Научная статья на тему 'Почитание святой Людмилы в Древней Руси: к вопросу о чешско-русских связях'

Почитание святой Людмилы в Древней Руси: к вопросу о чешско-русских связях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Древняя Русь / святая Людмила Чешская / почитание / проложное житие / памятник / чешско-русские связи / Old Rus / Saint Ludmila of Czech / veneration / “Prolog” life description / monument / Czech-Russian relations
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Почитание святой Людмилы в Древней Руси: к вопросу о чешско-русских связях»

Работа над переводом книги Скабичевского привела Вр-зала к размышлениям о религиозных и нравственных основах русской литературы, которые он изложил в 1912 г. в эссе «Духовно-нравственные вопросы в русской художественной литературе», напечатанном в журнале «Глидка». Это периодическое издание, выходившее в издательстве райградских бенедиктинцев в Брно, играло важную роль в истории чешской католической печати и имело сформировавшуюся читательскую аудиторию.

Обращение к творческому пути Врзала, внимательный анализ его взглядов на русскую словесность XIX в. позволяют обнаружить новый материал для изучения чешско-русских культурных взаимосвязей — восприятия русской культуры в чешской католической среде.

Примечания

1 См.: Pokorny V.P. Augustin Vrzal (A. G. Stín). Brno, 193G. Vilinsky V. Dílo P. Augustina Vrzala // Archa. XVII. Olomouc, 1929. S. 229-239. Zhanël I. P. August Vrzal (A.G. Stín). Zvlástní otisk z "Naseho domova". Tiskem Benediktinské tiskárny v Brnë, 1914.

2 Pospísil I. Srdce Literatury: Alois Augustin Vrzal, 1864-193G. Brno, 1993. Pospísil I. Alois Augustin Vrzal: koncepce a dokumenty // Sborník prací Filozofické fakulty Brnënské Univerzity, 1993 D. 4G. S. 53-62.

3 Врзал А. Письмо к A.M. Скабичевскому. 1891 // Международные связи русской литературы (по собраниям Пушкинского Дома). СПб., 2G17. С. 212-213.

DOI: 10.31168/2619-0869.2021.3.05

Почитание святой Людмилы в Древней Руси: к вопросу о чешско-русских связях

Анна Михайловна Ланцева,

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва, Российская Федерация; e-mail: lancev86@mail.ru

Ключевые слова: Древняя Русь, святая Людмила Чешская, почитание, проложное житие, памятник, чешско-русские связи

Veneration of Saint Ludmila in Old Rus: On the Issue of Czech-Russian Relations

Anna M. Lantseva,

Kosygin Russian State University, Moscow, Russian Federation; e-mail: lancev86@mail.ru

Keywords: Old Rus, Saint Ludmila of Czech, veneration, "Prolog" life description, monument, Czech-Russian relations

В контексте единства славянских народов на основе духовного завещания святых Кирилла и Мефодия образцом для подражания благочестивым княгиням Древней Руси стала первая славянская святая-мученица — Людмила Чешская, по преданию, принявшая крещение из рук святителя Мефодия, архиепископа Моравского. Центрами славянского богослужения в Чехии были Сазавский монастырь1, поддерживавший контакты с Киево-Печерским монастырем Древней Руси, а также храм святого Климента на Левом Градце, церковь Девы Марии на Пражском Граде и храм в Тетине, связанные с жизнью Людмилы и ее супруга — Борживоя. Однако об отношениях последних с духовными центрами Древней Руси нам ничего не известно.

В «Повести временных лет» Нестор Летописец и его продолжатели уделяют немалое внимание чешско-русским бракам времени правления Владимира Святославовича, хрис-тианизатора Руси2. Можно предположить, что это связано с тем, что на христианизацию Руси огромное значение оказал опыт славянских стран, притом не только южнославянских (Болгарии, Сербии), но также и Чехии, которая является преемницей историко-духовной миссии святых солунских братьев Кирилла и Мефодия3.

