Планировочный и природный каркасы региона, как основа для формирования туристско-рекреационных зон
С.И. Лутченко
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Аннотация: В статье проанализированы градостроительные документы субъекта Российской Федерации, устанавливающие на территории границы планируемых туристско-рекреационных зон регионального значения. Автором даны предложения по созданию и развитию планировочных каркасов региона: экологического, туристско-рекреационного и естественно-водного, способствующих сбалансированному социально-экономическому развитию территории Ленинградской области. Сформулирована классификация объектов отдыха и туризма для отдельного взятого региона, как основа для формирования туристско-рекреационных зон субъекта Российской Федерации. Ключевые слова: планировочный каркас, экологический каркас, туристско-рекреационный каркас, естественно-водный каркас, лесопарковый зелёный пояс, особо охраняемая природная территория, туристско-рекреационная зона, объекты отдыха и туризма.
Для архитекторов-градостроителей природные и исторические факторы являются главными вдохновителями проектов. Происходят изменение во взаимоотношениях человека и природы, человека и природного и городского ландшафта, человека и традиций. Все это приводит к новому восприятию архитектуры и окружающей среды в целом. В основе этих отношений лежит принцип единения [1], поиска архитектурно-планировочных приемов максимально гармоничного сосуществования, а именно - развития планировочных экологического, туристско-рекреационного каркасов и естественно-водного каркаса, способствующих сбалансированному социально-экономическому развитию территории.
Зоны, которые ограничивают развитие планировочных каркасов, называются зонами с особыми условиями использования территорий, их
ореолы влияния и ограничения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - РФ) (ст. 105 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 02.07.2021)). Основу экологического каркаса на территории могут составлять установленные и планируемые к установлению особо охраняемые природные территории и лесопарковые зелёные пояса населенных пунктов и городов.
Перечисленные каркасы должны регулироваться через территориальное планирование (градостроительную документацию) и градостроительную деятельность субъекта.
Анализ документа территориального планирования региона РФ для установления планируемых туристско-рекреационных зон.
В условиях нынешних экономических обстоятельств туризм- это самостоятельный межотраслевой комплекс, так как область деятельности туризма, объединяя разные отрасли хозяйства, охватывает определенное горизонтальное пространство, включая находящиеся на нем субъекты разной отраслевой принадлежности [2]. Пространственное размещение туристических объектов как важный ресурс рассматривал еще исследователь П. Кокеан [3]. Он же перспективы развития туристской территории оценивал в совокупности туристических ресурсов и инфраструктуры. Этот подход осуществлялся на практике в ряде стран Европейского союза уже с конца 1990- х.
Рассмотрим действующий документ территориального планирования, на примере схемы территориального планирования Ленинградской области в области планируемых объектов туризма и рекреации регионального назначения (далее - Схема). В указанном документе учтены 3 планируемых туристско-рекреационные зоны регионального значения, расположенные на территории нескольких муниципальных районов и 74 туристско-рекреационные зоны регионального значения, расположенные на территории
одного муниципального района, при этом выделено отдельно 4 объекта отдыха и туризма регионального значения (планируемые к размещению), это 2 зеленых стоянки, один кемпинг и один тематический парк.
В положении о территориальном планировании (утверждаемая часть схемы) определены сведения о планируемых объектах и территориях регионального значения в области отдыха и туризма: наименование планируемого объекта, местоположение и основные характеристики. Характеристика объекта уточнена площадью, без указания иных параметров строительства. В обосновывающих материалах схемы определена цель создания туристско-рекреационных зон, основные моменты, влияющие на развитие в регионе туризма, количество мест размещения (койко-места) в разрезе муниципальных районов, туристическая активность в действующих крупных объектах туристского показа, отдельно отмечены действующие туристские маршруты на территории Ленинградской области в основном в местах скопления историко-культурного наследия, перечень действующих особо охраняемых природных территорий и природных заказников, продекларирована перспектива развития сельского, промышленного и военно-патриотического туризма, приведена статистика развития туристского комплекса Ленинградской области (Постановление Правительства Ленинградской области № 455 от 14.07.21 Об утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области в области образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры, физической культуры, спорта, туризма, молодежной политики, межнациональных и межконфессиональных отношений, которая, в том числе, включает планируемые объекты туризма и рекреации регионального назначения).
