Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities
ISSN 1810-0201 (Print), ISSN 2782-5825 (Online) https ://vestsutmb. elpub. ru
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-617-634
Планирование учебного занятия по иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 тахтеу8%пееу@Ък. ги
Актуальность. Повсеместное распространение технологий генеративного искусственного интеллекта оказывает влияние на все этапы педагогической деятельности, включая этап планирования. Учитывая лингводидактические особенности технологий искусственного интеллекта, такие как генеративность и способность персонализации учебного плана, необходимо отметить значительный рост учебной мотивации при обучении иностранному языку. Данное обстоятельство также объясняет активный всплеск использования технологий генеративного искусственного интеллекта обучающимися при подготовке домашнего задания или подготовке к аудиторным занятиям. Со стороны педагога иностранного языка наблюдается несколько иная картина ввиду отсутствия курсов повышения квалификации по использованию современных средств обучения иностранному языку либо банального нежелания изучать что-то новое, позволяющее отходить от традиционных методик обучения. Цель данной работы - определить пригодность технологий генеративного искусственного интеллекта для педагогического планирования занятия по иностранному языку. Методы исследования. На первом этапе с целью проведения исследования по выявлению эффективности использования технологий генеративного искусственного интеллекта при планировании занятия по иностранному языку были использованы следующие теоретические методы: изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по теме интеграции современных технологий в методику обучения иностранным языкам, сопоставление и синтез изученной информации. Второй этап предполагал использование эмпирических методов исследования: наблюдение, описание, опрос и проведение контент-анализа, позволяющего изучить пригодность технологий генеративного интеллекта для педагогического планирования при подготовке к занятиям по иностранному языку.
Определение понятий. Основными понятиями в данной работе выступают «учебный план», «сценарий учебного занятия», «педагогическое планирование», «технологии генеративного искусственного интеллекта».
Результаты исследования. Проведенный опрос среди студентов позволил выявить статистические данные, на основе которых была определена пригодность определенного вида технологий генеративного искусственного интеллекта при планировании занятия по иностранному языку. На основе анализа сгенерированного сценария были выявлены преимущества и недостатки данных технологий. К преимуществам относятся: а) развитие творческих способностей; б) доступ к аутентичным материалам; в) усиление наглядности и визуализации обучения; г) развитие междисциплинарных навыков; д) оперативность контроля за
Научная статья
УДК 372.881.111.1+004.8
R Check for updates
Максим Николаевич ЕВСТИГНЕЕВ
© Евстигнеев М.Н., 2024
617
достижениями обучающихся. К возможным проблемам при планировании процесса обучения с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта следует отнести: а) низкий уровень ИКТ компетенции; б) низкий уровень методической компетенции; в) ге-неративность как лингводидактическое свойство технологий искусственного интеллекта; г) ограниченный функционал технологий и узконаправленное применение на практике. Выводы. Использование технологий генеративного искусственного интеллекта при планировании занятия по иностранному языку позволяет создавать основу или шаблонные заготовки учебного плана или сценария учебного занятия, которые впоследствии обрастают методическими компонентами при непосредственном участии педагога. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в методике обучения иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта. Ключевые слова: педагогическое планирование, технологии генеративного искусственного интеллекта, нейросети, чат-боты, компетенция педагога иностранного языка
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Финансирование. Финансирование работы отсутствовало.
Для цитирования: Евстигнеев М.Н. Планирование учебного занятия по иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 617-634. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-617-634
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-3-617-634
Planning a foreign language lesson using generative artificial intelligence technologies
Maxim N. EVSTIGNEEV
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation maximevstigneev@bk. ru
Importance. The widespread use of generative artificial intelligence technologies has an impact on all stages of pedagogical activity, including the planning stage. Taking into account the language teaching features of artificial intelligence technologies, such as generativity and the ability to personalize the curriculum, it is necessary to note a significant increase in educational motivation when teaching a foreign language. This circumstance also explains the active surge in the use of generative artificial intelligence technologies by students when preparing homework or preparing for classroom classes. On the part of a foreign language teacher, there is a slightly different picture due to the lack of advanced training courses on the use of modern means of teaching a foreign language or a banal reluctance to learn something new, allowing to depart from traditional teaching methods. The purpose of this study is to determine the suitability of generative artificial intelligence technologies for pedagogical planning of a foreign language lesson. Research Methods. At the first stage, in order to conduct research to identify the effectiveness of the use of generative artificial intelligence technologies in planning a foreign language lesson, the following theoretical methods are used: the study and analysis of academic and educational literature on the integration of modern technologies into foreign languages teaching methods, comparison and synthesis of the studied information. The second stage involves the use of empirical
research methods: observation, description, survey and content analysis, which allows us to study the suitability of generative intelligence technologies for pedagogical planning in preparation for foreign language classes.
Definition of Concepts. The main concepts in this study are "curriculum", "scenario of an educational lesson", "pedagogical planning", "technologies of generative artificial intelligence". Results and Discussion. The conducted survey among students has revealed statistical data on the basis of which the suitability of a certain type of generative artificial intelligence technologies is determined when planning a foreign language lesson. Based on the analysis of the generated scenario, the advantages and disadvantages of these technologies are identified. The advantages include: a) the development of creative abilities; b) access to authentic materials; c) increased visibility and visualization of learning; d) the development of interdisciplinary skills; e) the efficiency of monitoring the achievements of students. Possible problems in planning the learning process using generative artificial intelligence technologies include: a) low level of ICT competence; b) low level of teaching methods competence; c) generativity as a language teaching property of artificial intelligence technologies; d) limited functionality of technologies and narrowly focused application in practice.
Conclusion. The use of generative artificial intelligence technologies when planning a foreign language lesson allows to create a basis or template blanks of a curriculum or a scenario of an educational lesson, which subsequently acquire teaching methods components with the direct participation of a teacher. The results obtained in the course of the study can be used in foreign language teaching methods using generative artificial intelligence technologies.
Keywords: pedagogical planning, technologies of generative artificial intelligence, neural networks, chatbots, competence of a foreign language teacher.
Conflict of Interests. Author declares no conflict of interests.
Funding. There is no funding of the work.
