Научная статья на тему 'ПЛАСТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АРТИСТА МЮЗИКЛА'

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АРТИСТА МЮЗИКЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
206
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТ МЮЗИКЛА / ПЛАСТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЮЗИКЛ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / СИНТЕТИЧНОСТЬ АРТИСТА МЮЗИКЛА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ежова Елизавета Александровна, Клецко Ирина Владимировна

В современной системе подготовки артиста мюзикла существует проблема синтеза основных профессиональных компетенций, а именно вокала, пластики и актерского мастерства. Опираясь на особенности жанра мюзикл, авторы статьи рассмотрели значимость пластической выразительности и движения, как формирующего компонента профессиональных компетенций артиста мюзикла. Рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций артиста мюзикла, основные особенности жанра мюзикл и определяется роль пластической выразительности в процессе профессиональной подготовки студентов. Предложены педагогические методы, развивающие умения и навыки студента в области вокального искусства, актерского мастерства и пластического движения, а также анализ влияния этих методов на формирования профессиональных компетенций артиста мюзикла. Предложенные рекомендации представлены в виде методов синтезирования вокала и движения, внедренных в педагогический процесс, с целью сохранения главных целей и задач формирования профессиональных компетенций артиста мюзикла. Так же представлена модель формирования пластической выразительности и специфических физических кондиций для артиста мюзикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLASTIC EXPRESSIVENESS IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MUSICAL ARTIST

There is a problem of synthesizing the main professional competencies, namely vocals, plastic and acting in the modern system of training the musical artist. The authors of the article considered the significance of plastic expressiveness and movement as a forming component of the professional competencies of the musical artist, based on the features of the musical genre. The article examines the problem of forming the professional competencies of a musical artist, the main features of the musical genre and determines the role of plastic expressiveness in the process of vocational training of students. Pedagogical methods, which develop student skills and abilities in the field of vocal art, acting and plastic movement, as well as an analysis of the influence of these methods on the formation of professional competencies of the musical artist, are proposed. The proposed recommendations are presented in the form of vocal and movement synthesizing methods introduced in the pedagogical process in order to preserve the main goals and objectives of forming the professional competencies of the musical artist. And a model of the formation of plastic expressiveness and specific physical conditions for the musical artist is also presented.

Текст научной работы на тему «ПЛАСТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АРТИСТА МЮЗИКЛА»

УДК 792.54:782.8.028.3

Е. А. Ежова, И. В. Клецко

Пластическая выразительность в формировании профессиональных компетенций артиста мюзикла

В современной системе подготовки артиста мюзикла существует проблема синтеза основных профессиональных компетенций, а именно вокала, пластики и актерского мастерства. Опираясь на особенности жанра мюзикл, авторы статьи рассмотрели значимость пластической выразительности и движения, как формирующего компонента профессиональных компетенций артиста мюзикла.

Рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций артиста мюзикла, основные особенности жанра мюзикл и определяется роль пластической выразительности в процессе профессиональной подготовки студентов. Предложены педагогические методы, развивающие умения и навыки студента в области вокального искусства, актерского мастерства и пластического движения, а также анализ влияния этих методов на формирования профессиональных компетенций артиста мюзикла. Предложенные рекомендации представлены в виде методов синтезирования вокала и движения, внедренных в педагогический процесс, с целью сохранения главных целей и задач формирования профессиональных компетенций артиста мюзикла. Так же представлена модель формирования пластической выразительности и специфических физических кондиций для артиста мюзикла.

Ключевые слова: артист мюзикла, пластическая выразительность, профессиональные компетенции, мюзикл, методические рекомендации, синтетичность артиста мюзикла

Elizaveta А. Ezhova, Irina V. Kletsko

The plastic expressiveness in formation of professional competencies

of musical artist

There is a problem of synthesizing the main professional competencies, namely vocals, plastic and acting in the modern system of training the musical artist. The authors of the article considered the significance of plastic expressiveness and movement as a forming component of the professional competencies of the musical artist, based on the features of the musical genre.

