Научная статья на тему 'По докладам профессоров шестакова и кури'

По докладам профессоров шестакова и кури Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
94
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По докладам профессоров шестакова и кури»

1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И ТЕОРИИ КРИМИНОЛОГИИ

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕМИНАРА «КРИМИНОЛОГИЯ ХХ! ВЕКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» от 27.02.2009

Дискуссия по докладам Д. А. Шестакова (Россия, Санкт-Петербург)

«Криминология на постлиберальном этапе» и Х. Кури (Германия, Фрайбург) — «Криминологический прогноз поведения сексуальных и опасных преступников: немецкий опыт»*

Я. И. Гилинский**

ПО ДОКЛАДАМ ПРОФЕССОРОВ ШЕСТАКОВА И КУРИ

ПО ДОКЛАДУ Д.А. ШЕСТАКОВА Доклад Д.А. Шестакова, как всегда, привлекает оригинальностью, новаторским подходом, неординарностью выдвигаемых положений.

Вполне поддерживаю призыв к свободе криминологии от законодателя. Согласен с отстаиваемым Д.А. Шестаковым тезисом о криминогенности многих законодательных решений.

Вместе с тем не все положения доклада разделяются мною. Так, я не сторонник утверждения о «самобытности и самодостаточности» России. Я полагаю, что вхождение в мировую систему совершенно необходимо, а «самодостаточность» — оправдание лености мысли и действия... Изоляционизм во всём,

* См.: Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2009. — № 2(17). — С. 13—37.

** Яков Ильич Гилинский — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права РГПУ им. А. И. Герцена, профессор Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, соучредитель Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). © Я. И. Гилинский, 2010.

включая науку (и прежде всего — науку), — наша беда, трагедия, а не достоинство. Впрочем, Дмитрий Анатольевич своей международной деятельностью и публикациями в Германии, США и других странах сам «опровергает» себя.

К сожалению, последние десять лет возможности вхождения отечественной науки, в частности криминологии, в мировую резко ухудшаются.

Во-первых, всё реже издается переводная криминологическая литература. Если даже в конце 60-х — начале 70-х годов минувшего столетия выходили многочисленные переводы книг Н. Кристи, А. Анденеса, Р. Мертона, Х. Там-ма, Э. Шура, В. Фокса, М. Анселя, Э. Дюркгейма, Р. Кларка, У. Кана, не говоря уже о трудах криминологов «социалистических стран» — Венгрии, Польши, Чехии, ГДР, то «достижением» последнего десятилетия является перевод «Криминологии» под редакцией Д. Шелли в 2003 году!

Во-вторых, страшно осложнился порядок приглашения зарубежных коллег в Россию. Если 10-15 лет назад для получения ими визы достаточно было приглашения на бланке института за моей подписью, то сейчас безумная процедура с пересылкой копии паспорта, заполненной формы анкеты и предоставлением всего этого плюс наше приглашение в учреждение, имеющее право на такое приглашение (!), а оттуда в местный офис МИДа и т.д., отсекает приезд в Россию уважающих себя иностранных коллег. Так, на ХХ Балтийский криминологический семинар в Санкт-Петербурге (2007 г.) не смогли приехать директор ООН'овского института криминологии в Хельсинки К. Аромаа и генеральный секретарь Международной криминологической ассоциации Г. Пикка (Париж). При личной встрече со мной в июне 2009 г. в Льеже Г. Пик-ка посетовал на то, что он не смог приехать в Петербург «из-за бюрократических сложностей».

В-третьих, из-за резкого сокращения финансовых возможностей почти прекратились поездки отечественных криминологов за рубеж. Если десяток лет назад наши поездки финансировали фонды Сороса (ныне оплёванный и выгнанный из России), Форда, Маккартуров (резко сокративших свои программы), то последние годы ездим за свой — не очень богатый — счёт. А, точнее, не ездим. Уже лет пять, как я единственный представляю Россию на мировых (Рио-де-Жанейро, Барселона) и европейских (Тюбинген, Болонья, Эдинбург, Стокгольм и др.) конференциях. Ибо больше не находится дураков, тратящих свои личные деньги на «представительство России».

В-четвертых, всё это вместе взятое приводит к тому, что молодежь не видит смысла в зарубежных связях, а старшее поколение считает возможным дорабатывать без знания зарубежной криминологии... В целом же это — катастрофа для любой науки.

