Научная статья на тему 'По итогам работы v съезда Российского психологического общества'

По итогам работы v съезда Российского психологического общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1588
3475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС / КЛЯТВА / КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / РЕЗОЛЮЦИЯ / RUSSIAN PSYCHOLOGIC SOCIETY / CODE OF ETHICS / OATH / CLINICAL PSYCHOLOGY / HEALTH PSYCHOLOGY / RESOLUTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы —

Представлен Этический кодекс психолога, клятва российского психолога, принятые V съездом Российского психологического общества, а также содержится текст резолюции направления "Психология здоровья и клиническая психология".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologist's code of ethics, Russian psychologist oath and resolution of Health Psychology and Clinical Psychology workgroup approved on the 5 th congress of the Russian psychological society are submitted.

Текст научной работы на тему «По итогам работы v съезда Российского психологического общества»

ПО ИТОГАМ РАБОТЫ V СЪЕЗДА РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

(Москва, 14-18 февраля 2012 г.)

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА

Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных", Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации "Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования", международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.

Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.

В настоящем Этическом кодексе термин "Психолог" относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.

В настоящем Этическом кодексе термин "Клиент" относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.

Действие Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством Интернета.

Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, ко-

торое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.

Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

Принцип уважения

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.

Принцип уважения включает:

- уважение достоинства, прав и свобод личности.

Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение

Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.

Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.

Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц;

— конфиденциальность.

Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.

Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.

Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.

Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.

Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.

Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы;

— осведомленность и добровольное согласие Клиента.

Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.

Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.

Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.

Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.

В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента;

— самоопределение Клиента.

Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с Психологом и прекращать их.

Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудни-

честве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.

Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).

Принцип компетентности

Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.

Принцип компетентности включает:

— знание профессиональной этики.

Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.

Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.

Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.

В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь;

— ограничения профессиональной компетентности.

Психолог обязан осуществлять практическую деятельность

в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.

Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологи-ческое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.

169

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.

Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента;

— ограничения применяемых средств.

Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.

Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений;

— профессиональное развитие.

Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования);

— невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях.

Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.

170

Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.

Принцип ответственности

Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.

Принцип ответственности включает:

— основная ответственность.

Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.

Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.

Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство;

— ненанесение вреда.

Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, кото-

рые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования;

— решение этических дилемм.

Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.

В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.

Принцип честности

Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

Принцип честности включает:

— осознание границ личных и профессиональных возможностей.

Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей;

— честность.

Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.

Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.

При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о следующем:

— в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;

— он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;

— профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;

— для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.

При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.

Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.

Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциального Клиента. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.

Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиента или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью;

— прямота и открытость.

Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.

Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия;

— избегание конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.

Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.

Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.

Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами;

— ответственность и открытость перед профессиональным сообществом.

Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика

в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.

Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.

Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.

Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

Нарушение Этического кодекса психолога

Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.

Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.

В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.

В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс психолога принят 14 февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.

КЛЯТВА РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГА

Получая высокое звание российского психолога и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

— честно исполнять свой профессиональный долг, соблюдая этические принципы работы российского психолога;

— посвятить свои знания и умения сохранению и укреплению психологического здоровья и благополучия человека;

— быть всегда готовым оказать психологическую помощь;

— проявлять высочайшее уважение к жизни, правам, благополучию и достоинству человека;

— хранить благодарность и уважение к своим учителям;

— быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

— доброжелательно относиться к коллегам;

— обращаться к коллегам за помощью и советом, если этого требуют интересы людей, обратившихся ко мне за помощью;

— никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

— постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство;

— беречь и развивать славные и благородные традиции российской психологической науки.

Да буду я чист в своих делах и помыслах.

Если же я нарушу эту клятву, то пусть меня осудит психологическая корпорация по всей строгости закона и обычая.

Клятва торжественно приносится при вручении диплома о высшем психологическом образовании

ПРОЕКТ

Резолюция V съезда Российского психологического общества Направление "Психология здоровья и клиническая психология"

1. Повышение статуса и влияния клинической (медицинской)

психологии в современном обществе.

