Научная статья на тему 'ПЛАТФОРМЕННЫЕ РЫНКИ КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

ПЛАТФОРМЕННЫЕ РЫНКИ КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТФОРМЕННЫЕ РЫНКИ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романец Ирина Игоревна, Шелудько Елена Борисовна

Статья посвящена исследованию нового явления цифровой экономики -концепции формирования основных платформенных рынков. Платформенная экономика - динамично развивающаяся в мировом пространстве социально-экономическая модель. Цифровые платформы выступают фактором экономической конкурентоспособности, так как наличие сетевого эффекта обеспечивает развитие транзакционных и инновационных платформ в цикле с положительной обратной связью. Цифровая трансформация социально-экономических процессов должна генерировать изменение практики нормотворчества в направлении повышения скорости принятия управленческих решений и повысить качество государственного регулирования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романец Ирина Игоревна, Шелудько Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLATFORM MARKETS AS A BASIS FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES

The article is devoted to the study of a new phenomenon of the digital economy - the concept of the formation of the main platform markets. The platform economy is a dynamically developing socio-economic model in the world space. Digital platforms act as a factor of economic competitiveness, since the presence of a network effect ensures the development of transactional and innovative platforms in a cycle with positive feedback. The digital transformation of socio-economic processes should generate a change in the practice of rule-making in the direction of increasing the speed of making managerial decisions and improving the quality of state regulation in general.

Текст научной работы на тему «ПЛАТФОРМЕННЫЕ РЫНКИ КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

138 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021

DOI: 10.47581/2021/PS92/IE.5.55.21 ПЛАТФОРМЕННЫЕ РЫНКИ КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ Романец Ирина Игоревна, канд. экон. наук, доцент (e-mail: irina nazarko@mail.ru) Шелудько Елена Борисовна, старший преподаватель (e-mail: sheludko.elena@mail.ru) Кубанский государственный технологический университет,

г.Краснодар, Россия

Статья посвящена исследованию нового явления цифровой экономики -концепции формирования основных платформенных рынков. Платформенная экономика - динамично развивающаяся в мировом пространстве социально-экономическая модель. Цифровые платформы выступают фактором экономической конкурентоспособности, так как наличие сетевого эффекта обеспечивает развитие транзакционных и инновационных платформ в цикле с положительной обратной связью. Цифровая трансформация социально-экономических процессов должна генерировать изменение практики нормотворчества в направлении повышения скорости принятия управленческих решений и повысить качество государственного регулирования в целом.

Ключевые слова: платформенные рынки, цифровая платформа, трансформация, социально-экономические процессы, технологии.

Цифровые платформы становятся значимой частью современных социально-экономических отношений, превращающиеся в долгосрочный тренд экономической политики. В основе формирования платформенных рынков лежит концепция сетевых эффектов [1]. Ключевыми элементами цифровых платформ являются современные технологии и инновационные бизнес-модели. Потенциал цифровых платформ огромный, способный изменить систему отношений между участниками и повысить эффективность их взаимодействия.

В самом общем виде классификация цифровых платформ предложена А. Гавером и М. Кузумано, подразделившие платформы на внутренние и отраслевые (внешние) [2]. В октябре 2016 г. компания Gartner выпустила отчет, в котором установила три типа цифровых платформ, а в исследовании The Rise of the Platform Enterprise на основе исследования платформ из 176 стран — четыре основных типа [3]. Классификацию цифровых платформ исследовали Ник Срничек (2019), Джеффри Паркер и Маршалл ван Аль-стин (2017), Алекс Моазед и Николас Джонсон (2019) и другие исследователи (рисунок 1).

Далее подробнее рассмотрим представленные виды цифровых платформ.

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 139

Платформы снижения трансакционных издержек облегчают взаимодействия между пользователями (Uber, Kickstarter). К ним относятся:

- бережливые платформы, минимизирующие объем активов, имеющихся в собственности платформенных компаний, в виде торговых онлайн-площадок для рынка товаров (eBay, Alibaba) и рынка услуг (Uber, Airbnb, Netflix) и связанных с потреблением нецифровых (Airbnb) и цифровых (WhatsApp) продуктов;

Классификация цифровых платформ

-

| По типу базовой трансакции н По механизму монетизации

Платформы снижения \ Трансакционных Взимание комиссии

Трансформа цион ныл Оплата расширенного доступа

Платная регистрация

Платформы для творчества

Доступ к гарантированному контенту

Интеграционные платфирмы

н По степени охвата пользователей

| По типу подписки

Глобальные

Один ко многим

- Один к одному {один к нескольким) Региональные

Многие ко многим Национальные

По Степени кОммйдитиЭац ИИ

— Платформы с высокой степенью коммодитмзации

Платформы с низкой степенью коммодитизации

Рисунок 1 - Классификация цифровых платформ

- рекламные платформы, собирающие информацию, создаваемую действиями пользователей и характеризующую их предпочтения, для создания рекламного пространства на основе алгоритмов обработки больших данных (Facebook, Google);

