Научная статья на тему 'ПОБРАТИМСКИЕ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ ДОБРОСОСЕДСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ПРАКТИКА КАРЕЛЬСКО-ФИНЛЯНДСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПОБРАТИМСКИЕ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ ДОБРОСОСЕДСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ПРАКТИКА КАРЕЛЬСКО-ФИНЛЯНДСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
213
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПОБРАТИМСТВА / ДОБРОСОСЕДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КАРЕЛЬСКО-ФИНЛЯНДСКИЕ ПОБРАТИМСКИЕ СВЯЗИ / ГОРОДА-ПОБРАТИМЫ / ФИНЛЯНДИЯ / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / МУНИЦИПАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондратьева Светлана Викторовна

Показана значимость побратимского движения в развитии доброжелательных (добрососедских) отношений между государствами на основе опыта взаимных обменов, сотрудничества и реализации совместных проектов. Целью исследования является анализ международных практик взаимодействия Республики Карелия и Финляндии с упором на побратимские связи в исторической ретроспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кондратьева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SISTER CITY CONNECTIONS IN THE DEVELOPMENT OF BENEVOLENT RELATIONS: THE PRACTICE OF KARELIAN-FINNISH INTERACTION

The article reveals the theoretical and practical aspects of the development and the significance of the sister city movement in the development of benevolent (neighborly) relations between the peoples of different states (good neighborliness), in the formation of ideas about their culture, values and way of life based on the experience of mutual exchanges, cooperation, and the implementation of joint projects. The aim of the study is to analyze international practices of interaction between the Republic of Karelia and Finland with an emphasis on sister city relations in the historical retrospective and in the face of modern challenges The article presents the transformation of the Karelian-Finnish twinning that has been developing since the second half of the 20th century, from a response to the realities of historical challenges into a relationship formed by the 21st century, institute of twinning, which is an effective tool for improving mutual understanding at the regional and local levels. The research revealed that by 2022, in total, the municipalities of the Republic of Karelia have established about 50 international (including border, sister city) contacts with administrative-territorial units of foreign states, of which more than half (59.2%) are in Finland. A detailed analysis of Karelian-Finnish sister city relations (geography and activities) between the municipalities of the Republic of Karelia and the administrative-territorial units of Finland is presented. The analysis has shown that the international relations of the Karelian municipalities are mainly concluded with the administrative-territorial units of the border regions of Finland (from north to south along the state border): Northern Ostrobothnia, Kainuu, North Karelia and South Karelia, as well as Northern Savo and Central Finland. Based on data analysis, three periods of development of the Karelian-Finnish sister city relations are identified. Given the high significance and number of international treaties and agreements concluded, including twinning contacts, with the administrative-territorial units of neighboring Finland, attention should be paid to the lack of information content and updating of the official websites of the municipalities of the Republic of Karelia in the context under study. It is shown that the existing gaps in the information field, the prevailing challenges of our time, have a restraining effect on the possibilities of revealing and realizing the joint potential of sister cities of adjacent territories. Overcoming the challenges of modernity through the institution of twinning seems to be one of the urgent tasks that require significant efforts on the part of various actors on different sides of state borders.

Текст научной работы на тему «ПОБРАТИМСКИЕ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ ДОБРОСОСЕДСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ПРАКТИКА КАРЕЛЬСКО-ФИНЛЯНДСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. С. 143-156 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2022. 481. рр. 143-156

Научная статья УДК 352; 327

doi: 10.17223/15617793/481/17

Побратимские связи в развитии добрососедских отношений: практика карельско-финляндского взаимодействия

Светлана Викторовна Кондратьева1

1 Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук»,

Петрозаводск, Россия, [email protected]

Аннотация. Показана значимость побратимского движения в развитии доброжелательных (добрососедских) отношений между государствами на основе опыта взаимных обменов, сотрудничества и реализации совместных проектов. Целью исследования является анализ международных практик взаимодействия Республики Карелия и Финляндии с упором на побратимские связи в исторической ретроспективе.

Ключевые слова: институт побратимства, добрососедские отношения, карельско-финляндские побра-тимские связи, города-побратимы, Финляндия, Республика Карелия, муниципалитет

Для цитирования: Кондратьева С.В. Побратимские связи в развитии добрососедских отношений: практика карельско-финляндского взаимодействия // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 481. С. 143-156. doi: 10.17223/15617793/481/17

Original article

doi: 10.17223/15617793/481/17

Sister city connections in the development of benevolent relations: The practice of Karelian-Finnish interaction

Svetlana V. Kondrateva1

1 Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences, Petrozavodsk, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The article reveals the theoretical and practical aspects of the development and the significance of the sister city movement in the development of benevolent (neighborly) relations between the peoples of different states (good neighborliness), in the formation of ideas about their culture, values and way of life based on the experience of mutual exchanges, cooperation, and the implementation of joint projects. The aim of the study is to analyze international practices of interaction between the Republic of Karelia and Finland with an emphasis on sister city relations in the historical retrospective and in the face of modern challenges The article presents the transformation of the Karelian-Finnish twinning that has been developing since the second half of the 20th century, from a response to the realities of historical challenges into a relationship formed by the 21st century, institute of twinning, which is an effective tool for improving mutual understanding at the regional and local levels. The research revealed that by 2022, in total, the municipalities of the Republic of Karelia have established about 50 international (including border, sister city) contacts with administrative-territorial units of foreign states, of which more than half (59.2%) are in Finland. A detailed analysis of Karelian-Finnish sister city relations (geography and activities) between the municipalities of the Republic of Karelia and the administrative-territorial units of Finland is presented. The analysis has shown that the international relations of the Karelian municipalities are mainly concluded with the administrative-territorial units of the border regions of Finland (from north to south along the state border): Northern Ostrobothnia, Kainuu, North Karelia and South Karelia, as well as Northern Savo and Central Finland. Based on data analysis, three periods of development of the Karelian-Finnish sister city relations are identified. Given the high significance and number of international treaties and agreements concluded, including twinning contacts, with the administrative-territorial units of neighboring Finland, attention should be paid to the lack of information content and updating of the official websites of the municipalities of the Republic of Karelia in the context under study. It is shown that the existing gaps in the information field, the prevailing challenges of our time, have a restraining effect on the possibilities of revealing and realizing the joint potential of sister cities of adjacent territories. Overcoming the challenges of modernity through the institution of twinning seems to be one of the urgent tasks that require significant efforts on the part of various actors on different sides of state borders.

Keywords: institution of twinning, good neighborliness, Karelian-Finnish twinning, sister cities, Finland, Republic of Karelia, municipality

For citation: Kondrateva, S.V. (2022) Sister city connections in the development of benevolent relations: The practice of Karelian-Finnish interaction. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 481. рр. 143-156. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/481/17

© Кондратьева С.В., 2022

Введение

Международная практика побратимского движения демонстрирует свою высокую значимость в развитии доброжелательных (добрососедских) отношений между народами разных государств, в формировании представлений об их культуре, ценностях и образе жизни на основе опыта взаимных обменов, сотрудничества и реализации совместных проектов. Проблематика побратимских связей особенно актуальна в периоды усиления противоречий, обострения межгосударственных отношений в силу специфики ее акторов.

Карельско-финляндские побратимские связи, развивающиеся со второй половины XX в., демонстрируют процесс преобразования из ответа на реалии исторических вызовов в сформированный к XXI в. институт побратимства, являющийся действенным инструментом улучшения взаимопонимания на региональном и локальном уровнях. Вместе с тем имеющиеся пробелы в информационном поле, довлеющие вызовы современности оказывают сдерживающее влияние на возможности раскрытия и реализации совместного потенциала городов-побратимов сопредельных территорий.

Целью исследования является анализ международных практик взаимодействия Республики Карелия и Финляндии с упором на побратимские связи в исторической ретроспективе и в условиях современных вызовов. В статье не рассмотрены международные связи приграничного региона с другими государствами мира, а также не раскрыты внутригосударственные контакты городов-побратимов.

О значимости развития побратимских связей

К настоящему времени накоплен значительный научный опыт, раскрывающий проблематику терминологии института побратимства, различных аспектов взаимодействия, реализации совместных проектов и инициатив. В качестве дефиниций исследуемого явления можно привести несколько. Например, городами-побратимами являются города, заключившие «соглашения о побратимских отношениях и между которыми установлены постоянные дружественные связи для взаимного ознакомления с жизнью, историей и культурой с целью достижения лучшего взаимопонимания, укрепления сотрудничества и дружбы, а также обмена опытом в разрешении аналогичных проблем, стоящих перед городскими властями и организациям» [1]. Также, города-побратимы представляют собой «города разных государств, установившие между собой дружественные отношения в интересах «культурного и экономического сотрудничества, обмена опытом, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами» [2]. Кроме того, А.В. Шеремет подчеркивает, что развитие культурных, технических, экономических, образовательных и других контактов между населением различных городов способствовало их преобразованию «в XX веке в реальный фактор международного сотрудничества» [2]. Г.О. Яровой и

М.А. Подольский показывают, что «побратимство городов - это заслуживающий внимания инструмент влияния на социокультурное и экономическое развитие городской среды, которые могут и должны использоваться муниципальными властями и другими акторами» [3]. З.И. Колева справедливо замечает, что, «будучи абсолютно архаичным по моменту своего зарождения, побратимство не потеряло своей актуальности в мире глобальной экономики, культуры и политики». Так, побратимство является ресурсом развития городов, инструментом расширения информационного поля, раскрывая возможности использования опыта городов-побратимов в сфере экономики, образования и культуры. Кроме того, «усиление партнерских отношений между породненными городами способствует коммуникации различных диаспор, культур, религий и социальных групп» [4].

Эксперты в развитии международного сотрудничества и развития побратимского движения показывают, что «интенсивные контакты в сфере трансграничного сотрудничества способствуют, вместе с тем, решению задач конструирования позитивного имиджа территории и определяют потенциальные возможности парадипломатии в качестве инструмента «мягкой силы» [5].

