Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ВОДОПОДГОТОВКИ'

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ВОДОПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВОДОПОДГОТОВКА / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбатов Андрей Юрьевич, Аверина Юлия Михайловна, Ветрова Маргарита Александровна, Ситников Илья Алексеевич

В статье проанализированы ключевые пункты при планировании процесса реализации инновационных проектов. Рассмотрен термин "отечественный производитель" и лица к нему относящиеся. Структурирована последовательность выполнения действий для получения общего технико-экономического обоснования целесообразности разработанного инновационного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбатов Андрей Юрьевич, Аверина Юлия Михайловна, Ветрова Маргарита Александровна, Ситников Илья Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING FOR THE IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGICAL INNOVATIONS IN THE SPHERE OF WATER TREATMENT

The article analyzes the key points when planning the process of implementing innovative projects. The term "domestic manufacturer" and persons related to it are considered. The sequence of actions to obtain a general feasibility study of the feasibility of the developed innovative product is structured.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ВОДОПОДГОТОВКИ»

УДК 658.5

Курбатов А.Ю., Аверина Ю.М., Ветрова М.А., Ситников И.А.

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ВОДОПОДГОТОВКИ

Курбатов Андрей Юрьевич- кандидат технических наук, доцент кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии; kurbatov@muctr.ru

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

Аверина Юлия Михайловна- кандидат технических наук, доцент кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии;

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

Ветрова Маргарита Александровна - аспирант 2-го года обучения кафедры инновационных материалов и защиты от коррозии;

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

Ситников Илья Алексеевич -ассистент кафедры процессов и аппаратов химической технологии; ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

В статье проанализированы ключевые пункты при планировании процесса реализации инновационных проектов. Рассмотрен термин "отечественный производитель" и лица к нему относящиеся. Структурирована последовательность выполнения действий для получения общего технико-экономического обоснования целесообразности разработанного инновационного продукта.

Ключевые слова: инновации, технико-экономический анализ, водоподготовка, отечественный производитель

PLANNING FOR THE IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGICAL INNOVATIONS IN THE SPHERE OF WATER TREATMENT

Kurbatov A.Yu.,Averina J.M., Vetrova M.A, Sitnikov I.A.

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation

The article analyzes the key points when planning the process of implementing innovative projects. The term "domestic manufacturer" and persons related to it are considered. The sequence of actions to obtain a general feasibility study of the feasibility of the developed innovative product is structured. Key words: innovations, technical and economic analysis, water treatment, domestic manufacturer

С каждым годом потребность нашего государства в создании отечественных инновационных разработок возрастает, наряду с увеличением импорта технологического оборудования и технологий зарубежного производителя. Для начала стоит разобраться, что можно считать «российским товаром». Рассмотрим положения регламента ЕС и его Приложения. Ключевыми моментами из этого документа являются 2 вещи:

1. фиксированная в процентах доля иностранных компонентов, использованных в производстве российского экспортного товара, может составлять от 10% до 50% цены франко - завод, в зависимости от вида произведенной продукции, и не должна превышать величину процента, указанного в колонках 3, 4 Приложения 15 Регламента ЕС;

2. если комплект продукции состоит из российских и иностранных компонентов, то в целом этот комплект будет считаться российским, при условии, что стоимость использованных иностранных компонентов, входящих в комплект, не превышает 15% от

стоимости франко-завод для комплекта (ст. 74 Регламента ЕС);

Также при определении «отечественности» товара применяют термин «критерии достаточной переработки». Данные критерии показывают степень изменения, которую внесли причастные к товару страны в процессе полного цикла его производства. На ряду с этим из Письма Министерства экономического развития РФ от 20 января 2011 г. № 576-ЛА/Д22) следует, что товар может считаться отечественным, если:

1. у производителя должно быть право на результат интеллектуальной деятельности на конечный продукт (технологию его производства) в нашей стране, подтвержденный патентом.

2. в производстве нужно использовать технологически значимые компоненты, изготовленные в России, в порядке, определенном Правительством РФ. Это должно быть связано с компенсационной передачей технологических решений[1].

Подводя краткий итог можно резюмировать, что производителем товара является лицо, совершившее

последние операции с товаром для придания этому товару потребительских свойств и несущее юридические обязанности изготовителя этого товара. При этом значение термина «отечественный» не определено, следовательно, будет правильным выбрать в данной ситуации консервативный подход, суть которого в том, что отечественным будет являться российское общество, лицо, зарегистрированное на территории России и имеющее предприятие в России. На основании вышеизложенного, если иное не установлено специальными нормами права, отечественный производитель товаров - российское лицо, осуществляющее последнюю существенную обработку товара на Российском предприятии[2].

Разобравшись с термином «отечественный» переходим в плоскость инновационных разработок и их потенциальной реализации на практике в дальнейшем. В качестве примера рассмотрим технологию водоподготовки загородного дома с децентрализованным снабжением. Основные стадии технологии очистки, в общем, будут включать в себя обезжелезивание, деманганацию, умягчение и обеззараживание[3].

Весь процесс планирования реализации инноваций на практике можно разделить на 5 ключевых частей:

1. Научно-технический блок;

2. Коммерциализация;

3. Риски;

4. Команда проекта;

5. Финансовый план[4].

Научно-технический блок. Уже в процессе разработки инновационных продуктов в выбранной области применения разработчикам (или совместно с инвесторами) необходимо чётко понимать следующие пункты, непосредственно влияющие на потенциальное применение инновационных продуктов:

- назначение (какие стадии водоподготовки будут выполнены)

- итоговая цель от применения (для кого разрабатывается и при каких условиях работы)

- основные технические параметры, определяющие количественные и качественные характеристики итоговой продукции (степень очистки воды, производительность установки, уровень автоматизации, энергопотребление, автономность, экологичность, условия эксплуатации и т.д.)

