УДК [792.54:782.8]:378.147
Н. Ю. Пономарева
Формирование профессиональных качеств артиста мюзикла на уроках вокала
Статья посвящена подготовке артиста-вокалиста к работе в музыкальном спектакле. Техника пения во время танца отличается от техники пения в статике. Следовательно, для артиста мюзикла необходимо овладеть двумя видами техники. Особое внимание в статье уделено работе над дыханием.
Ключевые слова: артист мюзикла, микст, свистковые ноты, субтон, форсирование звука Natalia Y. Ponomareva
Professional training of an artist of the genre of musical in the course of the lessons of vocal mastery
The article is dedicated to the specifics of the process of professional training of an artist for singing in a performance in the genre of musical. The vocal techniques used while dancing are different from those used while being in static. Consequently, the artists who are to take part in musical performances have to master both techniques. In the article, the emphasis is put on the breathing techniques.
Keywords: musical performer, whistling notes, sub-tone, sound forcing
Мюзикл - это жанр, в котором происходит своеобразное слияние пения, танца и актерского мастерства. Ведь «музыкальное искусство эстрады - синкретическое понятие, в нем соединяются и переплетаются вокал, инструментальное исполнительство, сценическое движение, танец»1. Артисты мюзикла должны уметь петь, танцевать, играть свои роли и при этом делать это настолько гармонично, чтобы это смотрелось и слушалось естественно, непринужденно и интересно.
Работа артиста в мюзикле сложна, но в то же время интересна и увлекательна. Исполнение вокального произведения в движении с элементами хореографии, затем быстрое переодевание, во время которого артист должен успеть отдышаться, перевоплотиться и настроиться на новый номер. Данная специализация требует от вокалиста недюжинной выносливости. Артист в музыкальном спектакле должен обладать хорошей музыкальной памятью, развитым внутренним слухом, прекрасным чувством ритма, владеть голосом, иметь хореографическую подготовку, актерские навыки и владение координацией движения. Наряду с этим становится очевидным, что необходимо также научиться владеть техникой пения в различных вокальных стилях (jazz, rock, blues, soul). Только такая всеобъемлющая подготовка может позволить вокалисту участвовать в постановках мюзиклов.
Пение во время движения - не только сложный, но и недостаточно осве-
• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2 105
Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе
щенный в отечественной литературе процесс. В то время, как в мировой педагогической практике обучения вокальному мастерству в течение последних десятилетий отмечаются серьезные изменения, обусловленные развитием этого музыкального жанра, в отечественных государственных музыкальных вузах отделений, ведущих целенаправленную подготовку артистов мюзикла для музыкального театра, практически нет.
Пение, как таковое, связано с определенной работой над дыханием, точным интонированием, длительными вокальными фразами и т. д. Этими непростыми задачами, требующими определенных знаний и навыков, изначально занимается преподаватель по вокалу. Однако, если исполнение происходит в движении, исполнитель может задыхаться, ему не хватает воздуха. Необходимо учесть, что во время исполнения музыкально-ритмический рисунок может быть одним, а движения могут быть в другом, синкопированном ритме (влияние джаза). При этом артист должен чисто петь (вокальное мастерство), четко выговаривать слова (сценическая речь), выражать эмоции (актерское мастерство). Все эти навыки и умения студент приобретает во время занятий этими дисциплинами. Техника пения во время танца отличается от техники пения в статике. Соответственно для актера мюзикла необходимо владение различными видами техник.
Техника пения в жанре мюзикла отличается от таковой в классическом вокале. Это касается как яркости пения, что связано с несколько иной работой резонаторов, так и более отчетливой дикции. Современное эстрадное пение предполагает частое использование смешанных регистров, всевозможные тембровые приемы, ноты, формально выходящие за рамки рабочего диапазона по «классическим» меркам. К тому же артист эстрадного жанра работает с микрофоном, что обогащает его исполнение новыми оттенками.
Существует немало вокальных школ и методик, огромное количество упражнений; при этом особое внимание зачастую посвящено работе над дыханием. Им, как основой правильного пения нужно заниматься, делая коррекцию на более плотную работу с диафрагмой и прессом, так как в движении эта часть вокальной специфики используется особенно интенсивно. Правильное певческое дыхание - залог вокального долголетия, его необходимо тренировать. И тренировать в том числе с учетом того, что петь придется в движении.
Что касается использования современным исполнителем различных вокальных приемов, возникает специфика в звукоизвлечении: использование «микста», «свистковых нот», приемов «belting», «screaming», «йодль», «субтон»2. Эти и другие приемы, используемые в современной музыке, требуют обязательной базовой подготовки, без которой любые эксперименты над голосом могут привести к его потере.
Один из самых главных врагов голоса - это форсирование звука. Давление воздушной струи на связки в этом случае оказывается несоразмерно больше,
106
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе
чем они могут выдержать. Тогда подключаются внешние мышцы, которые не должны участвовать в процессе звукоизвлечения. Откуда может появиться форсирование при пении у начинающего артиста мюзикла? Певец, даже знающий и понимающий, как должно быть, впервые сталкиваясь с пением во время движения, непроизвольно набирает большее количество воздуха, требуемого для создания певческого звука, так как ощущает естественную нехватку кислорода. Ведь во время движения его потребление увеличивается в несколько раз. Можно представить несколько рекомендаций, которые помогут в решении данной проблемы. Это - тренировка кардиовыносливости, увеличение объема пропеваемо-го текста на одном дыхании и, наконец, количество репетиций должно быть достаточным для того, чтобы «впеть» и «вработать» вокально-танцевальный номер.