Значимость развития побратимского движения в развитии международных отношений между РФ и зарубежными государствами, а также в региональном развитии российских территорий иллюстрируется рядом положительных практик. Так, на примере развития побратимских отношений Республики Удмуртия и штата Юта (США) А.Г. Горбунов объясняет становление «основы для создания еще одного важного комплексного ресурса регионального значения, что помогает эффективно решать вопросы экономического, культурного и общественного характера в ходе развития международных отношений» [6]. А. А. Толщина [7] указывает, что статус побратимства символизирует «взаимное признание и уважение городов-партнеров, вложение инвестиций в их развитие, укрепление культурных связей». Кроме того, статус города-побратима открывает возможности формирования заявок в международные организации за поддержкой совместных проектов и начинаний [1].

На основе исследования связей г. Владивостока Е.С. Попов и В.А. Приходько [1] приходят к заключению о том, что «улучшению отношений между городами и плавный их переход в породненные города устанавливает постоянные дружественные отношения между собой, улучшает взаимопонимание и укрепляет межнациональные связи». Так, межкультурные связи между городами-побратимами на основе культурного туризма способствуют развитию толерантности, неприятия национализма, расизма, уважения других культур в процессе формирования непосредственных впечатлений о дестинации [8].

Особое место в установлении и развитии побра-тимских связей занимают города, «географическое и историческое развитие которых способствует установлению интенсивных контактов с соседними территориями» [9]. Социологические исследования мнения

жителей приграничных муниципалитетов Белгородской области и областных центров, проведенное В. А. Сапрыкой и Р. А. Травиным в 2016-2017 гг., выявило необходимость института побратимства для развития приграничного и межмуниципального сотрудничества. Исследователи подчеркивают значимость движения породненных городов для приграничных территорий. Так, советский и европейский опыт демонстрирует эффективность института побратимства в городском развитии, а также применение «его в качестве важного инструмента публичной и народной дипломатии». Так, «не являясь субъектом международного права, местное самоуправление играет роль субъекта международного общения» и в рамках института побратимства может выступать актором общественной/публичной дипломатии» [10].

Следует подчеркнуть, что основной задачей по-братимских связей является «создание необходимых предпосылок для дальнейшей реализации экономических интересов» [11]. В качестве направлений для успешного развития международного сотрудничества М.В. Кузьмина предлагает создание условий, благоприятствующих активизации интеграционных процессов, а также формирование механизмов взаимодействия, предусматривающих разработку и реализацию конкретных проектов [12].

Актуальность и значимость развития побратим-ского движения подчеркивается инициативой объявления 2022 г. Годом побратимских связей, адресованной в мае 2021 г. в Общественной палате РФ главам регионов РФ - участниками конференции «Побра-тимское движение: барьеры и перспективы развития международного межмуниципального сотрудничества». Кроме того, Л. Шафиров, заместитель председателя комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, подчеркнул, что «международные отношения перестали быть прерогативой и компетенцией исключительно органов государственной власти. В этот процесс все больше вовлекаются муниципалитеты, граждане и общественные объединения». В качестве предложений органам федеральной и региональной власти указывалось: внедрение дополнительных мер поддержки въездного туризма из муниципалитетов-побратимов, проведение федерального конкурса муниципальных программ развития международного сотрудничества, выработка методических рекомендаций по организации взаимодействия российских муниципалитетов с зарубежными городами-побратимами, внесение изменений в федеральное законодательство [13]. Однако следует указать, что еще в 2017 г. Президентом РФ В.В. Пу-тином на встрече с членами Общественной палаты РФ указывалось на необходимость развития горизонтальных связей с иностранными партнерами.

Обобщая практику взаимодействия городов-побратимов, М.А. Мыльников [14] обосновывает ее уникальность, включая синергетический эффект, активизацией сотрудничества в сфере обмена опытом местного самоуправления, партнерства деловых структур и многоаспектного взаимодействия гражданского общества. Основой выстраивания побратим-

ских отношений являются «исторически сложившиеся доверительные связи между представителями местных образований и локальными сообществами» [15], а также «неразрывные духовные связи, многовековое историческое и культурное наследие, когда сотрудничество в сфере культуры осуществляется на межгосударственном, межнациональном и межрегиональном уровнях» [16]. Вместе с тем исследователи подчеркивают неполноту использования потенциала института побратимства российскими городами, особенно средними и малыми [10].

Таким образом, институт побратимства способен повысить уровень международного доверия в отношениях между городами-побратимами, улучшая имидж региона и государства в целом.

Побратимское движение: краткий исторический экскурс

Становление побратимского движения, а также общественного движения породненных городов относится к середине XX в. Так, целью программы People-to-People, учрежденной Президентом США Д. Эйзенхауэром 11.09.1956 г., явилось «укрепление международного взаимопонимания и дружбы посредством образовательной, культурной и гуманитарной деятельности, обменом опытом между народами разных стран и культур» [2]. Также в 1956 г. в США был создан Гражданский комитет, одним из направлений работы которого явилось развитие побратимских связей, преобразованный в 1967 г. в Ассоциацию породненных городов США (Sister Cities International). Параллельно в 1957 г. во Франции была создана Всемирная Федерация породненных городов. Кроме того, наращивал признание созданный в 1951 г. Совет Европейских муниципалитетов (Council of European Municipalities). Идеологическое противоборство, имевшее места в середине XX в., проявилось в существовании нескольких общественных организаций, регулировавших отношения городов-побратимов.

Наибольшее развитие институт породненных городов получил в 1940-1950 гг., что обусловливалось «разрушительными последствиями войны, вследствие которой пострадавшим странам было необходимо оказывать друг другу не только материальную, но и моральную поддержку». Согласно данным немецкого ученого Т. Грунерта, к 1980 г. число породненных городов в мире составляло более 6,5 тыс. [17]. Пород-нение городов осуществляется в основном на основе схожести исторических аспектов, административного устройства, географического положения [18].

СССР также начала включаться в процесс выстраивания побратимских отношений с зарубежными партнерами. В довоенный период народная дипломатия, связанная с работой Общества культурной связи с заграницей (создание в 1925 г.), материализовалась в международных контактах и связях посредством реализации научных и культурных программ [19]. В целях координации деятельности обществ дружбы в 1958 г. был создан Союз советских обществ дружбы и культурной связи (ССОД) с зарубежными странами

на основе уже функционировавшего с 1925 г. Всесоюзного общества культурной связи с заграницей [20, 21]. ССОД представляла собой объединение советских общественных организаций в целях развития и укрепления дружбы и культурного сотрудничества народов СССР и зарубежных государств [21]. В 1958 г. наряду с иными обществами дружбы была создана организация «СССР - Финляндия».

В 1964 г. была создана Ассоциация по связям советских и зарубежных городов - общественная организация (также вошедшая в состав ССОД [20], включенная в Союз советских обществ дружбы в целях развития международных контактов советских городов в интересах укрепления взаимопонимания и дружбы народов, пропаганды успехов экономического и культурного строительства за рубежом. Например, в 1960-х гг. более 80 советских городов обладали взаимосвязями с более чем 200 зарубежными городами [22], позднее порядка 300 советских городов и регионов породнились с 530 городами и регионами 71 государства [21]. Следует указать на главенство идеологического фактора в выборе зарубежных городов в советский период. Кроме того, «любая деятельность, связанная с международным сотрудничеством, являлась прерогативой государства... поведение регионов на международной арене, внешнеэкономическая деятельность планировались и контролировались федеральными органами власти и их структурами на местах» и осуществлялись до середины 1980-х гг. [11]. Так, взаимодействие реализовывалось в основном на основе официальных встреч, взаимной переписки и официальных приветствий в праздничные и юбилейные даты [23].

В. А. Шлямин, д-р экон. наук, эксперт российско-финляндских экономических отношений (19922022 гг. - министр внешних связей и министр экономического развития Республики Карелия, 20032007 гг. - торговый представитель РФ в Финляндии) подчеркивает, что «в основу добрососедства (СССР и Финляндии. - С.К.) был положен прагматический подход и принцип экономической взаимовыгоды». Кроме того, «атмосфера доверия в экономических отношениях», сформированная «на всех уровнях контактов от лидеров государств до рядовых специалистов» не смогла быть нарушена «вводом ограниченного советского воинского контингента в Афганистан в декабре 1979 г.» [24. С. 143-149].

Первой научной работой, раскрывающей проблематику побратимского движения, является диссертация М. Зайцева (1969 г.), а также подготовленное исследователем издание «Города-побратимы», анализирующие 10-летний опыт функционирования Всемирной федерации породненных городов, принципы и особенности ее работы [19]. Позднее стали появляться работы, фрагментарно раскрывающие исторические аспекты побратим-ского движения между советскими городами и городами зарубежных государств [25. С. 192].

На рубеже XX-XXI вв. механизмы «народной дипломатии становятся инструментом интеграции муниципалитетов регионов. элементом гуманизации и децентрализации международных связей» [26]. Начиная с 2000-х гг. в научном сообществе интерес к про-

блематике развития института побратимства усилился, материализуясь в многочисленные региональные исследования, посвященные практикам взаимодействия отдельных городов-побратимов [2, 27, 28], направлениям сотрудничества и работе общественных организаций [20, 29].

Отдельного внимания заслуживает фактор личных контактов в становлении и развитии побратимского движения, что подтверждается практикой побратимства, например пар городов Псков - Нойс, Германия [30], Петрозаводск - Дулут, США [2]. Практика регионов показывает значительные диспропорции в вопросе установления и удержания породненных контактов среди центральных и средних (малых) городов. В качестве примеров можно привести ряд субъектов РФ: Иркутская область, когда приоритет в деле установления и поддержания побратимских связей принадлежит г. Иркутску [11], Республика Карелия аналогично, Петрозаводск [31] и др. Особую роль в развитии побратимского движения играют общественные организации дружбы, созданные с целью укрепления взаимоотношений двух государств посредством реализации различных мероприятий [20, 23, 32].

