Научная статья на тему 'Планирование перевозок грузов автомобильным транспортом'

Планирование перевозок грузов автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1664
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЕРЕВОЗКА / ГРУЗ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / PLANNING СCONTRACT / ROAD HAULAGE / TRANSPORTATION / ORGANIZATIONAL LAWFUL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаст Ольга Фёдоровна

В статье рассмотрено значение планирования как организационно-правовой предпосылки в развитии договорных отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of Cargo Transportation by Road Haulage

In this article the author studies the notion of planning as organizational lawful prerequisite in the development of contractual relations in cargo transportation by road haulage.

Текст научной работы на тему «Планирование перевозок грузов автомобильным транспортом»

Права пережившего супруга носят частный, скрытый ограничительный характер, что, прежде всего, объясняется несовершенством законодательства в данной области, которое создает определенные трудности практической реализации рассматриваемых прав, в совокупности со сложностью отнесения имущества к общему имуществу супругов, что нередко приводит к ошибкам завещателя.

В связи со сказанным необходимо внести изменения в редакцию ч. 1 ст. 1149 ГК РФ, дополнив перечень лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве, также супругом, который жив на момент открытия наследства, в том случае, если все имущество переходит к наследником на основании завещания, а незавещенное имущество, наследуемое на основании закона, отсутствует.

1 См., например: Иоффе О.С. Советское гражданское право: курс лекций. Л., 1965. С. 368; Кудинов О.А. Наследственное право Российской Федерации: краткий курс: учебное пособие. М., 2005. С. 36; Никифоров А.В. Правовое регулирование наследования по завещанию в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Богданова А.А. Завещание как сделка в наследственном праве: автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2005. С. 15; Кутузов О.В. Наследование по завещанию: анализ правовой теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10; Вавилин Е.В., Гурьева Е.В. Новый порядок наследования и дарения. М., 2006. С. 47 и т. д.

2 См.: Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2000. № 4.

3 См.: Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2008. № 2; Российская газета. 2009. 11 сент.

4 См.: Строкова О.Г. Приказ как особая разновидность правового акта (вопросы теории и практики) / под ред. И.Н. Сенякина. Саратов, 2009. С. 111.

5 См.: Горелик А. Реализация воли завещателя посредством завещания // Право и жизнь. 2009. № 3. С. 13-17.

6 См.: Никифоров А.В. Правовое регулирование наследования по завещанию в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 25.

О.Ф. Фаст

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

В статье рассмотрено значение планирования как организационно-правовой предпосылки в развитии договорных отношений по перевозке грузов автомобильным транспортом.

Ключевые слова: договор, планирование, перевозка, груз, автомобильный транспорт.

G.F. Fast

PLANNING OF CARGO TRANSPORTATION BY ROAD HAULAGE

In this article the author studies the notion of planning as organizational lawful prerequisite in the development of contractual relations in cargo transportation by road haulage.

Keywords: planning. ^ontoac^ road haulage, transportation, organizational lawful.

В настоящее время договор перевозки является единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и багажа в пространстве (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Однако признание отношений по перевозке договорными в советский период пришло не сразу. Начиная с 20-х и до конца 50-х гг. прошлого столетия договорная природа отношений по перевозке ставилась под сомнение со ссылкой на их административный характер, обусловленный плановой системой хозяйства

© Фаст Ольга Федоровна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государ-108 ственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

при социализме1. Так, в условиях жесткого административно-правового регулирования общественных отношений в сфере хозяйствования, по мнению, например, М.М. Агаркова, побудительным основанием для вступления в отношения по перевозке грузов послужили плановые акты, порождающие соответствующие обязанности. Следствием подобных взглядов явилась т. н. бездоговорная концепция зарождения перевозочных отношений. Ее сторонники утверждали, что сдача и принятие груза к перевозке совершаются во исполнение обязанностей, установленных для транспортных организаций и отправителя планом перевозок, и в особом договорном оформлении не нуждаются2. При этом автор указывал, что совершаемые каждым из участников действия носят характер односторонних сделок3.

