Научная статья на тему 'ПНЕВМОКОНИОЗ НА УКРАИНЕ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМ'

ПНЕВМОКОНИОЗ НА УКРАИНЕ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПНЕВМОКОНИОЗ НА УКРАИНЕ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМ»

К 50 -ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ

ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

РЕВОЛЮЦИИ

УДК 616.24-003.«6:313.13 + 616.24-003.66-084](477>

ПНЕВМОКОНИОЗ НА УКРАИНЕ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМ

Проф. В. К. Навроцкий

Республиканская комиссия АН УССР по борьбе с силикозом

Пневмокониоз как большая гигиеническая проблема в горнодобывающей промышленности Украины приобрел значение после восстановления и реконструкции промышленных предприятий.

В первые годы Советской власти низкий уровень механизации производственных операций (ручная добыча угля и руды) и связанная с этим слабая запыленность воздуха не способствовали возникновению и развитию пневмокониоза. Проведенные в 1932 г. массовые обследования горнорудных рабочих Криворожья (М. М. Шейнин; Э. С. Гот-либ, и др.) больше указывали на опасность заболеваний туберкулезом легких, чем силикозом. Это подтвердили в 1935 г. работы И. И. Мош-ковского и Д. С. Бодиловского. Осмотры подземных рабочих, проведенные в 1936—1940 гг. (М. М. Батшева, М. К. Афанасьев), не выявили широкого распространения пневмокониоза, что объяснялось малой длительностью воздействия пыли. Средний стаж работы в условиях контакта с пылью до развития пневмокониоза у угольщиков равнялся примерно 20 годам.

Переход на пневматическое бурение, вызывающее большое пыле-образование, повлек за собой в 1937—1940 гг. случаи заболевания силикозом на Никитовском ртутном руднике. Их, однако, удалось устранить применением мокрого бурения с добавлением к воде поверхностно-активных веществ и, в частности, мылонафта (Д. Э. Шлимович и

A. В. Гейман).

Хотя в рассматриваемый период пневмокониоз не представлял серьезной опасности, тем не менее в 2 институтах гигиены труда и профзаболеваний (Украинском и Донецком) проводились большие клинические и экспериментальные исследования в этой области. Была учтена возможность осложнений, особенно осложнения силикоза туберкулезом. Практические врачи получили инструктивные указания по диагностике пневмокониозов. В обоих институтах велись также морфологические работы на экспериментальном и секционном материале.

B. А. Раввин доказал фиброгенность угольной пыли, т. е. получен ант-

ракоз, морфологически отличающийся от силикоза. Это оказалось очень важным, так как тогда господствовало мнение, что единственной фиброгенной является кварцевая пыль. С. В. Миллером и М. М. Батшевой в 1940 г. был описан пневмокониоз у электросварщиков, а годом раньше наблюдался пневмокониоз под воздействием пыли слюды (силикат) в эксперименте (И. М. Пейсахович и В. Г. Шухат). Патогенез силикоза изучался преимущественно морфологическим методом. Определялся патогенез силикотического узелка, патологической соединительной ткани. Обращалось внимание на выявление фагоцитоза пыли как на важный элемент патогенеза силикоза (И. М. Пейсахович; М. М. Виленский). Были проведены значительные работы по выяснению запыленности воздуха в производственных помещениях и подземных выработках. Профилактике же пылеобразования с инженерной точки зрения тогда еще не уделяли внимания.

Методические вопросы, связанные с исследованием пыли, решались в основном в Украинском институте гигиены труда и профзаболеваний (М. С. Карминский; С. В. Миллер и Я- Д. Сахновский и др.). Часть методических вопросов разрабатывалась в Одесском медицинском институте (А. И. Бурштейн).