The article examines the problem of forming the professional competencies of a musical artist, the main features of the musical genre and determines the role of plastic expressiveness in the process of vocational training of students. Pedagogical methods, which develop student skills and abilities in the field of vocal art, acting and plastic movement, as well as an analysis of the influence of these methods on the formation of professional competencies of the musical artist, are proposed. The proposed recommendations are presented in the form of vocal and movement synthesizing methods introduced in the pedagogical process in order to preserve the main goals and objectives of forming the professional competencies of the musical artist. And a model of the formation of plastic expressiveness and specific physical conditions for the musical artist is also presented.

Key words: musical artist, plastic expressiveness, professional competencies, musical, methodological recommendations, synthetics of the musical artist

Мюзикл - один из самых впечатляющих видов драматического искусства. На первых этапах развития мюзикла, движению отводилась совсем небольшая роль в формате вставных номеров, которые разбавляли вокальные выступления. Сейчас же движение и пластика занимают важное место в каждом мюзикле, что позволяет говорить о значимости пластической подготовки для артиста этого популярного жанра1.

Гармоничное сочетание вокального, драматического и пластического исполнения позволяет максимально погрузить зрителя в эпоху и сюжет спектакля. Для того чтобы артист мог мастерски раскрыть своего героя и передать нужные эмоции со сцены в зрительный зал, ему необходимо получить качественную профессиональную подготовку в области вокала, актерского мастерства и пластики. Особенность пластической выразительности артиста мюзикла непосредственно зависит от владения своим телом, и путь к этому лежит через овладение широким спектром пластических дисциплин. Инструменты пластического движения тела способствуют передаче замысла режиссера, эмоционального состояния персонажа, его переживаний и взаимоотношений с другими героями.

Процесс воспитания артиста мюзикла является для России новым и в то же время сложным и многокомпонентным2. Мюзикл изначально обладал важной отличительной особенностью: в нем, наряду с эстрадным вокалом, первостепенное значение имели зрелищные эффекты и пластические композиции, что также способствовало популяризации данной формы драматического спектакля.

Е. Езерская утверждает, что «лучшие мюзиклы, ставшие классикой жанра, убедительно свидетельствуют, что хореографическое построение, положенное в основу развития сюжета - первое и основное требование к успешному мюзиклу». Значимость этого высказывания в том, что цель постановки мюзикла заключается в первичности двига-тельно-визуального решения пространства. Алгоритм мюзикла: музыкальные номера, на которых строится развитие действия, содержание, решенное двигательно-пластическим построением сценического пространства, а также текст персонажей3.

Таким образом, современным музыкальным театром выдвигаются особые требования к профессионализму артиста мюзикла, который должен быть синтетичным, то есть объединять разного рода профессиональные умения, быть взаимозаменяемым, а для этого необходимо иметь высокий уровень вокального, пластического и актерского мастерства. Актер должен обладать природным чувством ритма,

Пластическая выразительность в формировании профессиональных компетенций артиста мюзикла большой внутренней музыкальностью, выражением характера, и осознавать музыку продолжением речи. То же самое можно сказать и о пластике, являющейся средством выражения мысли, характера, столь же естественным, как пение или диалог. Опираясь на требования современного музыкального театра, в процессе профессиональной подготовки артиста мюзикла должны быть сформированы определенные специфические компетенции.

Термин «компетенция» был впервые введен в 1959 г. американским психологом Робертом Уайтом, и включает в себя следующее определение: способность личности эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Т. е. компетенция - это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач4. Профессиональная компетентность является итоговым результатом профессиональной подготовки специалиста.

Профессионализм артиста мюзикла зависит от способности координировать свое тело через освоение пластической лексики с голосовым аппаратом и актерскими способностями, что позволит создать свой неповторимый и индивидуальный почерк.

В статье рассмотрена роль пластической выразительности в формировании профессиональных компетенций артиста мюзикла и разработана модель подготовки по пластическим дисциплинам. Средства пластической выразительности позволяют ярче раскрыть образ героя и передать режиссерские замыслы. Весь пластический материал мюзикла всегда подкреплен звучанием и наполнен содержанием музыки. В этом и выражается отличие мюзикла от других жанров музыкального театра.

Проблема, с которой столкнулись авторы статьи, заключается в нехватке актуальных разработок, посвященных взаимосвязям вокала, актерского мастерства и движения - основных компонентов в процессе формирования профессиональных компетенций артиста мюзикла. Авторами был проведен контент-анализ литературы и видео материалов. По результатам анализа были разработаны: авторская анкета «Роль пластической подготовки для артиста мюзикла»; авторская анкета-интервью «Профессиональная мобильность выпускника» направления подготовки «Музыкальное искусство эстрады»; авторская анкета для работодателей; педагогическое наблюдение за деятельностью студентов профиля «Мюзикл. Шоу программы» во время занятий дисциплинами, направленными на развитие пластической выразительности.

