Научная статья на тему 'По дороге в Чигорак'

По дороге в Чигорак Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По дороге в Чигорак»

УДК 82-32 ББК 84-4

Федоров Михаил Иванович,

адвокат, писатель (г. Воронеж)

ПО ДОРОГЕ В ЧИГОРАК

1

В процессе собирания материалов о жизни Гавриила Николаевича Троепольского я невольно столкнулся с судьбой его отца священника Николая Семеновича, который стал благочинным двух округов.

Желание разобраться в вопросах жизни священства привело меня к моему крестному батюшке Стефану Домусчи, который давно жил в Бори-соглебске, где велось дело отца Николая Троеполь-ского и где, по-видимому, он и был расстрелян.

20 августа 2008 года я приехал к батюшке, мы сели в его машину и поехали в Чиго-рак1.

А по дороге разговаривали.

- Батюшка, я прочитал дело «Церковно-монар-хической организации». По нему проходили священники, прихожане, чернички. Проходил папа Гавриила Тро-епольского благочинный отец Николай. Это как раз, когда погнали в колхозы...

- Людям в коллективизацию досталось...

- Дело вели Борисоглебские чекисты. Мели подчистую.

- Ну что вы?! Это тоже, что и стукачество в нашем обществе. Да и не только в нашем, везде. Настолько развито, что это ужасно. Какие священники в деле описаны?

- Кривошеин, Савин, Разумов...

- А борисоглебский был?

- Он не пошел. Его отпустили. А сколько у благочинного священников?

- Не знаю, как тогда, а теперь человек сем-

надцать. В свое время я был благочинным на восемь районов. Сейчас у благочинного четыре района. Но сейчас не в каждом селе храм, а тогда - в каждом. А если еще большое село, то и по два храма было.

- И что благочинный должен делать?

- Благочинный должен следить за тем, как священники служат, проповедуют. Чтобы порядок был в храме. Ну, благолепие чтобы было в церкви. За этим они и следили.

- А трудно благочинному? Это же не начальник милиции, вызвал, матом отругал.

- Я не знаю, чем занимался благочинный в те времена, а чем занимается благочинный в наши времена, это порой печально. Потому что, когда я был благочинным в советские времена, меня заставляли сообщать: много треб или нет. То есть: есть ли с чего взять? Дело в том, что забывали, что есть мирская сторона и духовная. Это две разные вещи. Когда смотрят

на приходы, как на свою вотчину, из которой можно выжимать, это грешно. Любой священник должен окормлять паству, спасать души. Понимаете, духовенство частью окунулось в мирскую суету. Думают о своем положении, а не о спасении.

1 Впоследствии вышли мои книги о Троепольских: Михаил Федоров. «Человек Чернозема». - Воронеж: «Воронежская областная типография, 2012,. - 992 с., Михаил Федоров. «Троепольские: от отца к сыну». - Воронеж: «Воронежская областная типография - издательство им. Е.А. Болховитино-ва», 2014. - 628 с.

И не только сейчас. Вот я помню, один из наших святителей говорил, что когда приезжал в Троице-Сергиеву Лавру в старое время, то не знал, о чем говорить со своими собратьями, епископами. К величайшему сожалению... Понимаете, церковь, когда гонима, в первые три века она спасала себя подвигами. Потому что каждый день тебя могут зверям бросить, казнить, четвертовать.

- Подвигами. А обновленцы? Вот отца Николая Троепольского обвинили в том, что он не только от колхозов, но и от обновленцев...

- Обновленцы. На них советская власть делала ставку как на людей, которые разложат церковь. Ведь русский верующий привык видеть в духовенстве пример для подражания чистоты семейной жизни, и в обществе. На те правила, которые всегда святы были для духовенства, на них нужно ориентироваться. А когда стали жениться по несколько раз, эти обновленцы многие традиции упускали, все по-своему. На это, конечно, народ реагировал и уходил из церкви. Обновленцев почему поддерживала Советская власть? Это элемент, который должен был разложить церковь. Однако русский народ не принял.

- Обновленчество отторглось.