Проведя системный анализ планируемых туристско-рекреационных зон в схеме, можно констатировать отсутствие в документе планировочной
основы - экологического, туристско-рекреационного и естественно-водного каркасов [4], часть планируемых зон в схеме является необоснованными для реализации, а другая часть зон находится в процессе реализации (существующие объекты туризма и рекреации). Необходимо провести классификацию туристско-рекреационных зон, выявить иерархию центров туризма и тем самым определить основные параметры туристско-рекреационного каркаса региона. Анализ схемы также выявил, что не указано местоположение зон неорганизованного отдыха населения Ленинградской области, где целесообразно проведение мероприятий по благоустройству и созданию новых центров отдыха и туризма.
Ленинградская область обладает одним из лучших туристических потенциалов в России. Под туристическим потенциалом в данном случае понимается общность природных и неприродных ресурсов, поддерживающих потенциальное туристическое предложение территории
[5].
Под влиянием историко-культурных, природных, экономических и политических факторов необходим комплексный подход в создании туристско-рекреационных зон на основе природных и планировочных каркасов и классификации объектов туризма и рекреации [6].
Предложения по наименованию и содержанию планировочного и природного каркасов региона РФ с целью формирования туристско-рекреационных зон.
Естественно-водный каркас Ленинградской области. Гидрографические особенности региона предоставляют уникальные возможности для развития всех видов водного туризма. Можно сказать, что Ленинградская область - это перешеек, соединяющий акватории крупнейших озер и рек Северо-Запада с Финским заливом, изрезанный единой озерно-речной системой, с незапамятных времен использовавшейся, как водные
пути (например - "Путь из Варяг в Греки").
Параметры водных объектов в регионе позволяют развивать познавательно-экскурсионный туризм - круизные туры на теплоходах на острова Валаам и Коневец, туры по Ладожским шхерам, рекам Нева, Свирь и Волхов. Возможно формирование туристических маршрутов по южному и восточному Приладожью с посещением крепости Орешек, Ново-Ладожского и Старо-Ладожского каналов в комплексе с объектами в селе Старая Ладога и территорий вдоль Ладожского тракта и развития водных туристических маршрутов с посещением фортов Финского залива, острова Гогланд и города Выборг.
Для парусно-яхтенного спорта прекрасно подходят акватория Финского залива в районе мыса Флотский, Лужской губы и Копорской губы с их стабильными ветрами, а в сочетании с экскурсионной составляющей -Ладожское и Онежское озера. Для малых парусных судов и начинающих (швертботы, парусные катамараны) прекрасно подходят акватории внутренних озёр - озерно-речная система реки Вуокса, озеро Суходольское, закрытые протоки в Ладожских шхерах. Наиболее массовый и доступный для всех слоев населения вид водного туризма - это путешествия и активный отдых на всех видах малых гребных судов. Изначально это традиционные туристические байдарки, которые сегодня имеют огромное количество вариаций - от многоместных судов для семейного отдыха и каяков для рыбалки, оборудованных креслами, до спортивных лодок для экстремального сплава и фристайл-родео на бурной воде.
Эколого-планировочный каркас Ленинградской области. Его основу составляют особо охраняемые территории разного уровня. По состоянию на 09.01.2021 на территории Ленинградской области организованы 54 особо охраняемые природные территории, занимающие
территорию площадью 604 951 га, что составляет 7 % от территории Ленинградской области.
Особо охраняемые природные территории позволяют создать эффективную систему экологического воспитания и образования, влияющую на формирование экологического мышления, экологической культуры жителей Ленинградской области.
Развитие особо охраняемых природных территорий также обеспечивает формирование лесопаркового зеленого пояса вокруг Санкт-Петербурга и лесопарковых зеленых поясов вокруг населенных пунктов и городов Ленинградской области.
