Научная статья на тему 'Планирование озеленительных работ'

Планирование озеленительных работ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
180
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Санаев И. В.

В статье рассмотрено выполнение озеленительных работ в городе, проценты приживаемости и выпада деревьев и кустарников в зависимости от местонахождения объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REHABILITATION AND VEGETATION PLANTING PROGRAM

In article is considered the implementation of rehabilitation and vegetation planting program, percentage of plants taken root and damaged plants depending on the place of growth are studied.

Текст научной работы на тему «Планирование озеленительных работ»

некрозом; в свежей судубраве болезнь развивается с некоторым опережением.

5. В спелых порослевых древостоях дуба в условиях Д , С2, Д1 интенсивность не-крозного разрушения крон по сравнению с приспевающими древостоями явно снижается, а в условиях Д[ развитие болезни не превышает уровней процесса очищаемости стволов от сучьев.

6. В перестойных порослевых дубравах в условиях Д2, С2, Д1 наблюдается новая волна нарастания некрозных заболеваний, вызывающих переформирование структур крон жизнеспособных деревьев и изменение породного состава древостоев за счет интен-

сивного отпада нежизнеспособных деревьев. Наиболее ярко эти процессы выражены в условиях Д2, С2; в условиях Д( фиксируется более высокая сопротивляемость к некрозу.

Библиографический список

1. Власов, A.A. Негнилевые болезни стволов и ветвей лиственных пород / A.A. Власов, P.A. Кранга-уз. - М.: Гослесбумиздат, 1963.-48 с.

2. Нечаев, Ю.А. Опасные болезни дубрав Воронежской области / Ю.А. Нечаев // Природные ресурсы Воронежской области и их охрана. - Воронеж: ВГУ, 1974.-С. 79-81.

3. Семенкова, И.Г. Лесная фитопатология / И.Г. Се-менкова. - М.: МГУЛ, 2001.-201 с.

4. Федоров, Н.И. Лесная фитопатология / Н.И. Федоров. - Минск: Высшая школа, 1987. - 178 с.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОЗЕЛЕНИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

И.В. САНАЕВ, асп. каф. садово-паркового строительства МГУЛ

В Москве на каждого жителя приходится около 16,0 м2. озелененных территорий. Это соответствует удельной обеспеченности зелеными насаждениями в крупнейших городах развитых стран, таких, как Берлин и Прага, а также значительно превышает показатели Нью-Йорка (8,6 м2.), Лондона (7,5 м2), Парижа (6 м2), Токио (4,8 м2). В 2004 г. в Москве было высажено 116 тыс. деревьев (в 2003 г. -120 тыс.) и более 542 тыс. кустарников (в

2003 г. - 380 тыс.), отремонтирован и создан более 831 га газон (на уровне 2003 г.).

Площадь городских цветников в

2004 г. доведена до 421 тыс. м2 (в 2003 г. -319 тыс.). Проведен эксперимент по вертикальному цветочному оформлению. На 37 улицах и магистралях города было установлено более 10 тыс. различных конструкций с декоративными цветочными растениями, в том числе свыше 1,5 тыс. - на балконах и в лоджиях жилых зданий.

На проведение озеленительных работ направляются средства трех основных источников: городского бюджета по разделу «Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов», целевых бюджетных фондов развития территорий админис-

тративных округов, Целевого бюджетного территориального экологического фонда. В 2004 г. из этих источников финансирования на озеленение направлены средства в объеме 3608 млн р. Из них в бюджете города были предусмотрены средства в размере около 1370 млн р. (в 2003 г. - 922 млн р.), из которых 424 млн р. приходится на восстановительный ремонт зеленых насаждений и 946 млн р. - на содержание зеленых насаждений.

Префектурами из средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов на эти цели запланировано около 406 млн р. Остальные средства приходятся на долю Целевого бюджетного территориального экологического фонда (ЦБТЭФ).