Всего в эксперименте приняли участие 78 человек, из них: студенты СПБГИК профиля «Мюзикл. Шоу-программы» и «Эстрадно-джазовый

вокал» (п=24), средний возраст - ± 18,53. Эксперты - 4 человека. В анкетном опросе приняло участие 50 человек, занятых в сфере мюзикла: студенты (46,7%), артисты мюзикла (36,7%), и преподаватели (16,7%). Из них 76,7% составили женщины, и 23,3% мужчин, в возрастном диапазоне от 20 до 50 лет. Средний возраст 25 лет. В анкетировании приняли участие: студенты СПБГИК, обучающиеся по профилю «Мюзикл. Шоу-программы», преподаватели СПБГИК, выпускники СПБГИК, артисты музыкальных театров: «Музыкальной комедии», театр «АлеКо», «ЛДМ», «Мюзик-холл», Театр эстрады имени Аркадия Райкина.

Анкетирование с целью определения роли пластической выразительности в процессе формирования профессиональных компетенций артиста мюзикла представило следующие результаты: все опрошенные отмечают, что основными компонентами формирования профессиональных компетенций артиста мюзикла являются вокал, пластика и актерское мастерство, что является для нас очень значимым. Профессиональное использование этих трех способностей, позволяет сформировать в процессе обучения конкурентоспособного артиста мюзикла.

Почти 97% респондентов подтвердили, что занятия дисциплинами, развивающими пластическую выразительность и специфические физические кондиции, помогают в воплощении сценического образа, придавая эффектности и модальности образу персонажа, формируя способность к физическим и психическим перевоплощениям на сцене с помощью жестов и движений тела артиста.

86,7% респондентов считают, что занятия дисциплинами по пластике и движению способствуют физической и эмоциональной свободе при вокальном и драматическом исполнении, 13% затруднились в ответе.

86,7% опрошенных ратуют за профессиональную пластическую подготовку, что соответствует требованиям к профессиональным умениям и навыкам артиста мюзикла, позволяя успешно реализовывать творческие способности.

Важность синтеза пения и танца однозначна для выборки5. Современный театр предъявляет требования к синтетичности артиста в различных творческих направлениях, особенно в жанре мюзикла, где артист является не просто вокалистом, а одновременно и участником танцевального ансамбля и демонстрирует навыки драматического актера. Данные анкетного опроса подтверждают необходимость основательной пластическо-движенческой подготовки в профессиональной деятельности артиста мюзикла.

Анкета расширенного вида, направленная на выяснение профессиональной мобильности выпускников Санкт-Петербургского государственного института культуры профилей «Мюзикл. Шоу-программы» и «Эстрадно-джазовый вокал» показала следующие тенденции: у большинства респондентов есть опыт посещения кастингов, что свидетельствует об активном желании выпускников работать по специальности, качественной подготовке студентов, в ходе которого они приобретают уникальные знания и практический опыт, учатся вокалу и пластике, развивают актерские навыки.

Интересные результаты получены на вопрос о самом сложном туре на кастинге в музыкальный театр: 34,8% опрошенных, самым сложным назвали танец, 21,7% - вокал, и 17,4% - актерское мастерство, что вступает в противоречие с недостаточным количеством часов, выделенных на пластическую подготовку в процессе профессионального образования.

Современный музыкальный театр предъявляет высокие требования к пластической выразительности выпускников. Мировые тренды жанра мюзикла с каждым годом требуют от артистов зрелищности и яркой презентации. На вопрос «Испытываете ли Вы затруднения с синтезированием пения и движения» 47,8% ответили отрицательно, что репрезентирует эффективный и качественный преподаваемый материал для студентов, обучающихся по направлению «Мюзикл. Шоу-программы».

Известно, что соответствие между личностью слушателя и исполнителя предсказывает музыкальные предпочтения в дополнение к соответствию полу, возрасту и даже звуковым особенностям музыки6. То есть, публичная личность артистов коррелирует с личностью их слушателей, что предъявляет особые требования к внешнему имиджу артиста и его пластике, способствуя расширению индивидуальной структуры в ответ на практику.

