Научная статья на тему 'Платежеспособность как фактор эффективного управления строительным предприятием'

Платежеспособность как фактор эффективного управления строительным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яхно А. Д.

Конкурентоспособность и платежеспособность предприятия определяются прежде всего рациональной организацией финансов. Особой сложностью вопросы финансирования и кредитования отличаются в строительной сфере ввиду технико-экономических особенностей строительного производства. Финансовое состояние предприятия постоянно интересует участников строительства, особенно кредиторов (коммерческие банки). В банковской системе для решения вопросов кредитования разработаны и используются соответствующие методики анализа финансового состояния предприятия и определения его кредитоспособности. В предлагаемой статье рассмотрены применяемые формы и источники финансирования инвестиционных проектов на территории Российской Федерации, а также особенности методических основ определения кредитоспособности строительного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Платежеспособность как фактор эффективного управления строительным предприятием»

44 Общетехнические и социальные проблемы

процессе моделирования, проанализировать свои ошибки и самостоятельно их исправить.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что для создания действительно эффективной обучающей системы необходимо учитывать, во-первых, особенности той аудитории, на которую она рассчитана, во-вторых, специфику области знаний, на которую нацелено применение этой системы. Этими качествами обладает новая обучающая система «ОСА», которая ориентирована в первую очередь на применение в технических вузах, однако может применяться и для повышения квалификации специалистов на предприятиях.

Библиографический список

1. Каратун С.М., Мосягина Н. А. Проблемы создания информационнообучающей среды // Educational Technology & Society, 2004. - №7(4).

2. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. -М.: Педагогическое общество России, 1999.

УДК 658.14 А. Д. Яхно

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Конкурентоспособность и платежеспособность предприятия определяются прежде всего рациональной организацией финансов.

Особой сложностью вопросы финансирования и кредитования отличаются в строительной сфере ввиду технико-экономических особенностей строительного производства. Финансовое состояние предприятия постоянно интересует участников строительства, особенно кредиторов (коммерческие банки).

В банковской системе для решения вопросов кредитования разработаны и используются соответствующие методики анализа финансового состояния предприятия и определения его кредитоспособности.

В предлагаемой статье рассмотрены применяемые формы и источники финансирования инвестиционных проектов на территории Российской Федерации, а также особенности методических основ определения кредитоспособности строительного предприятия.

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические и социальные проблемы

платежеспособность, финансовые потоки, кредитоспособность.

45

Введение

В настоящее время основной задачей строительных предприятий становится поиск источников финансирования для реализации инвестиционно-строительных проектов. Собственных средств недостаточно, а добиться бюджетных ассигнований на строительство для небольших строительных организаций весьма затруднительно. В этих условиях для обеспечения жизнеспособности строительные организации вынуждены прибегать к заемным средствам, обращаясь в коммерческие банки. Возможность получения кредита в коммерческом банке во многом зависит от качества выполненного технико-экономического обоснования. Поэтому обоснование получения кредита посредством выполнения необходимых расчетов является первостепенной задачей.

1 Построение оптимальной схемы финансирования

Важной стадией работ над инвестиционным проектом является построение оптимальной схемы финансирования, отражающей потоки реальных денег и характеризующей окончательную ситуацию с состоянием средств для проекта. Если финансовые потоки распределены не должным образом, проект может переживать периоды накопления финансовых излишков или испытывать неожиданную нехватку средств. Дефицит денежных средств вынуждает привлекать на короткое время дополнительные кредитные средства под более высокие проценты. Поэтому при разработке схемы финансирования анализируется достаточность денежных средств для выполнения условий финансовой реализуемости проекта и определяется потребность в привлеченных средствах [1].

Наличие источников финансирования инвестиций в настоящее время является одной из главных проблем в инвестиционной деятельности предприятий.

За последние годы усилилась тенденция децентрализации источников финансирования инвестиций в основной капитал.

Кредитоспособность предприятия постоянно интересует участников строительства, особенно кредиторов (коммерческие банки). Кредитоспособность клиента коммерческого банка - это его способность своевременно и полно рассчитаться по своим долговым обязательствам с банком (основному долгу и процентам) [2]. Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность к погашению долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/1

46

Общетехнические и социальные проблемы

2 Оценка кредитоспособности клиента

Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует о степени индивидуального (частного) риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.

Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих критериев: 1) характера клиента; 2) способности заимствовать средства; 3) способности заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности); 4) капитала клиента; 5) обеспечения кредита; 6) условий, в которых совершается кредитная сделка; 7) контроля (законодательной основы деятельности заемщика, соответствия характера ссуды стандартам банка и органов надзора) [3].

Комплексный анализ финансового состояния заемщика целесообразно проводить в преведенной ниже последовательности [2].

1. Анализ структуры активов и пассивов заемщика.

2. Анализ денежных потоков заемщика (потоков доходов и расходов; выручки от реализации).

3. Анализ финансовой устойчивости заемщика (расчет показателей ликвидности и платежеспособности; коэффициента финансовой независимости).

4. Анализ эффективности деятельности заемщика (анализ рентабельности; анализ деловой активности - на основе расчета коэффициентов оборачиваемости).

