Научная статья на тему 'Планирование и организация внеклассной работы по фитодизайну'

Планирование и организация внеклассной работы по фитодизайну Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИТОДИЗАЙН / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН / PHYTODESIGN / EXTRACURRICULAR WORK / TRAINING AND THEMATIC PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климович Елена Владимировна, Бачура Юлия Михайловна

Данная статья посвящена эффективной организации внеклассной работы по фитодизайну. Цель данной работы разработка и апробация программы объединения по интересам «Фитодизайн». При разработке программы учитывали программные требования к предмету «Биология» в государственных учреждениях образования, а также возрастные и психологические особенности учащихся среднего звена. В статье представлены программа, учебно-тематический план и учебно-методическая карта работы объединения по интересам «Фитодизайн» для учащихся 2-й ступени учреждений общего среднего образования. Приведены описания используемых на внеклассных занятиях методов и приемов, а также оценка эффективности проведенной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning and organization of extracurricular work on phytodesign

This article is devoted to the effective organization of extracurricular work on phytodesign. The purpose of this work development and testing of the program of Association on interests "Phytodesign". The program, the educational and thematic plan and the educational and methodical map of work of Association for pupils of the 2nd stage of establishments of the General secondary education are presented. In the development of the program took into account the program requirements for the subject "Biology" in public educational institutions, as well as age and psychological characteristics of middle-level students. The article presents the program, educational-thematic plan and educational-methodical map of the Association for the interests of "Phytodesign" for students of the 2nd stage of General secondary education; a description of the methods and techniques used in extracurricular activities; evaluation of the effectiveness of the work.

Текст научной работы на тему «Планирование и организация внеклассной работы по фитодизайну»

УДК 37.015.31:37.091.32:745.9

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ПО ФИТОДИЗАЙНУ

©Климович Е. В., SPIN-код: 8596-4294, ORCID: 0000-0002-9069-7934, Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, г. Гомель, Беларусь, elenagmkl@gmail.com ©Бачура Ю. М., SPIN-код: 7246-7592, ORCID: 0000-0001-9515-2020, канд. биол. наук, Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, г. Гомель, Беларусь, julia_bachura@mail.ru

PLANNING AND ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK

ON PHYTODESIGN

©Klimovich E., SPIN-код: 8596-4294, ORCID: 0000-0002-9069-7934, F. Skorina Gomel State University, Gomel, Belarus, elenagmkl @gmail.com ©Bachura Yu., SPIN-код: 7246-7592, ORCID: 0000-0001-9515-2020, Ph.D., F. Skorina Gomel State University, Gomel, Belarus, julia_bachura@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена эффективной организации внеклассной работы по фитодизайну. Цель данной работы — разработка и апробация программы объединения по интересам «Фитодизайн». При разработке программы учитывали программные требования к предмету «Биология» в государственных учреждениях образования, а также возрастные и психологические особенности учащихся среднего звена. В статье представлены программа, учебно-тематический план и учебно-методическая карта работы объединения по интересам «Фитодизайн» для учащихся 2-й ступени учреждений общего среднего образования; Приведены описание используемых на внеклассных занятиях методов и приемов, а также оценка эффективности проведенной работы.

Abstract. This article is devoted to the effective organization of extracurricular work on phytodesign. The purpose of this work — development and testing of the program of Association on interests "Phytodesign". The program, the educational and thematic plan and the educational and methodical map of work of Association for pupils of the 2nd stage of establishments of the General secondary education are presented. In the development of the program took into account the program requirements for the subject "Biology" in public educational institutions, as well as age and psychological characteristics of middle-level students. The article presents the program, educational-thematic plan and educational-methodical map of the Association for the interests of "Phytodesign" for students of the 2nd stage of General secondary education; a description of the methods and techniques used in extracurricular activities; evaluation of the effectiveness of the work.

Ключевые слова: фитодизайн, внеклассная работа, учебно-тематический план.

Keywords: phytodesign, extracurricular work, training and thematic plan.

В современной школе применяются самые разнообразные формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая, которые тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. В их основе лежит как самостоятельная, так практическая деятельность учащихся под

руководством учителя. Независимо от формы и вида деятельности учащихся, главной целью внеклассной работы, организуемой педагогом во внеучебное время, является углубление и расширение знаний и умений учащихся, а также повышение интереса к учебному предмету, усиление положительной мотивации к учебе [1, с. 54; 2 с. 18,3 с. 80].

