Научная статья на тему 'Планирование бюджетных расходов для АПК'

Планирование бюджетных расходов для АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / КОНКУРЕНЦИЯ / РАСХОДЫ / ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕГИОН / BUDGETARY SUPPORT / A COMPETITION / EXPENSES / GROSS OUTPUT / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Ольга Петровна

В современных условиях в связи с малым объёмом бюджетное финансирование может быть использовано в основном в качестве механизма запуска и корректировки тех рыночных процессов, которые способны усилить государственное воздействие в направлении повышения устойчивости АПК. Планирование бюджетной поддержки сельского хозяйства должно осуществляться исходя из достигнутого в предыдущем году уровня, путём установления конкретной суммы в общих расходах бюджета. Предложенная методика приведёт к последующей стабилизации сумм затрат на поддержку сельского хозяйства, а также выравниванию условий хозяйствования сельских товаропроизводителей в разных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET PLANNING FOR AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

The article deals with budget financing mainly as a tool of launching and adjusting the market procedures that can strengthen higher state-effected agrarian and industrial stability. Budget on agriculture is to be based on the past year performances by defining certain part from the total spending. Therefore, we could make agriculture spending reasonable and stable, and agricultural producers in different regions equal as well.

Текст научной работы на тему «Планирование бюджетных расходов для АПК»

УДК 336.144.38: 338.436.33

ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ДЛЯ АПК

BUDGET PLANNING FOR AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

O.^ Зайцева

O.P. Zaitseva

Омский государственный аграрный университет

В современных условиях в связи с малым объёмом бюджетное финансирование может быть использовано в основном в качестве механизма запуска и корректировки тех рыночных процессов, которые способны усилить государственное воздействие в направлении повышения устойчивости АПК. Планирование бюджетной поддержки сельского хозяйства должно осуществляться исходя из достигнутого в предыдущем году уровня, путём установления конкретной суммы в общих расходах бюджета. Предложенная методика приведёт к последующей стабилизации сумм затрат на поддержку сельского хозяйства, а также выравниванию условий хозяйствования сельских товаропроизводителей в разных регионах.

The article deals with budget financing mainly as a tool of launching and adjusting the market procedures that can strengthen higher state-effected agrarian and industrial stability. Budget on agriculture is to be based on the past year performances by defining certain part from the total spending. Therefore, we could make agriculture spending reasonable and stable, and agricultural producers in different regions - equal as well.

Ключевые слова: бюджетная поддержка, конкуренция, расходы, валовая продукция, регион.

Key words: budgetary support, a competition, expenses, gross output, region.

Методология планирования бюджетных расходов для АПК на современном этапе должна быть направлена на решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны. Исходной базой для финансирования АПК должен служить принятый закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Набор продуктов питания, заложенный в этом законе, необходимо подкреплять расчетами по обеспечению государственных гарантий минимальных денежных доходов и финансовым обеспечением АПК.

Процесс глобализации в агропромышленном секторе проявляется, в частности, в том, что размываются границы между региональными рынками, формируется единый рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Предприятия АПК региона конкурируют не только с агропромышленными предприятиями, расположенными в этом же регионе. Всё в большей степени они сталкиваются с конкуренцией со стороны предприятий соседних регионов. При этом наблюдается тенденция к ужесточению межрегиональной конкуренции.

В этих условиях бюджетная поддержка, оказываемая организациям АПК из регионального бюджета, становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности пред-

© О.П. Зайцева, 2011

приятий в межрегиональной конкурентной борьбе.

Сравнение некоторых бюджетных расходов на сельское хозяйство в Омской и близлежащих областях показало, что расходы на сельское хозяйство в последних значительно превосходят аналогичные расходы бюджета Омской области. Тем самым организации агропромышленного комплекса других регионов получают конкурентные преимущества по отношению к омским агропромышленным предприятиям. Подобная ситуация негативно сказывается, в первую очередь, на перерабатывающей промышленности Омского региона. Существует реальная опасность, что омские перерабатывающие предприятия будут постепенно вытесняться конкурентами с сырьевых рынков и с рынков готовой продукции соседних регионов.

Выходом из сложившейся ситуации может стать либо увеличение расходов на сельское хозяйство в бюджете Омской области, либо разработка комплекса мер по внебюджетной поддержке омских предприятий АПК и по защите омских рынков от межрегиональной конкуренции.

Сельское хозяйство - это отрасль, дающая значительный мультипликативный эффект в других отраслях экономики. Поэтому планирование общей суммы средств, выделяемых в регионе на поддержку сельского хозяйства, долж-

но осуществляться с учетом её приоритетности, а не по остаточному принципу, или отталкиваясь от достигнутого в предыдущем году уровня, путём установления конкретной суммы в общих расходах бюджета по следующей методике.