В 2004 г. из средств ЦБТЭФ на компенсационное озеленение израсходовано 1 833 млн р. (в 2003 г. - 851 млн р.), что составляет 84 % от общего объема расходной части фонда (в 2003 г. - 74 %). В том числе 60 % этих средств (1040 млн р.) были направлены на реконструкцию и капитальный ремонт существующих озелененных территорий и 40 % средств (793 млн р.) - на создание объектов нового озеленения.

Средства ЦБТЭФ распределяются в соответствии с объемами средств, полученных от утраты зеленых насаждений на территориях конкретных округов на основании оплаченных порубочных билетов. Такой механизм распределения средств компенсационного озеленения закреплен Законом г. Москвы «О защите зеленых насаждений». Всего в 2004 г. за вырубку зеленых насаждений поступило средств объемом свыше 2054 млн р.

Планирование озеленительных работ предусмотрено Генеральным планом развития г. Москвы до 2020 г. В соответствии с расчетными показателями на 2004 г. предусматривалось проведение работ по созданию новых объектов озеленения и реконструкции существующих объектов на площади 1375 га. Однако фактически эти работы были выполнены на площади лишь 1083 га - 79 % от планового задания (причина - несвоевременное представление проек-тно-сметной документации и необоснованные изменения адресных списков).

Планирование, разработку ежегодных программ по озеленению осуществляет Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы по представлению префектур административных округов.

В 2004 г. впервые программа озеленительных работ была в основном сбалансирована по объемам работ, источникам и объемам финансирования и имела конкретную адресную привязку. До 2004 г. планируемые объемы работ не были связаны с финансированием, и их объемы в 1,5-2 раза превышали реальное финансовое обеспечение. Это приводило к накоплению кредиторской задолженности административных округов перед подрядными организациями, выделенные средства «распределялись» по мелким участкам, и расходовались в основном на текущий ремонт существующих объектов озеленения. В 2004 г. такое положение дел в целом удалось изменить.

Существенным упущением при подготовке программы 2004 г. явилась неспособность префектур административных округов представить проектно-сметную документацию

на создание новых объектов озеленения (за исключением СВАО и ЗелАО), а нереализованные префектурами средства ЦБТЭФ порядка 396 млн руб., были направлены на объекты Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы разработка Генеральной схемы озеленения Москвы до 2020 г. должна была быть завершена еще в IV квартале 2003 г. Однако в 2004 г. Москомархитектурой по заказу ГУЛ «Мосзеленхоз» подготовлена только концепция Генеральной схемы.

В целом за период 2001-2004 гг. проинвентаризировано чуть более 3 тыс. га городских озелененных территорий, что составляет всего лишь 6,7 % от их общей площади. Единый реестр зеленых насаждений в целом по городу не ведется, единый регламент по проведению инвентаризации зеленых насаждений отсутствует. Не создана и электронная база данных о зеленых насаждениях города. Необходимо признать, что учет зеленых насаждений в городе организован неудовлетворительно.

При существующей системе озеленительные работы проводятся, как правило, без предварительно разработанных, согласованных и утвержденных проектов. Вместо них готовятся исполнительные схемы. В то же время обязательность проектирования при создании, реконструкции и капитальном ремонте зеленых насаждений регламентируется распоряжениями и постановлениями Правительства Москвы.

Так, в 2003 г. было разработано и реализовано только 7 проектов на 1057 объектах озеленения. Большая часть средств была потрачена на озеленение незначительных объектов, при этом часто приоритет отдавался реконструкции газонов, подсадке деревьев вместо погибших, т.е. работам, не требующим разработки проектов и не являющимся компенсационным озеленением. Фактически средства были потрачены на текущий ремонт зеленых насаждений, финансирование которых должно осуществляться за счет иных средств.

Практика реализации работ без проекта осуществлялась и в 2004 г.

