Научная статья на тему 'Почему «Закон на болванки» не защищает авторские права ученых?'

Почему «Закон на болванки» не защищает авторские права ученых? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКИЕ ПРАВА / НАЛОГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патласов Олег Юрьевич

Недавно исполнился год с того времени, как в соответствии со статьей 1245 ГК РФ Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 829г «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» в России был введен 1%-ный налог на копирование мультимедийной информации в личных целях. Импортеры и производители свои дополнительные издержки по налогу, естественно, привычно переложили на потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Почему «Закон на болванки» не защищает авторские права ученых?»

УДК 34

О.Ю. Патласов Омская гуманитарная академия

ПОЧЕМУ «ЗАКОН НА БОЛВАНКИ» НЕ ЗАЩИЩАЕТ АВТОРСКИЕ ПРАВА

УЧЕНЫХ?

Недавно исполнился год с того времени, как в соответствии со статьей 1245 ГК РФ Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 829г «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» в России был введен 1%-ный налог на копирование мультимедийной информации в личных целях. Импортеры и производители свои дополнительные издержки по налогу, естественно, привычно переложили на потребителя. Ключевые слова: авторские права, налог, интеллектуальная собственность.

Недавно исполнился год с того времени, как в соответствии со статьей 1245 ГК РФ Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 829г «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» в России был введен 1%-ный налог на копирование мультимедийной информации в личных целях. Импортеры и производители свои дополнительные издержки по налогу, естественно, привычно переложили на потребителя.

Под более чем широкий перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений, согласно «закону на болванки» (как его окрестили) подпадают абсолютно все товары, гипотетически способные записывать (воспроизводить) пиратский контент: телевизоры, сотовые и домашние телефоны, компьютеры, видеокамеры, фотоаппараты, флеш-диски, CD/DVD-диски и так далее. Просто комичным выглядит отнесение сюда стационарных телефонов без функции звукозаписи. Процент высчитывается не от стоимости собственно носителя (карты памяти смартфона или винчестера ноутбука, нетбука, планшетного компьютера), а от цены всего устройства!

Удивительно не только то, что правительство создало прецедент игнорирования презумпции невиновности. Сама возможность нарушения авторских прав или, проще говоря, воровства интеллектуальной собственности выливается в последствия - некоторую форму штрафа за несовершенное деяние. При этом если вы все же нарушите законодательство и сохраните на носителе, уже обложенном налогом, пиратское произведение, то не освобождаетесь от ответственности. Похоже, хотим наказывать дважды!

Удивляет другое. Помимо шутовских дел и развлечений, на носителях хранится, как известно, и реальный научный (учебно-методический) интеллектуальный продукт, включая электронные книги, научные статьи, учебники и пр. И масштабы пиратства при этом еще более впечатляющие. Косвенным подтверждением может выступать падение книжного рынка в 2009-2011 гг., хотя имел место и маркетинговый просчет книгоиздателей и распространителей. Падение отечественного оборота книготорговли составляет до 15-20% в год.

Возникает ряд вопросов:

Почему я, как ученый, должен, покупая «болванки», ноутбуки, флешки и пр., платить «придворным шутам гороховым»? Конъюнктурные фильмы я вообще не смотрю, а болванки закупаю, к примеру, для записи и продажи своих учебников.

Почему киношникам, которые называют себя Российским союзом правообладателей (интересно, а писатели, поэты, ученые не обладают авторскими правами?), делегированы полномочия сбора налога с импортеров и производителей звукозаписывающей техники?

Кто, кого и как приглашает в РСП? Почему «мимо кассы» оказались артисты театров, ведь спектакли часто транслируют региональные телеканалы?

Кто может претендовать на «авторские отчисления»? Почему ученые-авторы не попали

под действие Постановления № 829? Скажите, что речь идет об аудиовизуальных произведениях? Вот, к примеру, мультимедийный учебник в программной оболочке Authoring Tool (© IBM) автора статьи - Патласов О.Ю., Сергиенко О.В. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации. Омск, 2008.

По подсчетам величина собранных налогов составит 100-200 млн. долларов в год. Как распределяются средства налога? В прессу просачиваются различные версии дележки взысканных средств. В I квартале 2011-го предполагалось, что 15% собранных средств пойдет на компенсацию расходов по их сбору и распределению. Остальные 85% отдадут правообладателям. Совет РСП установил следующую пропорцию распределения: 40% - авторам музыки и кино, 30% - исполнителям, еще 30% - изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений. Осенью 2011 г. сообщалось, что из всех собранных средств 25% пойдет на содержание самой организации, 60% - на фонды по развитию кинематографа и 15% распределятся среди авторов. Однако после целого ряда публикаций в СМИ представители РСП на пресс-конференциях и в документах называют сегодня иные цифры: 15% - на содержание организации и 85% - авторам. Формально организация режиссера Н. Михалкова обязана ежегодно представлять отчет Росохранкультуре о том, сколько денег собрано, кому выплачены авторские отчисления и сколько потрачено на содержание РСП. Распределение теоретически происходит на основе данных об использовании произведения: по музыке - от РАО и ВОИС (Всероссийское агентство интеллектуальной собственности), которые имеют примерные отчеты о публичном исполнении на концертах, дискотеках, радио, в ресторанах и на других площадках.

