Научная статья на тему 'Озеленение городов Дальнего Востока в СССР: исторический аспект'

Озеленение городов Дальнего Востока в СССР: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
465
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗЕЛЕНЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ / ПИТОМНИКИ / ГОРОДСКОЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ / АЛЛЕИ ПАРКОВ / ЗЕЛЕНЫЕ МАССИВЫ / ЦВЕТНИКИ / ИНИЦИАТИВНЫЕ ГРУППЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ ИЗ ЖИТЕЛЕЙ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЗЕЛЕНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ярославцева Татьяна Александровна

Повышенные требования к благоустройству основывались на профессиональном подходе к организации озеленения, поэтому создание городских питомников для выращивания саженцев, необходимых для озеленения территорий, было обязательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Озеленение городов Дальнего Востока в СССР: исторический аспект»

УДК 351.777.83(571.6)

Ярославцева Татьяна Александровна - канд. ист. наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления Дальневосточного института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Хабаровск). E-mail: mu322@mail.ru

T.A. Yaroslavtseva

Gardening of the Far-Eastern cities of the USSR: Historical aspect

Increased requirements to the provision of all amenities were based on the professional approach to the gardening organization, therefore creation of the city nurseries for cultivation of the saplings necessary for gardening of the territories, was obligatory.

Keywords: gardening of the populated areas, nurseries, city's park of culture, avenue of parks, green massifs, flower beds, initiative groups of gardening of inhabitants, enterprises of green construction.

Озеленение городов Дальнего Востока в СССР: исторический аспект

Повышенные требования к благоустройству основывались на профессиональном подходе к организации озеленения, поэтому создание городских питомников для выращивания саженцев, необходимых для озеленения территорий, было обязательным.

Ключевые слова: озеленение населенных мест, питомники, городской парк культуры, аллеи парков, зеленые массивы, цветники, инициативные группы озеленения из жителей, предприятия зеленого строительства.

Сохранение чистоты в городах находилось в центре внимания партийных и государственных органов. Вопросы озеленения, замощения улиц в городах и рабочих поселках Дальневосточного края в 1930-х гг. неоднократно обсуждались на заседаниях местных органов. Несмотря на дефицит финансовых средств, кадров, частую смену руководящего состава, проблему неплатежей и заготовок материалов, невыполнение договорных обязательств подрядчиками и специфические обстоятельства, такие как сезонность, частая гибель саженцев, в Дальневосточном регионе удалось

создать городские питомники в каждом городе, организовать освещение городов, разбить новые парки и скверы, построить стадионы и другие объекты, сопутствовавшие созданию условий для обеспечения благоустройства населенных мест. В июле 1935 г. в г. Магадане торжественно был открыт Городской парк культуры и отдыха площадью 8 га, в котором были размещены волейбольные площадки, теннисный корт, качели, летняя сцена, танцевальная площадка, книжные киоски [1]. В тот же год в г. Хабаровске общее количество посаженных деревьев составило 12000 шт.

Повышенные требования к благоустройству основывались на профессиональном подходе к организации озеленения, поэтому создание городских питомников для выращивания саженцев, необходимых для озеленения территорий, было обязательным. Учитывая, что в городах находилось много садов, принадлежавших профсоюзным организациям, которые не имели «опеки садовника», горкомхозы вменяли в обязанность горсадовникам осуществление контроля над всеми садами без учета их ведомственной принадлежности.

В сентябре 1950 г. в г. Южно-Сахалинске начал работу питомник цветочных, древесно-декоративных и плодово-ягодных культур с теплично-парниковым хозяйством на площади 22 га бывшего лесопитомника «Тамагава» [2]. В 1951 г. в результате реорганизации из состава конторы «Благоустройство» [3] была выделена новая структура - контора «Горзеленхоз» отдела коммунального хозяйства горисполкома [4], которая в 1956 г. перешла в ведение питомника горкомхоза [5]. На первый год VI пятилетки горкомхозу, предприятиям и учреждениям города по всем ведомствам были выделены 5750 тыс. руб., что больше чем на 15% (по сравнению с 1955 г.). Увеличение средств позволило в 1956 г. провести ряд благоустроительных работ по внешнему благоустройству городских парков и скверов, домовладений и озеленению на сумму 7333 тыс. руб. (за счет средств местного бюджета - 2126 тыс. руб. и за счет предприятий и организаций - 5206 тыс. руб.) [6].