Клинические (медицинские) психологи, непосредственно участвуя в изменениях, происходящих в стране за последние годы, видят свою основную задачу в научном и практическом обеспечении решения актуальных проблем, встающих перед обществом.

Для решения этой задачи, по итогам дискуссий на секции, вносятся следующие предложения.

1.1. Создать секцию РПО "Психология здоровья и клиническая психология", одной из задач которой станет организация процесса реализации решений, закрепленных в резолюции секции в период между съездами РПО. Для координации этого процесса создать при секции инициативную группу, объединенную во Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК секции), одновременно учредив должность председателя ВНИК и его заместителей по основным направлениям работы.

1.2. Признать проблему здоровья личности, нации приоритетной для научных исследований, финансирования (адресных грантов по теме), широкого обсуждения в рамках научных конференций, грантов и исследовательских проектов. В связи с этим закрепить за создаваемой секцией РПО "Психология здоровья и клиническая психология" (ВНИК-секцией) функцию анализа вновь вводимых законодательных документов с точки зрения их влияния на психическое здоровье населения.

1.3. Уделить особое внимание более активному включению клинических психологов в решение следующих наиболее приоритетных для здоровья населения России проблем:

— распространение и поддержание установок на здоровый образ жизни;

— повышение коммуникативных компетенций специалистов, работающих в сфере здравоохранения и образования;

— профилактика и коррекция разных форм зависимого поведения (от алкоголя, от ПАВ и др.);

— профилактика и лечение депрессивных и тревожных расстройств и тесно связанного с ними суицидального поведения;

— повышение качества и доступности психологической помощи российским семьям, профилактика социального сиротства, развитие службы семейного жизнеустройства детей-сирот и профессионального сопровождения приемных семей;

— совершенствование организационных и научных основ психотерапевтической помощи, психологического консультирования и реабилитации как важнейших звеньев в системах здравоохранения и образования.

1.4. Шире использовать возможности совместного участия клинических (медицинских) психологов и врачей в обсуждении и решении актуальных проблем общественного здоровья.

1.5. Продолжить работу над интеграцией отечественных и зарубежных достижений клинической (медицинской) психологии с целью их внедрения в практику сфер здравоохранения, образования и социальной работы.

1.6. Определить электронное печатное издание (ЭПИ) "Медицинская психология в России" как общественный орган создающейся секции. Ходатайствовать перед ВАК РФ о включении данного профильного издания (при выполнении редакцией всех необходимых требований) в список изданий ВАК, рекомендованных для публикации результатов научных исследований.

1.7. Опубликовать резолюцию в центральных периодических психологических изданиях.

2. Расширение списка задач, решаемых клиническими (медицинскими) психологами в системах здравоохранения, образования и социальной защиты.

Будучи непосредственно включенными в повседневную работу системы здравоохранения РФ, клинические психологи видят себя частью этой системы, участвующей в решении задач достижения качества медицинских услуг и обеспечения их разнообразия. Внедрение программ психопрофилактики и своевременное выявление групп риска среди детей и молодежи делает также необходимым более широкое применение клинической психологии в системе образования и социальной защиты.

Для решения этих задач по итогам дискуссий на секции признано необходимым принять ряд организационных мер.

2.1. Разработать документы (нормативы, концепции, стандарты), обеспечивающие расширение участия клинических психологов в работе учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты:

— обеспечить активное участие клинических психологов в учреждениях психиатрического профиля не только на этапе диагностики, но и на этапах терапевтической работы, реабилитации;

— повысить роль психологов при оценке уровня психического развития ребенка и выставлении соответствующего психиатрического диагноза, для обеспечения контроля и верификации спорных диагнозов добиваться создания альтернативных комиссий (ПМПК) на базе ведущих профильных учреждений городов и регионов с участием клинических психологов;

— способствовать расширению списка задач, стоящих перед клиническим (медицинским) психологом в педиатрической клинике, женских консультациях, перинатальных центрах, обратиться в Минздравсоцразвития с предложением о включении в штатное расписание этих учреждений должностей медицинских психологов, в крупных учреждениях - с предложением об организации психологических служб;

