Научная статья на тему 'Планирование социальной информационно-коммуникационной инфраструктуры региона на основе методов геомаркетинга'

Планирование социальной информационно-коммуникационной инфраструктуры региона на основе методов геомаркетинга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / SOCIO-ECONOMICAL AREA / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / REGIONAL SOCIAL INFRASTRUCTURE / ГЕОМАРКЕТИНГ / GEOMARKETING / POPULATED TERRITORY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шарифьянов Тимур Фаудатович

Цель настоящей статьи заключается в повышении экономической эффективности планирования социальной инфраструктуры малонаселенных территорий. На основе обзора определений физической, социальной и экономической плотности населения, а также их соотношений, визуализирована каркасно-сетевая структура пространства и ее динамика (вектор сжатия-расширения). Обосновано выделение в социальной инфраструктуре информационно-коммуникационной составляющей, которая дает доступ к удаленным социальным услугам (в отличие от традиционной социальной инфраструктуры, которая дает доступ к локализованным около домохозяйств услугам). Информационно-коммуникационная инфраструктура дифференцирована на «доступ в Интернет» и «голосовую связь». Предложено территориальное планирование информационно-коммуникационной социальной инфраструктуры на основе обработки данных сетей мобильной связи, геолокационных информационных систем по алгоритму, который учитывает фактическое местонахождение пользователей и их потребность в такой инфраструктуре, что позволяет наиболее объективно определить спрос на указанную инфраструктуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шарифьянов Тимур Фаудатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of the Regional Social Infrastructure Based on Geomarketing Methods

The purpose of this article is to improve the economic efficiency of a social infrastructure planning in remote low density populated areas Based on a review of the definitions of the physical, social and economic density of the population, as well as their ratios, the frame-network structure of the territories and its dynamics (compression-expansion vector) are visualized. The allocation in the social infrastructure of an information and communication component that gives access to remote social services (unlike the traditional social infrastructure that gives access to services localized near households) is justified. The information and communication infrastructure is differentiated into «Internet access» and «voice communication». Territorial planning of information and communication social infrastructure based on data processing of mobile communication networks, geolocation information systems by algorithm is proposed, which takes into account the actual location of users and their need for such infrastructure, which allows to determine the demand for such infrastructure most objectively.

Текст научной работы на тему «Планирование социальной информационно-коммуникационной инфраструктуры региона на основе методов геомаркетинга»

Шарифьянов Тимур Фаудатович,

Начальник ЦТУ «Восток» ГУП РК «Крымтелеком»; 298300, Республика Крым, г. Керчь, ул. Кирова, д. 1 timur.sharifyanov@gmail.com

Цель настоящей статьи заключается в повышении экономической эффективности планирования социальной инфраструктуры малонаселенных территорий. На основе обзора определений физической, социальной и экономической плотности населения, а также их соотношений, визуализирована каркасно-сетевая структура пространства и ее динамика (вектор сжатия-расширения). Обосновано выделение в социальной инфраструктуре информационно-коммуникационной составляющей, которая дает доступ к удаленным социальным услугам (в отличии от традиционной социальной инфраструктуры, которая дает доступ к локализованным около домохозяйств услугам). Информационно-коммуникационная инфраструктура дифференцирована на «доступ в Интернет» и «голосовую связь». Предложено территориальное планирование информационно-коммуникационной социальной инфраструктуры на основе обработки данных сетей мобильной связи, геолокационных информационных систем по алгоритму, который учитывает фактическое местонахождение пользователей и их потребность в такой инфраструктуре, что позволяет наиболее объективно определить спрос на указанную инфраструктуру.

Ключевые слова: населенная территория; социально-экономическое пространство; социальная инфраструктура региона; геомаркетинг.

ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ГЕОМАРКЕТИНГА

Страна, сравнительно слабо населенная, но с развитыми средствами сообщения, обладает более плотным населением, чем более населенная страна с неразвитыми средствами сообщения (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 365)

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ НАСЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В условиях зрелой урбанизации индустриального общества, территории приобретают каркасно-сетевую структуру [1], где города в большей степени взаимодействуют друг с другом, а не с окружающей их территорией.

