Образование и наука. 2015. № 7 (126)
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Лурье Леонид Израилевич
доктор педагогических наук, профессор, директор общеобразовательного лицея № 1 г. Перми; профессор кафедры математического моделирования систем и процессов Пермского национального исследовательского политехнического университета; заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВД РФ, Пермь (РФ). Е-mail: [email protected]
ПОЧЕМУ ВЫПУСКНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ СТАНОВЯТСЯ МЕНЕДЖЕРАМИ?
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы повышения мотивации будущих педагогов к работе по специальности. С культурологических позиций и с целью обретения выпускниками педвузов авторского стиля преподавания исследованы особенности организации учебно-воспитательного процесса в школах и вузах страны. Предложены практические шаги по реформированию высшего педагогического образования.
Цель исследования - выявление причин кризисного состояния педагогической науки и системы подготовки педагогических кадров и поиски выхода из затяжного кризиса.
Методика и методы. Использованы культурологические, философские подходы к изучению и решению проблемы.
Результаты. Рассмотрены теоретический и практический аспекты методологии педагогической деятельности в условиях экономического и духовного кризиса. При стабильном состоянии общества педагог следует традициям и выступает в качестве транслятора памяти поколений. Однако в период кризиса культурно-историческое влияние педагогических событий прежних лет перестает быть знаковым, и от педагога требуются нестандартные решения, реальные дела и поступки, помогающие избежать повторяемости и устойчивости профессиональных неудач. Для этого необходимы высокая образованность, культура чувств и отношений, обеспечивающие живое, содержательное общение участников образовательного процесса, целью которого является прежде всего утверждение подлинных морально-нравственных и духовных ценностей.
Научная новизна.. Раскрыты культурологические основы работы педагогического коллектива вуза. Показан мировоззренческий характер педагогического образования, способствующего самоактуализации личности.
Практическая значимость. Выделены конкретные меры по преодолению кризиса в системе подготовке кадров высшей педагогической квалификации: выработка стратегии данной подготовки в целом и тактики ее реализации в конкретных вузах на основе принципа общественного согласия; обеспечение открытости источников финансирования вуза и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности его коллектива; отмена практики введения различных «новых поколений стандартов», влекущих за собой лавину бумаготворчества; насыщение учебного процесса педагогической практикой в образовательных учреждениях различных типов и видов; создание одногодичного цикла педагогического образования как второго высшего; предоставление академических свобод университетам и др. Особо подчеркнута важность профильного обучения в системе «школа - вуз» как эффективного способа повышения мотивации педагогического труда.
Ключевые слова: педагогическое образование, культура, мировоззрение, система непрерывного образования «школа - вуз», академические свободы, двуязычное преподавание.
DOI: 10.17853/1994-5639-2015-7-24-43
Lourie Leonid I.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Mathematic Modeling of Systems and Processes, State National Research Polytechnic University of Perm; Head of the Department «Theory and Methodology of Professional Education», Perm Military Institute of Internal Troops of the Russian Federation; Principal of the Municipal Budgetary General Education Institution «Lyceum № 1» of Perm city, Perm (RF). Е-mail: lourieleonid@gmail. com
WHY GRADUATES OF PEDAGOGICAL INSTITUTES BECOME MANAGERS?
Abstract. The problems of future graduates' motivation increase to their occupational work is investigated. The features of the educational process organization in schools and universities of the country on the basis of the cultural orientation of training and the author's style of teaching are observed. In modern society, it is important to create new standards of moral and ethical rights as an essential component of the educational process and a new image of a man that should focus on pedagogical science. The system of continuous education «school - pedagogical university» should be expanded, the mode of university life should be changed and combined with the development and introduction if inno-
vative processes in educational establishments. Practical steps of reform in higher pedagogical education are pointed out.
The purpose of the paper is to identify the causes of the crisis in pedagogy science and in the system of teacher working up.
Methods. Cultural, philosophical approaches are used to investigate the crisis of teacher education and teacher training.
Results. Theoretical and practical activities of teaching activity methodology are considered under the conditions of economic and spiritual crisis. Being at a stable condition of a society, the teacher follows traditions and represents self as the compiler of memory of generations. Cultural and historical influence of pedagogical events of previous years ceases to be a significant; the teacher needs to have non-standard decisions, real affairs and the acts are required, helping to avoid repeatability and stability of professional failures. Also it's important to possess a high level of education, culture, emotions and relationships that would provide live and emotionally rich communication of participants of the educational process; the aim of such communication is to establish the authenticity of the moral and spiritual values.
Scientific novelty. Cultural bases of activity of the teaching staff of the university are considered. Ideological nature of pedagogic education as a base for self-actualization is shown.
Practical significance. The specific steps to overcome the crisis in the system of training of higher educational qualifications are pointed out: development of strategy of the given preparation as a whole, and tactics of its realisation in concrete high schools on the basis of a social consensus principle; information assurance of financing sources of high school and the reporting on financial and economic activity of its staff; cancellation of introduction practice of various "new generations of standards", involving an avalanche of "make work"; educational process filling by student teaching in educational institutions of various types and kinds; development of an one-year cycle of a pedagogical education as the second higher education; granting of academic freedom to universities, etc. The importance of subject oriented education within the system «school - university» as a powerful tool to increase motivation of pedagogical work is highlighted.
Keywords: pedagogical education, culture, ideology, system of continuous education «school - university», academic freedom, bilingual teaching.
DOI: 10.17853/1994-5639-2015-7-24-43
Ответ на вопрос, поставленный в заголовок статьи, выглядит очевидным. Проблема проста: пока нет нормальных зарплат в образовании, качество обучения будет «хромать». Но материальное благополучие учителя лишь необходимое, а не достаточное условие успешности развития отрасли. Остается множество других вопросов, не столь очевидных, но принципиально важных для успешного развития образования в стране.
