Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В МАЛЫХ ЦИКЛАХ ПОДГОТОВКИ У ХОККЕИСТОВ 8-9 ЛЕТ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В МАЛЫХ ЦИКЛАХ ПОДГОТОВКИ У ХОККЕИСТОВ 8-9 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ТРЕНИРОВКА / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левкин А.В., Коновалов В.Н.

Цель исследования - разработка модели тренировочного процесса хоккеистов 8-9 лет на основе интеграции средств специальной физической и технической подготовки. Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие юные хоккеисты 8-9 лет, обучающиеся в ХА «Авангард» (n=60), которые были распределены на контрольную и экспериментальную группы. В экспериментальной группе использовались тренировочные программы, в которых подбор средств подготовки предусматривал сопряженное развитие двигательных способностей и освоение техники передвижения на коньках. Юные хоккеисты контрольной группы проводили тренировочные занятия согласно общепринятой программе подготовки, предусмотренной федеральным стандартом. Результаты исследования и выводы. У хоккеистов экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента были выявлены достоверные приросты результатов по t-критерию Стьюдента (p≤0,05) в тестах, отражающих специальную физическую подготовленность: «челночный бег 9-18-9 метров», «бег 36 метров спиной вперед», «слаломный бег на коньках без шайбы». По критерию Манна-Уитни (p≤0,05) выявлены достоверные различия результатов в тестовых упражнениях, оценивающих технику передвижения на коньках: «Передвижение лицом/спиной вперед без смены направления движения» - оценка равновесия, в тесте «Широкий скользящий шаг» - длина шага, сохранение траектории передвижения. Научно обоснованная модель планирования тренировочного процесса позволила упорядочить различные средства специальной физической подготовки в малом цикле, что обеспечило высокие темпы прироста в тестах, отражающих специальную физическую подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING THE TRAINING PROCESS IN SMALL TRAINING CYCLES FOR HOCKEY PLAYERS 8-9 YEARS OLD

Objective of the study was to develop a model of the training process for hockey players aged 8-9 years based on the integration of means of special physical and technical training. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment involved young hockey players 8-9 years old, studying at the «Avangard» hockey club (n=60), who were divided into control and experimental groups. In the experimental group, training programs were used, in which the selection of training means provided for the conjugated development of motor abilities and mastering the technique of movement on skates. Young hockey players of the control group conducted training sessions according to the generally accepted training program provided for by the federal standard. Research results and conclusions. At the end of the pedagogical experiment, hockey players of the experimental group showed significant increases in results according to Student's t-criterion (p≤0.05) in tests that reflect special physical fitness: "shuttle run 9-18-9 meters", "run 36 meters backwards "," slalom skating without a puck. According to the Mann-Whitney test (p≤0.05), there were significant differences in the results in test exercises evaluating the technique of movement on skates: "Moving forward/backward without changing the direction of movement" - an assessment of balance, in the test "Wide gliding step" - length step, saving the trajectory of movement. The scientifically substantiated model of planning the training process made it possible to streamline various means of special physical training in a small cycle, which ensured high growth rates in tests that reflect special physical fitness.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В МАЛЫХ ЦИКЛАХ ПОДГОТОВКИ У ХОККЕИСТОВ 8-9 ЛЕТ»

планирование тренировочного процесса в малых циклах подготовки у хоккеистов 8-9 лет

УДК/UDC 796.966 Поступила в редакцию 01.03.2022 г.

Аспирант А.В. Левкин1

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Коновалов1 'Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

planning THE TRAiNiNG process iN small TRAiNiNG CYCLEs for hockey players 8-9 years old

Postgraduate student A.V. Levkin1

Dr. Hab., Professor V.N. Konovalov1 'Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Информация для связи с автором: lyovkin.av@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - разработка модели тренировочного процесса хоккеистов 8-9 лет на основе интеграции средств специальной физической и технической подготовки.

