Научная статья на тему 'Почему предпринимательское образование в вузе целесообразно начинать с курса «Жизненная навигация»?'

Почему предпринимательское образование в вузе целесообразно начинать с курса «Жизненная навигация»? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ / ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ENTREPRENEURIAL EDUCATION / ENTREPRENEURIAL THINKING / LIFE NAVIGATION / POSITIVE PSYCHOLOGY / SUBJECT-GENETIC APPROACH / MOTIVATION / UP-BRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Ф.А., Причисленко А.Г., Самосадная А.А.

Данная статья посвящена ответу на вопрос, вынесенный в заголовок. Действительно, почему именно с курса ««Жизненная навигация» целесообразно начинать предпринимательское образование в вузе? Для этого мы сформулируем наше видение того, что представляет собой предпринимательское образование. Далее расскажем о курсе «Жизненная навигация» и опыте его апробации в Университете ИТМО в 2015 г. В заключение покажем, каким образом предпринимательское образование в Университете ИТМО не просто обогащается дополнительным содержанием, но качественно усиливается за счет внедрения указанного курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Ф.А., Причисленко А.Г., Самосадная А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Why entrepreneurial education in the University has to start from the discipline «Life Navigation»?

This article is devoted to the question why entrepreneurial education in the University has to start from the discipline «Life Navigation». In order to answer this question, firstly, we will formulate our view on what is entrepreneurial education in ITMO University as such. Secondly, we will describe the discipline «Life Navigation» and experience of its piloting in ITMO University in 2015. Finally, we will explain why the entrepreneurial education in ITMO University is not purely enriched by this course, but acquires principally new quality level.

Текст научной работы на тему «Почему предпринимательское образование в вузе целесообразно начинать с курса «Жизненная навигация»?»

Почему предпринимательское образование в вузе целесообразно начинать с курса «Жизненная навигация»?

Ф. А. Казин,

к. ист. н., декан факультета технологического менеджмента и инноваций

Philip_k@mail.ru

А. Г. Причисленко,

директор Центра личностного развития

aprichislenko@corp.ifmo.ru

А. А. Самосадная,

студентка, кафедра экономики и стратегического менеджмента, факультет технологического менеджмента и инноваций

samson11 23@mail.ru

Cанкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Данная статья посвящена ответу на вопрос, вынесенный в заголовок. Действительно, почему именно с курса ««Жизненная навигация» целесообразно начинать предпринимательское образование в вузе? Для этого мы сформулируем наше видение того, что представляет собой предпринимательское образование. Далее расскажем о курсе «Жизненная навигация» и опыте его апробации в Университете ИТМО в 2015 г. В заключение покажем, каким образом предпринимательское образование в Университете ИТМО не просто обогащается дополнительным содержанием, но качественно усиливается за счет внедрения указанного курса.

Ключевые слова: предпринимательское образование, предпринимательское мышление, жизненная навигация, позитивная психология, субъектогенетический подход, мотивация, воспитание.

со

о см

СП

о сч

со

О

Предпринимательское образование в Университете ИТМО

В. Н. Васильев и М. В. Сухорукова в статье о предпринимательском обучении пишут, что одной из ключевых задач предпринимательского университета является развитие предпринимательского мышления, что является необходимым условием соответствия выпускников требованиям современной экономики знаний [1]. В основе предпринимательского мышления лежат три качества: инициативность, креативность и ответственность. Эти качества воспитываются. Им нельзя обучить на лекции. Они развиваются только в рамках длительного процесса практико-ориентированного обучения, основанного на высокой мотивации и со-творчестве преподавателей и студентов. Следовательно, знаниевая компонента образования, при всей ее фундаментальной значимости, не может сформировать предпринимательский тип мышления. Без погружения студента в определенную среду (или экосистему) предпринимательского университета, знания будут ложиться на неподготовленную почву в части личностных аспектов развития студента. Для этого погружения, помимо мощного академического

ядра, эффективной системы управления и диверсифицированной финансовой базы, нужна еще и атмосфера предпринимательского университета, которая зависит в первую очередь от содержания учебных программ и стилистики преподавания [2].