Внеклассная работа может быть организована по ряду дисциплин школьного курса, в том числе и по биологии. При этом следует отметить существование широкого спектра биологических направлений для организации свободного времени учащихся. Одним из возможных направлений является внеклассная работа по фитодизайну.

Фитодизайн — это целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера офиса и оформление других помещений с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении. Фитодизайном также называют практику создания растительных композиций для оформления интерьеров, практику озеленения помещений, и создание зимних садов [4, с. 115; 5, с. 61, 6 с. 18]. Проведение внеклассной работы по фитодизайну в среднем звене общеобразовательной школы позволит обучающимся расширить представления о растениях, их многообразии, биологических и экологических особенностях, возможностях создания композиций различного вида из живых и сухих растений, использования растений и созданных композиций в озеленении, а также будет способствовать формированию навыков самостоятельной работы и работы в группах, развитию креативного мышления, воспитанию эстетического восприятия окружающего мира.

Цель данной работы — разработка и апробация программы объединения по интересам «Фитодизайн».

При разработке программы учитывали программные требования к предмету «Биология» в государственных учреждениях образования, а также возрастные и психологические особенности учащихся среднего звена. Учащиеся данной возрастной категории (от 11-12 до 15 лет) отличаются избирательностью внимания, критичностью восприятия окружающего мира и склонны к раздражению. При этом средний школьный возраст наиболее благоприятен для творческого развития: учащимся обычно нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, предлагать свои идеи, высказать собственное мнение и суждение, отстаивать свою точку зрения.

Работа объединения по интересам «Фитодизайн» рассчитана на год, общее количество часов составляет 70, из них, согласно учебно-тематическому плану, 30-50% часов отводится на теоретические занятия, 50-70% — на практические (Таблица 1).

Таблица 1.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «ФИТОДИЗАЙН»

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Теоретические Практические занятия занятия

30-50%

50-70%

1 Введение 2 2 —

2 Основы биологии и экологии растений 18 9 9

3 Основы композиции. Плоскостная флористика 18 7 11

4 Фитодизайн интерьера 16 5 11

5 Основы ландшафтного дизайна 14 7 7

6 Значение объединения по интересам 2 1 1

«Фитодизайн»

Итого

70

31

39

При изучении разделов «Основы композиции. Плоскостная флористика» и «Фитодизайн интерьера» большая часть отведенного времени (61-68%) была запланирована на практические занятия, что обусловлено необходимостью формирования практических навыков и умений заготовки природного материала, составления фитокомпозиций, подбора цветовых сочетаний и форм, размещения растений в интерьере.

В рамках работы объединения запланировано изучение шести разделов, содержание которых отражено в представленной ниже программе.

Программа работы объединения по интересам « Фитодизайн» для учащихся 2-й ступени учреждений общего среднего образования

Раздел 1. Введение.

Фитодизайн: основные понятия. Предпосылки возникновения флористического искусства. Структура, цели и задачи объединения по интересам «Фитодизайн». Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Раздел 2. Основы биологии и экологии растений.

Роль растений в жизни и деятельности человека. Классификация цветочно-декоративных растений Биологические особенности однолетних, двулетних и многолетних декоративных растений, их экологические характеристики и декоративные качества.

Заготовка (сбор, сушка, консервация) природных материалов для последующих работ. Изменение цвета и структуры материала. Хранение готового материала.

Практические меры по уходу, размножению и использованию наиболее распространенных видов растений. Основные заболевания и вредители растений. Защита растений от вредителей и болезней

Раздел 3. Основы композиции. Плоскостная флористика.

Общие сведения о композиции. Художественная выразительность композиции. Классификация композиций и их характеристика.

Понятие о плоскостной флористике. Основные свойства плоскостных композиций. Заготовка растительного материала для. Создание плоскостных флористических работ. Картины из сухих растений. Картины из соломки. Картины их коры древесных растений. Картины в японской технике «ошибана». Плоскостные композиции в технике «терра».

Раздел 4. Фитодизайн интерьера.

Основы озеленения интерьеров. Озеленение служебных и жилых помещений. Группы растений для внутреннего озеленения. Создание композиций из растений для оформления интерьера. Декорирование емкостей для растений и композиций.

Расположение растений в интерьере. Экспозиции композиций.

Раздел 5. Основы ландшафтного дизайна.

Стили и формы ландшафтного дизайна. Знакомство со спецификой планировки участка. Технологии и приемы создания форм ландшафтного дизайна. Использование декоративных растений различных жизненных форм в зеленом строительстве.

Раздел 6. Значение объединения по интересам «Фитодизайн».