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие юные хоккеисты 8-9 лет, обучающиеся в ХА «Авангард» (п=60), которые были распределены на контрольную и экспериментальную группы. В экспериментальной группе использовались тренировочные программы, в которых подбор средств подготовки предусматривал сопряженное развитие двигательных способностей и освоение техники передвижения на коньках. Юные хоккеисты контрольной группы проводили тренировочные занятия согласно общепринятой программе подготовки, предусмотренной федеральным стандартом.

Результаты исследования и выводы. У хоккеистов экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента были выявлены достоверные приросты результатов по ^критерию Стьюдента (р<0,05) в тестах, отражающих специальную физическую подготовленность: «челночный бег 9-18-9 метров», «бег 36 метров спиной вперед», «слаломный бег на коньках без шайбы». По критерию Манна-Уитни (р<0,05) выявлены достоверные различия результатов в тестовых упражнениях, оценивающих технику передвижения на коньках: «Передвижение лицом/спиной вперед без смены направления движения» - оценка равновесия, в тесте «Широкий скользящий шаг» - длина шага, сохранение траектории передвижения. Научно обоснованная модель планирования тренировочного процесса позволила упорядочить различные средства специальной физической подготовки в малом цикле, что обеспечило высокие темпы прироста в тестах, отражающих специальную физическую подготовленность.

Ключевые слова: планирование, тренировка, юные хоккеисты, специальная физическая подготовка.

Abstract

Objective of the study was to develop a model of the training process for hockey players aged 8-9 years based on the integration of means of special physical and technical training.

Methods and structure of the study. The pedagogical experiment involved young hockey players 8-9 years old, studying at the «Avangard» hockey club (n=60), who were divided into control and experimental groups. In the experimental group, training programs were used, in which the selection of training means provided for the conjugated development of motor abilities and mastering the technique of movement on skates. Young hockey players of the control group conducted training sessions according to the generally accepted training program provided for by the federal standard.

Research results and conclusions. At the end of the pedagogical experiment, hockey players of the experimental group showed significant increases in results according to Student's t-criterion (p<0.05) in tests that reflect special physical fitness: "shuttle run 9-18-9 meters", "run 36 meters backwards "," slalom skating without a puck. According to the Mann-Whitney test (p<0.05), there were significant differences in the results in test exercises evaluating the technique of movement on skates: "Moving forward/backward without changing the direction of movement" - an assessment of balance, in the test "Wide gliding step" - length step, saving the trajectory of movement. The scientifically substantiated model of planning the training process made it possible to streamline various means of special physical training in a small cycle, which ensured high growth rates in tests that reflect special physical fitness.

Keywords: planning, training, young hockey players, special physical training.

Введение. В теории и практике подготовки юных хоккеистов имеется достаточный объем знаний по использованию средств и методов общей физической, специальной физической и технической подготовки, в то же время не установлены четкие взаимосвязи между ними. Одни специалисты считают приоритетным направлением в тренировке хоккеистов 8-9 лет техническую подготовку [1, 2, 4], другие - общую физическую подготовку [3, 5, 7], третьи - специальную физическую подготовку [6].

В связи с этим, актуально изучение вопросов планирования тренировочного процесса хоккеистов 8-9 лет, связанных

с поиском эффективных сочетаний средств подготовки, направленных на соразмерное развитие двигательных способностей и обучение элементам техники передвижения на коньках у юных хоккеистов.

Цель исследования - разработка и обоснование модели тренировочного процесса хоккеистов 8-9 лет на основе интеграции средств специальной физической подготовки.

