Научная статья на тему 'По ту сторону лицевой и изнаночной'

По ту сторону лицевой и изнаночной Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
343
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентичность / маска / образ / социальная норма / identity / mask / image / social norm

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Штайн Оксана Александровна

Современный мир стирает в личности границы лицевого/изнаночного. Традиционное аксиологическое восприятие лицевого определялось как внешняя социальная нормированность, изнаночное как резонирующая внутренняя активность. В оппозиции публичного и приватного формировалась личность. Парадокс современного мира смещает границы манифестации, объявляя это идентичностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Other Side of the Face and Ba

The modern world is to erase the boundaries of personal identity / purl. The traditional perception of facial axiological defined as the external social regulation, seamy as resonant internal activity. In opposition, public and private personality was formed. The paradox of the modern world shifts the boundaries of a demonstration, declaring that identity.

Текст научной работы на тему «По ту сторону лицевой и изнаночной»

О. А. Штайн ПО ТУ СТОРОНУ ЛИЦЕВОЙ И ИЗНАНОЧНОЙ1

Лицевая и изнаночная стороны есть у всего: это текст и подтекст, слово и молчание, поверхность и глубина. В обыденном понимании лицевая сторона представлена непосредственно для восприятия, в то время как изнаночная сторона спрятана, прикрыта лицевой. Лицевая сторона могла бы быть сущностью вещи, по отношению к которой изнанка является чем-то ограниченным и подчиненным, там нити не видны.

Личность как любое явление или феномен, в зависимости от масштаба образа мысли и образа жизни, в традиционном понимании также предполагает наличие лицевой и изнаночной сторон. Интересно отметить этимологию слова «личность». Принято рассматривать «личность» от «лица» или от «личины» (persona) — «маски», но происхождение «личности» от «личинки» заявляется редко. «Личинка» как постоянно формирующееся, становящееся скрытое, готовое в зрелости вспорхнуть и полететь. «Личинка» как метафора потенциально креативного ядра, снимающего в себе оппозицию поверхностное/глубинное, противопоставляющего сферу публичной лицевой манифестации и скрытой изнаночной частной субъективности.

Рассмотрим традиционную дихотомию личности как лицевой — внешней (лицо, личина) и изнаночной — внутренней (оборотной, оборотень) сторон. Лицевая сторона воспринимается как главная, предъявленная взору Другого, существуя на поверхности взглядов и оценок. Лицевая сторона от слова «лицо». В. Даль писал о лице: «В возвышенном значении лик, в бранном, — рожа, харя»2. Вслушаемся: лицо, об-лик, об-личие. Лицо как особа, человек. Лучшая, передняя, верхняя, казовая сторона предмета. Лицо здания, лицо ткани, лицо монеты, лицо улицы, фасад, верх. «Продать товар лицом» — выказать в хорошем виде, «по списку сто человек, налицо девяносто», — налицо — предъявлено, наяву, явлено девяносто, лицо как «явление», «на нем лица нет» — расстроен, лицо как экран эмоций. Личный — личный состав — люди, из которых он состоит, личная ответственность. Личильщик — полировщик,

1 Статья выполнена при поддержке РГНФ, грант 11-43-93010к.

2 Даль В. Толковый словарь. — М.: Прогресс, 1979. — С. 81.

254

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Выпуск 3

гладильщик («Лица, выточенные пилочкой»3, — так говорил Ж.-П. Сартр о людях повседневности). Не только люди повседневности представлены посредством лица. Николай Кузанский пишет, что Бог изображает нас, «меняясь, поскольку не перестаёт быть истиной моего лица»4, и остаётся неизменным, поскольку, как предел, не следует за изменениями изменчивого изображения. Личина — накладная рожа, харя, маска. Личинка — полуживое существо, из которого вылетает подлинное насекомое. Лицезрение — созерцание своими очами, лицом к лицу. Лицемерить, лицемерствовать, принимать на себя личину, быть двуличным, действовать притворно. Лицеприятный — приятный взору.