Урбанизация территорий приводит к проблеме сжатия социального-экономического пространства, т. е. к увеличению социальной и экономической плотностей населения при одновременном сни-

жении физической плотности населения на территории региона.

В условиях инновационной (постиндустриальной) экономики, формируются рыночные силы для обратного процесса — контрурбанизации (рурализации) [2]. К числу таких сил относятся сокращение концентрации капитала и рабочей силы в городах, рост бытовых издержек и социальной напряжен-

ности в мегаполисах и т. п. [3]. Контрурбанизация способствует положительным социально-экономическим эффектам как на микроуровне (сокращение издержек и увеличение качества жизни до-мохозяйств) так и на макроуровне (создание новых и рост традиционных локальных рынков), расширяя социально-экономическое пространство региона (рис. 1).

--х

[ I ]

экономическая плотность населения ] социальная плотность населения ] физическая плотность населения

населенная территория

^ вектор расширения экономического пространства Рис. 1. Каркасно-сетевая структура территории

Населенность территории в наиболее широком смысле, характеризуется физической плотностью населения (п. 1 таблицы 1), то есть отношением численности населения к площади территории. В ряде источников, из площади территории исключается площадь крупных внутренних водных бассейнов. Обзор источников не выявил методики определения площади населенной территории местностей с горным рельефом, например, Северного Кавказа или же больших заболоченных территорий районов Крайнего Севера. Социальная плотность населения, предложенная Е.О. Слуцким [4], определяется как взвешенное среднее физической плотности населения отдельных (населенных) частей территории (п. 2 таблицы 1). При этом методика опре-

деления границ населенных территорий не уточняется. Еще большую методическую сложность, представляет предложенное Ю.Г. Са-ушкиным [5] (п.3 таблицы 1) понятие экономической плотности населения — плотность населения с учетом экономической освоенности территории, которая рассчитывается как произведение физической плотности населения и коэффициентов грузооборота, потребления энергии и т. п. Экономическая плотность населения, будучи безусловно важной характеристикой экономического пространства, требует пересмотра методики подсчета с учетом изменения соотношения сил факторов производства, возрастающего влияния информационных ресурсов (не участвующих в подсчете экономической плотности населе-

Определения плотности населения

ния) и соответствующей социальной ИК-инфраструктуры в постиндустриальной экономике.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА И ЕЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Ключевым условием расширения социально-экономического пространства выступает наличие достаточной бытовой социальной инфраструктуры [6]. Рассмотрим социальную инфраструктуру региона в двух измерениях: 1) бытовая — экономическая социальная инфраструктура; 2) инфраструктура географически определенных — географически неопределенных услуг (рис. 2). Последнее измерение характеризует тенденцию возрастающего объема социальной

Таблица 1

Плотность населения определение выражение параметры

1. Физическая число жителей, приходящееся на 1 кв. км территории Р с - „ ■■> [чел./кв. км] Р - численность населения, Э - площадь территории без учета площади крупных внутренних водных бассейнов

2. Социальная (предложена Е.Е. Слуцким) взвешенное (по численности населения отдельных частей территории) среднее плотности населения этих частей территории [чел./кв. км] - физическая плотность населения нй части территории, - численность населения нй территории

3. Экономическая (предложена Ю.Г. Саушкиным) плотность населения с учетом экономической освоенности территории 0 - физическая плотность населения, к| - коэффициент грузооборота, ке - коэффициент потребления энергии

Бытовая

Розничная торговля

Правовое

Географически неопределенная обслуживание

Культура

Досуг и Обесп

и искусство

Социальное

(материальное) З обеспечение Здрав°°

Финансовые услуги

Транспорт

отдых чение

Почтовая связь Узкополосный доступ

(голосовая связь) Общественное питание

правогзрядка Образование

ранение Трудоустройство

Широкополосный доступ (передача данных)

Спорт и физкультура

Экономическая

Рис. 2. Социальная инфраструктура региона

ЖКХ

Географически определенная

сферы, доступной посредством широкополосного доступа (скоростного доступа в Интернет).

