Научная статья на тему 'Плюсы и минусы онлайн касс в малом бизнесе'

Плюсы и минусы онлайн касс в малом бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАССА / ОНЛАЙН КАССА / КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ ТЕХНИКА / ФИСКАЛЬНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ФНС / CASH DESK / ONLINE CASH DESK / CASH REGISTERS / FISCAL DRIVE / SMALL BUSINESS / FEDERAL TAX SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мансурова Г. И., Мансуров П. М., Тулупова И. М.

Рассматриваются особенности использования автономных онлайн касс. Что это за кассы, в чем их плюсы и минусы и для кого они лучше всего подходят, преимущества и недостатки использования онлайн касс в малом бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pros and cons of online cash desks in small business

The article discusses the features of using stand-alone online cash registers. What are these cash desks, what are their pros and cons and for whom they are best suited, the advantages and disadvantages of using online cash desks in small businesses.

Текст научной работы на тему «Плюсы и минусы онлайн касс в малом бизнесе»

ing and technical personnel of innovative Russia]. Elektronnyj resurs [Electronic resource]. URL: http : //russianrobotics .ru/

6. Komarov V. V., Garagan S. A. Arhitektura i standartizaciya telematicheskih i intellektual'nyh transportnyh sistem. Zarubezhnyj opyt i otechestvennaya praktika [Architecture and standardization of telematics and intelligent transport systems. Foreign experience and domestic practice]. Moscow, NTB Energia, 2012, 158 p.

7. Adler YU. P. Vosem' principov, kotorye izmenyayut mir [Eight principles that change the world] // Razrabotka i sertifikaciya sistem kachestva v Rossii. Strategiya, problemy, rynok uslug: Sbornik statej i spravochnyh materialov k vnedreniyu standartov ISO serii 9000 versii 2000 g. / sost. I. V. Matveeva [The Development and certification of quality systems in Russia. Strategy, problems, service market: a Collection of articles and reference materials for the implementation of ISO 9000 series standards version 2000 / comp. I. V. Matveeva]. Moscow: RIA «Standards and quality», 2001, 156 p. (Seriya «Dom kachestva», vyp. 6) [(Series «House of quality», vol. 6)].

8. Processnyj podhod k razrabotke i vnedreniyu sistem menedzhmenta kachestva [Process approach to the development and implementation of quality management systems] / Opornyj material k lekcionnomu kursu: uchebno-nauchnyj centr

sertifikacii «Metallsertifikat» MISiS [Reference material for the lecture course: educational and scientific certification center «Metalcertificate» MISIS]. Moscow, MISiS, 2003, 304 p.

9. Boyarova A. V. Problemy vnedreniya i sertifikacii sistemy menedzhmenta kachestva dlya rossijskih predpriyatij - postavshchikov avtomobil'noj promyshlennosti [Problems of implementation and certification of quality management system for Russian companies — suppliers of the automotive industry] // Izvestiya SPbGUEF [Proceedings of SpbGUEF. 2010, no 5(65), pp. 91-93.

Гусев Сергей Иванович, аспирант кафедры «Управление техническими системами» Ульяновского государственного технического университета, Е-mail: sergey-gusev1996@yandex.ru. Епифанов Вячеслав Викторович, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» Ульяновского государственного технического университета, Е-mail: v.epifanov73@ mail.ru.

Поступила 14.10.2019 г.

УДК 657.28

Г. И. МАНСУРОВА, П. М. МАНСУРОВ, И. М. ТУЛУПОВА ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОНЛАЙН КАСС В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Рассматриваются особенности использования автономных онлайн касс. Что это за кассы, в чем их плюсы и минусы и для кого они лучше всего подходят, преимущества и недостатки использования онлайн касс в малом бизнесе.

Ключевые слова: касса, онлайн касса, контрольно-кассовая техника, фискальный накопитель, малый бизнес, ФНС.

С февраля 2017 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели на территории РФ, использовавшие в работе контрольно-кассовую технику (ККТ), обязаны перейти на онлайн кассы нового образца [1].

