Научная статья на тему 'Планирование стрелковой подготовки квалифицированных биатлонистов в подготовительный период'

Планирование стрелковой подготовки квалифицированных биатлонистов в подготовительный период Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
924
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ БИАТЛОНИСТЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SHOOTING TRAINING / QUALIFIED BIATHLETES / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плоцкая Елена Андреевна, Шишкина А. В.

Рассмотрены пути совершенствования мастерства скорострельности квалифицированного биатлониста в подготовительном периоде с использованием схемы роста теоретического знания К.Р. Поппера. Предложены концептуальные методические рекомендации по стрелковой подготовке квалифицированных биатлонистов для обеспечения скорострельности без потерь в точности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of shooting training of skilled biathletes in the preparatory period

The ways of firing rate improvement of high skilled biathletes in the preparatory period by using K.R. Popper theoretical knowledge development is reviewed. The conceptual methodological recommendations in shooting training improvement of high skilled biathletes for fast aim shooting are proposed.

Текст научной работы на тему «Планирование стрелковой подготовки квалифицированных биатлонистов в подготовительный период»

10 Теория и методика спорта высших достижений

ПЛАНИРОВАНИЕ СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БИАТЛОНИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Е.А. ПЛОЦКАЯ, А.В. ШИШКИНА, Уральский федеральный университет им. Первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Аннотация Рассмотрены пути совершенствования мастерства скорострельности квалифицированного биатлониста в подготовительном периоде с использованием схемы роста теоретического знания К.Р. Поппера. Предложены концептуальные методические рекомендации по стрелковой подготовке квалифицированных биатлонистов для обеспечения скорострельности без потерь в точности. Abstract The ways of firing rate improvement of high skilled biathletes in the preparatory period by using K.R. Popper theoretical knowledge development is reviewed. The conceptual methodological recommendations in shooting training improvement of high skilled biathletes for fast aim shooting are proposed.

Ключевые слова: стрелковая подготовка, квалифицированные биатлонисты, системный подход. Key words: shooting training, qualified biathletes, system approach.

Серийная стрельба в биатлоне относится, по М. Богену, к «умению более высокого порядка» [3, с. 59-60], чем стрельба в классических стрелковых видах спорта, так как состоит из нескольких сложнокоординационных навыков, сочетаемых в комплекс быстрых логических действий - алгоритм биатлонной стрельбы. Нередко стрелковая подготовка квалифицированных биатлонистов в летний период проводится с несоблюдением принципа постепенности, без учета координационной сложности серийной стрельбы в биатлоне. Среди причин, препятствующих стрелковым тренировкам в переходном периоде, можно выделить: потребность в психологической разгрузке и различные более важные в данный период социальные задачи. И, как следствие, объемные по времени (1-3 ч) тренировки для техники стрельбы в спокойном режиме игнорируются, а например, комплексные стрелково-лыжероллерные тренировки используются уже с первого-второго учебно-тренировочного сбора. Такой подход, по нашему мнению, является главной причиной нестабильности результатов стрельбы в соревнованиях квалифицированных биатлонистов. Вышесказанное определяет актуальность методического обоснования построения стрелковой подготовки квалифицированных биатлонистов.

Большое количество разнонаправленных мнений и отсутствие конкретных поэтапных рекомендаций в научно-методической литературе по принципам, распределению средств и методам стрелковой подготовки [1, 2, 4, 5] послужили предпосылкой к изучению вопроса ее планирования для подготовительного периода.

Проблема исследования: как осуществить стрелковую подготовку квалифицированных биатлонистов в подготовительный период, чтобы сложнокоординационное умение перешло в навык быстрой серийной биатлонной

стрельбы, который не только сохраняется в стрессовых условиях соревнований, но и может быть выполнен в пределах нормы - 22-25 с [7]?

Объект исследования - процесс стрелковой подготовки квалифицированных биатлонистов в подготовительный период.

Предмет исследования - методические требования к этапам стрелковой подготовки в подготовительном периоде для осуществления быстрой серийной стрельбы в соревновательный период квалифицированных биатлонистов.