В то же время получили распространение и воспринятые впоследствии законодателем взгляды на природу перевозочных отношений как договорных4. Так, в ст. 72 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. содержалось определение договора перевозки грузов5, которое нашло место в гражданских кодексах союзных республик, в т. ч. и в ГК РСФСР 1964 г.6 Соответствующие правила появились и в Уставе автомобильного транспорта РСФСР 1969 г.7

Тем не менее, в Уставе 1969 г. план оставался основанием заключения годового договора перевозки грузов. «На основании плана перевозок грузов, — говорится в Уставе 1969 г., — автотранспортные предприятия или организации заключают с грузоотправителями или грузополучателями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом».

В соответствии со ст. 30 Устава 1969 г. планы перевозок грузов составлялись на основе планов производства, капитального строительства, закупок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота, т. к. экономическая роль транспортной деятельности обусловливала ее подчиненный характер по отношению к производству и распределению товарного продукта. Вместе с тем при составлении планов производства, товарооборота, материально-технического снабжения всемерно учитывались транспортный фактор, необходимость сокращения издержек на доставку груза из пунктов производства в пункты потребления8.

Важнейшая роль в планировании автомобильных перевозок принадлежала нормам автотранспортного права. Значение правовых норм в планировании заключалась в следующем: а) закрепляли плановый характер деятельности автотранспортных предприятий по перевозкам грузов; б) определяли основные принципы планирования; в) устанавливали компетенцию плановых органов и предусматривали правовое положение и функции планирующих органов; г) определяли порядок разработки и утверждения планов автомобильных перевозок грузов; д) регулировали взаимоотношения автотранспортных предприятий и организаций с грузоотправителями (грузополучателями) и иными заказчиками автомобилей в процессе планирования; е) регламентировали работу планирующих органов по доведению плановых актов до исполнителей, по организации выполнения плана и контролю за выполнением планов; ж) устанавливали порядок и правовые последствия отмены и изменения плановых актов9.

Таким образом, вся деятельность планирующих органов в процессе разработки и утверждения планов автомобильных перевозок грузов осуществлялась строго в рамках правовых норм, а все возникающие при этом отношения явля-

лись правовыми, т. е. правоотношениями. В процессе планирования вступали в правоотношения также автотранспортные предприятия и грузоотправители (грузополучатели) и иные заказчики10.

В правовую форму облекались и сами плановые акты, устанавливающие те или иные плановые задания (например, годовой с распределением по кварталам план автомобильных перевозок грузов по клиентуре). Плановые акты являлись правовыми, т. к. им присущи свойства любого правового акта: они принимались компетентными органами в пределах их правомочий, обладали обязательной юридической силой для исполнителей и имели установленную форму11.

Планы автомобильных перевозок грузов по клиентуре имели важное правовое значение для взаимоотношений автотранспортных предприятий, грузоотправителей (грузополучателей). Они являлись основополагающими для организации транспортного процесса и служили правовой основой для заключения договоров автомобильных перевозок12.

Для автотранспортных предприятий плановые задания по перевозкам грузов носили строго обязательный, директивный характер. Невыполнение планов перевозок являлось грубым нарушением государственной плановой дисциплины. Что касается грузоотправителей, то автотранспортное законодательство предоставляло им право отказаться полностью или частично от объема перевозок, предусмотренного в плановом задании. В этом случае план перевозок, установленный данному грузоотправителю, соответственно уменьшался (отменялся)13.

Однако это было, скорее, административное основание, нежели правовое. Как справедливо отмечает Г.А. Елдашов, непосредственно из плана перевозок а для автотранспортного предприятия или организации не возникает обязан? ности по подаче автомобилей для перевозки грузов. Равным образом только из а. утвержденного плана перевозок не вытекает и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) предъявлять груз к перевозке. Из плана перевозок как у ав-I тотранспортного предприятия, так и у его клиентуры, возникает обязанность | лишь заключать договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.

