Научная статья на тему 'Планирование и анализ доходов и прибыли автотранспортного предприятия «Лайт Флэш»'

Планирование и анализ доходов и прибыли автотранспортного предприятия «Лайт Флэш» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2668
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование и анализ доходов и прибыли автотранспортного предприятия «Лайт Флэш»»



ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ДОХОДОВ И ПРИБЫЛИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ЛАЙТ ФЛЭШ»

С.Н. МАРКОВА, главный бухгалтер ООО «Лайт Флэш»

Автомобильный транспорт является необходимым звеном в общем процессе материального производства. Перемещение людей и грузов -жизненная потребность общества. В своей деятельности транспорт связан со сферами производства, обращения и потребления. В первом случае он является составной частью предприятия, играя роль внутрицехового и внутризаводского транспорта и непосредственно участвуя в процессе производства, перемещает сырье, полуфабрикаты и продукцию внутри предприятия. Во втором случае в силу того, что продукт только тогда готов, когда заканчивает свое передвижение из сферы производства в сферу потребления, транспорт является продолжением процесса производства в пределах обращения, а выступая в роли внешнего транспорта, он обслуживает пространственные экономические связи.

Автомобильный транспорт в настоящее время является самым удобным видом транспорта: только он обладает наибольшей оперативностью, маневренностью и мобильностью. Поэтому крупные предприятия идут на создание специализированных транспортных цехов, автохозяйств и автоколонн.

На автотранспортных предприятиях перемещение грузов является одновременно и производственным процессом, и продукцией. Продукция автомобильного транспорта измеряется тон-но-километрами или пассажиро-километрами, представляющими произведение количества перемещенных тонн груза или числа пассажиров на расстояние в определенный период времени.

Производственные процессы в автотранспортных предприятиях отличаются от производственных процессов предприятий других отраслей.

Автомобильный транспорт не имеет дела с переработкой сырья, а предметом его труда является груз, который поступает на транспорт извне в готовом виде.

Производственным процессом на автотранспортном предприятии является комплекс функций, осуществление которых позволяет обеспечить непрерывность процесса перевозок.

Автотранспортное предприятие «Рейс» оказывает следующие виды услуг: - транспортно-экспедиционное обслуживание; перевозка грузов населения; перевозка грузов грузовыми таксомоторами; перевозка грузов маршрутными грузопассажирскими автобусами; платный ремонт транспортных средств; изготовление комплектующих изделий и запасных частей к транспортным средствам; торгово-закупочная деятельность; перегон автомобилей; погрузочно-разгрузочные работы; упаковочные работы.

Основными оценочными показателями деятельности автотранспортного предприятия являются доходы и рентабельность.

Доходами автотранспортного предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этого автотранспортного предприятия, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Прибыль - это превышение доходов от пе-* ревозки товаров и погрузочно-разгрузочных работ над затратами на производство и перевозки этих товаров.

Рентабельность - это показатель эффективности деятельности автотранспортного предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств, иначе говоря, это отношение прибыли к затратам.

Общий объем доходов определяется по автотранспортному предприятию как сумма дохо-

дов от перевозок и доходов от выполнения транс-портно-экспедиционных, погрузочно-разгрузоч-ных работ и прочих операций и услуг.

Расчет плановых доходов на предстоящий год или другой период необходим по ряду причин.

Во-первых, доходы являются той экономической базой, которая обеспечивает автотранспортному предприятию получение прибыли.

Во-вторых, стабильный размер получаемых доходов стимулирует снижение себестоимости транспортных и других видов работ и услуг.

В-третьих, доходы автотранспортного предприятия выступают основой для образования фонда оплаты труда.

В автотранспортном предприятии доходы для образования фонда оплаты труда рассчитываются как разница между выручкой от перевозки грузов, пассажиров, выполнения погрузочно-раз-грузочных работ, оказания других услуг, от сдачи в аренду подвижного состава и себестоимости выполнения указанных работ и оказания услуг (без расходов на оплату труда). При этом учитываются также другие планируемые доходы и расходы.