Административный центр Амурской области, каковым являлся г. Благовещенск, благоустраивался широкими асфальтированными улицами с тенистыми аллеями, парками, стадионами, жилыми домами и другими объектами социального назначения. Вместе с тем, анализируя хозяйственную деятельность Свободненского, Шиманского, Зейского, Белгородского горкомхозов балансовая комиссия Амурского облкомхоза отметила, что «... плохо организована охрана зеленых насаждений» [7]. По итогам работы балансовой комиссии руководителям горкомхозов были объявлены выговоры.

В 1961 г. на территории г. Хабаровска при участии общественности были высажены 392 тыс. шт. деревьев, 1394 тыс. кустарников, более 12 млн. цветов, засеяно газонов на площади 146 га. В частности, в Индустриальном районе г. Хабаровска были созданы зеленые массивы, детский парк на ул. Гастелло, сквер от молокозавода до мелькомбината и озеленены овраги

(районы Дендрария, 9-го километра), придомовая территория вновь заселенных 25 - 30 кварталов по ул. Краснореченской. Однако план по посадке кустарников и высадке цветов выполнить не удалось, для его выполнения были проведены более 10 общерайонных воскресников, на благоустройстве отработали 156430 работников предприятий и организаций, действовавших в районе. Значительный вклад в благоустройство внес коллектив Кирпичного завода №2 (директор Г.Н. Юрченко), на площадке, ранее заваленной мусором и отбросами, и перед жилыми домами ими были высажены 1150 шт. деревьев (план - 1000 шт.), 5 тыс. кустарников, засеяны 20,5 тыс. м2 газонов, отремонтированы 37 тыс. м2 гравийных дорог и тротуаров, построены 4 детских площадки и одна агитплощадка. Всего коллектив завода на благоустройстве отработал 1735 чел.-дней [8]. На Хабаровской ТЭЦ (директор A.M. Владимиров) на территории предприятия

и жилого поселка трудовой коллектив высадил 5530 шт. фруктовых деревьев,

22 13910 кустарников, цветы на площади 300 м , обустроил 18 тыс. м газонов.

Коллективом РЭБ флота (директор Ф.М. Миниченко) были посажены 7530 шт. деревьев, 37200 кустарников, построены 10 тыс. м2 дорог, проложены 700 пог. м. водопровода. Работники предприятия отработали на благоустройстве 2350 чел.-дней и 149 маш.-смен. На благоустроительных работах трудились коллективы завода Отопительного оборудования, организации почтового ящика №104, завода ЖБИ №1, молокозавода, лесотехникума и учащиеся школ №25, 10, 53 и др. [8]. Всего в городе только за 1961 г. были посажены 119,8 тыс. шт. деревьев (при плане 81,1 тыс.) и 357,2 тыс. кустарников (при плане 237,6 тыс.). Общественность города отработала на благоустройстве города в свободное от основной работы время 786 тыс. чел.-дней. Больших успехов в озеленении добился Краснофлотский район. Только в 1962 г. были посажены 35,5 тыс. деревьев (план - 20,5 тыс. шт.); кустарников - 394 тыс. (план - 296 тыс.), цветов на 500 тыс. шт. больше, чем было запланировано (1000 тыс. шт.). Коллектив завода им. Орджоникидзе в тот год в своей зеленой зоне высадил более 5 тыс. шт. деревьев.

