УДК 004.9
С.Ю. Яковлев, А.С. Шемякин
Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского НЦ РАН
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ*
Аннотация
Рассмотрено информационное обеспечение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Описаны нормативно-методическая база и основные разделы документа, даны примеры разработки.
Ключевые слова:
информационное обеспечение, планирование действий, природно-техногенные чрезвычайные ситуации.
S.Yu. Yakovlev, A.S. Shemyakin
PLANNING OF ACTION FOR EMERGENCIES PREVENTION AND LIQUIDATION
Abstract
The information support of action plans for natural-industrial emergencies prevention and liquidation has been considered. The normative-methodical base and main parts of the document have been described, the examples of working out have been done.
Keywords:
information support, planning of action, natural-industrial emergencies.
Введение
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ПДЧС) - один из важных документов в системе обеспечения безопасности потенциально опасных промышленных объектов и комплексов, а также муниципальных (социальных) объектов и образований. В работе [1] выполнен анализ системы планирующих документов, в том числе значительное внимание уделено и ПДЧС. Высказано мнение о целесообразности придания ПДЧС статуса основного документа по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) в организациях. Отмечены недостаточность нормативной правовой базы по разработке ПДЧС, а также факты полного или частичного дублирования информации ПДЧС в других обязательных для организаций планирующих документах. В настоящее время можно констатировать, что улучшения состояния дел в сфере нормативно-методического обеспечения предупреждения ЧС не произошло. Поэтому представляет интерес обмен опытом разработки планирующих документов, в частности, ПДЧС.
*
Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 15-07-02757).
94
1. Нормативно-методическая база, структура ПДЧС
Основаниями для разработки ПДЧС являются нормативные акты [2-4].
Кроме этих документов, выпущены ведомственные и территориальные положения, например, [5-8]. Типовая структура ПДЧС описана в [1], а также приведена в [5]. На рис. 1 отражены наиболее «наукоёмкие» разделы ПДЧС, посвящённые анализу опасностей и рисков.
Предварительный анализ опасностей
Характеристика объекта и прилегающей территории
Причины и факторы возникновения ЧС
Возможные сценарии развития ЧС
ПДЧС
Приложения
Планирование борьбы с ЧС
Действия при угрозе и возникновении ЧС
Обеспечение сил и средств борьбы с ЧС
Взаимодействие между органами управления и силами борьбы с ЧС
Календарный план действий при ЧС
Расчет достаточности сил и средств
Ситуационные планы, карты, схемы
Рис. 1. Анализ опасностей и рисков в ПДЧС
Предварительный анализ опасностей производится на основе изучения особенностей функционирования и расположения исследуемого объекта, при этом (если объект не является уникальным) собираются данные об авариях с аналогичным оборудованием.
Раскрывается структура объекта, описываются опасные технологические процессы, приводится статистика аварий и инцидентов за последние годы. На прилегающей территории выделяются возможные источники внешних воздействий (техногенные и природные), а также указываются возможные «мишени, приёмники» воздействия опасностей со стороны изучаемого объекта.
95
При этом особое внимание уделяется социальным и критически важным подразделениям, а для природной среды указываются охраняемые территории, источники водоснабжения, редкие виды и т. п.
Выявляются разнородные причины и факторы, способствующие возникновению и развитию ЧС. Формируется перечень сценариев ЧС, среди которых выявляется наиболее опасный (максимальный ущерб) и наиболее вероятный (максимальная частота или вероятность) сценарии.
Планирование действий органов управления и аварийно-спасательных формирований осуществляется для различных сценариев и стадий развития ЧС.
Объёмные графические, табличные и расчётные материалы выносятся в Приложения к ПДЧС.
2. Примеры и особенности разработки
Приведены примеры, отмечены особенности и проблемы разработки ПДЧС для социального объекта (школа), опасного производственного объекта (котельная со складом нефтепродуктов), промышленно-природного комплекса (совокупность опасных объектов). Краткая характеристика ПДЧС дана в соответствии со структурой рис. 1, особое внимание уделяется анализу возможных ЧС.