В общий план расчета доходов для определения фонда оплаты труда и прибыли по автотранспортному предприятию должны быть включены следующие показатели:

1. Общая сумма доходов от оказания всех видов транспортных услуг, всего, в том числе:

- доходы от работы «сдельных» автомобилей;

- доходы от работы «повременных» автомобилей;

- доходы от работы специализированных автомобилей;

- доходы от работы автобусов;

- доходы от работы легковых автомобилей;

- доходы от выполнения погрузочно-разгру-зочных работ;

- доходы от выполнения экспедиционных работ;

- доходы от прочих видов работ.

2. Темпы роста доходов от оказания услуг.

3. Устойчивые непланируемые доходы.

4. Итого доходов.

5. Себестоимость выполняемых работ и услуг, * в том числе внутрихозяйственные отчисления уплаченные.

6. Прочие планируемые расходы (на содержание пионерлагерей и других культурно-просветительных учреждений и т.д.).,

7. Непланируемые потери, носящие стабильный характер.

8. Итого расходов и потерь.

9. Доходы для образрванда фоцд а оплаты труда.

10. Фонд оплаты труда.

Контрольная сумма отчислений по нормативу, в процентах к доходам, для образования фонда оплаты труда:

в процентах;

сумма.

Норматив соотношений между темпами прироста доходов автотранспортного предприятия и фондом оплаты труда.

Контрольная сумма отчислений в фонд оплаты труда в сопоставлении с темпами роста доходов автотранспортного предприятия.

11. Прибыль.

При планировании доходов по перевозкам в основном применяется аналитический метод, основанный на использовании фактически достигнутых доходных ставок по каждому виду перевозок и их планируемых объемов.

Средняя доходная ставка до каждому виду перевозок определяется по материалам анализа за предшествующие периоды. Если в планируемом периоде изменяется расстояние перевозки, то доходную ставку корректируют. Например, средняя доходная ставка по «сдельным» автомобилям сложилась в отчетном году в размере 103,51 коп. за 10 тонна-километров при среднем расстоянии перевозки грузов в 29 км. В планируемом году среднее расстояние уменьшится в связи с сокращением объема межреспубликанских и межобластных перевозок на 83 км, или 8%. Следовательно, средняя доходная ставка по этим перевозкам составит 95,20 коп. за 10 тонна-кило-

103,51x92% метров: -^-•

По некоторым операциям (погрузочно-раз-грузочные, экспедиционные и другие работы) определить среднюю величину доходов на единицу работ зачастую не представляется возможным. В этих случаях необходимо использовать для плановых расчетов фактичесю! сложившиеся доходы за предшествующие годы с корректировкой на изменяющиеся условия работ.

Расчеты доходов автотранспортных предприятий можно осуществлять в таблице следующей формы (табл. 1).

Рассчитанный общий объем доходов на каждый планируемый год является базой для определения фонда оплаты труда. Причем главной формой планирования является план с распределением заданий по годам.

Фонд оплаты труда на предприятиях создается в соответствии с нормативом, утверждаемым в процентах к доходам для образования фонда оплаты труда. X

Таблица 1

Расчеты доходов и прибыли автотранспортного предприятия "Лайт Флэш" на планируемый 2003 год

№ п/п Показатель Единица измерения Отчетный 2002 год Планируемый 2003 год Отклонения, +,- Темп изменения, %

Грузовые «сдельные» автомобили

1 Грузооборот Тыс. т-км 4 331 4 504 +173 104,0

2 Средняя доходная ставка за 10 т км Коп. 103,51 95,20 -8,31 92,0

3 Сумма доходов Тыс. руб. 448,3 428,8 -19,5 95,7

4 Себестоимость работ Тыс. руб. 420,2 411,8 -8,4 98,0

5 Прибыль Тыс. руб. 28,1 17,0 -11,1 60,5

Грузовые «повременные автомобили»