For citation: Evstigneev, M.N. (2024). Planning a foreign language lesson using generative artificial intelligence technologies. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 3, pp. 617-634. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-617-634
АКТУАЛЬНОСТЬ
Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта и их интеграция в обучение иностранным языкам вынуждают пересматривать значимые процессы в сфере образования: создание информационного контента и его адаптацию для учебных целей, организацию сетевого взаимодействия между субъектами обучения, обеспечение информационной безопасности обучающихся, управление учебным процессом в целом [1]. Пересмотр перечисленных процессов в определенной степени значительно влияет на отношение педагога иностранного языка к традиционным методикам обучения и отказ от них в пользу современных средств обучения, таких как чат-боты и нейросети. Сегодня многочисленные курсы повышения ква-
лификации в области использования технологий искусственного интеллекта завлекают слушателей перспективами «облегчения» педагогической деятельности за счет использования генеративных технологий, позволяющих планировать процесс обучения, создавать индивидуальный учебный план как одного занятия по иностранному языку, так и цикла занятий на целый учебный год, а также создавать уникальный учебный контент. Поскольку в большинстве случаев авторы подобных курсов не говорят о том, что использовать полученные результаты в готовом виде не только не рекомендуется, но и зачастую просто невозможно по причине несоответствия уровню владения иностранным языком или несоответствия учебному плану (рабочей программе), утвержденному в образовательной организации, нам видится необ-
ходимым проанализировать применимость использования получаемых результатов в педагогической деятельности на этапе планирования.
Рассматривая различные процессы в рамках цифровой трансформации системы образования, наблюдаются существенные изменения, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на существующие методики обучения иностранным языкам. Согласно концепции цифровой трансформации образования И.В. Роберт [2] подразумевается комплексная интеграция цифровых технологий во все звенья образовательного процесса - от учебного планирования и создания образовательного контента до оценки результатов обучения и профессионального развития педагогических кадров. В качестве основных направлений реализации концепции цифровой трансформации образования следует выделить интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс, создание и развитие цифровой инфраструктуры, подготовку и повышение квалификации педагогов, ориентацию на персонализированные образовательные траектории обучающихся, создание качественного цифрового образовательного контента, мониторинг и оценку результатов учебной деятельности. Перечисленные направления, характеризующие ключевые изменения, лежат в основе цифровой парадигмы образования [3].
Постепенный переход от классических методов обучения в сторону использования инновационных информационных и коммуникационных технологий и их сочетаемости на протяжении многих лет доказывал свою эффективность и, в целом, свидетельствует о повышении уровня информационной грамотности педагогов иностранных языков по всей стране. Проблема формирования особого вида компетенции, позволяющей регулировать педагогические процессы при использовании информационных и коммуникационных технологий, остается открытой, в то время как содержание компетенции расширяется по мере появления новых технологий
и средств обучения [4; 5]. Пандемия корона-вирусной инфекции СОУГО-19 послужила отправной точкой к актуализации дистанционного обучения и реализации полученных теоретических знаний на практике при организации образовательных процессов, что повлекло к изменению содержания компетенции [6]. Содержание компетенции в области использования информационных и коммуникационных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, представляет собой динамичный конструкт, напрямую зависящий также и от социального запроса общества. Так, например, если ранее исследователи рассматривали в своих работах внедрение инновационных средств обучения для построения методики обучения, направленной на обучение аспектам языка и формирование конкретных видов речевой деятельности, то в настоящее время охват аспектов, определяющих функциональность новых технологий, значительно расширяется. В первую очередь это касается вопроса регулирования использования новых технологий на государственном уровне. Согласно указу Президента Российской Федерации № 490 от 10 октября 2019 г. «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» одним из приоритетных направлений служит повышение качества услуг в сфере образования, направленного на адаптацию образовательного процесса к потребностям обучающихся и рынка труда, анализ показателей эффективности обучения, выявление детей с выдающимися способностям, автоматизация оценки успеваемости1. Во вторую очередь, следует отметить вопросы этического характера, в частности, авторства при использовании технологий искусственного интеллекта, которое до сих пор не регулируется ни одним официальным документом. Третьим, не менее важным аспектом, выступает вопрос обеспечения информационной безопасности при работе с информационными и коммуни-
1 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490. URL: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 05.11.2023).
кационными технологиями и генеративным искусственным интеллектом [7; 8]. Таким образом, компетенцию в области технологий искусственного интеллекта следует рассматривать, с одной стороны, как отражение актуальных тенденций в методике обучения иностранному языку, а с другой стороны, как ориентацию на формирование способности использовать современные технологии в самообразовании в свете концепции обучения на протяжении всей жизни.
Особое значение всегда уделялось педагогическому планированию, как основе образовательного процесса, без которой невозможно организовать последовательную связь между занятиями, определить основные цели и задачи, выявить сильные и слабые стороны учебного процесса, повысить уровень мотивации обучающихся, и невозможно достичь основной цели обучения - сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию [9]. Безусловно, подобная ситуация уже наблюдалась при появлении и последующей интеграции информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, которые рассматривались как вспомогательные средства обучения, направленные на интенсификацию учебного процесса за счет своих дидактических свойств и методических функций [10]. Дискуссионные вопросы тогда относились к аспектам вытеснения традиционных средств обучения или смешанного использования, а также эффективности применяемых технологий [11; 12]. В результате формирование компетенции в области информационных и коммуникационных технологий стало неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции педагога иностранного языка [13].
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На первом этапе с целью проведения исследования по выявлению эффективности использования технологий генеративного искусственного интеллекта при планировании занятия по иностранному языку были использованы следующие теоретические ме-
тоды: изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по теме интеграции современных технологий в методику обучения иностранным языка, сопоставление и синтез изученной информации. При проведении исследования были рассмотрены ключевые концепции и подходы относительно информатизации и цифровизации образования, включая языковое образование. Второй этап предполагал использование эмпирических методов исследования: наблюдение, описание, опрос и проведение контент-анализа, позволяющего изучить пригодность технологий генеративного интеллекта для педагогического планирования при подготовке к занятиям по иностранному языку.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Планирование занятия по иностранному языку с использованием технологий генеративного искусственного интеллекта предполагает наличие четко поставленных целей и задач, которые будет преследовать педагог. Целеполагание подразумевает определение конкретных достижимых целей, которые можно измерить и оценить, создание проблемных ситуаций, установку сроков обучения и, соответственно, сроков достижений целей и задач, выбор оптимальных методов и стратегий обучения, средств мониторинга и контроля учебной деятельности, проведение рефлексии. Использование технологий генеративного искусственного интеллекта способно не только закрыть ряд образовательных потребностей, сделав процесс обучения более интересным и мотивирующим для обучающихся, но и упростить работу педагога как при проведении занятий, так и при подготовке к ним.