Начиная с 2017 года дискуссии на тему «онлайн касс» не утихают, эта тема волнует пред-

© Мансурова Г. И., Мансуров П. М., Тулупова И. М., 2019

принимателей до сих пор. На эту тему уже,написано большое количество научных статей выпущено несколько десятков научной литературы, но о ней продолжают говорить и говорить [3, 4]. Одни активно поддерживают такие нововведения со стороны государства, другие убеждены, что такие изменения только навредят бизнесу [6].

Онлайн касса представляет собой образец новой контрольно-кассовой техники с модулем для выхода в интернет и фискальным

накопителем (ФН). То есть для её работы необходим интернет. Далее она (онлайн касса) передаёт данные о каждой покупке оператору фискальных данных (ОФД). А ОФД в свою очередь передаёт информацию в Федеральную налоговую службу. Таким образом, данные о движении денег моментально передаются в контролирующие органы [5].

Главная цель такого нововведения - создание автоматизированного учёта доходов и расходов, а также контроль за деятельностью предпринимателей со стороны налоговых органов. Как говорилось ранее, перейти на онлайн кассу должны все организации, даже те, кто связан с малым бизнесом. Малый бизнес - это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек) и средняя выручка (до 800 млн руб. в год) [2]. Малый бизнес на территории РФ - достаточно распространённый вид предпринимательства, поскольку специальные налоговые режимы и занижен ные налоговые ставки дают о себе знать. Но с введением онлайн касс многое поменяется для самих предпринимателей, поскольку индивидуальный предприниматель, у которого в штате есть сотрудники, уже должен был поставить себе онлайн кассу, так как отсрочка, данная до 1 июля 2019, года уже прошла.

Каждое явление или действие имеет отрицательную и положительную сторону воздействия. Так и здесь есть свои плюсы и минусы.

Плюсы от введения онлайн касс на территорию РФ:

1) процедура постановки на учёт ККТ упрощена, теперь это займёт не больше 15-20 минут, так как теперь это можно будет сделать удалённо через интернет;

2) сокращаются расходы на техническое обслуживания оборудования ККТ. Вопрос только в покупке самой онлайн кассы, которая по меркам индивидуального предпринимателя довольно недешёвое удовольствие. Но и здесь государство предлагает возместить затраты, не 100%, конечно, но налоговый вычет за онлайн кассу можно было бы получить до 1 июля 2019 года. Предполагаем, что многие предприниматели воспользовались данным преимуществом, поскольку это позволяет минимизировать расходы;

3) упрощение контроля деятельности сотрудников. Теперь различные махинации с наличными денежными средствами представить сложно, так как идёт систематизированный контроль доходов и расходов;

4) систематизация контроля ведения деятельности организации, что позволяет эффективно планировать работу и управлять финансами;

5) уменьшается количество выездных налоговых проверок. Если у Инспекции налоговой службы (ИФНС) не возникают подозрения о каких-либо сомнительных операциях, то ИФНС предпочитает вести удалённый контроль;

6) срок службы аппаратов нового образца намного дольше, что позволяет уменьшить денежные расходы на покупку новой техники и её обслуживание;

7) в век инноваций постепенно всё автоматизируется, бумажной работы становится меньше. С приходом онлайн касс бухгалтеру необязательно вести кассовую книгу, так как все поступления денежных средств через кассу хранятся в ФН;

8) с применением онлайн касс возникающие вопросы с клиентами относительно оплаты будут решаться быстро. Поскольку применение онлайн касс гарантирует не только получение бумажного чека, но и то, что его электронная версия может по желанию передаваться клиенту через электронную почту или через СМС [7].