6 Платные автомобиле-часы Тыс. ч 65,0 68,0 +3,0 105,0

7 Средняя доходная ставка за 10 автомобиле-часов Руб. 23,0 24,4 +1,4 106,0

8 Сумма доходов Тыс. руб. 149,5 165,9 +16,4 111,0

9 Себестоимость работ Тыс. руб. 125,1 124,5 -0,6 99,5

10 Прибыль Тыс. руб. 24,4 41,4 +16,0 169,7

Прочие грузовые автомобили

11 Доходы Тыс. руб. 35,7 39,3 +3,6 110,1

12 Прибыль Тыс. руб. 13,0 13,6 +0,6 105,0

Автобусы

13 Доходы Тыс. руб. 8,8 8,8 - 100,0

14 Прибыль Тыс. руб. 0,6 0,9 +0,3 133,3

Служебные легковые автомобили

15 Доходы Тыс. руб. 6,6 6,6 - 100,0

16 Убыток Тыс. руб. -4,2 -4,2 - 100,0

Погрузочно-экспедиционные работы

17 Доходы Тыс. руб. 23,2 26,0 +2,8 112,1

18 Убыток Тыс. руб. -8,0 -5,0 -3,0 62,5

Услуги на сторону

19 Доходы Тыс. руб. 4,1 6,4 +2,3 156,1

20 Прибыль Тыс. руб. 0,8 1,1 +0,3 137,5

21 Итого планируемые доходы Тыс. руб. 676,2 681,8 +5,6 100,8

22 Прибыль Тыс. руб. 54,7 64,8 +10,1 118,5

23 Кроме того, непланируемые доходы и расходы (сальдо) Тыс. руб. 18,4 18,0 -0,4 97,8

24 Общая сумма прибыли Тыс. руб. 73,1 82,8 +9,7 113,3

При определении нормативов образования фонда оплаты труда необходимо обеспечивать опережающие темпы роста объемов деятельности по сравнению с фондом оплаты труда.

Следовательно, вышестоящая организация для расчета фонда оплаты труда утверждает автотранспортным предприятиям в планах следующие показатели: нормативы образования фонда оплаты труда по годам; нормативы соотношений темпов роста доходов и фонда оплаты труда по годам.

Предположим, что вышестоящей организацией на 2003 год утверждены следующие нормативы: норматив образования фонда оплаты труда к доходам для оплаты труда - 63,0%, норматив соотношения темпа роста доходов и фонда оплаты труда - 0,7.

В 2002 году фонд оплаты труда составил 220 тыс. руб. В хозрасчетном автотранспортном пред* приятии «Рейс» запланированы на 2003 год: общая сумма доходов - 699,8 тыс, руб., общая сум-

ма расходов - 330,0 тыс. руб. (без расходов на оплату труда).

Определяем сумму доходов для образования фонда оплаты труда: 699,8 - 330,0 = 369,8 (тыс. руб.). Следовательно, в соответствии с нормативом (63%) отчисления в фонд оплата труда в 2003 году должны составить:

369,8x63 . Й —9щ— = 233,1 (тыс.руб.).

Однако общий объем деятельности (доходов) в 2003 году возрастет на 6%:

( 699,8х100"\ ( 676,2 /'

Следовательно, в соответствии с другим нормативом (соотношения темпов роста доходов и фонда оплаты труда - 0,7) отчисления в фонд оплаты труда могут возрасти только на 4,2% (6% х 0,7 = 4,2%). Следовательно, его размер не может превышать 229,2 тыс. руб.:

220x104,2% 100

Для выявления внутрихозяйственных резервов, повышения эффективности работы автотранспортного предприятия, разработки научно обоснованных текущих и перспективных планов проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ деятельности автотранспортного предприятия должен быть комплексным, то есть охватывать всю хозяйственно-финансовую деятельность предприятия. Только такой подход может обеспечить реальное выявление факторов, обусловливающих ту или иную величину показателей.