В 2004 г. Объединением административных технических инспекций г. Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы обеспечивался контроль за качеством выполнения работ по уходу за зелеными насаждениями и капитальному ремонту объектов озеленения. Комиссионно в присутствии представителей заказчиков и подрядных организаций, проверено 1099 объектов озеленения, обследовано 35 770 деревьев, 293 987 кустарников и 468,6 га газонов, в том числе: средняя по городу приживаемость деревьев по этим объектам составила 93,8 % при нормативной 90 %; приживаемость кустарников

- 95,3 % при нормативной 85 %.

По территориям административных округов приживаемость ниже нормативной (как по деревьям, так и по кустарникам) отмечена в Восточном административном округе

- соответственно 85,2 % и 83,9 %. В том числе по следующим объектам озеленения:

- по ул. Салтыковская (р-н Новокосино; средства ЦБТЭФ) весной 2003 г. посажено 685 деревьев, отпад составил 164 дерева (24,4 %);

- по Зеленому проспекту (р-н Перово; средства ЦБТЭФ) весной 2003 г. посажено 1260 кустарников, 378 из которых в настоящее время отсутствуют (отпад 30 %);

- по ул. Перовская, Плехановская, 1,2,3,6-я Владимирские, шоссе Энтузиастов (р-н Перово; бюджет) из высаженных 92 деревьев и 232 кустарников отсутствуют 24 дерева (26,1 %) и 73 кустарника (31,5 %);

- по Зеленому пр., вл. 74 (р-н Новогиреево; бюджет) осенью 2003 г. посажено 54 дерева, отсутствуют 42 (77 %);

- на территории ДК «Строитель» (р-н Измайлово; бюджет) в 2003 г. посажено 470 кустарников, отсутствуют 334 (71,1 %);

- по магистрали от Богородского моста с выходом на существующую набережную р. Яуза (р-н Сокольники; средства ЦБТЭФ) весной 2003 г. посажено 50 деревьев, отсутствуют 24 (48 %);

- по Б. Купавенскому пр. и ул. Челябинская (р-н Ивановское; бюджет) осенью 2003 г. посажено 50 деревьев, отпад 25 деревьев (50 %);

- в Терлецком лесопарке, кв. 2 (ГУ «Московское городское управление лесами»; средства ЦБТЭФ) весной 2003 г. посажено 100 деревьев, отсутствуют 40 (40 %); осенью

2003 г. посажено еще 200 деревьев, отпад -53 дерева (26,5 %).

Также ниже нормативной приживаемость деревьев в Зеленоградском административном округе - 85,7 %. В том числе:

- в 11 мкр. (средства ЦБТЭФ) посажено 60 деревьев, прижилось 43 (71,7 %);

- в 12 мкр. (средства ЦБТЭФ) посажено 140 деревьев, прижилось 118 (84,3 %);

- в 15 мкр. (средства ЦБТЭФ) посажено 35 деревьев, прижилось 27 (77,1 %);

- в 18 мкр. (средства ЦБТЭФ) посажено 200 кустарников, прижилось 165 (82,5 %).

В Юго-Восточном административном

округе:

- по ул. Генерала Кузнецова (ГУП «Мосзеленхоз»; средства ЦБТЭФ) зимой 2002-2003 гг. посажено 170 деревьев, отпад 38 деревьев (22,3 %).

В Западном административном округе:

- по Аллее Советско-Чехословацкой Дружбы (р-н Солнцево, средства ЦБТЭФ) зимой 2003 г. высажено 154 дерева, отпад 26 деревьев (14 %);

- по ул. Дорогобужской (р-н Кунцево, бюджет) весной 2004 г. высажено 100 деревьев, отпад 14 (14 %);

- по ул. Ярцевская (р-н Кунцево, бюджет) весной 2003 г. высажено 46 деревьев, отпад 12 деревьев (26,1 %);

- по ул. Раменки (р-н Раменка, бюджет) весной 2003 г. высажено 50 деревьев, отпад 10 деревьев (20 %).

Необходимо отметить повышение процента отпада деревьев с увеличением срока после посадки. Так, при посадке весной

2004 г. (проверка через полгода после посадки) процент отпада деревьев в среднем по городу составил 4,1 %, при посадке весной

2003 г. (через полтора года после посадки) уже 7,1 %.

