«кая областная санитарно-эпидемиологическая станция) представил доклад о профилактике пищевых отравлений.
На конференции присутствовали гости из Москвы, Харькова, Минска, соседних областей республики, партийные, советские, медицинские работники области.
С приветствием от Госсанинспекции Министерства здравоохранения СССР выступил Д. Н. Лоранский. В адрес конференции поступили многочисленные приветственные телеграммы.
Приказами министра здравоохранения БССР, Гомельского облздравотдела объявлены поощрения большой группе санитарных работников области.
Ъ Ъ
ПЛЕНУМ ПРАВЛЕНИЯ ВСЕСОЮЗНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ГИГИЕНИСТОВ И САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ
Проф. И. Г. Фридлянд
11—12/11 1963 г. в Ленинграде состоялся пленум Правления Всесоюзного научного общества гигиенистов и санитарных врачей (ВНОГ).
Пленум открыл председатель правления ВНОГ действительный член АМН СССР проф. Ф. Г. Кроткое, который во вступительном слове информировал о деятельности Правления общества за год, прошедший после XIV Всесоюзного съезда гигиенистов и санитарных врачей. Настоящий расширенный пленум созван по указанию съезда, предложившего обсудить вопросы подготовки санитарных и научно-педагогических кадров.
С докладами о подготовке и усовершенствовании кадров в Российской Федерации и Украинской ССР выступили представители министерств здравоохранения РСФСР (Н. С. Титков) и УССР (Н. Ф. Козыренко).
В 1954—1955 гг. имело место наиболее широкое развитие сети санитарно-эпидемиологических станций в стране при значительном укреплении их материальной базы. В эти годы в РСФСР было 3242 самостоятельные санитарно-эпидемиологические станции. Значительный ущерб санитарно-эпидемиологической службе был нанесен в 1957—1959 гг. ее «реорганизацией», в результате которой на 1/1 1962 г. в РСФСР осталось 2515 санитарно-эпидемиологических станций, в том числе 1369 санитарно-эпидемиологических отделений при районных больницах. На Украине в настоящее время действует 218 санитарно-эпидемиологических станций и 570 санитарно-эпидемиологических отделений при районных больницах.
В последние годы министерствами здравоохранения СССР, РСФСР и УССР принят ряд решений, направленных на укрепление санитарно-эпидемиологической службы (издано специальное распоряжение о прекращении объединения и сокращения санитарно-эпидемиологических станций, сокращения штатных должностей в этих учреждениях и т. д.). В последнее время за счет централизованных средств Министерства здравоохранения РСФСР санитарно-эпидемиологическим станциям направлено 100 укомплектованных лабораторий по промышленной гигиене, организовано свыше 100 радиологических лабораторий, выделено для санитарно-эпидемиологических станций 1400 автомашин, созданы 2 специальные мастерские для изготовления лабораторного оборудования и т. д. В УССР за последние 3 года построено 38 типовых санитарно-эпидемиологических станций, а за счет внеплановых ассигнований (средства отпускаются главным образом горисполкомами Советов депутатов трудящихся) построено около 100 помещений, в которых размещены лаборатории санитарно-эпиде-миологических станций. В УССР с 1961 г. во всех областных центрах работают радиологические лаборатории и лаборатории по определению ядохимикатов.
Однако и до настоящего времени в некоторых областях, краях и автономных республиках еще не созданы нормальные условия для работы санитарно-эпидемиологических станций; последние нередко размещены в тесных, малоприспособленных помещениях, без водопровода и канализации и т. п. (Удмуртская и Татарская АССР и др.). Особо следует отметить неудовлетворительное состояние санитарно-гигиенических лабораторий; их оборудования, оснащения современной аппаратурой, обеспечения необходимыми реактивами и т. д.
Обращают на себя внимание сравнительно малые изменения численности врачей (физических лиц) в системе санитарной службы на протяжении ряда лет: в санитарно-эпидемиологических станциях РСФСР в 1954 г. было 11 309 врачей, в 1961 г. их оказалось 12 711, т. е. прирост за 7 лет составил всего 1402 человека. Особенно незначителен этот прирост среди санитарных врачей. Число санитарных врачей в Российской Федерации составляло в 1959 г. 6316, в 1961 г. — 6428.