Эстетическое и эмоциональное значение объединения. Роль объединения по интересам в расширении знаний о растительных объектах, их биологических и экологических особенностях, возможностях использования; а также в формировании практических навыков и умений по составлению фитокомпозиций и их использованию в озеленении.

Обсуждение специфики специальности фитодизайнера. Подведение итогов участия в конкурсах, выставках, мастер-классах. Обсуждение полученных навыков практической и исследовательской деятельности.

В соответствии с разработанной программой была составлена учебно-методическая карта работы объединения по интересам (Таблица 2).

Таблица 2.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «ФИТОДИЗАЙН»

Тема, вопросы Теоретические занятия Практические Кол-во ч,

занятия теор/практ

Раздел 1. Введение (2/-)

1 Структура, цели и задачи Методы — словесные — 2/-

объединения по интересам (беседа), наглядные

«Фитодизайн» (показ

2 Фитодизайн: основные видеоматериалов)

понятия Форма работы —

3 Инструктаж по технике индивидуальная,

безопасности и охране групповая

труда

Раздел 2. Основы биологии и экологии растений (9/9)

2.1 Роль растений в жизни и деятельности человека.

1 Значение растений в природе

2 Использование растений человеком

3 Роль растений в эстетическом восприятии мира

2.2 Ассортимент растений

1 Классификация цветочно -декоративных растений

2 Биологические особенности строения, экологические характеристики и декоративные качества однолетних, двулетних и многолетних растений.

3 Разнообразие видов и сортов растений

Методы — словесные (диалог)

Форма работы — коллективная, круглый стол (обсуждение имеющихся знаний учащихся о растениях)

Методы — словесные (объяснение) Форма работы — индивидуальная, групповая

Методы — частично- 2/2

поисковый, метод наблюдения (зарисовки, эскизы) Форма работы — индивидуальная, коллективная. Демонстрация презентаций и докладов учащимися; экскурсия

Методы — метод наблюдения 3/2

(зарисовки, эскизы), проектный метод (разработка творческих проектов)

Форма работы — групповая; экскурсия «Разнообразие видов растений» (сбор растительного материала), заготовка растительного материала разными способами

Тема, вопросы

Теоретические занятия

Практические занятия

Кол-во ч, теор/практ

2.3 Размножение и уход за растениями

1Уход за многолетними и однолетними цветочно-декоративными растениями 2 Размножение растений различными способами, их достоинства и недостатки

Методы — словесные (лекция, диалог) игровой метод (познавательный) Форма работы — индивидуальная, групповая

Методы — метод наблюдения (эскизы), исследовательский метод

Форма работы — групповая, коллективная; практическая работа «Уход и размножение растений»; экскурсия «Учебно-опытный участок, его значение и возможности использования»

2/3

2.4 Болезни и вредители растений

1 Виды заболеваний растений

2 Вредители растений: представители и признаки поражения ими растений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Методы борьбы с вредителями

Методы — наглядные (показ

видеоматериалов); словесные (лекция) Форма работы — индивидуальная

Методы — проектный метод, частично-поисковый. Форма работы — индивидуальная, групповая; демонстрация презентаций «Вредители и болезни комнатных и цветочно-декоративных растений»; практическая работа «Способы и приемы обработки растений от вредителей»

2/2

Раздел 3. Основы композиции. Плоскостная флористика (7/11)

3.1 Основы композиции Методы — наглядные — 1/-

1 Общие сведения о (показ

композиции. видеоматериалов);

2 Виды композиций словесные (лекция)

(плоскостные, объемные и Форма работы —

пространственные) индивидуальная,

3 Цветочные композиции и групповая

их свойства)

3.2 Понятие о плоскостной Методы — словесные Методы — частично- 1/1

флористике (лекция, объяснение), поисковый, проектный.

1 Плоскостная флористика наглядные (просмотр Форма работы —

2 Плоскостные видеофильмов) коллективная; участие в

композиции, их виды Форма работы — мастер-классе по

3 Свойства и индивидуальная, изготовлению композиций

характеристика групповая

плоскостных композиций

3.3 Плоскостные Методы — словесные Методы — проектный. 5/10

флористические работы: (объяснение, Форма работы —

виды и техника создания консультация) индивидуальная, групповая;

1 Технологии Форма работы — практическая работа

изготовления коллажей из индивидуальная, «Изготовление флористической

растительного материала. групповая работы в технике Терра»;