Лицевая сторона выполняет функцию внешнего нормирования со стороны традиции, культуры и социальных институтов. Лицевая сторона выставляет напоказ предметы, явления, разрешая видеть их. «Благодаря фасаду вещь, хранящая свою тайну, предстает замкнутой в своей монументальной сущности и мифологичности, где она сверкает великолепием, но не раскрывает себя»5. Процесс предъявления знаков на лицевой стороне взору Другого связан с процессом мифологизации: можно предъявить несуществующее или предъявить выборочно, стремясь к контролю или даже манипулированию впечатлениями Другого. Священные знаки на коже в виде архаического орнамента, татуировки, скарификации, пирсинга, обрезания возвращают индивида в сферу внутренне значимых ценностей, вынесенных наружу.

Лицевая сторона это когда лидеры политических партий во время съемок избавляются от очков и сигарет, стараясь приблизить свой облик к идеальному. Р. Барт пишет6, что в предвыборной фотографии кандидаты предъявляют не только политическую программу, но и телесную атмосферу. Лицевая сторона — это постоянная улыбка администратора гостиницы, похожая на уставший оскал. В повседневном мире лицевая сторона перестала быть только «накладной личиной», она растворилась в телесной экспрессии и аффективной «лицёвости»7, в манере поведения и представления себя другим, сохраняя при этом функцию защиты перед волной лиц, взглядов, экспрессий, способных подавить, раздавить или ввести человека в заблуждение. Так, Лейбниц критикует декартовское сравнение природы с механизмом. В образе механизма Лейбниц видел не что иное, как скольжение по поверхности: «устройство механизма ввиду отсутствия у него внутреннего измерения не допускает никакого иного уровня, кроме плоского, внешнего, всецело наружного. Жизнь же требует наличия “внутренности”, некоего глубинного слоя, сокровенного уровня»8. Внутренняя сторона, сокровенная и глубинная, противопоставляется внешней, плоской и наружной.

Изнаночная сторона утверждается через отрицание лицевой: «Обращать изнанку в лицо — значит перелицовывать, выворачивать»9. Изнанка — тыл, ничка,

3 Сартр Ж.-П. Произведения. — СПб.: Азбука, 1999. — С. 157.

4 Кузанский Н. О видении Бога // Кузанский Н. Соч.: в 2-х т. — М., 1980. — Т. 2. — С. 67.

5 Левинас Э. Избранное: тотальность и бесконечность. — М., СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 2000. — С. 199.

6 Барт Р. Предвыборная фотография // Барт Р. Мифологии. — М.: Искусство, 1996. — С. 201.

7 Термин «лицёвости» применяют в своих работах «Тысяча плато», «Капитализм и шизофрения. Антиэдип» Ж. Делёз и Ф. Гватари и в работах «Феноменология тела», «Белая стена — черная дыра» Валерий Подорога.

8 Лейбниц Г. В. Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции.//Лейб-ниц Г. В. Сочинения: В 4-х т. — М.: Мысль, 1982. — Т. 1. — С. 245.

9 Даль В. Толковый словарь. — М.: Прогресс, 1979. — С. 82.

нелицевая, внутренняя, оборотная или нижняя сторона чего-либо. Она скрытая, обычно отрицательно воспринимаемая, сторона явления; так как содержит в себе подоплеку. Салтыков-Щедрин говорил: «Не раз случалось мне слышать от людей благорасположенных: зачем вы всё изнанку да изнанку изображаете?»10 Но в изнанке есть привлекательность и таинственность. Опять же из народной мудрости: «На лицевой стороне монеты орел, на оборотной (ничке) надпись»11. Вот эта надпись и несет содержание, которое предъявляется лицом. Изнаночная сторона скрывается, прячется. Э. Гоффман12 приводит пример о публично представленном и скрываемом. В обыденной действительности в гостиных комнатах домов занавески бывают яркие и праздничные, в то время, как в комнатах, не предназначенных для принятия гостей, буднично-пастельные или немарко-серые. Если брать такое сравнение, то именно в гостиных комнатах мы видим пустое пространство, предназначенное для Другого, в то время, как комнаты служебные полны бытовыми предметами, но именно они несут информацию о хозяине. Гостиные комнаты стандартно выстроены в соответствии с модой и временем, они схожи между собой. Служебные или скрытые от глаз гостей комнаты приватны, отличны. Как у Толстого: все семьи счастливы одинаково, и все различны в своем несчастье.