— способствовать включению в документацию служб родовспоможения и женских консультаций заключения клинического (медицинского) психолога о наличии/отсутствии нерешенных психологических проблем у матери (с учетом крайней важности этой задачи для состояния психического и соматического здоровья матери, ребенка и семьи в целом, для сокращения числа отказов от детей);

— в связи с научно обоснованной необходимостью психологического сопровождения многих соматических больных обратиться в Минздравсоцразвития с предложением о введении в штатное расписание учреждений соматического профиля должностей клинических (медицинских) психологов и создании психологических лабораторий (служб) и психотерапевтических отделений с участием клинических психологов;

— способствовать становлению и развитию службы реабилитации в соматической, токсикологической, нейрохирургической клиниках с обязательным участием в работе клинических (медицинских) психологов;

— разработать концепцию профессиональной деятельности и функциональных обязанностей клинических (медицинских) психологов во вновь образованных в Российской Федерации центрах здоровья;

— максимально привлечь клинических (медицинских) психологов к программам диспансеризации населения (детей и взрослых).

2.2. Расширить роль клинической психологии в подготовке врачей, психологов других специальностей и социальных работников:

— разработать концепцию подготовки психологов, занимающихся консультированием в области клинической психологии, с целью защиты интересов потребителей психологической помощи;

— признать необходимым формирование навыков профессионального общения - одной из важнейших составляющих качества медицинских услуг и добиваться отработки этой компетенции при участии клинических психологов на всех этапах подготовки врачебных кадров;

— провести экспертную оценку программ преподавания клинической психологии для специалистов "помогающих профессий";

— совместно с Экспертным советом ВАК систематически проводить экспертизу адекватности использования врачами психодиагностических методик в диссертационных исследованиях.

2.3. Расширить участие клинических психологов в психологической службе учреждений образования:

— способствовать созданию служб психологического сопровождения студентов в вузах с участием клинических психологов с целью выявления и консультирования групп риска по психическому здоровью и суицидального поведению, а также проведению психопрофилактических мероприятий;

— способствовать расширению участия клинических психологов в системе психологической службы в школе, психологической службы города и в системе ПМСЦ для выявления и консультирования групп риска по психическому здоровью и суицидальному поведению, а также проведению психопрофилактических мероприятий;

— в соответствии с данными многочисленных научных исследований, подтверждающих высокую степень травматизации и невротизации детей-сирот, способствовать превращению детских домов в реабилитационные учреждения с обязательным введением в штат этих учреждений ставок клинических психологов;

— в соответствии с данными многочисленных научных исследований, подтверждающих, что наилучшие условия для развития ребенка создаются в семье, способствовать развитию различных форм семейного жизнеустройства детей-сирот и служб их психологического сопровождения при активном участии в этих службах клинических психологов.

2.4. Внести в Минздравсоразвития и Министерство образования предложения (нормативы, концепции, функционалы, стандарты) по оптимизации профессиональной деятельности клинических (медицинских) психологов:

— переработать нормативную базу работы клинических (медицинских) психологов с учетом новой профессиональной ситуации - массовой подготовки специалистов в вузах Мин-здравсоцразвития и Минобразования.

— обратиться в Минздравсоцразвития с предложением о создании аттестационных комиссий Федерального (при Мин-здравсоцразвития) и регионального уровней (на базе региональных департаментов здравоохранения и социального развития) для присвоения квалификационных категорий клиническим (медицинским) психологам; включить в эти комиссии клинических психологов. Привести в соответствие аттестационные категории и писать "клиническая (медицинская) психология";

— обратиться в Минздравсоцразвития с предложением о введении внештатной должности клинического (медицинского) психолога на федеральном и региональном уровнях;

— обратиться в Минздравсоцразвития с предложением о включении клинических (медицинских) психологов в состав комиссии по лицензированию психотерапевтических и психологических служб в системе здравоохранения и образования;

— обратиться в Минздравсоцразвития с ходатайством об

увеличении заработной платы специалистам по клинической (медицинской) психологии до уровня оплаты врачей-

психиатров;

3. Повышение качества работы и профессиональной подготовки клинических (медицинских) психологов.

