Научная статья на тему 'Почтовые карточки с видами Крыма в исторической ретроспективе (1899-1917)'

Почтовые карточки с видами Крыма в исторической ретроспективе (1899-1917) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
345
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДОВЫЕ ПОЧТОВЫЕ КАРТОЧКИ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК КРЫМ / іСТОРИЧНЕ ДЖЕРЕЛО / CRIMEA / HISTORICAL SOURCE / ВИДОВі ПОШТОВі КАРТКИ / КРИМ / SPECIFIC POSTAL CARDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яшный Д. В.

Поднимаются проблемы связанные c установлением авторства досоветских почтовых карточек. Вводится в научный оборот ранее неисследованная группа визуальных источников по истории Крыма. Раскрывается история развития известных на сегодняшний момент издательств полуострова начала ХХ века. Рассмотрены основные источники для установления авторства почтовых карточек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postcards with views of the Crimea in historical retrospective (1899-1917)

The study raises issues related to attribution of pre-Soviet postcards for the introduction of a scientific revolution has not previously studied group of visual sources for the history of Crimea. Reveals the history of the development known to date publisher of the peninsula early twentieth century. Considered the basic sources for attribution postcards.

Текст научной работы на тему «Почтовые карточки с видами Крыма в исторической ретроспективе (1899-1917)»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского

Серия «Исторические науки». Том 24 (63), № 1 : спецвыпуск «История Украины». 2011 г. С. 171-181.

УДК 908: 655.3.066.32+655.41 «1899/1917» (477.75)

ПОЧТОВЫЕ КАРТОЧКИ С ВИДАМИ КРЫМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ (1899-1917)

Яшный Д. В.

Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: [email protected]

Поднимаются проблемы связанные с установлением авторства досоветских почтовых карточек. Вводится в научный оборот ранее неисследованная группа визуальных источников по истории Крыма. Раскрывается история развития известных на сегодняшний момент издательств полуострова начала XX века. Рассмотрены основные источники для установления авторства почтовых карточек.

Ключевые слова: видовые почтовые карточки, исторический источник Крым.

В современном источниковедении истории Украины и ближнего зарубежья, с началом XXI века, наблюдается возрастающий интерес к ранее не востребованным группам источников. Одной из таких групп являются досоветские открытки, иллюстрированные изображениями городов, туристических местностей, памятников. К этой тенденции привели несколько причин: недостаток изобразительных источников начала XX века, обширный пласт видовых открыток хранящихся в музеях, не прошедших атрибуцию.

Важной часть полноценной работы с видовыми открытками является атрибуция почтовой карточки: определение издателя, издательства и, если это возможно - фотографа. С выяснением наименования издательства и издателя возникают проблемы, обусловленные объективными причинами: отсутствие аннотирующей надписи, утеря за прошедшие сто лет архивных документов. Имя фотографа, зачастую, остаётся тайной из-за большего перечня причин, в которые входят как объективные, так и субъективные: отношения между издателем и мастером, художественные предпочтения, позднее оформление авторского права в Российской Империи, в 1911 году. Только после этого года, издатели были обязаны указывать имя фотографа на открытках.

Большинство почтовых карточек снабжалось на оборотной (адресной) стороне выходными данными издательства, с указанием названия и места его расположения, реже эти данные печатались на иллюстрированной стороне. Имя издателя (заказчика) указывалось там же. На лицевой стороне на многих карточках ставились номера открыток в серии.

Историография проблемного поля нашего исследования немногочисленна, а работ посвященных установлению авторства почтовых карточек с видами Крыма, для дальнейшего их использования как исторического источника в историографии не проводилось.

В досоветской историографии вопроса, центральное место занимает журнал Общины Святой Евгении - «Открытое письмо», в котором публиковались, изданные по

заказу Общины, открытки. В нём же подавались данные об издательствах и фотографах, сотрудничавших с Комитетом Красного Креста. Редактором журнала был известный график и архитектор, директор Библиотеки Академии художеств Федор Густавович Беренштам. Журнал выходил с 1904 по 1906 год. Был выпущен в свет 21 номер. Интересным ходом издательства было то, что подписчики получали приложения к нему в виде открыток, не поступавших в розничную продажу и потому очень редких. После закрытия журнала в 1906 году, Общиной продолжали издаваться нумерованные списки открыток - «Каталоги художественных изданий в пользу Общины Св. Евгении» [1]. Последнее издание этого каталога, выпущенного в свет в 1915 году, содержало в себе информацию о 5837 открытках, изданных Общиной.