Цель исследования: разработать поэтапное планирование методики стрелковой подготовки квалифицированных биатлонистов в подготовительном периоде.

Задачи исследования

1. Конкретизировать состояние изучаемого вопроса в стрелковой подготовке квалифицированных биатлонистов.

2. Предложить научно обоснованные методические рекомендации по обучению стрельбе квалифицированных биатлонистов.

Процесс стрелковой подготовки мы попытались упорядочить, рассмотрев его в нашем исследовании как стратегическую череду проблем, нуждающихся в постепенном решении. Для этого мы использовали теоретическую модель проблем по К. Попперу [6, с. 27] применительно к быстрой и точной биатлонной стрельбе - скорострельности.

P1=>TT=>EE=>P2 (P3, P4...Pn),

где:

P1 (problem 1) - проблема, присутствующая в самом начале процесса, мешающая достижению какого-то заданного результата;

ФНЦ ВНИИФК

Теория и методика спорта высших достижений

11

TT (tentative theory) - пробная теория, предлагаемая для решения проблемы P1;

EE (error elimination) - проявление ошибок в процессе проверки теории в эксперименте и/или путем критической дискуссии;

P2 и последующие проблемы - проблемы, которые обнаруживаются в процессе EE в результате дискуссий или экспериментов [6, с. 27].

В биатлоне мы имеем как верхушку айсберга стрелковой подготовки - проблему (P1) осуществления биатлонной стрельбы в пределах 22-25 с [7]. Для квалифицированных биатлонистов мы предполагаем, что решение проблемы P1 состоит в применении алгоритма дыхания «1 дыхательный цикл - 1 выстрел» в серии выстрелов (TT).

Использование алгоритма (EE) одноциклового дыхания квалифицированными биатлонистами в начале обучения приводит к большому количеству промахов из-за:

• низкой функциональной подготовленности (P2);

• недостаточного развития и согласованности координационных способностей, в том числе и мелкой мышечной моторики (P3). Для эффективного алгоритма биатлонной стрельбы необходимы стереотипные навыки отдельных комплексов точностных двигательных действий: быстрое принятие изготовки, стабильное удержание линии прицеливания системой «стрелок - оружие» в момент принятия решения о выстреле одновременно с его производством и кратковременное удержание системы после него, наличие алгоритма дыхания, ритмизация и согласованность серии выстрелов, ловкий и быстрый уход с огневого рубежа;

• неуверенности в принятии коррекционных решений при изменяющихся условиях (P4), а именно: действия при сбое алгоритма дыхания, долгом прицеливании, неспособности принять быстрое решение о поправках в текущих изменившихся условиях, медленное исполнение отдельных элементов действий на огневом рубеже и др.

• Рп - последующие возможные проблемы.

Таким образом, чтобы решить целевую проблему

P1 в стрелковой подготовке биатлонистов, необходимо в первую очередь уделить внимание решению проблем P2, P3, P4 и Рп до перехода к комплексным тренировкам и быстрой стрельбе.

Подготовку квалифицированных биатлонистов условно разделим на три этапа, обычно проводимых за 4-5 месяцев подготовительного периода.

I этап. Формирование навыка точной биатлонной стрельбы у квалифицированных биатлонистов - приобретение стабильности индивидуально высоких стрелковых показателей в спокойном состоянии (решение проблем P2-Pn, требования № 1, 2, 3, см. таблицу).

II этап. Постепенный переход к комплексным тренировкам с дальнейшим расширением зоны приемлемого для стрельбы ЧСС и повышением функциональной готовности (решение проблем P1-Pn, требования № 1-2, 4, см. таблицу).

III этап. Развитие стрессоустойчивости к сбивающим факторам соревновательных условий. Усложняющаяся направленность тренировок и участие в летних соревнования по биатлону (решение проблемы P1; требование № 4, см. таблицу).

