Научная статья на тему 'Планирование семьи: взгляд молодежи'

Планирование семьи: взгляд молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
648
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Редькин Юрий Васильевич, Лысенко Антон Сергеевич, Филиппова Анна Александровна, Одокиенко Анна Юрьевна, Филатова Любовь Васильевна

В статье представлен анализ результатов анкетирования студентов 7 учебных заведений г. Омска по вопросам планирования семьи и контрацепции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Редькин Юрий Васильевич, Лысенко Антон Сергеевич, Филиппова Анна Александровна, Одокиенко Анна Юрьевна, Филатова Любовь Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование семьи: взгляд молодежи»

УДК 618 2+613.89 Ю В РЕДЬКИН

Л. С. ЛЫСЕНКО Д.А.ФИЛИППОВА А. Ю. ОДОКИЕНКО | Л. В. ФИЛАТОВА * А. А. КОЛЕСНИК О. А. ЧАЩИНА А. В. ПОСПОЛИТ С. В. ЩЕГЛОВ Е. В. ГОРЯЧЕВА Ю. Ю. ПАНКОВА Т. С.ТОЛКАЧЕВА

Омская государственная медицинская академия

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЕЖИ

В статье представлен анализ результатов анкетирования студентов 7 учебных заведений г. Омска по вопросам планирования семьи и контрацепции

Не секрет, что в настоящее время в России сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, обусловленная не только ростом смертности населения, но и снижением процессов его естественного воспроизводства. Последнее определяется, с одной стороны, желанием молодых людей больше времени уделять карьере, без которой немыслимо стабильное положение в современном обществе, с другой — всегда актуальными проблемами репродуктивного здоровья. Оба мотива подразумевают необходимость ясного представления молодежи о методах планирования семьи, среди которых особую актуальность приобретают лекарственные препараты для регуляции рождаемости. Выяснение исходных знаний молодежи и выявление тех проблем, которые ее действительно интересуют, полноценно осуществимо только в процессе непосредственного общения с конкретными молодыми людьми. Однако, в силу психологических особенностей, свойственных возрасту, представители молодежи редко идут на контакт с людьми, действительно способными дать им необходимую информацию высокого качества (врач, сотрудник центра планирования семьи), чаще в своем сексуальном поведении руководствуясь «суррогатом» в виде советов сверстников . В связи с этим особую ценность в плане изучения репродуктивных проблем молодежи приобретает анкетирование, позволяющее совместить преимущества анонимности исследования и его массовости.

С целью реализации этой концепции нами было проведено анкетирование студентов 7 учебных заведений города Омска: Омской государственной медицинской академии (ОмГМА), Омского государственного университета (ОмГУ), Омского государственного аграрного университета (ОмГАУ), Института ветеринарной медицины (ИВМ), Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ), Омского

юридического института (ОмЮИ) и Омского областного медицинского колледжа (ООМК).

Всего было проанкетировано 921 человек (56% девушек и 44% юношей) в возрасте от 17 до 25 лет, обучающихся на разных курсах названных учебных заведений. Вернулось 85% анкет. Выбор респондентов из разных учебных заведений преследовал цель выяснение влияние уровня образования и его профиля (особенно в отношении специального медицинского образования) на качество ответов, учитывался также возрастно-половой аспект и длительность обучения (все эти параметры опрошенным необходимо было отразить в анкете).

Нами были разработаны 2 варианта анкет для анонимного опроса, в которых девушкам и юношам задавались сходные вопросы (табл.). В анкетах, предназначенных девушкам, содержалась просьба указать фирменное название гормонального контрацептива, который принимает (или принимала) опрашиваемая.

В процессе анкетирования, в частности, выяснилось, что ответственность в вопросах планирования семьи, по мнению большинства (93%) респондентов из всех проанкетированных учебных заведений, должна быть в равной мере распределена между мужчиной и женщиной. Это, однако, не мешает 1 /3 опрошенных молодых мужчин в случае нежеланной беременности у партнерши «взваливать» решение этой проблемы на ее плечи, последние же, в свою очередь, в 1 /3 случаев в качестве выхода из ситуации видят аборт. Аборт реже выбирают женщины, получающие медицинское образование (77,5% из них предполагают сохранить беременность). В качестве причин, оправдывающих решение о прерывании беременности, чаще называют медицинские показания (59%).