Материалами, используемыми при анализе доходов и прибыли автотранспортного предприятия, должны служить плановые задания по перевозкам и другим видам работ, по доходам и прибыли, а также материалы статистической и бухгалтерской отчетности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью анализа доходов и прибыли являются:

1) оценка выполнения планов и динамики по указанным показателям; рассмотрение структуры доходов, полученных автотранспортным предприятием в отчетном периоде;

2) выявление и оценка факторов, повлиявших на доходы, себестоимость работ и услуг и прибыль предприятия.

В конечном итоге результаты анализа должны дать конкретные и объективные материалы для совершенствования хозяйствования в плановом периоде, для выявления резервов и путей интенсивного развития.

Выполнение плана доходов по автохозяйству за анализируемый год можно оценить по данным табл. 2.

Как видно из приведенных данных, план доходов в целом автотранспортным предприятием

выполнен. Однако доходы от эксплуатации «почасовых» автомобилей были значительно ниже плановых. Особенно отмечается, что автотранспортным предприятием не выполнен план доходов по оказанию услуг на сторону, и в первую очередь населению. Следовательно, в отчетном году автохозяйство не обеспечило выполнения всех заказов населения на перевозку грузов, а также на перевозку сельскохозяйственных продуктов грузопассажирскими автомобилями на колхозные рынки.

Устойчивые непланируемые доходы (от реализации материалов и отходов, по операциям с тарой и др.) также должны учитываться при анализе, поскольку при плановых расчетах доходов для образования фонда оплаты труда и прибыли они включаются в расчет.

На выполнение плана по доходам от перевозок непосредственно влияет ряд факторов. При перевозке грузов «сдельными» автомобилями -это выполнение плана перевозок в тоннах и грузооборота в тонна-километрах, расстояние перевозок, степень специализация автомобилей, структура парка по маркам автомобилей. При перевозках же грузов «почасовыми» автомобилями - выполнение плана по автомобиле-часам работы, изменение структуры парка «почасовых» автомобилей по грузоподъемности, а также за счет увеличения эксплуатационной скорости (свыше 9 км/ч).

Свое конкретное выражение эти факторы частично находят в так называемых средних доходных ставках за 10 тонна-километров выполненного грузооборота «сдельными» автомобилями и за 10 автомобиле-часов работы «почасовыми» автомобилями.

Пользуясь этим, при анализе можно рассчитать, как повлияли на доходы от перевозок грузов изменения средних доходных ставок и выполненного автомобилями объема работы (табл. 3).

№ п/п Показатель План, тыс. руб. Фактически, тыс. руб. Выполнение плана, % Структура, %

План Отчет

1 Полученные доходы, всего • 672,0 676,2 100,6 100,0 100,0

2 В том числе: от перевозок «сдельными» автомобилями 430,2 448,3 104,2 63,9 66,2

3 от перевозок «почасовыми» автомобилями 157,8 149,5 94,7 23,4 22,1

4 от перевозок специальными автомобилями 34,9 35,7 102,1 5,2 5,2

5 от перевозок автобусами 8,7 8,8 100,6 1,3 1,3

6 доходы от легковых служебнда автомобилей 6,6 6,6 100,0 0,9 0,9

7 от погрузочно-экспедиционных работ 28,1 23,2 82,4 4,1 3,4

8 от выполнения услуг на сторону 5,7 4,1 71,6 0,8 0,6

9 в том числе населению 3,1 2,0 64,4 0,4 0,3

10 Кроме того, устойчивые непланируемые доходы - 42,0 - - -

Таблица 2

Доходы автотранспортного предприятия «Лайт Флэш» за 2002 год

Таблица 3

Расчет влияния изменений в объеме выполненных работ и среднего размера доходных ставок на доходы от перевозок грузов автотранспортного предприятия «Лайт Флэш» за 2002 год