При анализе финансового состояния заемщика учитывается динамика показателей. Для оценки кредитоспособности заемщика кредитные инспекторы используют в основном четыре-пять показателей, наиболее полно характеризующих финансовое состояние предприятия. Финансовую устойчивость оценивают посредством анализа структуры активов и пассивов баланса.

На основании приведенных выше показателей деятельности клиента кредитный инспектор, применяя комплексную рейтинговую систему и проводя анализ в соответствии с действующими методиками определения группы кредитного риска и кредитной политикой банка (т. е. путем начисления баллов по заранее принятым критериям), присваивает кредитному продукту определенную группу риска (класс кредитоспособности заемщика). Исходя из класса кредитоспособности заемщика выявляются условия предоставления кредита (размер ссуды, срок выдачи, форма обеспечения, процентная ставка). Клиенты по характеру кредитоспособности делятся банками на три-пять классов.

Рейтинг, или значимость, показателя в системе устанавливается специалистами кредитного отдела банка для каждого заемщика в отдельности исходя из кредитной политики и ликвидности его баланса. Например, высокая доля кредитных ресурсов в пассиве баланса, наличие просроченной задолженности по ссудам банка повышают роль коэффициентов ликвид-

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические и социальные проблемы

47

ности. Отвлечение ресурсов банка в кредитование постоянных материальных запасов, низкое значение величины чистого оборотного капитала, т. е. менее 10% общего объема оборотных активов, повышает рейтинг коэффициента финансовой независимости. Перекредитование клиента выдвигает на первый план уровень коэффициента общей ликвидности (покрытия) [4].

Общая оценка кредитоспособности проводится в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя и категории кредитоспособности. Первому классу заемщиков условно присваивается от 100 до 150 баллов, второму классу - от 151 до 250 баллов, третьему классу - выше 251 балла. Исходя из величины коэффициентов ликвидности и финансовой независимости, заемщиков можно условно подразделить на три класса.

С предприятиями каждого класса кредитоспособности банки строят свои кредитные отношения по-разному. Так, заемщикам первого класса банки могут открыть кредитную линию, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать в разовом порядке бланковые (доверительные) кредиты без обеспечения с взиманием пониженной процентной ставки на срок до 60 дней.

Кредитование заемщиков второго класса осуществляется на обычных условиях, т. е. при наличии соответствующих форм обеспечения (залога имущества, поручительства, гарантии, страхования риска непогашения кредита и т. д.). Процентные ставки зависят от вида обеспечения, спроса на кредиты на рынке ссудного капитала, учетной ставки Центрального банка России и других факторов.

Предоставление кредита заемщикам третьего класса связано для банка с большим риском неплатежа. Если банк решается на выдачу ссуды заемщику третьего класса, то ее размер не должен превышать величины уставного капитала последнего. Процентная ставка за кредит устанавливается на более высоком уровне, чем для заемщиков второго класса.

Заключение

В нстоящее время существует множество методик анализа кредитоспособности заемщика [5]. Право использовать ту или иную методику остается за коммерческим банком. Главным недостатком является отсутствие единой универсальной методики оценки кредитоспособности заемщика. Кроме того, сложность на данном этапе анализа определяется тем, что в экономической литературе нет четкого критерия выбора предпочтительного метода. Отсутствие возможности количественно сравнить и оценить предпочтительность той или иной методики является проблемой и может быть предметом дальнейшего исследования кредитоспособности в целях эффективного управления строительным предприятием.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/1

48

Общетехнические и социальные проблемы

Библиографический список

1. Бузова И.А., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций / Под ред. В.Е. Есипова - СПб.: Питер, 2003. - 432 с.

2. Основы банковской деятельности: Учебное пособие / Под ред. К.Р. Тагирбе-кова. - М.: Изд. дом «ИНФРА-М», 2001. - 720 с.

3. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 672 с.

4. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. - СПб.: Питер, 2002. -

544 с.

5. Ардзинов В.Д. Финансы, денежное обращение и кредит в строительстве: Учебное пособие. - СПб.: ПГУПС, 2000. - 102 с.

Проблематика транспортных систем

УДК 32.973

В. В. Градобоев, В. Г. Карчик

ОАО РЖД как стратегически ориентированная организация

Результаты реализации стратегической программы развития ОАО РЖД в целом должны осуществляться с помощью стратегического мониторинга и контроля на основе разработанной системы оценки результатов реализации этой программы с использованием сбалансированной системы показателей и информационной базы для подготовки управленческих решений. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо начать разработку сбалансированной системы показателей эффективности работы для предприятий железнодорожного транспорта на уровне филиалов.

маркетинг, финансы, организация производства, управление персоналом, система сбалансированных показателей, ССП, Balanced Scorecard.

Введение

Стратегическая программа развития ОАО РЖД требует повышения эффективности деятельности транспортной системы на всех направлениях, особенно эффективности управления производственными и экономическими процессами внутри отрасли. Этого можно достигнуть при условии глубокого знания транспортного рынка и тенденций его развития, ясного представления об этапах решений насущных задач при разработке стратегического курса развития отрасли. Успех такого подхода возможен при наличии глубокой связи непрерывного управления транспортом на тактическом уровне с отслеживанием результатов деятельности на уровне стратегических задач.

2006/1

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.