Касательно изучения практики развития побратим-ских отношений карельских и финских партнеров в исторической ретроспективе и в реалиях XX в. необходимо выделить ряд работ исследователей-экспертов: Л.И. Вавулинской [33-36], Н.В. Лаврушиной [21, 37, 38], Е.А. Шлапеко [39]. Особого внимания заслуживает серия публикаций Н.В. Лаврушиной (единолично и в соавторстве), эксперта в вопросах развития международных отношений и побратимского движения, которая долгое время возглавляла отдел внешних связей Петрозаводского городского округа, с февраля 2020 г. - исполнительный директор Карельского фонда развития общественной дипломатии [21, 37, 38, 40].

Современный этап развития М.А. Мыльников [14] характеризует в качестве феномена «дипломатии городов». Так, в 2008 г. на I всемирной конференции по дипломатии городов (Нидерланды) была принята «Гаагская повестка дня по дипломатии городов», декларирующая «развитие инициатив городских и местных властей по поддержанию и укреплению мира, продвижению культуры мира» [14]. На практике реализация «дипломатии городов» проявляется в движении побратимских связей [20].

Т.В. Паликова [9] выделяет несколько важных форм и методов сотрудничества городов-побратимов:

- обмен официальными делегациями;

- организация дней или недель дружбы;

- обмен художественными коллективами;

- обмен художественными артефактами (например, фотографиями);

- молодежная мобильность.

В качестве критериев выделения практики побратимства от иных форм международного сотрудничества на муниципальном уровне А.А. Чернышкова [15] выделяет следующие:

- формальное закрепление сотрудничества, материализующееся в документах, содержащих, как правило, широкий спектр сфер взаимодействия;

- динамичность института побратимства, выраженную в росте экономических интересов в рамках сотрудничества;

- культурное взаимопонимание.

Вместе с тем следует указать, что, несмотря на формальное закрепление сотрудничества, К.В. Фар-хутдинова [17], исходя их анализа побратимских соглашений и договоров, подчеркивает значимость неофициального характера взаимодействия, поскольку «стороны определяют лишь самые общие направления сотрудничества... нормы не носят общеобязательного характера... и текст. не содержат норм, предусматривающих ответственность за невыполнение этих условий».

Обобщая научный задел, Р.С. Мухаметов [41] выделил несколько групп факторов, оказывающих влияние на «уровень международной вовлеченности городов в побратимские отношения»: географический, экономический, демографический, политико-правовой, а также культурно-историческое наследие.

В условиях современных вызовов ограничений пандемии COVID-19 поддержание межкультурных контактов между достаточно удаленными городами-побратимами становится возможным благодаря развитию технологий. Так, проведение «видеоконференций и взаимных консультаций с целью обмена опытом и повышения квалификации медицинского персонала» представляется успешным примером продуктивного сотрудничества в области медицины между русскими и японскими городами-побратимами [18]. Другим примером представляется опыт проведения Российско-Финляндского культурного форума в режиме онлайн в 2020-2021 гг. из-за ограничений пандемии COVID-19 на пересечение государственной границы [42].

Карельско-финляндские побратимские связи

Процесс установления дружественных контактов и развития побратимского движения городов Республики Карелия начался во второй половине XX в. Исследователи указывают, что карельские города включились в движение породненных городов в 60-е годы XX века» [5, 31], хотя первые контакты между карельской столицей и финским г. Варкаус относятся к концу 1950-х гг. [38] благодаря столичному статусу, наиболее активно в котором участвовал Петрозаводск, заключивший уже к началу 1990-х гг. договора о дружбе с шестью зарубежными партнерами [31]. Любопытно, что заключенный в марте 1987 г. договор о дружбе и сотрудничестве между Петрозаводском и Дулутом (штат Миннесота, США) явился седьмым по счету договором о побратимских связях между советскими и американскими городами в период холодной войны [2].

Установлению партнерских отношений финских городов с советскими городами способствовало организованное в 1944 г. в Финляндии Общество дружбы «Финляндия - СССР» (сейчас «Финляндия - Россия»), позднее в 1958 г. в Советском Союзе образовалось Общество дружбы «СССР - Финляндия»; деятельность этих обществ «приобрела широкую популярность... внесла большой вклад в дело укрепления

дружбы и сотрудничества». Обе общественные организации являлись одними из самых массовых в Финляндии и Советском Союзе. Так, финская организация, возглавляемая Президентом государства У. Кек-коненым, в 1970-е гг. объединяла порядка 230 тыс. индивидуальных и 1,4 тыс. коллективных членов; советская - 685 коллективных членов [20].

Становление побратимского движения между СССР и Финляндией, во многом благодаря деятельности финского Общества дружбы, восходит к 1953 г., когда были сформированы связи между советским г. Запорожье и финским г. Лахти, а также пары Ленинград - Турку. Так, к 1963 г. существовали шесть пар городов-побратимов между сопредельными государствами. Петрозаводск можно рассматривать в качестве пионера советско-финляндского побратим-ского движения [21].

Развитие побратимского движения в Карельской АССР (современной Республике Карелия) началось со столицы - г. Петрозаводск в 1965 г., когда были установлены первые побратимские связи с финским г. Варкаус. В данный исторический период внешнеполитические отношения СССР и Финляндии базировались на Договоре о дружбе, сотрудничестве, взаимной помощи (1948 г.), подкрепляясь активной деятельностью Общества дружбы «Финляндия - Советский Союз». Карельское отделение Общества дружбы «СССР - Финляндия», созданное в 1962 г., «способствовало увеличению тиража финских журналов и газет, постановке спектаклей на финском языке и обмену культурными делегациями». На основе Договора «было заключено более 100 договоров и соглашений по различным вопросам взаимоотношений и сотрудничества между двумя странами» [21, 39].

В апреле 1965 г. предложение И. Гришкина, председателя исполкома горсовета Петрозаводска, об установлении побратимства между карельским городом и г. Варкаус, адресованное Эйно Э. Салми, мэру финского города, было «единогласно принято на Совете городских уполномоченных Варкауса» уже в мае того же года». Вместе с тем исследователи подчеркивают, что выбор карельской столицы в качестве побратима г. Варкаус еще в 1965 г. исходило от Варка-усского отделения Общества дружбы «Финляндия -СССР» посредством обращения в посольство СССР и в Общество дружбы «СССР - Финляндия» [39]. В обращении подчеркивалась выгода географического положения карельской столицы, активное использование финского языка, что в дальнейшем будет способствовать развитию международных контактов. Официальный документ установления и развития по-братимских связей был подписан значительно позднее, 13.08.1975 г. Преамбула договора обозначала в качестве его основания «хорошие взаимоотношения городов и взаимный интерес жителей городов к жизни и культуре другой стороны. Договор является рамочным соглашением... о конкретных мероприятиях сотрудничества стороны договариваются ежегодно путем согласования планов» [38].

В период 1960-1970-х гг. столица и районы Карельской АССР принимали активистов коммунисти-

ческой партии Финляндии, были организованы молодежные лагеря, концертные выступления финских артистов [33]. Активно функционировало Карельское отделение Общества дружбы «СССР - Финляндия»: осуществлялся систематический обмен туристскими группами, проходила демонстрация фильмов, привлекались к работе университет, Карело-Финский филиал Академии наук СССР, редакции газет и журналов, союзы творческих работников, театров и пр. [39]. Так, начиная с 1972 г. регулярное проведение дней городов-побратимов в Петрозаводске и Варкаусе являлось до периода ограничений «самой яркой и успешной формой сотрудничества», одновременно праздновались юбилейные даты установления побратимских отношений [38].

Следует подчеркнуть, что в период холодной войны Финляндия была единственным зарубежным капиталистическим государством, имеющим Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (1948 г.) с СССР. Тогда «советско-финляндские отношения образовали уникальную модель межгосударственного сотрудничества в условиях конфронтации между Западом и Востоком. Курс Паасикиви - Кекконена стал не только правительственной, но и общенациональной политикой» [36].

Трансформация социально-экономического пространства в 90-х гг. XX в., «изменение геополитического положения на мировой арене отразились на характере взаимодействия Российской Федерации с сопредельными странами, положив начало выстраиванию качественно нового политического, экономического и культурного диалога между государствами по обе стороны границы» [43]. Так, в 1992 г. состоялось подписание Договора об основах отношений между Россией и Финляндией и Договора о сотрудничестве между Россией и Финляндией в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Кроме того, в г. Петрозаводск стало функционировать Министерство внешних связей РК (1992-2002 гг.) [39]. Российская Федерация и Финляндия «настойчиво совершенствовали институты двусторонних экономических отношений, снимая таможенные, налоговые, административные препятствия и бюрократические барьеры» [24. С. 147]. Так, международный коллектив экспертов развития карельско-финляндского побратимского движения указывает, что в 1990-х гг. все муниципальные образования Республики Карелия имели побратимские связи с финскими муниципалитетами [37].

В. А. Шлямин высоко оценивает роль Республики Карелия в сохранении добрососедских отношений и взаимовыгодных торгово-экономических, научных и культурных связей с Финляндией [24. С. 34]. Игнорирование совместных культурных проектов лишает стран-соседей возможностей лучшего понимания многообразия и богатства национальных культур, традиций, ценностей [24. С. 127-128].

Исследователи и эксперты побратимского движения Республики Карелия подчеркивают, что «в оформлении контуров международного диалога существенное значение имела гуманистическая состав-

ляющая, которую на договорной основе муниципальные образования республики продолжают и обновляют на современном этапе» [5].

Обращаясь к современной сети партнерских связей городов-побратимов Республики Карелия, следует указать, что Петрозаводск (столица приграничного субъекта РФ) выгодно выделяется на фоне остальных малых и средних карельских городов. На сегодняшний день у Петрозаводского городского округа действуют договоры о побратимских связях с 12 зарубежными городами десяти стран Европы (Германия, Беларусь, Литва, Норвегия, Финляндия, Франция, Швеция, Эстония), Передней Азии (Армения) и Северной Америки (США), подтверждаемые регулярной активностью на основе обмена информацией и реализации различных взаимовыгодных проектов [44].