При выборе метода контрацепции студенты обычно ориентируются на мнение сверстников, данные

Таблица

Результаты анкетироганю студентов 7 учебных заведемй г. Омска по вопросам пганьфовант семьи иконтрацепцж

Вузы ОГМА ОмГАУ ИВМ ОмГАУ ОмГУ ОмЮИ ОмГПУ ООМК

Количество опрошетьи абсолютный показатель /% Д 217/58 Ю 160/42 Д 80/47 ю 89/63 Д 76/52 Ю 70/48 Д 33/49 Ю 35/61 Д 15/60 Ю 15/50 д 18/100 д 80/71 ю 33/29

Вопросы: 1. Отношение к исхусстветому аборту:

-положигегьное 36/17 56/35 17/21 17/19 8,/11 15/21 3« 20/57 4/27 4/27 10/62 10/13 12/36

-атри1£твланое 136/63 74/46 41/51 52/59 49/64 38/55 22/67 13/37 Б/40 2/13 6/38 45/53 14/43

-затрудняюсь ответить 43/20 30/19 22/55 20/22 19/25 17/24 8/24 2/6 5/33 9/60 - 25/31 7/21

2. Причины, которые могли бы служить оправданием медицтскоге аборта:

-медицинские показания 182/64 73/46 59/60 54/58 44/57 48/62 22/49 25/66 8/42 12/64 17/68 66/73 25/71

-материально-бытовые условия 83/26 56/36 35/36 39/42 27/36 25/32 21/47 11/29 11/58 4/36 7/28 24/27 1Q/29

-другие 20/7 29/18 4/4 - 5/7 5/6 2/4 2/5 - - 1/4 - -

3. Используемые методы контрацепции:

-барьерные 64/39 11/73 39/49 71/60 32/42 53/76 17/52 23/66 6/40 14/93 4/22 32/39 24/75

-противозачаточные таблетки 91/41 - 24/30 23/30 - 7/21 - 2/13 - 4/22 26/33 -

-прервать« половой акт 6/3 11/7 5/6 4/4 8/11 8/11 2/6 - - - 8/10 1/3

-внутртзточные средства 8/4 - - 2/3 - - 1/7 - 2/11 3/4 -

-календарный метод 2/1 - 5/6 1/1 - - - 3/4

-спермищды 2/1 3/4 - 4/5 - 3/9 - 1/7 - -

-не предохраняются 24/11 32120 4/5 14/16 6/8 9/13 4/12 12/34 5/33 1/7 8/45 j 8/10 7/22

4. Источнмси инфоршщм о методах контрацепции:

•арач 106/32 37/13 34/28 18/14 28/26 5/5 15/31 22/26 6/20 3/16 11/38 33/30 6/14

-Зврмацеет 7/2 21/7 4/3 312 2/2 6/6 1/2 2/2 - 1/5 - 1/1 -

-родители 46/13 36/11 13/11 11/9 12/11 9/9 6/13 3/4 5/17 3/16 4/14 6« 1/2

•сверстники 53/15 79/26 21/18 35/28 16/15 33/32 12/25 24/29 7/23 3/16 5/17 14/13 9/21

-партнер (партнерша) 29/В 32/11 12/12 14/11 19/17 17/17 4/6 13/15 4/13 2/11 2/7 10/9 9/21

-средства массовой информации 102/30 98/32 3&30 44/36 32/29 31/31 10/21 20/24 8/27 7/36 7/24 45/45 18/42

5. Тактип при задержке менструацт более 3 дней уБас(для юноией -упартнерши):

-твст на беременность 9CY36 63/31 38/44 29/31 34/41 29/36 15/45 12/32 6/40 6/38 8/40 33/39 16/37