- Вы посмотрите, Александр Введенский2 был умнейший человек. Доктор богословия, доктор философии. Но такой человек, который отступил от

АлёкСйндр Пььденскии^ обноапеичесхяя митрополит

Отец Николая ТроепольскиИ С (.'¿шим Г&вряидОа ТрОНпОльСкны

традиции русского православия, конечно, такого народ не мог воспринять. И поэтому обновленчество потерпело крах. Во все времена, когда я даже общался с коммунистами и представителями этой идеологии, я всегда говорил, что церковь всегда была с народом, всегда была с государством. Разве духовенство шло бы против той Советской власти, если бы она нормально относилась к духовенству. Надо было потенциал человеческий, церковный использовать. Сейчас правильно поняли: церковь нужно поддерживать. Мне очень понравилось выступление одного генерала в Воронеже, который сказал: «Это же глупость, когда церковь отделена от государства». Что такое государство? Что такое церковь? Это же народ. Народ или объединенный конституцией или объединенный верой? Символом веры.

- 90 год. Когда разваливался Советский Союз, мы все ждали какого-то очищения, раскрепощения. Так и обновленцы, возможно, от какого-то засилия. Которое батюшек возмущало. А потом увидели, куда потянули.

- Отец Троепольского тоже потянулся к обновленцам. Тоже чего-то ждал. Тоже хотел какого-то обновления. А потом со всеми приходами отошел от них.

2 Александр Иванович Введенский (1889 - 1946), бывш. протоиерей, обновленческий митрополит, «первоиерарх московский и всех православных церквей в СССР», один из основоположников обновленчества

Митрополит Агафллгел

- Слушай, может, что-то и надо было предпринять ... И в то же время надо, как и всегда, смотреть в корень. Что в этом заложено. Ведь подлые люди порой проектируют все годы, а конец какой. Вот сейчас развалили Советский Союз, государство, которое великими трудами собиралось.

- Хирургически разрезали.

- Развалили. И что мы имеем?

- Батюшка, а вот что может благочинный? Священник начинает что-то делать не то, что должен благочинный?

- Ну, мы, прежде всего батюшки, обязаны соблюдать церковный устав. Не допускать сектантские проникновения в церковь, которые могут догматическую сторону церковную подрывать. Чтобы сохранить церковное учение правильное. Церковь саму сохранить. Потому что если каждый будет на себя тянуть церковное одеяло, то будет такой же развал, как в государстве. Мне что очень понравилось, как выступал в Одессе владыка Агафангел3, когда были эти события.

- Когда грузины напали на Южную Осетию?

- Он сказал, что церковь и государство едины. И вот он человек, который старается, чтобы каноническая связь между Украинской церковью и Русской православной остались так же, как и с Московским Патриархатом. Хотя сейчас многие в угоду властям делают все, чтобы она получила самостоятельность. Но после получения независимости от Московского Патриархата политические лидеры могут эту церковь повести куда? В

НАТО. А там давай соединяться с Папой Римским. И что-то там еще.

- По делу отца Троепольского ещё значатся «Протоколы сионских мудрецов». Вы читали их?

- Да читал. Трудно сказать. Я со многими людьми разговаривал. Все по-разному дают оценку. Но там есть такие вещи, которые неопровержимы.

- Смотрите. Ведь всё, придут евреи. И все тяжкое с ними. А в Советской власти и Троцкий -еврей, и Бухарин, и как бы Советская власть - они.

- Там говорят: без нас ни одна креатура, занимающая высокую должность, не пройдет. И в экономику. И в политику .

2

Я показал фото афиши:

- Видите, песнопения обновленцев в театре Борисоглебска.

- А где ты ее взял?

- В Борисоглебском музее. Там знаете сколько материалов.

- Обновленческая листовка. Они и против бюрократии церковной, и за упрощение . Ведь всегда нужно чем-то привлечь. Как в одном из протоколов сказано: нужно повлиять на человека, чтобы он остановился и задумался. А потом его поведем . Мы его поведем . Куда? Туда, куда надо .

Подъезжали к Чигораку.

- Какие места крутые! - вырвалось из меня. - Изгиб, как над поймой. Бугры. Даль.

