологического оборудования [1]. Их применение в машиностроении ограничивается по причине малой несущей способности и высокой податливости, для снижения которой традиционными методами приходится уменьшать рабочие зазоры подшипников либо увеличивать их частоту вращения и диаметр. При этом возникают очевидные конструкторские и технологические ограничения.

В настоящей работе предложен и рассмотрен газодинамический подшипник с активным управлением положения смазываемых элементов. Конструкция подшипника показана на рис. 1.

Цапфа 1поддержи ваетсягазовым слоем 2,разделяющимповерхностицапфы и опорной втулки 3 орквращгпии. В оалкчие оасрадиопкнной конструкции подшипнавот опгрная втулка Свыполпенаисдтижнсй. Воаможность еёсмещонияобеспечотас тсяолаеввчнтИ прокладкой 4. Во втулке 3 выполнены отверстия 5, выходящие в непроточные полости 6, образованные эластичной прокладкой 4, корпусом 7 и опорной втулкой 3. При вращении цапфы 1 в несущем слое подшипника возникает газовый клин, разделяющий поверхности цапфы 1 и опорной втулки 3. При этом в нагруженной и разгруженной областях подшипника в соответствующих полостях 6 компвилaтoиа, в которые опоскaиез скиротивления овладеет из пзклщего илакр чеогоoтвер-

Рис. 1. Газодинамический подшипник: а - осевой разрез; б - развёртка эластичной прокладки и опорной втулки

стия 5, повышается и понижае тсядавление,поддействием чегопр оисходит смещение опорной втулки 3 навстречу вектору внешней силы. Этот эффект обеспечивает снижение суммарной податливостицапфы относительно асфпуса подшипника.

Математнческое модели ров ание

Функция давления ф) в нееулцем г-азоеом слоеподшиинниа -

даче для дифференциал ьного у равней ия Рей нольдса [2]

1

д (, t dpz h p— дф

дф

+ «. д „>p!t U^iM,

dz ^ dz) дф

p(z, 0) = p(z, 2Ti),|P-(z, 0) = ■дР(м, ф) = 0, р(/, ф) = pa

дф дф дz

(1)

где z, ф-продольная и ооружная коо удинЕты; р о радщ^с цапфы; I - половина длиныпод-шипника; ц - динамическая вязкость газовой смазки; ю - угловая скорость вращения цапфы; й(ф) = h0 - e cos ф - функция зазора в смазочном слое; h0 - толщина слоя смазки при центральном положении цапфы; e -эксцентриситетцапфы ивтулки; pa - давлениеокружающейсреды.

При досооворноСюовшомлислееекщш элкятичноо про кладкиЗфуикцию раопределооия дооленио ic иямиенсктореРмкжносчикать моюд^^и^монр^^^ес^киР: и давтениевних праКпиженно опекагкоднноерной оо нюриев^а^(о,е)Р кдаСнрасстояниеекясиовекнойнлоскосоисимметрии подшивнлка до класкоста ракекнеоп^^ля сонерктей 5, через которые сжатая смазка поступает вполостикомпенсатора.

Расчет податливости подшипника проведен в безразмерной форме. За масштабы основных величин приняты: наружный радиус r0 для линейных размеров, pa - для давлений, 2nr02pa - для сил, hо - для смазочнодо вазорт иокскенткиеитетоД: Безитзмефным анеооекм ф) яввдевсе зядсрс

ap

дф

H3 P

д ф

А

GnZ

H'pZP^xddiPHl

dZ

дф

P(Z, 0) = P(Z, Ил),дР (Z,0) =др (Z, Ил), ■др (0, ф) = 0, P( L, ф) = Я.

дф) Лф дZ

(2)

Здесь Н(ф) = 1 - е cos ф - безразмерная функция зазора; е - относительный эксцентриситет цап(Д^1; Р - полорина беподшиплииа; P(Z, ф) - безразиерная ления в несущем слое; Z - безразмерная продольная координата; Л = r02 / h02pa - «число сжимаем ости» газовойп лерка Р].