За период 1901-1917 годов вышло 32 каталога, посвященных открытым письмам разных уголков Российской империи. Первый из них появился в Варшаве на русском и польском языках. Это был «Временный каталог коллекций Общества поощрения художеств в Царстве Польском». В каталоге даны описания 143 открытых писем с портретами польских художников, архитекторов и воспроизведением их картин [2, с. 129]. Некоторые другие каталоги открыток, вышедших в последующие годы, являются рекламными и, лишь частично могут быть использованы в качестве источника сведений [3].

Отдельную группу досоветских изданий, посвященных иллюстрированным открытым письмам, составляют каталоги фотографий и открыток, выпускавшихся, обычно, теме же типографиями и фотоателье, которые занимались изготовлением видовых почтовых карточек. В отличие от современных каталогов и журнала «Открытое письмо», такие подборки открыток не сопровождались справочным материалом и вмещали в себя только иллюстративный материал. Тем не менее, благодаря указанию авторства, становится возможным определение издательства и фотографа, работавших над открыткой [4; 5].

После революции 1917 года, с изменением общей политической ситуации, массовое обращение к вопросам истории и коллекционирования почтовых карточек возрождается лишь в конце 20-х годов. Вместе с этим, уже в 1918 появляются исследования, посвященные различным аспектам пропагандистской роли открыток [6].

Роль открыток, как исторического источника в советской историографии впервые поднимается в статье А. К. Львова, опубликованной в журнале «Краеведение» в 1929 году. Автор настаивает на исключительной роли видовых открыток, как изобразительного источника для краеведения, и разрабатывает методологию работы с ними, выделяя важность выявления автора [7]. В 1931 году публикуются исследования Игоря Городского, посвященные революционным открыткам 1905-1907 гг. [8]. Тогда же выходит в свет работа Якова Перелыптейна «Работа с изопродукцией», где приёмам критики художественных открытых писем посвящён отдельный раздел [9].

После Великой Отечественной войны интересы исследователей вновь обращаются к открыткам, в том числе и видовым, досоветского периода. В полной мере это направление исторических изысканий набирает силу к середине 60-х годов XX века. Оно связано с именами таких исследователей как Николай Спиридонович Тагрин и Михаил Степанович Забочень. Первого называли «патриархом» а второго - «отцом» отечественной филокартии. Монография Н. С. Тагрина - «Мир в открытке», по-

172

священа всестороннему изучению иллюстрированной почтовой карточки. Этого характерного для нашей эпохи, оригинального, самобытного материала, его тематического содержания, места в современной жизни. Она может называться «иллюстративной энциклопедией» открытки [10]. Представлены материалы о деятельности издательств, и их истории, международным связям и в исследовании Михаила Степановича Забоченя - «Филокартия», которое представляет собой первую попытку научной систематизации всех приёмов филокартии, и является первым шагом к преданию ей статуса вспомогательной исторической дисциплины [11].

Среди постсоветских исследований, посвященные досоветским видовым открыткам, выделяется диссертация Анны Николаевны Лариной [12]. Это первое академическое исследование, в котором автором разрабатываются методы работы с почтовыми карточками на примере открыток, иллюстрированных видами Москвы. Анной Николаевной, наряду с разработкой методологии, рассмотрены этапы развития историографии вопроса, деятельность московских издателей.

Крымским видам на почтовых карточках посвящено всего несколько работ. Особый интерес представляют очерки феодосийского автора Дмитрия Лосева, где открытки рассматриваются как предмет отдельного исследования и как источник по истории Феодосии и путеводитель Ростислава Лихотворика, где поднимаются вопросы истории издания видовых открыток в Юго-Восточном Крыму [13-15].

В настоящее время известно около трёх с половиной тысяч досоветских открыток, иллюстрированных видами Крыма, большая часть из которых снабжена аннотирующими надписями. Что, до не аннотированных почтовых карточек, то большая часть из них относится к первым шагам издательского дела в Крыму. Такая специфика ранних открыток связана, очевидно, с несколькими причинами: недостаточный уровень развития местных издательств и, как следствие, ограниченный круг сотрудничества с зарубежными типографиями, открытки которых, по большей части аннотированные.