- облачные платформы, предлагающие в аренду мощности для хранения данных и их обработки, связующие программное обеспечение, средства разработки (Salesforce, Amazon Web Services);

- инвестиционные платформы (оказывающие услуги по привлечению денежных средств), включающие брокерские платформы (Тинькофф Инвестиции), краудфандинговые платформы для финансирования творческих, производственных и научных проектов (Kickstarter, AngelList) и кра-удлендинговые платформы для предоставления онлайн-займов (Prosper, LendingClub);

- платежные платформы, предназначенные для совершения онлайн-платежей (PayPal), платежей с использованием банковских карт и мобильных телефонов (MasterCard);

Интеграционные платформы:

- игровые платформы, обеспечивающие взаимодействие игроков в форме соперничества и сотрудничества (World of Warcraft, PokerStars);

- коммуникативные платформы, необходимые для осуществления связи между пользователями (Skype, WhatsApp, Viber);

- социальные сети — онлайн-платформы для создания социальных отношений с пользователями, имеющими схожие интересы (Facebook, LinkedIn, Вконтакте);

- платформы клиентского сервиса, собирающие данные с датчиков бытовой техники для оценки эффективности ее работы (Samsung).

Платформы снижения трансформационных издержек применяются для снижения издержек производства продукции и оказания услуг. К ним относятся:

- базовые платформы, накапливающие и анализирующие данные для принятия управленческих решений и мониторинга состояния оборудования;

- прикладные платформы, накапливающие и анализирующие данные для автоматизации производственных процессов;

- продуктовые платформы, превращающие товары в услуги (Rolls Roys).

Платформы для творчества классифицируются следующим образом:

- контент-платформы, предназначенные для создания информационного контента и обеспечения доступа к нему пользователей (YouTube, Twitter, Instagram);

- платформы для разработки приложений - инструментальные платформы, предоставляющие доступ к большому количеству разработчиков-инноваторов.

Интеграционные платформы служат площадками для творчества и снижения издержек (обычно трансакционных) и часто являются результатом трансформации платформ. Так, на стадии создания социальные сети (Facebook, ВКонтакте), как правило, они предназначены для снижения издержек на поиск коллег, одноклассников и друзей. Но на более позднем этапе развития они становятся местом создания и распространения цифрового контента, местом интернет-торговли.

По механизму монетизации выделяются платформы, осуществляющие монетизацию следующим способом:

- взимание комиссии - платформенная компания получает определенную сумму (фиксированную или как процент от трансакции) от каждой сделки;

- оплата расширенного доступа (фримиум) — бесплатный доступ предоставляется только к платформе с урезанным функционалом; за доступ к полному функционалу нужно заплатить [4];

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 141

- платная регистрация на платформе, которая используется достаточно редко, так как отпугивает достаточно большое количество клиентов;

- доступ к гарантированному контенту в случае, если предложений, размещаемых на платформе, становится лишком много, часть потребителей готова заплатить за проверенную информацию (Sittercity);

- рекламная модель монетизации. Классическая модель монетизации -продажа встроенной рекламы (Facebook);

- пожертвования — размещаемый контент оплачивается по желанию пользователя.

По степени коммодитизации выделяются два вида платформ:

- платформы с высокой степенью коммодитизации - характеристики цифровой услуги достаточно четко определены, и в результате этого платформа сосредотачивается на обеспечении связи между потребителем и наиболее доступными и подходящими для него производителями; примером служит компания Uber (определен маршрут передвижения, приемлемый срок и оплата - характеристики оказываемой услуги);

- платформы с низкой степенью коммодитизации - характеристик у оказываемой услуги достаточно много, часть из них довольно расплывчата, платформа сосредоточена на обеспечении быстрого поиска необходимой услуги; примером является Airbnb (аренда жилья), так как сдаваемые квартиры имеют достаточно много параметров - от района нахождения до возможности аренды квартиры семьей с детьми или домашними животными.

По типу подписки (количеству участников платформенной трансакции с каждой ее стороны) платформы классифицируются следующим образом:

- подписка «один ко многим» характерна для творческих платформ (YouTube); контент, размещенный одним пользователем, просматривается большим количеством других пользователей;

- подписка «один к одному» («один к нескольким») - примером такой подписки является общение двух или большего количества собеседников в социальной сети или мессенджере (WhatsApp);

- подписка «многие ко многим» - примером такой подписки служат торговые площадки онлайн (eBay), когда большое количество продавцов предлагает товары большому количеству покупателей.