В традиционном понимании педагогическое планирование рассматривается как обязательная составляющая деятельности педагога, представленная рядом компонентов, организующих и направляющих эту деятельность. В большинстве случаев планирование учебного занятия связывают с составлением учебного плана (рабочей программы). Одна-
ко учебный план не носит строгий характер, которому обязан следовать педагог иностранного языка. При таком видении учебный план следует воспринимать как перечисление возможностей, которыми педагог может эффективно оперировать в ходе учебной деятельности, при необходимости варьируя одни компоненты другими в зависимости от ряда внутренних и внешних факторов. При этом следует разграничить такие понятия, как учебный план и сценарий учебного занятия. Под учебным планом понимается документ, определяющий цели, содержание, методы и формы обучения, оценку результатов обучения за определенный промежуток времени. Учебный план разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов и, как правило, учитывает особенности конкретного учебного заведения, педагогов и обучающихся. Структурно учебный план включает в себя следующие разделы: название учебной дисциплины, количество академических часов, форма обучения, цели и задачи, требования к результатам освоения дисциплины, содержание обучения (перечень тем, разделов и модулей), методические рекомендации, контрольные средства оценки (виды контроля, критерии и показатели оценки, формы текущего и итогового контроля), рекомендуемая и дополнительная литература (в том числе ссылки на информационные ресурсы). Под сценарием учебного занятия следует понимать подробный алгоритм конкретного учебного занятия, который разрабатывается на основе учебного плана и учитывает особенности конкретной учебной группы. В структурном плане сценарий учебного занятия представлен в виде взаимосвязанных компонентов: цели и задачи учебного занятия, содержание учебного занятия (тема), методы и организационные формы обучения, последовательность выполняемых действий педагога и обучающихся, временные ограничения на выполнение определенных действий, используемые информационные материалы и средства наглядности, контроль и оценка учебной деятельности. В целом,
учебный план и сценарий учебного занятия являются взаимосвязанными документами, помогающими педагогу планировать и эффективно проводить учебные занятия. Существенные различия между ними заключаются в том, что учебный план определяет общие цели и содержание обучения, а сценарий учебного занятия уточняет их в рамках конкретного занятия.
Учитывая вышесказанное, под педагогическим планированием мы предлагаем понимать целенаправленный процесс проектирования и организации учебной деятельности, направленной на достижение конкретного учебного результата за ограниченный период времени. К компонентам педагогического планирования относятся: 1) цель (или несколько целей), которую педагог должен достичь в конце каждого учебного занятия (учебного курса); 2) задачи, определяющие достижение цели; 3) прогнозируемые трудности, с которыми могут столкнуться субъекты учебного процесса, а также пути их преодоления; 4) методы и организационные формы обучения; 5) содержание обучения; 6) вариативность форматов учебных материалов; 7) комплекс коммуникативных заданий и упражнений; 8) способы управления учебным процессом, а также организации взаимодействия между субъектами обучения; 9) ссылки на основную и дополнительную литературу; 10) домашнее задание; 11) средства контроля и оценки [14].
Педагогическое планирование направлено на соблюдение организационной и психологической целостности занятия. Организационную целостность занятия по иностранному языку можно представить, как методически верно установленную систему, которая может быть как в связке с другими занятиями, так и иметь обособленный характер и действовать в четко определенных рамках. Психологическая же целостность предполагает наличие мотивации, достижения успеха и личной заинтересованности обучающихся.
На этапе планирования учебной деятельности педагоги иностранного языка довольно часто обращаются к использованию техноло-
гий генеративного искусственного интеллекта. При этом многие не осознают, что использование искусственного интеллекта не является основой образовательного процесса, а носит скорее вспомогательный характер и дополняет учебные занятия там, где намечаются определенные «пробелы», к примеру, острая нехватка дополнительных информационных ресурсов, которые могли бы заинтересовать обучающихся.
Под технологиями генеративного искусственного интеллекта понимаются математические модели и алгоритмы, позволяющие создавать уникальный образовательный контент на основе анализа больших объемов данных, выявления закономерностей и построения шаблонов для ответа. Технологии генеративного искусственного интеллекта позволяют создавать различные типы данных: текст (ChatGPT, Mistral), графические изображения (Léxica, Kandinsky), видео (Invideo AI, Runway) и аудиофайлы (Suno, Stable Audio). Одним из наиболее распространенных алгоритмов генеративного искусственного интеллекта является алгоритм GPT (Generative Pre-trained Transformer), позволяющий предугадывать последовательность слов в предложении, или предложений в тексте. В методике обучения иностранному языку имеется ряд работ, в которых авторы рассматривают общие вопросы использования чат-ботов в обучении иностранному языку [15; 16], использования ChatGPT в исследовательской работе и развитии иноязычных речевых умений на основе чат-ботов [17], формирования иноязычной грамматической компетенции [18], развития устно-речевых умений [19], формирования лексических навыков, в частности обучения фразовым глаголам [20] и др.
С методической точки зрения технологии генеративного искусственного интеллекта позволяют создавать новые образовательные материалы, персонализировать процесс обучения, автоматизировать процесс оценки учебной деятельности и др. Однако стоит учитывать, что применимость технологий напрямую зависит от конкретных целей и
задач обучения. Несмотря на то, что технологии генеративного искусственного интеллекта имеют большой потенциал, их интеграция в образовательный процесс на этапе планирования требует подготовки высококвалифицированного педагога, дабы избежать потенциальных рисков, таких как создание некачественных образовательных материалов или нарушение прав на интеллектуальную собственность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения эффективности использования технологий генеративного искусственного интеллекта при планировании учебного занятия по иностранному языку были использованы чат-бот Mistral, нейросети Twee, Kandinsky и Suno. В ходе исследования в рамках проведения курса по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку» был проведен опрос на выявление частоты использования технологий искусственного интеллекта в учебной деятельности. В опросе приняли участие 17 студентов третьего курса направления подготовки бакалавриата «Педагогическое образование (английский язык)» (ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», г. Тамбов).
Опрос содержал 10 вопросов: 1) как вы относитесь к использованию технологий генеративного искусственного интеллекта в обучении иностранному языку; 2) считаете ли вы, что технологии генеративного искусственного интеллекта могут вам помочь в обучении; 3) какие виды технологий генеративного искусственного интеллекта вы использовали в обучении; 4) как вы оцениваете качество генерируемых искусственным интеллектом информационных материалов;
5) считаете ли вы, что использование технологий генеративного искусственного интеллекта может заменить педагога в будущем;
6) какие преимущества вы видите в использовании технологий генеративного искусственного интеллекта в обучении иностранным
языкам; 7) какие недостатки вы видите в использовании технологий генеративного искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам; 8) считаете ли вы, что использование технологий генеративного искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам должно быть ограничено;
9) считаете ли вы, что использование технологий генеративного искусственного интеллекта влияет на учебную мотивацию;
10) должны ли педагоги иностранного языка проходить специальную подготовку для работы с технологиями генеративного искусственного интеллекта?