Озеленение велось в плановом порядке. Исполкомы краев и областей, городов, районов Дальнего Востока РФ ежегодно утверждали планы развития зеленного хозяйства соответствующих территорий [9]. Анализ плановых и итоговых показателей озеленения населенных мест свидетельствует о том, что планы ежегодно не только увеличивались, но и перевыполнялись. Так, в г. Хабаровске на 1962 г. было намечено посадить 100 тыс. деревьев, высадили - 130 тыс. (130%), кустарников - 394 тыс. (133%) (план - 296 тыс.), цветов - 8221 тыс. (план - 6900 тыс.), обустроили 67,5 га. газонов, при том, что планом предусматривались 60 га., и в этом в первую очередь была заслуга общественности, а также организованная система координации и контроля со стороны Советов. Состояние озеленения в городах горисполкомами оценивалось ежеквартально с участием постоянных комиссий Совета [10].

Участие горожан в озеленении городов принимало разнообразные формы. Так, в Краснофлотском районе г. Хабаровска общественностью был создан Совет цветоводов, который организовал учебу населения по выращиванию цветов, а на базе школы №44 открылась оранжерея декоративных растений (1963 г.), на её площадях выращивали рассаду цветов, формировались инициативные группы озеленения из жителей районов. В озеленении города принимали активное участие пенсионеры - их силами был выращен цветник на трамвайном кольце Краснофлотского района, который признали лучшим в 1963 г. При уличных комитетах действовали товарищеские суды, избиравшиеся в составе представителей от уличных комитетов и работников предприятий (передовики производства, руководящий состав, инженерно-технические работники), а также пенсионеров, медработников. Такие формы общественной активности внесли существенный вклад в озеленение города.

С целью обмена опытом для решения вопросов по озеленению придомовых территорий исполкомы проводили семинары для уличных и домовых комитетов. В них принимали участие народные судьи, начальник отдела милиции, секретари исполкомов, председатели или заместители исполкомов, депутаты. Исполкомы обеспечивали домовые и уличные комитеты необходимой литературой с рекомендациями о том, как «правильно посадить и сохранить деревья». Все это содействовало эффективному участию общественности по благоустройству дворовой территории. Развитию цветоводства были посвящены городские выставки цветов. В озеленении г. Хабаровска важную роль сыграл прорабский участок зеленого строительства, на территории которого была возведена теплица площадью 1260 м и оборудованы парники на 2800 рам для развития цветочной рассады.

В городах Дальнего Востока РФ проводились мероприятия по озеленению с участием школьников, комсомольцев. Так, в Ханкайском районе Приморского края в каждом дворе были оборудованы полисадники, где цвели цветы, посаженные молодежью. При участии женсовета, уличных комитетов, депутатов сельсовета только за 1962 г. в районе посадили 2800 декоративных деревьев по улицам сел, 1300 фруктовых деревьев - на усадьбах рабочих и служащих, произвели повсеместную санитарную очистку населенных мест [11].

Организационно-управленческие вопросы озеленения успешно решались и на о. Сахалине. В частности, в декабре 1964 г. при комбинате благоустройства был создан мастерский участок по озеленению г. Южно-Сахалинска, которому от питомника горкомхоза передали функции по уходу за зелеными насаждениями и материально-техническую базу [12]. Через 4 года в состав облремстройтреста вошел хозрасчетный участок зеленого строительства, имевший мастерский участок по озеленению города, переданный от комбината благоустройства [13]. В связи с увеличением объемов работ участок зеленого строительства городского ремстройтреста в 1969 г. преобразовали в Специализированное управление зеленого

строительства [14]. К тому времени в Городской ремонтно-строительный трест входили Ремонтно-строительные управления №1 и №2, Специализированное дорожное ремонтно-строитель-ное управление и прорабский участок зеленого строительства [15]. В штате Городского парка культуры и отдыха уже были: директор, инструктор-массовик, счетовод-кассир, 2 контролера, 3 охранника [16], - что позволило осуществлять круглогодичное обслуживание посетителей. Парк освещался и имел художественное оформление [17]. К услугам отдыхающих были: летний кинотеатр на 1600 мест, эстрадная площадка, читальный зал, аттракционы, коньковая база, ледяной каток с беговой дорожкой 400 м [18].