Правила оформления коллективная; подготовка к

готовых работ выставке флористических

2 Плоскостные работ

флористические работы в

технике «Терра» Изучение

Тема, вопросы

Теоретические занятия

Практические занятия

Кол-во ч, теор/практ

технологии изготовления композиции в данной технике

3 Защита флористических работ и анализ возможностей их использования

Раздел 4. Фитодизайн интерьера (5/11)

1 Основы фитодизайна интерьера

2 Декоративные свойства комнатных растений. Виды цветочных композиций

3 Способы размещения растений в интерьере (одиночные растения, композиции из горшечных растений, комнатные садики, флорариумы)

4 Роль комнатных растений в интерьере, их влияние на экологию помещений и здоровье человека

Методы — словесные (рассказ, лекция) Форма работы — индивидуальная, групповая

Методы — наблюдения (эскизы)

Форма работы — индивидуальная; представление презентаций, сообщений на тему «Виды цветочных композиций у меня дома» групповая; практическая работа «Размещение растений в интерьере» с помощью компьютерной программы; практическая работа «Декорирование цветочных горшков»: практическая работа «Изготовление флорариумов»; коллективная; подготовка к выставке композиций, круглый стол

5/11

Раздел 5. Основы ландшафтного дизайна (7/7)

5.1 Введение. История Методы — словесные Методы — наблюдения 3/3

ландшафтного дизайна (рассказ, лекция) (записи, зарисовки, эскизы)

1 Цели, задачи Форма работы — Форма работы —

ландшафтного дизайна. индивидуальная, индивидуальная, коллективная.

Ландшафтная архитектура групповая Демонстрация презентаций и

в разные эпохи докладов; экскурсия

2 Современные аспекты

ландшафтного дизайна

5.2 Цветочно- Методы — словесные Методы — наблюдения 2/2

декоративные растения, (лекция), наглядные (рисунки, записи)

деревья и кустарники в (демонстрация Форма работы —

ландшафтном дизайне видеофрагментов) коллективная; экскурсия в

1 Изучение жизненных Форма работы — Гомельский Дворцово-

форм древесных растений индивидуальная, парковый ансамбль; изучение

2 Знакомство с видами групповая ландшафтного дизайна г.

зеленых устройств Гомеля

3 Изучение стилевых

направлений в

ландшафтном дизайне

5.3 Цветочное оформление Методы — словесные Методы — проектный метод; 2/2

участка (лекция), наглядные составление проекта цветочного

1 Знакомство с видами (демонстрация модуля

Тема, вопросы

Теоретические занятия

Практические занятия

Кол-во ч, теор/практ

цветников

2 Основы проектирования цветников

видеофрагментов) Форма работы — индивидуальная, групповая

Раздел 6. Значение объединения по интересам «Фитодизайн» (2/-)

Итоговое занятие

1 Подведение итогов работы объединения

2 Обсуждение достижений каждого учащегося и работы объединения в целом

Форма работы — коллективная; круглый стол

2/-

Из представленной учебно-методической карты следует, что при изучении теоретических вопросов в качестве основных методов работы предлагаются словесные (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация), наглядные (демонстрация видеоматериалов, слайд-фильмов), игровые методы (игры развивающие, познавательные, конкурсы, игры-минутки и т. д.), практические (изготовление фитокомпозиций, уход за растениями и т. п.). При проведении практической части курса рекомендованы к использованию индивидуальная и групповая формы работы, а также коллективные виды деятельности: проведение практических работ, посещение экскурсий и выставок.

На основании представленного планирования были подготовлены методические разработки занятий, которые были апробированы на базе ГУО «Гимназия №46 г. Гомеля имени Блеза Паскаля».

Местом проведения занятий служили учебные классы, пришкольная территория, биогеоценозы в окрестностях города Гомеля.

Для организации занятий использовали интерактивную доску, справочники, периодические издания, включающие сведения по флористике, фитодизайну и ландшафтному дизайну. Для создания плоскостных флористических работ использовали необходимый растительный материал.

Каждое занятие включало организационный момент, изучение теоретических основ нового материала, выполнение практической части работы, обсуждение полученных результатов, рефлексия и подведение итогов занятия.

При проведении организационного момента важно было переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции. Эффективному переключению учащихся на вне учебную деятельность способствовало использование загадок, проблемных вопросов, игровых моментов, звукозаписей.

При изучении теоретических основ материала необходимо было активизировать учащихся, вызвать интерес к его изучению. Для этого были использованы демонстрация видеоматериалов, слайд-фильмов.

Во время проведения практической части занятия важное значение имело создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока; использование различных видов деятельности: трудовой, творческой, игровой и др.