Развитие доступности социальной сферы на основе одного элемента социальной инфраструктуры региона — инфраструктуры широкополосного доступа в Интернет, способствует возрастающему объему географически неопределенных элементов социальной инфраструктуры — объектам, доступ к которым осуществляется через сеть передачи данных (Интернет). Таким образом, развитие географически определенной (локальной) социальной инфраструктуры широкополосного доступа в Интернет скачкообразно расширяет социальную инфраструктуру региона, открывая доступ к географически неопределенным социальным услугам. Полностью или частично виртуа-лизируемые социальные услуги (соответственно левее или на оси ординат рисунка 2) не требуют развития географически опре-

деленной инфраструктуры — зданий, сооружений, инженерных коммуникация и сервисного обеспечения т. е. персонала, достаточно обеспечить широкополосный интернет-доступ к соответствующим удаленным объектам социальной инфраструктуры, что существенно сокращает издержки на развитие социальной инфраструктуры в целом.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод об актуальности задачи по развитию социальной информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИК-инфраструктура) доступа к географически неопределенным социальным услугам, как наиболее эффективном способе скачкообразно увеличить доступность социальной сферы.

Социальная ИК-инфраструкту-ра территории в настоящее время есть не что иное, как сети связи широкополосного доступа в Интернет и узкополосные сети голосовой связи.

Будучи традиционной частью социальной инфраструктуры «связь» [7], инфокоммуникацион-ная инфраструктура эволюционировала от услуги электросвязи до социальной ИК-инфраструктуры доступа, а ее роль разделилась на услугу связи и инфраструктуру скоростного интернет-доступа к удаленным социальным услугам (рис. 3).

ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ

ИК-ИНФРАСТРУКТУРЫ

Поскольку потребность в наличии инфраструктуры широкополосного (скоростного) интернет-доступа и инфраструктуры голосовой связи неоднородны в границах населенной территории [8], при территориальном планировании развития социальной инфраструктуры, необходимо определить множество локалитетов, составляющих социально-экономическое пространство, которое должно быть обеспечено той или иной социальной ИК-инфраструктурой.

Рис. 3. Информационно-коммуникационная социальная инфраструктура как часть социальной инфраструктуры региона

Принимая соответствие типа социальной ИК-инфраструктуры типу локалитета на основе социальных, сетевых, функциональных и геодезических характеристик, как это показано на рисунке 4, необходимо признать, что вопрос определения границлока-литетов, составляющих социально-экономическое пространство остается открытым.

Для решения геомаркетинговых задач по построению зоны инфраструктурного охвата, прогнозированию количества пользователей социальной ИК-инфраструктуры, статистическому анализу концентрации потребительских транзакций, представляется возможным использование нескольких источников. Система управления центрами мобильной связи, позволяет получить информацию о пропущенных входящих транзакциях пользователя социальной ИК-ин-фраструктуры во время его пребывания вне зоны инфраструктурного охвата.

В сочетании с трекинговой информацией о местоположении пользователя, которая собирается на пользовательском устройстве (смартфоне), представляется возможным определить места, где социальная ИК-инфраструктура востребована. Источник более активной формы сбора информа-

ции о потребности в наличии социальной ИК-инфраструктуры — мобильные приложения, которые регистрируют попытку или пожелание пользователя совершить голосовой вызов или получить доступ к сфере социальных и прочих услуг через Интернет.

Такие приложения также регистрируют местоположение пользователя и дополняют перечень фрагментов территорий, оснащение которых социальной ИК-фраструктурой, имеет спрос. В сочетании с обработкой обращений граждан в необходимости наличия социальной ИК-инфраструк-туры на том или ином фрагменте населенной территории, становится возможным представить социально-экономическое простран-

ство в виде множества локалите-тов двух видов — обладающих спросом в голосовой связи и обладающих спросом в интернет-доступе (рис. 5). Частотный анализ упущенных входящих и исходящих транзакций, так же представляет интерес для подбора технологий при планировании и построении социальной ИК-ин-фраструктуры.