Большее количество информации по авторству почтовых карточек, нежели в них самих содержится в каталогах. Крымские видовые открытки сейчас собраны в двух таких изданиях, посвящённых Симферополю и Феодосии. В справочной части каталога «Поклон из Феодосии» приводится и краткая история издателей феодосийских видов на почтовых карточках [16; 17]

Самая ранняя известная открытка с крымским видом, прошла почту 4 ноября 1899 года. На лицевой стороне этой открытки был изображен фонтан Айвазовского - одна из достопримечательностей Феодосии. В настоящее время феодосийская открытка считается первой открыткой с крымским видом. Возможно, существуют и более ранние почтовые карточки, иллюстрированные крымскими видами, но пока о них ничего не известно. По почтовым штемпелям было определено, что открытки с видами Симферополя появились в 1902 году.

Издание открыток в Крыму носило сезонный характер, и было рассчитано на быстрое реагирование издателей на меняющиеся запросы отдыхающих в течение курортного сезона. Крым, был «золотым дном» для издательств и типографий, поэтому не вызывает удивления большое количество компаний, занимавшихся печатанием открыток. Крупнейшие издательства распространяли открытки с видами

173

Крыма в зарубежных странах. Самым большим, из занимавшихся крымскими видами, было акционерное общество «Гранберг» в Стокгольме. Известно большое количество карточек с видами различных городов и пейзажей, вышедшие из-под пресса типографий этой фирмы. Помимо собственных негативов, издательство занималось изготовлением открыток с фотографий мастеров из разных уголков Европы. Многие сотрудничали с компанией «Гранберг» из-за высокого качества выходивших открыток. Российские почтовые карточки этого издательства предназначались исключительно для внутренней корреспонденции.

Стоит также отметить качественную фототипию издательства С. А. Суворина и печать Шерер и Набгольц, располагавшихся в Москве. Помимо них, среди зарубежных компаний, открытки с видами Крыма печатали и многие другие, но менее известные, такие как берлинское издательство фирмы ERRTEE, производившей фотоаппараты, для которой издание открыток, по всей видимости, было некой рекламой для своих аппаратов. Все что еще известно об этом издательстве - это его расположение в Берлине, как и о фирме Conrad A. Muller ЕС0, располагавшейся в Нюрнберге.

Особый интерес может вызвать продукция немецкого издательства Dr. Trenkler & С0 из Лейпцига, ведь их открытки выпускались в период немецкой оккупации 1918 года. На одной из открыток, посвященной Феодосии запечатлены немецкие солдаты, прогуливающиеся мимо Городских купален [17, с. 113].

Следующим крупным издателем, но уже российским, крымских видовых открыток была Община святой Евгении, занимавшаяся выпуском почтовых карточек в благотворительных целях. За 20 лет - до 1917 года - Общиной были выпущены открытки 6406 названий (из них 3000 видовых, 200 географических, а остальное - репродукции картин и поздравительные). С 1901 по 1915 годы вышло 11 изданий каталога выпущенных общиной открыток. Тиражи открыток сначала были весьма небольшими - всего несколько сот экземпляров, но с 1907 года обычный тираж стал в 10 тысяч экземпляров, а некоторые, наиболее популярные открытки, выдерживали 5-6 изданий. Общее же количество выпущенных открыток за 20 лет превысило 30 миллионов [1; 18].

Собственно крымскими видами были иллюстрированы 159 открыток, основное внимание отводилось Южному берегу Крыма. По количеству оригинальных видов, изданных Общиной, Крым обошёл другие местности. Карточки с видами ЮБК выпускались для «Общины...» немецким издательством Ph. Bäcker (Autzine Editions artistiques) [19], (рис. 1).

Крупнейшим издательством видовых открыток в последнее десятилетие перед революцией было "Контрагентство А. С. Суворина и К0". Пользуясь своими исключительными связями, владелец правительственной газеты "Новое время" А. С. Суворин получил от Министерства путей сообщения в аренду книжные и газетные киоски на всех железнодорожных станциях России. Издавая открытки с видами чуть ли не всех городов России и даже более или менее значительных станционных поселков, А. С. Суворин с успехом распространил эти издания через арендованные им вокзальные киоски.

174

Рис. 1. Алупка : Скала Айвазовского : [Почтовая карточка]. - Ph. Bäcker, [Б.г].

После смерти Алексея Сергеевича, его сыновья выпустили еще три издания открыток совместно с московской фототипией Шерер и Набгольц. Эти открытки отличались более низким качеством, нежели выпуски самого А. С. Суворина. Помимо открыток иллюстрированных видами Феодосии, известны карточки с видами Симферополя с указанием его авторства на лицевой стороне [17, с. 114].