Минусы онлайн касс:

1) стоимость онлайн касс. Многие предприниматели, особенно мелкие ИП, которые только начинают свой бизнес, не могут из своего кармана взять и выкинуть 25-30 тысяч рублей, поскольку это значительный расход. Но как отмечалось ранее, государство ввело налоговый вычет с покупки онлайн касс. Максимальный размер вычета составляет 18 тысяч рублей на каждую единицу. Но если покупка и настройка ККТ обошлась дороже, зачесть всё равно можно только эту сумму;

2) так как онлайн касса работает только через интернет, то предпринимателю необходимо обеспечить бесперебойную работу интернета, а это значит нужны дополнительные расходы;

3) предпринимателю необходимо составить договор с оператором фискальных данных (ОФД). Именно через ОФД осуществляется передача данных о выручке в налоговую службу;

4) обучение персонала, в данном случае кассиров, так как на начальном этапе неизбежны ошибки, это может принести некоторые неудобства руководителям;

5) возможные штрафы. Если предприниматель в установленный срок не установит и не поставит на учёт онлайн кассу, то штрафы неизбежны. Также штрафы будут начисляться за грубые допущенные ошибки во время эксплуатации кассы, что за собой влечёт дополнительные расходы;

6) один из основных минусов - это сокрытие доходов. Теперь у предпринимателя будут сложности с ведением «чёрной бухгалтерии», так как скрыть свои реальные доходы становится

проблематично. Но тем самым для предпринимателей сокращается конкуренция. Ведь поставщик или покупатель предпочтёт сотрудничать с предпринимателем, у которого «белая бухгалтерия», так как лишние проблемы с налоговой ни к чему [7].

Таким образом, сопоставив все плюсы и минусы, мы видим преимущество применения онлайн касс как для налоговой инспекции, так и для предпринимателей. Современная система работы позволяет государственными структурами вести контроль за деятельностью предпринимателей в удалённом режиме и увеличить приток денег в бюджет с помощью налогов. Также новый закон обеспечивает всестороннюю защиту прав и интересов потребителей. А вот для представителей бизнеса онлайн кассы имеют и плюсы, и минусы. К тому же Госдума рассмотрела возможность отложить переход онлайн кассы: отсрочка до 2021 года для индивидуальных предпринимателей без работников на трудовых договорах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.

2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС Консультант плюс.

3. Мансуров А. П., Мансурова Г. И. Банковская платежная карта: прошлое, настоящее, будущее // Региональная экономика: актуальные вопросы и новые тенденции: сборник научных трудов Международной заочной научно-практической конференции: в 2 т. - Ульяновск, 2014. - С. 64-69.

4. Мансурова Г. И., Мансуров А. П. Классификация банковских карт и особенности их использования / // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №4. - С. 417.

5. Махмудзаде Ф. Особенности применения онлайн кассы // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. LXV Междунар. студ. науч.-практ. конф. №5(64). URL: https://sibac.info/archive/technic/ 5(64).pdf (дата обращения: 19.11.2019).

6. Мансурова Г. И., Мансуров А. П. Многообразие банковских платёжных карт // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2014. - №2 (66). - С. 75-78.

7. Степкина И. В., Кузеванова Н. А., Шили-хина С. А. Онлайн-кассы: преимущества и недостатки нововведения // Студенческая наука XXI века, 2017. - №1 (12). - С. 362-364.

REFERENCES

1. Federal'nyj zakon ot 22.05.2003 №54-FZ (red. ot 26.07.2019) «O primenenii kontrol'no-kassovoj tekhniki pri osushchestvlenii raschetov v Rossijskoj Federacii» [ Federal law of 22.05.2003 No. 54-FZ (ed. of 26.07.2019) «On the use of cash registers in the implementation of calculations in the Russian Federation»] // SPS Konsul'tantplyus [ATP Consultant plus].

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.04.2016 №265 «O predel'nyh znacheniyah dohoda, poluchennogo ot osushchestvleniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti, dlya kazhdoj kategorii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva» [Resolution Of the government of the Russian Federation of 04.04.2016 No. 265 «On the marginal values of income derived from entrepreneurial activity for each category of small and medium-sized businesses»] // SPS Konsul'tant plyus [ATP Consultant plus].

3. Mansurov A. P., Mansurova G. I. Bankovs-kaya platezhnaya karta: proshloe, nastoyashchee, budushchee [Bank payment card: past, present, future] // Regional'naya ekonomika: aktual'nye voprosy i novye tendencii: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Regional economy: current issues and new trends: proceedings Of the international correspondence scientific-practical conference: in 2 vols]. Ulyanovsk, 2014, pp. 64-69.

