Научная статья на тему 'ПО ПОВОДУ СТАТЬИ М.В. АЛЕКСЕЕВОЙ И В.А. ХРУСТАЛЕВОЙ «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОТРАНСПОРТА»'

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ М.В. АЛЕКСЕЕВОЙ И В.А. ХРУСТАЛЕВОЙ «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОТРАНСПОРТА» Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ПОВОДУ СТАТЬИ М.В. АЛЕКСЕЕВОЙ И В.А. ХРУСТАЛЕВОЙ «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОТРАНСПОРТА»»

ДИСКУССИИ ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

£2

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ М. В. АЛЕКСЕЕВОЙ И В А. ХРУСТАЛЕВОЙ «■ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОТРАНСПОРТА»1

Проф. 3. Г. Вольфсон

В статье освещен актуальный вопрос о составе автомобильных выхлопных газов и способе их обезвреживания. Авторы совершенно правильно отмечают, что многими исследователями изучался состав выхлопных газов, но вопрос этот не может считаться полностью решенным. Естественно было ожидать, что в статье будут приведены хотя бы краткие литературные данные о состоянии этой проблемы и проведенных по ней исследованиях. Без этого остается неясным, что же нового внесли авторы в этот нерешенный вопрос.

Поскольку в статье излагается работа, проведенная в гигиеническом научно-исследовательском институте, следовало ожидать, что авторы осветят полученные ими результаты химических исследований с гигиенических позиций, т. е. дадут гигиеническую оценку обнаруженного ими состава выхлопных газов автомашин.

В составе выхлопных газов авторы обнаружили ряд ядовитых соединений (акролеин, кетоны, ароматические углеводороды), о которых мало говорилось в предыдущих исследованиях. При этом авторы ограничились лишь изложением результатов анализов выхлопных газов, ничего не упомянув о токсичности указанных химических соединений. Поэтому неконкретным является первый пункт выводов авторов о том, что «воздух городов, в которых отмечается интенсивное движение автотранспорта, загрязнен выхлопными газами, в состав которых входит значительное количество токсических соединений».

Это—общее положение, давно известное из предыдущих исследований. К тому же этот пункт неправильно сформулирован, так как установлено, что выхлопными газами загрязнен атмосферный воздух не только в городах с интенсивным движением автотранспорта, но и в любом городе, где имеется автомобильное движение. От интенсивности же движения автомашин зависит большая или меньшая концентрация выхлопных газов в том или ином районе города.

Интересные данные о содержании органических веществ в воздухе у выхлопа автомашин приведены в табл. 2. Однако эти данные в значительной степени теряют свое практическое значение, поскольку нет указаний о режиме работы двигателя автомобилей и других условиях отбора проб для определения состава выхлопных газов.

В табл. 2 даны результаты анализов 5—6 проб от каждой обследованной автомашины, при этом в каждой группе проб имеются большие колебания в концентрациях обнаруженных органических соединений. Так, содержание непредельных углеводородов в выхлопных газах на расстоянии 0,5 м от выхлопа автомобиля «Победа» колеблется от 5 до

1 Гигиена и санитария, 1960, № 5.

470 мг/м3, содержание формальдегида на том же расстоянии от автобуса «ЗИЛ» — от 0,16 до 2 мг/м3 и т. д. Отсутствие данных об условиях отбора проб не дает возможности определить причины, от которых зависят столь значительные колебания в концентрациях органических веществ, обнаруженных авторами, а это очень важно для практических выводов.

То же самое следует сказать и о концентрациях вредных веществ в воздухе на улицах, приведенных в табл. 3, где показаны концентрации окиси углерода от 4 до 80 мг/м3, непредельных углеводородов — от 0 до 160 мг м3 без указаний, при каких условиях отбора проб они получены.

В табл. 1 дано суммарное количество углерода органических веществ, полученное у выхлопа автомашин, а в табл. 2 приведены отдельные ингредиенты органических соединений, обнаруженных в выхлопных газах. Между тем в то время как в этой таблице даны концентрации кетонов, непредельных углеводородов и других органических веществ, совершенно не приводятся данные о насыщенных углеводородах, которые входят в состав выхлопных газов автомобилей.

Следует также указать, что в табл. 1 приводится количество углерода органических веществ и окиси углерода, полученное у выхлопа автомашин, без обозначения, на каком расстоянии от выходного отверстия выхлопной трубы взяты пробы. А это очень существенно.

Как известно, состав выхлопных газов значительно меняется по мере удаления от выхлопной трубы.

Большой интерес представляет 2-я часть статьи, в которой изложены данные об эффективности дожигания выхлопных газов при помощи платинового катализатора «оксиката», примененного во Франции.

В табл. 4 приведены результаты испытания на стенде двигателя «Москвич-407», к которому был присоединен указанный дожигатель. В табл. 4 дан анализ выхлопных газов с использованием катализатора и без него, при этом указан режим работы двигателя при отборе проб газов, что дает возможность судить о гигиенической эффективности дожигателя при разных условиях эксплуатации автомобиля. Очень желательно, чтобы совместная работа авторов с работниками Института автомобильного моторостроения не ограничилась этим лабораторным испытанием, а продолжалась бы дальнейшими исследованиями в условиях эксплуатации автомашин на линии.

Аналогичные лабораторные испытания дожигателей выхлопных газов автомобилей проводятся уже длительное время в СССР и за рубежом. Уместно напомнить, что испытания катализаторов, сконструированных из доступных для массового применения материалов, показали не менее положительный гигиенический эффект, чем дорогие катализаторы из платины. Так, испытания катализатора из красцой меди проведены нами в Институте общей и коммунальной гигиены АМН СССР и дали хороший эффект почти полного дожигания выхлопных газов.

Надо полагать, что авторы ознакомились с результатами изучения выхлопных газов рядом исследователей в Москве, Ленинграде, Львове и других городах. Почему же это не нашло отражения ни в тексте ■статьи, ни в приложенном списке литературы?

Поступила 14/Х1 1960 г.

-й- -й- ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.