В центре Таврической губернии - Симферополе, изданием открыток, помимо упомянутых международных, занимались и местные типографии, фотоателье и фототипии. Крупнейшими из них были: «Издательство Мирона Малинского», сотрудничавшее с Контрагентством А. С. Суворина и фототипией Шерер и Набгольц в Москве, Акционерным обществом Гранберг в Стокгольме, Издание художественного магазина И. П. Руденкова, выпускало не только свои открытки в издательствах Гранберг и Verlag А. К. Richter, но и использовало свои мощности [16, с. 136-138].

Наиболее продуктивным среди крымских издателей было издательство Вас-сермана. Оно было самым плодовитым в выпуске почтовых открыток не только с видами Феодосии, но и других городов Крыма [17, с. 111]. Авторство первых известных открыток по Феодосии приписывают издательству Писчебумажного и Книжного магазина Г. И. Реймхе, но, к сожалению, открыток его известно немного, поэтому достоверно атрибутировать некоторые неподписанные открытки, как изданные Реймхе, невозможно [17, с. 110].

Помимо Феодосии, большое количество местных издателей, использующих как свои, так и другие типографии, находилось в Севастополе и, где визовые открытки

175

выпускали владельцы книжных магазинов, Н. А. Вязнов, Д. О. Харченко, Е. М. Ковшанлы [17, с. 109, 113; 20], (рис.2).

^ ПЖШйЙ!

Рис. 2. Херсонес : Храм св. Владимира : [Почтовая карточка] / Издание .А. Вязнова. - Севастополь, [Б.г].

Так же выпуском севастопольских видов на открытках занималась владелица книжного магазина в Ялте Ю. Волкова. Издание И.Н. Протопопова, владельца магазина писчих товаров, считается самым большим в досоветском Севастополе. Известно около 100 оригинальных видов города и окрестностей, отпечатанных с его негативов в типографиях Шеррер Набгольц и К0 в Москве и Гранберг в Стокгольме.

Наиболее известный из крымских мастеров фотоискусства - Василий Никанд-рович Сокорнов, занимался изготовлением фотографий с изображением Южного берега. Большинство досоветских его работ было издано на почтовых карточках. Печатанием открытых писем, иллюстрированных фотографиями Василия Никанд-ровича, занимался ряд издателей, от местных до международных.

На данный момент исследователям удалось восстановить аспект сотрудничества Василия Никандровича со следующими издателями: Абильтааром Умерова из Бахчисарая; Акционерным обществом «Гранберг» и Издательством «Эрнст Г. Сван-стрем и сын» из Стокгольма; Библиотекой Ю. В. Волковой, Дмитрием Николичем, С. В. Несвитайловой и «Фотография И. Семенова» из Ялты; Библиотекой и книжным магазином Девичинского (Алупка), Издательством Союза Ст. Евгении Красного Креста из Санкт-Петербурга, «Котрагенство печати», «Торговый дом Еккель Ка-

176

лах» и «Шерер, Набгольц и Ко» из Москвы, «Северное Издательство»; «Штенгель и Ко» из Дрездена [21, с. 29].

Раньше всех иллюстрировать свои почтовые карточки фотографиями Василия Ни-кандровича, по мнению исследователей его творчества, начала издавать Ю. В. Волкова. Почти в то же время открытки по негативам мастера издавал И. Семенов - ялтинский фотограф [22, с. 33]. Также было установлено, что Василий Никандрович занимался издательством собственных иллюстрированных открыток - вышло шесть изданий самого мастера [21, с. 31]. Все открытки, иллюстрированные фотографиями мастера, независимо от качества печати, отличал высокий художественный уровень [23].

Об И. Семенове, в отличие от В. Н. Сокорнова, осталась незначительное количество сведений. Он был ялтинским фотографом и имел собственное фотоателье в доме Латри на Морской улице, где изготавливал портреты и издавал иллюстрированные почтовые карточки [22, с. 33]. Кроме этого он занимался видовой фотографией и печатал свои фотографии на почтовых карточках собственного выпуска. Именно им были сделаны уникальные снимки строительства Ливадийского дворца [23 - 27]. И. Семеновым был составлен альбом из собственных фотографий Алупки, Ай-Тодора, Балаклавы, Гурзуфа, Дюльбера, Ливадии, Симеиза, которые использовались для иллюстрирования открытых писем [4].