Международные связи карельских муниципалитетов преимущественно заключены с административно-территориальными единицами приграничных областей Финляндии (с севера на юг вдоль государственной границы): Северная Остроботния, Кайнуу, Северная Карелия и Южная Карелия, а также с Северным Саво и Центральной Финляндией (рис. 1).

К 2022 г. совокупно у муниципальных образований Республики Карелия установлено порядка 50 международных (включая приграничные, побратимские) контактов с административно-территориальными единицами зарубежных государств, из которых больше половины (59,2%) приходится на Финляндию. Международные связи муниципалитетов Республики Карелия с территориями Финляндии представлены в таблице. Кроме обозначенного, глубинные муниципалитеты региона имеют побратимские связи: Беломорский район - с финским г. Хаапавеси (1990 г., область Северная Остроботния), и Олонецкий национальный район - с тремя поселениями Хюрюнсалми, Пуоланка и Ристиярви (1989 г., Кайнуу) [37]. Интересен кейс Костомукшского городского округа, имеющего трехсторонний договор о побратимских связях сразу с финскими и шведскими коммунами. Пит-кярантский муниципальный район в силу специфики исторического развития (см. подробнее: [45]) и активности приграничного взаимодействия является лидером в регионе, уступая столичному муниципалитету, по числу международных соглашений и договоров с финскими партнерами различного административно-территориального уровня (коммуны, населенные пункты). Единственным приграничным муниципалитетом, не имеющим международных договоров о сотрудничестве с финскими партнерами, является Суоярвский район, среди глубинных таковых пять.

В разрезе установления побратимских и дружественных связей муниципалитеты Республики Карелия имеют документально оформленные взаимоотношения с 33 административно-территориальными единицами различного уровня, половина из которых относятся к территории Финляндии. Петрозаводскому городскому округу принадлежит первенство установления побратимских связей с финским г. Варкаус в 1975 г., большинство остальных пар городов-побратимов было образовано позднее, в период 19861994 гг. Исключением является договор, подписан-

ный уже в XXI в между российским пос. Муезерский и финским г. Лиекса в 2013 г. Питкярантский муниципальный район также лидирует не только по числу установленных международных контактов, но и по активности побратимского сотрудничества, как на уровне муниципалитета, так и на уровне отдельных сельских поселений (например, пос. Салми). Имею-

щиеся официальные соглашения направлены на активизацию контактов между муниципальными организациями, общественными объединениями и локальным населением. Следует указать, что финский побратим столичного округа г. Йоэнсуу является одновременно центром приграничного сотрудничества Республики Карелия и Финляндии.

Рис 1. География международных связей муниципалитетов Республики Карелия с областями Финляндии на 01.01.2022 г. (Курсивом выделены приграничные муниципалитеты Республики Карелия и области Финляндии. Составлено на основе данных официальных сайтов администраций муниципальных районов РК и представительства МИД России в Петрозаводске)

Международные связи муниципалитетов Республики Карелия с административно-территориальными единицами Финляндии

Муниципалитет Наименование документа, дата заключения - срок действия

Петрозаводский городской округ Договор о дружественных связях между городами Петрозаводск (СССР) и Варкаус (Финляндия), 1975; Меморандум о сотрудничестве между городом Петрозаводском и городом Йоенсуу, 2014; Меморандум о сотрудничестве между городом Петрозаводском и городом Йоенсуу, 2015-2020

Костомукшский городской округ Договор о побратимских связях с коммуной Кухмо (Финляндия), 1986; Договор о побратимских связях Костомукши с коммуной Кухмо (Финляндия) и коммуной Робертсфорс (Швеция), 2009; Соглашение о приграничном сотрудничестве между Костомукшским городским округом (Российская Федерация, Республика Карелия) и городом Каяни (Финляндская Республика), 20182023; Меморандум о взаимодействии между Костомукшским городским округом (Российская Федерация, Республика Карелия) и Региональным союзом Кайнуу (Финляндская Республика), 2018

Беломорский муниципальный район -

Калевальский национальный муниципальный район Договор о побратимских связях с Коммуной Суомуссалми (Финляндия), 1989

Кемский муниципальный район -

Кондопожский муниципальный район Соглашение между исполкомом Кондопожского городского совета и муниципалитетом города Ямсянкоски (Ямся) (Финляндия) об установлении побратимских связей, 1989

Лахденпохский муниципальный район Соглашение о сотрудничестве Лахденпохья с муниципалитетом коммуны Париккала (Финляндия), 2008

Лоухский муниципальный район Соглашение между городом Куусамо и Лоухским районом, 1989

Медвежьегорский муниципальный район -

Муезерский муниципальный район Договор об установлении побратимских отношений и укреплении дружбы и сотрудничества поселка Муезерский с городом Лиекса (Финляндия), 2013

Олонецкий национальный муниципальный район -

Примечние. Курсивом выделены приграничные муниципалитеты; кроме указанных, между Петрозаводским городским округом и г. Йоен-суу в период 1994-2007 гг. заключалось четыре договора о сотрудничестве в различных сферах деятельности.

Источник: составлено на основе данных официальных сайтов администраций муниципальных районов РК и представительства МИД России в Петрозаводске.

Муниципалитет Наименование документа, дата заключения - срок действия

Питкярантский муниципальный район Договор о побратимских связях между коммуной Палтамо (Финляндия) и г. Питкяранта, 1989; Договор об установлении отношений побратимства Салминского сельского поселения с коммуной Ваала (Финляндия), 1989; Договор о сотрудничестве Салминского сельского поселения с коммуной Пиелавеси (Финляндия), 1991; Договор о постоянном сотрудничестве между г. Ку-опио (Финляндия) и г. Питкяранта, 1992; Договор о сотрудничестве Салминского сельского поселения с коммуной Селет (Финляндия), 1992; Договор о сотрудничестве д. Ряймяля и коммуны Кейтеле (Финляндия), 1992; Соглашение о дружеских отношениях Импилахтинского сельского поселения с исполнительным комитетом Хилтуланлахти г. Куопио (Финляндия), 1994

Прионежский муниципальный район -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пряжинский национальный муниципальный район Договор о намерениях с районами Юанкоски, Лапинлахти, Туусниеми Финляндии, 1992

Пудожский муниципальный район -

Сегежский муниципальный район -

Сортавальский муниципальный район Договор о дружбе г. Сортавала и приграничных коммун Финляндии: Вяртсиля, Тохмаярви, Ряяккюля, Кесялахти, г. Китее, 1989

Суоярвский муниципальный район -

Вместе с тем, учитывая высокую значимость и число заключенных международного договоров и соглашений, включая побратимские контакты, с административно-территориальными единицами сопредельной Финляндии, следует обратить внимание на недостатки информационного наполнения и обновления официальных сайтов муниципалитетов Республики Карелия в исследуемом контексте. Среди муниципальных образований региона информация о побра-тимских связях с финскими партнерами наиболее подробно представлена на официальных сайтах Петрозаводского и Костомукшского городских округов, Пряжинского национального муниципального района. К сожалению, информация о побратимских связях муниципалитетов, представленная на официальных сайтах, достаточно устарела (например, данные Кон-допожского муниципального района до 2009 г.), имеющиеся сведения не имеют перевода на иностранный язык (исключение - два городских округа). Большинство сайтов не содержит данных о международном сотрудничестве.

В качестве исключения можно привести практику столичного округа, где в период 2003-2012 гг. были изданы пять двуязычных брошюр (русский язык и язык государства города-побратима), посвященных аспектам побратимских отношений городов. Одно них посвящено финскому побратиму г. Варкаус, в котором основной раздел об истории побратимских отношений подготовлен многолетним руководителем Варкаусского подразделения общества дружбы «Финляндия - СССР» Юхой Койвула [40].

Одним из последних примеров развития карельско-финляндского побратимского движения является представленная на официальном сайте Костомукш-ского городского округа информация о встрече «Приграничная деятельность городов-побратимов», состоявшейся в ноябре 2021 г. в онлайн-формате. Пролонгация Соглашения о сотрудничестве между Косто-мукшским городским округом и финским г. Кухмо еще на пять лет символична и значима. Согласно подписанному документу, стороны договорились продолжить сотрудничество в экономической, социальной и иных сферах, включая: взаимодействие органов

местного самоуправления, развитие экономических связей, транспортную логистику, социальную сферу и здравоохранение, экологию, городское и деревянное строительство, образование, культуру, спорт, молодежную политику, туризм и другие области взаимного интереса [46]. Несколько ранее в октябре 2021 г. на крулгом столе, посвященном проблематике побра-тимского движения, Тутти Мяяття, Мэр г. Кухмо, подчеркнула значимость развития побратимских связей с г. Костомукша. Хотя «пандемия создала дефицит сотрудничества», отношения необходимо «сохранять и укреплять, так как они способствуют социально-экономическому развитию приграничных территорий» [47].

Инициативная деятельность граждан с момента возникновения побратимского движения была важнейшим стимулом развития общественной дипломатии, став с течением времени неотъемлемой составляющей международной деятельности субнациональных акторов. Интенсивные контакты в сфере трансграничного сотрудничества способствуют, вместе с тем, решению задач конструирования позитивного имиджа территории и определяют потенциальные возможности парадипломатии в качестве инструмента «мягкой силы» [5]. Отдельного внимания в развитии добрососедских отношений с Финляндией заслуживает деятельность Карельской региональной общественной организации «Общество дружбы «Карелия -Финляндия» [48], обладающей разветвленной сетью контактов с организациями по обе стороны российско-финляндской государственной границы. Так, отделения Общества успешно функционируют в карельских городах: Костомукша, Беломорск, Кондопога; с финской стороны Общество взаимодействует в рамках проектов Фонда президентских грантов с партнерами в городах Каяни, Хаапавеси и Ямсянкоски [47]. Кроме того, организация за период 2018-2021 гг. четыре раза становилась победителем конкурса Фонда президентских грантов по направлению развития общественной дипломатии и поддержки соотечественников [49].