Таким образом, согласно полученным данным анкетного опроса для выпускников профилей «Эстрадно-джазовый вокал» и «Мюзикл. Шоу-программы», можно утверждать, что в процессе обучения артистов мюзикла необходимо в профессиональном образовании акцентировать пластическо-движенческую подготовку, а также применять методики, синтезирующие вокал и движение, что отражает жанровую специфику мюзикла.

В анкетном опросе работодателей, направленном на выявление основных требований рынка труда в области музыкального театра и шоу программ, приняли участие 25 человек, из них 56% женщины и 44% мужчины. Возрастной диапазон респондентов в процентах составил: 41-50 лет (44%); 31-40 лет (40%); 20-30 лет (12%); и свыше 50 лет (4%).

32% составили респонденты, работающие по профессии хореографа, 31% - постановщики шоу-программ, 28% - режиссеры музыкального театра и 8% - хормейстеры. Все профессионалы в сфере музыкального театра, что делает наши данные достоверными.

Единогласно все респонденты согласились с утверждением, что именно пластические номера делают постановку более яркой и выразительной. Движение и пластика - средство отражения внутреннего мира героя, что подтверждает эстетическую и коммуникативную роль пластической выразительности7. По их мнению, для содержательной актерской работы важна пластическая оснащенность, понимаемая, как внешняя и внутренняя свобода артиста на сцене, контроль над своими действиями, владение выразительным сценическим жестом, чувством пространства и формы, координированностью и многим другим. Для артиста мюзикла быть пластически выразительным - значит быть оснащенным в области физического движения. И все же 76% респондентов выбирают артиста, который хорошо двигается и поет.

Для участия в эксперименте отобрано две группы студентов СПБГИК. В экспериментальную группу вошли 12 студентов профиля «Мюзикл. Шоу-программы», в контрольную группу - студенты профиля «Эстрадно-джазовый вокал». Перед началом эксперимента, путем педагогического наблюдения диагностировались следующие показатели: амплитуд-ность исполнения движения во время исполнения хореографии; синтез голоса и движений во время исполнения вокальных партий; уверенность исполнения (правильное исполнение движения, с точки зрения техники); чистота интонирования (технически вокальные характеристики); дыхание во время исполнения вокальных партий; точность пластического текста (т. е. точность передачи предлагаемого материала).

В ходе эксперимента студенты МШП на протяжении года четыре раза в неделю занимались дисциплинами развивающие пластическую выразительность и специфические физические кондиции, а также раз в неделю у них были дополнительные занятия по методике, включающей в себя комплекс вокально-технических упражнений. Студенты профиля ЭДВ занимались работой над пластической выразительностью два раза в неделю. Комплекс рассчитан на студенческую аудиторию, имеющую базовую эстрадно-джазовую вокальную подготовку и направлен на координирование певческих и движенческих навыков. Вокальные упражнения, развивающие основные технические характеристики голоса, исполняются параллельно с пластическими связками (exercises на основе джаза-танца). Таким образом, происходит управление движениями тела во время процесса фона-

ции, что соответствует требованиям комплексного профессионального образования артиста.

Примеры упражнений из предложенного комплекса: Упражнение 1 «Изоляционный комплекс»

Поем фразу аияия-аияия-аияия, аияия-аияия-аияия, аияия-аияия-аияия-аия. Рот находится в одном положении, работает только язык. ИП - вторая параллельная позиция, руки в нейтральном положении; 1-4 подъем на высокие полупальцы; 5-8 опускаемся в ИП;

1-4 подъем на высокие полупальцы руки поднимаются в V позицию;

5-8 возвращаемся в ИП;

1-2 изоляционный поворот головы направо;

3-4 возвращаемся в ИП;

5-6 изоляционный поворот головы налево;

7-8 возвращаемся в ИП;

1-8 повторяем предыдущие 1-8 в дубль темпе; 1-2 demiplie по второй параллельной позиции; 3-4 возвращаемся в ИП; 5-8 повторяем 1-4;

1-8 4 demiplie с руками в подготовительную позицию, положение кистиjazzheand;

1-8 sidestretch вправо руки параллельно корпусу; 1-8 sidestretch влево руки параллельно корпусу; 1-4 contraction, руки в первую позицию; 5-8 release руки во вторую позицию; 1-8 четыре раза предыдущие 1-8 в дубль темпе; 1-8 руки на press позиции 4 изоляционных движения корпусом вправо и влево с окончанием в ИП.