Пруст писал, что по изнанке платья можно говорить о благородном происхождении его хозяина. Поворот интересен тем, что по ту сторону изнаночных линий побывать хочется далеко не всем. Приятнее и комфортнее сидеть в гостиных комнатах с занавесками, напоминающими занавес сцены театра. Сценарий поведения прописан давно и стандартен для всех. А вот хозяйственные комнаты будут интересны либо для профессионалов, получающих за это компенсацию, либо для увлеченных (любовь, привязанность).

Изнанка — частная субъективность, идентичность. Она формирует идентичность через остаток от вычитания из внешних требований собственных представлений. Лицевая сторона — внешняя публичность, нормы, мерки. Дистанция внешней публичности по отношению к частной субъективности в общем представлении носит характер разоблачения (развоплощения). Сама дистанция между лицевой и изнаночной сторонами — ссылка на то, что за лицом нашей публичной идентичности скрывается теплое и уязвимое человеческое существо. Это посыл к желанию разоблачения, ненаступление которого ведет к разочарованию. Не нужно ожидать, что солдат в образе строго исполняющего приказы военного станет плакать. Разоблачения может не наступить: солдат действительно не проронил ни слезинки при выполнении милитаризованной операции, убежденный в том, что губит не людей, а врагов. Сл. Жижек13 приводит пример: в 2001 г. аргентинцы вышли на улицы, выступая против правительства и против министра экономики Кавалло в частности. Когда толпа окружила здание, Кавалло сбежал в маске самого себя (они продавались в лавках) и был незамечен. Это неожиданное преднамеренное развоплощение привело к поставленному результату.

Лицевая и изнаночная стороны определяются через границу, порог, своим присутствием указывая не только на наличие комплиментарности, но и на наличие

10 Там же. С. 83.

11 Там же.

12 Гоффман Э. Представление себя другим. — М.: Кучково поле, 2000.

13 Жижек Сл. Кукла и карлик. — М.: Издательство «Европа», 2009. — С. 329.

Другого: «За любой чертой, по ту сторону скрывается Другой»14. Опыт границы — это доступный нам в имманентной действительности опыт трансценденции. Через порог, границу, «границу натяжений» протекает поток событий внешнего мира: он задерживает в себе определенное внешнее воздействие, чтобы тут же измениться в реакции на это воздействие. Но граница не только разделяет, она соединяет. Граница определяет трансфигурацию пустоты между лицевой и изнаночной сторонами. Эта траектория вырисовывается в линии, адекватной для завершения Другого и неадекватной для завершения меня, так как Я существует, постоянно расширяя и изменяя пределы внутреннего пространства. Только Другой переживается мной как сопри-родный внешнему, лицевому миру. Я для себя не соприроден внешнему миру, во мне есть сознание или «внутренняя активность»15, которая конструирует внешний мир. Другой интимно связан с миром, Я с моей «внутренней внемирной активностью»16. Даже если Я конструирую образ себя и его границы, то результат не будет обладать убедительностью, так как Я не перестаю переживать себя изнутри, с изнанки.

