Научная статья на тему 'Почти забытые имена в истории Московского горного владимир Николаевич телиянц (1930-1969)'

Почти забытые имена в истории Московского горного владимир Николаевич телиянц (1930-1969) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Почти забытые имена в истории Московского горного владимир Николаевич телиянц (1930-1969)»

--------------------------------------- © ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ

ИЗДАТЕЛЬСТВА МГГУ 2009

ПОЧТИ ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА В ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ГОРНОГО

Владимир Николаевич Телиянц (1930-1969)

~П истории Московского горного В.Н. Те-

^Влиянц оставил особый след: блестящий, остроумный ученый, он выглядел инопланетянином в окружении степенных и многозначительных профессоров. Его ребячество радовало окружающих. Те, кто не смел называть его Володей, уважительно величали Вэ-эном. В глаза и за глаза. Если над ним шутили, он не обижался и зла не таил. Хотя, много читавший и имевший прекрасную стилистику, морщился от безвкусицы, пошлятины и тривиальных мыслей. Сейчас, через 40 лет после кончины Вээна, трудно вспомнить примеры его остроумия, розыгрыши, дискуссионные приемы. Осталось только общее впечатление праздника от общения с ним.

В.Н. Телиянц не был лауреатом, не был он и профессором. Так, рядовой доцент. Что же делало его таким популярным в вузе и его окрестностях? Работал он на кафедре Высшей математики и вычислительных машин, был пионером ЭВМ и математики вычислений, курировал составление конкурсных задач (многие придуманные

им остроумные задачи и сегодня можно встретить в книгах).

Своими оригинальными идеями и инициативами Владимир Николаевич объединил коллектив кафедры, хотя состояла она из разных преподавателей, казалось бы, несовместимых друг с другом. Немало способствовало объединению и личное обаяние Телиянца. Образно говоря, ему удалось увидеть в каждой группе педагогов и ученых частицу единого целого, соединить их и получить цельную конструкцию. Кстати, после кончины Владимира Николаевича «цельная конструкция» распалась, а вычислительная математика выделилась в отдельную кафедру.

Стиль мышления Владимира Николаевича был не только аналитичным и оригинальным, но и сверхоперативным, напоминющим по скорости ЭВМ. Мгновенно, без видимых усилий он формулировал задачи, предлагал оригинальные решения. Невозможно составить библиографию его научных трудов. Набросав на каких-то клочках бумаги, салфетках решения задач, он без сожаления раздавал

их любым диссертантам. Жадным он не был, в соавторстве обычно отказывал -гордость не позволяла.

В 60-е годы Владимир Николаевич вместе с доцентом Н.И. Сомовым приступает к реформе письменного экзамена по математике. Тогда шла очередная борьба с коррупцией на вступительных экзаменах. И оба энтузиаста накануне экзаменов составляли варианты контрольных. Практически все задачи были оригинальными, они и сегодня представляют интерес. Владимир Николаевич был трезвым прагматиком и романтиком одновременно. Двоек на экзаменах старался не ставить, и просьбы студентов удовлетворял без их разъяснений и унизительного вранья. Считал, что математика притягательна для думающих молодых людей, такие всегда найдутся, а лоботрясы переживут и без образования. Лекции читал в переполненных аудиториях, куда приходили не только студенты, но и сотрудники МГИ. Его популярность среди московской интеллигенции стала особенно заметной во время похорон. Такой многокилометровой траурной процессии мне не приходилось видеть ни до, ни после. Да и сейчас могила Владимира Николаевича на Армянском кладбище не бывает без живых цветов.

Мне пришлось проработать с В.Н. Телиянцем меньше трех лет, многое забылось, но его удивительное обаяние, чуткость и интеллигентность останутся со мной до конца. Приведу лишь некоторые его принципы, которые мне близки. Нетерпение к тривиальным мыслям, научной схоластике. Самоирония и самокритичность, соединенные с комплиментоустойчивостью. Умение учиться по книгам, критически анализировать устную информацию и трансформировать ее. Отказ от донкихотства и умение жить по правилам реально существующего общества.

Жаль, мало кто понимал, что живет и работает рядом с уникальным талантом. Если бы удалось зафиксировать его мысли, лекции, научные идеи, они и сегодня бы принесли немало пользы. ЕШ

Л. Гитис

ТИПОГРА ФИЯ МГИ

© ИСТОРИЧЕСКИМ КЛУБ ИЗДАТЕЛЬСТВА МГГУ 2009

Фото из архива Н.А. Юрловой

ш в осле 1917 года горняки одними из первых в Москве образовали вузовскую И липографию. Об издательствах в вузах тогда еще и не мечтали. Авторы помогали наборщикам, сами редактировали, правили верстку, присутствовали при печати. Кстати, газета «Г орняк на учебе» (нынешняя «Г орняцкая смена») тоже печаталась в этой типографии. Но основой ее работы все же был выпуск пособий и методичек. Поэтому неудивительно, что вкус к написанию научной и учебнометодической литературы удерживается в нашем коллективе в течение многих десятилетий. На фото линотипный цех типографии МГИ, его наборщики и автор (1938 г.). На столе лежит верстка 1 -й полосы газеты «Горняк на учебе». По некоторым сведениям, часть работников типографии «рекрутировалась» из студентов МГИ.

Если вы узнали людей, изображенных на снимке, обратитесь, пожалуйста, в исторический клуб. Мы были бы рады также получить информацию о работе телестудии МГИ.

Шиё1аш ёпдаетбй ёпд1дё^апёш ёёоаа. Оаё.: (495)518-22-83,

e-mail: kireeva@gornaya-kniga.ru (!ёиа& Еёдааа&).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.