По данным GUESS в 2014 г. у 60% студентов России не было в университете курсов по предпринимательству вовсе (речь идет о неэкономических специальностях), и при этом сами студенты готовы до 30% времени своего обучения посвящать курсам по предпринимательству (что на 5% превышает данные по международной выборке) [3].

П. Л. Глухих утверждает, что при внедрении предпринимательского обучения «и знания, и компетенции намного результативнее усваиваются и применяются, если они преподаются в систематизированной логической последовательности». Он предлагает три этапа реализации предпринимательского потенциала: 1. Этап осознания, который включает действия индивида, направленные на развитие и применение личных предпринимательских способностей путем самооценки социально-психологической готовности к предпринимательству, определение благоприятности условий и необходимых ресурсов.

2. Этап создания, который включает две составляющие:

а) этап подготовки, который предполагает, что индивид принял решение осуществлять самостоятельное предпринимательство, поэтому готовится и выполняет действия, направленные на сбор и обработку необходимой информации;

б) этап становления, который предполагает осуществление предпринимательской деятельности в качестве субъекта малого предпринимательства с момента его регистрации и до истечения либо трехлетнего срока, когда уже по своей природе он не является новым субъектом хозяйствования, либо до момента прекращения деятельности.

3. Этап развития, который включает осуществление хозяйственной деятельности зарегистрированным субъектом малого предпринимательства, который функционирует более 3 лет [4].

Под предпринимательским образованием в Университете ИТМО понимается последовательно реализуемая на уровне бакалавриата и магистратуры система дисциплин и проектов, ориентированная на развитие у студентов универсальных общекультурных компетенций (так называемых soft skills). Стержнем данной системы являются следующие дисциплины и проекты (педагогические технологии, реализуемые как в рамках, так и вне учебных планов).

На первом курсе: дисциплина «Жизненная навигация»1. О ней пойдет подробный разговор далее.

На втором курсе: дисциплина «Управление проектами» (сопровождается одновременным участием всех желающих студентов в студенческом конкурсе социального проектирования «Ты нужен людям!»)2.

На третьем курсе: дисциплина «Основы предпринимательства». В рамках данной дисциплины реализуется студенческий конкурс «Коммерциализация инноваций». Цель — проработка студентами в рамках учебного процесса проектов коммерциализации РИД, предоставленных научными лабораториями и группами Университета ИТМО3 (сопровождается одновременным участием всех желающих студентов третьего курса в социальном акселераторе и/или конкурсе «Маркеториум»).

На четвертом курсе (и далее в магистратуре): студенты осуществляют дипломное проектирование и разработку выпускной квалификационной работы с использованием проектных наработок третьего курса. Дипломная работа бакалавра становится инструментом практической апробации потенциала коммерциализации РИД, представленной в предыдущем году. Лучшие проекты проходят полноценные акселерационные программы в бизнес-инкубаторах

Бизнес, общественные организации, органы власти формулируют запрос на тематику проектов

Проект РИД РИД

4 курс и магистратура * У У У У Специализированные предпринимательские дисциплины. Дипломная работа и/или ВКР по проекту коммерциализации РИД

3 курс / У Дисциплина «Основы • предпринимательства» конкурсы «Коммерциализация инноваций», «Маркеториум», социальный акселератор

2 курс У У Дисциплина «Управление проектами» + конкурс «Ты нужен людям»

1 курс Дисциплина «Жизненная навигация»

Реализация предпринимательской компоненты программ бакалавриата и магистратуры Университета ИТМО

Университета ИТМО — SUMIT, Future technologies, социальном акселераторе4.

Итогом реализации такой последовательности шагов является приобретение базовых предпринимательских компетенций всеми студентами бакалавриата и магистратуры Университета ИТМО, позволяющее им повысить качество дальнейшего трудоустройства. Таким образом, университет реализует в сфере образования как минимум три своих базовых принципа:

• личностно-ориентированный (через доверительный диалог со студентами на 1 курсе в рамках дисциплины «Жизненная навигация»);

• социально-ответственный (через реализацию социальных проектов в рамках конкурса «Ты нужен людям!» на 2 курсе);

• предпринимательский (через использование усвоенных на 1-2 курсе ценностей и компетенций для разработки проектов коммерциализации РИД научных лабораторий Университета ИТМО на 3-4 курсах бакалавриата и в магистратуре).