Почему именно РСП, за которым стоит Союз кинематографистов (актеры, режиссеры, операторы, сценаристы), и Российское авторское общество (в интересах авторов и согласно договору о сотрудничестве) собирают налоги, а не иные организации: Российское общество по смежным правам (РОСП), занимавшееся этими задачами в 2008-2010 гг., организации при РАН или иных государственных и/или общественных академиях или Минобрнауки РФ?

Если мы вводим меры защиты интересов авторов, то, наверное, они должны относиться ко всем авторам. Если мы не шутим, когда говорим о модернизации экономики, то, наверное, речь должна идти о защите авторских прав и уважении к ученым-естественникам. Однако полагаю, что, пока страна не будет находиться на этапах подъема всех основных циклов (Кондратьева, Кузнеца, Джаглера, Китчина и др.), не целесообразно проводить модернизацию в силу того, что хотя бы неясно, на каких реперных точках окажется, что «нано» - это тупиковая ветвь.

В целом полагаю введение таких мер защиты неоправданным относительно всего круга правообладателей, авторов:

1. Налоги имеет право собирать только государство, а не некоммерческая общественная организация, частные лица, фонды и т.д.

2. В посткризисный период борьба с нелицензионным программным обеспечением приводит к росту издержек и соответственно удорожанию товаров и услуг («приятно», что нас угораздило вступить в ВТО).

3. Скачивание контента с торрентов, пиратских сайтов зачастую окупается встраиванием рекламы.

4. Расширение круга получателей приведет к росту ставки налога организаций, подключившихся к процессу сбора. Это сделает налог явно чувствительным, к примеру, в США, где действуют сразу три собирающих организации: Alliance of Artists and Recording Companies - для артистов и правообладателей, ASCAP/BMI/SESAC - для авторов и Harry Fox Agency - для издателей. Кроме того, естественно расширится список объектов, подпадающих под налогообложение, в части гипотетического нарушения прав авторов и издателей книжной продукции: копиры, принтеры, букридеры и пр., что, впрочем, предлагает сделать Минкультуры РФ, опираясь на правовые основы действующего налога. А может, добавим в список бумагопроизводителей?

5. Ряд стран, вводивших аналогичные сборы, впоследствии от них отказывались. К примеру, в Австралии такой налог был признан неконституционным и отменен; в Германии, Люксембурге авторские сборы не вводились.

6. В российском менталитете не заложено бережное отношение к интеллектуальной собственности. Подобное отношение является предпосылкой постепенного изменения сознания населения при переходе к экономике знаний.

7. Не стоит сбрасывать со счетов протестное движение. В ходе акции «30 копеек для Михалкова» недовольные шлют бандероли в адрес РСП с пустыми CD или с дисками, на которых записан легальный контент (например, личные фото). К дискам блогеры прилагают шесть 5-копеечных монет серебряного цвета - намек на библейские 30 сребреников: именно 30 копеек придется доплачивать покупателю чистого компакт-диска к его обычной средней цене - 30 рублей. Депутаты от ЛДПР в августе 2011 г. вносили в Госдуму законопроект, который отменяет компенсационные сборы за воспроизведение аудиовизуальных произведений уже после их покупки в личных целях. Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила в правительство РФ письмо с предложением сократить перечень оборудования, подпадающего под сбор авторских отчислений.

8. 4-я Часть ГК РФ должна помочь библиотекам в реализации конституционных прав граждан на доступ к информации. Это право должно доминировать над копирайтными ограничениями. Среди активно обсуждаемых новаций Министерства культуры - разрешить избранным библиотекам России создавать с целью сохранения библиотечного фонда электронные копии книг, права на которые охраняются. Доминировать - не отрицать авторские права, а гарантировать их через процедуры легитимного осуществления библиотеками своих обязанностей, включая обслуживание читателей с применением е-книг.

9. Защита интеллектуальной собственности в России с 2011 г. осуществляется и силовыми структурами на основании ст. 13 Закона «О полиции» путем блокирования сайтов с нелегальным контентом. Интернет-провайдеры, подчиняясь полицейским, начали блокировать доступ к пиратским сайтам без решения суда. Так, по заявлению «Централ партнершип» за скачивание россиянами «Свадьбы по обмену» с сайтов, «принадлежащих» Чехии, Голландии и Великобритании, управление К заблокировало семь сайтов магистральных провайдеров, обеспечивающих выход российских пользователей в международную сеть Интернет, сроком на месяц.

Обратив внимание на количество пиратов (сайтов), наносящих ущерб моему семейному бюджету, я не удивился тому, что только на сайте http://getfil7e.q3i.ru количество скачиваний моей книги «Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации», изданной в «Книжном мире» в 2009 г. , измеряется сотнями тысяч раз. Тем не менее, считаю методы защиты авторских прав отдельных правообладателей через введение налогов несуразными и похожими на «классические» бизнес-идеи отдельных деятелей культуры и искусства.

© Патласов О.Ю., 2011

Автор статьи - Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, Омская гуманитарная академия.

Рецензент - Э.Б. Хвецкович, кандидат технических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.