Нам удалось частично реконструировать издательские связи И. Семенова с Акционерным обществом «Гранберг» и Василием Никандровичем Сокорновым, с которыми он начал сотрудничать до 1904 г [23; 26], (рис.3).

ПцкЛиЛ ни mi. ДЛУЦК'Я

III II ф|/Ги. |1,

II;, Ф.лч.гонЦе I

Рис. 3. Алупка : Прибой волн : [Открытое письмо] / Издание И. Семёнова; Фотография В. Н. Сокоронова. - Stockholm : Granberg К. А. - [Б.г].

177

Об издательской деятельности Федора Орлова, автора многих фотографий с крымскими видами, придворного фотографа Александра III, до сих пор мало что известно. Им было издано, много собственных фотографий, посвященных Алупке, Массандре и Крыму в целом [28, с. 26]. Он имел собственное фотоателье в Ялте, где выпускал открытки собственного изготовлении, однако открыток этого издательства известно немного [29]. Судя по дошедшим до нас выпускам, мастер сотрудничал с Акционерным обществом «Гранберг», которое располагалось в Стокгольме [30].

Сведений о других мастеров, занимавшихся съемкой Южного Берега Крыма и издательством иллюстрированных открыток, сохранилось немного. Чаще всего, их имена доносят до нас аннотации на многих почтовых карточках и незначительные упоминания в различных источниках. Это Д. Николич и Л. Зембинский и М. Мур-зин в Ялте, и если первые два имели собственные типографии по изданию почтовых карточек, то Николай Федорович Мурзин делал фотографии по специальному заказу Общины Св. Евгении[31; 32; 33, с. 23].

Так же фотографии для Общины Св. Евгении в Крыму делал Сергей Михайлович Прокудин-Горский. 2 мая 1905 г. Сергей Михайлович получил открытое письмо с расширенными полномочиями и разрешением фотографировать снаружи и изнутри все дворцы Южного Берега Крыма, кроме Ливадийского [34, с. 15].

Летом и в начале осени того же года мастер путешествует Россией выполняя заказы. В ходе поездки посетил и Крым. Из письма Сергея Михайловича в Комитет становится известно, что наибольшее количество фотографий была сделана именно в Крыму: Южный и Горный Крым - 131 фотография, Инкерман, Новороссийск, Успенский монастырь - 18 [34, с. 16-17]. Южному Берегу было посвящен 65 робот мастера [35]. Из них, изданных на почтовых карточках, в настоящее время известно только 13 фотографий с видами Ай-Тодора, Гурзуфа, Ореанды, Ялты [35, №№: 180— 182, 186, 191, 192, 199-201, 203, 210, 215, 245]. Благодаря высокому качеству фотографий, сделанных по технологии самого Сергея Михайловича, и возможностям Общины Св. Евгении в области полиграфии, эти карточки до настоящего времени сохраняют яркость и четкость передачи цветов [36, с. 10-13; 37; 38], (рис. 4).

Сохранились сведения об одном из фотомастеров Керчи - Евгение Федоровиче Кеппеле - «акцизном чиновнике по службе, фотографе-любителе по призванию». Евгений Федорович, как можно заключить из открыток, иллюстрированных его фотографиями, сотрудничал с местным издательством П. И. Згута [39, с. 48; 40; 41], (рис. 5).

В настоящее время сведения о других мастерах, занимавшихся изготовлением фотографий, для иллюстрирования, сводятся к их именам на почтовых на открытках, и ограниченному кругу исследований по истории фотоискусства в регионах Российской Империи. Неизвестными остаются еще множество мастеров, которые сотрудничали с зарубежными, отечественными и местными издателями, а иногда, и сами занимались издательской деятельностью. Это делает полноценное использование почтовых карточек как источника достаточно сложным. Неосвящённой остаётся группа открыток, аннотированных лишь монограммами.

178

Рис. 4. Ялта : Дворец Эмира Бухарского : [Открытое письмо] / Изд. Общины Св. Евгении Фотография С. М. Прокудин-Горский. - СПб., [Б.г].

Ьоронцовская улица

Керчь

Издаше П. II. Згута.

съ фот. Е. 6. Ксппеля.