На рисунке представлена визуализация предлагаемого подхода, включая возможность использовать предлагаемые дисциплины и проекты в обязательной или вариативной части учебного плана (с учетом приоритетов выпускающих кафедр).

Что такое курс «Жизненная навигация»

Студенческий этап жизненного пути — важное время для саморазвития, которое при умелом подходе может превратиться в привычку к эффективности. Вместе с тем, нестабильность текущей ситуации порождает у студентов обоснованную тревогу за личные и профессиональные перспективы. У многих эта тревога трансформируется в инфантилизм и нежелание брать на себя ответственность за собственную жизнь, свои успехи и неудачи. Для решения этой проблемы

Апробирована на базе ФТМИ в осеннем семестре 2015 г. Курс прошли 9 групп студентов-первокурсников.

Апробирована на базе факультета ИКТ в весеннем семестре 2013 г. Дисциплину прошли все студенты 2 курса. Конкурс «Ты

нужен людям проходит, начиная с 2013 г.

Апробирована на базе ФТМИ в 2015 г. Дисциплину освоили студенты двух групп 3 курса, работающих над проектами, предоставленными международными научными лабораториями «Растворная химия передовых материалов и технологий» и «Нано-фотоника и метаматериалы».

Данная деятельность апробирована в период с 2009 по 2015 гг. в бизнес-акселлераторах Университета ИТМО - SUMIT и Future technologies.

CD

О CN

ci

О N

со

J <

CQ О

3

4

со о

CN

ci о N

со

<

со

о

в ведущих вузах мира вводятся специальные дисциплины: Wisdom curriculum (Р. Стернберг, Йельский университет), Going for the goal, Penn Resiliency Program (М. Селигман, Пенсильванский университет), Personal synthesis programme (Великобритания), Happiness (Гарвардский университет) [5].

Курс «Жизненная навигация» был разработан в МГГУ им. М. А. Шолохова профессором А. С. Огневым и адаптирован в Университете ИТМО для преподавания в техническом вузе. Это практико-ориентированный курс, помогающий студентам научиться осознанно ставить цели, расставлять приоритеты, определять необходимые ресурсы, составлять программы саморазвития и начинать движение к целям.

В основе курса лежат два направления современной психологии — позитивная психология и субъек-тогенетический подход. Позитивная психология — это направление психологии, изучающее позитивные аспекты жизни. Основоположником позитивной психологии считается Мартин Селигман, обративший внимание на то, что психология занимается в основном проблемами и отклонениями в то время как отсутствие болезней еще не есть здоровье. «Позитивная психология покоится на трех столпах: первый — изучение позитивных чувств, второй — выявление положительных черт характера и таких полезных особенностей, как интеллект и физическое развитие, третий — исследование позитивных явлений и учреждений в обществе (таких, как демократия и семья), которые способствуют развитию лучших человеческих свойств» [6]. Второе направление — субъктогенетический подход, предполагающий необходимость для человека стать субъектом своей жизни, взять на себя ответственность за свои поступки и их последствия, за свои достижения и провалы.

Основная структура курса предполагает освоение нескольких модулей:

1. Мечты как жизненные стремления личности. Для того, чтобы двигаться по своему жизненному пути осознанно, важно понимать, к чему мы идем. Яркая картинка того, что вы хотите, будет наполнять смыслом все дальнейшие действия.

2. Дерево жизненно важных целей. Дерево средне- и краткосрочных целей немного «заземляет» наши мечты, показывает направление, в котором мы можем двигаться, если хотим прийти к их исполнению. Кроме того, дерево целей может включить в поле рассмотрения сферы жизни, которые не отражаются в мечте напрямую, но являются важными для нас.

3. Ресурсы. Для достижения целей нужны ресурсы (внешние и внутренние), поэтому важно составить список необходимых ресурсов, провести анализ имеющихся, найти пути для получения или замещения недостающего. Программа курса нацелена на работу не только с внешними ресурсами (такими как финансы или время), но и с внутренними, помогает разобраться с тем, какие качества личности необходимы для достижения целей и определиться с тем, насколько они развиты.

4. Связь личностных качеств с компетенциями, необходимыми студенту как будущему профессионалу

для поиска возможностей внутри университетской жизни для своего профессионального роста.