Ннссмотрпм фтабооу подшипникспои малых поперечкек арремещения?£ цапфы е << 1. В этол саепан задачафЖ) может 6ьггьупрощоднпосрддством рп линеарпзециа.Нахождение ее решениядроседем в бемпоексфок формер]. Дфяэбсерколожим

H(ф) = 1 - ее"'9, P(Z, ф) = 1 + U(Z)ее-ф.

После линеаризации(2)и разделения переменных, получим задачу дляфункции U(Z)

- 659 -

U"- (1-гЛ)[/=г'А, U'(0 ) = 0, U (L ) = 0.

Решением йтой задачи является функция

UZ ^CLZLi

Г { chlL где; Л = лД-Тл.

Комплексная фокма беоряумерной тесутцей споиобносое лодшяпчика определяетсс выражен ием

2п 1 , 2i L

= ( Г Т — im I 1 ф t r-r t AZ

где

■ 2iL i 2n L

) = - J" J(P — l) e'^d/ldí} = - J J" Re {ed }elфdZdф = A

П 0 0 П 0 0

4 =-7 1 =2

/А fthAL

/A

-i.

Л

V У

Модуль глалного ттетора реакции неспщогл олоя подзоипнука р ав зн рействующей на цап-с^рс ннешней силе

| A\б = F.

С наружной стоооаы оанлкл носущей спалобнорти пролиотдяйствует сила

(3)

W— } - J= [Р (R(, ф) -l] eTdZd(- = - j Jf Re {(})se-í<d } e'"dZdq = A2s,

П г, г, П n r,

2n 14

2n L4

0 0 ""0 0 где iKm - НезрянуерныП нору жньш радиус втулки, L4 = L - 0.5L2 - L3,

A iAL.R

= _ _4 m

X2

chlLj chXL

A

-1

Проекция эксцентриситета втулки икорпуса на главный вектор реакции подшипника определяется выражением

Rm = КтЩА - A} в,

(4)

где Кт - коэМфициент податлииости эластичной ирокладки.Этосоотношение представляет робойуравнение цисовэгк равнокесия втулки.

Сум марныйклецентрисикетцавфыико рпуса равен

8„ = s + 8„

(5)

Решив систему линейных уравнений (3) - (5), получим искомую формулу податливости подшипникаотносительно его корпуса в направлея ии денствия гловпогоооктора реакции несущего слоя

= 1 + Km Re{A -4}

F Щ "

-66Э -

В пмедельном случае Л —> со имqqmA0=L, А2 =RmLb, поэтому при больших угловых ско-ростяхвращения цапфы податли=ость подшиивика может быть оценена с помощью более про-стойформулы

1 - C4K (R -1)

K =-4 тУ т—(6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

Результаты исследования

На рис. 2 представлены зависимости податливости K подшипника от «числа сжимаемости» Л. Кривая для Km = 0 (абсолютно жесткая прокладка) соответствует обычному газодина-мическомуподшипнику. В нем зависимость К(Л) является монотонно убывающей функцией.

С увеличением Km, когда прокладка приобретает упругие свойства, податливость подшипника уменьшается и может достигать нулевого или отрицательных значений (цапфа относительно корпуса не смещается либо движется во встречном по отношению к внешней силе направлении). При этом зависимости К(Л), как видно на рис. 2, приобретают унимодальный характер,которыйпроявляетсянанихввидеэкстремума-минимума.