- Наш бывший благочинный рассказывал, что старики ему говорили: когда расстреливали здесь людей, то кто не сразу умирал, их штыками закалывали. Вот что страшно, что русские друг друга.

- А вон яр какой глубокий начался, - я смотрел в глубину огромного пространства и перевел взгляд направо. - А сосны.

Снова смотрел в яр:

- Ой! Спаси Господи! Какой крутой обрыв.

- Говорят, под этим обрывом все было оцеплено колючей проволокой. Вот здесь зачитывались приговоры, сюда водили и расстреливали.

- Над обрывом?

- Говорят, там внизу .

- Там глуше . И все закрыто .

- Матренин яр. А через лес - река.

- Высота, метров тридцать, - прикинул я. -Даже выше.

3 Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, возглавляющий Одесскую епархию Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Мы вышли из машины. Над обрывом стоял поминальный крест.

Молча прошли к кромке и, держась за ветви деревьев, которые цепочками тянулись вниз, спустились.

- Тут лететь и лететь.

Я невольно представил, как кувыркались по склону тела несчастных. Возникло жуткое ощущение холода, как будто тепло улетучилось с земли и оставило нас замерзать.

Когда поехали назад, спросил:

- А как умирает духовно высокий человек?

- Трудно сказать... Но у меня была женщина. Она рассказывала: «Привезли целую подводу священников. И один только плакал. Самый молодой. Его спросили: «Ты чего, боишься?» Он: «Нет, не смерти. У меня много детей осталось. Все маленькие». Старый священник может и согласился: умираю за Христа, за убеждения. И дети взрослые, уже не нуждаются в помощи. Или вообще детей нет. А кому нужны его дети маленькие?»

- Расстреляли отца Троепольского и того, кто его предал.

- Могли личную проявить инициативу, чтобы оболгать, а зато его не расстреляют. Может чекисты могли сказать: ты наговори то-то, то-то, а мы учтем . И тот поддался .

- Обмана могло быть выше крыши. Как сейчас, - с горечью произнес я.

Спросил:

- И как это проходило?

- По-разному. Я не могу здесь судить. Если взять по житиям святых. Люди встречали смерть, как встречу с Богом. Даже многие обращались к Богу: «Прости, ибо не ведают, что творят». Может, по мирскому: «Да будьте вы прокляты, вы и ваши дети». Так скажет человек, выведенный из равновесия. А настоящий верующий, он молится: «Господи, прости их..» Молились за убийц. И они сожалели, что так низко пали, подняли руку на жизнь человека.

- Были стукачи. Так называемые осведомы. Осведомители. Но они плохо работали. В деле есть справки, что ничего дельного не сообщали.

- Были осведомители, которые обыгрывали чекистов.

- В смысле?

- На кого-то донос. Чекисты может ждут, что им дадут материал, который будет основанием, а тот мог так преподнести, что как бы ограждает жертву. Допустим: Иван говорил то-то и то-то про Советскую власть? - Да нет, он даже хвалил. Говорил: Слава Богу, что она пришла, Советская

власть. Мог выступить в защиту подозреваемого. Вот расскажу пример. Из ЦК прислали к покойному архиепископу Саратовскому Пимену4, чтобы он дал свое мнение о Солженицыне, а владыка покойный дружил с Солженицыным и Растроповичем. Он интересовался и литературой, и музыкой, ну, нашли они общий язык. Глубоко верующий человек. И когда решался вопрос об изгнании Солженицына из России, приехали из ЦК и Совета по делам религий к владыке. А владыка говорит: «Слушайте, да что вы заострили внимание. Ведь люди искусства они все ненормальные.»

- Чего вы зациклились.

- «Солженицын на почве так сказать своих литературных интересов, он ненормальный человек. Он шизофреник. А вы вокруг него раздуваете эту историю. Вы, наоборот, поднимаете ему авторитет. А вы плюньте на него и его все забудут». Так скажите, он помог Солженицыну? - Помог, отвел.

Архяеплскоп Пимен

- Они же могли в психушку.

- Закололи бы его там лекарствами.

- Ведь могли подонка какого-нибудь подослать зарезать. А так они его выслали и сохранили ему жизнь. Хотя в ЦК могли подумать, что обращаясь к архиереям, могли что-то и получить .