Для меня несколько удивителен и, быть может, показавшийся мне «антиамериканизм» доклада Д.А. Шестакова, в частности, мысль о «глобально-американизированной преступности» (ГАП). В условиях глобализации, нравит-

Я. И. Гилинский. По докладам профессоров шестакова и кури

ся она нам или нет, говорить о «глобально-американизированной преступности» столь же «обоснованно», как о «глобально-руссифицированной» (вспомним о зарубежной панике по поводу «русской мафии») или же «глобально-исламизированной» (имея в виду некоторые террористические организации и участие в наркотрафике). Очевидно, преступность в современном мире столь же глобализируется (интернационализируется), сколь и экономические, политические, информационные процессы. Впрочем, подробно об этом говорится в ряде моих работ, включая коллективную монографию «Глобализация и девиантность» (под редакцией Я. Гилинского, СПб., 2006).

Думается, что во всех российских бедах «виноваты», прежде всего, мы сами во главе с нашей же властью. Надо ли напоминать, что именно в России уровень убийств в 4 раза выше, чем в США, и в 20 раз выше, чем в Западной Европе? Что именно российская организованная преступность «прославилась» на весь мир? Что именно Россия входит в тройку стран (с Нигерией и Украиной), опередивших весь мир по торговле людьми? Что именно наша идиотическая антинаркотическая политика давно отстала от современных представлений (см., например, апрельский 2009 г. Доклад Председателя комитета ООН по противодействию преступности и наркотикам)? Между тем новый (с мая 2009 г.) глава управления по национальной политике в области контроля над распространением наркотиков в Америке Джила Керликовске немедленно отреагировал: «Независимо от того, как вы это называете — войной с наркотиками, или войной с продуктом, или как-то ещё,— люди рассматривают её как войну с ними лично. А мы не воюем с собственным народом». Противостоять употреблению наркотиков следует в первую очередь медицинскими, а не уголовно-правовыми мерами, считает Джил Керликовске.

Подробнее я посвятил этим проблемам печального российского бытия многие из своих работ, включая последние: цикл статей «Глобализация, деви-антность, социальный контроль» (СПб., 2009) и «Криминологию» (2-е изд., СПб., 2009).

Да и наша «общинная ментальность» отнюдь не способствует прогрессу — экономическому, политическому, социальному. Прогресс творят свободные личности в свободных странах, а не заскорузлая «общинность» несвободных людей...

ПО ДОКЛАДУ Х. КУРИ

В докладе затронута чрезвычайно важная проблема, не вполне осознаваемая еще отечественной наукой. Речь идёт о росте репрессивности сознания (как следствии «страха перед преступностью», по выражению С. Коэна), особенно «среднего класса». Это, в свою очередь, ведёт к возрастанию репрессивности практики, столь милой правоохранительным органам и популистским властным структурам.

Растущая репрессивность сознания, а вслед за ним — практики в современном мире вызывает тревогу таких известных криминологов, как Н. Кристи, Д. Гарланд, и других. Достаточно отметить, что количество заключённых в пенитенциарных учреждениях (в расчёте на 100 тыс. населения) с 1990 по 2006 г. значимо выросло: Австралия — с 83 до 126, Англия и Уэльс — с 88 до 148, Бельгия — с 59 до 91, Италия — с 45 до 102, Нидерланды — с 46 до 130, Россия — с 470 до 611, США — с 465 до 738, Чехия — с 80 до 186, Япония — с 38 до 62 и т. д.

Что же касается трудоемкой и дорогостоящей экспертной практики в Германии, о чём нам поведал докладчик, то у нас это не было бы проблемой: 200300 евро и быстро получаешь любое нужное заключение...

С.Ф. Милюков*

К ДОКЛАДУ ПРОФЕССОРА Д. А. ШЕСТАКОВА

С.Ф. Милюков в своём выступлении поддержал большинство высказанных Д.А. Шестаковым идей, прежде всего о глобально американизированной преступности. Средства массой коммуникации (радио, большинство газет и, конечно, телевидение и Интернет) непрерывно ведут оголтелую пропаганду капитализма американского образца, что разрушает национальную (прежде всего духовную и культурную) идентичность русских и других народов, населяющих Россию. Свежим примером такой подрывной деятельности служит регистрация Минюстом России некоммерческой «ЛГБТ — организации Выход», дислоцированной в Петербурге. Аббревиатура ЛГБТ расшифровывается как «лесбиянки, геи, бисексуалы и тарансгендеры». Уставной целью формально является «реализация социально-правовых программ, направленных на защиту прав и свобод гражданина, развитие гражданских институтов, на преодоление дискриминации и нарушений прав граждан по признаку сексуальной ориентации, гендерной идентичности» (см.: Санкт-Петербургские ведомости. 2009. 3 марта). Действительной целью этих и подобных образований, по нашему убеждению, выступает стремление окончательно разложить население России, сделать необратимой демографическую катастрофу, которую она переживает с начала 1990-х г. г. Вспомним хотя бы Великую империю Древнего Рима, который, среди прочего, погубила безудержная содомия.

* Сергей Фёдорович Милюков — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права РГПУ им. А. И. Герцена, соучредитель Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия).

© С.Ф. Милюков, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.