Среди памятников церковнославянского наследия средневековой Чехии4 следует особо выделить сохранившееся в русских списках Проложное житие (Пролог) святой Людмилы Чешской5. Роман Якобсон в очерке о происхождении древне-чешских памятников и их проникновении на Русь, ссылаясь

на авторитетную точку зрения В. Халоупецкого6, отмечает, что раннее житие святой на старославянском языке, написанное, вероятно, Павлом Каихом, имеет тесные связи с духовным наследием Кирилла и Мефодия7. Именно этот ранний памятник повлиял на латинские и старославянские памятники, относящиеся к культу святой Людмилы и ее внука Вацлава (русский вариант — Вячеслава). Старославянское Проложное житие святой Людмилы, совпадающее по смыслу с латинской легендой Fuit in provincia Boemorum8, свидетельствует о том, что в X—XI вв. литература в Чехии на славянском языке не была изолирована от латинских памятников того же времени, поэтому один и тот же сюжет может наблюдаться как в старославянских, так и в латинских агиографических источниках.

Культ святой Людмилы Чешской на Руси существенно повлиял на становление раннего почитания первой русской христианки — святой равноапостольной княгини Ольги, что подтверждается русскими историографическими и агиографическими источниками9. Некоторые места «Слова о преставлении святой Ольги»10, входящего в «Повесть временных лет», имеют схожую стилистику с ранней латинской гомилией на память святой Людмилы Factum est11. Автор латинской гомилии сравнивает святую с утренней звездой12, что находит свои текстологические параллели в «Слове о преставлении святой Ольги», где ряд метафор продолжен образами денницы, зари, луны13. Можно предположить, что русские книжники неплохо были знакомы с латинской литературой, нередко прибегая к определенным образцам западнохри-стианских жанров. Вероятно, «Слово о преставлении святой Ольги» возникло под влиянием текста гомилии Factum est.

По всей очевидности, после татаро-монгольского нашествия (XIII в.) ослабевают тесные чешско-русские связи, что обусловливает вымирание народной и отчасти церковной традиции почитания святой Людмилы на Руси. Однако древнерусские жития святой, сохраненные лишь в богослужебной практике старообрядцев поморского согласия, вошли в дошедший до нашего времени агиографический корпус, как то:

в «Великие Минеи-Четьи» митр. Макария14, «Четьи-Минеи» святого Димитрия Ростовского15, наконец, в сборник житий святых архиепископа Филарета (Гумилевского) на сентябрь, датируемый XIX в.16 После образования автокефальной Православной Церкви Чешских земель и Словакии житие святой Людмилы из сборника «Четьих-Миней» стало частью внебогослужебной благочестивой христианской практики на территории Чехии и Словакии.

Примечания

1 Petr J., SaboukS. Z tradic slovanské kultury v Cechách: Sázava a Emauzy v dejinách ceské kultury. Praha, 1975; Jakobson R. Selected writings. Berlin, 2014. Vol. 2. P. 263-264.

2 Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева и др. СПб., 1997. Т. 1: XI-XII вв. URL: http://lib2. pushkinskijdom.ru/tabid-4869 (дата обращения: 20.02.2021); Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации, М., 2001. С. 28; Флоровский А.В. Чехи и восточные славяне. Очерки по истории чешско-русских отношений (XXVIII вв.). Praha, 1935. Т. 1. С. 14-17; Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. М., 2001. С. 34 -36; 559-580; Успенский Ф., Литвинова А. Брак и власть между Западом и Востоком: Матримониальный портрет династии Рюриковичей. Средневековая Европа Восток и Запад / под ред. М. Бойцова. М., 2015. С. 13-19; Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 55-56, 183-185.