-обращение к гинекопогу 34/14 53/26 10/12 20/21 11/13 10/13 2/6 15/41 3/20 6/38 4/20 12/14 15/36

-ожидание в течете 1 -2 недел> 123/50 - 37/44 - 37/46 - 16/49 - 6/40 - 6/40 40/47

-пойдете к гинекологу вместе 57/28 - 19/20 21/27 3/8 1/6 7/17

-партнерша должна решать сама - 31/15 - 27/20 19/24 - 7/19 - ЗП9 - - 4/10

6. Тактиа принаступлежи нелланир^мой беременности:

-сохранение беременности 159/73 79/49 43/54 30/34 57/71 31/44 16/48 6/17 8/57 7/50 13/72 66/82 9/27

-аборт 58/27 36/23 37/46 23/26 22/28 16/27 17/52 5/14 6/43 2/14 5/26 14/18 12/37

-партнерша должна решать сама - 45/28 - 36/40 - 19/24 - 24/69 - 5/36 - - 12/37

7. Планировате семьи - это ответственность:

-мужчины 2/1 20/13 1/1 12/13 2/3 10/14 1/3 1/3 1/1 4/2 7 - 3/4 319

-жеацты - 4/3 - 2/2 - 3/4 1/3 1/3 - 1/7 -

-мужчины и женщины 215/99 136/84 79/99 75/85 74/97 57/82 31/94 35/94 14/99 10/66 18/100 80/96 30/91

в. Обсуждает« ли Вы со своим партнером (гартнершей) вопросы коктраделцт:

-да 184/85 137/66 70/87 64/72 67/68 55/79 22/67 18/51 7/47 7/47 12/67 72/90 21/64

-нет 33/15 23/14 1Щ13 25/25 9/12 15/21 11/33 17/49 8/53 8/53 6/33 8/18 12/36

9. Регулярность посещения гинеколога, которую Вы считаете оптимальней:

-1-2 раза в год 162/75 - 50/63 - 40/53 - 27/82 9/89 - 9/50 73/90

-3-4 раза в год 42/19 • 25/31 - 29/38 - 6/18 - 4/31 - 6/33 7/9 -

-другая 14/6 5/6 7/9 - - - 3/17 1/1

СМИ и рекомендации врача. Однако степень доверия ровесников, врачу же доверяют не более 10% из них.

к этим источникам зависит от возраста опрошенных На 6 курсе роль врача-специалиста возрастает, тем не

и объема медицинских знаний. Так, половина менее не больше трети опрошенных видят в нем

первокурсников ОмГМА, выбирая контрацептивное советчика в выборе метода предохранения от

средство, главными советчиками считают своих беременности.

Наиболее популярные средства оральной контрацепции среди женщин-студенток, в (%)

■Ь ■ -

Более 90% девушек считают, что оптимальным является посещение гинеколога не менее 2 раз в год, однако даже при задержке менструации не более половины из них появятся у врача, предпочитая «самодиагностику» с помощью купленного в аптеке «теста на беременность».

Только 77% опрошенных мужчин используют презерватив при сексуальных контактах. Среди женщин в целом наиболее популярны барьерные методы кон? трацепции (40%) и пероральные противозачаточные средства (27%). Однако девушками медицинской академии последние используются в 1,5-2 раза чаще. При этом предпочтение в сторону того или иного метода меняется в зависимости от срока обучения в ОмГМА: на первых курсах презервативы используются чаще (62%), на старших — преобладает оральная контрацепция (69%). Среди конкретных лекарств, используемых с этой целью (рис.), чаще называют препарат Три-регол, фирмы «Гедеон-Рихтер» (18%), что, очевидно, объясняется выгодным фармакоэкономичес-ким профилем этого эффективного и безопасного противозачаточного средства, а также уверенностью в том, что его можно будет найти в любой аптеке.