№ п/ц Показатель Единицы измерения План Фактически Выполнение плана, %

«Сдельные» автомобили

1 Грузооборот Тыс. т • км. 4 246 4 331 102,0

2 Выручка за перевозки Тыс. руб. 430,2 448,3 104,2

3 Средняя доходная ставка за 10 т • км Коп. 101,32 103,51 102,1

«Повременные» автомобили

4 Платные автомобиле-часы Тыс. ч 73,2 65,0 88,8

5 Выручка за перевозки Тыс. руб. 157,8 149,5 94,7

6 Средняя доходная ставка за 10 автомобиле-часов Руб. 21,51 23,0 106,8

Произведем расчет влияния указанных факторов на изменение суммы доходов по «сдельным» автомобилям: получено доходов сверх плана, то есть

448,3 - 430,2 = + 18*1 (тыс. руб.);

в том числе за счет: *

а) перевыполнения плана грузооборота:

101,32 х (4 331 - 4 246) = + 8,5 (тыс. руб.);

б) повышения средней доходной ставки:

(103,51 - 101,32) х 4 331 = + 9,6 (тыс. руб.).

То же по «повременным» автомобилям - общее недовыполнение плана доходов равно 8,3 тыс. руб., в том числе:

а) за счет недовыполнения плана использования автомобилей по автомобиле-часам:

21,51 х (65,0 - 73,2) = - 17,6 (тыс. руб.);

б) за счет повышения средней доходной ставки за 10 автомобиле-часов:

(23,0 - 21,51) х 65 = + 9,3 (тыс. руб.).

Следовательно, по «сдельным» автомобилям перевыполнение плана доходов было обеспечено за счет действия обоих факторов, а по «повременным» - только за счет повышения средней доходной ставки. Такой метод анализа называется методом цепной подстановки.

Прирост или уменьшение доходов на автотранспорте от перевозок грузов может быть следствием как интенсивных, так и экстенсивных факторов. Интенсивным фактором, например, является рост выработки на одну автомашину, а экстенсивным - рост числа автомашин.

Предположим (по данным табл. 3), что по «сдельным» автомобилям количество автомашин за год и выработка на одну автомашину в рублях валового дохода составили (табл. 4).

Следовательно, число автомашин возросло против плана на 2,3%, а выработка - на 1,8%.

В этом случае для выявления доли прироста доходов за счет интенсивного фактора (роста выработки на одну автомашину) можно использовать формулу:

Ди =

/ гр \

xlOO,

(1)

где Дн - доля прироста объема деятельности за счет интенсивных факторов;

Тэ - темп прироста экстенсивного фактора;

То- темп прироста объема деятельности.

В нашем примере общий объем валовых доходов (табл. 3) возрос против плана на 18,1 тыс. руб., или на 4,2%, при росте количества автомашин на 2,3%. Отсюда:

X100 = 45,2%.

(2)

Следовательно, за счет повышения выработки на одну автомашину в автотранспортном предприятии получено 45,2% прироста суммы валового дохода.

Объем доходов по грузовым автомобилям, работающим сдельно, может изменяться от величины основных технико-эксплуатационных измерителей.

Влияние эксплуатационных показателей на объем доходов грузовых автомобилей можно исчислить по следующей формуле:

1

£

/

где Д - объем доходов от перевозок, руб.;

Л = Дкх| Лес хах/яхкэхрх£худан х^хСд

(3)

Данные для расчета прироста или уменьшения доходов от перевозок грузов в автотранспортном предприятии «Лайт Флэш» за 2002 год

Таблица 4

№ п/п Показатель План Фактически

1 Количество автомашин, шт. 64 86

2 Выработка на одну автомашину в рублях валового дохода 5 121 5 213

Аж - среднесписочное число автомобилей; а - коэффициент выпуска автомобилей на линию;

/н- средняя продолжительность пребывания автомобилей в наряде, ч;

V - средняя эксплуатационная скорость движения автомобилей, км/ч;

Р - коэффициент использования пробега; g - средняя грузоподъемность автомобилей, т; / - среднее расстояние перевозки грузов, км; Сд - средний тариф за одну тонну перевезенного груза, руб.;

Дк - число календарных дней в периоде; Удин " динамический коэффициент использования грузоподъемности, исчисляемый по формуле:

где Р^ - грузооборот, т . км; вгр - пробег с грузом, км. Суть приема цепной подстановки по данной формуле заключается в последовательной замене плановой (базисной) величины показателей их фактической (отчетной) величиной. Причем

сначала подставляют качественные, а затем количественные показатели (факторы).