Упражнение 2 «Упражнения на сжатие, растяжение и расслабление корпуса» Исполните фразу: да-де-ди-до-ду. Постарайтесь спеть так, чтобы буквы были как будто в одном месте.

ИП - вторая параллельная позиция руки в нейтральном положении; 1-2 высокие полупальцы; 3-4 ИП;

5-8 повторяем 1-4;

1-8 ИП пауза исполняем фразу да-де-ди-до-ду;

1-16 повторяем;

1-8 полупальцы в дубль темп;

1-8 ИП пауза исполняем фразу да-де-ди-до-ду;

1-2 переступание через высокий полупалец вправо с переносом тяжести корпуса;

3-4 переступание через высокий полупалец влево с переносом тяжести корпуса;

5-8 повторяем 1-4;

1-8 повторяем переступания в дубль темп;

1-2 переступание через высокий полупалец вправо с переносом тяжести корпуса с добавлением растяжения правой руки вверх;

3-4 переступание через высокий полупалец влево с переносом тяжести корпуса;

5-8 повторяем 1-4;

1-8 все в дубль темп;

1-2 переступание через высокий полупалец вправо с переносом тяжести корпуса с добавлением боковой contraction, правый локоть упирается в правое бедро левая рука на контрфорсс;

3-4 переступание через высокий полупалец влево с переносом тяжести корпуса с добавлением боковой contraction, левый локоть упирается в левое бедро правая рука на контрфорсс;

5-8 повторяем 1-4;

1-8 дубль темп;

1-2 переступание через высокий полупалец вправо положение корпуса flatbackherb руки доводятся через сторону до третьей позиции;

3-4 переступание через высокий полупалец влево положение корпуса flatbackherb руки доводятся через сторону до третьей позиции;

5-8 повторяем 1-4;

1-8 дубль темп;

1-4 сброс корпуса с доведением до точки 2;

5-8 сброс корпуса с доведением до точки 8;

1-8 положение down рисуем расслабленным корпусом восьмерку из стороны в сторону, шея и руки расслаблены, ноги продолжают работу шагами через высокие полупальцы;

1-8 rollup в ИП;

1-32 повторяем предыдущие 32 такта;

1-8 rollup в ИП.

Упражнение 3 «Разогрев коленного сустава и мышц спины»

Исполнить фразу: ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Буква «л» должна звучать активно и напряженно. Держите рот в одном положении.

ИП - первая параллельная позиция руки в нейтральном положении;

1-2 demiplie по 1 параллельной позиции руки в нижнее V положение кистиjazzhand;

3-4 ИП;

5-6 demiplie по 1 параллельной позиции руки во вторую позицию положение кисти jazzhand;

7-8 ИП;

1-2 demiplie по 1 параллельной позиции руки в третью позицию положение кисти jazzhand;

3-4 ИП;

5-8 Grandplie корпус исполняет bodyroll и возвращаемся в ИП.

Так проделываем по первой аут позиции, второй параллельной и второй аут позиции.

1-8 приходим во вторую аут позицию в положение плие, руки во второй и делаем четыре bounce;

1-8 медленные полупальцы со сменой ног в этом положении;

1-8 повторяем в дубль темп;

1-8 медленно поднимаемся в ИП распределяя силовое движение на 8 счетов.

После занятий упражнениями по синтезированию голоса и движений, у экспериментальной группы значительно выросли показатели по следующим параметрам: амплитудность исполнения движения во время танца; синтезирования голоса и движений во время исполнения вокальных партий; уверенность исполнения (правильное исполнение движения, с точки зрения техники); чистота интонирования (технически вокальные характеристики); дыхания во время исполнения вокальных партий; точность исполнения хореографического текста (т. е. точность передачи предлагаемого материала). У студентов контрольной группы выросли показатели по чистоте интонирования, уверенности исполнения и дыхания.