Приживаемость деревьев и кустарников ниже на объектах, работы по озеленению которых выполнялись за счет бюджета (90,8 % у деревьев, 88,8 % у кустарников), по сравнению с объектами, профинансированными за счет средств ЦБТЭФ (95,2 % и 95,4 % соответственно). Приживаемость кустарников (2 340 шт.), высаженных за счет бюджета города в Восточном административном округе, составила всего 54 % (отпад - 1076 кустарников).

Состояние насаждений и газонов в городе в целом удовлетворительное.

По объектам гражданского строительства обследовано 176 объектов озеленения, в т.ч. 10289 деревьев, 160620 кустарников, 97,2 га газонов. Средняя приживаемость деревьев составила 90 % при нормативной 90 %. Приживаемость кустарников 95,8 % (нормативная - 85 %). Ниже нормативной оказалась приживаемость деревьев, высаженных весной 2003 г. (89,9 %) и весной 2004 г. (86,7 %).

По территориям административных округов приживаемость деревьев ниже нормативной отмечена в Северном - 82,3 %, Северо-Восточном - 89,8 %, Восточном - 88,8 %, Юго-Восточном - 89,5 %, Южном - 85,4 % и Зеленоградском - 87,8 %. По кустарникам во всех административных округах приживаемость выше нормативной. Состояние зеленых насаждений в целом удовлетворительное. В то же время имеются объекты с ослабленными растениями в округах Северном, Южном, Восточном, Юго-Восточном и Зеленоградском.

В ходе проверки низкая приживаемость зеленых насаждений выявлена на следующих объектах:

BAO: С.Измайлово, кв. 51-52, кор. 12

- приживаемость по деревьям 78,6 %, заказчик - ТУКС-5, подрядчик - МСМ - 5;

CAO: Зап. Дегунино, мкр. 11 А, к. 1,5-6

- приживаемость по деревьям 84 %, ул. Дыбенко, вл. 14, кор.1- приживаемость по деревьям 78,8 %, заказчик МФС-6, подрядчик ООО «Фолин-99»;

ЮАО: Борисовские пруды, кор. 10,

- приживаемость по деревьям 76,2 %, кор. 18, приживаемость по деревьям - 83,3%, заказчик - МФС-6, генеральный подрядчик

- Мосэнерго строй;

СЗАО: Куркино, мкр. 12, кор. 5 - приживаемость по деревьям 37 %, мкр. 12, кор.6

- приживаемость по деревьям 70 %, мкр. 6, кор. 4 - приживаемость по кустарникам 50.

В целом приживаемость и состояние зеленых насаждений, созданных при объектах гражданского строительства, ниже, чем насаждений, высаженных по общегородским озеленительным программам. Во многом это обусловлено тем, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы лишен возможности эффективного влияния на итоги озеленительных работ при приемке объектов, законченных строительством, т.к. представитель Департамента в перечень должностных лиц, подписывающих акт (форма ИГАСН 43/04), не входит. При этом обязательным приложением к акту является заключение по состоянию объекта благоустройства, подписанное только представителем ГУП ГлавАПУ, который не имеет отношения к оценке качества выполненных работ по озеленению.

Правительство Москвы одобрило программу по озеленению города на 2006-2008 гг. Как сообщил на заседании Правительства Москвы разработчик программы, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Артур Кескинов, объем финансирования программы составит 11,4 млрд рублей.

Программа предусматривает создание 68 рекреационных объектов на площади 538,8 га. Будут продолжены работы по реставрации 21 памятника садово-паркового искусства. Также в течение трех лет планируется реконструировать 206 озелененных территорий на площади 92 га, произвести реконструкцию озелененных территорий вдоль основных улиц города.

Кроме того, программа предусматривает увеличение объемов цветочного оформления

- с 590 тыс. м2 до 703,1 тыс. м2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.