Методика и организация исследования. Структура модели планирования тренировочных занятий в тренировочных циклах представлена следующими уровнями интеграции средств подготовки:

Показатели специальной физической подготовленности хоккеистов контрольной и экспериментальной групп

Показатели До эксперимента После эксперимента

x ±6 Р x ±6 Р

КГ ЭГ КГ ЭГ

Бег на коньках 36 м лицом с 6,59±0,35 6,69±0,33 >0,05 6,54±0,28 6,53±0,26 >0,05

Бег на коньках 36 м спиной с 8,67±0,43 8,6±0,54 >0,05 8,57±0,41 8,36±0,39 <0,05*

Челночный бег 9-18-9 м с 9,44±0,35 9,51±0,42 >0,05 9,33±0,37 9,13±0,32 <0,05*

Слаломный бег на коньках без шайбы с 13,72±0,94 13,41±0,8 >0,05 13,53±0,6 13,17±0,45 <0,05*

Слаломный бег на коньках с шайбой с 14,71±0,9 14,79±0,77 >0,05 14,31±0,71 14,45±0,68 >0,05

Первый уровень предусматривает интеграцию средств подготовки, направленных на обучение технике передвижения на коньках и формированию компонентов координационных способностей: к сохранению равновесия; к дифференциации параметров движения; к согласованию.

Перед тренировочным занятием на льду запланированы средства специализированной технической подготовки вне льда: «передвижение скрестным шагом боком»; «ходьба в полуприседе с разворотами на 180°». Далее запланированы средства подготовки, направленные на обучение технике передвижения на коньках: скольжение перекатами без отрыва ног ото льда лицом/спиной вперед; разворот на 180° без отрыва ног ото льда (после трех толчков). Координационная сложность упражнений изменялась за счет использования дополнительных технических средств (канаты, конусы, клюшки): «перемещение лицом вперед скрестным шагом (с перешагиванием каната)»; «повороты по дуге отталкиванием одной ногой (с перешагиванием клюшки).

Второй уровень предусматривает интеграцию средств технической подготовки, направленных на обучение технике передвижения на коньках и владения клюшкой. Запланированы средства индивидуальной технико-тактической подготовки: ситуация 1-0; ситуация 1-1 (в каждом тренировочном занятии изменялась форма организации упражнения для выполнения широкого арсенала технических элементов). Для целенаправленного освоения индивидуальных и групповых технико-тактических действий запланированы упражнения низкой интенсивности.

Третий уровень предусматривает интеграцию средств групповой технико-тактической подготовки, направленных на освоение элементов техники передвижения на коньках, владения клюшкой. Запланированы упражнения: «ситуация 2-0; ситуация 2-1; ситуация 1-2 (с различными формами организации)»; «комбинация стенка с партнером». По мере освоения двигательных действий, юным хоккеистам рекомендованы изменения параметров тренировочной нагрузки: время отдыха и интенсивность (с целью воздействия на один из метаболических источников энергообеспечения мышечной деятельности) (см. рисунок).

Представленный подход при планировании тренировочного процесса позволяет поэтапно осваивать наиболее сложные средства технической, технико-тактической подготовки:

Модель интеграции средств специальной физической подготовки в тренировочных занятиях на льду у хоккеистов 8-9 лет

1) Первый этап (I) - выполнение одного двигательного действия направлено на формирование техники выполнения движения.

2) Второй этап (II) - выполнение нескольких двигательных действий с использованием движений, позволяющих увеличить координационную сложность за счет перестроения двигательного действия и включения в программу упражнений, направленных на формирование умений и навыков владения клюшкой, индивидуальных технико-тактических действий.

3) Третий этап (III) - интеграция сложнокоординационных и технических упражнений в тренировочных занятиях при решении групповых технико-тактических задач.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная модель планирования тренировочного процесса юных хоккеистов на этапе начальной подготовки была апробирована в педагогическом эксперименте (см. таблицу).

По окончании эксперимента у хоккеистов экспериментальной группы были выявлены достоверные приросты результатов по t-критерию Стьюдента (р<0,05) в тестах, отражающих специальную физическую подготовленность: «челночный бег на 9-18-9 метров», «бег на 36 метров спиной вперед», «слаломный бег на коньках без шайбы». По критерию Ман-на-Уитни (р<0,05) выявлены достоверные различия результатов в тестовых упражнениях, оценивающих технику передвижения на коньках: «Передвижение лицом/спиной вперед без смены направления движения» - оценка равновесия, в тесте «Широкий скользящий шаг» - длина шага, сохранение траектории передвижения.

