Научная статья на тему 'ПО ИТОГАМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРУМА'

ПО ИТОГАМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ИТОГАМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРУМА»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА CHIEF EDITOR'S COLUMN

Педагогическийжурнал Башкортостана. 2021. № 4. С. 7-11. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; (4): 7-11. DOI: 10.21510/1817-3292-2021-94-4-7-11

ПО ИТОГАМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ФОРУМА

Для цитирования: Сагитов С. По итогам Национального педагогического форума II Педагогический журнал Башкортостана. 2021. №4(94). С. 7-11.

For citation: Sagitov S. According to the results of the National Pedagogical Forum. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana=Pedagogical journal of Bashkortostan.2021; 94(4): 7-11. (In Russ)

14 декабря 2021 года весь прогрессивный мир отмечал 190-летие со дня рождения выдающегося поэта, глубокого мыслителя и замечательного педагога, башкирского просветителя

Мифтахетдина Акмуллы. В целях подготовки к юбилею поэта, признавая величие его учений, главой Республики Башкортостан был подписан указ, а Правительством региона был утвержден план мероприятий, посвященных 190-летию Акмуллы. Основным научным событием стал Национальный педагогический форум, организаторами которого выступили Министерство просвещения России, Правительство Башкортостана и Башкирский государственный педагогический университет, которому в 2006 году присвоили имя М. Акмуллы.

В течение трех декабрьских дней Башгоспедуниверситет объединил ученых и практиков не только из большинства регионов России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. В рамках Национального педагогического форума была проведена Международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в национальных системах образования», Международный научно-практический семинар, посвященный 90-летию со дня рождения советского и российского учёного-математика А.Г. Костюченко, Всероссийская научно-практическая конференция «Дистанционное образование: трансформация, преимущества, риски и опыт», Международная психологическая научно-практическая конференция «Рахимовские чтения - 2021», Всероссийский круглый стол «Управление качеством педагогического образования на основе выявления профессиональных дефицитов и построения индивидуальной образовательной траектории педагогических работников» и, конечно же, XVI Акмуллинские чтения - Международная научно-практическая конференция «Духовный мир мусульманских народов».

Стоит отметить, что традицией Акмуллинских чтений является сочетание широкой гуманитарно-педагогической тематики с выделением

ключевой именно для данной конференции темы. Главной темой Конференции 2020 года, которая была проведена при поддержке Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования, стали вопросы состояния и развития духовного мира мусульманских народов России и стран СНГ. За долгие годы конференция стала традиционной дискуссионной площадкой для педагогического сообщества, исследователей гуманитарной сферы, представителей духовенства, общественных организаций, всех тех, кого объединяет стремление прикоснуться к наследию просветителей прошлого, улучшить качество образования, повысить результативность научных изысканий, определить траектории будущей совместной деятельности в условиях мобильности и гибкости, разработки важнейших приоритетов в различных сферах деятельности. Современные информационно-коммуникационные технологии выдвигают сложные и нестандартные вызовы перед системами образования всех стран. При неправильном понимании и неумелом использовании цифровые технологии могут вытеснить живое традиционное образование, подменив его некими усредненными формами общения. Вместе с тем грамотное использование этих же технологий создает и новые возможности для диалога различных народов и культур, их духовного взаимообогащения.

Круг научных проблем, которые были рассмотрены в рамках Акмуллинских чтений, включал широкую палитру вопросов, касающихся развития социума в XXI веке: национальная идентичность и образование в полиэтничных регионах, полилингвальные модели поликультурного образования, традиции национального искусства и возможности его развития в современном мире, проблемы религиозных и духовно-нравственных составляющих человека, развитие и сохранение поликультурности, многоязычия, которые являются духовным богатством Республики Башкортостан и всей России. Научный интерес для участников конференции представляли и актуальные вопросы истории и культуры ислама, возрождения духовных ценностей и воспитания молодежи. Изучение функционирования и развития русского языка в поликонфессиональном регионе объединило участников партнерской сети вузов Российской Федерации, Кыргызстана и Узбекистана. Кроме того, поднимались вопросы, затрагивающие специфику функционирования открытых в этом году на территории Республики Башкортостан классов психолого-педагогической направленности, непрерывного

дополнительного профессионального образования, деятельности молодежных и подростковых объединений.

Огромный интерес в профессиональном сообществе вызвал научно-практический семинар, посвященный 90-летию выдающегося советского и российского математика, профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктора физико-математических наук Анатолия Гордеевича Костюченко. Председатель программного комитета

семинара, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, почетный профессор БГПУ им. М. Акмуллы, академик РАН Виктор Антонович Садовничий, прямой ученик Анатолия Гордеевича Костюченко, выступил с обширным докладом. Акмуллинский университет неспроста был выбран местом проведения семинара, поскольку Анатолий Гордеевич Костюченко оказал большое влияние на становление и развитие математики в Республике Башкортостан. В его научной школе защитились более 10 представителей Башкирии, первый из которых еще в 1962 году. Профессор Костюченко был специалистом в области функционального анализа, создатель и руководитель всемирно известной школы функционального анализа, доказал существование решений задачи Коши в классах функций, создал научную школу. Костюченко был в числе первых математиков, кто смог получить общие результаты по спектральной теории дифференциальных операторов высших порядков, как обыкновенных, так и в частных производных. Сегодня в нашем университете активно работает научная школа профессора Я.Т. Султанаева, ученика А.Г. Костюченко.