4. Mansurova G. I., Mansurov A. P. Klassifikaciya bankovskih kart i osobennosti ih ispol'zovaniya [Classification of Bank cards and features of their use] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2014, no 4, p. 417.

5. Mahmudzade F. Osobennosti primeneniya onlajn kassy [Features of application of online cash register] // Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Tekhnicheskie nauki: sb. st. po mat. LXV Mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. [Scientific community of students of the XXI century. Engineering science: collection of articles on the Mat. LXV international. student. science.- pract. conf.] №5(64). URL: https://sibac.info/archive/technic/ 5(64).pdf (accessed: 19.11.2019).

6. Mansurova G. I., Mansurov A. P. Mnogoobrazie bankovskih platyozhnyh kart [Diversity of Bank payment cards] // Vestnik

Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Ulyanovsk state technical University]. 2014, №2 (66), pp. 75-78.

7. Stepkina I. V., Kuzevanova N. A., SHilihina S. A. Onlajn-kassy: preimushchestva i ne-dostatki novovvedeniya [Online cash registers: advantages and disadvantages of innovation] // Studencheskaya nauka XXI veka [Student science of the XXI century]. 2017, no 1 (12), pp. 362-364.

Мансурова Гелия Ильфаровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ. Мансуров Павел Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ. Тулупова Ирина Михайловна, магистрант Ул-ГТУ.

Поступила 21.11.2019 г.

УДК 331.108.2

Н. В. ЛАПТЕВ, М. В. РЫБКИНА

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассматриваются перспективы развития кадрового обеспечения (на примере Ульяновской области). Авторы анализируют прогноз баланса трудовых ресурсов Ульяновской области на период до 2020 года. Проанализирована численность занятых в экономике.

Ключевые слова: рынок труда, работник, регион, кадры, прогноз, перспектива.

Вопросы обеспечения предприятий кадрами являются основной задачей для государственной службы занятости. Стремительные изменения в экономике, нарастающий в регионах дефицит кадровых ресурсов, острая потребность в высококвалифицированных специалистах заставляют органы службы занятости населения менять подходы во взаимодействиях с работодателями, соискателями, подталкивая к поиску новых более эффективных форматов работы, отвечающих требованиям современной социально-экономической ситуации и особенностям рынка труда.

1. Формирование прогноза баланса трудовых ресурсов Ульяновской области

Работа службы занятости Ульяновской области основывается на детальном анализе прогноза баланса трудовых ресурсов региона (далее -Прогноз). Данный Прогноз, начиная с 2016 года, овыполнялся Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области, работа построена с учётом данных программного комплекса по прогнозированию потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития Ульяновской области на среднесроч-

© Лаптев Н. В., Рыбкина М. В., 2019

ный и долгосрочный периоды. Так, согласно Прогнозу, численность трудовых ресурсов Ульяновской области в 2017-2019 гг. имеет тенденцию к ежегодному снижению, а в 2022 году может достигнуть рекордно низкого показателя - 678,0 тыс. человек (для сравнения в 2016 году - 738,0 тыс. человек). При этом численность работающих пенсионеров будет расти (в 2016 году - порядка 62,0 тыс. человек, в 2020 году - 74,0 тыс. человек), а численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте уменьшаться (в 2016 году -662,0 тыс. человек, в 2020 году - 589,0 тыс. человек). Необходимо отметить, что снижение численности трудовых ресурсов и трудоспособного населения в трудоспособном возрасте происходит не только в Ульяновской области, но и в целом по стране.

По данным органов статистики численность трудовых ресурсов в Российской Федерации: в 2016 году - 91845,1 тыс. человек, прогноз на 2019 год - 90047,1 тыс. человек;

численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в Российской Федерации: в 2016 году - 81430,1 тыс. человек, прогноз на 2019 год - 79087,1 тыс. человек.

Динамика снижения данных показателей связана в первую очередь с демографическим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.