Социальный объект (на примере школы-интерната, Мурманская область)
Школа представляет собой двухэтажное здание, построенное в 1959 году. В подвальном помещении находятся кладовые и подсобные помещения, теплоцентр, вентиляционная, калориферная. На первом этаже расположены пищеблок, подсобные помещения, кабинет директора, учительская, мастерские, кабинеты, классы. На втором этаже расположены спортзал, актовый зал, классы, кабинеты.
Интернат представляет собой трехэтажное здание, построенное в 1989 году. В подвале находятся подсобные помещения. На первом этаже расположены пищеблок, подсобные помещения, раздевалки, мастерские, классные комнаты, электрощитовая, медицинские помещения. На втором этаже расположены спальные комнаты, тренажерный зал, кабинеты, игровые комнаты, бытовые помещения. На третьем этаже находятся компьютерный класс, кабинеты, кладовые.
Здания школы и интерната соединены галереей.
Основным направлением деятельности является образовательный процесс.
Сложные физико-географические и климатические условия в месте расположения социального объекта обусловливают длительный отопительный период с сентября по май. Особенности климата: частая и резкая смена погодных условий, сильные снегопады с образованием снежных заносов на дорогах (со среднесуточной нормой осадков около 40 мм), интенсивный снегоперенос, высокая относительная влажность, туманы, метели, короткое холодное лето, ультрафиолетовая недостаточность, низкие температуры наружного воздуха (нередко до -25°, -30°С), образование гололеда на дорогах, обледенение линий электропередач.
96
Аварийные ситуации могут возникать и развиваться в результате:
• технических неполадок;
• техногенного (внутреннего или внешнего) или природного воздействия;
• человеческого фактора, т.е. ошибок персонала, а также актов диверсий или терроризма.
Выявлены следующие сценарии возможных ЧС.
Сценарий 1. Пожар в учебном корпусе учреждения.
Сценарий 2. Авария теплового узла.
Сценарий 3. Авария трубопровода для подачи тепла.
Сценарий 4. Авария водопровода.
Сценарий 5. Авария электрощитовой.
Сценарий 6. Авария канализационных трубопроводов.
Сценарий 7. Опасность токсического поражения хлором в результате аварий на расходных складах хлора, принадлежащих горно-металлургическому комбинату, при определённых направлениях ветра.
Дана характеристика обстановки, которая может возникнуть при ЧС, определены поражающие факторы и мероприятия по борьбе с ЧС, с учётом специфики учреждения.
ПДЧС согласован начальником муниципального отдела гражданской обороны и ЧС, утверждён директором школы.
Опасный производственный объект (на примере котельной ЖКХ,
Мурманская область)
Основные структурные элементы: котельная, резервуары мазута
РВС-2000 (2 шт.), расходные емкости РЕ-100 (3 шт.), насосная станция, мазутопровод, пароспутник.
Основное направление деятельности котельной - производство тепловой энергии для нужд ЖКХ посёлка. Для производства указанного вида энергии используется топочный мазут марки М-100.
По климатическому районированию поселок относится к ПолярноАрктической зоне.
Сложные физико-географические и климатические условия на территории затрудняют работу объектов экономики, транспорта, общеобразовательных учреждений, зачастую приводят к обрывам линий
электропередач, а также усложняют проведение поисково-спасательных операций и аварийно-восстановительных работ, требуют постоянного и оперативного мониторинга окружающей среды и своевременного доведения информации до предприятий и населения.
Возможные ЧС на объекте.
Сценарий 1. Разрушение (полное или частичное) одного резервуара базы хранения мазута и последующее рассеяние газокапельного облака.
Сценарий 2. Разрыв трубопровода во фланцевом соединении с резервуаром и последующее рассеяние газокапельного облака.
Сценарий 3. Разрушение трубопровода или фланцевого соединения с последующим воспламенением.