Особое внимание должна привлечь к себе исключительно высокая текучесть среди врачей санитарно-эпидемиологических станций. Оказалось, что за последние
6 лет из санитарно-эпидемиологических станций РСФСР выбыло 5545 врачей, в основном за счет перехода их на лечебную работу. Помимо материально-бытовых условий (непредоставление на местах своевременно жилой площади, уравнение заработной платы с врачами лечебной сети, лишение пенсий за выслугу лет врачей, ранее работавших государственными санитарными инспекторами и т. д.), в качестве существенного фактора этой текучести многие выступавшие (особенно практические санитарные врачи) подчеркивали тот моральный ущерб, который понесла санитарная организация в результате недооценки ее значения.
Состоянию подготовки санитарных, врачей, мерам по ее улучшению в системе медицинских институтов, а также вопросам повышения квалификации санитарных кадров были посвящены и специальные доклады ректора Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института (ЛСГМИ) проф. А. Я. Иванова и правления ВНОГ (проф. 3. И. Израэльсон и член-корреспондент АМН СССР проф. С. Н. Чер-кинский). В этих докладах было подчеркнуто, что многолетний опыт советской высшей медицинской школы доказал высокую эффективность системы подготовки врачей-гигиенистов на специальных факультетах. Помимо ЛСГМИ, подобная подготовка в-настоящее время осуществляется на санитарно-гигиенических факультетах 18 медицинских институтов.
Определение контингентов студентов санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов и ЛСГМИ в течение ряда лет проводилось необоснованно, что привело даже к закрытию некоторых санитарно-гигиенических факультетов и заметному снижению контингента при наборе. В настоящее время стала очевидной ошибочность такой недооценки подготовки санитарных врачей и приняты соответствующие меры. Однако в Горьковском и Одесском медицинских институтах эти факультеты до настоящего времени не восстановлены.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению ее связи с практикой» требует концентрации внимания на разработке теоретических основ и практических методов профилактики болезней, что должно быть учтено в программах подготовки санитарных врачей.
Значительное место в докладах А. Я. Иванова, а также 3. И. Израэльсона и С. Н. Черкинского заняло рассмотрение условий, определяющих повышение уровня педагогической работы на санитарно-гигиенических' факультетах. В новом действующем учебном плане отсутствуют те дисциплины, которые не нужны или мало нужны в деятельности врачей-гигиенистов; увеличено количество часов по гигиене, микробиологии, физике, химии, клинике профессиональных болезней; введено преподавание санитарной статистики и некоторых специальных курсов; в программу фармакологии включен большой раздел токсикологии (ЛСГМИ). Признается, что изучение клиники для будущих санитарных врачей должно являться не главной целью обучения, а лишь средством для более глубокого понимания гигиены и обоснования необходимых предупредительных мероприятий.
Докладчики указывали на ряд условий, мешающих хорошей подготовке будущего санитарного врача. В некоторых медицинских институтах гигиенические кафедры расположены в неприспособленных помещениях, не имеют нужных лабораторий, современного лабораторного оборудования и т. п.
Исключительное практическое и принципиальное значение имеет вопрос о коренном улучшении постановки производственной практики студентов на базе санитарно-эпидемиологических станций. Заслуживает специального внимания положительный опыт Москвы, где можно наблюдать благоприятные результаты пребывания студентов в прекрасно организованной и оснащенной городской санитарно-эпидемиологической станции. Этот положительный опыт был отмечен и в выступлениях представителей Московской городской санитарно-эпидемиологической станции (М. С. Соколовский и А. В. Цесарский).
А. Я- Иванов, обобщивший опыт работы ЛСГМИ, отметил положительное значение однофакультетного (однопрофильного) института, где работа всех кафедр направлена к одной цели — подготовке будущего врача в области профилактической медицины.