Эксперты указывают в качестве «одного из важных и постоянно действующих инструментов пригра-

ничного сотрудничества Финско-Российский Конгресс городов-побратимов, создающий уникальную платформу для личных встреч и нетворкинга». Периодичность проведения мероприятия составляет пять лет, принимающими площадками выступают поочередно российские и финские города. Из-за ограничений пандемии COVID-19 проведение Конгресса в г. Тверь (РФ) было отложено [37].

Другой значимой площадкой культурного диалога в развитии международного сотрудничества России и Финляндии, в реализации трансграничных проектов между партнерами различного уровня по обе стороны государственной границы, включая развитие побра-тимских связей, представляется Российско-Финляндский культурный форум. Среди российских регионов Республика Карелия по числу сгенерированных проектных предложений является лидером: организации приграничного региона за десять лет выдвинули более 1/5 (22,7%) от числа всех предложений от субъектов РФ. На основе изучения сетей взаимодействия между карельскими и финскими партнерами в рамках деловой площадки Форума (2018-2019 гг.) выявлена высокая степень активность участия в партнерских переговорах организаций НКО, науки и образования и органов управления, что определяется «высокой и устойчивой степенью заинтересованности в развитии приграничного сотрудничества и реализации трансграничных проектов как для развития территорий в целом, укрепления добрососедских отношений, так и достижения уставных целей конкретных организаций» [50]. В 2020-2021 гг., как указывалось выше, проведение Российско-Финляндского культурного форума состоялось в режиме онлайн из-за ограничений пандемии COVID-19 на пересечение государственной границы [42].

Наглядным проявлением наличия побратимских связей для локального населения и гостей является совместное наименование улиц городов-побратимов в честь дружеских партнеров (например, Петрозаводская улица в центре г. Варкаус, 1978 г., и Набережная Варкауса в г. Петрозаводск, 1979 г. [38]), наличие галерей и/или объектов и другие примеры. В Республике Карелия побратимское движение визуализировано в основном столичном муниципалитете. Ярким подтверждением тому представляется визитная карточка г. Петрозаводска - Онежская набережная с парком скульптурных композиций, презентованных городами-побратимами - галерея современного искусства под открытым небом. Все скульптурные группы отражают идеи дружбы, добрососедства, сотрудничества и взаимопроникновения культур. Из финских подарков на набережной представлены скульптуры «Волна Дружбы» (г. Варкаус, 1997 г.), символизирующая развитие проникающей во все сферы жизни дружбы между городами-побратимами, и «Единство» (г. Йоэнсуу, 2003 г.), символизирующая неугасимый огонь сотрудничества [51]. В 2020 г. на набережную перенесли скульптурную композицию «Дерево дружбы» (1978 г.), представляющую шарообразный многогранник на приподнятом постаменте с изображением гербов городов-побратимов. Кроме того, к 100-летию

Республики Карелия на центральном проспекте г. Петрозаводска была обновлена галерея городов-побратимов, где на современной световой панели представлены 17 изображений городов (12 городов-побратимов и 5 российских партнеров) в порядке заключения с ними партнерских соглашений, карта, на которой светодиодами обозначена география объектов; имеется декоративная входная зона [52].

Начало второго десятилетия XXI в. ознаменовалось серьезными вызовами в развитии мирового сообщества, поддерживании и укреплении международных отношений и побратимских связей.

В.А. Шлямин указывает, что, несмотря на кризис в европейско-российских взаимоотношениях, наметившийся после событий 2014 г., российско-финляндские отношения продолжали активно развиваться (однако деловой климат двусторонних отношений значительно ухудшился). Сопредельное государство сумело «доказать Брюсселю целесообразность сохранения европейского инструмента соседства в практически свернутом партнерстве ЕС - Россия». Кроме того, сохраняется институт породненных городов и коммун. Эксперт российско-финляндских экономических отношений подчеркивает, что «в кризисные периоды предсказуемый и настроенный на взаимовыгодные отношения сосед дорогого стоит» [24. С. 130, 148]. Н.В. Лаврушина подчеркивает, что между Администрациями «был налажен регулярный информационный обмен» [38].

Поддержанию и укреплению побратимских связей способствуют непосредственные встречи представителей городов-побратимов. Так, в г. Петрозаводск в начале 2000-х гг. была проведена серия международных конференций «Международные связи муниципалитетов», объединявшая экспертов, специалистов по вопросам международного, приграничного сотрудничества и побратимских связей административно-территориальных единиц РФ и зарубежных государств [53].

В фокусе настоящего исследования интерес представляет обращение международного коллектива «Давайте писать историю побратимства карельских и финляндских городов» [37], подготовленное в 2021 г. с карельской стороны Н. В. Лаврушиной, с финской -региональными директорами обществ дружбы «Финляндия - Россия» М. Малми (г. Оулу) и С. Тирри (г. Турку).

Вызов пандемии COVID-19, внесший кардинальные изменения в современную жизнь, ограничил реальные контакты сообществ по разные стороны государственных границ. Это отразилось и на взаимодействии карельско-финляндских партнеров. Недостаток личного взаимодействия в некоторой степени компенсировался возможностями современных технологий, позволяя организовывать контакты в режиме онлайн различных акторов, пересекая в виртуальном пространстве границы государств [42, 46, 47]. Так, проблематика роли муниципалитетов и общественных организаций в сохранении и развитии международных связей и народной дипломатии обсуждалась в ходе встреч экспертов и специалистов в режиме онлайн осенью 2020 г. [54]. В

октябре 2021 г. состоялся круглый стол «Побратимские связи: история и современные вызовы», организованный Карельским фондом развития общественной дипломатии, КРОО «Центр финского языка в Республике Карелия», Междисциплинарным научно-образовательным центром прибалтийско-финских исследований «Fennica» Института Североевропейских исследований ПетрГУ, Национальным музеем Республики Карелия и Обществом «Финляндия - Россия» с финской стороны. Мероприятие объединило свыше 60 представителей обществ дружбы, государственных и муниципальных учреждений и иных заинтересованных лиц более 20 городов и районов Республики Карелия, коммун Финляндии и г. Пскова. Ниина Синкко, генеральный секретарь Общества «Финляндия - Россия», и Сойле Тирри, региональный директор Общества, представили результаты Конгресса породненных городов РФ и Финляндии в г. Турку в 2017 г. и перспективы развития на 2022 г. Согласно Ниина Синкко, между двумя государствами функционирует порядка 100 пар породненных городов в России и Финляндии, около 70 из которых «ведут совместную работу, что внушает оптимизм и способствует интернационализации муниципалитетов с обеих сторон» [47].

Новым вызовом развития карельско-финляндских побратимских связей является резкое охлаждение отношений Европейского Союза и в частности Финляндии с Российской Федерацией с февраля 2022 г., причиной которого послужили известные события на Украине. Согласно данным финской государственной телерадиокомпании Yle, «Турку, Лахти, Хямеенлин-на, Риихимяки, Уусикаупунки, Каяани. Список муниципалитетов, разорвавших отношения с городами-побратимами в России, растет с каждым днем» [55]. Обращаясь к карельско-финляндским побратимским связям, следует отметить, что с указанными финскими административно-территориальными единицами у карельских муниципалитетов к настоящему времени не было заключено официальных договоров о дружбе. Пока не ясна позиция остальных финских городов и областей, имеющих длительную историю положи-

тельных взаимовыгодных отношений с карельскими побратимами. Взаимодействие в рамках Соглашения о приграничном сотрудничестве между г. Каяни и Костомукшским городским округом на период 20182023 гг., учитывая практику прекращения побратимства данным финским муниципалитетом, скорее всего, тоже будет свернуто.

Заключение

Зарождение в середине XX в. побратимского движения как ответа на реалии исторических вызовов преобразовалось к концу века в сформированный институт побратимства. В XXI в. побратимство представляется действенным инструментом улучшения взаимопонимания между государствами на национальном, региональном и локальном уровнях.

Резюмируя вышеизложенное, в развитии побра-тимского движения в РФ (СССР) можно выделить несколько условных периодов, характерных и для карельско-финляндских взаимоотношений городов-побратимов:

- в первый период (СССР): побратимство - инструмент идеологического влияния;

- второй период (1990-е гг. - март 2022 г.): побратимство - ресурс развития городов;

- настоящее время (с марта 2022 г.): формирование представлений об ответах на вызовы современности.

Практика взаимодействия городов-побратимов Республики Карелия и Финляндии продолжительностью чуть менее полувека достаточно показательна.

Являясь одним из инструментов укрепления добрососедских отношений между Республикой Карелия и сопредельной Финляндией, проблематика побра-тимских связей становится особенно актуальной в периоды усиления противоречий, обострения межгосударственных отношений. Преодоление вызовов современности посредством института побратимства представляется одной из актуальных задач, требующих значительных усилий со стороны различных акторов по разные стороны государственных границ.

Список источников

1. Попов Е.С., Приходько В. А. Институт городов побратимов в международных отношениях АТР на примере города Владивостока // Меж-

дународный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8. С. 390-393.

2. Шеремет А.В. Петрозаводск - Дулут: из истории развития побратимских связей советских и американских городов в 1970-1980-е годы //

Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2. С. 37-45.

3. Яровой Г.О., Подольский М.А. Побратимство как инструмент социокультурного и экономического развития городов: сравнение «конти-

нентальной» и «морской» школ // Studia Humanitatis Borealis. 2014. № 2. С. 38-45.

4. Колева З.И. Побратимство как культурно-социальная практика, влияющая на формирование социального пространства города // Вестник

СамГУ. 2012. № 8/1(99). С. 50-54.