Рис. 5. Керчь : Воронцовская улица : [Почтовая карточка] / Изд. П. Згута; Фотография Е. Ф. Кеппель. - Керчь, [Б.г]. 179

Список литературы

1. Снегурова М. Община Св. Евгении / М. Снегурова // Наше наследие. - 1991. - №111 (21). - С. 31-32.

2. Временный каталог коллекций Общества поощрения художеств в Царстве Польском. - Варшава, 1901.-28 с.

3. Бабинцев С. Библиография филокартии (1897-1967) / С. Бабинцев, С. Тагрин // Советский коллекционер. - 1967. - С. 128-135.

4. Семёнов И. Воспоминания о Крыме. Ялта : [Фотоальбом] / Сост. И. Семёнов. - Стокгольм : Изд-во «Акционерное общество Гранберг», 1913. - 41 л. с ил.

5. Сокорнов В. Н. Кореиз : [Фотоальбом] / Сост. В. Н. Сокорнов. - Алупка, 1912. - 44 л. ил.

6. Библиография // Журнал любителей открыток «ЖУК». - М., 2005. - № 1 (5). - С. 42^16.

7. Львов К. А. Художественная открытка и краеведение / К. А. Львов // Краеведение. - М. 1929. -№ 1. - С. 28-30.

8. Библиография // Журнал любителей открыток «ЖУК». - М., 2005. - № 2 (6). - С. 49.

9. Перельштейн Я. Работа с изопродукцией / Я. Перелынетйн. -М., 1931. - 64 с.

10. Тагрин Н. Мир в открытке / Н. Тагрин. - М. : Изобразительное искусствоД 978. - 128 с.

11. Забочень М. С. Филокартия. (Кратк. пособие-справочник) / М. С. Забочень-М. : Связь, 1973. -104 с.

12. Ларина А. Н. Документальная открытка конца XIX - начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы : автореф. дис. на соискание науч. степени канд. ист. наук : специальность 07. 00. 09. «Историография, источниковедение и методы исторического исследования / А. Н. Ларина; Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета. - М., 2004. - 17 с.

13. Лосев Д. "Carte postale" из Феодосии : что запомнили и сохранили старые видовые открытки // Крымский альбом 2001 : ист-краевед. и лит-худ. альманах / Сост. Д. Лосев; Институт стран СНГ. -Феодосия; Москва: изд. дом «Коктебель», 2002. - С. 131-155..

14. Лосев Д. Уют заштатного городка : Столетие назад Феодосия отличалась особым комфортом жизни : открытки // Крымский альбом 2003 : ист-краевед. и лит-худ. альманах / Сост. Д. Лосев. - Феодосия; Москва: изд. дом «Коктебель», 2004. - [Вып. 8]. - С. 65-69.

15. Лихотворик Р. Путешествие со старой открыткой : Феодосия, Старый Крым, Коктебель, Оту-зы, Кизил-Тащ Судак, Карасубазар на рубеже XIX-XX столетий / Р. Лихотворик. - Феодосия : Арт-Лайф, 2007,-190 с.

16. Симферополь на старой открытке (1898-1918) : альбом-каталог / авт. текст, и сост. А. Пилаше-вич, В. Кацубинский; Изд. В. Диканов. - Симферополь, 2006. - 140 с.

17. Поклон из Феодосии : Каталог видовых открыток (1899-1918) / А. О. Олещук, В. А. Диканов; Феодосийский музей денег. - Феодосия, 2005. - 120 с.

18. Иллюстрированный каталог открытых писем в пользу Общины св. Евгении / Сост. Ю.Н. Вульфсон. - В 4 т. - М. : Бонфи. - 2006.

19. Алупка : Скала Айвазовского: [Почтовая карточка]. - Ph. Bäcker, [Б.г].

20. Херсонес : Храм Св. Владимира: [Почтовая карточка] / Издание H.A. Вязнова. - Севастополь, [Б.г].

21. Ёлкин С. Желанные весточки с Юга : Крым в зеркале открыток / С. Ёлкин // Сокорнов В. Виды Крыма / Государственный центр фотографии. - СПб., 2006. - С. 27-32.

22. Морозов С. Атрибуция произведений Василия Сокорнова по открыткам / С. Морозов // Сокорнов В. Виды Крыма / Государственный центр фотографии. - СПб., 2006. - С. 33-37.

23. Алупка : Прибой волн : [Открытое письмо] / Издание Фотографа И. Семёнова. - Stockholm : Granberg К. А., [Б.г].