97
Сценарий 4. Взрыв в газовом пространстве резервуара, разрушение резервуара, пожар.
Сценарий 5. Разрушение (полное или частичное) одной автоцистерны с последующим воспламенением.
Сценарий 6. Разрушение (полное или частичное) одной автоцистерны и последующее рассеяние газокапельного облака.
Сценарий 7. Взрыв в газовом пространстве котла, разрушение котла,
пожар.
Сценарий 8. Выход из строя важных узлов технологического оборудования, воздействие теплового излучения, прекращение подачи теплоснабжения.
Сценарий 3 определён как наиболее вероятный и сценарий 4 - как наиболее опасный, поскольку остальные сценарии имеют меньшую вероятность реализации и/или незначительные последствия.
Ситуационный план для сценария 3 изображен на рис. 2. Расшифровка обозначений на рисунке:
• малый круг (заштрихован) - зона возможного пожара разлития, радиус
2,5 м;
• большой круг - зона возможного теплового воздействия, радиус 17,5 м.
Рис. 2. Наиболее вероятный сценарий
Ситуационный план для сценария 4 изображен на рис. 3. Расшифровка обозначений:
• малый круг (заштрихован) - зона возможного пожара разлития, радиус
202 м;
• большой круг - зона возможного теплового воздействия, радиус 319 м;
• пунктирная линия - граница объекта.
98
Рис. 3. Наиболее опасный сценарий
Для обоих сценариев разработаны календарные планы мероприятий. В случае возникновения пожара вступают в действие планы тушения пожара.
ПДЧС согласован начальником Главного управления МЧС России по Мурманской области и утверждён директором предприятия.
Промышленно-природный комплекс (на примере горнохимического комплекса, Мурманская область)
В состав комплекса входят разнородные опасные объекты: рудники, обогатительные фабрики, гидротехнические сооружения, пожаровзрывоопасные объекты (нефтебазы, склады нефтепродуктов и взрывчатых материалов), объекты энергоснабжения, транспорта и инфраструктуры.
Инфраструктура предприятия развита на территории более 10 тыс. га, простирающейся с запада на восток на десятки километров. Промплощадка занимает значительную часть горного массива. Географическое положение определяет главные особенности климата - длительную снежную зиму и короткое прохладное лето.
Основными факторами риска на объекте являются воздействия техногенного характера, поскольку производственная деятельность объекта связана с эксплуатацией потенциально опасных объектов и оборотом опасных веществ.
Для каждого подразделения и опасного объекта, входящего в комплекс, требуется составить свой перечень возможных сценариев развития ЧС, выявить наиболее опасный и наиболее вероятный сценарии, разработать перечень мероприятий. В данной статье для примера будет рассмотрен наиболее опасный сценарий развития ЧС на гидротехническом сооружении.
Наиболее опасный сценарий. Отказ ограждающей дамбы на гидротехническом сооружении, входящим в состав горнохимического комплекса. Ситуационный план для этой ЧС приведен на рис. 4.
Возможные последствия:
• возможная гибель эксплуатационного персонала и посторонних людей, застигнутых волной прорыва, в зоне прорана;
99
• попадание в зону затопления волной прорыва: участка ж/д (1,5 км), участка автодороги, инженерных коммуникаций, огородов и подсобных строений; территории свалки;
• риск поступления воды отстойного пруда, шламов, хвостов в русло прилегающих рек и озера;
• максимальный объем выброса, соответствующий максимальной емкости пруда - 79 млн.м3, риск смыва и выброса загрязнений со свалки, ущерб биоресурсам, рыбным ресурсам водоемов, с/х угодьям.