Прибыль автотранспортного предприятия представляет собой важнейший оценочный показатель их деятельности. Поэтому следует внимательно проанализировать и сумму полученной прибыли, и уровень рентабельности.

Общая балансовая прибыль автопредприятия - это разность между всеми полученными доходами и общими расходами, связанными с его работой.

Как правило, прибыльными (рентабельными) должны быть все виды работ и услуг, оказываемые автотранспортным предприятием. Однако это зависит не только от деятельности самого автотранспортного предприятия, но и от уровня действующих тарифов на перевозки и услуги, от состава выполняемых работ, наличия в составе парка служебных легковых автомобилей, а также наличия непланируемых доходов и потерь.

Основную прибыль автохозяйству обеспечивают перевозки, выполняемые грузовыми автомобилями. На величину этой прибыли оказывают влияние объем перевозок и грузооборота, сред-

Таблица 5

Выполнение плана прибыли автотранспортным предприятием «Лайт Флэш» за 2002 год

№ п/п Показатель Единицы измерения План Фактически Отклонение Выполнение плана, %

«Сдельные» автомобили

1 Грузооборот Тыс. т-км. 4246 4331 + 85 102,0

2 Общий объем доходов Тыс. руб. 430,2 448,3 + 18,1 104,2

3 Расходы на эксплуатацию Тыс. руб. 414,4 420,2 + 5,8 101,4

4 Средняя доходная ставка за 10 ткм Коп. 101,32 103,51 + 2,19 102,1

5 Себестоимость 10 ткм Коп. 97,60 97,03 -0,57 99,4

6 Прибыль Тыс. руб. 15,8 28,1 + 12,3 177,8

7 Прибыль на 10 т-км Коп. 3,72 6,48 + 2,48 174,2

«Повременные» автомобили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Платные автомобиле-часы Тыс. ч 73,2 65,0 -8,2 88,8

9 Общий объем доходов Тыс. руб. 157,8 149,5 -8,3 94,7

10 Расходы на эксплуатацию Тыс. руб. 138,3 125,1 -13,2 90,5

11 Средняя доходная ставка за 10 автомобиле-часов Руб. 21,51 23,0 +1,49 106,8

12 Себестоимость 10 автомобиле-часов Руб. 18,90 19,40 +0,50 102,6

13 Прибыль ТысГ руб. 19,5 24,4 +4,9 125,1

14 Прибыль на 10 автомобиле-часов Руб. 2,61 3,60 +0,99 137,9

15 Прочие грузовые автомобили (прибыль) Тыс. руб. 8,2 13,00 -4,8 158,5

16 Автобусы (прибыль) Тыс. руб. 1,0 0,6 -0,4 60,0

17 Служебные легковые автомобили (убыток) Тыс. руб. 4,2 -4,2 - -

16 Погрузочно-экспедиционные работы Тыс. руб. 2,8 -0,8 -10,8 -

19 Услуги на сторону Тыс. руб. 1,1 0,8 -0,3 72,7

20 Итого планируемая прибыль Тыс. руб. 44,2 54,7 +10,5 123,8

21 Непланируемые доходы Тыс. руб. - 18,4 +18,4 -

22 Непланируемые расходы Тыс. руб. - - -

23 Балансовая прибыль Тыс. руб. 44,2 73,1 +28,9 165,4

няя себестоимость 10 ткм и 10 платных автомо-биле-часов и средняя доходная ставка.

Анализ прибыли должен показать, как выполнен план чистого дохода, какова структура, какие факторы повлияли на изменение суммы прибыли. Для этого составляется специальная таблица (табл. 5).