т

78

4 Архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хме-левской; 26 сентября 1923, Смоленск - 10 декабря 1993, Саратов), епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Саратовский и Вольский.

224

- А он тогда был кем?

- Саратовским архиереем. И он мне сам рассказал, что таким образом я и оградил.

- Умный архиерей.

- Он когда-то был наместником Троице-Сер-гиевской Лавры, потом профессором академии, и вот послали в Саратов. Высокообразованный. Порядочный. И он мне: «Ты матом их покрой, уполномоченного. И скажи, вот вчера напился». Вот такие им и нужны. А когда ты показываешься порядочным, тебя же сгноят. Я не мог играть. И приходилось с такими, как уполномоченный Быковский, Губин, нервы трепать . А какими они жалкими стали, когда лопнул Советский Союз. Отец Александр (сын батюшки) увидел Быковского у нового уполномоченного, и когда тот услышал фамилию До-мусчи, то: «Вы сын отца Стефана? Мы с ним друзьями были. Отец у вас такой образованный. » Вот как залебезил. А потом, когда Губин умер, отец Александр отпевал его. В Липецке уполномоченный брал взяточки от священников, и те спокойно жили.

- Священник Троепольский тоже очень грамотный был, книги читал. Но слышал, что он курил. Только в посты не курил.

- Курение - это в России считается за грех. А на востоке все патриархи, епископы, духовенство - все курят. Они даже и в этом не усматривают греха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- То есть курение это не так уж и. А в посты, ограничивают себя?

- В посты? Из-за благоговения перед постами, в пост прекращал курить. Вот я, если бы и обязывали курить, я бы не стал. Я не воспринимаю.

- Батюшка, вот 1931-й год. Отца Николая Тро-епольского арестовали, ему за пятьдесят лет. Его возраст, умудренный опытом уже. Его сын Гавриил учитель в Махровке. Старшая дочь за военле-том Погрешаевым. Младшая дочь Валя - учитель. И отец боялся приближать их к себе. Они жили обычной мирской жизнью .

- Дети даже отказывались от родителей. И родители говорили: вы уезжайте от нас подальше, чтобы вас не тронули. Репрессии породили страх. И страх ужасный. Кому хочется умирать? Только когда говорят о большом уме Ленина, я сомневаюсь. Ведь он мог, придя к власти, дать свободу. И он со всеми мог бы найти общий язык. И с духовенством. И с купцами. И с кулаками. Со всеми мог. Было плохо, давайте сделаем так, чтобы мы вышли в передовые и о нас говорили, как о стране. Он выиграл бы. А на крови не особо выиграешь. Я считаю, что когда опубликовали, что убили царскую семью и особенно детей, то это был ко-

нец этой идеологии. Как же вы можете подписывать такое?! Руководитель государства не может подписывать это. Это должна быть процедура, тебе не объяснять, как адвокату. Это суд должен решать. Ну, хорошо, если он царь, то царю можно предъявить обвинение. А что можно предъявить детям? Ничего . Власть сразу поставила крест на свою идеологию!..

- Каждый по своему видит правду.

- Я считаю, это месть за брата. И запад имел его, как игрушку в своих руках. И мир всегда разделен и будет разделен. И никто в сильном соседе никогда не будет видеть друга. А всегда будет стараться его осадить, если и не уничтожить.

3

Я спросил:

- А в 30-е годы накладывали налоги на батюшек? Вот отца Николая Троепольского оштрафовали.

- Я это еще застал. Родился ведь в 34-м. Вот вы получаете за требы, и с вас налог. И такой налог, что вы не можете его уплатить. А вас за это посадят.

- Это когда?

- Это в 60-е годы, когда я стал служить. Приехал Шиперов такой, в областном управлении финансов. Нет, до Шиперова. Шиперов был такой мужик, с которым можно договориться. Приехал другой, не помню как его. Мы уже за год отчитались по налогам, согласно декларации, где мы писали: получаем столько-столько, и из этого по шкале платить положено столько. И он приехал и в четыре или пять раз поднял налог. Мы поехали в Москву, а там замминистра финансов Деменцев был, очень грамотный человек. Он сказал: «Нам ваши деньги не нужны». Даже что-то видно было, что он симпатизирует церкви. Он дал указание проверить, чем такой рост мотивирован? Они снова. Находились и другие люди в министерстве, которые понимали и помогли нам как-то выйти. Вот, есть дурак - ладно, но есть дурак с инициативой, это страшно.