Интенсивно научно-исследовательская работа по борьбе с силикозом развивалась после Великой Отечественной войны, в период, который характеризовался бурным восстановлением и развитием промышленности, особенно горнодобывающей. Эта борьба стала важнейшей государственной задачей. В это время была создана Центральная комиссия по борьбе с силикозом, на которую возложены планирование и координирование научно-исследовательской работы в этой области, а также апробация результатов исследований. На Украине в 1948 г. была организована Республиканская комиссия по борьбе с силикозом, которая временно находилась в ведении Министерства здравоохранения УССР, а в 1951 г. она была передана в ведение АН Украины. Республиканская комиссия имеет 2 филиала — Донецкий и Криворожский. В работе ее с филиалов участвует около 120 членов. Она координирует деятельность институтов гигиены труда и профзаболеваний, медицинских, туберкулезного института, климатологии и климатотерапии, а также технических и технологических институтов и проектирующих организаций, которые ежегодно разрабатывают около 150 тем по различным вопросам пневмокониозов.

Клинические работы посвящены изменениям функции организма в целом и его отдельных систем, в частности функции легких и сердечно-сосудистой системы. Детально изучена при различных стадиях пнев-мокониоза функция внешнего дыхания и ее регуляторные механизмы. (А. О. Навакатикян; М. С. Шнейдер; Г. X. Лазиди). Это вооружило практических врачей методами функционального исследования внешнего дыхания, рекомендациями для определения трудоспособности больных пневмокониозом. Капитальные исследования, касающиеся состояния сердечно-сосудистой системы при разных стадиях пневмоко-ниоза, проведены К. Г. Абрамовичем (1962) и А. И. Левиным (1965). Они посвящены патогенезу сердечно-сосудистых расстройств, методам ранней диагностики легочного сердца, патогенетическому лечению. Обобщенную клиническую картину сидеро-силикоза представил А. П. Карапата (1963). Методические указания, составленные на основе его работы, служат руководством для практических врачей.

В послевоенные годы рентгеновские методы применяются не только для рентгеноморфологической диагностики, но и для функциональных исследований дыхания и сердечно-сосудистой системы. Широко используются методы рентгенокимографии, томографии, трехфазной рентгенографии и др. (Т. Г. Осетинский и А. А. Бараненко (1950, 1954, 1955, 1962; И. А. Кунин, 1960). М. Б. Ципринским (1954, 1955, 1960)

4*

51

и А. Г. Шумаковым (1959) разработан и внедрен метод крупнокадровой флюорографии. А. Г. Шумаков в 1965 г. провел капитальные рент-геноанатомические исследования, которые показали несоответствие рентгеноморфологических изменений анатомическим. Уточнена рентгенодиагностика сидеро-силикоза.

Проблему кониотуберкулеза разрабатывали М. Я. Карлинер, Н. В. Яковлева, В. В. Малов и А. А. Ковальчук. Описаны эффективные методы лечения силикотуберкулеза в ранних стадиях. Проблема кониотуберкулеза в целом (особенно его профилактики) еще не решена.

Довольно широко и разносторонне проводится на Украине изучение этиологии и патогенеза пневмокониозов. В. А. Раввином и П. А. Энь-яковой уточнены морфологические представления об этих заболеваниях (1948—1954). Эти же авторы изучили морфологически ранние стадии антракоза.

Изучение гистогенеза силикоза в эксперименте проводилось М. Г. Ивановой (1950, 1961, 1954). Она же совместно с И. С. Островской установила зависимость развития склеротической реакции легких под воздействием кварца от функционального состояния центральной нервной системы (1953, 1954). В 1965 г. ценную работу на секционном материале выполнила Н. 3. Слинченко. Была выявлена достоверная картина морфологических изменений легких от воздействия пыли кварца и железной руды. В Харьковском институте гигиены труда и профзаболеваний установлены новые виды пневмокониоза: алюми-ноз (М. Г. Иванова и И. С. Островская, 1954), пневмокониоз от воздействия пыли аминопластов (В. П. Малинина-Пуценко, 1962, 1963) и пневмокониоз от воздействия пыли стеклопластов (И. С. Островская и Т. С. Батурина, 1966). Нельзя не отметить работ И. С. Островской (1950, 1952, 1954) о действии пыли металлического алюминия на развитие силикоза в эксперименте. Результаты этих исследований опровергают утверждение канадских ученых о лечебном и профилактическом действии пыли металлического алюминия при силикозе. На Украине положено начало биохимическим исследованиям патогенеза силикоза. Эти работы проводились и проводятся рядом авторов в Криворожском и Донецком институтах гигиены труда и профзаболеваний. Л. И. Слуцкий и И. И. Шелекетина модифицировали метод количественного определения коллагена, что дало возможность устанавливать степень развития фиброза легких. По данным исследований, при воздействии кварцевой пыли в легких происходит усиленный биосинтез коллагена. И. И. Шелекетиной и М. И. Окунь показано, что щелочи, например поташ, резко угнетают образование коллагена при силикозе.