При подведении итогов занятия важно было проверить обратную реакцию учащихся на проведенное занятия, оценить их ощущения, настроить на практическое применение

приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия.

После каждого занятия мы рекомендуем осуществлять анализ проведенной работы с целью сравнения полученных результатов работы с запланированными, выявления удачных и проблемных моментов, их причин и возможностей решения. Впоследствии рекомендуется провести корректировку воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы с учетом специфики коллектива учащихся, с которыми ведется работа.

Известно, что анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как, только опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков [7; 8 с. 42], осуществлять формирование личности учащегося с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей и развитие его творческого потенциала [9, с. 50].

Развитию творческих способностей содействует ряд факторов, среди которых и стиль проведения уроков и внеурочных занятий. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, ощущать уверенность в том, что нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены [10, с. 34]. Правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. С этой целью нами проводилась оценка уровня творческого потенциала с использованием тест-методики Х. Зиверт, включающей первичный и вторичный этапы диагностики. Каждый этап содержал 10 вопросов, отражающих способности, которые и составляют основные качества творческого потенциала. Входной контроль проводился до начала изучения нового блока занятий, вторичный контроль служил для оценки творческого потенциала в качестве выходной диагностики.

Сравнение результатов первичного и вторичного контроля творческого потенциала в рамках работы объединения по интересам «Фитодизайн» показало тенденцию роста количества учащихся со средним и высоким уровнем творческого потенциала: на 33% увеличилась доля учащихся с высоким и на 21% уменьшилась доля школьников со средним уровнем творческого потенциала.

Полученные данные подтверждают эффективность разработанной программы, правильность выбора форм и методов проведения внеклассных занятий. Обучающееся в ходе внеклассной работы в рамках объединения по интересам «Фитодизайн» расширили свои знания по ботанике, получили возможность раскрыть свой творческий потенциал, научились креативно подходить к решению ряда вопросов, приобрели навыки и умения публичного выступления, сбора и заготовки растительного материала, ухода за растениями составления фитокомпозиций и их размещения в интерьере.

Проведенный педагогический эксперимент показал, что хорошо организованная внеклассная работа имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные знания, превратить их в стойкие убеждения. Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности и т. д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984. 203 с.

2. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000. 180 с.

3. Скалеренко А. Б. Общая педагогика. М., 2006. 114 с.

4. Грачёва А. В. Основы фитодизайна. М., 2009. 200 с.

5. Грожан Д. А. Кузнецова В.Н. Азы фитодизайна. М., 2011. 334 с.

6. Белецкая Л. Б., Боброва К. А. Флористика. М., Донецк, 2005. 77 с.

7. Педагогический терминологический словарь. Режим доступа: https://pedagogical_dictionary.academic.ru (дата обращения: 21.07.2018).

8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999. 186 с.

9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. 114 с.

10. Кукушкин В. С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов н/Д, 2005. 82 с.

References:

1. Zakhlebnyi, A. N., & Suravegina, I. T. (1984). Ekologicheskoe obrazovanie shkol'nikov vo vneklassnoi rabote. Moskva.

2. Rozhkov, M. I. (2000). Organizatsiya vospitatel'nogo protsessa v shkole: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. Moskva.

3. Skalerenko, A. B. (2006). Obshchaya pedagogika. Moskva.

4. Gracheva, A. V. (2009). Osnovy fitodizaina. Moskva.

5. Grozhan, D. A. & Kuznetsova, V. N. (2011). Azy fitodizaina. Moskva.

6. Beletskaya, L. B., & Bobrova, K. A. (2005). Floristika. Donetsk.

7. Pedagogicheskii terminologicheskii slovar'. Rezhim dostupa: https://pedagogical_dictionary.academic.ru (data obrashcheniya: 21.07.2018).

8. Mukhina, V. S. (1999). Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo. Moskva.

9. Zimnyaya, I. A. (1997). Pedagogicheskaya psikhologiya. Rostov n/D.

10. Kukushkin, V. S. (2005). Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost'. Rostov n/D.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 11.10.2018 г. 16.10.2018 г.

Ссылка для цитирования:

Климович Е. В., Бачура Ю. М. Планирование и организация внеклассной работы по фитодизайну // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №11. С. 502-510. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/klimovich (дата обращения 15.11.2018).

Cite as (APA):

Klimovich, E., & Bachura, Y. (2018). Planning and organization of extracurricular work on phytodesign. Bulletin of Science and Practice, 4(11), 502-510. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.