Значительное внимание в докладах Н. С. Титкова, Н. Ф. Коренко и главным образом в докладе правления ВНОГ было удалено надлежащей организации в стране повышения квалификации врачей-гигиенистов. В докладах и выступлениях в прениях деканов санитарно-гигиенических факультетов — доцента Новикова (Ленинградский институт для усовершенствования врачей), доцента И. Р. Степанова (Центральный институт усовершенствования врачей) и др. — было указано на недостаточный объем работы в этом направлении. Указывалось, что ряд крупных санитарно-эпидемиологических станций, располагающих квалифицированными санитарными кадрами, может быть эффективно использован для первичной специализации молодых санитарных врачей. В институтах усовершенствования врачей, помимо существующих форм очний подготовки, более широкое распространение должна найти система заочно-очного усовершенствования санитарных врачей.
Эффективным средством повышения квалификации практических санитарных врачей является вовлечение их в научно-практическую работу. Систематически проводимые научно-практические конференции врачей санитарно-эпидемиологических
станций в Москве, Ленинграде, Свердловске и других городах не оставляют сомне ния в том, что у санитарных врачей, активно участвующих в подобных конференциях, повышается интерес к работе и улучшается ее качество.
Значительное внимание было уделено пленумом состоянию подготовки научно-педагогических кадров по гигиене. Имеющиеся в министерствах здравоохранения РСФСР и УССР данные, а также специально собранные правлением ВНОГ материалы по этому вопросу не оставляют сомнения, что подготовка научных кадров гигиенистов в настоящее время резко отстает от потребности в них. Потребность в подготовке научно-педагогических кадров становится тем более очевидной, если учесть, что возраст большей части руководящих деятелей гигиенической науки превышает б!) лет.
В докладе 3. И. Израэльсона и С. Н. Черкинского, а также во многих выступлениях в прениях (Е. Ц. Андреева-Галанина, С. М. Тромбах, В. М. Жаботинской, М. Т. Коломийцева, Э. К. Могилевчик, А. В. Рудченко, Г. X. Шахбазян, А. П. Шиц-кова и др.) был выдвинут ряд предложений по улучшению подготовки научной смены (подбор способной молодежи, целевая и заочная аспирантура, прикрепление научных сотрудников периферийных научно-исследовательских институтов и кафедр к про фессорам-гигиенистам в других городах для подготовки диссертационных работ и т. д.). Пленум подчеркнул срочную необходимость создания нужных условий для подготовки руководящих деятелей гигиенической науки (докторов наук).
Заместитель министра здравоохранения СССР Т. А. Николаева выступила с сообщением о проекте новых организационных форм санитарно-эпидемиологической службы в стране в соответствии с решениями ноябрьского Пленума ЦК КПСС. Проводимое в настоящее время укрепление районов открывает перспективы создания более мощных самостоятельных санитарно-эпидемиологических организаций, в том числе в новых укрупненных сельских районах. Эти санитарно-эпидемиологические станции можно будет лучше оборудовать, обеспечить их лабораториями и т. п.
Намеченный проект перестройки санитарно-эпидемиологической службы был под держан многими участниками пленума (М. С. Соколовский, Л. Д. Музалева, В. В. Дианова, В. Е. Ковшило и др.), причем все выступавшие подчеркивали необходимость для санитарного врача быть прежде всего организатором и специалистом врачебно-санитарного дела, а не только санитарным инспектором.
В конце работы пленума проф. В. А. Яковенко (ученик Г. В. Хлопина) сделал доклад о жизни и деятельности выдающегося представителя отечественной гигиены проф. Г. В. Хлопина в связи со 100-летнем со дня его рождения.
Прошедший пленум ВНОГ должен быть признан весьма полезным для даль нейшего развития гигиенической науки и улучшения санитарной практики. Впервые за много лет были широко и откровенно рассмотрены такие важнейшие вопросы, как состояние и задачи подготовки практических и научно-педагогических кадров в области гигиены. Важность этих вопросов определила значительную активность их обсуждения, в котором приняли участие многие представители гигиенической науки, а также ряд опытных практических санитарных врачей. Закрывая пленум, член-корреспондент АМН СССР проф. В. А. Рязанов подчеркнул, что материалы и решения пленума должны быть использованы не только гигиенической общественностью, но и Министерствами здравоохранения СССР и союзных республик для резкого улучшения санитарного дела в стране в соответствии с потребностями, определяемыми решениями XXII съезда КПСС.