5. Программа саморазвития. План действия по достижению своих целей, который отвечает на вопросы: что я могу сделать прямо сейчас (или в ближайшее время) для достижения своей мечты, какие действия предпринять, какие привычки начать выращивать, что приблизит меня к достижению цели?

6. Помехи. Необходимо заранее произвести анализ возможных помех, продумать их профилактику, вспомнить прецеденты, когда нам удавалось аналогичное действие, понять, какие последствия могут возникать, если профилактика не сработает и, наконец, найти альтернативы.

7. Я-идеальное. У каждого есть представление о себе идеальном. Для большинства это представление служит стимулом к росту, подталкивает становиться лучше (по данным самоанализа студентов, прошедших курс в ИТМО, таких — 94%), но бывает и так что представление о себе идеальном настолько далеко от реального образа Я, что вместо поддержки, парализует действия. Кроме того, именно на студенческом этапе жизни Я-идеальное претерпевает серьезные изменения, с чем необходимо работать.

8. Карта спутников (референтных, значимых лиц). На этом этапе важно вспомнить, что мы в мире не одни. И любая дорога будет проще, если мы найдем союзников. Конечно, любое взаимодействие — процесс двусторонний, поэтому при составлении карты значимых лиц стоит продумывать не только, что вам нужно о них, но и что может быть нужно им от вас. А когда вы определитесь с тем, кто и чем может вам помочь, останется их только убедить.

9. Ежедневные и регулярные дела. Именно то, что ты регулярно делаешь сегодня, определяет твое завтра. Для управления временем очень полезно использовать приемы тайм-менеджмента и нарабатывать высокоэффективные привычки.

10. Мотивация. Лень и отсутствие силы воли (наиболее часто встречающиеся ответы студентов согласно опросу, проведенному в рамках курса) — главные враги для продвижения по своему жизненному пути.

Итоги апробации курса «Жизненная навигация»

В осеннем семестре 2015-2016 г. курс прошли более 120 студентов 1 курса факультета технологического менеджмента и инноваций и естественно-научного факультета Университета ИТМО. Анкеты обратной связи студентов показывают, что курс помог им задуматься над своими мечтами, поставить конкретные цели, определить необходимые ресурсы для их достижения, составить планы продвижения и программы саморазвития, найти союзников и начать действовать. 77% студентов отметили, что курс помог им разобраться в себе и понять, как двигаться дальше, а 75% сказали, что курс «Жизненная навигация» помог им не только в личных вопросах, но и в учебе по другим предметам.

Основная структура курса дополнена рядом практических упражнений, на примере одного из которых можно продемонстрировать, как меняется отношение студентов к своим планам на жизнь в процессе первого семестра обучения.

Упражнение состояло в следующем: на одном из первых занятий студенты получили домашнее задание снять 2-3 минутный видеоролик, где им нужно было рассказать о своих планах на жизнь. Им были даны на выбор несколько сфер (семья, работа, учеба, финансы, хобби и другие). Каждый студент должен был расставить приоритеты, выбрать важнейшие для него сферы и рассказать, чего бы он хотел достичь в этой области.

Российские психологи (Л. Ф. Божович, Б. И. До-донов) относят такого рода описания жизненных стремлений личности к категории мечты, которую определяют как способность моделировать свое будущее и себя в нем. Такой, не сковывающий жесткими рамками целевых показателей подход, кажется нам как педагогам наиболее подходящим для первого погружения в тему жизненных планов и жизненного пути личности. Мы не просим на первом этапе студентов рассказывать, как конкретно они добьются исполнения своей мечты, чтобы не парализовать их страхом перед объемом задачи и не заставить сузить значимость разбираемых вопросов краткосрочными и «легкими» целями. Простроить пути к мечте — задача следующих этапов курса.

Главной сферой для студентов оказалась учеба и работа, что логично сразу после перехода из школы в университет, все хотят его закончить, найти хорошую работу, найти себя и свое дело. В этой сфере студенты выделяли такие задачи: «найти работу, приносящую удовольствие», «работать по специальности», «закончив университет, найти свое место». Также важными оказались такие сферы, как семья, здоровье и финансовое благополучие. В них студенты указывали, что хотели бы «...создать свою семью, но и содержать родителей», «заняться спортом и своим здоровьем», «не забывать про свои хобби, вести здоровый образ жизни и поддерживать себя в тонусе».