Рис. 4. Отказ ограждающей дамбы (ситуационный план)
Мероприятия по ликвидации аварии в начальной стадии:
• на случай прорыва пульпопровода на гребне дамбы (насыпной или намывной) - меры по отключению аварийной нитки пульпопровода, снижению горизонта воды в отстойном пруду, использованию механизмов и транспортных средств, необходимых для срочной заделки проранов и мест разрушений дамб и др.;
• на случай разрушения водосбросных сооружений - меры по срочному вводу в действие резервных и аварийных водосбросных сооружений (нагорных канав, сифонов и др.);
• на случай прорыва и обрушения дамб - меры по снижению горизонта в отстойном пруду, отводу или аккумулированию грязевого потока во избежание разрушений объектов, находящихся в зоне затопления; использование механизмов и транспортных средств, необходимых для срочной заделки проранов и мест разрушений дамб и др.
Значительные трудности для ПДЧС комплекса представляет разработка Приложения 3 «Решение председателя КЧС объекта по ликвидации чрезвычайных ситуаций на плане предприятия» (КЧС - комиссия по чрезвычайным ситуациям). Макет решения приведён на рис. 5.
100
Рис. 5. Макет решения председателя КЧС
ПДЧС согласован начальниками учреждений по гражданской обороне и ЧС муниципальных образований (на территории которых располагаются объекты комплекса), согласован начальником Главного управления МЧС России по Мурманской области и утверждён Генеральным директором горно-химического комплекса.
Заключение
Описаны особенности разработки одного из важных планирующих документов - плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - для различных организаций. Особое внимание уделено выявлению, оценке и предупреждению потенциальных опасностей и рисков.
Основными опасностями для социального объекта являются ЧС, связанные с работой ЖКХ, террористические воздействия, а также возможные техногенно-природные ситуации на окружающей территории.
Для приведённого примера опасного производственного объекта сценарии возможных аварий связаны с разрушением резервуаров, разлитием и воспламенением горючих веществ. Тяжёлым возможным последствием аварий является прекращение теплоснабжения северного посёлка.
Особенности разработки ПДЧС для промышленно-природного комплекса обусловлены многообразием опасных объектов и подразделений, территориальной протяжённостью, разветвлённой инфраструктурой, важностью систем энергоснабжения, сложной системой управления и взаимодействия.
101
Отметим ещё раз, в дополнение к [1, 9], необходимость упорядочения и рационализации системы документов, а также целесообразность автоматизации процесса “сборки” и сопровождения планирующей документации [10].
Литература
1. Нормативная правовая база и система планирующих документов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в организациях / З.Е. Баньщикова и др. // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - М.: ВИНИТИ, 2009. - № 3. - С.3-13.
2. Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
4. Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 г. №105 «Об утверждении Требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
5. Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов // Утверждены зам. министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 18 августа 2003г.
6. Инструкция по предупреждению и ликвидации аварий на тепловых электростанциях // Утверждена приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г, №265.
7. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2009 г. №124 «Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
8. Планирование мероприятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций на объекте: учебное пособие // Курсы гражданской защиты Копейского городского округа / Копейский городской округ. - 2008.- 43с.
9. Яковлев, С.Ю. Оптимизация ведения нормативной документации по опасным производственным объектам /С.Ю. Яковлев, А.А. Рыженко / Прикладные проблемы управления макросистемами // Труды ИСА РАН / под ред. Ю.С. Попкова, В.А. Путилова. - М: КРАСАНД, 2010. - Т.59 - С.197-205.
10. Яковлев, С.Ю., Олейник, Ю.А., Шемякин, А.С. Локальная информационная система нормативно-методического обеспечения исследований /С.Ю. Яковлев, Ю.А. Олейник, А.С. Шемякин // Труды Кольского научного центра. Информационные технологии. - Вып. 5. - 5/2014(24). - Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2014. - С.178-184.
Сведения об авторах
Яковлев Сергей Юрьевич - к.т.н., старший научный сотрудник, доцент, е-mail: yakovlev@iimm.ru
Sergey Yu. Yakovlev - Ph.D. (Tech. Sci.), senior researcher, associate professor
Шемякин Алексей Сергеевич - научный сотрудник, старший преподаватель, е-mail: shemyakin@iimm. ru
Alexey S. Shemyakin - researcher, associate professor
102