После проведения статистической обработки данных были получены следующие результаты. Большинство студентов положительно относятся к использованию технологий генеративного искусственного интеллекта в обучении иностранному языку (82 % респондентов), некоторая часть студентов испытывают сомнения либо никогда не использовали данные технологии (16 % респондентов), меньшая часть студентов относится негативно к интеграции новых технологий в обучение иностранному языку (2 % респондентов). Также 82 % опрошенных находят полезными технологии генеративного искусственного интеллекта и считают, что они действительно могут им помочь при изучении иностранного языка, поскольку активно на повседневной основе используют чат-боты, мобильные приложения и онлайн-платформы в учебной деятельности. Среди популярных видов технологий генеративного искусственного интеллекта, которые студенты когда-либо использовали в обучении, были отмечены чат-бот ChatGPT и его вариации, встраиваемые в социальные сети и мес-сенджеры (63 %), чат-бот YandexGPT (21 %), сервисы автоматизированного перевода Яндекс Переводчик (6 %), Google Translate (5 %), DeepL (3 %) и другие нейросети, такие как Replika AI, Copy AI, Grammarly (2 %). Средняя оценка качества генерируемого контента составила 3,7 балла из 5 возможных. В качестве основных критериев оценки были названы соответствие конечного результата
сделанному запросу, оригинальность и новизна контента, степень актуальности, достоверности и объективности. Менее 20 % студентов считают, что использование технологий генеративного искусственного интеллекта может заменить педагога в будущем, в то время как большая часть не согласна с этим мнением, ссылаясь на очевидные недостатки технологий на современном этапе. К наиболее часто указываемым преимуществам студенты относят доступность новых технологий (46 %), повышение качества обучения (33 %), наличие постоянной обратной связи (21 %). К недостаткам студенты относят однообразные шаблонные ответы (45 %), потерю самостоятельности при принятии решений (26 %), этические вопросы (20 %), ограниченные возможности технологий, направленные на интерпретацию контекста (9 %). По мнению 29 % опрошенных, использование технологий генеративного искусственного интеллекта должны быть ограничены со ссылкой на риск уменьшения значимости роли педагога и проблемные точки обеспечения информационной безопасности. Использование новых технологий значительно влияет на учебную мотивацию обучающихся в позитивную сторону (85 %), остальные же студенты отметили, что не испытывают какого-либо влияния со стороны новых средств обучения, либо отмечают риски привыкания и зависимости от данных технологий. Отвечая на последний вопрос, более 76 % студентов считают, что педагоги иностранного языка должны проходить специальную подготовку и переподготовку для эффективной работы с технологиями, позволяющими в значительной степени изменить процесс преподавания иностранного языка. Причиной подобного ответа является тот факт, что большинство обучающихся в той или иной мере используют технологии генеративного искусственного интеллекта при подготовке домашнего задания или подготовке к аудиторным занятиям, в то время как педагоги иностранного языка не используют их ввиду ряда факторов, таких как низкий уровень ИКТ компетенции, недоверие ко всему но-
вому, отсутствие мотивации и т. д. Проведенный опрос показал, что большинство студентов все-таки положительно относятся к использованию новых технологий в обучении иностранному языку и считают, что они позволяют интенсифицировать учебный процесс за счет наличия мгновенной обратной связи различного характера (информационной, методической, аналитической, оценочной и др.). Однако также студенты отмечают, что у них имеются опасения по поводу отсутствия возможности «живого общения» и отсутствия эмоционального отклика со стороны искусственного интеллекта, а также не совсем прозрачные условия конфиденциальности и соблюдения авторской этики при работе с подобными технологиями.
При планировании занятия по иностранному языку с использованием технологий генеративного искусственного интеллекта необходимо уделять особое внимание взаимосвязи компонентов учебного плана и ожидаемого влияния технологий на обучающихся. Выбор информационно-коммуникационной технологии зависит от того, на какие умения или навыки педагог иностранного языка хочет сделать акцент, например: на развитие/отработку лексических умений/навыков, развитие/отработку грамматических умений/навыков, развитие/отработку письменных умений/навыков, умений/навыков чтения, аудиальных умений/навыков, умений/навыков говорения и проч., используются соответствующие технологии - блог-тех-нологии, вики-технологии, подкасты, корпусные технологии и т. д. [21-24]. Аналогично используются и технологии генеративного искусственного интеллекта: чат-боты - для развития/отработки умений/навыков чтения и письма [25], голосовые интеллектуальные помощники - для развития/отработки умений/навыков говорения и аудирования [26], онлайн-платформы Gram-marly и GrammarLookup - для развития/отработки грамматических умений/навыков и т. д. Уникальными в методическом плане становятся нейросети профильного характера, которые полностью направлены на организа-
цию и обеспечение учебного процесса. Одной из таких нейросетей является платформа Twee, представляющая собой набор инструментов, обеспечивающих эффективность педагога иностранного языка. Данная платформа позволяет генерировать учебный контент под заданные цели обучения: тематика учебного задания, языковой уровень сложности, стиль языка, активная лексика или наиболее употребительные грамматические конструкции, виды упражнений и т. д. [27].
Технологии генеративного искусственного интеллекта занимают важную позицию наряду с другими ИКТ и могут быть представлены различными видами уникальных технологий. Эффективность их интеграции в учебный процесс зависит от умения педагога анализировать лингводидактический потенциал каждой технологии и адекватно использовать ее на различных этапах проведения учебного процесса. Безусловно, технологии генеративного искусственного интеллекта не должны становиться главной и первостепенной целью в рамках учебного плана или сценария учебного занятия по иностранному языку, поскольку их постоянное использование не является обязательным условием для организации учебного процесса. Однако набирающие среди обучающихся огромную популярность технологии генеративного ИИ стали довольно часто использоваться при планировании учебного занятия по иностранному языку. С целью проверки применимости готового учебного сценария был проведен анализ результатов, полученных с помощью чат-бота Mistral. В качестве промпта использовался следующий запрос: «План занятия по иностранному языку для студентов 1 курса языкового вуза». Результат сгенерированного сценария представлен в табл. 1.
Данный сценарий был предоставлен студентам для анализа на его пригодность к использованию на практике. Анализ проводился на основе компонентов педагогического планирования, обозначенных выше.
