Научная статья на тему 'Планирование капитального ремонта. Проблемы и пути их решения'

Планирование капитального ремонта. Проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
759
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / НОРМАТИВНАЯ БАЗА КАП. РЕМОНТА / СТОИМОСТЬ КАП. РЕМОНТА / 5. УПВС. / MAJOR REPAIR / NORMATIVE BASE OF MAJOR REPAIR / VALUE OF MAJOR REPAIR / AGGREGATIVE INDICATORS OF REPLACEMENT VALUE (AIRV)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюев В.Д., Журавлев П.А.

В статье рассматривается круг вопросов связанный с планированием капитального ремонта зданий, сооружений, определения его стоимости и указывается необходимость формирования новой нормативной базы этой сферы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клюев В.Д., Журавлев П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article considers frame connected with planning of major repairs of buildings and constructions, fixing of its value, and also shows necessity of forming of normative base in this sphere.

Текст научной работы на тему «Планирование капитального ремонта. Проблемы и пути их решения»

ПЛАНИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

THE PLANNING OF MAJOR REPAIRS. PROBLEMS AND WAYS

OF ITS SOLUTION

В.Д. Клюев1, П.А. Журавлев1;2

ФГУ ФЦЦС1, ГОУ ВПО МГСУ2

В статье рассматривается круг вопросов связанный с планированием капитального ремонта зданий, сооружений, определения его стоимости и указывается необходимость формирования новой нормативной базы этой сферы.

In the article considers frame connected with planning of major repairs of buildings and constructions, fixing of its value, and also shows necessity of forming of normative base in this sphere.

Система управления эксплуатацией зданий отличается крайне сложным механизмом, включающим в себя следующие задачи:

- приемка вводимых объектов в эксплуатацию;

- регистрация прав собственности;

- техническое обслуживание и санитарное содержания;

- восстановление эксплуатационных характеристик (текущий и капитальный ремонт);

- модернизация или ликвидация объекта.

Решение каждой из вышеперечисленных задач, возникающих в процессе эксплуатации, изобилует множественными процессами и связями.

На особом месте стоит проблема управления процессами полного восстановления физического износа, то есть управление капитальным ремонтом зданий и сооружений.

В настоящее время бюджетное планирование капитального ремонта может осуществляться двумя методами:

- на основании постановления Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы».

- на основании данных об износе основных фондов публикуемых Росстатом.

Рассмотрим эти методы по отдельности.

В первом случае постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 716 определяются действия государственных заказчиков и распорядителей средств федерального бюджета по формированию и реализации Федеральных адресных программ. При этом Федеральные адресные программы формируются на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. В адресные программы включаются объекты государственной и муниципальной собственности, на софинансирование которых предоставляются субсидии, предусмотренные нормативно-правовыми актами и соответствующими решениями.

2/2П11 ВЕСТНИК _2/201_]_МГСУ

В соответствии с установленной приоритетностью указанными объектами являются:

- объекты, без которых невозможен ввод в эксплуатацию или функционирование объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;

- объекты, необходимость строительства, реконструкции и технического перевооружения которых вытекает из международных обязательств РФ;

- объекты, строительство, реконструкция и техническое перевооружение которых предусмотрено нормативно правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ;

- объекты, строительство, реконструкция и техническое перевооружение которых предусмотрено в соответствии с поручениями Президента РФ или Председателя Правительства РФ.

В соответствии с данным Постановлением субъектами бюджетного планирования определяются объемы ассигнований из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в части, касающихся.

Возникает вопрос, - каким образом и на основании чего они рассчитывают требуемый объем ассигнований?

Если на основании ПСД, то она в лучшем случае может быть выполнена для объектов, капитальный ремонт которых может быть осуществлен в 2011 году. Но даже если ПСД выполнена для всех объектов, в том числе и для планируемых к ремонту в период 2012-2013 годы, брать за основу стоимостные показатели, определенные на основании данной документации, нельзя. Нельзя потому, что за год-два износ объектов, их техническое состояние, может измениться, при том, существенно. А, следовательно, изменится и требуемый объем ассигнований на их капитальный ремонт. Значит - нужна прогнозная оценка.

С середины прошлого века и по настоящее время система нормативно-методических документов в области прогнозирования стоимости капитального ремонта базировалась на двух основных методических подходах. В соответствие с данными подходами прогнозные оценки строились либо на основании норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, либо на основании данных о физическом износе конструкций здания, приведенных в ВСН 53-86(р). Остановимся подробнее на каждом из приведенных способов.

Метод оценки стоимости капитального ремонта на основании норм амортизационных отчислений основан на предположении, что за полный срок службы здание изнашивается на 100%.

Данный метод отличается достаточной простотой расчетов, что можно занести в разряд достоинств, если придерживаться убеждений о прямолинейности функции нарастания физического износа на всем протяжении срока службы здания. Вместе с тем, современные здания являются сложными техническими системами, состоящими из различных по долговечности материалов и конструкций, которые требуют различных сроков их замены или восстановления. Поэтому расчет стоимости капитального ремонта на основании данных амортизационных отчислений приведет к существенным искажениям прогнозных оценок.

Методы оценки стоимости капитального ремонта на основании фактических данных о физическом износе конструкций здания, казалось бы, отличаются наибольшей достоверностью. Но данные методы расчета подразумевают для оценки физического износа использование ВСН 53-86(р), которые предназначены только лишь для жилых зданий. Кроме того, использование этих методов требует наличия данных о структуре

и величине восстановительной стоимости зданий. Последний показатель предлагается определять с использованием укрупненных показателей восстановительной стоимости (УПВС).