Вместе с тем, по-прежнему плохо обстояли дела с сохранением насаждений. Некоторая часть растений гибла, потому что не было своевременного ухода (рыхление приствольных кругов, вырезка суши, полив и т. д.). Многие насаждения уничтожались строителями при прокладке подземных коммуникаций. В ассортименте было недостаточно декоративных древесных пород, фруктовых деревьев, цветущего кустарника, почти отсутствовали хвойные породы. Очень мало уделялось внимания многолетним цветам. Разрушительные действия оказывали летние дожди, вызывавшие например, в Приморском крае «катастрофические паводки реки Уссури» (в частности, в г. Лесозаводске затоплялось до 70% городской территории).

Для обеспечения сохранности зеленых насаждений за школами закреплялись отдельные участки, организовывались «зеленые» патрули и вводилось постоянное дежурство на жилмассиве в воскресные и субботние дни. Принимались и специальные постановления. Так, Хабаровский городской Совет депутатов и трудящихся принял Решение «Об охране зеленых насаждений на территории города Хабаровска», согласно которому устанавливалось, что «... все зеленые насаждения на территории города, независимо от того, в чьем ведении они находятся, составляют неприкосновенный зеленый фонд и виновные в их порче должны нести административную ответственность». Согласно установленным требованиям, на территории зеленых насаждений не разрешались: устройство катков, снежных горок, организация игр (футбол, волейбол и т. д.), езда на машинах, мотоциклах, велосипедах и лошадях; складирование каких бы то ни было материалов, устройство свалок, сбрасывание снега и льда, разбивка огородов. Ответственность за сохранность зеленых насаждений, уход за ними были возложены на старший прорабский участок зеленого строительства (в центральных скверах, садах и площадках); на дирекции парков (в парках культуры и отдыха); на исполкомы районных Советов (в районных скверах, садах и улицах); на управляющих домами, собственников домов и застройщиков (у домов и во дворах).

Все организации и лица, в ведении которых находились зеленые насаждения, имели ведомости инвентаризации зеленого фонда и регулярно отражали в них пополнение и убыль зеленых насаждений. При исполкомах Советов действовали административные комиссии, имевшие право «...

накладывать штрафы в размере 20 руб. на должностных лиц и на граждан в размере одного рубля за нарушение озеленения». Работники милиции штрафовали нарушителя на месте нарушения требований или передавали протоколы по факту нарушения в административные комиссии.

Поиску рационального решения вопросов по озеленению населенных мест уделялось внимание и научно-исследовательскими институтами. Так, в апреле 1967 г. в Научно-исследовательском институте лесного хозяйства (г. Хабаровск) проводился семинар по вопросам озеленения, где общественные инструкторы провели экскурсию по Дендрарию и ознакомили участников с видами деревьев и кустарников, наиболее пригодными к озеленению. Во всех районах Дальнего Востока РФ проводились инструктивные совещания исполкомов по вопросам озеленения, в которых принимали участие ученые и специалисты по вопросам благоустройства и озеленения. Проводились месячники «леса, сада» и «озеленения города». Организовывались субботники, воскресники, на которых только в Хабаровском крае во внеурочное время отрабатывались в год более 150 тыс. чел.-дней, высаживались свыше 400 тыс. деревьев и кустарников, в т. ч. 42 тыс. -фруктовых и цветущих, и 4 млн. штук цветов, а также засеивались 65 га газонов. Следует отметить, что более 2-х млн. штук цветочной рассады выращивались населением.

Для достижения хороших результатов в озеленении городов применялись различные формы социалистического соревнования, морального и материального поощрения. Так, в 1967 г. в г. Хабаровске по итогам участия в городской выставке цветов Железнодорожному району было присуждено 1-ое место, а участникам (предприятиям, организациям, учебным заведениям, общественности, домовым комитетам) - дипломы 1-2-3 степени и ценные подарки. Выполняя Решение Хабаровского городского Совета от 20. 01. 1969 г. «О мероприятиях по благоустройству и озеленению г. Хабаровска в связи с подготовкой к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина», коллективы заводов Судостроительного, ЖБИ №1, Химфарм с участием общественности достигли значительных успехов в ходе социалистического соревнования. Ими были посажены 2320 деревьев, 20 тыс. кустарников [10].