Педагогическая деятельность имеет богатый исторический опыт и традиции. «Как учить?» - вопрос, который не одно столетие мучает человечество. Все уверены в своей правоте, а мнение крупнейших ученых остается неуслышанным. Б. М. Бим-Бад [2], В. И. Загвязинский [4], А. М. Новиков [8], М. М. Поташник [12], В. В. Сериков [14], Е. А. Ямбург [3] в последние годы выдвинули много ценных идей по реформированию образовательной деятельности в стране и мире. Но реформы не идут, многие из инновационных начинаний угасают без следа. Не срабатывает принцип взаимообогащения педагогических эпох. Все, казалось бы, правильные начинания не получают продолжения. В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» отмечается: «Сохраняется большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста ... лишь 40% выпускников вузов, выпускающих педагогов, приходят работать в школы» [6, с. 2]. Непонятно, большое число «учителей и преподавателей пенсионного возраста» - это хорошо или плохо? Разве допустимо профпригодность определять по возрасту?
За последние годы закрыты и реорганизованы 52 педагогических вуза, а в 71 - усилен университетский вариант подготовки педагога, ее направленность на социокультурные ценности россиян и мирового сообщества. В содержании педагогического образования это, однако, сочетается с архаикой советского периода. Удручает и другая крайность: отрицание опыта прошлых лет и бездумные «заимствования» из-за рубежа.
Культурологическая концепция «Парадигма личностно-ориентиро-ванного образования» определяет доминирующие факторы педагогической деятельности. Однако многие методологические подходы, разработанные современными учеными, не находят нормативно-правовой поддержки ни в Государственной Думе, ни в правительстве. Педагогическая общественность пассивна. Это, в частности, дало основание в правительственных кругах оценить яркие, впечатляющие нововведения 90-х гг. прошлого века негативным образом. Не произошло масштабной рефлексии неудач проваленных реформ. Их авторы не признают ошибки, а руководство не делает выводы (случаются разве что увольнения с занимаемых постов, и то нечасто).
Кризис очевиден и в подготовке учительских кадров. Выпускники вузов не хотят в школы, более того, выпускники школ в последнее время не желают поступать в педагогические вузы. Причина этого, прежде всего, в низкой заработной плате работников образования. Однако многие из тех, кто делает профессиональный выбор, иногда даже не представляют, какой радостной и счастливой является на самом деле работа преподавателя. Эмоциональный подъем, окрыленность нередко служат истин-
ной наградой педагогу за его нелегкий труд. «Уроки-эссе», «уроки-спектакли», «уроки-откровения» и многое другое приближают учебно-воспитательную работу к искусству, позволяют раскрыть в полной мере таланты участников образовательного процесса. Но люди не склонны получать педагогическое образование - это «непрестижно».
Е. А. Лукашева и В. А. Лекторский отмечают, «что в условиях современного кризиса в экономике, социальной и духовной жизни страна испытывает острую напряженность, подвержена конфликтам; в обществе, и особенно в микросреде, возникает аномия (процесс распада сложившейся системы ценностей в обществе, сопровождающийся противостоянием утверждающимся и принятым государством идеалам), характеризующаяся разрушением правовых и нравственных норм» [7, с. 24]. Разрушение правовых норм и духовно-нравственных ценностей в обществе коснулось и образовательной среды - самого большого пространства человеческих судеб и отношений. Педагоги представляют собой неоднородную социальную среду по идеологическим основаниям, жизненным ориентирам, ценностям и целям профессиональной деятельности - истокам творчества. В этой разобщенности единство мнений учительства обнаруживается лишь в несогласии с позицией государства, старающегося не замечать многие проблемы, стоящие перед образованием.
Культурологическая направленность образовательной деятельности должна быть гуманистической. Конечно, не имеется в виду, что образование требуется лишь усилить художественно-эстетическим направлением. Оно должно быть и нравственно-гражданским, и технологично-конструктивным. Фактор культуры означает масштабность образования, а следовательно, и совершенствование подготовки педагогических кадров. Образование, претендующее на образованность, следует сопровождать поиском педагогических универсалий, которые бы формировали новое видение развития личности в современном мире. Сегодня учитель обязан не только «давать уроки», но и быть вовлечен во всевозможные формы дополнительного образования и внеучебной работы. А главное, чтобы обеспечить инновационность образовательного процесса, ему необходимо участвовать в научно-педагогических изысканиях, хотя ВАКу и кажется избыточным число диссертаций, защищаемых по педагогике (безусловно, справедливые претензии к качеству научных работ следует учитывать, но это не значит, что исследований должно быть как можно меньше).
Образование формирует картину мира, приобщает к опыту, накопленному человечеством, помогает ориентироваться в вершинных достижениях интеллекта, духа и воли. Вот почему «человек преподающий» должен обладать высочайшим уровнем образованности, чутьем, интуицией.
С формальной стороны «моделирование когнитивных процессов включает в себя исследование работы мозга посредством анализа лингвистических паттернов (закономерностей, повторяющихся шаблонов и языковых форм) и невербальной коммуникации» [1, с. 100]. В пошаговом действии такие процессы направляют ход образовательной деятельности, преобразование приобретенных навыков в ресурсы становления личности при свободном ее развитии, когда сам человек формирует исходя из своего жизненного опыта контуры картины мира.