В границы лесопаркового зеленого пояса Санкт-Петербурга включаются территории, на которых расположены природные ландшафты, водные поверхности и залесённые территории, а также парки, скверы, бульвары в городах Ленинградской области. Иными словами, это зеленые насаждения, в том числе леса в городах и вокруг городов.
Лесопарковый зелёный пояс и особо охраняемые территории являются неотъемлемой частью планировочного экологического каркаса региона.
Важными мероприятиями по формированию экологического каркаса являются оптимизация использования природных ресурсов; расчет допустимых техногенных или антропогенных нагрузок на экосреду [7].
Туристско-рекреационный - планировочный каркас Ленинградской области является важной составляющей экономического развития Ленинградской области и может решать следующие задачи:
- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- охрана окружающей среды;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
- создание новых рабочих мест;
- развитие международных контактов;
- сохранение объектов туристского показа;
- рациональное использование культурного и природного наследия.
Примером успешно реализуемых проектов в составе туристско-
рекреационных зон являются в Ленинградской области: «Охта-парк» во Всеволожском районе, «Лесная Рапсодия» с эко-парком «Вереск» в Выборгском районе, «Игора и Игора-Драйв» в Приозерском районе, туристическая деревня «Мандроги» в Подпорожском районе.
Предложения по классификации объектов отдыха и туризма региона РФ, как основы для формирования туристско-рекреационных зон региона
Туристско-рекреационный каркас Ленинградской области необходим для создания условий развития объектов рекреационного назначения, а также сопутствующих объектов и производств, объектов инженерной и транспортной инфраструктур в составе туристско-рекреационный зон.
Предложения по классификации объектов отдыха и туризма в составе туристско-рекреационный зон следующие:
- крупными опорными центрами туризма могут быть исторические города региона (на примере Ленинградской области: Выборг, Приозерск, Гатчина, Новая Ладога, Тихвин, Лодейное Поле, Луга, Ропша, Шлиссельбург, Кингисепп и Ивангород) и туристско-рекреационные территории первого порядка, главные туристские центры региона (государственный музей-заповедник «Гатчина», музей-заповедник «Парк Монрепо», Выборгский объединенный музей-заповедник, крепость Орешек, музей-крепость «Корела», Ивангородский музей и выставочный центр «Эрмитаж-Выборг»),
туристские кластеры, достопримечательные места (Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник, имение Строгановых (Марьино), Дорога жизни и т д), формирующие локальные туристские зоны.
- территории тематических парков. Это объекты спортивно-рекреационной деятельности («Лесная Рапсодия» с эко-парком «Вереск», «Охта Парк» и т д). Такие территории могут находится в зоне интенсивной урбанизации региона (в границах агломерации или в густонаселенных муниципальных образованиях).
- туристско-рекреационные территории - территории активного отдыха и спорта, зоны кратковременного загородного отдыха, территории долговременного загородного отдыха, зоны познавательного туризма. Эти территории обеспечивают функционирование определенного рекреационного модуля (активный отдых, спорт, пляжный отдых, долговременный загородный отдых и т д). К ним могут относится горнолыжные курорты Ленинградской области «Северный склон», «Золотая долина», «Снежный», «Туутари парк», «Красное озеро», «Игора», «Царство-королевство», «Дом у моря», «GORKI Golf & Resort», «MülCreek» и т д.
- территории архитектурно-этнографических музеев. В их основе лежат планировочные решения моделей населенных пунктов, усадеб, характеризующие исторические периоды развития Ленинградской области. Такие территории могут быть созданы по данным экспедиционного обследования памятников народного зодчества региона и историко-архивных изысканий, при этом должна быть определена классификация жилых домов, традиционных хозяйственных построек, а также памятников культового значения исследуемой территории. Примером в Ленинградской области является туристическая деревня «Мандроги» и планируемый парк «Гардарика» в Юкковском сельском поселении Всеволожского района.