В первую очередь студенты отметили, что тема, выбранная чат-ботом Mistral, несмотря на ее простоту, имеет определенную
Таблица 1
Сценарий учебного занятия по иностранному языку, сгенерированный с помощью чат-бота Mistral
Table 1
The scenario of a foreign language educational lesson generated using Mistral chatbot
Промпт: план занятия по иностранному языку для студентов 1 курса языкового вуза. Тема занятия: «Путешествия».
Цель занятия: развитие устной и письменной речи студентов на тему «Путешествия», укрепление грамматических конструкций в контексте, расширение словарного запаса. Время: 90 минут.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, карточки с вопросами, листы бумаги, ручки_
Этапы занятия: 1. Введение в тему (10 минут):
- показать презентацию с красивыми пейзажами и достопримечательностями разных стран;
- спросить студентов, куда они хотели бы поехать и почему;
- обсудить ответы студентов и записать на доску ключевые слова и выражения_
Этапы занятия: 2. Развитие устной речи (25 минут):
- разделить студентов на пары и дать им карточки с вопросами на тему «Путешествия» (например, «Какое твое любимое место для отдыха?», «Как ты планируешь свое путешествие?», «Что ты обязательно берешь с собой в дорогу?» и т. д.);
- попросить студентов задавать друг другу вопросы и отвечать на них, используя ключевые слова и выражения, записанные на доске;
- поочередно спрашивать пары, чтобы они поделились интересным моментом из своего диалога с остальными
студентами_
Этапы занятия: 3. Развитие письменной речи (25 минут):
- дать студентам листы бумаги и ручки;
- попросить студентов написать эссе на тему «Мое идеальное путешествие»;
- обсудить со студентами критерии оценки эссе (например, соответствие теме, структура, богатство словарного запаса, грамматическая правильность и т. д.);
- дать студентам 15 минут на написание эссе, а затем 10 минут на чтение и корректировку_
Этапы занятия: 4. Общий обзор и закрепление материала (25 минут):
- попросить некоторых студентов прочитать свои эссе вслух и обсудить их с остальными студентами, используя критерии оценки;
- сделать краткий обзор ключевых слов и выражений, которые были записаны на доске в начале урока;
- спросить студентов, что они узнали нового на тему «Путешествия» и что им показалось интересным;
- поблагодарить студентов за их участие и активность на уроке_
Этапы занятия: 5. Оценка занятия (5 минут):
- устная речь: оценивается по степени участия студентов в диалогах, использованию ключевых слов и выражений, грамматической правильности;
- письменная речь: оценивается по соответствию теме, структуре, богатству словарного запаса, грамматической правильности;
- участие и активность: оценивается по степени участия студентов в обсуждениях, диалогах и других видах деятельности на уроке_
актуальность и позволяет раскрыть имеющиеся коммуникативные навыки студентов, например, поделиться опытом путешествий, отметив преимущества и недостатки разных способов путешествия, а также описывая популярные туристические места и маршруты. Говоря о цели занятия по иностранному языку, обозначенной чат-ботом, необходимо сказать, что поставленная цель представляет
собой комплексное развитие умений письма и говорения, формирования лексических и грамматических навыков, что, с одной стороны, является методически правильным, а с другой - вполне достижимым в рамках одного занятия. Из очевидных преимуществ сгенерированного сценария стоит отметить тайм-менеджмент, позволяющий следить за отдельными этапами проведения занятия по
иностранному языку. Чат-бот Mistral корректно распознает длительность занятия в вузе, которая составляет 90 минут аудиторного времени. Также чат-бот Mistral предлагает перечень оборудования, необходимого для проведения занятия по иностранному языку. Сам по себе тот факт, что чат-бот способен включать данный пункт в учебный сценарий, является неоспоримым достоинством, однако, его наполнение может вызывать определенные вопросы ввиду неоснащенности учебных аудиторий требуемым оборудованием.
Далее сценарий учебного занятия по иностранному языку представлен в виде пошагового алгоритма, состоящего из пяти этапов. На первом этапе (введение в тему) предлагается провести презентацию по теме занятия и организовать мини-дискуссию, в результате которой будет необходимо составить активный вокабуляр. С методической точки зрения данный этап позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность студентов и погрузить в тему занятия на основе имеющихся у них личного опыта, интересов и увлечений. Временное ограничение в десять минут вполне достаточно для проведения этого этапа. Второй этап (развитие устной речи) предполагает разделение студентов на пары или мини-группы с целью обсуждения предоставленных им вопросов, указанных в раздаточном материале. Причем дискуссия из мини-групп впоследствии перерастает в общую дискуссию всей учебной группы, что в свою очередь позволяет взаимодействовать со всеми субъектами учебного процесса. Выделенные на второй этап двадцать пять минут аудиторного времени кажутся излишними и скорее будут использоваться в ущерб последующим этапам обучения. На третьем этапе (развитие письменной речи) чат-бот Mistral предлагает обучающимся составить эссе по теме занятия. К преимуществам следует отнести, что перед составлением эссе педагог знакомит обучающихся с критериями оценки.
Спорными моментами выступают отсутствие ограничения количества используемых
слов в эссе и временной промежуток, выделенный на данный этап. Согласно сценарию на составление эссе отводится всего лишь пятнадцать минут, а оставшиеся десять минут - на чтение и внесение корректировок. Безусловно, в данном случае видится необходимым увеличение аудиторного времени, отводимого на развитие умений письма за счет пересмотра временного промежутка на предыдущем этапе обучения. На четвертом этапе (общий обзор и закрепление материала) студенты читают вслух составленные эссе и обсуждают результаты учебной деятельности: делятся мнениями, конкретизируют изученный лексический и грамматический материал. Времени, отведенного на проведение четвертого этапа, вполне достаточно, что отвечает главной цели занятия по иностранному языку. На пятом (оценочном) этапе педагог иностранного языка проводит оценку учебной деятельности в соответствии с обозначенными критериями, которые не являются четкими и обоснованными, не имеют градации.