Проведенная в рамках исследования работа, подтвердила актуальность заявленной темы. На сегодняшний день существует необходимость в формировании синтетического артиста мюзикла, с целью соответствия профессиональным требованиям современного музыкального театра. Истоки мюзикла восходят к другим предшествующим ему жанрам, таким как водевиль, опера, оперетта, мюзик-холл, шоу. Позаимствовав от них многие элементы, он модернизировался, приобрел свои отличительные черты и определенную структуру. Особенную роль в мюзикле заняли движение и пластика в системе выразительных средств наряду с пением, хоть и уступая в вокале по сравнению с опе-реттой8. Пластическая выразительность играет ключевую роль в формировании профессиональных компетенций артиста мюзикла, выступая как самостоятельный компонент, и одновременно являясь связую-

щим звеном для вокала и актерского мастерства. Она специфицирует традиционные средства выразительности к жанровой индивидуальности мюзикла. В профильных вузах есть специальность «драматический актер», но будущим артистам мюзикла надо научиться подчиняться музыкальному ритму и существовать внутри спектакля, а не только обладать танцевальными и вокальными способностями9.

Поэтому в процессе обучения будущих артистов музыкального театра необходимо делать акцент на регулярности занятий дисциплинами по пластике и развитию специфических физических кондиций, соблюдая этапность формирования движенческих умений и навыков, налаживая связи с другими профессиональными компетенциями артиста мюзикла - специфичной модальностью направления «Мюзикл». В этой связи авторами предложена модель формирования пластической выразительности и специфических физических кондиций для артиста мюзикла.

Модель подготовки состоит из трех уровней, которые включают в себя несколько модулей.

Начальный уровень:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 модуль

Методики развития СФК и формирования БДН

2 модуль

Основные модули сложности элементов классического танца

3 модуль

Элементы танцев народов мира

4 модуль

Джазовый танец

(Classical)

Базовый уровень:

Синхронизация пения и танца

1 модуль

Джазовый танец (Brodway)

2 модуль

Основы механизма движения и его пространственно- динамические характеристики

3 модуль

Основные модули сложности степ- танца

4 модуль

Основы акробатического искусства

Продвинутый уровень:

Синхронизация пения, танца, актерского мастерства

1 модуль

Основные модули сложности HIP-HOP

2 модуль

Уличные танцевальные направления

3 модуль

Композиция и постановка концертного номера.

Такая последовательность обеспечит поэтапное формирование, развитие и закрепление специфических физических кондиций для артиста мюзикла, что значительно расширит спектр пластической выразительности, поднимая уровень профессионального мастерства.

Синтетичность артиста мюзикла заложена в умениях играть не только пластикой внешней формы, но и в способности передачи внутреннего содержания образа средствами пластической выразительности в вокальном исполнении. Средства пластической выразительности позволяют быть мюзиклу таким ярким и зрелищным, и по сей день вызывать зрительскую симпатию10.

Примечания

1 Кабачек Н. Л. Танец в российском мюзикле. Теория и практика // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2017. № 2. С. 51-64.

2 Кампус Э. «Мюзикл» / пер. с эстонского В. А. Самойлова; под. ред. А. А. Орелови-ча. Л.: Музыка, 1983, С. 128.

3 Там же. С. 128.

4 White R. W. Motivation Reconsidered: The Concept of Competence // Psychol. Rev. 1959. Vol. 66, N 5. P. 297-332.

5 Андрущенко Е. Ю. «Песня и танец» - «экспериментальный» мюзикл Э. Ллойда-Уэберра: тридцать лет спустя // Южно-российский музыкальный альманах. 2013. 2(13). С. 93-98.

6 Greenberg D. M., Matz S. C., Schwartz H. A., Fricke K. R. The self-congruity effect of music // J Pers Soc Psychol. 2020 Jul 2.

7 Вернигора О. Н., Воробьева О. А. «Импровизация в системе обучения современным направлениям хореографии: теория и история» // МНКО. 2017. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/improvizatsiya-v-sisteiTie-obucheniya-sovreiTiennyiTi-napravleniyam-horeografii-teoriya-i-istoriya (дата обращения: 13.02.2021).

8 Orelovich A. «Operetta». - in the book foreign music of the twentieth century, vol. II, book 3., M. 1980. p. 300.

9 Musicals. Famous and legendary. - M.: AST, 2017. - 336 p.

10 Томилин Д. В. Особенности пластической подготовки артиста мюзикла / В. Д. Томилин. М.: Век информации, 2009. C. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.