По степени охвата пользователей выделяются:

- глобальные цифровые платформы, имеющие мировой уровень охвата пользователей (Facebook, Airbnb);

- региональные цифровые платформы, охватывающие пользователей на территории какого-либо региона (Одноклассники, YandexGo);

- местные цифровые платформы, охватывающие пользователей на территории какой-либо страны (Qiwi).

В основе трансформации мировых экономических процессов платформенными компаниями лежит децентрализация их деятельности. С учетом усиливающейся и ускоряющейся конкуренции в современной экономике, оставляющей чрезвычайно малое количество времени для поиска путей

142 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 дальнейшего развития бизнеса, подобная децентрализация повышает адаптируемость компании к высокой динамике значений внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на ее деятельность [5].

Позитивным опытом децентрализации является функционирование Кремниевой долины в США. Масштабные инвестиции инициируют развитие тысяч проектов, из которых рынок отбирает несколько десятков, способных получать прибыль в объеме, компенсирующем инвестору затраты на инвестиционные проекты, не нашедшие признания со стороны потребителей их продукции или услуг [6].

Такой масштабный отбор позволяет развивать проекты, не попадающие под внимание инвесторов при их централизованном поиске.

Подобное «просеивание идей» вначале через доступ к цифровым платформам для взаимодействия с покупателями, а затем через «мелкое сито» рынков приводит к тому, что все большее количество этих идей работают на благо национальных экономик, принося прибыль и делая цифровые платформы своеобразной «мягкой силой», влияющей на умы людей. Подобный подход чрезвычайно перспективен для развития отечественной экономики.

Единый реестр российского программного обеспечения (reestr.minsvyaz.ru) насчитывает уже более 3500 программных продуктов. Россия занимает заметные позиции в создании социальных сетей, систем поиска информации, антивирусных программ. Существуют российские разработки и для промышленности: средства распознавания образов, системы проектирования (Компас, Adem), ERP-системы (Галактика, 1С), другие системы управления ресурсами, блокчейн платформа Waves.

Однако в целом сектор информационной-коммуникационных технологий в России не является лидером на мировом уровне, однако в отдельных сферах позиции нашей страны заметны. Кроме того, Россия не имеет тотальной зависимости от иностранных производителей программного обеспечения по значительному количеству программных продуктов.

Важное проявление цифровизации заключается в формировании цифровой экосистемы — новых цифровых платформ. Как правило, они включают:

— технологическую конструкцию — сети, дата-центры, облачные технологии, приложения для обработки и предоставления данных;

— новые бизнес-модели, экосистема из разработчиков и поставщиков отдельных модулей и приложений вокруг компании-платформера;

— новые принципы взаимодействия производителей и потребителей, открытая, общедоступная инфраструктура для взаимодействий.

Движущие факторы:

технологические организационные инновационные операционные

Результаты:

■ «умные» продукты \л услуги

■ массовая кастомизация

■ децентрализация управления производством

■ гибкие производственные сети

■ гибкая система поставок

■ совершенствование производства, основанное на данных

■ гибкие инновации в жизненном цикле изделия

Принципы построения производственных систем:

■ функциональная совместимость

■ виртуальность

■ доступность в реальном времени

■ децентрализация

■ сервисная ориентация

■ модульность

Рисунок 2 - Факторы, принципы и результаты внедрения технологий цифровой экономики в промышленности

Развитие технологий влияет на развитие рынков промышленной продукции, вынуждает предприятия использовать новые подходы, использовать обновленные бизнес-модели. Предпосылки к этому вытекают из появления новых возможностей для ведения бизнеса, изменения характера глобальной конкуренции, существования ряда проблем, не всегда эффективно решаемых в традиционных бизнес-моделях.

По поручению В.В. Путина Правительство Российской Федерации готовит программу «Цифровая экономика» для интенсивного развития цифро-визации в России. Акцент программы - не только на базовых составляющих цифровой экономики, но и на росте инвестиций частного и государственного сектора в такие перспективные направления, как «интернет вещей», большие данные, развитие ИТ-продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом. Это позволит увеличить долю цифровой экономики до 5,6% ВВП, а также создать масштабные межотраслевые эффекты и реальную добавленную стоимость в отраслях до 5-7 трлн рублей в год.

Решения Президента и Правительства Российской Федерации не только дали старт плановой работе министерств и ведомств по теме «Цифровая экономика», но и запустили большое количество инициативных разработок экспертных сообществ, поддерживаемых различными НКО (Агентство стратегических инициатив, Центр стратегических исследований и др.).