24. Симеиз : Вид со скалы Диво : [Открытое письмо] / Издание Фотографа И. Семёнова - Ялта, [Б.г].

25. Вид на Ялту с беседки : [Открытое письмо] / Издание Фотографа И. Семёнова. - Stockholm : Granberg К. А., [Б.г].

26. Севастополь : Графская пристань: [Открытое письмо] / Издание Фотографа И. Семёнова. -Stockholm : Granberg К. А. - [Б.г].

27. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Ф. фт, д. 1120-1126.

180

28. Дубилей Л.П. Фотографии с видами Крыма из архива A. JI. Бертье-Делагарда / JL П. Дубилей // III Таврические научи, чт, посвященные 160-летию со дня рождения A. JI. Бертье-Делагарда. г. Симферополь, 24 мая 2002 г. : сб. мат-лов / гл. ред. Е.Б. Вишневская; Крым, респуб. краевед, музей. - Симферополь : Тритон, 2003. - С. 24-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Бахчисарай : Ханский дворец : [Открытое письмо]. - Ялта: Фот. Орлова, [Б.г].

30. Крым : Вид на Форос : [Открытое письмо] / Издание Ф. Орлова. -Stockholm : Granberg К. А. -1904.

31. Вид на Гурзуф и Аю-Даг : [Открытое письмо]. - Ялта : изд. Дм. Николича, [Б.г].

32. Алупка : Кипарисы Потемкина : [Открытое письмо] / JI. Зембинский. - Ялта, [Б.г].

33. Носков А. В. Негативы для Красного Креста // Журнал любителей открыток «ЖУК». - 2009. -№ 1 (20). - С. 23.

34. Носков А.В. По заказу Красного Креста // Журнал любителей открыток «ЖУК». - 2007. - №3.

- С.15.

35. Прокудин-Горский : Фотографии : Наследие : Творческий путь. Режим доступа : www.temples.ru/pg/416.php (Проверено 3.04.2011).

36. Российская империя Прокудина-Горского (1905-1916) / авт. сост. С. П. Гаранина. - М.: Амфора, 2008. - 252 с.

37. Крым : Дворец в Массандре : [Открытое письмо] / Издание Общины Св. Евгении - СПб., [Б.г].

38. Перепьолкша Н. 31брання дореволюцшних свпшш з фощцв Керченського зашшдника (1880-Ti

- 1920-Ti роки) / Н. Перепьолкша // Сучасш проблеми дослвдження, реставрацп та збереження культурно! спадщини : зб. наук, праць. - К.: Видавничш д1м А+С, 2006. - Вип.З, ч.1. - С.45-50.

39. Керчь : Воронцовская улица : [Почтовая карточка] / Фотография Е. Ф. Кеппель. - Керчь: изд-во П. Згута, [Б.г].

40. Керчь : Городской сад-аллея : [Почтовая карточка] / Фотография Е. Ф. Кеппель. - Керчь: изд-во П. Згута, [Б.г].

Яшний Д.В. Пошл»! картки з видами Криму в ¿сторичнш ретроспектив! (1899-1917) / Д.В. Яш-ний // Вчет записки Тавршського нацюнального ушверситету ¿м. В. I. Вернадського. Сер1я «1сторичш науки». -2011.-Т. 24(63),№ 1 : спецвипуск «1стор1я Украши» - С. 171-181.

Розглянуп проблеми пов'язаш ¿з встановленням авторства дорадянських поштових карток, для введения до наукового o6iry рашше не дослвджено! групи в1зуальних джерел з icTopii Криму. Розкри-ваеться ¿стор1я розвитку ввдомих на сьогодншшш момент видавництв твострова початку XX столптя. Охарактеризовано головш джерела для встановлення авторства поштових карток

Ключом слова: 1сторичне джерело, видов1 поштов1 картки, Крим.

Yashnyy D. Postcards with views of the Crimea in historical retrospective (1899-1917) / D. Yashnyy // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Historical Scince. - 2011. - Vol. 24 (63), No 1 : "History of Ukraine". - P. 171-181.

The study raises issues related to attribution of pre-Soviet postcards for the introduction of a scientific revolution has not previously studied group of visual sources for the history of Crimea. Reveals the history of the development known to date publisher of the peninsula early twentieth century. Considered the basic sources for attribution postcards.

Keywords'. Historical source, specific postal cards, Crimea.

Поступила e редакцию 01.02.2011 г.

181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.