Почвенно-земельные ресурсы Припятского Полесья
Регион Припятского Полесья - часть обширной Полесской ландшафтной провинции. При упоминании о нем представляется своеобразная местность, точные признаки которой, кроме как «край болот и лесов», не определены. До мелиорации он действительно представлял собой низменную равнину с сосновыми лесами, чередующимися с массивами низинных болот, из которых вытекали многочисленные ручьи и речки.
Несмотря на внешнее однообразие природных пейзажей, Припятское Полесье отличается значительной пестротой средних и малых форм, обусловленных, прежде всего, разной степенью выраженности мезо- и микрорельефа, что вместе с различиями состава и строения поверхностных отложений, разной глубиной уровня грунтовых и почвенно-грунтовых вод отражается на структуре почвенного покрова, составе и распространении естественной растительности, характере и степени сельскохозяйственного освоения.
Наряду с равнинным рельефом и заболоченностью территории чрезвычайная пестрота растительности определяет здесь мелкоконтурность большей части обрабатываемых и лесных земель. Если для лесов такое положение может не считаться фактором, существенно снижающим общую продуктивность, то в сельскохозяйственном производстве выбор оптимального направления использования, приемов и методов ведения работ требует не только большого опыта, но и точного расчета, основанного на корректной информации о специфике условий в разных частях региона, которые нередко можно сравнивать только по характеру их неоднородности. При выборе методов изучения ситуации задейство-вался кросс-функциональный подход, позволяющий интегрально оценивать особенности объектов хозяйствования в любом масштабе без потери качества информации. Это ГИС-моделирование, применение разновременных данных дистанционного зондирования и полевые геоботанические исследования местности. Геосистемный подход комплексно характеризует особенности территории различной площади и конфигурации, их геоморфо-
логические, гидрологические условия, продукционную способность земель и растительный компонент. Вся информация заносится в базы пространственно распределенных данных.
Оценка природного потенциала для рационального использования участков начинается с типологического районирования, то есть с системного анализа, когда в качестве объектов рассматриваются природные комплексы, или геосистемы, обладающие сложной структурой, но сопоставимые по общему характеру и реакции на любое воздействие, последствия которого могут быть более или менее предсказуемы.
Число типов геосистем Припятского Полесья, в общем, невелико. Среди них наиболее заметно выделяются следующие: широкой поймы реки Припять и нижних течений ее притоков. Поймы разнообразны и делятся на прирусловые, центральные (гривистые и равнинные) и притеррасные, по высотному уровню - на высокие, средние, низкие, а также подразделяются по форме (геометрии) почвенных ареалов.
На остальной территории, в междуречном пространстве, доминируют относительные повышения - водоразделы и понижения - депрессии. Первые разделяются на высокие, преимущественно лесные, и низкие - лугово-лесные, в значительной мере освоенные под сельское хозяйство. Вторые можно распределить на неглубокие с преобладанием луговых угодий и глубокие - болота.
Каждый тип геосистем характеризуется своеобразным рисунком и составом почвенного покрова, по которому он распознается на почвенных картах, а также на цифровых моделях рельефа и в матери-
Рис. 1.
Карта геосистем поймы р. Припять и прилегающих земель
алах дистанционного зондирования (аэро- и кос-моснимках). Несмотря на небольшое разнообразие геосистем, их распространение создает на территории Припятского Полесья высокую степень неоднородности. В таком случае суммарный подсчет площади почв дает лишь самое приблизительное представление о ресурсах, которыми располагает как административный район, так и конкретное землепользование.
В рамках Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 гг. сотрудниками Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купреви-ча (ИЭБ) совместно c Институтом почвоведения и агрохимии НАН Беларуси разработаны подходы к эффективному задействованию растительных ресурсов пойменных и междуречных пространств Припятского Полесья. Они базируются на инновационных принципах «зеленой экономики», требующих вовлечения в хозяйственный оборот естественных кормовых угодий, сосредоточенных в регионе главным образом на пойменных землях, а также более совершенного учета природных ресурсов.