Назидательность педагогической деятельности, особенно когда она обращена к конкретным людям, многим претит. Человеку важно принимать личностно-значимое для себя решение самостоятельно. Когда это делает за него кто-то другой, то даже правильные советы очень часто вызывают бессознательный протест. Поэтому образование должно избавить человека от избыточных ограничений. Искусство воспитания состоит в том, чтобы логикой умозаключений добиться от ученика тех или иных самостоятельных позитивных действий. Ученик должен желаемое для преподавателя действие выполнить с внутренним ощущением «хочется». Педагогика, очищенная от неоправданных ограничений, формирует свободного человека. Такой тип личности будущего учителя легче и проще складывается в профильных педагогических классах школы, потому что здесь в роли учителя выступает сам подросток - молодой человек, усваивающий границы дозволенного в отношении и детей, и взрослых людей.
Разговор о либерально-демократических ценностях и смысле свободы следует поднимать в старших классах школы, как это предлагает делать Мелвин И. Юровски в книге «Базовый курс по американской демократии» [21]. Данная книга полезна для совместного чтения обучающимися, родителями и преподавателями, ибо она позволяет осознать необходимость субъектности обучения и формирует интерес к педагогической деятельности. Подобных книг, интересных для всех, существует великое множество.
Новое легко усваивается и принимается юными - теми, кто совсем недавно был школьником или все еще им является. Красоту педагогики, ее творческие перспективы следует демонстрировать заинтересованным учащимся как можно раньше, помогая войти в ее вкус, осознать ее судьбоносность. «Называя какой-нибудь предмет прекрасным, мы выражаем этим, что он - объект нашего эстетического созерцания . мы познаем в предмете не отдельную вещь, а идею» [18, с. 392].
Социальное конструирование - мыслительный концепт «хорошего общества», целью которого, по словам В. Г. Федотовой, является «общество, приемлемое для жизни, а способом достижения - формирование кол-
лективных представлений на основе научных и философских идей, включенных в национальный дискурс и отвечающих общественному настроению» [16, с. 3]. Педагогический дискурс обнаруживает проблемы, возникающие в многообразии процессов и явлений реального мира. Социальный статус учителя, к сожалению, находится на обочине общественной жизни. Нищее и ограниченное в своих социальных запросах учительство воспроизводит новое поколение по своему мироощущению, допуская лишь как исключение из правил, например, «вопросы карьерного роста». Кроме того, образование раздваивается в своих проявлениях от «обращения к человеческому роду и к Богу, становясь трансцендентным, или же основанным на универсалиях культуры, символического универсума, картины мира» [16, с. 5]. Учителю, чтобы стать не «рабом божиим», а активно созидающей личностью, знающей вкус свободы и цену демократическим завоеваниям, нужно от фактов, статистики, событий, имеющихся данных перейти к эстетико-художественному их осмыслению. Л. Н. Сто-лович утверждает: «Существуют такие формы творчества, в которых органически сливаются наука и искусство - художественно-научная литература и кино» [15, с. 71]. Педагогическое творчество тоже является таковым. Воспарить над суетой, прикоснуться мыслями к неясным очертаниям нового дано не только ученому и хужожнику. Пытливый ум учителя, живая любознательность ученика открывают новые тропы в науке, увлекают в неведомые дали противоречивого и полного неопределенности процесса познания.
Беда в том, что учительские массы консервативны, с легкостью отказываются от выстраданных нововведений и живут под покровительством «партии и правительства». В своем большинстве новации назначаются «сверху». Провал тех или иных реформ не является предметом педагогического анализа и тихо умирает в памяти народной.
Каким же должно быть образование будущего? Понятно, что образование обязано воспитывать гражданскую ответственность, готовить человека к жизни, пронизанной противоречиями. Но образование, как и все сферы жизни нашего государства, вовлечено в крупномасштабный и затяжной кризис. Социальное конструирование реальности в условиях стабильности кризисных явлений - вызов времени для современной России, равнодушной, по сути, к проблемам образования вообще. Недофинансирование отрасли - проблема вечная, однако с особой остротой оно ощущается сейчас, когда возникает необходимость перехода к новой парадигме образования, обновлению его содержания - концептуальных методологических основ педагогической деятельности. Подобно рецессии в экономике, в образовании происходят процессы падения финансиро-
вания, сворачивания и ликвидации различных образовательных программ. Об этом нужно говорить гласно, имея научно обоснованную программу снижения объема образовательных услуг. Пользуясь этой ситуацией, следует существенно сократить подготовку мало востребованных педагогических кадров и обеспечить личностно ориентированное профессиональное обучение педагогов, адаптируя их в инновационную среду конкретных образовательных учреждений.
Интернет как бесстрастный хроникер прошлого фиксирует и копит море фактов о педагогической жизни в стране и мире. Традиции как доброго, так и плохого заполняют жизненное пространство учителя. Романтическое влечение к педагогической профессии исчезает при знакомстве с бесчисленными демонстрациями изматывающих трудностей повседневной жизни учителя. Выбор учительской профессии людьми, которые не намерены работать в школе, не оценившими педагогическое призвание, - проблема, показывающая неустойчивость общественного сознания. Не спасает и идеология, приводящая к конфликту систем знаний, которые теряют право быть «истинными» или же «ложными». А «молчаливое большинство» тем временем пассивно моделирует новое поколение обывателей, ищущих «правду жизни» в рыночных отношениях, где каждый сам за себя.