Анализ данного сценария показал, что чат-бот Mistral способен сгенерировать так называемый шаблон сценария для учебного занятия по иностранному языку, который может использоваться начинающими педагогами в качестве основы для наполнения его методическими компонентами. В частности, чат-бот Mistral не обозначил в первоначальном сценарии такие компоненты, как задачи, прогнозируемые трудности, методы и организационные формы обучения, содержание обучения, вариативность форматов учебных материалов, комплекс учебных упражнений и коммуникативных заданий, способы управления учебным процессом, ссылки на основные и дополнительные информационные источники, домашнее задание, средства контроля и оценки. Однако все перечисленные компоненты чат-бот Mistral может добавить в сценарий учебного занятия при отдельном запросе либо при более полном первоначальном промпте, например «План занятия по иностранному языку для студентов 1 курса языкового вуза. Укажи компоненты:
цель, задачи, средства, методы обучения, содержание обучение, домашнее задание». При таком подходе возможность получения качественного сценария учебного занятия по иностранному языку становится выше, но в большинстве случаев требует корректировки со стороны педагога и пересмотра некоторых компонентов. Например, в ходе проведения исследования студенты отметили, что сгенерированные сценарии являются слишком примитивными и не отвечают основной цели обучения иностранному языку. Некоторые студенты столкнулись с проблемой при подборе дополнительной литературы по теме занятия, так как чат-бот предлагал им несуществующие учебные пособия вымышленных авторов. В результате факт-чекинга было выявлено, что почти половина сгенерированной информации не соответствует действительности.
Использование технологий генеративного искусственного интеллекта имеет свои сильные и слабые стороны, как и любые средства обучения, которые педагог иностранного языка может применять при организации и проведении учебного занятия. Так, среди проблем, с которыми может столкнуться педагог иностранного языка во время планирования урока иностранного языка с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта, следует выделить следующие моменты.
1. Низкий уровень ИКТ компетенции как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. У педагогов иностранного языка низкий уровень ИКТ компетенции встречается все реже и реже, поскольку в результате процессов информатизации и циф-ровизации подготовка педагогов к работе с современными технологиями выступает одним из основных профессиональных требований. Однако даже если педагог умеет обращаться с этими технологиями, не существует никакой гарантии, что в процессе учебной деятельности он будет применять современные средства обучения. Что же касается отсутствия навыков работы с технологиями искусственного интеллекта у обучающихся,
то тут на плечи педагога ложится дополнительная задача, а именно необходимость обязательного проведения инструктажа по работе с определенными технологиями, программами и ресурсами, которые используются во время работы на занятиях по иностранному языку или при выполнении домашней работы.
2. Низкий уровень методической компетенции, не позволяющий педагогу иностранного языка в полной мере осуществлять этап планирования ввиду отсутствия необходимых знаний, умений, навыков и опыта. Зачастую в таком случае учебный процесс становится неэффективным, не соответствует целям, задачам и потребностям обучающихся. В большинстве случаев при низком уровне методической компетенции у педагога складывается негативное отношение к новым технологиям обучения, что препятствует их интеграции в учебный процесс. Отсутствие знаний структуры учебного занятия, особенностей этапов проведения обучения, а также неспособность эффективно использовать время не позволят педагогу иностранного языка критически оценивать генерируемые учебные планы и сценарии учебных занятий.
3. Генеративность как лингводидакти-ческое свойство технологий искусственного интеллекта. Технологии генеративного искусственного интеллекта способны создавать уникальный учебный контент: новый текст, графические изображения, аудио и видеозаписи. Однако, несмотря на то, что генеративность - это продуктивный инструмент, его использование связано с определенными рисками и ограничениями. Во-первых, генерируемый контент может содержать ошибки или неточности, о чем многие технологии генеративного искусственного интеллекта сразу предупреждают. В этой связи необходимо критически относиться к получаемой информации и проводить дополнительную проверку всех данных. Во-вторых, до сих пор актуальными остаются вопросы, связанные с этикой использования данных технологий, соблюдением информационной безопасности и авторским правом генерируемого контента.
4. Ограниченный функционал технологий генеративного искусственного интеллекта и узконаправленное применение на практике. При планировании учебного занятия по иностранному языку технологии генеративного искусственного интеллекта не позволяют полностью охватить весь круг вопросов, входящих в процесс педагогического планирования. В связи с этим приходится, например, обучать чат-бот через последующие промпты для того, чтобы он в дальнейшем выдавал более полную информацию.
С другой стороны, использование технологий генеративного искусственного интеллекта на занятиях по иностранному языку имеет широкий спектр преимуществ, которые стимулируют работу обучающихся и позволяют разнообразить процесс планирования занятий.
1. Развитие творческих способностей. Аспект творчества и самовыражения часто опускается педагогом при составлении плана учебного занятия, хотя именно на занятиях по иностранному языку эту составляющую можно развить как никогда в полной мере. Творчество в данном случае позволяет педагогу организовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся посредством использования актуальных и уже знакомых ему технологий, которые применяются в повседневной жизни на постоянной основе. Творческий аспект во взаимосвязи с технологиями генеративного искусственного интеллекта доказывает свою результативность через большую заинтересованность обучающихся.
2. Доступ к аутентичным материалам. Использование чат-ботов открыло доступ к развитию диалогической речи аутентичного характера. Если до этого составление диалогов в паре между обучающимися имело достаточно рутинный характер, то интеграция чат-ботов в учебный процесс повысила мотивацию обучающихся в коммуникации на иностранном языке. Использование чат-ботов в процессе обучения может стать дополнением к классическому плану занятия, направленного на развитие диалогической речи. Они позволяют смоделировать опреде-
ленные ситуации повседневного, учебного и профессионального характера, что также направлено на реализацию личностно-ориенти-рованного подхода.
3. Усиление наглядности и визуализации обучения. Стратегия использования технологий генеративного искусственного интеллекта позволяет создавать инфографику, позволяющую обучающимся лучше понимать сложные идеи и концепции.
4. Развитие междисциплинарных навыков. Интеграция технологий генеративного искусственного интеллекта на занятиях по иностранному языку позволяет использовать ресурсы, которые могут быть использованы не только в целях развития коммуникативных компетенций, но и в других областях, прививая тем самым верные модели взаимодействия с информационной культурой.
5. Оперативность контроля за достижениями обучающихся. В результате того, что большое количество информации хранится в цифровом формате, организовывать и проводить оценку работы обучающихся становится значительно проще, что дает педагогу больше времени на планирование последующий занятий.
Несмотря на все перечисленные преимущества, необходимо подчеркнуть, что использование технологий генеративного искусственного интеллекта не может полностью заменить собой проверенные временем методики, а выступает лишь дополнительным средством обучения, которому по силам привнести элементы новизны и актуальности. Учебное занятие может быть спланировано на основе технологий генеративного искусственного интеллекта, но с учетом внесения в него необходимых корректировок со стороны педагога.
ВЫВОДЫ
Педагогическое планирование в современных условиях следует рассматривать, как способность педагога иностранного языка, возникающую на стыке двух компетенций: ИКТ компетенции и методической компетен-
ции. С одной стороны, интеграция современных технологий в обучение иностранному языку способствует оптимизации и интенсификации учебного процесса, во многом облегчая деятельность педагога. С другой стороны, эффективность данной интеграции напрямую зависит от уровня сформированности методической компетенции, позволяющей корректно составлять учебные планы, разрабатывать сценарии учебных занятий, проводить отбор содержания обучения.