К инвентаризации последних на первом этапе работ был применен геосистемный подход. Информация, содержащаяся в геосистемах, позволяет комплексно характеризовать рельеф, геоморфологические, литологические и гидрологические особенности, геоботанический состав растительности, почвенный покров и продукционную способность земель. Эти характеристики используются в пространственном анализе в базах геоданных, по ним формируются тематические слои (электронные
карты). Таким образом, с учетом расположения конкретных геоботанических пробных площадей была создана карта геосистем Припятского Полесья (рис. 1).
В пойме реки Припять и прилегающих внепой-менных пространствах выделено 22 геосистемы, достаточно рельефно дифференцирующие территорию в соответствии с наиболее характерными ее особенностями, которые следует принимать в расчет при организации сельскохозяйственной, лесоводственной, природоохранной и туристической деятельности.
Внепойменные и пойменные геосистемы занимают свыше 228 тыс. га и 324 тыс. га соответственно. Пойменные земли составляют 59% от общей территории, водоразделы -более 39 тыс. га (7%), депрессии - 55 тыс. га (10%), останцы первой надпойменной террасы - почти 134 тыс. га (24%).
Вторым этапом работ стали геоботанические исследования естественной растительности. За четыре года изысканий геоботаниками ИЭБ сделано более 600 ее описаний (в основном луговой). Современная ситуация в регионе свидетельствует о недостаточности культуртехнических и агромелиоративных мероприятий по сохранению луговых популяций растений. Это особенно сильно отражается на состоянии пойменных лугов, являющихся местами концентрации растительного и животного разнообразия, а также основными источниками естественных кормов. Для каждого лугового фитоценоза определялся видовой состав, агроботанические группы, хозяйственный урожай в ц/га, вычислялось количество видов, процент проективного покрытия ими на пробной площади,
ш
г'
ТГт ~
Геосистемы (по почвенным комбинациям):
водоразделы выпуклые водоразделы плоские переходные и верховые болота
депрессии долинообразные и озеровидные неглубокие депрессии долинообразные и озеровидные глубокие останцы первой надпойменной террасы поймы прирусловые, гривистые и центрально-гривистые
поймы центральные низкого уровня поймы центральные среднего уровня поймы центральные высокого уровня поймы притеррасные
поймы центральные с останцами первой надпойменной террасы останцы первой надпойменной террасы староречища широкие среднего уровня переходные зоны
устанавливался класс кормовой ценности и индексы биологического разнообразия. Таким образом было выделено 50 луговых сообществ. На поймы приходится 46% описаний, на водоразделы - 23%, на депрессии - 17%, на первую надпойменную террасу - 14%. Использованы также данные о растительности в границах геосистем, потенциально пригодных для лугового хозяйства, полученные при почвенно-геоботаническом картографировании сельскохозяйственных и лесных земель Беларуси (1958-1967 гг.). Обработанные материалы полевых исследований заносились в базу данных. Все это позволило совершить дальнейшие шаги, способствующие переходу от абстрактных величин к достаточно точной оценке природных особенностей региона на основе геореляционной, послойно организованной топологически корректной базы геоданных, пространственно учитывающей качественные и количественные признаки геосистем, выделенных в пойме Припяти. В результате появилась возможность реконструировать ситуацию в прошлом (с 1970-х гг.) и моделировать различные варианты состояния территории. Созданная картографическая база данных может служить основой для экологического зонирования почв, мониторинга состояния лугов и в целом характеризовать интенсивность естественной динамики растительности в условиях Полесья. В качестве примера обоснования технологических решений был выбран Петриковский район (рис. 2), для которого составлены карты фактического и предпочтительного использования земель, где отражаются виды задействования всех участков по следующим градациям:
■ пахотное интенсивное;
■ пахотное традиционное;
■ луговое интенсивное;
■ луговое традиционное;
■ лесное;
■ природоохранное.
Предпочтительный вид использования земельных ресурсов определяется исходя из геосистемного анализа местных почвенных и ботанических условий для ведения сельского хозяйства, что позволяет предложить каждой из 14 сельскохозяйственных организаций района свой вариант оптимизации ресурсов. Итогом работ на данном этапе является подготовка в геоинформационной среде обоснования типовых технологических решений по интенсификации сельскохозяйственного использования почвенно-растительных ресурсов естественных луговых земель.