С введением в 1973 г. в эксплуатацию оранжерейно-парникового хозяйства питомника Управления горкомхоза [19] на базе Специализированного участка зеленого строительства областного ремстройтреста был создан Комбинат зеленого хозяйства ЮжноСахалинского горкомхоза [20].

Сохранность и долговечность городских насаждений находились в прямой зависимости от эффективности агротехники, ухода за ними. Зеленые насаждения городов и поселков способствовали улучшению городского микроклимата и санитарно-гигиенических условий жизни, деятельности и отдыха населения, являлись важным элементом их благоустройства и архитектурно-художественного оформления. Действовала система ухода за декоративными растениями, предусматривавшая регулярное выполнение

таких агроприемов, как: рыхление, полив и удобрение почвы; борьба с сорной растительностью, вредителями и болезнями; обрезка растений, их дождевание; использование препаратов моющего действия, различных регуляторов роста и т. п. [21].

Для контроля за содержанием зеленого хозяйства населенных мест и деятельностью специальных организаций в данной сфере Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» от 12.07.1979 г. был введен Паспорт предприятия зеленого хозяйства («Положение о паспорте предприятия зеленого хозяйства» утвержденный Приказом Министерства ЖКХ РСФСР от 16.06.1983 г. №302). Паспорт являлся документом, отражавшим производственные возможности объединения (предприятия), наличие и использование трудовых и материальных ресурсов для выполнения производственной программы. Данные паспорта служили основой для разработки и экономического обоснования планов экономического и социального развития предприятия, а также основой для выбора наиболее рациональных путей озеленения города.

Необходимость введения паспорта обусловливалась все возраставшими требованиями к повышению эффективности обобществленного хозяйства, в т. ч. к деятельности предприятий зеленого хозяйства. Паспорт составлялся всеми предприятиями зеленого хозяйства, на которые распространялось Положение о социалистическом государственном производственном предприятии (не позднее 10 дней после сдачи годового отчета) и отражал: наличие и характер использования земельной площади; объем и реализацию продукции (услуг); состав основных фондов; численный состав и фонд заработной платы работников; качество работ и другие технико-экономические показатели, необходимые для разработки планов экономического и социального развития предприятия. Форму паспорта унифицировали и сделали типовой для всех предприятий зеленого хозяйства (ремонтно-строительных управлений и участков «Зеленстрой», трестов и контор зеленого хозяйства, совхозов), для предприятий, проводивших работы по «строительству и эксплуатации зеленых насаждений, по выращиванию посадочного материала и производству продукции цветоводства».

Ответственность за достоверность данных и своевременное их внесение (уточнение) возлагалась на руководителя предприятия. Паспорт являлся документом строгого учета и хранился в архиве предприятия, его дубликат или отдельные его разделы (формы) направляли в вышестоящую организацию, а также в плановые и статистические органы по их требованию.

Основным показателем качества деятельности предприятий служил так называемый «отпад» насаждений. Сортность ведущих культур (деревьев, кустарников, цветов) определяли по ГОСТам и техническим условиям. Процент «отпада», приживаемости, сортности растений определяли на основе показателей Треста (конторы) зеленого хозяйства, Ремонтно-

строительного управления, участка «Зеленстрой». Удельный вес продукции определяли, в целом, по хозяйству предприятия, выращивавшего зеленые насаждения исходя из общего объема производства, исчисляемого в денежном выражении. С целью продления жизненного срока многолетних растений и снижения затрат на их содержание выполняли работы по капитальному ремонту зеленых насаждений, что приводило к повышению декоративности насаждений, эффективности оздоровления окружающей среды и обеспечению максимально комфортных условий на объектах труда и отдыха населения.

Правила капитального ремонта насаждений и использования средств механизации (утвержденные Приказом Министерства ЖКХ РСФСР от 20 декабря 1985 г. №643) содержали описание технологических процессов, предусматривавших: продление срока службы растений (например, лечение дупел); повышение декоративности насаждений (выборочная вырубка деревьев с целью разреживания; восстановление поврежденных газонов); изменение внешнего вида объекта (новое цветочное оформление или внесение акцептов в композиционном решении), но не являвшееся агротехническим приемом регулярного ухода (полив, прополка), проводимого систематически на существовавшем объекте озеленения. Капитальному ремонту подвергались как отдельные растения, так и их сообщества (живая изгородь, газоны, куртины деревьев и кустарников). Выполнение работ по капитальному ремонту насаждений всех видов осуществляли в лучшие агротехнические сроки силами специализированных организаций (Спецремстройуправление по озеленению, Трест зеленого строительства и хозяйства) в городах, а в сельских населенных пунктах конторами и отделами благоустройства.