Как известно, сейчас за рубежом усиленно изучается иммунобиологическая теория патогенеза силикоза. Отчасти подтверждение этой теории можно найти в исследованиях В. А. Кочуковой, установившей антигенные свойства силикотических легких.

Патогенез силикоза исследовала И. С. Островская в своих работах о роли реактивности организма в развитии пылевого фиброза (1953, 1963). Нормализация активности применения таких средств, как ультрафиолетовое облучение (И. С. Островская, 3. Д. Горкин и Г. И. Евтушенко, 1961, и др.), и преимущественное белковое питание (И. С. Островская, 1963), угнетают развитие пылевого фиброза легких. Изучение патогенеза пылевого фиброза легких позволило рекомендовать биологические методы профилактики силикоза (щелочные ингаляции, ультрафиолетовое облучение, преимущественно белковое питание). Внедрение в практику этих предложений одобрено Центральной комиссией по борьбе с силикозом, создавшей специальное совещание в 1965 г., и намечено к реализации в Донецком и Криворожском бассейнах.

В Донецком и Криворожском институтах гигиены труда и профзаболеваний систематически выявляется динамика заболеваемости пневмокониозом (Е. Е. Зингер; В. Ф. Шпинев). В этих же институтах регулярно дается гигиеническая оценка всех новых машин для добычи угля и руды.

Основные профилактические меры заболеваний пневмокониозом, т. е. предупреждение образования пыли, разрабатывают коллективы инженеров, сосредоточенные в институтах технического профиля. Создан комплекс мероприятий, обеспечивающий резкое снижение запыленности воздуха в подземных выработках и рабочих помещениях. В этот комплекс включены рационализация технологических процессов и оборудования (добычных, проходческих и других машин), специальные работы, направленные на борьбу с пылью. Большое положительное значение имеет метод добычи руды путем обрушения большими массивами. Этот метод требует глубокого (почти беспыльного) бурения и редкого применения взрывных работ (Научно-исследовательский горно-рудный институт). В Кривом Роге таким методом добывают около 70% всей руды. Эффективным способом предупреждения влияния пыли служит «безлюдная» выемка угля, т. е. выемка угля в отсутствие людей в забое (Донецкий угольный институт), а также гидродобыча и гидротранспортировка угля, при которых резко уменьшается образование пыли (Украинский научно-исследовательский институт «Гидроуголь», Донецкий угольный институт). Эти беспыльные системы постепенно внедряются в производство. Значительное место в борьбе с пылью занимает рационализация оборудования. Добычные машины, построенные по типу крупного скола, т. е. дающие минимальное количество мелочи, вместе с тем обеспечивают снижение образования пыли. Имеется такая коронка для бурения по руде (Научно-исследовательский горно-рудный институт), а для добычи угля предложен струг (Донецкий Гипроуглемаш). Резко снижается пыль при вращательном способе бурения (Днепропетровский горный институт). Почти беспыльное бурение дает коронка-пробка, удерживающая воду в забое шпура и хорошо смачивающая мелкие частицы буровой муки (Научно-исследовательский горно-рудный институт). Большое количество машин (добычных, проходческих, транспортных и погрузочных) разработал Государственный проектно-конструкторский институт рудного машиностроения в Кривом Роге. Обеспыливание при мелкошпуровом бурении производится путем применения воды.