На завершающем занятии спустя четыре месяца студентов снова попросили снять видео о своих планах на жизнь (версия 2.0). Во втором видео самой важной сферой оказалась учеба, так как именно она стала первой ступенью в воплощении планов студентов («я расставила приоритеты, и для достижения своих целей мне нужно хорошо закончить университет, значит, надо было поставить учебу на первый план»). Теперь (спустя 4 месяца) они рассказывают уже не только о том, что хотели бы иметь, но и о том, что уже начинают делать для этого — находить свое дело, знакомиться с важными людьми, планировать время и т. д. Такое изменение формулировок от абстрактных «мне хотелось бы» к более конкретным «я собираюсь достичь этого и уже сделал(а) то-то и то-то» показывает изменение отношения студентов к жизненным планам. От мечты-грезы они начинают смещаться к мечте-цели.

Мы проанализировали и сравнили оба видео, чтобы проследить, какие еще изменения происхо-

дят у студентов первого курса в первом семестре. Большинство студентов начинают видеоролик второго этапа со слов: «Глобально у меня ничего не изменилось, но.». Это отражает тенденцию молодых людей ожидать от первого года обучения в университете серьезных радикальных изменений, что характерно для поколения «^», которое сейчас приходит в университеты.

После «но» студенты переходят к конкретным открытиям и изменениям, произошедшим за этот период в их жизни: «я начала записывать свои планы», «решение можно найти всегда и надо учиться на своих ошибках», «из маленького складывается большое, надо контролировать жизнь», «осознала, что ничего нельзя откладывать напоследок», «научилась высказывать свои мысли, а так же планирую каждый день», «надо все делать в сроки и не откладывать на последний момент», «самое главное — анализ себя и своих действий».

Таким образом, планы студентов стали более структурированными и конкретными. Они уже знают, как надо действовать и что использовать для достижения цели, а проработанные в рамках курса помехи помогают им вовремя скоординировать свои действия и не нарушать сроки исполнения задуманного.

Адаптация студентов в университете и подготовка к предпринимательской деятельности

Переход из школы в университет — очень важное время для становления личности человека, работы над собой, определения жизненных планов. Поступление на первый курс университета (а для многих еще и переезд в другой город), новая жизнь вне родительского дома — все это, с одной стороны, радостные события, а с другой — непростые тесты на проверку жизнестойкости. К необходимости оказания психологической поддержки студентам первого курса Университет ИТМО, как социально-ответственный и личностно-ориентированный вуз, относится очень серьезно, реализуя, помимо курса «Жизненная навигация», такую программу как «Адаптер ИТМО». «Адаптер ИТМО» — это программа социальной адаптации студентов первого курса к университетской жизни, которую проводят студенты старших курсов. Адаптер призван помочь студентам первого курса освоиться в учебной и внеучебной жизни Университета, найти подход к каждому первокурснику в группе, помочь решить проблемы, возникающие на первых этапах обучения, ответить на самые разные вопросы.

Зачастую поступление в университет так много меняет в жизни вчерашнего школьника, что для него первостепенными становятся вопросы сегодняшнего дня: обустройство в общежитии, новый график обучения, библиотека, центр дистанционного обучения, новая инфраструктура и т. д. В этой ситуации очень легко забыть о долгосрочном планировании. И возможно, концентрация на социальной адаптации в новых условиях оправданна в течение первых недель обучения, но потом студенту снова нужно напомнить о том, что он пришел получать высшее образование ради долгосрочных перспектив. Очень легко погрузиться в

со

о с^

от о сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

<

со О

CD

О CN

ci

О N

со

J <

CQ О

активную университетскую жизнь и решить, что «об этом я подумаю завтра», «первый курс же еще только пока».

Именно поэтому курс «Жизненная навигация» больше нацелен на личностное развитие студента, на работу с его планами и мечтами. Исследования показали, что студенты, которые с первого курса связывают цели обучения с целями будущей жизни, достигают успехов быстрее и легче, чем те, кто этого не делает. Простроенный образ желаемого идеального будущего помогает осуществлять ценностные выборы и в результате оказывается связан с успешностью личностно-профессионального развития [7].