го

| Правовым основанием заключения договора перевозок грузов здесь являлась все

§ же заявка (заказ)14. «На перевозку грузов, — сказано в ст. 40 Устава 1969 г., — гру-

| зоотправитель представляет в автотранспортное предприятие или организацию

§■ при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а

° при отсутствии годового договора — разовый заказ».

« В условиях плановой экономики признание плана как административного

| основания заключения договора перевозок грузов — нормальное явление.

I С принятием в 1994 г. части первой ГК РФ и обновлением транспортных уставов

1 и кодексов планирование перевозок грузов приобрело технико-экономический

0

° (а не административно-правовой) характер15. Это, в свою очередь, кардинально ¿5 изменило подходы к оценке правовой природы отношений, складывающихся

1 на стадии подготовки перевозочного процесса. В частности, по словам О.Н. Са-| дикова, «отсутствие в ГК РФ каких-либо упоминаний о планировании перевозок грузов не означает, что такой механизм на транспорте ныне полностью утратил свое значение. Ещё в Законе о федеральном железнодорожном транспорте 1995 г.16 план перевозок назван в числе средств, используемых в процессе функционирования российского железнодорожного транспорта (ст. 20, 21). Такой централизованный механизм организации грузовых перевозок сохранен для

110 перевозок экспортных грузов Постановлением Правительства РФ от 4 декабря

1992 г.17 Оперативное планирование перевозок грузов применяется транспортными организациями и по некоторым другим направлениям и видам перевозок. Предусмотренная транспортными уставами ответственность (УЖД, УВВТ и УАТ), система штрафов за невыполнение оперативных плановых заданий по перевозкам сохраняет в этих случаях свое значение18.

Следует заметить, что непосредственно из плана перевозок для автотранспортного предприятия или организации не возникает обязанности по подаче автомобилей для перевозки грузов. Равным образом только из утвержденного плана перевозок не вытекает и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) предъявлять груз к перевозке. Из плана перевозок как у перевозчика, так и у его клиентуры, возникает обязанность лишь заключить договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. Этим правоотношения по автомобильным перевозкам грузов существенно отличаются, например, от правоотношений по железнодорожным перевозкам. При железнодорожных перевозках непосредственно из плана перевозок возникает обязанность перевозчика подать транспортные средства и обязанность грузоотправителя предъявить к перевозке предусмотренный планом груз19.

В некоторых случаях авторы, преследуя цель включения планирования в систему перевозок грузов автомобильным транспортом, рекомендовали скорректировать некоторые статьи УАТ. Например, Г.А. Елдашов, который в год принятия нового Устава 2007 г.20 предлагал скорректировать ст. 36 Устава 1969 г.21 Такое занятие бесполезное, и не нужное. Как справедливо указывает Г.П. Савичев, если отказаться от понятия «план перевозок» как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями либо ш сам договор, либо принятую заявку (заказ). Таким образом, по его мнению,в н соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных С

а

средств отправителю осуществляется не в соответствии с планом перевозок т

о

грузов, а на договорной основе, т. е. либо согласно договору, либо путем подачи к

о

заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза22. о'

Это закреплено и в ч. 5 ст. 8 Устава 2007 г.: «Договор перевозки груза может | заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при в наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя». |

о

При этом, «обязательные реквизиты заказа, заявки и порядок их оформления Ю

устанавливаются правилами перевозок грузов» (ч. 6 ст. 8). и

Д.А. Медведев и В.Т. Смирнова выделили правовые формы, способствующие к

заключению договора перевозки грузов, к которым относятся заявка (заказ), а

договоры об организации перевозок, в особых случаях — административно- Л

плановые акты. Перечисленные правовые формы они обозначили как организа- |

ционные предпосылки. Кроме того, авторы уточнили, что все организационные •

предпосылки заключения договора перевозки грузов могут содержаться в самом 9

договоре перевозки23. ^

По мнению И.В. Елисеева и М.В. Кротова, «договоры об организации пере- к возок порождают обязательственное отношение, поскольку именно из этого договора возникает обязанность грузоотправителя предъявить груз к перевозке, а у перевозчика — предоставить транспортные средства. Несмотря на незавершенность и служебный характер этого обязательства, оно отвечает всем признакам обязательственного отношения и снабжено имущественными санкциями в виде

законной неустойки»24. 111

Такой подход, по мнению Н.Н. Тютриной — это отголосок процесса формирования плановых предпосылок договора перевозки, который протекал «в рамках организационных договоров», например годовых25.

