Научная статья на тему 'По поводу заметки И. Р. Мерзликина «Встреча колибри в городе Сумы»'

По поводу заметки И. Р. Мерзликина «Встреча колибри в городе Сумы» Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
132
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По поводу заметки И. Р. Мерзликина «Встреча колибри в городе Сумы»»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1398: 362-363

По поводу заметки И.Р.Мерзликина «Встреча колибри в городе Сумы»

Н.П.Кныш

Николай Петрович Кныш. Гетманский национальный природный парк, ул. Мира, д. 6, г. Тростянец, Сумская область, 42600, Украина. E-mail: knysh.sumy@email.ua

Поступила в редакцию 21 января 2017

В одном из последних выпусков Русского орнитологического журнала внимание привлекла и, надо сказать, озадачила заметка И.Р. Мерзликина (2017) о наблюдении колибри (вид не определён) в городе Сумы. Вкратце «фабула» такова: солнечным днём 28 сентября врач поликлиники во время перерыва стоял возле клумбы ... над высокими цветами завис колибри и, погружая в них свой длинный клюв, пил нектар ... птица находилась в 0.5 м от него на уровне лица, и он отчётливо видел каждое пёрышко на её теле...

В принципе не отбрасывая возможность встречи колибри, сбежавшего, например, из неволи (хотя что-то не довелось слышать, чтобы кто-то в городе Сумы содержал подобных экзотов), хочу поделиться серьёзными сомнениями в правильности идентификации наблюдавшегося существа, поставив для этого ряд вопросов. Дело в том, что сам факт наблюдения чего-то иллюзорного представлен автором с чужих слов — с этого всё и начинается.

Почему-то ни очевидец, ни автор заметки не заинтересовались на каких «высоких» («на уровне лица») цветах (рудбекия рассечённая Rudbeckia laciniata, георгина перистая Dahlia pinnata, «сентябрина» Aster novae-angliae, A. novi-belgii, или какие-то другие?) кормилась птица. Ведь неплохо бы узнать, какое наше осеннее цветковое растение могло привлечь колибри и удовлетворить немалую потребность его в нектаре. Также ничего не сообщается о размерах птицы. А самое важное, что не рассматриваются альтернативные варианты объяснения увиденного.

Автор избегает мысли, что это могло быть что-то иное, например, какая-то бабочка из семейства бражников Sphingidae. Достаточно заглянуть в интернет, чтобы убедиться, как часто люди воспринимают бражников за колибри: «я тоже видела колибри, с расстояния в 20 см, трудно ошибиться. Клюв птички, хоть и маленькой, с языком бабочки не спутать», «видел колибри, но все утверждают, что я что-то спутал, облазил весь интернет, посмотрел все фотографии колибри, уверен, что это была она», «прилетает на закате солнца, вот такая птичка. На фото видно плохо, но я думаю, что это колибри» и т.д. и т.п. Мне тоже,

на Сумщине и в Крыму, в момент наблюдения кормящегося бражника неоднократно приходилось объяснять студентам и случайным людям, что это не колибри, а бабочка. Чаще всего наблюдается активный в дневные часы языкан обыкновенный Macroglossum stellatarum, реже попадаются более крупные бражники - подмаренниковый Hyles galii и молочайный H. euphorbiae, а также, в лёгких вечерних сумерках — бражник сиреневый Sphinx ligustri. Все они могут кормиться на цветках в непосредственной близости (0.2-0.5 м) от наблюдателя, чего, наверное, нельзя сказать о колибри.

Единственный заслуживающий внимания довод в пользу колибри это то, что он «был однотонного металлического тёмно-синего цвета». Однако здесь вполне возможна ошибка восприятия человека, поражённого необычным подвижным объектом, в мерцании крыльев которого смазывается окраска, и позже, уже по памяти, «закрасившего» его в тёмно-синий цвет.

Как видно, вопросы к автору публикации есть. Уверен, что ни одна орнитофаунистическая комиссия не утвердила бы это сомнительное наблюдение колибри.

Напоследок добавлю, что И.Р.Мерзликин часто с лёгкостью пересказывает необычайные истории, случавшиеся с разными птицами. В том числе: о добывании серой неясытью Strix aluco поросёнка вьетнамской породы (даже новорождённые поросята почти равны по массе ночному хищнику!); о тетеревятнике Accipiter gentilis, у которого в момент охоты на зайца-русака Lepus europaeus оторвалась нога; о гибели подо льдом во время купания сером гусе Anser anser (Мерзликин 2006, 2010; Мерзликин, Савостян 2007) и т.д. Все эти «охотничьи байки» вызывают законный скепсис, в первую очередь потому, что основаны не на собственных наблюдениях, а на домыслах «очевидцев», и ничем не документированы.

Литер атура

Мерзликин И.Р. 2006. О трагической охоте ястреба-тетеревятника на зайца-русака //

Ав1фауна Украти 3: 105. Мерзликин И.Р. 2010. О добывании серой неясытью поросёнка вьетнамской породы // Беркут 19, 1/2: 73.

Мерзликин И.Р. 2017. Встреча колибри в городе Сумы // Рус. орнитол. журн. 26 (1392): 144-145.

Мерзликин И.Р., Савостян В.М. 2007. О необычном случае гибели серого и домашних гусей // Беркут 16, 2: 249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.