Заключение

Для каждого этапа подготовки квалифицированных биатлонистов обозначены требования к технике биатлонной стрельбы, предложены методы обучения и критерии контроля. Помимо указанных критериев контроля над результативностью стрелковой подготовки ведется анализ соревновательной надежности по процентному попаданию в стрельбе из положений лежа и стоя, анализ времени до первого выстрела, общего времени пребывания на огневом рубеже. Наиболее информативны данные из соревновательной деятельности биатлонистов, получаемые судейской бригадой с помощью системы анализа временных параметров между выстрелами CIVI-DATA 2000, HORA, а также видеоанализ соревновательной стрельбы. Если зафиксированный процентный результат попадания индивидуальных данных имеет потери более 10% от тренировочного результата в комплексных тренировках III этапа к соревновательному результату стрельбы, то это свидетельствует о нестабильности как отдельных элементов алгоритма стрельбы (слабых сторон), так и, предположительно, низкой стрессоустойчивости к сбивающим факторам соревновательной деятельности. Этот ресурс потенциала спортсмена следует рассматривать как точку роста и находить индивидуальные методы решения проявляющихся проблем.

ФНЦ ВНИИФК

ФНЦ ВНИИФК

Планирование поэтапной методики стрелковой подготовки квалифицированных биатлонистов

в подготовительном периоде

№ п/п Требования для техники биатлонной стрельбы Этап подго- товки Основные средства Методы обучения и/или контроля Критерий контроля

1 2 3 4 5 6

1. Эффективная изготовка (относительно удобное положение тела в пространстве), развитие координационной выносливости, формирование мышечно-двигательной памяти (Решение РЗ) I ill Стрелковый тренажер SCATT как средство срочной информации; тренаж холостой в изготовке Мониторинг и анализ прицеливания; самоанализ Длительное (3 мин и более) удержание линии прицеливания в центре мишени; наименьшие колебания системы «стрелок - оружие» в наиболее расслабленной изготовке

2. Умение использовать алгоритм дыхания для биатлонной серийной стрельбы по схеме: «один дыхательный цикл - один выстрел»; или «2 дыхательных цикла - выстрел» [7] (Решения Р2, РЗ, Р4) I ill Контроль дыхания; тренировки для повышения аэробных возможностей организма Практическое разучивание основных принципов выполнения выстрела: на задержке полувыдоха или полувдо-ха. Освоение одно- и двухциклового алгоритма дыхания в холостом тренаже, затем в естественных условиях. Анализ видеозаписей и самоконтроль ощущений Применение вышеописанных схем независимо от степени гипоксии и самочувствия

3. Навык точного выстрела без физической нагрузки, медленно (Решения РЗ, Р4) I Средство срочной информации SCATT; условия биатлонного стрельбища Педагогическое словесное сопровождение стрелковой тренировки; метод обратной связи; спокойная стрельба в различных вариациях (одиночная, серийная) в условиях стрельбища Текущая информация о каждом выстреле на экране монитора компьютера, контроль распределения концентрации внимания посредством графика «Координация»

4. Серийная стрельба в комплексе со средством передвижения и повышением ЧСС. Слаженность действий. (Решение проблем PI, Р2, РЗ, Р4 и последующих проблем). Сформированный динамический стереотип быстрой стрельбы в изменяющихся условиях тренировок и соревнований (погодных, конкурентных, функциональных) как «умения более высокого порядка» п-ш В условиях стрельбища стрельба в комплексе с циклической нагрузкой. Тренировки для повышения аэробных возможностей организма Постепенное увеличение зоны комфортной для стрельбы ЧСС. Стрелковые серийные упражнения по команде на время, короткие эстафеты со стрельбой, спарринг -дуэльная стрельба. Мониторинг времени стрелкового упражнения Результативность, время исполнения комплекса серийной стрельбы, процент попаданий. Слаженность действий

I III Холостой тренаж комплекса стрелкового биатлонного упражнения (с момента укладки палок на коврик, изготовка, серийная стрельба, уход с коврика) Многократные повторения с повышенной концентрацией внимания: упражнения на развитие автоматизма действий до первого выстрела и быстрая холостая стрельба с одноцикловым дыханием. Упражнения отрабатываются отдельно, затем соединяются Индивидуальное время выполнения частей комплекса действий и всего комплекса. Освоенность навыка в различных условиях