Таким образом, использование разработанной модели планирования тренировочного процесса на основе интеграции средств специальной физической и технической подготовки в тренировочных занятиях на льду позволило сформировать у юных хоккеистов оптимальный уровень двигательных способностей и техники передвижения на коньках.

Вывод. Разработанная модель тренировочного процесса на основе интеграции средств специальной физической позволила юным хоккеистам достигнуть высоких показателей в тестах, отражающих скоростные, скоростно-силовые и координационные способности, а также техники передвижения на коньках. Использование данного подхода послужит основой целенаправленного воспитания юных хоккеистов на этапе начальной подготовки. Результаты исследований внедрены в практическую деятельность ХА «Авангард».

Литература

1. Асеева, А.Ю. Тренировочные задания технической подготовки хоккеистов 9-10 лет / А.Ю. Асеева, П.С. Стрельников, Н.П. Филатова // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: материалы X Юбилейной международной научно-практической конференции. - Красноярск, 2020. - С. 278-281.

2. Вашляева, И.Р. Обучение юных хоккеистов технике бега на коньках / И.Р. Вашляева // Теория и практика физической культуры. -2011. - № 2. - С. 25-27.

3. Герасимов, Е.А. Эффективность использования круговой тренировки в общей физической подготовки юных хоккеистов / Е.А. Герасимов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение. - Пермь, 2014. - С. 40-41.

4. Каравдин В.В. Специфика технической подготовки юных хоккеистов / В.В. Каравдин, Н.Н. Романова // Актуальные проблемы спортивной подготовки в хоккее: теория и практика. «Современные технологии подготовки хоккеистов на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. - Челябинск, 2020. - С. 228.

5. Коновалов В.Н., Табаков А.И. Применение средств сопряженного развития двигательных способностей в подготовке хоккеистов // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - №2. - С. 99.

6. Крутских В. В., Львов В.С., Сасин А.Н. Актуализация специальной физической подготовки для улучшения техники катания юных хоккеистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 5. - С. 66-68.

7. Никонов В.И., Степанова А.М. Совершенствование физической подготовки юных хоккеистов на базе применения комплексов легкоатлетических упражнений // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №3 (105). - С. 73-78.

8. Практическое руководство для тренеров. Возрастная группа «10 и младше» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fhr. ru/hockey-of-russia/docs.html, свободный. - (дата обращения: 15.01.2022).

References

1. Aseeva A.Yu., Strelnikov P.S., Filatova N.P. Trenirovochnyye zadaniya tekhnicheskoy podgotovki khokkeistov 9-10 let [Training tasks for the technical training of hockey players aged 9-10]. Fizicheskoye vospitani-ye, sport, fizicheskaya reabilitatsiya i rekreatsiya: problemy i perspektivy razvitiya [Physical education, sports, physical rehabilitation and recreation: problems and development prospects]. Proceedings International scientific-practical conference. Krasnoyarsk, 2020. pp. 278-281.

2. Vashlyaeva I.R. Obucheniye yunykh khokkeistov tekhnike bega na konkakh [Teaching young hockey players the technique of skating]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2011. No. 2. pp. 25-27.

3. Gerasimov E.A. Effektivnost ispolzovaniya krugovoy trenirovki v obsh-chey fizicheskoy podgotovki yunykh khokkeistov [Efficiency of using circular training in the general physical training of young hockey players]. Fizicheskaya kultura, sport, turizm: nauchno-metodicheskoye so-provozhdeniye. Perm, 2014. pp. 40-41.