- точечные объекты туризма и рекреации. Это населенные пункты (Всеволожск, Вырица, Каменногорск, Кобона, Кобрино, Копорье, Лосево, Мельниково, Рождествено, Ропша, Сиверский, Старая Слобода, Тервеничи, Ульяновка и др.) и общественно-значимые места (музей «Копорская крепость», музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», Вепсский центр фольклора, Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь и Александро-Свирский Свято-Троицкий мужской монастырь и т.д.), имеющие на своей территории отдельные памятники истории, культуры, архитектуры или объекты рекреации. В этих населенных пунктах и общественно-значимых территориях необходимо развитие системы объектов кратковременного обслуживания.
- объекты придорожного сервиса - многофункциональные зоны дорожного сервиса и зеленые стоянки. Классификация многофункциональных зон дорожного сервиса и их размещение вдоль автомобильных дорог федерального значения на территории региона определяются в концепции развития объектов дорожного сервиса в РФ, размещение многофункциональных зон дорожного сервиса предусмотрено вдоль всех федеральных автодорог:
- 1 типа (большие) целесообразно разместить в окрестностях г. Гатчина, на обходе г. Тосно, в районе г.п. Приладожский, в Рощинском городском поселении, в Куйвозовском сельском поселении и в Волосовском муниципального районе, а также в Бокситогорском муниципального районе;
- 2-го типа (средние-большие) целесообразно разместить в окрестностях г. Выборг, с. Старая Ладога, г. Ивангород, г. Приозерск, на обходах г. Тихвин, г. Лодейное Поле и г. Луга;
- 3-го типа (средние-малые) целесообразно размещать на расстоянии не более 40 км от многофункциональных зон дорожного сервиса 1 и 2 типов.
Все указанные территории: крупные опорные центы туризма,
территории тематических парков, туристско-рекреационные территории, территории архитектурно-этнографических музеев, точечные объекты туризма и рекреации объединены в единую систему транспортно-экскурсионных связей межрегионального, регионального и местного значения, которые предлагается называть линейными маршрутами.
Линейные маршруты разделяются на водные и наземные. На сегодняшний день в Ленинградской области [8] разработано более 150 туристских маршрутов, наиболее известными из которых являются маршруты проекта «Серебряное ожерелье России» - 12 маршрутов, которые охватывают наиболее популярные места и объекты показа Ленинградской области («Путешествие в Старую Ладогу - столицу древней Руси» (водный), «Петровские города», «По святым местам», «Деревянное зодчество», «По Императорской дороге», «Дворянские усадьбы», «Крепостной щит», «Крепости и храмы», «Твердыни Северо-запада России», «Дорога жизни», «Города воинской славы», «Из Варяг в Греки») [9].
Конкретизация градостроительных предложений в части установления туристско-рекреационных зон требует проработки правовых механизмов, их дальнейшей реализации по аналогии с закреплением на уровне федерального и регионального законодательства особо охраняемых природных территорий и лесопарковых зелёных поясов населенных пунктов и городов. Управление ресурсами в туристско-рекреационной сфере должно регулироваться через градостроительную деятельность субъекта и документы территориального планирования, опирающиеся на композиционные элементы складывающейся туристско-рекреационной системы региона, на структуру сознательно формирующихся планировочного (экологического и туристско-рекреационного) и природного (естественно-водного) каркасов, способствующих сбалансированному социально-экономическому развитию территории.
Ввиду отсутствия правового статуса туристско-рекреационных зон территориальное планирование должно сопровождаться разработкой и закреплением основных параметров туристско-рекреационного каркаса в четких границах зон и строго выверенной классификации объектов туризма и рекреации. Необходимо обосновывать общую площадь и вместимость туристско-рекреационных зон, определяемых в документах территориального планирования, через укрупненную оценку численности отдыхающих и усредненную рекреационную нагрузку на природный ландшафт для его сохранения. Планирование туристско-рекреационных зон также должно осуществляться через комплексно-градостроительную оценку ландшафта территории.
Условием неразрывного единства структуры «человек - архитектура -природа» является естественное развитие территории через гармонично вписанный в окружающую среду природный ландшафт.
В Европейской ландшафтной конвенции в контексте зеленой экономики принятой Комитетом министров Совета Европы 19 июля 2000 г. указано, что необходимо интегрировать ландшафт в политику регионального и городского планирования, определять и осуществлять ландшафтную политику, направленную на планирование, управление, охрану ландшафтов через принятие специальных мер [10].