Из данных табл. 5 видно, что в целом план прибыли по автотранспортному предприятию перевыполнен на 28,9 тыс. руб., но 18,4 тыс. руб. этой сверхплановой прибыли было получено за счет непланируемых доходов (от реализации материалов и отходов, по операциям с тарой, от оприходования излишков ценностей, выявленных при инвентаризациях, за счет штрафов и полученных пени и т.д.).

В целом операции грузового транспорта были рентабельны. Но легковой служебный транспорт принес убыток в сумме 4,2 тыс. руб., убыточны были и погрузочно-экспедиционные работы. Не выполнен план прибыли по автобусным перевозкам и по оказанию услуг на сторону. Если бы удалось ликвидировать эти недостатки, то прибыль автотранспортного предприятия могла бы возрасти, по крайней мере, на 15 тыс. руб.

Основными факторами, влияющими на величину прибыли от грузовых перевозок, являются объем перевозок, средняя себестоимость 10 т км и 10 платных автомобиле-часов, средняя доходная ставка.

Приведем расчет влияния этих факторов на величину прибыли по «сдельным» и «повременным» грузовым автомобилям (табл. 6).

Таким образом, план прибыли от перевозок «сдельными» автомобилями перевыполнен на 12,3 тыс. руб. (см. табл. 5) за счет действия всех трех факторов. Но в большей степени сказалось увеличение средней доходной ставки за 10 тонна-километров.

По «повременным» автомобилям повышение суммы прибыли против плана на 4,9 тыс. руб. (см. табл. 5) было вызвано снижением себестоимости перевозок и уменьшением количества выполненных платных автомобиле-часов. Средняя же доходная ставка за 10 автомобиле-часов принесла здесь дополнительной прибыли на сумму 10,1 тыс. руб.

В фонд оплаты труда должна быть зачислена наименьшая из двух полученных результатов сумма. В данном примере она составит 229,2 тыс. руб. Этим самым достигается более тесная увязка общих результатов работы автотранспортного предприятия с размером средств, направляемых на стимулирование труда.

Коллектив автотранспортного предприятия должен самостоятельно разрабатывать планы экономического и социального развития. Это требует глубокого знания экономики предприятий и обслуживаемых звеньев, грамотного и умелого хозяйствования.

Доходность (рентабельность) автотранспортного предприятия — это главный показатель его деятельности. Для обеспечения роста эффективности хозяйственной деятельности необходимо более глубоко овладеть знаниями в области экономики предприятий, повысить роль экономического анализа в выявлении резервов увеличения доходов и прибыли.

Полнота использования резервов за счет повышения доходности автотранспортного предприятия способствует увеличению единого фонда оплаты труда работников организаций и предприятий. Поэтому при стимулировании коллективов и отдельных специалистов следует учитывать их вклад в обеспечение полноты получения доходов всех видов, не исключая надбавок к тарифам и ценам, штрафов за сверхнормативный простой автомобилей, непредъявление грузов к

Таблица 6

Расчет влияния изменения объемов грузооборота, доходности и себестоимости автоперевозок на величину прибыли но грузовым автомобилям автотранспортного предприятия «Лайт Флэш» за 2002 год

№ п/п Показатель Единица измерения План Фактически Отклонение Выполнение плана, %

«Сдельные» автомобили

1 Грузооборот Тыс. Т'км 4 246 4 331 +85 85 х 3,72* = +0,4

2 Средняя доходная ставка за 10 автомобиле-часов Коп. 101,32 103,51 +2,19 4 331 х 2,19 = +9,6

3 Себестоимость 10 ткм Коп. 97,60 97,03 -0,57 4 331x0,57 = +2,5

«Повременные» автомобили

4 Платные автомобиле-часы Тыс. ч 73,2 65,0 -8,2 -8,2x2,61' = -2,0

5 Выручка за перевозки Руб. 21,51 23,00 +1,49 65x1,49 = +10,1

Средняя доходная ставка за 10 автомобиле-часов Руб. 18,90 19,40 +0,50 65 х (-0,50) = -3,2

1 Из табл. 5.