Следует выделить два этапа профессионального самоопределения. Во-первых, выбор вуза для продолжения образования. На этом этапе все мечтания усмиряются результатами ЕГЭ: чем выше баллы - тем более престижным может быть место обучения. Если ниже - придется мириться с возможным. В редких случаях при высоких итогах ЕГЭ абитуриент решается поступать в соответствии со своими профессиональными пожеланиями. Полагаясь в жизни на себя, к чему призывает государство, выпускники школы изначально выбирают вузы «по баллам», а не «по велению ума и сердца», как это было при подготовке «строителей коммунизма». А престиж педагогических вузов, как известно, крайне низок, что обусловлено социальным статусом педагога в нашем обществе, о чем речь шла выше. Но есть еще одна причина - неудовлетворенность педагогической профессией как таковой. О причинах этого явления говорится нечасто, но общественное мнение крайне редко воздает хвалу учителю. Расхожий стереотип о преподавателе - он старомоден, часто допускает неуместные поучения и нравоучения и долгие годы вещает одно и то же. Находясь в рутинном режиме, через несколько лет не мудрено превратиться в ремесленника, не способного даже переучиваться. Многие студенты педагогических вузов в предчувствии этого приобретают второе и третье высшее профессиональное образование, чтобы быть готовыми к работе по новой специальности.
Лишь сравнительно малочисленная часть выпускников педвузов становится удачливыми педагогами, но и их судьба не завидна. Звание «педагог высшей категории» не есть действительный стимул, который формирует стремление к инновационной деятельности, а участие в научно-педагогических исследованиях не очень приветствуется ВАК, как, впрочем, научная работа по многим другим специальностям. Стать же руководителем или управленцем в сфере образования не многие горят желанием. Менталитет учителя и менеджера «от педагогики» слишком отличается. В преподавательской среде за последние годы под влиянием «непопулярных» в народе реформ сложился зловещий облик «управленца образованием», которого отличает беспринципность, готовность «с легкостью каяться» перед властными структурами даже в несовершенных ошибках, а вовсе не защищать интересы образовательного сообщества.
Неудовлетворенный работой учитель подавлен, что сразу отражается на детях. Потухший взгляд учителя - вот показатель кризиса профессии. А сменить специальность учителю, переквалифицироваться, например стать частным предпринимателем, очень трудно, поскольку существует некий список профессий, которые ни на кратковременной, ни на долгосрочной основе не могут совмещаться, хотя согласно праву это возможно.
Педагогические вузы стали предлагать выпускникам более широкий список специальностей, но они, скорее, для последовательного использования, а не параллельного. Есть ли, например, потребность в учителе физики - менеджере? Тогда зачем будущему учителю физики «менеджмент»? Все эти нововведения, соединяющие базовую педагогическую специальность с юридическими, экономическими, вообще гуманитарными профилями, являются неуклюжими попытками сохранить уровень приема в конкретный педагогический вуз. Второе и даже третье высшее образование - это «замануха», нелепость, которая навязывается будущим учителям исходя из коммерческих интересов вузов. Центром возможных профессиональных перемен должно стать базовое педагогическое образование. Оно должно включать в себя подготовку бакалавров и магистров, а также одногодичный курс на базе законченного высшего «непедагогического» образования с тем, чтобы обеспечить право на преподавание во всех учебных заведениях, включая высшие. В настоящее время подавляющее большинство преподавателей вуза не имеет педагогического образования. Едва ли это повышает качество преподавания. В системе послевузовской подготовки педагогическое образование должно стать важнейшим звеном переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы.
Педагогическая наука не ставит под сомнение процесс познания меняющейся реальности, рефлексии «акта» передачи традиций от одного поколения к другому, но не сосредотачивается на трудных, нерешенных проблемах, стоящих перед человечеством. Педагогическое мышление, подчиненное принятой системе понятий, нейтрально равнодушно и всегда гарантирует технологически достижимый «правильный результат». Но развертывание процессов смыслообразования, свойственных целям и ценностям современной учебно-воспитательной работы, должно возбудить интерес к проблемным вопросам познания, пониманию его глубинности и неисчерпаемости.
Для приведения профессиональной подготовки учителя в соответствие духу времени необходимо развернуть систему профильного педагогического обучения в школе с изучением основ философии, культурологии, социологии и математики. Должна быть создана система непрерывного образования «школа - вуз», в которой соблюдается преемственность основных программ профильного обучения и дополнительного образования с базовыми курсами вузовского педагогического образования в едином культурном пространстве. Причем уже на ранних этапах обучения в школе детей следует включать в рефлексивные процессы инновационной деятельности. Анализировать пройденное, учиться учить других -важнейшие этапы саморазвития личности.
Какие же предметы должны составить педагогическую композицию довузовской подготовки? Конечно, не только те, что составляют пространство предметного обучения. Предрасположенность к педагогической деятельности создает культура. Она восходит к истокам человеческого творчества. Культурологическая направленность обучения раскрывает воспитательный потенциал образования. Общая эрудиция, способность рассуждать и участвовать в диалоге готовят учащегося профильного класса к раскрытию высокой духовной миссии образования. А это значит, что особую важность приобретает ораторское искусство, сдача экзаменов в устной форме, на английском языке. Это - не мечта, а процесс реального вхождения в Болонский процесс для нашей страны. В педагогических вузах, да и в профильных педагогических классах, устные экзамены должны быть венцом учебно-воспитательной работы (вспомним картину И. Е. Репина «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»!). Широко известны курсы [19], которые стали основой обучения по программам «Advanced Level» во многих странах мира. Подобные курсы, подкрепленные еще и мультимедийным ресурсом, развивают метакомпе-тенции, формируют прикладную направленность обучения и стимулируют участников образовательного процесса к диалогу.
И. М. Осмоловская утверждает, что «существует устойчивая связь между качеством усвоения учебного материала учениками и его соответствием уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся» [11, с. 91]. Эта связь должна быть доминантной характеристикой всей системы профильного педагогического обучения. Важно взаимодействие предметов и явлений, а также выражающие их метафорические образы: логика, доказательства теорем, выдвижение гипотез. Это формирует искусство педагогического анализа.