В середине 1980-х гг. работы по капитальному ремонту зеленых насаждении выполнялись с использованием средств механизации, выпускаемых отечественной промышленностью. Выбор их определялся в соответствии с «технологическими потребностями и экономическими соображениями». Для совершенствования технологии содержания всех видов растительности (древесных, кустарниковых, травянистых многолетних растений) были разработаны технологические карты, включавшие полный комплекс технологических операций по каждому виду работ и перечень машин и механизмов, рекомендуемых для их выполнения с наименьшими затратами по времени (материальных, денежных средств) [22].

В сельской местности процессы благоустройства занимали второстепенное значение, так как леса, рощи достаточно близко окружали поселения, создавали естественный экологический фон жизнеобеспечения. К тому же, на благоустройство сел средств выделялось значительно меньше, что не позволяло решать проблемы благоустройства сельских населенных пунктов.

Анализ материалов органов коммунального хозяйства свидетельствует о том, что вопросами озеленения занимались планомерно, с привлечением общественности. Это приносило свои плоды. Города преображались,

становились чище, зеленее, создавались зоны отдыха для их жителей. Однако, несмотря на значительную работу, проведенную по озеленению городов, в деятельности органов местного управления были сложности: низкий агротехнический уровень работ по сохранению зеленого массива; ограниченный ассортимент посадочного материала; плохой уход за насаждениями из-за чего значительное количество деревьев гибло.

Со второй половины 1980-х гг. на городское хозяйство Дальнего Востока РФ стало выделяться недостаточно средств на благоустройство и озеленение, что привело к ухудшению благоустройства городских территорий. За пять лет перестройки (1985 -1990 гг.) была разрушена основа административно-хозяйственной базы благоустройства и озеленения городского хозяйства.

Литература и источники:

1. ГАМО. - Ф. Р-23. - Оп. 1. - Д. 14. - Л. 14.

2. ГАСО. - Ф. 53. - Оп. 1. - Д. 485. - Л. 41.

3. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 31. - Л. 5.

4. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 40. - Л. 173.

5. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 107. - Л. 69.

6. ГААО. - Ф. 436. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 16, 17.

7. ГААО. - Ф. 890. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 22-25.

8. ГАХК. - Ф. Р-1754. - Оп. 1. - Д. 178. - Л. 65 - 69.

9. ГАХК. - Ф. Р-137. - Оп. 14. - Д. 1031. - Л. 2 - 8.

10. ГАХК. - Ф. Р-904. - Оп. 10. - Д. 691. - Л. 66 - 107.

11. ГАПК. - Ф. 26. - Оп. 33. - Д. 1092. - Л. 16.

12. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 233. - Л. 14.

13. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 25. - Д. 3430. - Л. 26, 27.

14. ГАСО. - Ф. 53. - Оп. 25. - Д. 3643. - Л. 80.

15. ГАСО. - Ф. 53. - Оп. 25. - Д. 3619. - Л. 43 - 45.

16. ГАСО. - Ф. 171. - Оп. 1. - Д. 29. - Л. 113 - 114.

17. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 7. - Л. 153. - Д. 14. - Л. 69.

18. АМОЮС. - Ф. 48. - Оп. 1. - Д. 75. - Л. 55 - 56.

19. ГАСО. - Ф. 262. - Оп. 1. - Д. 487. - Л. 136 - 137.

20. ГАСО. - Ф. 53. - Оп. 1. - Д. 1682. - Л. 90.

21. Прогрессивные приемы ухода за зеленными насаждениями. - М.,

1983.

22. Правила капитального ремонта зеленых насаждений и использованием средств механизации. - Ростов-на-Дону, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.