Вот почему обучение предпринимательству целесообразно начинать с курса «Жизненная навигация» как этапа осознания и развития личных предпринимательских способностей, самооценки социально-психологической готовности и определения условий и ресурсов. Ведь именно с этого начинается и реализация предпринимательского потенциала.

О важности этого подхода говорят и работодатели. Ирина Муравьева, директор по персоналу компании Netrika, на встрече с нами в ноябре 2015 г. поделилась своими впечатлениями от резюме, которые она получает от студентов, желающих совмещать работу и учебу и начинать развиваться в профессии уже сейчас. Она сделала ряд очень точных обобщений об особенностях поиска работы молодыми людьми.

Во-первых, она сказала, что первая особенность, на которую невольно обращаешь внимание, это неспособность многими студентами сформулировать, чего они хотят, то есть у них нет даже примерного, нарисованного крупными мазками плана жизни. В этой ситуации в компании также не знают, что можно предложить такому студенту. Можно, конечно, угадать, попасть в точку, но, если не угадали, то на выходе получается неудовлетворительный опыт работы, который не приносит пользы ни студенту, ни компании. Поэтому очень важно сформулировать для себя «хотя бы в крупную клетку» те ступени или те вехи, которые для вас важны.

Вторая особенность — неосознанная некомпетентность. Это ситуация, когда студент даже не знает, что он чего-то не знает и, как результат, завышает свою самооценку. «Для того чтобы этого избежать, изучайте рынок труда, смотрите, какие резюме выкладывают специалисты с опытом работы по вашей специальности и сравнивайте, сравнивайте, сравнивайте» — говорит Ирина Муравьева.

Чтобы помочь студентам в этой сфере в рамках курса «Жизненная навигация» было реализовано отдельное занятие от Центра Careers Service Университета ИТМО, в рамках которого специалисты Центра рассказывали студентам о том, как искать работу «своей мечты», составлять резюме и проходить собеседование.

И третий важный фактор при заключении договоренностей со студентами — это время. Естественно, студенту требуется умение очень хорошо планировать свой день и деятельность, чтобы успевать и работать и учиться, причем для дальнейшей карьеры важно совмещать эти области гармонично, не в ущерб учебе,

как бы ни захватывала новая деятельность. Почему? Вот как отвечает на этот вопрос Ирина Владимировна: «Я всегда спрашиваю на собеседовании, как вы учились в вузе, и как завершили курс обучения. Подоплека этих вопросов — узнать, что человеку нравится, к чему душа лежит. А также — как он(а) завершает начатое. Не всегда строчка в резюме «учился в таком-то вузе с такого по такой-то год» означает, что этот вуз успешно закончен. Мой многолетний опыт показывает, что если человек учился в вузе с двойки на тройку, и если он, взяв три «академки», так и не смог получить диплом — то работать он будет аналогично. Психология недоучки — плохой помощник по жизни, каким бы вундеркиндом вы ни были».

В завершении статьи хочется еще раз вернуться к национальному отчету GUESSS: «Именно вуз может стать центром создания и применения знаний, ориентированных на социально-экономическое развитие региона, и будет способствовать становлению студентов не только как профессионалов в своих областях, но и как предпринимателей, создающих инновации и новые рабочие места. Одним из приоритетных направлений должно стать развитие системы обучения предпринимательству, раскрывающей предпринимательские намерения студентов, предоставляя им качественные образовательные услуги, а также разного рода институциональную и ресурсную поддержку. Это заставляет задуматься о необходимости модернизации существующих систем обучения с учетом современных тенденций, создания необходимой инфраструктуры, где станет возможным не только внедрение курсов по предпринимательству, но и запуск проектов поддержки предпринимательских намерений среди студентов. Другими словами, необходимость реализации масштабных изменений и формирования новой образовательной траектории — это вызов сегодняшнего дня» [3].