A. Шопенгауэр обнаружил новую форму педагогического анализа, воскрешающую опыт сознательной деятельности: «Взошло совсем новое сознание, которое очень метко и проницательно названо рефлексией. Ибо это - действительно отражение, нечто производное от интуитивного познания, но получившее характер и свойства, вполне отличные от него, не знающее его форм» [18, с. 129]. Рефлексия и саморефлексия - важнейшие инструменты педагогической деятельности. Способность к ним может формироваться на некоторых даже простейших темах предметного обучения. Однако особую ценность имеет специально организованная рефлексия и саморефлексия при рассуждениях о педагогической профессии, их скрытых механизмах воздействия на личность.
B. М. Розин отмечает, что «в современной культуре происходит дифференциация двух типов развития человека: в первом случае складывается ... "массовая личность", во втором - "личность уникальная". "Массовая личность" принимает все сложившиеся социальные условия и институты, выстраивая самостоятельное поведение в их поле» [13, с. 103]. Личность уникальная (а педагог должен быть уникумом) должна обладать готовностью выдвигать созидательные цели. В процессе взращивания нового поколения, осуществляя личностно-ориентированное обучение в целостной системе деятельности, развернутой в креативном пространстве культуры, педагог становится философом - «живет проблемами мышления, позиционирует себя в поле мыслительных дискурсов, если в результате его жизни происходит обновление реальности» [13, с. 106].
Именно на начальном этапе педагогического образования будущий учитель должен ощутить, что такое «контекст», «дискурс», избавляющие от линейного построения учебной дисциплины и способствующие раскрытию многомерности опыта жизнедеятельности. Учителю должны помочь методологические основания педагогической герменевтики, обращение к антропологии, показывающее суть человека как существа биосоциального. Смысл педагогической герменевтики состоит не только в искусстве толкования, теории интерпретации, но и в осознании реальности, в готов-
ности человека к пониманию новых сущностей: «Анализ процесса этого раскрытия М. Хайдеггер называет "герменевтикой фактичности". Задача такой герменевтики - истолкование изначально заложенного в человеческом бытии понимания бытия. М. Хайдеггер ведет речь о понимании не в связи с человеческим бытием, а в связи с "историей бытия", раскрытием которой является язык. Герменевтическая работа должна состоять в том, чтобы способствовать этому раскрытию» [17].
Важно выработать новые нормы морально-этического права как важнейшей составляющей воспитательного процесса, определиться с новым образом человека, на котором должна сосредоточиться педагогическая наука. Для этого необходимо отрефлексировать субъект-субъектные отношения между обучающимися, родителями, преподавателями, обществом с учетом их меняющегося менталитета и целей развития. Педагог становится творцом культуры, создающим новые духовные ценности в процессе пристального анализа опыта прошлого. При этом культура речи превращается в источник нравственности, основу воспитания в нескончаемом диалоге о человеческих приоритетах, позволяющих обеспечить нравственную позицию человека.
Особый смысл имеет начало образовательного процесса, в котором, как говорит Г. А. Новичкова, «основной экзистенциальной формой антропологической педагогики является "встреча". Ее можно отнести к особому качественному состоянию человека, которое участвует в процессе экзистенциального постижения межличностных общений человека с другими людьми» [9, с. 159]. Многие маститые профессора, придя в школу на урок (а это все еще встречается в нашем образовании), теряются: перечисление ученых степеней и званий вызывают безразличие или даже усмешку у учеников. Им это неинтересно. Важен преподаватель, наделенный культурой чувств и отношений. Только его воодушевленное и содержательное повествование о чем-то, казалось бы, заурядном, может стать для слушателей откровением, после которого раскрывается мир. Этот эмоциональный настрой создает «пиршество интеллекта», на котором авторитет первооткрывателя становится значимым и объяснимым.
Во всем мире приветствуется лозунг «Образование - через всю жизнь!». Но на каждом возрастном этапе должна быть своя педагогика обучения. Более того, важно установить изначальный уровень развития личности ребенка, который определит целенаправленность подготовки. Квалиметрию этого вопроса исследовал американский психолог Бенджамен С. Блум. Он указывал: «Студенты становятся гораздо более похожими в отношении способности к обучению, скорости обучения и его мотивации
для дальнейшего обучения, если для этого обеспечены благоприятные условия» [20, с. 87]. Педагогическая практика в детских садах и начальных классах для старшеклассников должна стать способом приобретения реальных педагогических знаний и опыта профессиональной деятельности. Ее отличает свойственная молодости искренность чувств и устремлений.
Искусство преподавания состоит в многократном возрождении имеющегося у человечества опыта образовательной деятельности, и при каждом этом акте следует поддерживать рост того лучшего и прогрессивного, что ощущает новое поколение педагогов, сталкиваясь с историческим прошлым. Эстафета поколений становится ощутимой, когда новое поколение, которое значительно моложе вступавшего на стезю педагогического труда в прошлые годы, способно, перенимая знание старших, обнаружить новые грани, ракурсы в образовательном процессе, точнее понять душу современного учащегося и молодежи.
Преподаватели школ и вузов должны создавать совместные центры инновационной деятельности, добиваясь преемственности средств и методов обучения на разных уровнях непрерывного образования. Это позволит глубже понять педагогические проблемы в системе непрерывного образования «школа - вуз», которая должна стать взаимообогащающим креативным пространством. Педагогике общеобразовательной и высшей школы следует взаимодействовать друг с другом не «по старшинству», а в рамках целостной системы образовательной деятельности.