5. Черненкова Е.И., Иноземцева В.А., Лаврушина Н.В. Экспертно-аналитическое сопровождение проектной деятельности в сфере обще-

ственной дипломатии (случай Республики Карелия) // Побратимство городов: состояние, возможности развития, вызовы, приоритеты : материалы междунар. науч.-практ. конф. Тюмень, 2021. С. 115-122.

6. Горбунов А.Г. Побратимские связи как эффективный инструмент развития Российско-Американских отношений. URL: http://www.pri-

baikal.ru/rus-america-article/article/4252.html

7. Толщина А. А. Роль вузов в укреплении сотрудничества между городами-побратимами - Хабаровском и Харбином (на примере Тихооке-

анского государственного университета) // Культура и наука Дальнего Востока. 2018. № 2. С. 151-154.

8. Сергодеева Е.А., Гончарова Е.Н. Специфика проектирования культурных туров как средства развития межкультурных связей между

городами-побратимами // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 4. С. 24-26.

9. Паликова Т.В. Направления международного сотрудничества г. Улан-Уде с городами Монголии // Вестник БГУ. Гуманитарные исследо-

вания Внутренней Азии. 2019. С. 20-25.

10. Сапрыка В. А., Травин Р. А Институт городов-побратимов как инструмент развития приграничных территорий // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 12 (4). С. 91-99.

11. Котельникова Н.А. Иркутск в процессах международного сотрудничества в 2012 г.: анализ деятельности органов местного самоуправления в реализации побратимских связей // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2013. № 2 (11). С. 82-90.

12. В ОПРФ предложили регионам объявить 2022 год Годом побратимских связей (28.02.2022). URL: https://kemerovo.ru/drugie-razdely/ofitsialno/informatsionnye-soobshcheniya/v-oprf-predlozhili-regionam-obyavit-2022-god-godom-pobratimskikh-svyazey--62300/?print=Y

13. Кузьмина В.М. Практика реализации совместных проектов и программ Курской области и г. Курска с городами-побратимами // Научный руководитель. 2018. № 1 (25). С. 1-23.

14. Мыльников М.А. Партнерство городов-побратимов как форма международного сотрудничества муниципального образования «город Казань» // Вестник ТИСБИ. 2020. № 4. С. 106-113.

15. Чернышкова А.А. Особенности интерпретации концепта городов-побратимов и рамки его функционирования в странах Восточной Азии // IN SITU. 2022. № 2. С. 51-55.

16. Косач Н.Н. Культурные связи городов-побратимов Республики Беларусь и Краснодарского края (конец XX - начало XXI в.) // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 188-191.

17. Фархутдинова К. В. Институт городов-побратимов в муниципальном праве Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-3 (39).

18. Гавриков А.А. Значение и роль городов-побратимов в развитии русско-японской межкультурной коммуникации // Евразийство и мир. 2020. № 2. С. 3-9.

19. Ковалева Е.А. Сталинград - Волгоград в движении породненных городов во второй половине XX в. // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2015. № 3 (37). С. 52-56.

20. Шашина О.Н. Развитие Хельсинского процесса на местах: массовые выезды за границу и связи с городами-побратимами (на примере г. Ярославля) // Управление в современных системах. 2018. № 4 (20). С. 37-44.

21. Лаврушина Н. «Давайте дружить городами». Как начинались побратимские связи Петрозаводска // Дружат города: опыт международного сотрудничества Петрозаводска, Варкауса, Великого Новгорода. Петрозаводск, 2021. С. 10-31.

22. Максимов В.Б. Международные контакты городов СССР как часть внешней политики правительства // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. 2012. № 2 (22). С. 96-102.

23. Шанина О.Н. У истоков международного муниципального сотрудничества. Ярославль - Ювяскюля // Альманах североевропейских и балтийских исследований. 2021. № 6.

24. Шлямин В.А. Приграничный регион на северо-Западе России: сборник избранных статей, докладов, выступлений, интервью. Петрозаводск : Скандинавия, 2022.

25. Монько А.М. Побратимы. Волгоград, 1972.

26. Кичатинова Е.Л. Динамика побратимских контактов городов Иркутской области и Японии в 1990-х гг. - начале XXI в.: историография проблемы // Global & Regional Research. 2021. № 3 (3). С. 217-221.

27. Чижикова О.В. История развития побратимских связей городов-побратимов Приангарья и Японии в 1960-1980-е годы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 28-34.

28. Колодяжная-Шереметьева С.В. Межмуниципальное сотрудничество в формате побратимских связей как неэкономический метод развития Республики Крым // Benificium. 2021. № 2 (39). С. 83-89.

29. Алыев Г.А. История развития научно-технических и культурных связей города Сумгайыта с городами-побратимами // Вектор науки Тольяттского государственного университета. 2013. № 4. С. 17-19.

30. Фролова Л. А. Дружба пожарных городов-побратимов Пскова и Нойса // Псков : научно-практический, историко-краеведческий журнал. 2018. № 49. С. 119-134.

31. Шеремет А.В. Сотрудничество предприятий Карелии в рамках побратимских связей в 70-80 годы XX века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 7. С. 29-32.

32. Мурова К.Э. Сотрудничество городов-побратимов как фактор укрепления русско-немецких отношений // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2018. № 22(4). С. 52-54.

33. Вавулинская Л.И. Контакты Петрозаводска и Варкауса в рамках международного движения городов-побратимов (1960-1980-е гг.) // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2008. № 9. С. 298-308.

34. Вавулинская Л.И. Побратимские связи городов СССР и Финляндии в 1960-1980-е гг. как фактор формирования новых форм сотрудничества на региональном уровне (на примере Петрозаводска и Варкауса) // Границы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и сопредельных регионов / О.П. Илюха, И.И. Муллонен (ред.). Петрозаводск, 2008. С. 65-76.

35. Вавулинская Л.И. Культурные связи между Карелией и Финляндией в 1950-1970-е годы // Финский фактор в истории и культуре Карелии XX века. Гуманитарные исследования. Петрозаводск, 2009. С. 322-337.

36. Вавулинская Л.И. Межкультурная коммуникация в диалоге Карелии и Финляндии в 1950-1970-е гг. // Альманах североевропейских и балтийских исследований. 2018. № 3. С. 228-249.

37. Lavrushina N., Malmi M., Tirri S. Let's write history of twinning between Karelian and Finnish municipalities // Nordic and Baltic Studies Review. 2021. No. 6. DOI: 10.15393/j103.art.2021.2026

38. Лаврушина Н. Варкаус - первый побратим Петрозаводска // Дружат города: опыт международного сотрудничества Петрозаводска, Вар-кауса, Великого Новгорода. Петрозаводск, 2021. С. 32-43.

39. Шлапеко Е. А. Роль городских элит и побратимского движения в формировании трансграничных регионов (на примере развития внешних связей Петрозаводского городского округа, Республика Карелия) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4(1). С. 374-380.

40. Петрозаводск - Варкаус. Города-побратимы / сост. Х. Итконен, Ю. Койвула, Н.В. Лаврушина, В.А. Мешко, Е.А. Шлапеко. Петрозаводск : Скандинавия, 2007. 88 с.

41. Мухаметов Р.С. Факторы международной активности российских городов // Вестник МГИМО-Университета. 2020. № 13 (6). С. 153-174.

42. Российско-Финляндский культурный форум. Официальный сайт. URL: https://www.kultforum.org/ru

43. Stepanova S.V. Cross-border tourism in the Russian Northwest: general trends and features of development // Baltic region. 2014. № 3 (21). P. 109-121.

44. Города-побратимы // Официальный сайт Администрации Петрозаводского городского округа. URL: http://www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk_new/city/relations/cities/goroda.htm

45. Stepanova S.V. The Northern Ladoga region as a prospective tourist destination in the Russian-Finnish borderland: Historical, cultural, ecological and economic aspects // Geographia Polonica. 2019. № 92 (4). P. 409-428. doi: 10.7163/GPol.0156

46. Приграничное сотрудничество Костомукши и Кухмо продолжится // Официальный сайт Администрации Костомукшского городского округа. URL: https://www.kostomuksha-city.ru/novosti/18303-prigranichnoe-sotrudnichestvo-kostomukshi-i-kukhmo-prodolzhitsya

47. Побратимские связи: история и современные вызовы, 28.10.2021 г. // Официальный сайт некоммерческих организаций Республики Карелия. URL: http://nko-karelia.ru/news/5121

48. КРОО «Общество дружбы «Карелия - Финляндия»» // Официальный сайт Некоммерческих организаций Республики Карелия. URL: http://nko-karelia.ru/nko/411

49. Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников // Официальный сайт Фонда Президентских грантов. URL: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/contest/directions/diplomacy

50. Кондратьева С.В. Российско-Финляндский культурный форум как площадка диалога и развития сотрудничества: опыт Республики Карелия // Общественные науки и современность. 2020. № 5. С. 142-154.

51. Скульптуры на Онежской набережной // Карелия Туристская. Официальный сайт. URL: http://www.ticrk.ru/regions/region/ sights/sight/?PID=7519&ID=17004

52. 100-летие Республики Карелия. Галерея городов-побратимов открылась после реконструкции в Петрозаводске // Официальный интернет-портал Республики Карелия. URL: https://gov.karelia.ru/news/28-12-2019-100-letie-respubliki-kareliya-galereya-gorodov-pobratimov-otkrylas-posle-rekonstruktsii-v-petrozavod/

53. Петрозаводск. О «Международных связях муниципалитетов» // Официальный сайт Всероссийского совета местного самоуправления. URL: https://vsmsinfo.ru/press-tsentr/novosti/arkhiv-novostej/1318-petrozavodsk-o-mezhdunarodnykh-svyazyakh-munitsipalitetov

54. Международные связи: опыт сотрудничества НКО и муниципалитетов, 20.10.2020 г. // Официальный сайт Некоммерческих организаций Республики Карелия. URL: http://nko-karelia.ru/news/4632

55. Финские муниципалитеты разрывают дружественные связи с городами-побратимами в России // Yle. Официальный сайт. URL: https://yle.fi/novosti/3-12344465

References

1. Popov, E.S. & Prikhod'ko, V.A. (2015) Institut gorodov pobratimov v mezhdunarodnykh otnosheniyakh ATR na primere goroda Vladivostoka

[Institute of twin cities in international relations of the Asia-Pacific Region on the example of the city of Vladivostok]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh ifundamental'nykh issledovaniy. 8. pp. 390-393.