Геоботанический анализ видового состава луговых сообществ, произрастающих в регионе, позволяет проследить за изменениями экологических режимов и определить степень нарушенности сообществ на временных срезах начала 70-х гг. XX в. и начала первого десятилетия нынешнего. В XXI в. в точках учета отмечаются изменения в сторону уменьшения и даже исчезновения хозяйственно ценных сообществ (лугоовсяницевые, луголисо-хвостовые, болотномятликовые и др.). При этом на повышениях (водоразделах) широко распространились малоценные булавоносцевые, тонкополеви-цевые, полесскоовсяницевые сообщества, а в низких местах (депрессиях) доминируют сообщества осоки острой, двукисточника. Это происходит, с одной стороны, за счет распашки луговых земель под
Рис. 2.
Использование земель
Петриковского района Гомельской области
Фактическое использование земель
Предпочтительное использование земель
Виды использования:
пахотное интенсивное
пахотное традиционное
луговое интенсивное луговое традиционное
природоохранное
сельскохозяйственные культуры, а с другой - за счет зарастания поймы в недоступных для техники угодьях, где ранее практиковалось ручное сенокошение. Участки с оптимальным увлажнением в основном заняты культурфитоценозами, в том числе и сеяными лугами. В целом следует отметить увеличение объемов древесно-кустарниковой растительности. Рост начался в 90-х гг. ХХ в., и в настоящее время она стремительно завоевывает открытые пространства. В основном это ивы, среди которых доминируют пепельная, розмаринолистная, пяти-тычинковая, мирзинолистная, или чернеющая, реже встречаются трехтычинковая, ломкая, корзиночная или русская, ушастая.
Для исследуемой территории характерно не только большое разнообразие условий произрастания, но и значительная их изменчивость по годам в связи с различиями в поемности, что приводит к резким и существенным колебаниям урожайности луговой растительности даже в ближайшие годы.
В 90-х гг. прошлого века в социально-экономической жизни региона произошли резкие изменения, сменился уклад жизни полесских крестьян: население перестало держать на личных подворьях коров, корма для которых заготавливались вручную. Современные крупные фермы ориентированы на стойловое содержание скота, что постепенно стало отражаться сначала на качестве, а затем и на количестве лугов, а нарастание негативных тенденций привело к потере естественной устойчивости экосистем поймы. Сначала существенное уменьшение численности крупного рогатого скота происходило при стабильной площади луговых угодий, затем лишние участки стали зарастать. Восстановить оптимальную ситуацию можно с помощью методов рационального использования потенциала земель Припятского Полесья. СИ
Марина Романова,
ведущий научный сотрудник лаборатории геоботаники и картографии растительности Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси, кандидат биологических наук
Александр Червань,
ведущий научный сотрудник лаборатории агрофизических свойств и защиты почв от эрозии
Института почвоведения и агрохимии НАН Беларуси, кандидат сельскохозяйственных наук
Галина Ермоленкова,
научный сотрудник лаборатории геоботаники и картографии растительности ИЭБ им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси
Анатолий Пучило,
заведующий лабораторей геоботаники и картографии растительности ИЭБ им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси, кандидат биологических наук
Инновационный мониторинг фауны и стратегии природопользования
Виктор Демянчик,
заместитель
директора
по научной работе
Полесского аграрно-
экологического
института
НАН Беларуси,
кандидат
биологических наук, доцент
Виктор Демянчик,
младший научный
сотрудник
Полесского аграрно-
экологического
института
НАН Беларуси
Все три крупных макрорегиона нашей страны -Белорусское Поозерье, Белорусская гряда и Белорусское Полесье - имеют свои неповторимые природно-хозяйственные достоинства и проблемные спектры. Одно из преимуществ региона - высокий уровень природ-но-фаунистического потенциала. Общее число видов позвоночных животных республики в начале последнего десятилетия достигло 471 [1-4]. На этот период видовое богатство фауны позвоночных Полесья составило 96%, а многообразие созологически значимых видов - 95,5% от общенациональных показателей. В данном регионе обитает большинство охраняемых видов амниот страны (табл. 1).
Актуальность наблюдения и охраны биологического разнообразия животного мира обусловлена рядом актов национального и международного экологического права и приоритетами социально-экономического развития Беларуси.
Мониторинг фауны - старейшая, но не главная тематика работы нашего института. Еще в 1999 г. на этапе образования Отдела проблем Полесья (предшественника института) научные