подразделениям цепочки ценности организации, следует ответить на следующие вопросы:
1. В какой степени функции управления отвечают требованиям рынка, как они скоординированы.
2. Какие функции не обладают необходимой компетенцией, следовательно, их нужно развивать, а возможно необходимо передать эти функции внешним исполнителям, сделать перераспределение работ, привлечь субподрядчиков и организовать новую модель бизнеса, основанную на распределении работ.
3. Какие мероприятия следует провести в рамках подразделений цепочки ценности и функций управления, чтобы снизить операционные издержки и сохранить организацию.
Применение императивов управления инновационной деятельностью в рамках теории трансакционных издержек позволит повысить устойчивость и равновесие системы управления в процессе разработки и внедрения инноваций.
Литература
1. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М.. Управление инновациями. - М.: Юрайт, 2009. - 711 с.
2. Природа фирмы./ пер. с англ. - М.: Дело, 2001. - 360 с.
3. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
4. Материалы, представленные информационной системой «Консультант-плюс».
И.А. Пузанова
ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК
Аннотация. В конкурентной среде любая организация, в том числе и цепь поставок, стремится повысить свой инновационный потенциал. В статье рассматривается понятие инновации, классификация инноваций в цепи поставок, а также описывается процесс планирования инноваций.
Ключевые слова: цепь поставок, инновации, классификация инноваций, процесс планирования инноваций, инновационная потребность.
Развитие концепции логистики и принятие в деловую практику термина «цепь поставок» привели к смещению понятия конкуренции между предприятиями к конкуренции цепей поставок, что обусловливают необходимость совместного (интегрированного) планирования не только процесса перемещения материального и сопутствующих ему потоков, но и инновационной деятельности. Эффективность цепи поставок, темпы ее развития определяются инновационной активностью, направленной на удовлетворение совершенно новых потребностей и расширение рынков сбыта.
Слово «инновация» имеет широкое толкование. Это может быть новый продукт, новая технология, новая структура либо система управления организацией и т.д. Классификация инноваций позволяет систематизировать разные взгляды на данное понятие. Можно выделить следующие основные подходы к классификации инноваций [1]:
1. В зависимости от вида объекта:
- продуктовая инновация (например, новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, техника и оборудование);
© И.А. Пузанова, 2013
- процессная инноваций (например, новые услуги, производственные и технологические процессы, организационные структуры).
2. В зависимости от степени новизны:
- радикальная инновация (новое изобретение или открытие);
- улучшающая инновация (рациональное техническое, организационное предложение для конкретной организации);
- модифицированная инновация (частная) (например, улучшение услуги или продукта путем расширения спектра его свойств при сохранении базовой технологии его производства).
3. В зависимости от сферы деятельности:
- производственная инновация (например, новые технологии, инструменты, оборудование);
- торговая инновация (например, новые формы обслуживания покупателей, новые формы складирования и хранения товара);
- социальная инновация (новые способы адаптации работника, новые способы разрешения социальных конфликтов);
- управленческая инновация (например, новые системы управления, способ и системы планирования).
4. По месту в цепи поставок:
- инновация на входе цепи поставок (например, новые материальные ресурсы, сырье, информация);
- инновация внутри цепи поставок (например, новые комплектующие, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура), экономический эффект которой остается в цепи поставок;
- инновация на выходе цепи поставок (например, новые продукты, услуги, технологии и информация), предназначенная для продажи, эффект от которой получает потребитель.
Планирование инноваций - это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития цепи поставок и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения.
Планирование инноваций решает следующие задачи:
1) Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных контрагентов цепи поставок ориентированы на достижение генеральной цели цепи поставок в целом.
2) Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.
3) Координация деятельности всех участников инновационной деятельности.
4) Подготовка управленческих решений. При подготовке планов проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения.
5) Создание объективной базы для эффективного контроля инновационной деятельности.
6) Информационное обеспечение участников инновационного процесса.
7) Мотивация участников. Например, Toyota и Honda вкладывают значительные средства в развитие возможностей основных поставщиков конструктивных решений. Эти компании приглашают нескольких инженеров-проектировщиков из компаний-поставщиков первого уровня на свои предприятия, где они в течение двух-трех лет работают совместно с разработчиками материнских компаний. В конечном итоге инженеры поставщиков овладевают процессом разработки продукции и начинают предлагать конструкторские идеи для Toyota и Honda. Производители помогают поставщикам учиться посредством обмена специалистами или реализации транснациональных проектов по разработке продукции [2].
Процесс планирования инноваций состоит из 7 этапов (рис.).
Этап 1. Анализ инновационных потребностей цепи поставок
Цель первого этапа «Анализ инновационных потребностей» - определение необходимости конкретных изменений для того, чтобы функционирование ЦП было максимально эффективным, устойчивым и конкурентоспособным по отношению к возрастающему внешнему воздействию (росту конкуренции, изменение или усложнение потребностей клиентов и т.д.). Выявление потребностей в инновациях происходит в результате анализа деятельности ЦП и прогнозирования ее состояния в будущем.
Можно выделить потребность производства, логистики и общую потребность в инновационных разработках.