- А из властей каялись?

- Когда я служил, случалось. Вот один когда-то был в уголовном розыске в милиции. Жена его ходила в церковь и сестра. А когда он вышел на пенсию, ежедневно ходил в церковь и приходил в церковь даже раньше служащего священника. И он на исповеди всегда каялся, что исполнял волю своего начальства, иногда перегибал палку .

- Это сплошь и рядом .

- Не потому что это обосновано, и заставляли его злоупотреблять своей властью. И это единственный в моей жизни человек, который плакал, сокрушался. Вот за все время это единственный человек, который так сильно переживал за свои поступки.

- Хочу спросить про оперуполномоченного Степанова. Он вел дело Троепольского. По делу они как выколачивали показания!.. Разве совестливый?

- Вы знаете, заставляли. Если ты не сделаешь, тебя и с работы, тебя и посадят.

- Но мог дойти до самоубийства?

- Если человек покончил жизнь самоубийством, то он был очень порядочный человек, оценил правильно все свои поступки и сам себя наказал за то, что он допустил. Ну, возьмите, Иуда. Иуда, когда узнал, что он пролил кровь неповинную, он решил уйти из жизни. Этим самым в его понятии искупить свой грех.

- Нашел для себя выход.

- Мог ли чекист до такой степени подняться, чтобы порешить себя? Мог. Даже и среди чекистов... Не все же чекисты подонки,

не все же судьи, не все же прокуроры . Если он порядочный человек, то он хочет со спокойной совестью жить. Ведь не было прямых законов, чтобы вот сейчас же расстрелять . Это была самодеятельность Ленина. Самодеятельность того же Феликса Эдмундовича. Закон нигде прямо не говорит: возьми и расстреляй. А в угоду той идеологии не с человеческим, а с сатанинским лицом, люди это и делали. Я вот даже в наше время помню уполномоченного Быковского Алексея Ивановича. Он настолько ненавидел духовенство, настолько ненавидел церковь. Ну, хорошо, ты ненавидишь. Но найди себе другую работу. Ты можешь ненавидеть в душе, но ты соблюдай законы. Когда приехал сюда владыка Ювеналий5, то при первой встрече тот: «Как мы будем с вами работать?» - Быковский спрашивает. А владыка: «В согласии с законодательством». Всё! Есть

Конституция. Кто ж мне говорил как-то? По-моему, Анатолий Кириллович.

- Никифоров6.

- Да, Никифоров . Он подошел: «Я вас знаю. Мне из-за вас приходилось с Быковским воевать». Я говорю: «А в чем было дело?» Он: «Быковский все время настаивал, чтобы вас репрессировать».

- Вот это да!

- Да. «Но мои ребята справлялись. Потому что он каждый раз: А! Вы что? Он то-то и то-то. Вы ничего не принимаете против него. Ребята: Проверяли и ничего. Ну, священник ходит в рясе. Ну и что? Это его форма. Ходит с крестом. Ну, молодой, проповедует, это его работа. Нет, вы то-

то и то-то делайте, -требовал Быковский». Потом чуть ли ни Никифорову пришлось идти. Он спросил у Быковского: «Алексей Иванович! Скажите, что этот священник нарушил Конституцию?». Тот: «Нет, вы.» Никифоров: «Нет, вы скажите, что он нарушил в Конституции?» А то, что он. «Есть епископ, пусть он с ним и разбирается. Вас должно интересовать нарушение законодательства о культах, а поведение священника, это дело епископа. Если епископ найдет нужным - его по шее, пусть он и разбирается». Так что Никифоров правильно поступил.

- Он мне говорил: нас замучили анонимки на Гавриила Троепольского, что с немцами.

- Так и у священников. О Никифорове у меня сложилось мнение, как о порядочном человеке. Вы вот следователи, чекисты. А есть руководители, которые порой поступают хуже . Когда могут священника с большой семьей вышвырнуть зимой куда-нибудь.