2. Sheremet, A.V. (2017) Petrozavodsk - Dulut: iz istorii razvitiya pobratimskikh svyazey sovetskikh i amerikanskikh gorodov v 1970-1980-e gody

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[Petrozavodsk - Duluth: from the history of the development of sister city relations between Soviet and American cities in the 1970-1980s]. VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2. pp. 37-45.

3. Yarovoy, G.O. & Podol'skiy, M.A. (2014) Pobratimstvo kak instrument sotsiokul'turnogo i ekonomicheskogo razvitiya gorodov: sravnenie

"kontinental'noy" i "morskoy" shkol [Twinning as a tool for the socio-cultural and economic development of cities: a comparison of "continental" and "marine" schools]. StudiaHumanitatisBorealis. 2. pp. 38-45.

4. Koleva, Z.I. (2012) Pobratimstvo kak kul'turno-sotsial'naya praktika, vliyayushchaya na formirovanie sotsial'nogo prostranstva goroda [Twinning

as a cultural and social practice influencing the formation of the social space of the city]. VestnikSamGU. 8/1(99). pp. 50-54.

5. Chernenkova, E.I., Inozemtseva, V.A. & Lavrushina, N.V. (2021) [Expert and analytical support of project activities in the field of public

diplomacy (the case of the Republic of Karelia)]. Pobratimstvo gorodov: sostoyanie, vozmozhnosti razvitiya, vyzovy, prioritety [Twin Cities: State, development opportunities, challenges, priorities]. Proceedings of the International Conference. Tyumen. 23-24 April 2021. Tyumen: Tyumen State University. pp. 115-122. (In Russian).

6. Gorbunov, A.G. (2010) Pobratimskie svyazi kak effektivnyy instrument razvitiya Rossiysko-Amerikanskikh otnosheniy [Twin Cities as an Effective

Tool for the Development of Russian-American Relations]. Pribaykal'e. 21 May. [Online] Available from: http://www.pribaikal.ru/rus-america-article/article/4252.html.

7. Tolshchina, A.A. (2018) Rol' vuzov v ukreplenii sotrudnichestva mezhdu gorodami-pobratimami - Khabarovskom i Kharbinom (na primere

Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta) [The role of universities in strengthening cooperation between sister cities - Khabarovsk and Harbin (on the example of the Pacific State University)]. Kul 'tura i nauka Dal 'nego Vostoka. 2. pp. 151-154.

8. Sergodeeva, E.A. & Goncharova, E.N. (2016) Spetsifika proektirovaniya kul'turnykh turov kak sredstva razvitiya mezhkul'turnykh svyazey

mezhdu gorodami-pobratimami [Specifics of designing cultural tours as a means of developing intercultural relations between sister cities]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 4. pp. 24-26.

9. Palikova, T.V. (2019) Napravleniya mezhdunarodnogo sotrudnichestva g. Ulan-Ude s gorodami Mongolii [Directions of international cooperation

between Ulan-Ude and the cities of Mongolia]. Vestnik BGU. Gumanitarnye issledovaniya Vnutrenney Azii. pp. 20-25.

10. Sapryka, V.A. & Travin, R.A (2017) Institut gorodov-pobratimov kak instrument razvitiya prigranichnykh territoriy [Institute of sister cities as a tool for the development of border areas]. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. 12 (4). pp. 91-99.

11. Kotel'nikova, N.A. (2013) Irkutsk v protsessakh mezhdunarodnogo sotrudnichestva v 2012 g.: analiz deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya v realizatsii pobratimskikh svyazey [Irkutsk in the processes of international cooperation in 2012: analysis of the activities of local governments in the implementation of twinning relations]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie. 2 (11). pp. 82-90.

12. Administration of Kemerovo. (2022) VOPRFpredlozhili regionam ob "yavit'2022 god Godom pobratimskikh svyazey [The OPRF proposed that the regions declare 2022 the Year of Sister Cities]. [Online] Available from: https://kemerovo.ru/drugie-razdely/ofitsialno/informatsionnye-soobshcheniya/v-oprf-predlozhili-regionam-obyavit-2022-god-godom-pobratimskikh-svyazey--62300/?print=Y.

13. Kuz'mina, V.M. (2018) Praktika realizatsii sovmestnykh proektov i programm Kurskoy oblasti i g. Kurska s gorodami-pobratimami [The practice of implementing joint projects and programs of the Kursk region and the city of Kursk with sister cities]. Nauchnyy rukovoditel'. 1 (25). pp. 1-23.

14. Myl'nikov, M.A. (2020) Partnerstvo gorodov-pobratimov kak forma mezhdunarodnogo sotrudnichestva munitsipal'nogo obrazovaniya "gorod Kazan'" [Partnership of sister cities as a form of international cooperation of the municipality "The City of Kazan"]. Vestnik TISBI. 4. pp. 106113.

15. Chernyshkova, A.A. (2022) Osobennosti interpretatsii kontsepta gorodov-pobratimov i ramki ego funktsionirovaniya v stranakh Vostochnoy Azii [Features of the interpretation of the concept of sister cities and the scope of its functioning in the countries of East Asia]. IN SITU. 2. pp. 51-55.

16. Kosach, N.N. (2012) Kul'turnye svyazi gorodov-pobratimov Respubliki Belarus' i Krasnodarskogo kraya (konets XX - nachalo XXI v.) [Cultural ties between sister cities of the Republic of Belarus and the Krasnodar Krai (late 20th - early 21st centuries)]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 1. pp. 188-191.

17. Farkhutdinova, K.V. (2019) Institut gorodov-pobratimov v munitsipal'nom prave Rossiyskoy Federatsii [Institute of twin cities in the municipal law of the Russian federation]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 12-3 (39).

18. Gavrikov, A.A. (2020) Znachenie i rol' gorodov-pobratimov v razvitii russko-yaponskoy mezhkul'turnoy kommunikatsii [Significance and role of sister cities in the development of Russian-Japanese intercultural communication]. Evraziystvo i mir. 2. pp. 3-9.

19. Kovaleva, E.A. (2015) Stalingrad - Volgograd v dvizhenii porodnennykh gorodov vo vtoroy polovine XX v. [Stalingrad - Volgograd in the movement of sister cities in the second half of the 20th century]. Grani poznaniya. 3 (37). pp. 52-56.

20. Shashina, O.N. (2018) Razvitie Khel'sinskogo protsessa na mestakh: massovye vyezdy za granitsu i svyazi s gorodami-pobratimami (na primere g. Yaroslavlya) [Local development of the Helsinki process: mass trips abroad and connections with sister cities (on the example of Yaroslavl)]. Upravlenie v sovremennykh sistemakh. 4 (20). pp. 37-44.

21. Lavrushina, N. (2021) "Davayte druzhit' gorodami". Kak nachinalis' pobratimskie svyazi Petrozavodska ["Let's make cities friends". How Petrozavodsk's twinning relations began]. In: Karelian Resource Center of Public Organizations. Druzhat goroda: opyt mezhdunarodnogo sotrudnichestva Petrozavodska, Varkausa, Velikogo Novgoroda [Cities are Friends: International cooperation. Experience of Petrozavodsk, Varkaus, Veliky Novgorod]. Petrozavodsk: PIN. pp. 10-31.

22. Maksimov, V.B. (2012) Mezhdunarodnye kontakty gorodov SSSR kak chast' vneshney politiki pravitel'stva [International contacts of the cities of the USSR as part of the foreign policy of the government]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 4. Istoriya. 2 (22). pp. 96-102.

23. Shanina, O.N. (2021) U istokov mezhdunarodnogo munitsipal'nogo sotrudnichestva. Yaroslavl' - Yuvyaskyulya [At the origins of international municipal cooperation. Yaroslavl - Jyvaskyla]. Al'manakh severoevropeyskikh i baltiyskikh issledovaniy. 6.

24. Shlyamin, V. A. (2022) Prigranichnyy region na severo-Zapade Rossii: sbornik izbrannykh statey, dokladov, vystupleniy, interv 'yu [Border Region in the North-West of Russia: A collection of selected articles, reports, speeches, interviews]. Petrozavodsk: Skandinaviya.

25. Mon'ko, A.M. (1972) Pobratimy [Sister Cities]. Volgograd: Nizhne-Volzhskoe knizhnoe izdatel'stvo.

26. Kichatinova, E.L. (2021) Dinamika pobratimskikh kontaktov gorodov Irkutskoy oblasti i Yaponii v 1990-kh gg. - nachale XXI v.: istoriografiya problemy [Dynamics of twinning contacts between the cities of the Irkutsk region and Japan in the 1990s - early 21st century: historiography of the problem]. Global & Regional Research. 3 (3). pp. 217-221.

27. Chizhikova, O.V. (2015) Istoriya razvitiya pobratimskikh svyazey gorodov-pobratimov Priangar'ya i Yaponii v 1960-1980-e gody [The history of the development of twinning ties between sister cities of the Angara region and Japan in the 1960s-1980s]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 1. pp. 28-34.

28. Kolodyazhnaya-Sheremet'eva, S.V. (2021) Mezhmunitsipal'noe sotrudnichestvo v formate pobratimskikh svyazey kak neekonomicheskiy metod razvitiya Respubliki Krym [Inter-municipal cooperation in the format of sister city relations as a non-economic method of development of the Republic of Crimea]. Benificium. 2 (39). pp. 83-89.