Все этапы получения педагогического образования в вузе требуется сопровождать научно-педагогической деятельностью. Во время обучения у студентов должна произойти самоидентификация с будущей профессией и появиться опыт образовательной деятельности. Обобщать факты необходимо по-житейски мудро, на высоком философском и культурном уровнях. Тогда этапы педагогического образования будут носить мировоззренческий характер.
Научная работа в образовании, если она по-настоящему интересна и увлекает, служит стимулом для профессионального самоопределения. ВАКу же стоило бы пересмотреть свое отношение к педагогическим исследованиям. Образование претерпевает изменения, и задача педагогики - анализировать и поддерживать позитивное обновление содержания этой сферы.
Многие выпускники педагогических вузов, к сожалению, уже по окончании учебы приходят к пониманию, что не смогут быть учителями. Такие люди, находящиеся в зоне риска профессионального самоопределения, не ощутили в полной мере вкус свободы педагогического творчест-
ва, которая, по мнению Л. А. Когана, должна определяться «как единство самосознания, самодеятельности, подлинное самоосвобождение, «самость созидания»:
Свободы тайна не в сокрытии, Эгоцентрическом секрете, А в человеке как событии, В души неуловимом свете [5, с. 90].
Понимание свободы педагогического труда отлично от известного тезиса: «свобода - познанная необходимость». Не всякая необходимость гарантирует свободу. «Сменная обувь» в школе, например, не гарантирует чистоты, но порядок достигается разными средствами, в том числе и чистой обувью. Опасна примитивизация мышления в понимании мировоззренческих категорий, которые заимствует педагогика в философии. Свобода в образовании означает «самость созидания», «необходимость развития, совершенствования в интересах человека и человечества» [5, с. 79].
Готовиться стать педагогом, по сути своей, означает ощутить ресурс свободы. Для этого содержание педагогического образования должно быть глубоко дифференцировано в соответствии с ориентацией на индивидуальные запросы студентов. Тут могут пригодиться и менеджерские качества. Нужно обращать внимание и на индивидуальные черты характера, и на нравственно-этические ценности, и на эстетические пристрастия будущего педагога. А. Ю. Огородников считает: «Организационная или корпоративная культура - это набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Элементы такой культуры - идентификация и цель деятельности, коммуникативная система и язык общения, одежда, внешний вид и представление своего места на работе, пища и способ ее подачи, осознание времени, отношение к нему и его использование, взаимоотношения между людьми (родство, род, ранг, статус, награды и признание), нормы, убеждения и отношения, мировоззрение, развитие и самореализация работника, особенности и методы работы» [10, с. 46].
Взрыв интереса или же безразличия к выбранной линии профессионального развития на старших курсах вуза может корректироваться программами дополнительного образования. Лозунг «Образование - через всю жизнь!» не исключает «опыта неудач», но их осмысление должно придавать оптимизм: «Благословите трудности - ими и живем!».
Что же нужно сделать, чтобы выпускники педагогических вузов совершали свой профессиональный выбор в пользу образования? На наш
взгляд, требуются следующие шаги для повышения качества и престижа подготовки педагогов.
1. Следует выработать стратегию педагогической подготовки в целом и тактику ее реализации в конкретных вузах на основе принципа общественного согласия, складывающегося из многообразия существующих точек зрения по поводу проблем образования.
2. В соответствии с автономией и свободным развитием педагогических университетов и вузов страны следует коллегиально, т. е. демократическим путем, всем коллективом учреждения разработать программы инновационной деятельности. Обеспечить открытость источников финансирования вуза и отчетность по финансово-хозяйственной деятельности коллектива.
3. Знакомство с содержанием этой программы, при условии ее качественной неформальной разработки, позволит многим работникам образования понять, соответствует ли уклад вузовской жизни, направленность подготовки педагогических кадров их индивидуальным возможностям. И тогда вуз покинут не те, кому руководство образования объявило, что он уже стар, а работающие не в духе времени, не чувствующие стремительно меняющейся реальности. В «осадок» выпадут и те молодые работники, кто с высокомерием, доходящим до пренебрежения, относится к педагогическому труду. Ректор и управленцы вуза могут быть выбраны самим педагогическим коллективом. А рапортовать о достигнутых результатах, как это требует вышестоящее руководство субъектов Федерации и Минобр (с использованием информационных технологий в самых изощренных формах), должны не только администраторы, а все образовательное сообщество.
4. Пора отменить практику введения различных «новых поколений стандартов», чтобы педагоги ощутили стабильность и фундаментальность базовой части образования и не занимались исключительно бумаготворчеством при составлении учебно-методических комплексов.
5. Нужны создание и поддержка системы непрерывного педагогического образования «школа - вуз».
6. Требуется насыщение учебного процесса в вузе педагогической практикой, работой в образовательных учреждениях различных типов и видов. Это нивелирует «психологический шок» выпускников педвузов при включении в реальный образовательный процесс.
7. Необходимо организовать группы по освоению высоких образовательных технологий для организации элитной подготовки специалистов по наукоемким направлениям с одновременным участием в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих такую деятельность.
8. Надо активизировать научно-педагогическую деятельность по вовлечению школьников и студентов в исследовательские коллективы, в том числе коллективы лабораторий передового педагогического опыта, где могли бы плодотворно сотрудничать и учителя школ, и преподаватели вузов, и учащихся школ и вузов.
9. Должны быть разработаны концептуально-методологические основы одногодичной системы педагогической подготовки как второго высшего образования, реализуемого не только в педагогических вузах, но и в университетских центрах различного профиля.
10. Полезно введение новых специальностей, обеспечивающих подготовку преподавателей учебных дисциплин на иностранном языке.