Совместно с Советом ректоров вузов Республики Башкортостан была проведена II Всероссийская научно-практическая конференция «Дистанционное образование: трансформация, преимущества, риски и опыт». Следует отметить, что в Республике Башкортостан накоплен богатый опыт применения форм дистанционного образования. Каждый из вузов республики предлагает свои наработки в данной области, которые успешно реализуются, в том числе и в сетевом формате. События последних двух-трех лет значительно повлияли на развитие дистанционного образования, которое сделало огромный скачок в производстве и апробации дистанционных технологий. И в настоящее время требуется провести глубокий анализ, обобщить опыт для его дальнейшего распространения.

85-летию доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Республики Башкортостан Ахмета Закиевича Рахимова была посвящена Международная научно-практическая конференция «Рахимовские чтения - 2021». А.З. Рахимов основал четыре новых направления в психолого-педагогической науке - «Психодидактика», «Педагогическая акмеология», «Педагогическая технология», «Нравология». Результаты научных поисков ученого стали прообразом деятельностной и компетентностной парадигм современных государственных стандартов образования. Круг научных проблем, рассматриваемый в рамках конференции, включал вопросы психологии на новом витке развития образования и науки. Мир XXI столетия предъявляет новые требования к психологии человека, его действиям, его позиции. И современная действительность требует изменений и в системе образовательной среды - повышение ее безопасности, подготовленность к угрозе и неопределенности, повышение компетентности в сфере действия в кризисных ситуациях, соответствующая подготовка будущих

специалистов. Совершенствование профессиональной подготовки психологов продиктовано необходимостью повышения эффективности деятельности психологического сопровождения детей и подростков. Это обусловлено рядом проблем: ростом уровня тревожности и страхов у ребят, в ряде случаев - повышенной агрессивностью, увеличением депрессивных и аутоагрессивных тенденций, кризисом института семьи. Поиску, актуализации и обсуждению разнообразных путей и способов психологического сопровождения образования, обеспечения психологического здоровья населения, повышения психологической культуры личности, психологической помощи в различных ситуациях жизни и деятельности человека и была посвящена международная психолого-педагогическая конференция, в которой приняли участие ведущие психологи России.

В ходе Международной научно-практической конференции «Традиции и инновации в национальных системах образования» рассматривались вопросы, касающиеся модернизации российского образования на современном этапе, что позволило активизировать поиски ответов на многие вопросы педагогики, в том числе на вопросы, связанные с традициями и инновациями в образовании, переосмысление которых определяется трендами глобального образования. Мировое образование диктует инновационные тенденции его развития: персонализацию образования, цифровизацию, метакомпетентностное образование, геймификацию и так далее. Но эти тренды опираются на постулаты традиционной педагогики, открывая возможности для внедрения инноваций. В работе пленарного и секционных заседаний конференции приняли участие ученые и специалисты сферы высшей педагогической школы международного, национального, регионального уровней образования, новаторы дошкольного, школьного, среднего профессионального образования, представители научных школ и ведущих научных коллективов вузов, координаторы вузов-партнеров Университета Шанхайской организации сотрудничества.

Всероссийский круглый стол «Управление качеством педагогического образования на основе выявления профессиональных дефицитов и построения индивидуальной образовательной траектории педагогических работников» проводится БГПУ им. М. Акмуллы уже не в первый раз, постоянным партнером выступает Рособрнадозор. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации A.A. Музаев, выделяя основные вызовы в системе образования, такие как количественный и качественный дефицит учителей в образовательных учреждениях России, отсутствие независимой оценки качества профессиональной деятельности учителей и студентов педагогических вузов, отсутствие аналитических материалов для преодоления качественных дефицитов, особо отметил важность данной работы в период разработки «Ядра высшего педагогического

образования», которое будет внедрено во всех российских педвузах уже в 2022 году.

Башкирский педагогический университет имеет свое видение в решении указанных проблем: создание единого центра по подготовке педагогов и разработка электронной платформы для сопровождения работы по ликвидации профдефицитов. В ходе круглого стола состоялась интересная беседа с учителями, руководителями школ, организаторами региональных систем образования, в рамках которых были приняты консолидированные решения и сделаны планы на 2022 год.

В целом стоит отметить, что Национальный педагогический форум, собравший под своей крышей ученых, представляющих самые разные отрасли науки, практиков из многих регионов России и стран СНГ, позволил не только обменяться накопленным педагогическим и научным опытом по насущным вопросам, но и наметить, рассмотреть новые эффективные подходы к изучению, сохранению, и, главное, дальнейшему развитию психолого-педагогической науки, гуманитарной и математической. Вместе с тем все участники конференции особо отметили, что, несмотря на процессы цифровизации и глобализации, именно человек является главной фигурой науки III тысячелетия. Наличие в душе человека целостной картины мира, сочетающей традиционные основы с открытостью ко всему подлинно новому и ценному, является фундаментом настоящего духовного самоопределения личности. Как отметил эксперт по глобальному образованию, футуролог и основатель центра редизайна образования Гарвардского университета Чарльз Фадель, «...мы должны одновременно и расширять, и углублять наши знания и навыки. Если будем слишком узкими специалистами, проиграем роботу. Если научимся адаптироваться к изменениям, выиграем у искусственного интеллекта. Это сочетание широты и глубины делает нас людьми...».

Уверен, что и следующий Национальный педагогический форум, который планируется к проведению в декабре уже 2022 года и будет посвящен 55-летию Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, позволит нам получить оригинальные, ценные и яркие идеи, завязать плодотворное сотрудничество, получить настоящую радость творческого общения.

С пожеланиями успешных научных изысканий, главный редактор журнала Салават Сагитов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.