Возникновение термина «речевая позиция» связано с тем, что вокальная школа стала меняться в сторону естественного звучания голоса. Раньше певцу приходилось озвучивать своим голосом театральные залы без технического усиления звука. И он пользовался акустическими характеристиками помещения (зала). Наличие большого голоса было обязательным условием при приеме на службу в театр. С появлением же микрофона ситуация сильно изменилась. Теперь можно использовать, как и самые нижние ноты певческого диапазона, так очень тихое пение шепотом. Преподавая современный эстрадный вокал, очень многие педагоги говорят о пении в речевой позиции. Но далеко не все из них обращают внимание своих учеников на то, как они вообще разговаривают.
Каким образом узнать, правильно ли мы пользуемся разговорным голосом? «Распознать неправильное или даже вредное пользование голосовым аппаратом в обычном разговоре очень просто по появлению отрицательных симптомов. Эти симптомы можно различить визуально, их можно услышать и еще - их можно почувствовать»3. Как правило, певцы в обычной жизни не пользуются «поставленным» голосом, используют его неправильно, а это совсем не помогает в развитии певческой позиции.
Неправильно пользуясь своим голосом в разговоре, певец может повредить свой певческий голос. Неверная эксплуатация разговорного голоса встречается довольно часто, но редко кто воспринимает это как проблему. Заботясь о качестве своего певческого голоса, певцы редко заботятся о качестве звука в разговорной речи. Каким бы ни был разговорный голос, даже если он неестественен, они считают его нормальным, так как привыкли к нему. Возможно поэтому, работая над постановкой певческого голоса, мы, как правило, разговорный голос оставляем без всякого внимания.
На формирование разговорной речи влияют многие факторы: семья, личное окружение, средства массовой информации и собственное представление человека о том, какой должна быть его речь. Как правило, молодой человек или девушка «наследуют» манеру речи своих родителей. Бывает и обратное. Стараясь
• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2 107
Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе
всеми силами отличаться от своих родных, пытаются говорить другим, «не своим» голосом.
При разговоре певец также должен следить за использованием «опоры», т. е. правильным дыханием, которое еще называется диафрагмальным или абдоминальным, т. е. брюшным. При неправильном дыхании без опоры задействуется верхняя часть грудной клетки, так называемое «ключичное дыхание», которое является опасным для голоса.
Качество звучания разговорной речи также зависит от правильного использования высоты и фокусировки звука. Для правильной фокусировки звука необходимо, чтобы грудной и головной резонаторы находились в сбалансированном состоянии. А правильно сфокусированный звук при хорошей опоре имеет достаточную громкость и полетность, его хорошо слышно, и он звучит без напряжения. Так как жанр мюзикла включает в себя не только вокальные партии, но также и речевые фрагменты, где одно плавно перетекает в другое, артист мюзикла должен обращать особое внимание на постановку речи.
Если мы говорим о педагогическом процессе, то здесь на первый план выходят как заинтересованность обучающегося в образовании и достижении результатов, так и заинтересованность педагога в прогрессе его ученика. А это означает, что передача знаний должна осуществляться посредством взаимного партнерства. Педагог должен привить будущему артисту навык стремления к самостоятельной работе. Эта самостоятельная работа состоит не только в том, чтобы закрепить и усвоить показанное и сказанное на уроке, но и воспитать в себе способность к саморазвитию. Артист вынужден постоянно следить за динамичной сменой музыкальных веяний, разбираться в тонкостях смешения стилей, находясь в постоянной готовности принятия нового, и таким образом продолжать свое обучение, пользуясь также всеми современными достижениями науки и техники и Интернет-ресурсами. Тем более, что «в перспективе, очевидно, учебный процесс будет все более смещаться в сторону самостоятельной работы обучающихся, самоучения, самовоспитания, саморазвития»4.
Артист - это, прежде всего, личность, и он вносит свои неподражаемые личностные качества в исполняемое им произведение, тем самым влияя на восприятие публики. Роль педагога заключается в том, чтобы помочь обучающемуся раскрыть свои способности в полной мере, дать возможность пользоваться всей палитрой красок при создании художественно-сценических образов.
Подводя итоги, отметим, что составляющие мастерства артиста мюзикла весьма разносторонни, и создание грамотной и последовательной методики преподавания всех аспектов этого жанра особенно актуально сегодня.
108
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе
Примечания
1 Рыбакова Е. Л. Джаз и рок: музыка соврем. России: учеб. пособие с аудиоприложением. СПб.: Композитор, 2013. С. 202.
2 Sadolin C. Complete vocal technique. Kobenhavn: Shout Publ., 2012. Р. 118.
3 Секреты вокальной техники раскрывают великие оперные певцы. М.: Изд. Хоружевский, 2010. С. 245.
4 Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 2010. С. 36.
• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2 109