Ассоциативным примером линии натяжений между лицевым и изнаночным является кожа, отделяющая внутреннее (психическое) состояние тела от внешней среды. П. Валери говорил, что полный смысл понятию тела придает понятие кожи. Кожа находится в ожидании касания. Кожу как некий покров, защитную высокочувствительную оболочку, нельзя превзойти внешним воздействием. Она, являясь физиологически вибрирующей поверхностью тела, константно меняет свою линию натяжений. Кожа — это граница между реальным и виртуальным, профанным и сакральным, явным и тайным, поверхностным и глубинным. В единстве этих состояний создается некая телесная схема — единая психическая форма внутреннего и внешнего представления тела.

О каких границах личности мы говорим, если нас интересует не только формализм? Лицевая как предъявленная форма и изнаночная как скрытое содержание. Дезавуированные и обезличенные: что между? Разрыв? Пустота? Сущность? Вечное и временное в событии «воплощения», когда обыденная реальность соприкасается с вечностью. Всеобщее и частное: парадокс универсального сингулярного, — сингулярное, которое выступает в качестве заместителя всеобщего. Представление и отставка — пред и отставки, когда ставка сродни норме. Преклонение и отклонение от у-клона, когда клон сродни меры (от-мерить, у-мерить). Поверхностное и глубинное: кто измеряет, что есть сверх, а что у- меры? Универсальное и сингулярное: если Христос — сингулярное универсальное, так как он не разделен на человеческую и божественную части своей природы. Универсальное снимается или обретается в сингулярном? Потустороннее и посюстороннее: по ту и эту сторону границы. Присутствие и отсутствие: при и от-своей сути? Трансцендентальное и имманентное, субъективация и десубъективация. Что это, — предел? Иначе недифференцированность? Перверсия? Любая оппозиция обращает нас к Другому или к образцу: мере, норме, сути. Это вопросы формирования идентичности и вечного поиска невечной личности.

14 Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. — Минск: Харвест. — М.: АСТ, 2000. — С. 346.

15 Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 2000. — С. 66.

16 Там же. С. 67.

Поскольку субъективность истерична, она возникает, ставя под сомнение интерпеллирующий вызов Другого. Мы имеем дело с описанием перверсивной десубъек-тивации: субъект избегает своей конститутивной расщепленности, превращая себя в инструмент воли Другого. Например, в лакановском смысле «счастье» опирается на неспособность субъекта осознавать последовательность своих желаний. В нашей повседневной жизни мы делаем вид, что желаем того, чего на самом деле не желаем, отсюда, худшее, что может с нами случиться, — мы получим то, чего желаем «официально», публично, внешне. Оппозиция определяет интерсубъективность как данность. Интерсубъективность в свою очередь определяет субъективность. Эрнст Юнгер17 говорит о бое лицом к лицу как о подлинно интерсубъективном столкновении.

Ранее случаи смещения лицевой и изнаночной явленности были редкими, сакральными и, конечно, анормальными. Например, юродивый, ряженый в тулупе наизнанку. Дж. Агамбен18 приводит страшный исторический пример о евреях в немецких лагерях. Тех, кто терял человеческое чувство собственного достоинства и сопричастности, называли «мусульманами». У «мусульманина» не было лица и изнанки, то есть черты, которая отделяла нормальное от падшего. «Мусульмане» — люди в экс-тимном смысле, они лишены человеческого достоинства и приличия. Они не боятся смерти, не борются за существование, честь. В них нет злобы, обиды, аппетита, страха, вкуса и воли к жизни.

Если не говорить об исключительных индивидуальных и исторических случаях, то можно отметить, что в современной действительности предел, граница, экзистен-циал теряют свою силу и, как следствие, свою силу теряют оппозиции и бинарности. Современный петербургский исследователь Валерий Савчук говорит: «Серьезное отношение к переходу через линию переносится на серьезное отношение к новой ситуации мира, в которой переход через линию — повседневность, докучливая необходимость»19. Докучливая необходимость заменяет экзистенциал и предел. Отказ от линейного мышления в постмодерне рождает ситуацию игрового отношения к любым табу и демаркациям, ситуацию отказа от границы как таковой. В. Савчук обращается к М. Фуко: «Трансгрессия относится к пределу не как черное к белому, не как запрещенное к разрешенному, внешнее к внутреннему»20. Образ, в котором стираются границы внешнего/внутреннего, поверхностного/глубинного, заменяет личность с ее оппозициями лицевая/изнаночная, лицо/маска. Можно говорить об актуализации рассмотрения «личности» как «личинки», в которой стираются лицевые и изнаночные швы.

