Список литературы:
1. https ://ru.wikipedia. org/Информационная_война.
2. Гриняев С.Н. Информационная война: история, день сегодняшний и перспектива. - СПб.: Арлит, 2000.
3. Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М. ИЦ Гарант, 2008. - № 1.
4. Сидоренко И. Информационное насилие в эпоху глобализации // Международная журналистика-2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран: Материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф., 20 февр. 2014 г. - Минск: Изд. Центр БГУ 2014.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ (MRP II) И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ (ERP)
© Васильева Ю.В.*
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Новороссийск
Одним из масштабных расширений MRP является планирование производственных ресурсов (manufacturing resource planning) или MRPII. Материалы - это только один ресурс, а организации требуется составлять графики и по другим производственным ресурсам: сотрудникам, оборудованию, сооружениям, финансам, транспорту и т.д., чем и занимается MRPII. ERP-система - конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.
Ключевые слова планирование производственных ресурсов, MRP, MRPII, ERP-система, программный пакет.
MRP может быть усовершенствовано различными способами, например, учитывая при составлении заказов возможность объединения нескольких крупных заказов в более крупный; объединяя спрос на одни и те же материалы, требуемые по разным видам продукции; связывая MRP с планированием использования мощностей поставщиков и др.
Одним из масштабных расширений MRP является планирование производственных ресурсов (manufacturing resource planning) или MRPII. Материалы - это только один ресурс, а организации требуется составлять графики и по другим производственным ресурсам: сотрудникам, оборудованию, сооружениям, финансам, транспорту и т.д., чем и занимается MRPII. Пусть организация применяет MRP для составления расписания по закупкам материалов и по производству ряда материалов внутри самой организации. Если известно, когда материалы, выпускаемые внутри, должны быть готовы, то из-
* Доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», кандидат экономических наук.
вестно и когда следует начать их производство. Таким образом, MRPII может задавать графики производства комплектующих. Таким же образом организация может применять графики производства комплектующих и для разработки графиков использования оборудования, сотрудников, работающих с этим оборудованием, транспортных потоков, проверки качества продукции и т.д. При таком подходе графики составляются по всем операциям. В дальнейшем этот подход можно применить к финансам, маркетингу, продажам и т.д. В конечном счете, можно получить полностью интегрированную систему, в которой основной график составляет основу для планирования всех ресурсов организации. Т.е. MRPII создает интегрированную систему синхронизации всех функций, выполняемых в организации [2, с. 48].
При всех достоинствах MRPII, аналогичных MRP, главными недостатками остаются отсутствие требуемой в некоторых ситуациях гибкости и сложность реализации интегрированной системы управления.
Распространение подхода MRPII на предприятии в соответствии с тенденцией внешней интеграции получило название планирование потребностей предприятия(enterprise requirements planning) или ERP. Пусть система MRP производителя определила требуемый объем поставок какого-то материала. Электронный обмен данными может связать систему MRP с системой поставщика. Тогда поставщик, зная, когда и сколько он должен доставить материалов, может начать составлять графики для своих операций, чтобы успеть к сроку. Если поставщики второго уровня связаны с системой MRP поставщика первого уровня, то они также могут начать свои приготовления. Таким образом, исходное сообщение перемещается по цепи поставок назад, обеспечивая интегрированное планирование в пределах всей линии цикла.
Технически реализовать систему ERP помогает электронный обмен данными, система электронных платежей, Интернет и др. Проблемы заключаются в том, чтобы добиться полного доверия между организациями, обеспечить наличие согласованных систем на разных предприятиях и т.п. Программное обеспечение ERP стало доступно с 1990-х годов. В настоящее время рынок для него развивается очень быстро, на нем присутствуют такие компании как SAPAG, BAAN, JD Edwards, SSA, PeopleSoft, Frontstep Inc. Некоторые компании, например, Frontstep Заработают на территории России и СНГ, причем программное обеспечение адаптировано к российскому законодательству и условиям работы на российских рынках [3, с. 125].
Обобщим основную информацию о концепции «планирования потребностей / ресурсов», лежащей в основе систем MRP, MRPII, ERP.
Идея концепции «планирования потребностей / ресурсов» - сначала определяется, сколько и в какие сроки необходимо произвести готовую продукцию, затем определяется время и необходимые количества МР для выполнения производственного расписания. Концепции «планирования потребностей / ресурсов» реализуют толкающие системы.
Основная цель концепции - обеспечение потока плановых количеств МР и запасов продукции на горизонте планирования.
Необходимые условия реализации концепции «планирование потребностей / ресурсов»:
- использование эффективных математических методов прогнозирования, планирования, организации производственных процессов;
- наличие средств вычислительной техники, позволяющей автоматизировать решение оптимизационных задач, планирование и управление производством, оперативное управление технологическими процессами;
- наличие у организаций стремления к долговременному сотрудничеству (для ERP).
Одним из принципиальных отличий ERP как стратегии от использования раздельных приложений для MRP II и автоматизации расчёта зарплаты было представление о тесной интеграции информации о трудовых ресурсах для возможности оперативного планирования и управления операциями с учётом информации о доступности персонала, возможности точно рассчитывать затраты по местам возникновения и продуктам в согласовании с информацией о компенсации задействованного персонала. Примечательно, что один из лидирующих поставщиков ERP конца 1990-х - начала 2000-х годов -Peoplesoft - начинал свою деятельность именно как разработчик пакетов для кадрового учёта и расчёта зарплаты.