4. Karavdin V.V., Romanova N.N. Spetsifika tekhnicheskoy podgotovki yunykh khokkeistov [Specifics of technical training of young hockey players]. Aktualnyye problemy sportivnoy podgotovki v khokkeye: teoriya i praktika. «Sovremennyye tekhnologii podgotovki khokkeistov na etapakh sportivnogo sovershenstvovaniya i vysshego sportivnogo masterstva. [Actual problems of sports training in hockey: theory and practice. "Modern technologies for training hockey players at the stages of sports improvement and higher sportsmanship]. Chelyabinsk, 2020. p. 228.

5. Konovalov V.N., Tabakov A.I. Primeneniye sredstv sopryazhennogo razvitiya dvigatelnykh sposobnostey v podgotovke khokkeistov [The use of means of conjugated development of motor abilities in the training of hockey players]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2021. No. 2. p. 99.

6. Krutskikh V.V., Lvov V.S., Sasin A.N. Aktualizatsiya spetsialnoy fizicheskoy podgotovki dlya uluchsheniya tekhniki kataniya yunykh khokkeistov [Actualization of special physical training to improve the skating technique of young hockey players]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, ob-razovaniye, trenirovka. 2019. No. 5. pp. 66-68.

7. Nikonov V.I., Stepanova A.M. Sovershenstvovaniye fizicheskoy podgotovki yunykh khokkeistov na baze primeneniya kompleksov legkoatlet-icheskikh uprazhneniy [Improving the physical training of young hockey players based on the use of track and field exercises]. Mezhdunarod-nyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. 2021. No. 3 (105). pp. 73-78.

8. Prakticheskoye rukovodstvo dlya trenerov. Vozrastnaya gruppa «10 i mladshe» [A practical guide for trainers. Age group "10 and younger"] [Electronic resource]. Available at: https://fhr.ru/hockey-of-russia/ docs.html (date of access: 01.15.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ НАУЧНОЙ СТАТЬИ

Полнотекстовая статья должна иметь четкую структуру, включающую в себя следующие позиции и разделы: УДК, название статьи, ФИО авторов с указанием их научных степеней, звания и места работы, аннотация, ключевые слова, введение, цель исследования, методика и организация исследования, результаты исследования и их обсуждение, выводы, литература.

УДК - индекс Универсальной десятичной классификации, ссылка: https://teacode.com/online/udc/.

Название статьи - четкая и краткая формулировка темы исследования.

ФИО авторов, научная степень, звание, место работы - указывается следующее:

- инициалы и фамилия автора,

-научная степень автора/авторов: магистрант, магистр, аспирант, соискатель, кандидат наук, доктор наук.

- научное звание: доцент, профессор, член-корреспондент, академик и т.п.

- место работы: для учебных заведений - опускается аббревиатура, означающая юридический статус, например, для ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» пишется - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

Аннотация - это краткий реферат (Abstract), в котором изложено научное содержание статьи. В этом разделе указывается предмет, цель работы, метод или методология проведения работы, краткое описание эксперимента, полученные результаты, рекомендации по их применению. Аннотация должна быть выполнена в объеме не менее 250 слов.

Ключевые слова - это определенные слова из текста, способные представить наиболее значимые слова, по которым может вестись оценка и поиск статьи. Основное ключевое слово указывается первым, общее количество ключевых слов -5-6 слов.

Введение - краткое теоретическое обоснование актуальности темы исследования, ее разработанности с указанием ссылок на анализируемые источники литературы.

Цель исследования - научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Методика и организация исследования - содержание подходов, способов, приемов, постановки и порядка проведения научного исследования.

Результаты исследования и их обсуждение - обстоятельное научно-обоснованное изложение и разъяснение полученных результатов теоретического или экспериментального исследования.

Вывод - заключение на основе полученных результатов, которое четко должно согласовываться с заявленной темой и целью научной работы.

Литература - список используемой литературы, должен содержать не более 14-16 источников. Литература должна быть оформлена в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008. Нумерация позиций - согласно очередности ссылок в тексте.

Требования к структуре и оформлению научных статей представлены на сайте редакции, ссылка: http://www.teoriya.ru/ ru/node/3093.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.