Использование технологий генеративного искусственного интеллекта при планировании занятия по иностранному языку по-
зволяет создавать основу или шаблонные заготовки учебного плана или сценария учебного занятия, которые впоследствии обрастают методическими компонентами при непосредственном участии педагога. Данное исследование позволило выявить пригодность использования современных технологий и их применимость в педагогическом планировании, очевидные преимущества и недостатки, возможные риски. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в методике обучения иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта.
Список источников
1. Сысоев П.В., Поляков О.Г., Евстигнеев М.Н. и др. Обучение иностранному языку на основе технологий искусственного интеллекта / под науч. ред. П.В. Сысоева. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2023. 132 с. https://elibrary.ru/xldywn
2. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования // Информатизация образования и науки. 2020. № 3 (47). С. 3-16. https://elibrary.ru/sqwadw
3. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития // Россия: тенденции и перспективы развития: материалы 20 Нац. науч. конф. с междунар. участием. М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН, 2021. Вып. 16. Ч. 1. С. 868-876. https://elibrary.ru/zjjsen
4. Евстигнеев М.Н. Методика формирования компетентности учителя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий. М.: Глосса-Пресс, 2012. 157 с. https ://elibrary.ru/vbzolh
5. Титова С.В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 133-149. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-133-149, https://elibrary.ru/jmljrw
6. Евстигнеев М.Н., Евстигнеева И.А. Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26. № 190. С. 25-32. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-25-32, https://elibrary.ru/jrrzcn
7. Евстигнеева И.А., Евстигнеев М.Н., Клочихин В.В. Обеспечение информационной безопасности студентов в процессе использования проектной методики в обучении иностранному языку в университете // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 4. С. 10091019. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-1009-1019, https://elibrary.ru/oownfp
8. Сысоев П.В. Информационная безопасность учащихся при работе в образовательной интернет-среде: современный ответ на вызовы времени // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 20-24. https://elibrary.ru/oprcer
9. Игна О.Н. Обучение планированию урока иностранного языка в контексте федеральных государственных образовательных стандартов как научно-методическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 7 (196). С. 66-72. https://doi.org/10.23951/1609-624Х-2018-7-66-72, https://elibrary.ru/ymjxit
10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. М.: Глосса-Пресс, 2010. 182 с. https://elibrary.ru/quxtab
11. Титова С.В., Авраменко А.П. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 9-21. https://elibrary.ru/pwjipf
12. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Кн. дом «Либроком», 2013. 264 с. https://elibrary.ru/rcnhfz
13. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования дистанционных технологий на современном этапе // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 80-90. https ://elibrary.ru/dkgzev
14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2006. 238 с.
15. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Чат-боты в обучении иностранному языку: проблематика современных работ и перспективы предстоящих исследований // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. С. 46-59. https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-3, https://elibrary.ru/moyjhp
16. Hawanti S., Zubaydulloevna K.M. AI chatbot-based learning: alleviating students' anxiety in English writing classroom // Bulletin of Social Informatics Theory and Application. 2023. Vol. 7. № 2. P. 182-192. https://doi.org/10.31763/businta.v7i2.659
17. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. № 3 (63). С. 201-218. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13, https://elibrary.ru/fjyhew
18. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 386-394. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394, https://elibrary.ru/abfjqp
19. Авраменко А.П., Тарасов А.А. Технология распознавания речи искусственным интеллектом для развития устно-речевых умений при подготовке к ЕГЭ // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6067. https://elibrary.ru/jqzchv
20. Лобеева П.И. Дидактический потенциал использования чат-ботов при изучении фразовых глаголов английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1467-1476. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1467-1476, https://elibrary.ru/fmyeoc
21. Харламенко И.В. Использование вики-технологии для организации совместной работы по составлению вики-глоссария терминов специальности силами студентов неязыкового вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 11 (163). С. 73-81. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-73-81, https://elibrary.ru/xcdbup
22. Sysoyev P.V., Evstigneeva I.A., Evstigneev M.N. The development of students' discourse skills via modern information and communication technologies // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. P. 114-121. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.028
23. Соломатина А.Г. Учебные подкасты как средство развития умений говорения и аудирования учащихся // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 3 (95). С. 102104. https://elibrary.ru/ndobnz
24. Семич Ю.И. Дидактические свойства и методические функции корпусных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 177. С. 39-49. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-177-39-49, https://elibrary.ru/yorlil
25. Qasem F., Ghaleb M., Mahdi H.S. et al. Dialog chatbot as an interactive online tool in enhancing ESP vocabulary learning // Saudi Journal of Language Studies. 2023. Vol. 3. № 2. P. 76-86. http://dx.doi.org/10.1108/SJLS-10-2022-0072
26. Al-Kaisi A., Arkhangelskaya A., Rudenko-Morgun O. Voice assistants as a training tool in a foreign language class // 13th International Technology, Education and Development Conference: INTED2019 Proceedings. Valencia: IATED Academy, 2019. P. 1236-1246. https://doi.org/10.21125/inted.2019.0399
27. Евстигнеев М.Н. Нейросеть Twee - новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1428-1442. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1428-1442, https://elibrary.ru/hwajhp
References
1. Sysoyev P.V., Polyakov O.G., Evstigneev M.N. et al. (2023). Obuchenie inostrannomu yazyku na osnove tekhnologii iskusstvennogo intellekta [Foreign Language Teaching Based on Artificial Intelligence Technologies]. Tambov, Publishing House "Derzhavinsky", 132 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/xldywn
2. Robert I.V. (2020). Digital transformation of education: challenges and opportunities for improvement. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki = Informatization of Education and Science, no. 3 (47), pp. 3-16. (In Russ.) https://elibrary.ru/sqwadw
3. Robert I.V. (2021). Tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya: tsennostnye orientiry, perspektivy razvitiya [Digital transformation of education: value orientations, development prospects]. Materialy 20 Natsional'noi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya» [Proceedings of the 20th National Scientific Conference with International Participation "Russia: Trends and Prospects of Development"]. Moscow, Institute for Scientific Information on Social Sciences Publ., issue 16, pt 1, pp. 868-876. (In Russ.) https://elibrary.ru/zjjsen
4. Evstigneev M.N. (2012). Metodika formirovaniya kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii [Teaching Methods for The Development of the Competence of a Foreign Language Teacher in the Field of Information and Communication Technologies]. Moscow, Glossa-Press Publ., 157 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/vbzolh