В самом деле, в условиях планирования, когда заключался годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом, отношения, возникающие на стадии подготовки перевозочного процесса, оставались за рамками этого договора. В связи с этим в юридической литературе советского периода, отношения, складывающиеся в процессе планирования перевозок и организации их выполнения посредством подачи заявок транспортным организациям на потребное количество транспортных средств для перевозки определенного груза, получили название организационных, а принятые перевозчиком к исполнению поданные отправителями заявки — плановыми предпосылками договора перевозки грузов26.

Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а также ряд других нормативно-правовых актов полностью исключили планирование перевозок государством, хотя его вмешательство в деятельность транспортных организаций допускается в основном в виде разработки и принятия таких нормативных актов, которые улучшат и упростят отношения сторон автотранспортной деятельности в интересах населения и экономики.

1 См.: Тютрина Н.Н. Понятие договора перевозки грузов // Транспортное право. 2005. № 2. С. 20.

2 См.: Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву. М., 1940. С. 128, 130.

3 Гражданское право: учебник / под ред. М.М. Агаркова и Д.М. Генкина. М., 1944. Т. 2. С. 117-118.

4 См.: Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор. М., 1947. С. 49.

5 См.: Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (утверждены Законом СССР от 8 декабря 1961 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 50, ст. 525.

6 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24, ст. 406.

7 См.: Устав автомобильного транспорта РСФСР (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12) // СП РСФСР. 1969. № 2-3, ст. 8.

8 См.: Быков А.Г., Половинчик Д.И. Основы автотранспортного права. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1980. С. 64.

9 См.: Там же. С. 65.

10 См.: Там же. С. 65.

11 См.: Там же. С. 65.

12 См.: Там же. С. 65-66.

13 См.: Там же. С. 66.

14 См.: Елдашов Г.А. Гражданско-правовое регулирование перевозки грузов автомобильным транспортом: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 25-26.

15 См.: Гражданское право: учебник. Ч. 2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 437.

16 Утратил силу с принятием Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изм. на 14 июня 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 2, ст. 170; 2012. № 25, ст. 3268.

17 Утратила силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 733 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 28, ст. 3367.

18 См.: Садиков О.Н. Реформы международного железнодорожного нрава // Проблемы международного частного права / под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000. С. 385-386.

19 См.: Елдашов Г.А. Указ. соч. С. 27.

20 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (в ред. от 28 июля 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 46, ст. 5555; 2012. № 31, ст. 4320.

21 См.: Елдашов ГЛ. Указ. соч. С. 37, 39.

22 См.: Гражданское право: учебник: в 2 т. Том II, полутом 2 / отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 31 (автор главы — Г.П. Савичев).

23 См.: Медведев Д.Л., Смирнов В.Т. Транспортные обязательства. Гл. 38 // Гражданское право: учебник / под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. 2. М., 1998. С. 377-378.

24 См.: Елисеев И.В., Кротов М.В. Предварительный договор в российском гражданском законодательстве // Очерки по торговому праву. Вып. 7 / под ред. Е.А. Крашенинникова. Ярославль, 2000. С. 66.

25 См.: Тютрина Н.Н. Указ. соч. С. 21.

26 См., например: Договоры в социалистическом хозяйстве. М., 1964. С. 360, 361; Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 2. М., 2003. С. 437-438; Егиазаров В.А. Транспортное право: учебное пособие. М., 2002. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.