Производственная потребность определяется как факторами внешней (например, конкуренция, развитие научно-технического прогресса), так и внутренней среды (например, совершенствование производственного процесса для повышения эффективности деятельности цепи поставок, совершенствование складского технологического процесса для повышения уровня логистического сервиса).
Рис. Этапы процесса планирования инноваций
Логистическая потребность обусловливается, как правило, факторами внутренней среды (например, внедрение технологии "УЖ! - управление запасами поставщиком для оптимизации логистических процессов в цепи поставок) [3].
Общая потребность в инновационных разработках формируется под воздействием рыночных условий, заказов потребителей и т. д. (например, оптимизация цепи поставок для обеспечения ее конкурентоспособности, создание динамичной цепи поставок для максимального удовлетворения потребностей клиентов).
Этап 2. Определение целей и задач
При постановке целей должны выполняться следующие общие требования:
- реальность (выполнимость);
- ясность формулировки цели;
- адресность цели;
- согласованность цели;
- ранжирование целей (цели должны ранжироваться относительно их важности, времени их достижения и располагаемых ресурсов);
- иерархическая структура (приоритеты целей должны учитывать их важность, взаимозависимость и логический порядок);
- актуальность целей (ориентированные во времени цели должны постоянно корректироваться с тем, чтобы сохранять свою актуальность для цеп поставок).
Инструментом определения и структуризации целей является метод построения «дерева целей». Данный метод заключается в создании структурированной, построенной по иерархическому принципу совокупности целей, требующих реализации, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»).
По каждому из установленных элементов определятся перечень важнейших, целевых показателей, а также устанавливаются ограничивающие параметры, определяющие особые условия достижения целей.
Этап 3. Определение последовательности инновационной деятельности
На основе «дерева целей» составляется «дерево работ», которое представляет собой иерархически упорядоченный перечень работ и суть которого заключается в определении способов и необходимых ресурсов для достижения целей.
Этап 4. Решение вопросов: где, кому и как разрабатывать и внедрять инновации
Этот этап нацелен на поиск новшеств на рынке готовых интеллектуальных продуктов, на анализ и отбор готовых инновационных решений, пригодных для использования, оценку и экспертизу возможного заимствования и адаптации к конкретным условиям.
В том случае, если поиск не дал результатов и готовых разработок, пригодных для применения, не найдено, речь пойдет о необходимости решения вопроса - планировать создание новшества собственными силами или с использованием услуг другой организации.
Выбор места разработки зависит от возможностей инновационного потенциала цепи поставок, ее кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов.
Этап 5. Планирование стоимости проекта
Стоимость проекта разработки и внедрения инноваций может быть рассчитана несколькими методами: по аналогии, «сверху вниз» и «снизу вверх».
Определение стоимости проекта по аналогии можно применять, когда планируемый проект аналогичен ряду других, выполнявшихся в организации ранее. В таком случае общая стоимость проекта определяется исходя из накопленного опыта, а затем общая стоимость распределяется между задачами. Этот метод наименее точен, но его применение занимает меньше всего времени. Как правило, стоимость проекта оценивается таким образом только на начальном этапе планирования, когда объем работ еще окончательно не определен и нельзя использовать более точные методики.
Методика определения стоимости проекта «снизу вверх» заключается в расчете стоимости отдельных задач проекта и формировании общей стоимости проекта из суммарной стоимости всех работ. Именно эта методика является наиболее точной. Правда, для ее применения требуется больше всего времени, поскольку ее точность во многом зависит от степени детализации состава работ и ресурсов.
Прямо противоположна ей методика определения затрат «сверху вниз», при которой рассчитываются общие затраты на проект или этап, и исходя из этого определяются возможные затраты на составляющие проекта или этапы. Обычно эта методика используется при ограничении проекта по бюджету либо в сочетании с методом оценки по аналогии.
Общая стоимость проекта складывается из стоимости использования ресурсов: материальных (например, оборудование, материалы, расходные товары), нематериальных (услуги по перевозки, обучению персонала) и трудовых (штатные сотрудники, нанятые
по контракту), - и стоимости каждой проектной работы, исходя из объема затрачиваемых на выполнение ресурсов и их стоимости.
Этап 6. Планирование взаимодействия
На данном этапе анализируя заинтересованные стороны проекта, определяют информационные и коммуникационные потребности каждого из ключевых участников: какая именно информация кому требуется, когда именно и как именно она будет этому участнику проекта предоставлена.
При большом количестве заинтересованных сторон в проекте возникает необходимо систематизировать работу с ними. Для этого заинтересованные стороны группируются, и для каждой из выделенных групп формируется методика взаимодействия. Взаимодействие, как правило, осуществляется двумя путями: а) распространение отчетов; б) проведение совещаний.
Этап 7. Разработка плана проекта, в котором определяются конкретный перечень работ, сроки их начала и завершения, объем затрат по всем работам, а также ожидаемая эффективность намеченных к выполнению работ.
Литература
1. Заводова О.В. Инновации в управлении цепями поставок. Конспект лекций. -С-Пб.: СПбГИЭУ, 2011.
2. Как организовать цепочку поставок: Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс,
2008.
3. Пузанова И.А. Интегрированное планирование цепей поставок. Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2011.