т

80:

5 Схимитрополит Ювеналий (в миру Спиридон Алексеевич Тарасов; 29 апреля 1929 - 13 января 2013), епископ Русской Православной Церкви. С 1975 по 1982 год епископ Воронежский и Липецкий.

6 Анатолий Кириллович Никифоров, был заместителем начальника Управления КГБ по Воронежской области.

224

- Как Вас в Губари?

- Меня испытывали по всем линиям. Не только Губари. Не только чекисты. Порой верующие так называемые писали. Ты попускаешь, что вот допустим, староста, он трижды женат или пьянчуга. Ты видишь его грехи и не пропустил. А он начинает на тебя писать. Поливать всякой грязью. Я помню, когда-то написали, этому подрежиссировал другой священник. И написали, что этого я крестил без документов, а этого отпевал - 5 рублей взял, а этого. Написали каждый, что хотел. И думали, что написав все это, меня уберут. И вот эти бумаги из Москвы переслали в Воронеж, те в местную власть. Местная власть собралась решать мою судьбу. Был здесь уполномоченный по городу Бо-рисоглебску Ершов. Он очень такой спокойный человек. Он слушал-слушал наших верующих и: «Вы, на вас креста нет! Вы пришли к нам, атеистам, лить грязь на своего священника!». А ведь мог: «О, спасибо, вы боритесь за справедливость. Как же это?» Мог им подыграть. Так что во все времена были и хорошие люди, и. Здесь был источничек, -показал на высокую обочину дороги.

- На склоне?

- Где-то вот здесь, немного ниже. Чуть не наверху был. Так что и против собратьев могут.

- Матренин яр. - я вспомнил название места расстрелов. - Если там копать.

Священник:

- Власть увидела пользу церкви и могла бы объединить людей. Но воришки, которые набили себе богатство, они .

- Им о совести без толку.

- Печально . Не знаю, как дальше будет... И кому что предъявишь. Кто теперь ответит. Я иногда удивляюсь тем, вот, разорили то-то, Советская власть делала-делала.

- Коммунисты, ведь коллективизм.

- Вот смотрите, в коллектив, загоняли силой репрессий. Но со временем все сложилось. Имеются все специалисты, мощная техника, люди привыкли к такому укладу.

- Все наладилось.

- Зачем в приказном порядке разорять. Ведь вызывали и: ты еще не закрыт?

- Бедная Россия. Экспериментируем. -сказал я и показал на пойму: - Здесь лужи видно .

Мы подъезжали к Борисоглебску.

- В разлив до самого берега доходит вода. Она все и вымыла.

4

- Где бы вы хотели лежать потом? Ведь священник. Где уйти на вечный покой.

Священник:

- Трудно сказать. Но я бы хотел, чтобы меня хоронили рядом с сыном. Мать - с дочкой. Зачастую священников хоронят в ограде церкви. Ну, а возьми, когда пришли закрывать церкви, они все памятники порушили вместе с храмом. Я считаю, что атеизм столько зла принес русскому народу, что это долго еще будет откликаться. Я не вижу, чтобы много делалось, что во благо народа. Будете оформлять свой дом, замучаетесь собирать справки. Вы проклинаете: дайте справку на эту справку. Ну, хорошо, если он имеет машину, порешает. А если бабушка? Она и не может оформить дом. Если на сто рублей набавляют пенсии, все везде протрубят. А если все подорожало вокруг на рубль .

- Сколько приходов ушло .

- До девяноста процентов в селах церкви порушены. Под склады достались. Но возрождать, государство должно бы. Я сейчас восстанавливаю храм на деньги: «Подайте Христа ради».

- Какой?

- Бориса и Глеба, что в парке.

- А Знаменский? Он не закрывался?

- На короткое время с конца 30-х до начала 40-х. Иконостас сохранился полностью. Дело в том, что там слобода была. И председатель сельсовета в Станичной слободе церковный человек был и не дал растащить. В Борисоглебске собор разорили. Сретенскую церковь взорвали.