11. Развитие образования должно осуществляться в режиме «онлайн» как внутри страны, так и при взаимодействии с зарубежными партнерами.
12. Непременным условием, обеспечивающим обучающимся и преподавателям право учиться, повышать квалификацию и вести научную работу в России и других странах, должно стать предоставление академических свобод.
Вот перечень мероприятий, которые, казалось бы, должны сдвинуть развитие педагогики как науки и образовательную деятельность с «мертвой точки». Но где тот синергетический импульс, который бы мог привести в движение все позитивные процессы в учебной работе, существенно продвинув ее на более высокий уровень? На каждом этапе исторического развития страны механизм свой. Думать о том, как образование сделать подлинной ценностью человека, надо всем - всему образовательному сообществу.
Реформа образования назрела давно. И дело вовсе не в отказе от педагогики Яна Коменского и поисках альтернатив ей. Образовательное сообщество выстрадало новое понимание педагогической деятельности. Хочется надеяться, что правительство будет помогать распространению современных идей, особо акцентируя народность образования и не отказываясь от имеющегося позитивного опыта, а приумножая его. Так, известные в мире традиции эффективного и качественного математического образования заложены еще в советский период академиком А. Н. Колмогоровым. Но сколько пользы было бы от совместных российских и западноевропейских математических изысканий в современном образовании! Россиянам, например, мало известны математические традиции образования Сингапура, Пакистана, Гонконга, которые добились впечатляющих успехов в математической подготовке школьников. Мы все время переживаем рецидив «классовой борьбы». Но в образовании невоз-
можно победить, оно живо духом состязательности, основанной на дружбе, сотрудничестве. А еще надо научиться рекламировать себя, используя богатства русского языка и культуры, например перефразируя Марину Цветаеву: Школа - это «союз души и глагола!» Возможно, в этих словах и заключена поэзия образования, позволяющая раскрыть его суть. Реклама в образовании - это не реклама «Баунти» и даже не умиротворенные парочки, которые, обнявшись, читают одну и ту же книгу. Это, прежде всего, помощь в исканиях человеку, стремящемуся понять самого себя.
Российское образование, несмотря на четвертьвековой период реформирования, сохранило свой потенциал. Хочется надеяться, что он будет востребован на фоне финансово-экономического кризиса в стране.
Статья рекомендована к публикации, д-ром пед. наук, проф. В. Л. Савиных
Литература
1. Аронов Р. А., Баксанский О. Е. Новое в эпистемологии и хорошо забытое старое // Вопросы философии. 2004. № 5. С. 99-110.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. Москва: УРАО, 1998.
576 с.
3. Забродин Ю. М., Ямбург Е. А., Гаязова Л. А. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» / / Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Т. 4, № 1. С. 20-39.
4. Загвязинский В. И. О связи методологии и технологии в педагогическом исследовании // Образование и наука. 2015. № 5 (124). С. 4-14.
5. Коган Л. А. Свобода - самость созидания / / Вопросы философии. 2009. № 7. С. 78-90.
6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) [Электрон. ресурс]. 2014. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc (дата обращения 06.07.2015 г.).
7. Лукашева Е. А., Лекторский В. А. Право, законность, нравственность // Вопросы философии. 2003. № 11. С. 19-27.
8. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва: Эгвес, 2008.
136 с.
9. Новичкова Г. А. Антропологическая интерпретация педагогики О. Ф. Боль-нова // Вопросы философии. 2004. № 5. С. 99-110.
10. Огородников А. Ю. Формирование инновационного потенциала руководителей в системе образования // Образование и наука. 2014. № 9 (118). С. 34-50.
11. Осмоловская И. М. О научном статусе дидактики // Образование и наука. 2014. № 9 (118). С. 85-97.
12. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2014. 320 с.
13. Розин В. М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа / / Вопросы философии. 2009. № 7. С. 91-106.
14. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы: монография. Москва: Волгоградский государственный педагогический университет, 1998. 180 с.
15. Столович Л. Н. Философия в поэзии и поэзия в философии // Вопросы философии. 2009. № 7. С. 67-77.
16. Федотова В. Г. Социальное конструирование приемлемого для жизни общества (К вопросу о методологии) // Вопросы философии. 2003. № 11. С. 3-18.
17. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет (Словари и энциклопедии на Академике - Герменевтика) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy (дата обращения 13.07.2015 г.).
18. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы / пер. с нем. Ю. Айхенвальд, Ф. Черниговец, Р. Кресин. Минск: Современный литератор, 1999. 1408 с.
19. Advanced Mathematics (Updated Edition) by Martin Perkins Paperback. 1992. 384 р.
20. Fifty Modern Thinkers on Education: From Piaget to the Present Day (Routledge Key Guides) (First Edition) by Liora Bresler (Editor), David Cooper (Editor), Joy Palmer (Editor), Editor-Liora Bresler, Editor-David Cooper, Editor-Joy Palmer, Joy Palmer, David Edward Cooper Paperback. 2001. 320 р.
21. Urofsky M. I. Basic readings in U. S. Democracy. Published by the United States Information Agency. Division for the Study of the United States. Washington, D.C. 20547. 1994. 430 р.