Таким образом, платформенная экономика - динамично развивающаяся в мировом пространстве социально-экономическая модель. Цифровые платформы выступают фактором экономической конкурентоспособности, так как наличие сетевого эффекта обеспечивает развитие транзакционных и инновационных платформ в цикле с положительной обратной связью.

Каждое новое приложение или улучшение имеющегося повышает ценность экосистемы для пользователей и привлекает новых участников. Рост количества пользователей платформы повышает ее ценность для разработчиков, увеличивает емкость рынка и притягивает новых разработчиков. В связи с этим необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

во-первых, развивать новую глобальную модель «платформенной экономики»;

во-вторых, поддерживать эффективные в настоящее время цифровые бизнес-модели;

в-третьих, обеспечить «цифровую трансформацию» действующих экономических агентов;

в-четвертых, создавать условия для повышения конкурентоспособности цифрового бизнеса и уровня социальной ответственности руководителей компаний, а также интегрировать инновационные организационно-управленческие механизмы, отвечающие требованиям цифровой платформенной экономики, в деятельность компаний.

Платформенная экономика позволяет свободно осуществлять операции на собственных условиях, что требует в дальнейшем разработки как нормативно-правового, так и методического обеспечения. Оно должно стать более гибким и адаптивным, чтобы успевать реагировать на происходящие изменения. Цифровые технологии не только требуют новых подходов к государственному регулированию экономики. Цифровая трансформация социально-экономических процессов должна генерировать изменение практики нормотворчества в направлении повышения скорости принятия управленческих решений и повысить качество государственного регулирования в целом.

Список литературы

1. Романец И. И. Ключевые аспекты трансформации экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т. 9. - № 4(33). - С. 310-313.

2. Gawer A., Cusumano M. Industry platforms and ecosystem innovation. Journal of Product Innovation Management. - 2014; 31(3):417-433.

3. Evans P.C., Gawer A. The rise of the platform enterprise: a global survey. N. Y.: The Center for Global Enterprise. - 2016. - P. 30.

4. Мухин К.Ю., Родина М.А. Бизнес-модель «Freemium» как инновационный инструмент гибкого продвижения мобильных приложений на рынок // Научное обозрение: теория и практика. - 2019. - Т. 62. - № 6. - С. 805-817.

5. Глазьев С. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века // Сергей Глазьев — официальный сайт. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka (дата обращения 20.09.2021)

6. Zhong R. Y., Xu X., Klotz E., Newman S. T. Intelligent Manufacturing in the Context of Industry 4.0: A Review // Engineering. - 2017. - No. 3. - P. 616-630.

Romanets Irina Igorevna, PhD, associate professor (e-mail: irina_nazarko@mail.ru) Sheludko Elena Borisovna, senior lecturer (e-mail: sheludko.elena@mail.ru)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

PLATFORM MARKETS AS A BASIS FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIO-ECONOMIC PROCESSES

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 145

Abstract. The article is devoted to the study of a new phenomenon of the digital economy - the concept of the formation of the main platform markets. The platform economy is a dynamically developing socio-economic model in the world space. Digital platforms act as a factor of economic competitiveness, since the presence of a network effect ensures the development of transactional and innovative platforms in a cycle with positive feedback. The digital transformation of socio-economic processes should generate a change in the practice of rule-making in the direction of increasing the speed of making managerial decisions and improving the quality of state regulation in general.

Keywords: platform markets, digital platform, transformation, socio-economic processes, technologies.

DOI: 10.47581/2021/PS92/IE.5.55.22 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ

УСТРАНЕНИЯ Самарина Вера Петровна, профессор, д.э.н.

(email: Samarina vp@mail.ru) Тимошенко Любовь Игоревна, Студентка (email: accteam@mail.ru) Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Россия, г.Старый Оскол

В статье рассмотрены особенности действующей системы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, а также определены её основные проблемные аспекты. Отмечены изменения налогового законодательства периода 2019-2021 гг., на основе которых исполнительными органами государственной власти РФ внедрен ряд мероприятий, оказывающих влияние на механизм исчисления НДФЛ, а также специфику его администрирования. По результатам исследования предложен комплекс мероприятий, направленных на эффективное совершенствование действующего механизма НДФЛ в РФ.

Ключевые слова. НДФЛ, налоговая система, налоговые вычеты, необлагаемый минимум, справедливость налогообложения, цифровое налоговое администрирование.

Осуществление трудовой, инвестиционной, коммерческой и иных видов деятельности обуславливает получение гражданами доходов, что по действующему налоговому законодательству сопряжено с необходимостью уплаты налога на доходы физических лиц. Налоговые поступления НДФЛ, являющегося федеральным налогом, формируют консолидированный бюджет РФ, за счет средств которого удовлетворяются потребности государства как политической организации, а также гарантируется обеспечение государством общественных благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.