перевозке, задержку контейнеров, принадлежащих автотранспортным предприятиям, за неправильное указание в товарно-транспортных документах веса груза или его наименования и т.д.

Главное - поставить работу так, чтобы возрастала производительность труда работников автотранспортных предприятий, повышался объем работы, выполняемой каждым автомобилем. Этому способствует материальное стимулирование каждого работника.

Для этого прежде всего необходимо тщательно проанализировать работу каждого автомобиля с позиции доходности (рентабельности). В автотранспортных предприятиях очень высок уровень изношенности автомобилей. Удельный вес старых машин в ряде автотранспортных предприятий достигает 66%. Необходимо решительно освобождаться от всех неработающих, низкодоходных и просто убыточных автомобилей, содержание и ремонт которых обходится очень дорого, а доход относительно мал.

Не менее важна полная контейнеризация автоперевозок товаров с баз при строгом соблюдении графиков поставки товаров в магазины. Как показывает опыт, при таком способе завоза эффект достигается как у грузоотправителя, так и на автотранспорте. Использование контейнеров позволяет сократить простои автомобилей под по-грузкой-разгрузкой в 3 раза, что дает большой выигрыш в производительности транспортных средств.

В автотранспортных предприятиях недостаточно используются прицепы, а это большой резерв увеличения доходов автотранспортных предприятий. Как показывают расчеты, на развозных маршрутах грузов в сельской местности целесообразно иметь до 60 - 70 прицепов на каждые 100 грузовых «сдельных» автомобилей.

Результаты деятельности автотранспортных предприятий будут значительно более ощутимыми на базе более высокой организации и стимулирования труда водителей на основе бригадного хозрасчета.

Труд водителей в условиях неустойчивого по дням недели грузооборота следует оплачивать не сдельно, а повременно с помощью такого оценочного показателя, как нормо-час. При этом водитель знает точное время, необходимое для вы-

полнения того или иного маршрута, и соответствующий этому лимит оплаты труда. Качество работы водителя оценивается заказчиками, бригадиром водителей, инженерно-техническими работниками автотранспортного предприятия путем записей в путевых листах. Эти отзывы становятся основой для определения коэффициента трудового участия в общей работе бригады. Как показывает практика, заявки на перевозки грузов выполняются в срок и добросовестно, прекращаются приписки выполненных работ, сокращается расход топлива и запасных частей. Все это способствует резкому увеличению выработки на один автомобиль и, следовательно, сокращению числа занятых в транспортировке товаров машин. Конечно, при этом необходимо активно продолжать работу по улучшению подъездных путей, строительству площадок при магазинах для разгрузки товаров, созданию на оптовых базах экспедиций, внедрению контейнерных перевозок грузов. Целесообразно доводить до заказчиков лимит на использование автотранспортных средств на каждом из развозочных маршрутов.

Какой учетный показатель выполненных работ водителями выбрать для оплаты их труда, должно решать автотранспортное предприятие самостоятельно, исходя из главного критерия - возможности повышения производительности труда. Если существует возможность измерять и взвешивать перевозимые грузы, то целесообразно оплачивать труд водителей, исходя из расценок за каждую тонну перевезенного груза и тонно-ки-лометр грузооборота. Если такой возможности нет, то при перевозках грузов автомобилями грузоподъемностью до одной тонны труд водителей должен оплачиваться повременно, то есть за фактически отработанные в данном месяце часы.

Во всех случаях водителям целесообразно установить нормированные сменные (дневные) задания по пробегу автомобилей, простою под погрузкой-разгрузкой, перевозке грузов в тоннах и т.д. Премии водителей в этих случаях необходимо поставить в зависимость от выполнения и перевыполнения нормированных заданий. Все это будет стимулировать повышение производительности труда, снижение затрат на перевозки, борьбу за экономию горючего и других материалов, ликвидацию приписок выполненных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.