References
1. Aronov R. A., Baksanskii O. E. Novoe v epistemologii i horosho zabitoe staroe. [New in epistemology and well forgotten old]. Problemi filosofii. [Problems of Philosophy]. 2004. Vol. 5. P. 99-110. (In Russian)
2. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskaia antropologiia. [Pedagogical anthropology]. Moscow: Publishing House URAO. [University of the Russian Academy of Education]. 1998. 576 p. (In Russian)
3. Zabrodin Y. M., Iamburg E. A., Gaiazova L. A. Professionalnyi standart. Pedagog, pedagogicheskaia deiatelnost v doshkolnom, nachalnom obshchem, os-novnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii. Vospitatel, uchitel. [Professional standard. Teacher, teaching activities in pre-school, primary General, basic General, secondary General education. Educator, teacher]. Biulleten Uchebno-me-todicheskogo obedineniia vuzov RF po psikhologo-pedagogichescomu obrazovaniiu. [Bulletin of the Educational and Methodological Association of Russian Universities on the Psychological and Pedagogical Education]. 2014. V. 4. № 1. Р. 20-39. (In Russian)
4. Zagviazinskii V. I. O sviazi metodogii i tekhnolodii v pedagogicheskom issledovanii. [On communication methodologies and technologies in pedagogical research]. Obrazovanie i nauka. Izv. UrO RAO. [Education and Science. News of Ural Branch of Russian Academy of Education]. 2015. Vol. 5 (124). P. 4-14. (In Russian)
5. Kogan L. A. Svoboda - samost' sozidanija. [Freedom - self creation]. Prob-lemi filosofii. [Problems of Philosophy]. 2009. Vol. 7. P. 78-90. (In Russian)
6. Kontceptciia Federalnoitcelevoi programmy razvitiia obrazovaniia na 2016-2020 gody. Utv. Rasporiazheniem Pravitelstva RF ot 29 dekabria 2014. No 2765-r. [The concept of the Federal target program of education development for 2016 - 2020. Approved by the order of the Government of the Russian Federation, d.d. 29 December, 2014. № 2765-R]. Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/. (In Russian)
7. Lukasheva E. A., Lektorsky V. A. Pravo, zakonnost', nravstvennost'. [Rules, laws, morality]. Problemi filosofii. [Problems of Philosophy]. 2003. Vol. 11. P. 19-27. (In Russian)
8. Novikov A. M. Postindustrialnoe obrazovanie. [Post-industrial education]. Moscow: Publishing House Egves, 2008. 136 p. (In Russian)
9. Novichkova G. A. Antropologicheskaja interpretazija pedagogiki. [Anthropological interpretation of pedagogy]. Problemi filosofii. [Problems of Philosophy]. 2004. Vol. 5. P. 99-110. (In Russian)
10. Ogorodnikov A. Y. Formirovanije innovazionnogo potenziala ryko-voditelei v sisteme obrazovanija. [Formation of innovative potential in the education system]. Obrazovanie i nauka. Izv. UrO RAO. [Education and Science. News of Ural Branch of Russian Academy of Education]. 2014. Vol. 9 (118). P. 34-50. (In Russian)
11. Osmolovskaya I. M. O naychnov statyse didaktiki. [About the scientific status of didactics]. Obrazovanie i nauka. Izv. UrO RAO. [Education and Science. News of Ural Branch of Russian Academy of Education]. 2014. Vol. 9 (118). P. 8597. (In Russian)
12. Potashnik M. M., Levit M. V. Kak pomoch uchiteliu v osvoenii FGOS. [How to help the teacher in mastering of the Federal State Educational Standard]. Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii. [Pedagogical society of Russia]. 2014. 320 p. (In Russian)
13. Rozin V. M. Konstryirovanije sebja i real'nosti kak sposob zhizni novo-evropeiskogoi lichnosti i filosofa. [The constitution of self and the reality of life as a way of modern European identity and philosopher]. Problemi filosofii. [Problems of Philosophy]. 2009. Vol. 7. P. 91-106. (In Russian)
14. Serikov V. V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie - poisk novoi paradigmy. [Student-oriented education - the search for a new paradigm]. Moscow: Volgogradskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. [Volgograd State Pedagogical University], 1998. 180 p. (In Russian)
15. Stolovich L. N. Filosofija v poezii i poezija v filosofii. [The philosophy in poetry and poetry in philosophy]. Problemi filosofii. [Problems of Philosophy]. 2009. Vol. 7. P. 67-77. (In Russian)
16. Fedotova V. G. Sozial'noje konstryirovanije priemlemogo dlja zhizni obzhestva (K voprosu o metodologii). [Social Construction of the society, suitable
for living (To the question of methodology)]. Problemi Jilosojii. [Problems of Philosophy]. 2003. № 11. P. 3-18. (In Russian)
17. Khaidegger M. Raboty I razmyshleniia raznykh let. Slovari I entcik-lopedii na Akademike - Germenevtika. [Working and thinking in different years. Dictionaries and encyclopaedias on the Academician - Hermeneutics]. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy. (In Russian)
18. Schopenhauer A. Mir kak volja i predstavlenije. Aforizmi i maksimi. No-vije aforizmi. [The World as Will and Representation. Aphorisms and maxims. New aphorisms]. Translated from German by Yu. Eichenwald, F. Chernigovets, R. Kre-sin. Minsk: Publishing House Sovremennii literator. [A modern writer], 1999. 1408 p. (In Russian)
19. Advanced Mathematics (Updated Edition) by Martin Perkins Paperback. 1992. 384 р. (Translated from English)
20. Fifty Modern Thinkers on Education: From Piaget to the Present Day (Routledge Key Guides) (First Edition) by Liora Bresler (Editor), David Cooper (Editor), Joy Palmer (Editor), Editor-Liora Bresler, Editor-David Cooper, Editor-Joy Palmer, Joy Palmer, David Edward Cooper Paperback. 2001. 320 р. (Translated from English)
21. Urofsky M. I. Basic readings in U. S. Democracy. Published by the United States Information Agency. Division for the Study of the United States. Washington, D. C. 20547. 1994. 430 р. (Translated from English)