5. Titova S.V. (2022). The map of competencies of a foreign language university teacher in the context of digi-talization of education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, vol. 31, no. 5, pp. 133149. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-133-149, https://elibrary.ru/jmljrw
6. Evstigneev M.N., Evstigneeva I.A. (2021). Distance learning technologies in foreign language teaching. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, vol. 26, no. 190, pp. 25-32. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-190-25-32, https://elibrary.ru/jrrzcn
7. Evstigneeva I.A., Evstigneev M.N., Klochikhin V.V. (2022). Ensuring students' information security in the process of using the project method in foreign language teaching at the university. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, vol. 27, no. 4, pp. 1009-1019. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-1009-1019, https://elibrary.ru/oownfp
8. Sysoyev P.V. (2011). Informatsionnaya bezopasnost' uchashchikhsya pri rabote v obrazovatel'noi Internetsrede: sovremennyi otvet na vyzovy vremeni [Information security of students when working in an educational Internet environment: a modern response to the challenges of the time]. Inostrannyeyazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 10, pp. 20-24. (In Russ.) https://elibrary.ru/oprcer
9. Igna O.N. (2018). Training to planning a foreign language lesson in the context of federal state educational standards as a scientific-methodical problem. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 7 (196), pp. 66-72. (In Russ.) https://doi.org/10.23951/1609-624X-2018-7-66-72, https://elibrary.ru/ymjxit
10. Sysoyev P.V., Evstigneev M.N. (2010). Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem novykh informatsionno-kommunikatsionnykh internet-tekhnologii [Methods of Foreign Language Teaching Using New Information and Communication Internet Technologies]. Moscow, Glossa-Press Publ., 182 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/quxtab
11. Titova S.V., Avramenko A.P. (2013). The evolution of training aids in teaching foreign languages, from computers to smartphones. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya = Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 9-21. (In Russ.) https://elibrary.ru/pwjipf
12. Sysoyev P.V. (2013). Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v lingvisticheskom obrazovanii [Information and Communication Technologies in Linguistic Education]. Moscow, Book House "Librokom" Publ., 264 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/rcnhfz
13. Evstigneev M.N. (2020). Kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya distantsionnykh tekhnologii na sovremennom ehtape [The competence of a foreign language teacher in the field of using distance learning technologies at the present stage]. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 9, pp. 80-90. (In Russ.) https://elibrary.ru/dkgzev
14. Solovova E.N. (2006). Metodika obucheniya inostrannym yazykam [Methods of Foreign Languages Teaching]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 238 p. (In Russ.)
15. Sysoyev P.V., Filatov E.M., Sorokin D.O. (2023). Chatbots in foreign language teaching: current issues and prospects for forthcoming research. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19. Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya = Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 3, pp. 46-59. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-3, https ://elibrary.ru/moyj hp
16. Hawanti S., Zubaydulloevna K.M. (2023). AI chatbot-based learning: alleviating students' anxiety in English writing classroom. Bulletin of Social Informatics Theory and Application, vol. 7, no. 2, pp. 182-192. https://doi.org/10.31763/businta.v7i2.659
17. Sysoyev P.V., Filatov E.M. (2023). Method of the development of students' foreign language communication skills based on practice with a chatbot. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Perspectives of Science and Education, no. 3 (63), pp. 201-218. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.20233.13, https://elibrary.ru/fjyhew
18. Avramenko A.P., Akhmedova A.S., Bulanova E.R. (2023). Chatbot technology as a means of forming foreign language grammatical competence in self-study. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, vol. 28, no. 2, pp. 386-394. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394, https://elibrary.ru/abfjqp
19. Avramenko A.P., Tarasov A.A. (2023). Artificial intelligence speech recognition technologies for the development of speaking skills within the unified state exam preparation. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign Languages at School, no. 3, pp. 60-67. (In Russ.) https://elibrary.ru/jqzchv
20. Lobeeva P.I. (2023). The didactic potential of using chatbots in teaching and learning English phrasal verbs. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, vol. 28, no. 6, pp. 1467-1476. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1467-1476, https://elibrary.ru/fmyeoc
21. Kharlamenko I.V. (2016). Using wiki-technologies as a tool for creating collaborative glossary of special terms by science students. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, vol. 21, no. 11 (163), pp. 73-81. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-73-81, https://elibrary.ru/xcdbup
22. Sysoyev P.V., Evstigneeva I.A., Evstigneev M.N. (2015). The development of students' discourse skills via modern information and communication technologies. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 200, pp. 114-121. https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2015.08.028
23. Solomatina A.G. (2011). Development of speaking and listening skills via learners' podcasts. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, no. 3 (95), pp. 102-104. (In Russ.) https://elibrary.ru/ndobnz
24. Semich Yu.I. (2018). Didactic properties and methodical functions of corpus technologies. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, vol. 23, no. 177, pp. 39-49. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-177-39-49, https ://elibrary.ru/yorlil
25. Qasem F., Ghaleb M., Mahdi H.S. et al. (2023). Dialog chatbot as an interactive online tool in enhancing ESP vocabulary learning. Saudi Journal of Language Studies, vol. 3, no. 2, pp. 76-86. http://dx.doi.org/10.1108/SJLS-10-2022-0072
26. Al-Kaisi A., Arkhangelskaya A., Rudenko-Morgun O. (2019). Voice assistants as a training tool in a foreign language class. INTED2019 Proceedings "13th International Technology, Education and Development Conference". Valencia, IATED Academy Publ., pp. 1236-1246. https://doi.org/10.21125/inted.2019.0399
27. Evstigneev M.N. (2023). Twee neural network as a new tool for English language teacher. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, vol. 28, no. 6, pp. 1428-1442. (In Russ.) ' https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1428-1442, https ://elibrary.ru/hwaj hp
Информация об авторе
Евстигнеев Максим Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и лингводидактики, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0003-2664-9134 Scopus ID: 57206855992 ResearcherlD: AAE-8965-2022 maximevstigneev@bk. ru
Поступила в редакцию 14.03.2024 Одобрена после рецензирования 06.06.2024 Принята к публикации 13.06.2024
Information about the author
Maxim N. Evstigneev, PhD (Education), Associate Professor, Associate Professor of Linguistics and Linguodidactics Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
https://orcid.org/0000-0003-2664-9134 Scopus ID: 57206855992 ResearcherlD: AAE-8965-2022 maximevstigneev@bk. ru
Received 14.03.2024 Approved 06.06.2024 Accepted 13.06.2024