В результате геомаркетингового исследования, получаем множество локалитетов, условно обозначенных в правой части рисунка 5 в виде окружности или прямоугольника, где необходима социальная инфраструктура доступа в Интернет или социальная инфраструктура голосовой связи

Характеристики локалитета Параметры локалитета

Социальные характеристики средняя школа медицинский пункт доступ в Интернет

Сетевые характеристики связанность >1 сетевая транзитность>1

связанность =-1 сетевая транзитность = 1 голосовая связь доступ в Интернет

Функциональные характеристики сельскохозяйственный

торговый (фактория) промышленный транспортный доступ в Интернет

научная станция туристический военный (гарнизон) голосовая связь

Геодезические характеристики линейный

очаговые голосовая связь доступ в Интернет

-^

0 100 200 300 400 500 Людность

Рис. 4. Соответствие типа социальной ИК-инфраструктуры типу локалитета

Рис. 5. Определение границ социально-экономического пространства, состоящего из локалитетов, нуждающихся в социальной ИК-инфраструктуре голосовой связи или доступа в Интернет на примере ЯНАО

соответственно. Некоторые инструменты геомаркетинга применяются инвесторами инфраструктуры голосовой связи и доступа в Интернет. Например, оператор сотовой связи Те1е2 предлагает своим абонентам установить приложение «Компаньон» для сбора активной обратной связи от своих абонентов о зонах неуверенного приема голосовых соединений и зонах недостаточной скорости передачи данных (выхода в Интернет). Однако, такая практика ориентирована на улучшение качества существующего инфраструктурного охвата и не применяется при планировании новой инфраструктуры.

Интеграция геоинформационных систем и систем управления социальной ИК-инфраструктурой создает организационно-технические возможности для повышения безопасности (геолокация и передача сигналов бедствия) [9], перехода от планирования сети расселения к планированию сети заселения (с учетом лока-литетов временного пребывания — подъездных путей, мест летнего отдыха, туристических и животноводческих маршрутов и т. п.), повышая в итоге качество жизни на заселенной территории, при-

ближая социально-экономическое пространство к рисунку заселенной территории.

Методы геоинформационного планирования социальной ИК-ин-фраструктуры, дополняют, а так же повышают эффективность административно-командных методов планирования, так как носят объективный характер, используют данные краудсорсинга и рыночные инструменты, а значит, снижают погрешности, характерные для планирования единственным административным источни-ком.Так, например, перечень населенных пунктов, вошедших впрограмму устранения цифрового неравенства (http:// minsvyaz.ru/ru/activity/ directions/193/) определяется Минкомсвязи РФ на основе данных о численности населенных пунктов и не учитывает при этом множество локалитетов, которые не являются населенными пунктами, но обладают функциональной значимостью и нуждаются в инфраструктурном охвате. В результате, мы наблюдаем очаговое развитие социальной ИК-инфрастру-куры, не удовлетворяющее потребностям всей сети заселения, что увеличивает разрыв потребительских свойств социальной ин-

фраструктуры между городскими агломерациями и сельской местностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейство задач по управлению заселенностью территорий, порождаемое демографическими и геополитическими проблемами, имеет решение только в условиях обеспечения территории современной социальной инфраструктурой. Роль информационно-коммуникационной составляющей социальной инфраструктуры региона, продолжает нарастать одновременно с виртуализацией все большего количества социальных услуг, оказываемых удаленно. Развитие социальной ИК-инфраструктуры не только мощный драйвер регионального развития и стимул заселения территории, но и капиталоемкая задача, которая нуждается в рациональном рыночном решении.

Инструментарий геомаркетинга способен снизить инвестиционные риски и позволяет оценить период возврата инфраструктурных инвестиций в зависимости от спроса, отвечая на вопрос «где» и «какая» социальная ИК-инфраструк-тура востребована рынком.

ИСТОЧНИКИ

1. Лаппо Г.М. География городов. М.: Владос, 1997. 480 с.