II Теоретическая подготовка: законы распределения света при изменении освещенности, ветра Использование приобретенных знаний на практике, применение схем действий о поправках к стрельбе с тренером и самостоятельно Оценка рациональности принятых решений

Теория и методика спорта высших достижений

ФНЦ ВНИИФК

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6

III Психологическая стрессоустойчивость на огневом рубеже Саморегуляция эмоциональных состояний; развитие уверенности и лидерских качеств методом самоприказов-убеждений с задачей на активные, но внутренне спокойные действия: «Я - хозяин», «Я дома», «Я веду». Контактные взаимодействия на рубеже - захват лидерства при ведении дуэльной борьбы Комплексная успешность исполнения, затраченное время и эффективность стрельбы

III Алгоритм дыхания «1 дыхательный цикл - выстрел» в III—IV зонах интенсивности в серийной биатлонной стрельбе в естественных условиях Совершенствование мастерства исполнения биатлонной стрельбы с анализом каждой серии стрельбы и с задачей к самосовершенствованию: «Стань лучше, чем ты есть сейчас» Результативность и время стрельбы в тренировочных и соревновательных условиях

СО

Теория и методика спорта высших достижений

14

Теория и методика спорта высших достижений

Литература

1. Астафьев Н.В. Выявление ошибок в технике стрельбы при использовании стрелковых тренажеров SCATT // Н.В. Астафьев. - Омск, 2007. - 60 с.

2. Биатлон. Спортивная деятельность - тренировки - соревнования; учебник для тренеров, инструкторов и спортсменов / под общ. руководством Клауса Ницше совместно с Акселем Бемом и др. [переработанная ред.], 1-е изд. - Висбаден, изд-во Limpert, 1998. - 355 с.

3. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика. - 3-е изд. - М.: Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2011. - 200 с.

4. Зубрилов РА. Стрелковая подготовка биатлониста: монография / Р.А. Зубрилов. - Киев, 2010. - 296 с.

5. Маматов В.Ф. Биатлон. Учись метко стрелять. Стрелковая подготовка. Техника и тактика ведения

стрельбы на огневых рубежах. Средства и методы стрелковой подготовки: методическое пособие. - М.: СБР, 2012. - 62 с.

6. Поппер К.Р. Знание и психофизическая проблема: в защиту взаимодействия: пер. с англ. - М.: ЛКИ,

2008. - 256 с.

7. Плоцкая Е.А., Шишкина А.В. Особенности техники дыхания у биатлонистов различной квалификации // Теория и практика физической культуры. - 2012. -№ 10. - С. 78-83.

8. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 304 с.

References

1. Astafiev N.V. Identification of errors in the technique of shooting when using the shooting simulators SCATT /

N.V. Astafiev. - Omsk, 2007. - 60 p.

2. Biathlon. Sports activities - training - competition; a textbook for coaches, trainers and sportsmen / under the General direction of Klaus Nietzsche, in cooperation with Axel Bohme etc. [revised version], the first edition. -Wiesbaden, publishing house Limpert, 1998. - 355 p.

3. Bogen M.M. Physical education and sports training: training of motor actions. Theory and methods / foreword of Galperin P.Y., - 3ed edition. - M.: Book house LIBRO-COM, 2011. - 200 p.

4. Zubrilov R.A. Shooting training of biathletes: monograph / R.A. Zubrilov. - Mev, 2010. - 296 p.

5. Mamatov V.F. Biathlon. Learn to shoot. Shooting training. The technique and tactics of firing on the fire lines. Means and methods of shooting training: the methodical manual. - M.: The Russian Biathlon Union, 2012. - 62 p.

6. Popper Karl Raimund. Knowledge and psychophysical problem: in defense of the interaction: translation from English. - M.: Publishing house LKI, 2008. - 256 p.

7. PlotskayaE.A., Shishkina A.V. Study of the peculiarities of breathing technique the biathletes of various sport qualifications // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. - 2012. -№ 10. - P. 78-83.

8. Smirnov V.M., Boudiylina S.M. Physiology of sensory systems and higher nervous activity: higher educational manual. - M.: Publishing centre “Academy”, 2003. - 304 p.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.