Научная статья на тему 'Победа над громом победы. Почему в деле патриотического воспитания нельзя уповать только на усилия государства'

Победа над громом победы. Почему в деле патриотического воспитания нельзя уповать только на усилия государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЬ ПОБЕДЫ / VICTORY DAY / ОТНОШЕНИЕ К ВОЙНЕ / ATTITUDE TOWARDS WAR / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямбург Евгений Александрович

Формирование исторической памяти. День Победы в памяти прошлых и настоящих поколений. Военно-патриотическое воспитание на событиях Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Victory Over The Thunder Of Victory

Formation of historical memory. Victory Day in memory of past and pre-sent generations. Military-patriotic education on the events of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Победа над громом победы. Почему в деле патриотического воспитания нельзя уповать только на усилия государства»

УДК 37.011

ПОБЕДА НАД ГРОМОМ ПОБЕДЫ

Почему в деле патриотического воспитания нельзя уповать только на усилия государства

Евгений Александрович Ямбург,

заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, действительный член (академик) РАО, директор московского Центра образования № 109, Москва

«Фу, как это пошло изрекать банальные истины», — заявила на одном из кинофестивалей интеллектуальная дама, оценивая представленную на нём картину, невольно заставив меня на мгновенье засомневаться в ценности и смысле той деятельности, которой отдана большая часть жизни. Признаться, до сих пор я не причислял себя к пошлякам. Между тем, если вдуматься, то педагогу по большей части из года в год приходится преподносить детям банальные истины. «Волга впадает в Каспийское море» — куда уж банальней. «Земля вращается вокруг Солнца» — трудно претендовать на более оригинальную трактовку мироздания, хотя, как выясняется из социологических опросов, сегодня около двух третей взрослого населения уже не разделяют эту концепцию мироустройства, больше доверяя непосредственным визуальным впечатлениям. Свежо и оригинально — не правда ли?

• день Победы • отношение к войне • военно-патриотическое воспитание

• историческая память

В той же мере это относится к непреложным истинам истории, культуры и нравственности. Увы, значительная часть даже взрослых людей, запутавшихся в трёх соснах (тотального скепсиса, относительности и амбивалентности в оценке всего и вся), сегодня не в состоянии дать крошке сыну ответ на элементарный вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Их самих впору начинать воспитывать по программе детского сада.

— Я прошу не привлекать моего сына к волонтёрской работе в доме престарелых и близлежащих

домах,— недавно заявила мне мать одного подростка, — там он наслушался сомнительных рассказов ветеранов, которые меняют его представления о Великой Отечественной войне и тем самым ослабляют чувства патриотизма.

— Но, послушайте, реальных участников войны остались единицы. Это же так естественно поздравить прикованного к постели одинокого человека, выслушав его не приукрашенный рассказ о фронтовой жизни. Разве это не воспитание патриотизма?

— Старик пожаловался моему пятнадцатилетнему сыну, что во время войны его

Чародное образование 5'2018

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ

долго не повышали в звании и не награждали за интимную связь с фронтовой медсестрой. И это вы называете патриотическим воспитанием? Не кажется ли вам, что существуют более педагогически надёжные и нравственно выверенные пути и способы формирования чувства патриотизма?

— Какие?

— Не делайте вид, что вы не понимаете,

о чём идёт речь. Экскурсии к местам боевой славы, участие в торжественных акциях: парадах и шествиях, таких как «Бессмертный полк».

— Не переживайте, такая акция через пару дней пройдёт и в нашей школе.

— Вот и достаточно, а всякие сомнительные воспоминания нам не нужны.

На том и расстались. А я подумал о том, что в свете так называемой «новой, очищенной нравственности» священные стены, свидетели кровопролитных боёв, восстановленные боевые машины тех лет, идущие в парадной колонне, и фотографии дедов и прадедов наилучшим образом отвечают представлениям этой дамы о патриотическом тренде. Всё дело в том, что они молчат и потому не так опасны, как живые свидетели тех грозных лет, которые своими неуместными рассказами могут, с её точки зрения, исказить светлые представления юношества о минувшей войне.

Кстати, об акции «Бессмертный полк» и других патриотических мероприятиях. Дня не проходит, чтобы та или иная коммерческая или иная общественная организация ни предлагала услуги в деле патриотического воспитания де-

„ ТУ"

тей и молодёжи. Конкурсы и викторины по истории войны, что готовы провести привлечённые специалисты, дизайнерское оформление плакатов, которыми можно украсить всю школу, увеличение фотографий ветеранов и укрепление их на стандартные планшеты. Быстро, выгодно (цены доступные), удобно. А главное — будет чем отчитаться перед соответствующими инстанциями. Высокий уровень военно-патриотического воспитания налицо. И невдомёк этим добровольным помощникам, что своими услугами они в значительной

мере выхолащивают саму суть педагогической деятельности, призванной сделать ребёнка не пассивным потребителем красиво упакованной информации, а активным соучастником важного события. Событие — это то, что затрагивает душу. А ещё — это со-бытие ребёнка, родителя и школы. С этой точки зрения домашние приготовления ребёнка к празднику, когда дома извлекается из семейного архива фотография прадеда и его письма с фронта, и прежде чем закрепить фотографию на самостоятельно сделанное паспарту, идёт сокровенный разговор о его жизни и судьбе. При этом не столь важно, как эти самодельные планшеты с фотографиями прадедов будут выглядеть со стороны. Да, разнокалиберные — зато свои, не приглаженные, но собственными сердцами и руками изготовленные. Так происходит эмоциональное включение ребёнка в контекст отечественной истории, рождается личное отношение к прошлому.