2. Chigbu U.E. Ruralisation: a tool for rural transformation // Development in Practice. 2015. Vol. 25. Issue 7. Pp. 1067— 1073. URL: http://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/09614524.2015.1071783.

3. Clarke P. The Oxford Handbook of Cities in World History. Oxford, Oxford University Press, 2013. doi: 10.1093/oxfordhb/ 9780199589531.001.0001.

4. Слуцкий Е. О новом коэффициенте средней плотности населения. Кн. XIV // Вестник статистики. 1923. № 4—6.

5. Саушкин Ю.Г. Введение в экономическую географию. М., 1958.

6. Функции городов и их влияние на пространство / Под ред. Л.Г. Руденко. Киев: Феникс, 2015. 292 с. ISBN 966-136290-0.

7. КокуринД.И., НазинД.И. Формирование и реализация инфраструктурного потенциала экономики России: монография. М., 2011. 336 с.

8. ГайнановД.А., Шарифьянов Т.Ф. Трансформация модели преодоления цифрового неравенства в сельской местности // УЭкС. 2015. № 12 (84). С. 24.

9. Карманов А.Г., Кнышев А.И., Елисеева В.В. Геоинформационные системы территориального управления. Учебное пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2015. 121 с.

«npaKTMMecKMM MapKeTMHr» № 12 (250). 2017

Planning of the Regional Social Infrastructure Based on Geomarketing Methods Sharifyanov Timur Faudatovich,

Head of Service center »Vostok» State Unitary Enterprise RK «Crimeatelecom»; Kirova str. 1, Kerch, 298300, Republic of Crimea (timur.sharifyanov@gmail.com)

The purpose of this article is to improve the economic efficiency of a social infrastructure planning in remote low density populated areas Based on a review of the definitions of the physical, social and economic density of the population, as well as their ratios, the frame-network structure of the territories and its dynamics (compression-expansion vector) are visualized. The allocation in the social infrastructure of an information and communication component that gives access to remote social services (unlike the traditional social infrastructure that gives access to services localized near households) is justified. The information and communication infrastructure is differentiated into «Internet access» and «voice communication». Territorial planning of information and communication social infrastructure based on data processing of mobile communication networks, geolocation information systems by algorithm is proposed, which takes into account the actual location of users and their need for such infrastructure, which allows to determine the demand for such infrastructure most objectively.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: populated territory; socio-economical area; regional social infrastructure; geomarketing.

REFERENCES

1. Lappo, G.M. (1997) Geography of cities. Moscow, Valdos Publ., 1997, 480 p. (In Russ.)

2. Chigbu, U.E. (2015) Ruralisation: a tool for rural transformation. Development in Practice, 2015, Vol. 25, Issue 7, pp. 1067 — 1073. URL: http://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/09614524.2015.1071783.

3. Clarke, P. (2013) The Oxford Handbook of Cities in World History. Oxford, Oxford University Press, 2013.doi: 10.1093/ oxfordhb/9780199589531.001.0001.

4. Sluckij, E. (1923) On the new average population density coefficient. Vol. XIV. Vestnikstatistiki[Statistical Bulletin], 1923, No. 4—6. (In Russ.)

5. Saushkin, Yu.G. (1958) Introduction to economic geography. Moscow, 1958. (In Russ.)

6. Functions of cities and their influence on space. Ed. L.G. Rudenko. Kiev, Feniks Publ., 2015, 292 p. (In Russ.)

7. Kokurin, D.I.; Nazin, D.I. (2011) Formation and implementation of the infrastructure potential of the Russian economy: monograph. Moscow, 2011, 336 p. (In Russ.)

8. Gaynanov, D.A.; Sharifyanov, T.F. (2016) Models for overcoming the digital divide in small remote settlements based on public-private partnerships. Regional economy: theory and practice. Scientific-practical and analytical journal, 2016, No. 8, pp. 19—32. (In Russ.)

9. Karmanov, A.G.; Knyshev, A.I.; Eliseeva, V.V. (2015) Geoinformation systems of territorial management. Saint Petersburg, ITMO University Publ., 2015, 121 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.