Литература
1. Исаченко Т.Е., Косарев А.В Рекреационное природопользование: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2019, С. 214-16.
2. Семенченко А.Г. Организационно-экономические основы функционирования сферы гостиничных услуг туристкой дестинации: системный подход. Инженерный вестник Дона, 2013, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1 y2013/1565
3. Cocean P., Geography of tourism, Carro, Bucuresti, 1996, p 16.
4. Чистобаев А.И., Красовская О.В., Скатерщиков С.В. Территориальное планирование на уровне субъектов России. Монография. - СПб. ООО «Издательский дом «Инкери», 2010, С. 11 - 21.
5. Muntele, I., Iatu, C. Tourism geography-concepts, methods, spatial patterns, Sedcom Libris, Lati, 2006. pp. 5-9.
6. Вильнер М.Я. Методологические основы учета объективных закономерностей развития территории, в управленческой деятельности, определяющей характер её обустройства. Омск, 2020. С. 17.
7. Россинская М.В., Бугаева М.В. Проблемы реализации концепции устойчивого развития на региональном уровне. Инженерный вестник Дона, 2010, № 4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/271
8. Серебряное ожерелье Ленинградской области: культурно познавательные маршруты региона. // Сборник материалов краеведческой конференции 26.04.2018. Ленинградская областная универсальная научная библиотека - СПб, 2019. С. 144.
9. Лутченко С.И. Развитие системы территорий Ленинградской области для выполнения природоохранной и туристско-рекреационной функций. // Евразийское научное объединение. URL: elibrary.ru/item.asp? id=44438726 (дата обращения: 10.10.2021).
10. Лебедева Н.О., Равино А.В. Европейская ландшафтная конвенция в контексте зеленой экономики. // URL: elibrary.ru/item.asp? id=28308871 г. Минск, 2016, с. 190-193.
References
1. Isachenko T. E., Kosarev A.V. Rekreacionnoe prirodopol'zovanie: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata [Recreational nature management: textbook for academic bachelor's degree]. Moskva, 2019, pp. 14 - 16.
2. Semenchenko A.G. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1565
3. Cocean P., Geography of tourism, Carro, Bucuresti, 1996, p 16.
4. CHistobaev A.I., Krasovskaya O.V., Skatershchikov S.V. Territorial'noe planirovanie na urovne sub"ektov Rossii [Territorial planning at the level of constituent entities of Russia]. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'skij dom «Inkeri», 2010, pp. 11 - 21.
5. Muntele, I., Iatu, C., Tourism geography-concepts, methods, spatial patterns, Sedcom Libris, Lati, 2006, pp. 5 - 9.
6. Vil'ner M.YA. Metodologicheskie osnovy ucheta ob"ektivnyh zakonomernostej razvitiya territorii, v upravlencheskoj deyatel'nosti opredelyayushchej harakter eyo obustrojstva. [Methodological foundations for taking into account the objective laws of the development of the territory in management activities that determine the nature of its arrangement]. Monografiya. Omsk, 2020. P. 17.
7. Rossinskaya M.V., Bugaeva M.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2010, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2010/271
8. Serebryanoe ozherel'e Leningradskoj oblasti: kul'turno poznavatel'nye marshruty regiona. Sbornik materialov kraevedcheskoj konferencii. 26.04.2018, Sankt-Peterburg, 2019. P. 144.
9. Lutchenko S.I. Razvitie sistemy territorij Leningradskoj oblasti dlya vypolneniya prirodoohrannoj i turistsko-rekreacionnoj funkcij [Development of the system of territories of the Leningrad Region for the implementation of environmental and tourist-recreational functions]. URL: elibrary.ru/item.asp?id=44438726
10.Lebedeva N.O., Ravino A.V. Evropejskaya landshaftnaya konvenciya v kontekste zelenoj ekonomiki [European Landscape Convention in the
context of a green economy]. Minsk, 2016, pp. 190 - 193. URL: elibrary .ru/item .asp?id=2830 8871