Следует отметить, что в настоящее время, для расчета восстановительной стоимости находят применение и ряд коммерческих продуктов, к примеру - сборники КО-ИНВЕСТ. Вместе с тем, коммерческие продукты, на наш взгляд, ориентированы для определения рыночной стоимости не государственной недвижимости. Сборники же УПВС - это единственная официальная база данных, на основе которой могут быть осуществлены расчеты, необходимые для оценки стоимости объектов государственной и муниципальной собственности затратным подходом.

Вместе с тем данная база на сегодняшний день морально устарела и нуждается в переработке. Это обусловлено, прежде всего, тем, что стоимостные показатели, представленные в сборниках УПВС, определены в уровне цен 1969 года. Однако, за более чем сорок лет (с 1969 г. по настоящее время) произошли серьезные изменения в технологии строительства, в структуре сметной стоимости, появились новые строительные материалы и конструкции, изменилась сметно-нормативная база и т.д. Данные факты не учитываются показателями УПВС, что приводит к искажению результатов оценки объектов недвижимости.

Сегодня в существующих коммерческих информационных справочниках укрупненных показателей стоимости строительства в какой-то степени учтено ряд недостатков и недоработок, присущих УПВС-69. Это касается и учета современных строительных материалов и технологий, и изменений сметно-нормативной базы, и объемов описательной и информативной части. Но, как показывает опыт практической работы, ввиду ориентации данных изданий на рыночное формирование цены, величина, рассчитываемой по их нормативам восстановительной стоимости, как правило, превышает реальные затраты на строительство аналогичных объектов до 30 %. Применение же нормативной базы 1969 года ведет к значительному (до 50 - 70 %) ее занижению. Таким образом, использование существующих нормативов для прогнозной оценки стоимости капитального ремонта, дает значительную погрешность и препятствует эффективному управлению инвестициями в федеральную и муниципальную недвижимость.

То есть, фактически, постановление Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 716 позволяет осуществлять только текущее (в рамках одного года) планирование бюджетных финансовых средств в капитальный ремонт.

Попытки организовать планирование инвестиций в капитальный ремонт на основе данных представляемых Росстатом, приведут к гораздо большим ошибкам, поскольку в публикуемый износ основных фондов входят не только здания и сооружения, но и машины, оборудование и пр. Кроме того, расчет степени износа основных фондов осуществляется методами бухгалтерского учета, что выглядит не совсем корректно.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что отсутствие информации о реальном состоянии зданий и сооружений, находящихся в государственной собственности, размытая нормативно-методическая база, а также отсутствие возможностей перспективного планирования инвестиций в восстановление основных фондов, не позволяет принимать эффективные управленческие решения и приводит к росту как коррупционных, так и непроизводственных издержек и, как следствие, ведет к завышению стоимости ремонтных работ.

На наш взгляд, для исправления ситуации, сложившейся в области управления инвестициями в восстановление зданий и сооружений, необходимо:

2/2П11 ВЕСТНИК _2/2011_МГСУ

первое - провести ревизию существующей нормативной и методической базы, действующей в области планирования, подготовки и осуществления капитального ремонта;

второе - разработать новую (или переработать действующую) базу нормативно-методических документов по организации, планированию и осуществлению капитального ремонта с учетом новых требований Российского законодательства, новых технологий производства восстановительных работ и применяемых материалов;

третье - осуществить разработку методов перспективного планирования инвестиций в капитальный ремонт зданий и сооружений, находящихся в государственной либо иной собственности, финансирование капитального ремонта, которых, осуществляется за счет федеральных либо муниципальных средств;

четвертое - доработать или переработать действующую систему нормативных показателей стоимости ремонтных работ.

Осуществление вышеперечисленных мероприятий позволит повысить эффективность управления инвестициями в капитальный ремонт основных фондов государства, снизить затраты на осуществление капитального ремонта, повысить достоверность прогнозов затрат финансовых средств на восстановление зданий и сооружений, снизить непроизводственные и коррупционные издержки.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».

2. Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в Российской Федерации». Утверждены постановлением Совмина СССР 22 октября 1990 года № 1072.

3. Правила оценки физического износа. ВСН 53-86(р). Госгражданстрой. М., 1985 г., 32с.

4. Техническая эксплуатация зданий: учебник / Г.А. Порывай. М.: Стройиздат, 1990. 369с.

Literature:

1. Resolution of the government of Russian Federation from 13 September 2010 № 716 «About the adoption of rules forming and realization of the Federal selective investment program».

2. Integrated standards of depreciation charges on full reconstruction of capital assets in Russian Federation. Approved by resolution of council of ministers of USSR in 22 October 1990 № 1072.

3. Regulation of evaluation physical depreciation. VSN 53-86 (p). Gosgrazhdanstroy. Moscow, 1985. Page 32.

4. Technical exploitation of buildings. Textbook / G.A. Porivay. Moscow. Stroyizdat, 1990. Page 369.

Ключевые слова: капитальный ремонт; планирование; нормативная база кап. ремонта; стоимость кап. ремонта; 5. УПВС.

Keywords: Major repair; Planning; Normative base of major repair; Value of major repair; Aggregative indicators of replacement value (AIRV).

e-mail авторов: tous2004@mail.ru (кафедра ТОУС МГСУ)

Рецензент: Ермолаев Е.Е., д.э.н., профессор заведующий кафедрой ТОУС МГСУ, Начальник Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных

материалов (ФГУ ФЦЦС)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.