Для решения задач достижения качества и разнообразия медицинских услуг и качественной профессиональной подготовки клинических (медицинских) психологов по итогам дискуссий в секции вносятся следующие предложения.

3.1. Систематически (не менее раза в год) проводить межвузовские методические совещания по преподаванию различных дисциплин, специальности и специализаций с целью коррекции ФГОС третьего поколения "Клиническая психология".

3.2. Разработать концепцию обучения психологов на постдипломном этапе подготовки в области клинической психологии с учетом стажа и профиля работы.

3.3. Обратиться в Минздравсоцразвития и Минобразования с просьбой о восстановлении возможности бесплатного повышения квалификации клинических психологов на базе ведущих научных институтов, располагающих крупными структурными клиникопсихологическими подразделениями (лабораториями, отделами, секторами), классических и медицинских университетов.

3.4. Разработать систему мер, обеспечивающих необходимый уровень профессиональной квалификации специалистов, осуществляющих диагностическую работу в составе психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК):

— усовершенствовать программы вузовской подготовки студентов в области специальной (коррекционной) психологии и детской клинической психологии, уделяя равноценное внимание вопросам методологии психологического исследования "проблемного" ребенка и вопросам практической психодиагностики;

— разработать процедуру и содержание дополнительной постдипломной подготовки специалистов, включаемых в состав ПМПК;

— обеспечить возможность регулярного повышения квалификации и аттестации специалистов, работающих в ПМПК, на базе профильных кафедр и лабораторий вузов, ПМС-центров и иных структур, располагающих штатами специалистов высокой квалификации в области диагностики и коррекции нарушений психического развития у детей;

— признать этически и профессионально недопустимым ориентировку только на количественные данные при оценке уровня психического развития ребенка, разработать и внедрить обязательную стандартную процедуру диагностики психического развития, учитывающую обучаемость и зону ближайшего развития ребенка.

3.5. Улучшить методологическую подготовку и методическую оснащенность клинических психологов:

— приступить к созданию комплектов современных надежных, валидных психодиагностических методик для обеспечения эффективной практической работы специалистов в области клинической психологии, утвердить перечень адаптированных и стандартизированных методов;

— в связи с проблемой гипердиагностики умственной отсталости у детей-сирот, имеющей трагические последствия для судеб конкретных детей, уделить особое внимание методологическим и организационным вопросам диагностики психического развития детей, проблемам критериев умственной отсталости в современных классификациях психических расстройств;

— разработать стратегию обновления и проведения процедур валидизации международно признанных методик, позволяющих давать количественную оценку низким и крайне низким показателям психического развития, включая когнитивную сферу;

— разработать комплект надежных психодиагностических методик для оценки психического статуса детей раннего возраста (от 0 до 3-4 лет);

— обратиться в Минздравсоцразвития с просьбой о восстановлении обязательной и своевременной рассылки методиче-

ских рекомендаций, разрабатываемых ведущими учреждениями РФ, в практические учреждения Минздравсоцразвития, а также на профильные факультеты и кафедры российских вузов, в этом же направлении шире использовать возможности профильного информационного портала Медицинская психология -www.medpsy.ru, организовав на нем закрытую подписку на новинки методической литературы "для служебного пользования";

— обосновать необходимость оборудования рабочих мест клинических психологов современными оргтехническими средствами, компьютерной техникой с возможностью использования Интернет-ресурса и компьютеризированных методик;

— обратиться в Минздравсоцразвития с предложением о создании на базе одного из ведущих НИИ комиссии по клинической психологии из представителей ведущих НИИ и вузов для разработки рекомендаций по развитию методической базы практической деятельности клинических психологов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— организовать издание серии методических пособий по основным направлениям клинической психодиагностики;

— провести профессиональное обсуждение и выработать стандарты написания психологических заключений нового поколения.

Информация с сайтов: httpV/рпо.рф/ и http://www.medpsy.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.