Повсеместно контролирующий взгляд фото- и видеокамер принуждает людей превращаться в образы, отслаивая от себя амальгаму видимости. Паноптизм власти по М. Фуко, проявляется в оптической структуре надзора и наказания, дисциплине, воспитании и эмансипации. Вокруг царит апофеоз «бестелесной самости»21. Отсутствие

17 Юнгер Э. Через линию // Судьба нигилизма. — СПб.: Университетская книга, 2009.

18 Цит. по: Жижек Сл. Кукла и карлик. — М.: Издательство «Европа», 2009. — С. 301.

19 Савчук В. Нигилизм. Дискуссия ХХ века // Кампер Д. Тело. Насилие. Боль. — СПб.: РХГА, 2010. — С. 171.

20 Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль ХХ века. — СПб.: Университетская книга, 1999. — С. 118.

21 Кампер Д. Тело, знание, голос и след. Перевод с нем. М. Степанова // Кампер Д. Тело. Насилие. Боль. — СПб.: РХГА, 2010. — С. 90.

предмета и присутствие образа. Лицевая репрезентация вершится через неприсутствие. Еще Р. Барт говорил: «Образ — это смерть в личности», а «участь мира принадлежит картинам мира»22. В лекции «Злой демон образов» Ж. Бодрийяр23 утверждает, что образ обладает собственной имманентной логикой, имморальной логикой без глубины, по ту сторону добра и зла, по ту сторону истины и лжи. Не мир, а картина мира, не личность, а образ личности, не лицевая и изнаночная, а шов, которым пишется биография. Юнгеровская линия имплицитно связана с линией фронта, экзистенциальный предел связан с осознанием абсурда, а современная демаркационная линия вбирает в себя и лицевую, и изнаночную стороны, оставляя на поверхности швы, следы, раны, шрамы, суть которых в них самих. Размываются коннотации между «да» и «нет», и мы оказываемся по ту сторону лицевой и изнаночной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барт Р. Предвыборная фотография // Барт Р. Мифологии. — М., 1996.

2. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 2000.

3. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. — 1992. — № 10.

4. Гоффман Э. Представление себя другим. — М.: Кучково поле, 2000.

5. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. — Минск: Хар-вест. — М.: АСТ, 2000.

6. Даль В. Толковый словарь. — М.: Прогресс, 1979.

7. Жижек Сл. Кукла и карлик. — М.: Издательство «Европа», 2009.

8. Кампер Д. Тело, знание, голос и след. Перевод с нем. М. Степанова // Кампер Д. Тело. Насилие. Боль. — СПб.: РХГА, 2010.

9. Кузанский Н. О видении Бога.//Кузанский Н. Соч.: В 2-х т. — М., 1980. — Т. 2.

10. Левинас Э. Избранное: тотальность и бесконечность. — М.; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 2000.

11. Лейбниц Г. В. Об усовершенствовании первой философии и о понятии субстанции // Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4-х т. — М.: Мысль, 1982. — Т. 1.

12. Савчук В. Нигилизм. Дискуссия ХХ века // Кампер Д. Тело. Насилие. Боль. — СПб.: РХГА, 2010.

13. Сартр Ж.-П. Произведения. — СПб.: Азбука, 1999.

14. Слотердайк П. Сферы 1. Микросферология. — СПб.: Наука, 2005. — Т. 1.

15. Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль ХХ века. — СПб.: Университетская книга, 1999.

22 Там же. С. 102.

23 Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. — 1992. — № 10. — С. 64-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.