29. Alyev, G.A. (2013) Istoriya razvitiya nauchno-tekhnicheskikh i kul'turnykh svyazey goroda Sumgayyta s gorodami-pobratimami [The history of the development of scientific, technical and cultural relations of the city of Sumgayit with sister cities]. Vektor nauki Tol'yattskogo gosudarstvennogo universiteta. 4. pp. 17-19.

30. Frolova, L.A. (2018) Druzhba pozharnykh gorodov-pobratimov Pskova i Noysa [Friendship of fire-fighters of sister cities of Pskov and Neuss]. Pskov: nauchno-prakticheskiy, istoriko-kraevedcheskiy zhurnal. 49. pp. 119-134.

31. Sheremet, A.V. (2015) Sotrudnichestvo predpriyatiy Karelii v ramkakh pobratimskikh svyazey v 70-80 gody XX veka [Cooperation of enterprises of Karelia within the framework of twinning relations in the 1970s-1980s]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta. 7. pp. 29-32.

32. Murova, K.E. (2018) Sotrudnichestvo gorodov-pobratimov kak faktor ukrepleniya russko-nemetskikh otnosheniy [Cooperation between sister cities as a factor in strengthening Russian-German relations]. Vestnik obrazovaniya i razvitiya nauki Rossiyskoy akademii estestvennykh nauk. 22 (4). pp. 52-54.

33. Vavulinskaya, L.I. (2008) Kontakty Petrozavodska i Varkausa v ramkakh mezhdunarodnogo dvizheniya gorodov-pobratimov (1960-1980-e gg.) [Contacts of Petrozavodsk and Varkaus in the framework of the international movement of sister cities (1960-1980s)]. Sankt-Peterburg i strany Severnoy Evropy. 9. pp. 298-308.

34. Vavulinskaya, L.I. (2008) Pobratimskie svyazi gorodov SSSR i Finlyandii v 1960-1980-e gg. kak faktor formirovaniya novykh form sotrudnichestva na regional'nom urovne (na primere Petrozavodska i Varkausa) [Twin Cities of the USSR and Finland in the 1960s - 1980s as a factor in the formation of new forms of cooperation at the regional level (on the example of Petrozavodsk and Varkaus)]. In: Ilyukha, O.P. & Mullonen, I.I. (eds) Granitsy i kontaktnye zony v istorii i kul 'ture Karelii i sopredel 'nykh regionov [Borders and Contact Zones in the History and Culture of Karelia and Adjacent Regions]. Petrozavodsk: Karelian Research Centre of RAS. pp. 65-76.

35. Vavulinskaya, L.I. (2009) Kul'turnye svyazi mezhdu Kareliey i Finlyandiey v 1950-1970-e gody [Cultural ties between Karelia and Finland in the

1950s - 1970s]. In: Ilyukha O.P. (ed.) Finskiy faktor v istorii i kul'ture Karelii XX veka. Gumanitarnye issledovaniya [Finnish Factor in the History and Culture of Karelia in the 20th Century. Humanitarian research]. Petrozavodsk: Karelian Research Centre of RAS. pp. 322-337.

36. Vavulinskaya, L.I. (2018) Mezhkul'turnaya kommunikatsiya v dialoge Karelii i Finlyandii v 1950-1970-e gg. [Intercultural communication in the dialogue between Karelia and Finland in the 1950s-1970s]. Al'manakh severoevropeyskikh i baltiyskikh issledovaniy. 3. pp. 228-249.

37. Lavrushina, N., Malmi, M. & Tirri, S. (2021) Let's write history of twinning between Karelian and Finnish municipalities. Nordic and Baltic Studies Review. 6. DOI: 10.15393/j103.art.2021.2026

38. Lavrushina, N. (2021) Varkaus - pervyy pobratim Petrozavodska [Varkaus is the first sister town of Petrozavodsk]. In: Karelian Resource Center of Public Organizations. Druzhat goroda: opyt mezhdunarodnogo sotrudnichestva Petrozavodska, Varkausa, Velikogo Novgoroda [Cities are Friends: International cooperation. Experience of Petrozavodsk, Varkaus, Veliky Novgorod]. Petrozavodsk: PIN. pp. 32-43.

39. Shlapeko, E.A. (2012) Rol' gorodskikh elit i pobratimskogo dvizheniya v formirovanii transgranichnykh regionov (na primere razvitiya vneshnikh svyazey Petrozavodskogo gorodskogo okruga, Respublika Kareliya) [The role of urban elites and the sister city movement in the formation of cross-border regions (on the example of the development of external relations of the Petrozavodsk urban district, the Republic of Karelia)]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 4 (1). pp. 374-380.

40. Itkonen, H. et al. (2007) Petrozavodsk — Varkaus. Goroda-pobratimy [Petrozavodsk - Varkaus. Sister cities]. Petrozavodsk: Skandinaviya.

41. Mukhametov, R.S. (2020) Faktory mezhdunarodnoy aktivnosti rossiyskikh gorodov [Factors of international activity of Russian cities]. Vestnik MGIMO-Universiteta. 13 (6). pp. 153-174.

42. Rossiysko-Finlyandskiy kul 'turnyy forum [Russian-Finnish Cultural Forum]. (n.d.) [Online] Available from: https://www.kultforum.org/ru.

43. Stepanova, S.V. (2014) Cross-border tourism in the Russian Northwest: general trends and features of development. Baltic Region. 3 (21). pp. 109-121.

44. Administratsiya Petrozavodskogo gorodskogo okruga [Administration of the Petrozavodsk City District]. (n.d.) Goroda-pobratimy [Sister Cities].

[Online] Available from: http://www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk_new/city/relations/cities/goroda.htm.

45. Stepanova, S.V. (2019) The Northern Ladoga region as a prospective tourist destination in the Russian-Finnish borderland: Historical, cultural, ecological and economic aspects. Geographia Polonica. 92 (4). pp. 409-428. DOI: 10.7163/GPol.0156

46. Administratsiya Kostomukshskogo gorodskogo okruga [Administration of the Kostomuksha City District]. (n.d.) Prigranichnoe sotrudnichestvo Kostomukshi i Kukhmo prodolzhitsya [Cross-border cooperation between Kostomuksha and Kuhmo will continue]. [Online] Available from: https://www.kostomuksha-city.ru/novosti/18303-prigranichnoe-sotrudnichestvo-kostomukshi-i-kukhmo-prodolzhitsya.

47. Nekommercheskie organizatsii Respubliki Kareliya [Non-Profit Organizations of the Republic of Karelia]. (2021) Pobratimskie svyazi: istoriya i sovremennye vyzovy [Sister City Relations: History and Modern Challenges]. [Online] Available from: http://nko-karelia.ru/news/5121.

48. Nekommercheskie organizatsii Respubliki Kareliya [Non-Profit Organizations of the Republic of Karelia]. (n.d.) KROO "Obshchestvo druzhby

"Kareliya — Finlyandiya" [Karelia-Finland Friendship Society]. [Online] Available from: http://nko-karelia.ru/nko/411.

49. Fond Prezidentskikh grantov [Presidential Grants Fund]. (n.d.) Razvitie obshchestvennoy diplomatii i podderzhka sootechestvennikov [Development of public diplomacy and support of compatriots]. [Online] Available from: https://xn--80afcdbalict6afooklqi5o.xn--p1ai/public/contest/directions/diplomacy.

50. Kondrat'eva, S.V. (2020) Rossiysko-Finlyandskiy kul'turnyy forum kak ploshchadka dialoga i razvitiya sotrudnichestva: opyt Respubliki Kareliya

[Russian-Finnish cultural forum as a platform for dialogue and development of cooperation: the experience of the Republic of Karelia]. Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 5. pp. 142-154.

51. Kareliya Turistskaya [Tourist Karelia]. (n.d.) Skul'ptury na Onezhskoy naberezhnoy [Sculptures on the Onega embankment]. [Online] Available from: http://www.ticrk.ru/regions/region/sights/sight/?PID=7519&ID=17004.

52. Respublika Kareliya [The Republic of Karelia]. (2019) 100-letie Respubliki Kareliya. Galereya gorodov-pobratimov otkrylas ' posle rekonstruktsii v Petrozavodske [100th anniversary of the Republic of Karelia. Gallery of sister cities opened after reconstruction in Petrozavodsk]. [Online] Available from: https://gov.karelia.ru/news/28-12-2019-100-letie-respubliki-kareliya-galereya-gorodov-pobratimov-otkrylas-posle-rekonstruktsii-v-petrozavod/.

53. Vserossiyskiy sovet mestnogo samoupravleniya [All-Russian Council of Local Self-Government]. (n.d.) Petrozavodsk. O "Mezhdunarodnykh svyazyakh munitsipalitetov" [Petrozavodsk. About "International Relations of Municipalities"]. [Online] Available from: https://vsmsinfo.ru/press-tsentr/novosti/arkhiv-novostej/1318-petrozavodsk-o-mezhdunarodnykh-svyazyakh-munitsipalitetov.

54. Nekommercheskie organizatsii Respubliki Kareliya [Non-Profit Organizations of the Republic of Karelia]. (2020) Mezhdunarodnye svyazi: opyt sotrudnichestva NKO i munitsipalitetov, 20.10.2020 g. [International relations: the experience of cooperation between non-profit organisations and municipalities, October 20, 2020]. [Online] Available from: http://nko-karelia.ru/news/4632.

55. Yleisradio Oy. (n.d.) Finskie munitsipalitety razryvayut druzhestvennye svyazi s gorodami-pobratimami v Rossii [Finnish municipalities break friendly ties with sister cities in Russia]. [Online] Available from: https://yle.fi/novosti/3-12344465.

Информация об авторе:

Кондратьева С.В. - канд. экон. наук, старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Карельский

научный центр Российской академии наук» (Петрозаводск, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

S.V. Kondrateva, Cand. Sci. (Economics), senior researcher, Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences (Petrozavodsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interest.

Статья поступила в редакцию 05.07.2022; одобрена после рецензирования 08.08.2022; принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 05.07.2022; approved after reviewing 08.08.2022; accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.