Заключение

Эффективное предпринимательство невозможно без высокого уровня мотивации. Мотивация рождается только при условии ясного представления о целях и смыслах деятельности. Курс «Жизненная навигация» помогает сформировать мотивацию и дает первое представление об инструментах реализации поставленных целей. В этом плане он является важным шагом к формированию предпринимательского мышления — учит ставить вопросы и находить на них структурированные ответы, из которых рождаются жизненные планы. За данным курсом в рамках образовательной программы Университета ИТМО следует еще множество важных дисциплин и проектов. Курс — это всего лишь ступенька в системе предпринимательского обучения Университета ИТМО. Но после серьезной работы по самоопределению и поиску наилучших возможностей для приложения своих сил в университете, после осознания ответственности за собственную жизнь, круг возможностей существенно расширяется. Студент превращается в активного и мотивированного человека обладающего уже в самом начале пути ясным инструментарием са-

моанализа и оценки окружающей действительности с точки зрения своих целей и задач. Чем раньше студент сформирует у себя в сознании такую аналитическую матрицу и научится ею пользоваться при принятии решений, тем раньше он будет готов в реальному делу на рынке труда (что и есть, в конечном итоге, главная задача университета).

Список использованных источников

1. В. Н. Васильев, М. В. Сухорукова. Развитие предпринимательского мышления и новые подходы к практико-ориентированному обучению предпринимательству в вузе: опыт магистратуры на базе инкубатора//Инновации, № 8, 2014. С. 52.

2. B. Clark. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. 1998.

3. Г. В. Широкова, Т. В. Цуканова, К. А. Богатырева. Материалы национального отчета GUESSS (глобальное исследование предпринимательского духа студентов) в России в 2013/2014 гг. СПб., 2014. С. 22.

4. П. Л. Глухих. Предпринимательские компетенции: ответ на новые запросы (Уральский государственный педагогический университет)//Международная конференция «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». Сборник тезисов докладов. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. С. 220-233.

5. А. С. Огнев, С. Н Гончар. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования//Непрерывное образование: XXI век. Вып. 2, 2013.

6. М. Селигман. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: «София», 2006.

7. Т. В. Юрьева. Влияние мечты как модели будущего на личностно-профессиональное развитие студента: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2007.

Why entrepreneurial education in the University has to start from the discipline «Life Navigation»? Ph. A. Kazin, PhD in history, Dean of the Faculty of Technology Management and Innovation.

A. G Prichislenko, Head of Personal Development Center.

A. A Samosadnaya, student, Department of Economics and strategic management, Department of Technological Management and Innovations.

(St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics)

This article is devoted to the question — why entrepreneurial education in the University has to start from the discipline «Life Navigation». In order to answer this question, firstly, we will formulate our view on what is entrepreneurial education in ITMO University as such. Secondly, we will describe the discipline «Life Navigation» and experience of its piloting in ITMO University in 2015. Finally, we will explain why the entrepreneurial education in ITMO University is not purely enriched by this course, but acquires principally new quality level.

Keywords: entrepreneurial education, entrepreneurial thinking, life navigation, positive psychology, subject-genetic approach, motivation, up-bringing.

В Астрахани прошел Международный Каспийский технологическй форум

7-8 апреля 2016 года в Астрахани проходил Международный Каспийский технологический форум, участниками которого стали более 500 человек из пяти стран.

Генеральный директор «Роснано» Анатолий Чубайс поздравил организаторов форума с самой идеей проведения мероприятия в подобном формате и отметил, что в Каспийском регионе есть все возможности для международного сотрудничества в сфере высоких технологий. Он выделил 3 направления сотрудничества - поставки инновационной продукции, трансфер технологий, взаимодействие посредством инвестиционных и венчурных фондов.

Генеральный директор Фонда содействия Сергей Поляков подчеркнул важность поддержки в современных условиях начинающих компаний, а также отметил, что Фонд содействия уже поддержал более 150 астраханских стартапов. Особое внимание он уделил необходимости поддержки центров молодежного инновационного творчества, которые занимаются вовлечения школьников и детей в инновационный процесс. Также Сергей Поляков отметил особую важность поддержки международных проектов, в том числе сотрудничества российских компаний со странами Каспийского региона.

Также в рамках форума прошла выставка инновационных компаний, среди которых были представлены проекты компаний, поддержанных Фондом содействия - «Резонвер», «Агент плюс», «Бест софт», «Крансервис», «Аквалид», «Семантик технолоджи компани», «Фундаментальные системы анализа», ИП Прелов.

Подробности: http://www.fasie.ru.

со о

CN

ci о N

со

J <

со О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.