Особый деликатный разговор о личном отношении к войне. Отдаю себе отчёт в том, что он может немедленно вызвать превратные суждения и категорический отпор у многих читателей, разделяющих позицию матери подростка, уберегающей сына от неприятных подробностей. Тем не менее убеждён, что такой разговор сегодня необходим.

Мы с нашей великой и драматической историей двадцатого века до сих пор живём между триумфом и травмой. Победа в Великой Отечественной войне — наш несомненный триумф. Его и отмечает государство как государственный праздник, организуя соответствующие коллективные акции и мероприятия. Но коллективы не могут чувствовать вины и печали. На это способны только индивиды. У последних, однако, есть возможность передать чувства другим людям. Да, победа — это праздник, но, как поётся в известной песне, «это праздник со слезами на глазах». Сейчас уже забылось, как трудно пробивалась эта песня

Народное образование 5'2018

Е.А. Ямбург. Победа над громом победы

к слушателю. Считалось, что слёзы неуместны, поскольку умаляют величие и радость победы.

Так вот, отдавая празднование Дня Победы полностью на откуп государству, мы проявляем умственную и нравственную лень, перекладывая всю ответственность за воспитание детей и юношества на властные структуры. А кроме того, рискуем наступить на те же грабли, воспроизводя пропагандистскую операцию, которая порождала в недавнем прошлом формальное, казенное, а в итоге — циничное отношение к прошлому.

Напомню, как это было. Сначала появилась замечательная лирическая песня ансамбля «Самоцветы» из кинофильма «Минута молчания», где были строки: «Даже не был я знаком с парнем, обещавшим: «Я вернусь, мама». Но вскоре идеологами эпохи застоя был изобретён почин (Если кто забыл, почин — это идеологическая кампания, проходящая под определённым лозунгом). Почин звучал так: «Работать за себя и того парня», он был призван поднять производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Бесконечное транслирование в средствах массовой информации этой инициативы обернулось психологическим отторжением и вызвало к жизни массу непотребных анекдотов о том, что надлежит делать за того парня.

Грохот канонады, салюты, шествия и реконструкции — лишь одна сторона медали, отражающая широкомасштабную государствен -ную стилистику проведения праздника. Иной она у нас быть не может. Но неудобных подробностей сегодня не избежать, их не обойти молчанием. Хотя бы потому, что всё больше книг выпускается по теме «Повседневная жизнь людей в годы войны», где без цензурных изъятий даются письма, дневники и мемуары обычных граждан с их горестями, печалями и недоумёнными вопросами, на которые до сих пор нет внятных ответов. Соответственно, в Интернете размещены аудио-материалы «Голоса блокады» и подобные им, по которым прослеживается духовная жизнь конкретного человека. В частности

матери, поставленной перед трагической дилеммой, кого из двоих детей спасти от неизбежной смерти. Повсеместно возросший интерес к семейной истории наращивает знания людей о прошедшей войне. Но знания и стремление забыть о неприятном исключают друг друга.

Мины, заложенные в прошлом, могут взрываться в любую минуту. Праздник 23 февраля — он давно уже превратился у нас в мужской день, когда девочки класса поздравляют мальчиков. В начале классного часа встаёт мальчик, он чеченец. «Я ненавижу этот праздник. В этот день в 1944 году началась депортация, которая уничтожила половину моего народа». Хлопнув дверью, выходит из класса. Прикажете сделать вид, что ничего не произошло?

Как видим, обсуждения трудных вопросов с юношеством не избежать, как бы этого ни хотелось сторонникам преподнесения подросткам стерильной истории. Но именно на этих путях формируется подлинная гражданственность и трезвое отношение к жизни. Вот почему, испытывая вполне законную гордость за исторические деяния предков, восхищаясь праздничным салютом, необходимо предпринимать собственные усилия для наращивания исторической памяти детей. НО

The Victory Over The Thunder Of Victory

E.A. Yamburg, honored teacher of Russia, doctor of pedagogical Sciences, full member (academician) of the RAO, Director the Moscow center of education № 109, Moscow, Russia

Abstract. Formation of historical memory. Victory Day in memory of past and pre-sent generations. Military-patriotic education on the events of the Great Patriotic War.

Keywords: Victory Day, attitude towards war, military-patriotic education, histori-cal memory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.