- конструктивные требования (массогабаритная характеристика)

- перечень основных категорий комплектующих и материалов, входящих в состав разрабатываемого продукта (что из комплектующих производиться по заказу, а что покупается и, соответственно, где)

- интеллектуальная собственность на продукт (кому принадлежит право на конечный продукт)

Вышеизложенное дает возможность для определения более узкого диапазона для позиционирования разрабатываемого по

инновационной технологии продукта на

действующем рынке товаров в области водоподготовки. Благодаря этому можно переходить к анализу потенциальной коммерциализации проекта[5].

Коммерциализация. После того как были определены границы действующего рынка, которые соответствуют нашему товару, рассмотрим составные части коммерческой составляющей.

- Виды выпускаемой продукции и/или оказываемых услуг (производственная линейка)

- Планируемые стоимостные характеристики (отпускная стоимость продуктов из производственной линейки)

- Контингент покупателей, предполагаемый объем платежеспособного рынка (на кого ориентировано производство инновационного продукта, объём потенциальных потребителей)

- Ситуация на внутреннем и внешнем рынках, имеющиеся аналоги (конкуренты, отечественные или зарубежные)

- Объемы продаж и цены конкурентов (экономические показатели конкурентов)

- Описание бизнес-модели проекта (к примеру, бизнес-модель "Canvas")

- Стратегия продвижения продукта на рынок (трансьюмеризм, трайвертайзинг, гарантия возврата денег, проведение акций, участие в специализированных выставках, функционирование сайта производителя и т.д.)[6].

После анализа экономической составляющей важно учитывать возможные риски при выходе продукта на рынок и его дальнейшей реализации.

Риски. К рискам относиться достаточно много факторов, поэтому рассмотрим лишь основные:

- платежеспособность;

- непредвиденные затраты;

- валютный риск;

- недостатки научно-исследовательских работ;

- недобросовестность поставщика;

- неустойчивость спроса;

- появление альтернативной технологии;

- рост налогов;

- рост цен на сырье и материалы;

Также существуют дополнительные меры предотвращения рисков, имеющих негативные последствия для проекта и предприятия в целом:

- страхование;

- поручительство;

- распределение риска (работа с несколькими исполнителями, инвесторами, проектировщиками, контрагентами);

- резервирование средств;

Команда проекта. Если проект подразумевает незначительный коллектив сотрудников, то имеет смысл рассмотреть к принятию эдхократическую организационную структуру. Она является оптимальной для малого инновационного предприятия. При данной организационно-функциональной структуре отсутствует жесткая иерархия, однако присутствует «власть компетенции» - множественные коммуникации,

сокращен до минимума бюрократизм в решении оперативных работ.

Финансовый план. Важный экономический документ, дающий понимание об общем объем финансирования инновационного проекта. В свою очередь общие затраты на проект можно разделить на 2 блока:

1. смета расходов личных средств (сюда же входит и наличие необходимых площадей для реализации проекта)

2. смета расходов средств инвестора

Суммарно основными пунктами затрат при

реализации проекта будут:

- Заработная плата сотрудников с начислениями

- Закупка материалов, сырья, комплектующих и т.д.

- Аренда производственных и складских помещений

- транспортные расходы

- расходы, связанные с монтажом и пуско-наладочными работами

- Разработка фирменного стиля

- Разработка официального сайта предприятия

- Проведение мероприятий, направленных на продвижение проекта, в том числе маркетинговые исследования, патентные исследования, создание коммерческих предложений, рекламная кампания, участие в специализированных мероприятиях (включая командировочные расходы), публикация научных работ

- Прочие общехозяйственные расходы (в том числе расходы на организацию рабочих мест, закупка оргтехники, канцелярских товаров, а также расходы за наличные средства)[7].

Подводя итог по планированию практической реализации разработанной инновационной продукции стоит отметить, что для корректного и всеобъемлющего анализа всех составных блоков, описанных выше, необходимо тщательная подготовка и определенная степень профессионализма

составителей. При этом не стоит забывать, что при потенциальном выпуске действительно

отечественной продукции возможно получение дополнительных субсидий от государства. Работа выполнена в рамках программы поддержки молодых ученых-преподавателей РХТУ им. Д.И. Менделеева (Заявка К-2020-015)

Список литературы

1. Электронный ресурс https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/1 2083450/ дата обращения 12.07.2021

2. Электронный ресурс https://pandia.ru/text/77/461/23486.php дата обращения 14.07.2021

3. Контроллинг на малых инновационных предприятиях Ахметова В.Н., Барабанщикова Е.А., Аверина Ю.М. Успехи в химии и химической технологии. 2017. Т. 31. № 15 (196). С. 76-77.

4. Инновационная деятельность в Российской Федерации Олейник Н.С. Энергосбережение и водоподготовка №6(86) 2013. С. 65-68

5. Разработка методического обеспечения управления коммерциализацией высокотехнологичных инновационных продуктов по показателям согласования интересов производителей и потребителей Циплакова Е.М. Современные экономика и управление: глобальные вызовы и перспективы 2016. С. 77-85

6. Концептуальные подходы к коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности Шоломицкая М.М. современные тенденции развития социально-экономических систем Материалы международной научно-практической конференции. 2018 С. 615-619

7. Финансовый анализ как раздел бизнес-плана инвестиционного проекта Гармаш Е.О. Финансы и учетная политика № 1(3), 2018, С. 5-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.