В начале 2000-х годов ведущие поставщики продвигали представление о необходимости управления персоналом как человеческим капиталом организации (соответственно, введя в употребление аббревиатуру HCM, англ. human capital management), и в рамках реализации этой концепции нарастили функциональные возможности модулей управления персоналом в части возможности ведения информации о профессиональных навыках, планирования обучения, карьеры сотрудников и обеспечив применимость информации, обрабатываемой в этих модулях, для целей стратегического управления организацией, расчёта ключевых показателей эффективности, финансового менеджмента.
Среди модулей управления персоналом в ERP-системах 2000-х годов: кадровый учёт, учёт рабочего времени (табельный учёт), управление нарядами на работы, командировками, расчёт производительности трудовых ресурсов, управление оплатой труда, премиями, компенсациями и расчёт заработной платы, пенсионный учёт, оценка персонала, управление квалификацией (профессиональными навыками, обучением), подбор персонала [3, c. 166].
Модули операционного блока покрывают деятельность организации по созданию продуктов и услуг и необходимые функции по обеспечению этих процессов. Если кадровые и финансовые модули достаточно универсальны для различных организаций, то многие операционные модули более специфичны для различных отраслей, так как подходы к преобразованию ресур-
сов в разных отраслях существенно отличаются. В большинстве систем сформировались следующие группы операционных модулей:
1. Логистические: снабжение, управление взаимоотношениями с поставщиками, управление цепочками поставок и транспортировкой, управление запасами, складами, инвентаризацией;
2. Производственные: управление спецификациями (англ. Bill of materials) (в дискретных производствах) и рецептурами (в процессных производствах (англ. Process manufacturing)), производственное планирование, учёт продукции, управление производственными программами;
3. Обеспечивающие: управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования, планирование мощностей, управление транспортом;
4. Сбытовые: ценообразование, обработка и конфигурирование заказов, продажи, дистрибуция, послепродажное обслуживание.
Отдельные функции операционного блока зачастую выносятся в специализированные программные продукты и фигурируют как выделенные классы прикладного программного обеспечения, таковыми являются EAM для технического обслуживания и ремонтов [4, c. 78].
Согласно анализу Panorama Consulting по состоянию на 2014 год поставщики ERP-систем разделены на три группы по мере уменьшения доли присутствия на рынке:
1. SAP (24 %), Oracle (18 %), Microsoft (11 %).
2. Epicor, Sage, Infor, IFS, QAD, Lawson, Ross - 11 % на всех.
3. ABAS, Activant Solutions, Baan, Bowen and Groves, Compiere, Exact, Netsuite, Visibility, Blue Cherry, HansaWorld, Intuitive, Syspro.
Третья группа и плюс не представленные поставщики заняли в общей сложности 36 % рынка. Распределение поставщиков на рынке зависит от масштаба заказчиков, так, в сегменте ERP для организаций с выручкой более $ 1 млрд. у SAP - 47 %, у Oracle - 32 %, у Microsoft - 4 %, тогда как в сегменте организаций с выручкой до $ 25 млн. у SAP - 22 %, у Oracle - 23 %, у Microsoft - 16 %.
Ситуация на региональных рынках может отличаться от мировой, так, на российском рынке по состоянию на 2014 год IDC отмечает следующее распределение долей поставщиков: SAP - 50,5 %, 1С - 26 %, Oracle - 8,2 %, Microsoft - 7,4 %, Галактика - 2,4 % при общем объёме рынка $ 650 млн., на украинском: SAP - 43,4 %, «Информационные технологии» - 15,7 %, 1C -13,9 %, Oracle - 11,7 %, Microsoft - 6,1 % при объёме $ 46,64 млн., а в Бразилии около 50 % рынка принадлежит местной Totvs, у SAP - 30 % [4, c. 122].
Список литературы:
1. Лайкер Дж. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. - М.: Альпина паблишер, 2011. - 400 с.
2. Новицкий Н.И. Организация производства: учеб. пособие / Н.И. Новицкий, А.А. Горюшкин; под ред. Н.И. Новицкого. - М.: КНОРУС, 2010. -352 с.
3. Питеркин С.В. Точно вовремя для России. Практика применения БКР-систем. - М.: Альпина паблишер, 2010. - 368 с.
4. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. -М.: ИНФРА-М, 2011. - 528 с.
КОНТРОЛЛИНГ КАК СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
© Кириллов К.А.*
Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского,
г. Омск
В данной статье рассматриваются основы контроллинга как базовой концепции системы информационно-аналитической поддержки управленческих решений. Автором статьи формулируется определение понятия контроллинга, определяются цели, задачи, и инструменты контроллинга, подходы к его реализации. На основе проведенного анализа формируется модель информационно-аналитической поддержки управленческих решений на основе контроллинга.
Ключевые слова контроллинг, управленческие решения, информационно-аналитическая поддержка, система.
Возникновение контроллинга в управленческих системах организаций обусловлено неустойчивостью факторов внешней среды, ростом и значительностью объема информации, необходимой для принятия ключевых управленческих решений и стратегических задач, совершенствованием процесса планирования для сохранения конкурентоспособности.
Понятие «контроллинг» по-разному трактуется в научной литературе. Например, по мнению С.В. Фильченкова «контроллинг определяется как стремящаяся к реализации стратегических целей и задач система планирования и контроля, обеспечивающая интеграцию, организацию и координацию всех возможных этапов процесса управления и его функциональных областей, организационных единиц и проектов организации» [5, с. 140]. Остроглядова О.И. пишет о том, что контроллинг - это «технология управления процессом управления организацией на основе интеграции и коорди-
* Магистрант кафедры «Инновационное и проектное управление» (программа «Управленческое консультирование»).