Для борьбы с образованием и распространением пыли при взрывных работах применяются предварительное увлажнение забоя, внутренняя и внешняя гидрозабойка (полиэтиленовые мешки с водой, которая при взрыве диспергируется до водного тумана), туманообразова-тели, располагающиеся на штреке. Весь этот комплекс достаточно эффективен. Борьбе с пылью в угольной промышленности содействует увлажнение пласта в массиве путем нагнетания в него воды через шпуры под давлением (Макеевка, Харьков). Одно лишь увлажнение пласта снижает запыленность воздуха на 40—60%. Оправдывает себя в подземных выработках орошение водой при помощи форсунок. Если в угольном забое применяются увлажнение пласта в массиве и рациональная система орошения на комбайне, то достигается резкое снижение запыленности воздуха. Основную работу по разработке методов, нормативов и конструкций орошения в угольной промышленности провел Макеевский научно-исследовательский институт, а в рудничной промышленности филиал Института горного дела АН УССР в Кривом Роге и Научно-исследовательский горно-рудный институт.

Большое значение для борьбы с запыленностью воздуха имеет проветривание подземных выработок. Многое сделано в этом отношении в Криворожском бассейне.

Серьезные достижения в борьбе с пылью имеются и в других отраслях промышленности. Разработаны более рациональные технологические процессы, ликвидирующие пылеобразование (влажный процесс в производстве динаса, цемента, метлахских плиток, гидропеско-очистка литья и др.). Разработан специальный комплекс мер для борьбы с пылью (конструкция укрытий, аспирация, орошение водой и др.). В результате запыленность воздуха на производстве значительно снизилась. На шахтах рудоуправления «Ингулец» и некоторых других предельно допустимая концентрация запыленности удерживается уже в течение 6—7 лет. Запыленность воздуха подземных выработок шахт: им. Румянцева (Калининуголь), «Украина» (Селидовуголь) и некоторых других в 1965 г. приблизилась к предельно допустимой. Снижение запыленности воздуха влечет за собой снижение заболеваемости пневмокониозом. В шахтах Донецкой области, по данным Республиканской комиссии АН УССР по борьбе с силикозом, в 1965 г. выявлено больных пневмокониозом в 1,5 раза меньше, чем в 1956 г., а в шахтах Луганской области в 1965 г. — в 3 раза меньше, чем в 1962 г. На рудниках Криворожского бассейна в 1965 г. больных пневмокониозом оказалось в 10 раз меньше, чем в 1960 г. Об эффективности противопылевых мероприятий свидетельствуют и такие факты. Если по Криворожским рудникам в 1950 г. средний стаж работы в условиях контакта с пылью до заболевания пневмокониозом равнялся 6 годам, то в 1965 г. он достиг 11,5 года, по шахтам рудоуправления «Ингулец» тот же стаж до заболевания составлял 14 лет, по шахтам Донецкого бассейна (для проходчиков) — 12,5 года (против 10,7 года в 1958 г.).

Нужно иметь в виду, что снижение заболеваемости таким медленно развивающимся страданием, как пневмокониоз, наступает значительно позже (10 лет и более) после резкого снижения запыленности воздуха. Можно, таким образом, констатировать, что применение на предприятиях УССР комплексных мер борьбы с пылью дало эффективные результаты.

Важными проблемами исследования пневмокониоза являются выявление механизмов активного синтеза коллагена под влиянием пыли и изыскание методов и средств его подавления. Усовершенствование методов ранней диагностики пневмокониозов и функционального состояния организма, в частности внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, а также профилактика и лечение сердечно-сосудистых расстройств— основные задачи клинических исследований. Особое значение приобретают профилактика и лечение пневмокониозов, осложненных туберкулезом легких. Наконец, важно изучение на всех этапах заболеваемости рабочих пыльных производств в связи с условиями труда.

Борьба с пылью на производстве, осуществляемая в основном инженерной компетенцией, должна быть направлена на изыскание беспыльных или малопыльных технологических процессов (разработка и изучение физических методов осаждения пыли из воздуха, разработка конструкций укрытий, установление нормативов аспиргируемого воздуха при различных условиях, теоретическая и практическая разработка типов фильтров для очистки воздуха от пыли, нормативов и способов проветривания шахт и рудников с учетом пылевого фактора и др.).

Поступила 29/УШ 1966 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.