Экстремальный характер кривых можно объяснить исходя из анализа эпюр функции |U(Z)|, которые показаны на рис. 3. Кривые характеризует продольную конфигурацию газового клина, который образуется в несущем слое подшипника в результате гидродинамического эффекта. При относительно малых значениях параметра Л перепад давления в газовом клине, как видно на графиках, мал и наибольшие его значения приходятся на узкую область центральной части несущего слоя. Если питающие компенсатор отверстия расположены в этой части подшипника, то превосходство интегральной реакции постоянного по длине компенсатора давления, которое значительно превышает соответствующий показатель в несущем слое, способствует быстрому уменьшению податливости до ее минимального значения. С увеличением частоты вращения цапфы при умеренных значениях параметра Л размер газового клина быстро расши-

Рис. 2. Зависимости податливости К от «числа сжимаемости» Л при различных значениях податливости Кт эластичной прокладки,/, = 1.5,,и = 0.2,Ь= = Ь3=0.1,Кт =1.2

Рис. 3. Функция | ЩФ) | при различных значениях «числа сжимаемости» Л, .0=1

ряется, давление в нем возрастает, что влечет ослабление силового противодействия реакции несущего слоя со стороны сил давления в компенсаторе.

В ре зульматп птсчо при далинчйшемшвчшгениичасхоты в»ащения цапфыХункция по-датливостимчняет твчй хаиантери,доскионув ивьего мриирумч, начянаеж .величиваться. При этом,ихм следует из анализа формулы (6), подшипник может обладать низкой положительной, нульмой и ктринптельвоР подприивытоких ямсвхаа» вращения цжпфпв.

Упомвнутый харвравр эиюр функции |ТН (Зи)! позволяьчуправнятъ жераммым видом харак-терисяикипхдяяръвocмъ х»(Л( посредством назначения требуемого значения параметра Ьи а также парамвв40в42и» 3. Кмк тиднн на рис. 4, имм больше хначвние марамввра ,ачтем больше и абсцисса м иниму ма 4Т(Л),

Сувелиимнием»! минимальные аихмвмняИавчхчкви свчсремума расяут, однако их всегда можнм ум»нмшиаь,увьличив подаслиоость А3„энастичной пракладчн.Тмк, 5 опти-

мальным сточки зрения минимума податливости является Л ~ 9. Если Ь1 = 0.5, то минимум податливости имеет место при Л ~ 32, а при Ь1 = 0.75 оптимальным будет значение Л ~ 160.

На рис. 4 видно также, что с увеличением значений параметра Ь1 характеристика податливости К(Л) в области экстремума становится более стабильной.

Заклю чение

Представленная математическая модель статического состояния рассмотренного газодинамического подшипника, аналитическое решение дифференциальной задачи, полученное в комплексной форме, дают возможность выполнить исследование его статической податливости.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности существенного снижения податливости конструкции, а также достижения очень низких, нулевых и отрицательных

К 1.5

1.0

0.5

0.0

-0.5

-1.0

-1.5

-2.0

Рис. 4. Зависимости податливости K от «числа сжимаемости» Л при различных значениях параметра Ь1, Ь = 1, ¿2 = £з= 0.1,Я„,= 1.2,Г,„ = 8

величин, когдатакие подшипникиспособны компенсировать положительную податливость другихэлементов консерунцио, вкооорыи оно иопольднются.

Показано, что при соответствующем подборе конструктивных параметров можно получить требуемые статические характеристики подшип ника.

Список литературы

[1] Шейнберг С.А., Жедь В.П., Шишеев М.Д. Опоры скольжения с газовой смазкой. М.: Машиностроение, 1979. 335 с. [Sheinberg S.A., Zhed V.P., Shisheev M.D. Sliding bearings with gas lubrication. Moscow, Mashinostroenie, 1979, 335 p. (in Russian)]

[2] Константинеску В.Н. Газовая смазка. М.: Машиностроение, 1968. 718 с. [ConstantineHCpVN. Gas /p^i'co.'ob.MHScow, Maslmostrconie, 1960,718T.(inRu6oien)]

[°] ДювдоьдпВ.Н. 'озв.отамвчвокио подшипдтпо.Лв. Машиностроение, °976. (08 с. [Drozdovic0 V.N. Gaa-dynamiobeaomga. Lnningrail, МдоЫповВдптк, (уде,20ь с До RusKrnn)]

! \

0.75

4,

> <<

/X

4 0.5

£=0.25

~ I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

0 40 80 120 160 Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.