Таким образом, наше анкетирование показало, насколько хорошо студенты высших и средних учебных заведений ориентируются в вопросах предупреждения нежелательной беременности, какие способы контрацепции они чаще всего используют и чем руководствуются при их выборе, а также какие имеются «пробелы» в знании методов планирования семьи. Анкетирование позволило выяснить, что окончательный выбор средства регуляции репродуктивной функции тесно связан с уровнем медицинской осведомленности респондентов. Это подтверждают анкеты, полученные нами из ОмГМА, в которых опрошенные студенты демонстрируют наиболее адекватные знания средств и методов предохранения от нежелательной беременности. Отсутствие знаний такого уровня в других учебных заведениях, вероятно, свидетельствует о недостатках в работе специально призванных для решения задач планирования семьи кафедр валеологии и курсов здорового образа жизни, подтверждая необходимость просветительской и образовательной работы, осуществляемой студентами-медиками в немедицинских вузах, например, в рамках волонтерского движения.

В то же время данная деятельность нуждается в усилении внимания к проблемам репродуктивного здоровья и в самих медицинских учебных заведениях. В этом плане вызывает недоумение недоверие будущих врачей к своим старшим коллегам: 2/3 опрошен-

ных студентов не обратятся к ним за советом для решения репродуктивных проблем. Может быть, причина в том, что шестикурсники ОмГМА уже сами достаточно грамотны в вопросах репродуктивного здоровья? Этому, однако, противоречат факты, свидетельствующие о распространенности «незащищенных» сексуальных контактов, среди людей профессионально ознакомленных с риском инфекций, способных передаваться таким образом. Возможно, встреча студентов с преподавателями дисциплин, напрямую связанных с вопросами репродукции, запаздывает по сравнению с моментом, когда эти проблемы для молодого человека становятся насущными. Не исключено также, что преподавание данных предметов в медицинском вузе носит во многом «академический» характер и воспринимается студентами отвлеченно. Отсюда, очевидно, следует необходимость расширения возможностей для неформального контакта студентов-медиков со специалистами профильных кафедр . То, что молодые люди с благодарностью воспринимают подобные встречи, доказывает популярность традиционных конференций по вопросам планирования семьи и контрацепции, организатором которых .- выступает кафедра фармакологии ОмГМА. Конференция ежегодно собирает в стенах академии более сотни участников-студентов и молодых врачей, встречи которых с преподавателями кафедр акушерства и гинекологии, сотрудниками центра планирования семьи проходят в атмосфере доверия и взаимопонимания и, несомненно, приносят обоюдную пользу.

В целом, анкетирование нашло широкий отклик в рядах студенчества, показало готовность студентов участвовать в аналогичных акциях, которые рассматриваются ими как возможность высказаться и быть услышанными, задать интересующие вопросы и получить на них квалифицированные ответы. Этот факт свидетельствует о большой заинтересованности молодежи проблемами планирования семьи, о желании молодых людей обладать достоверными знаниями современных эффективных, безопасных и доступных методов контрацепции, которые бы смогли уберечь их от несвоевременной беременности, утраты здоровья, краха карьеры и позволили уверенно глядеть в будущее, строя жизнь по своему желанию.

РЕДЬКИН Юрий Васильевич, доктор медицинских наук, академик МА.Н ВШ, профессор, заведующий кафедрой фармакологии.

ЛЫСЕНКО Антон Сергеевич, аспирант кафедры фармакологии.

ФИЛИППОВА Анна Александровна, студентка 6 курса.

ОДОКИЕНКО Анна Юрьевна, аспирант кафедры фармакологии.

ФИЛАТОВА Любовь Васильевна, студентка 4 курса. КОЛЕСНИК Алина Андреевна, студентка 4 курса. ЧАЩИНА Ольга Александровна, студентка 4 курса. ПОСПОЛИТ Александра Владимировна, студентка 4 курса.

ЩЕГЛОВ Станислав Вадимович, студент 4 курса. ГОРЯЧЕВА Елена Вячеславовна, студентка 3 курса. ПАНКОВАЮлия Юрьевна, студентка 3 курса. ТОЛКАЧЕВА Татьяна Сергеевна, студентка 3 курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.