- Крушили. Рядом с ментовкой ОГПУ. Этот желтый дом, теперь музыкальная школа. Сюда священника Троепольского и привезли. А впереди за углом - там когда-то жандармы были.

Мы ехали, а история края выливалась разными рассказами.

- В Борисоглебске, расстреливали, говорят, пересыпали известью и снова расстреливали. Во дворе милиции до четырехсот человек лежит.

- Скажите, а до Махровки от города сколько? Там Гавриил Троепольский учительствовал, - я снова вернулся к теме жизни писателя.

- Двадцать пять километров, - ответил батюшка и вдруг спросил: - Скажи, а несправедливости много сейчас?

- С головой! - чуть не воскликнул я.

- Да, порой несправедливость видишь и ничего не можешь изменить.

- Хоть плачь .

- Вот недавно мне большой человек говорит: «А кому нужны Ваши заслуги перед Борисоглебском?»

- Не слабо!

- Меня как кипятком облило. «А кому нужны Ваши заслуги перед Борисоглебском?» И он еще

проповедует. Живи, как тебе хочется, не имей совести, а делай так, как тебя устраивает. Ведь всю историю люди учились на примерах других. Военные ориентировались на своих полководцев. Духовенство - на своих. На преподобных и святых.

Я снова сменил тему:

- Храм Бориса и Глеба долго восстанавливаете? Раньше видел, так раздолбан.

- Лет семь. Москва выделила на храм. А взяли и забрали на другую церковь. Дали на Бориса и Глеба. А они забрали. Ладно, как с адвокатством?

- А я всё «по колено в крови».

- У Вас и сравнение.

- А что, суды и суды. Того обобрали, того убили.

- Мы хороним, а вы подготавливаете .

Мы въехали во двор дома батюшки.

- Чаю попьем. И коньяка, и водочки бы, но сейчас пост. Только чай. - сказал батюшка, когда зашли в гостиную.

Я не успел ответить, что с водочкой и коньячком не в ладу, как батюшка показал книжку биографий заслуженных людей Воронежского края:

- Владыка мне: «Вы поднялись на такую высоту, что Вы для меня должны быть примером».

- Так и сказал.

- А на меня написал писарчук и меня обвинили, что будто я в проповедях задевал главу администрации женщину...

- А у вас же мужчина.

- Нет, женщина. Да, но я говорил о грехе человеческом, и там был такой момент: чтобы быть христианином, нужно исполнять свои обязанности перед Богом и законом. Если ты судья, суди по правде. Если ты начальник, то тебя пригласили, чтобы ты служил народу. Если торговец, то торгуй не обкрадывай людей. Я вот так прошелся по всем. А они написали, что я её. Всякие гадости. Но как я мог в проповеди говорить гадости, тем более о

женщине, которую я знаю. Она меня знает. Она глава округа.

- А города?

- Вот города - мужчина . Писарчука зависть берет, что меня слушают люди по проповеди. У меня авторитет. А он хочет избавиться от меня, написал такую кляузу.

- И давно это было?

- В мае месяце. И мне: «Вы попадаете под запрещение! За нарушения такие». Я: «Вы разберитесь. А потом». Меня не в чем упрекнуть, что я кого-то ущемил. Обделил. Я живу за счет того, что делаю выставки. Что люди приходят и покупают картины. Я, наоборот, ежедневно могу писать какое-то произведение. Это надо достать - я бегу. Это надо привезти - я целыми днями кручусь на машине, как белка в колесе. Найдите другого, кто так согласится бесплатно работать.

- Храм подымать .

- Давай помолимся.

Стали напротив иконы, висевшей в углу.

Батюшка запел:

- Отче наш, Иже еси на небесех!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да святится имя Твое,

Да приидет Царствие Твое.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

яко же и мы,

Оставляем должникам нашим;

и не введи нас во искушение,

Да избави нас от лукавого .

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,

Господи, помилуй, Господи, помилуй.

Мы сели пить чай.

В голове, как в разворошенном улье, крутились мысли, и я тогда понял, что о бьющей ключом жизни батюшки нужно написать. Но я боялся распыляться и решил завершить начатую работу о Гаврииле Троепольском и его отце благочинном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.