3 Полывяный Д.И. Западный вектор кирилло-мефодиевского славянства и Русь в X в. // Русин. 2018. № 1-51. С. 72, 74-75; ТржештикД. Великая Моравия и возникновение государства Пржемысловцев (Святополк и Борживой) // Великая Моравия, ее историческое и культурное значение / под ред. Г. Э. Санчука, Й. Поулика. М., 1985. С. 160-172; Флоря Б.Н. Принятие христианства в Великой Моравии, Чехии и Польше // Принятие христианства народами Центральной и Юго-восточной Европы и Руси / под ред. Г.Г. Литаврина. М., 1988. C. 133-136; Trestík D. Pocátky Premyslovcü. Praha, 1981. P. 88-100.

4 СоболевскийА.И. Церковно-славянские тексты моравского происхождения. Варшава, 1900. С. 5-30; Ильинский Г.А. Молитва на дьявола. Церковно-славянский текст западно-славянского происхождения / пред. А.И. Соболевского. СПб., 1899.

5 Сказание о начале чешского государства в древнерусской письменности / отв. ред. В.Д. Королюк; коммент. и пер. А.И. Рогова. М., 1970. С. 119-124; Blaho-va E., Konzal V. Staroslovénské legendy ceského puvodu. Nejstarsí kapitoly z dejin ceskoruskych kulturních vztahu. Praha, 1976. P. 55-140.

6 Chaloupecky V. Prameny X století legendy Kristiánovy о sv. Václavu a sv. Ludmile // Svatováclavsky sborník. Praha, 1939. S. 11.

7 Якобсон Р.О. Русские отголоски древнечешских памятников о Людмиле // Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 47.

8 Fuit in provincia Boemorum // Fontes rerum Bohemicarum / J. Emler, J. Simák, V. No-votny (ed.). Praha, 1871. V. 1. S. 144-145. URL: https://sources.cms.flu.cas.cz/src/ index.php?s=v&cat=11&bookid=138&page=182 (дата обращения: 05.11.2020).

9 u и

Никольский Н.К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. СПб., 1907. С. 88-94; Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. Т. II.

10 Повесть временных лет... URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4869 (дата обращения: 20.02.2021).

11 16. zarf 2017. Sv. Ludmily, mucednice, v Cechach pamatka, nezavazna pamatka // Usporadanf liturgie hodin — Breviar. Praha, 2000-2016. URL: http://breviar. org/?a=2&datum=2017-09-16&k=16SEP (дата обращения: 07.02.2021).

12 «.Взошла в стране чешской как звезда утренняя, возвещая о пришествии солнца правды — Христа, и светом веры отвратила тьму греха.».

13 «Си бысть предътекущия хрестьяньской земли, аки дЬньница пред солнцем и аки заря предъ свЪтомъ. Си бо сияше аки луна в нощи, тако и си в невЪрныхъ человЪцЪхъ свЪтяшеся аки бисеръ въ калЪ: калнЪ бо бЪша грЪхом, не омове-ни святымъ кресщением...... См. подробнее: Повесть временных лет. URL:

http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4869 (дата обращения: 20.02.2021).

14 Великие Минеи-Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Новгород, 1529-1532. № 1317 Соф., л. 321-322.

15 Ростовский Д., митр. Память святой мученицы Людмилы // Жития святых. Киев, 2004. Т. 1.С. 319-320. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_ по_изложению_свт._Димитрия_Ростовского/Сентябрь/16 (дата обращения: 20.02.2021).

16 Гумилевский Ф., архиеп. Русские святые, чтимые всею церковью или местно: опыт описания жизни их. Чернигов, 1865. Отделение первое. С. 181-182.

DOI: 10.31168/2619-0869.2021.3.06

Русские писатели в чешской среде второй половины 1920-х гг.: периодика левого политического крыла (газета Rudepravo)

Анна Вячеславовна Амелина,

Институт славяноведения Российской академии наук, Москва, Российская Федерация; e-mail: anna.v.amelina@mail.ru

Ключевые слова: чешская литературная критика, русско-чешские литературные связи, история чешской литературы, чешская периодика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.