Определяются уровни поддержки сельхоз-производства в расчете на 1 руб. валовой продукции сельского хозяйства в текущих ценах из регионального и федерального бюджетов в среднем по России за последние три года.

Сравниваются их значения. В случае, когда региональный показатель поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 руб. валовой продукции оказывается ниже общероссийского, ставится задача его достижения.

Это - задача минимум. Задачей максимум должна стать поддержка сельхозпроизводства, не выходящая за пределы ограничений ВТО и других международных организаций, и ставиться она должна на долгосрочную (а при возможности - на среднесрочную) перспективу.

При планировании расходов на поддержку сельского хозяйства на среднесрочную перспективу должны учитываться цели программы социально-экономического развития регионов (в части роста увеличения объемов производства продукции сельхозпроизводства), а так-

Применяя эту формулу, получаем, что при планировании расходов регионального бюджета на следующий год необходимо как минимум довести сумму средств по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» до 3731,9 млн руб. (59236 • 0,063).

Предложенная методика расчета объема поддержки на первый взгляд очень проста, однако её использование на практике может обеспечить массу преимуществ.

Во-первых, её подходы обеспечивают автоматизм в реализации федеральной аграрной политики на региональном уровне. Например, политика последовательного увеличения расходов бюджета России в расчете на рубль валовой продукции сельского хозяйства ежегодно будет стимулировать поддержку этой отрасли

же возможности финансирования этих расходов на основе данных перспективного финансового плана.

Концепцией экономической политики Омской области предусмотрено расширение объемов производства продовольствия для обеспечения населения области полноценными продуктами питания и наращивания объемов вывоза сельхозпродукции за пределы области на общероссийский рынок. Программой социально-экономического развития области намечено увеличение ВРП. Поэтому производство сельскохозяйственной продукции следует стимулировать.

Предлагается осуществлять расчет объемов поддержки по формуле 5 = K • С,

где 5 - сумма средств, выделяемых из регионального бюджета на поддержку сельского хозяйства на следующий год; К - уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 руб. валовой продукции в среднем по Сибирскому округу в действующих ценах за последние три года; С - стоимость валовой продукции сельского хозяйства в регионе за последний год.

Данные для расчета объема региональной поддержки можно найти в таблице.

в регионах. При достижении уровня поддержки в рамках максимально допустимого правилами ВТО, на федеральном уровне будет приостановлено увеличение расходов на эти цели, и в регионах, соответственно, будет стабилизироваться сумма затрат на поддержку сельского хозяйства.

Во-вторых, такие подходы будут способствовать выравниванию условий хозяйствования сельских товаропроизводителей в разных регионах (вынуждая регионы с низким уровнем поддержки сельского хозяйства подтягиваться к среднероссийскому уровню их поддержки), т. е. будут обеспечивать справедливую конкуренцию товаропроизводителей на рынке.

В-третьих, эти подходы будут гарантировать предсказуемость политики региональ-

Данные для расчета объема поддержки регионального АПК

Показатель Омская область Новосибирская область Алтайский край Кемеровская область

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства в регионе за последний год, млн руб. 59236,0 52937,5 78824,2 32313,6

Уровень поддержки сельского хозяйства, млн руб. 1369 1445 3000 4001

Уровень поддержки сельского хозяйства в расчете на 1 руб. валовой продукции 0,023 0,027 0,038 0,124

ных органов власти в сфере поддержки сельского хозяйства, что позволит товаропроизводителям принимать более обоснованные управленческие решения.

В-четвертых, методика проста и для своей реализации использует минимум информации, не требуя проведения сложных экономических расчетов.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 23 июля 1998 г. № 145-ФЗ [Электронный ресурс]. - М., [2010].

- иКЬ: информационно-правовая справочная система «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства Омской области «Об утверждении положения о предоставлении в 2010 г. из областного бюджета субсидий на поддержку сельскохозяйственного

производства» от 30 декабря 2009 г. № 267-п [Электронный ресурс]. - М., [2010]. - ИКЬ: информационно-правовая справочная система «КонсультантПлюс».

3. Бюджетная система России : учебник / под ред. Г. Б. Поляка - 4-е изд., доп. и пере-раб. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 703 с.

4. Коляда А. А. Система государственной поддержки АПК в региональном аспекте // Финансы и кредит. - 2009. - № 37.

5. Рахаев Б. А. Состояние государственного регулирования и развитие сельского хозяйства в России // Общество и экономика. - 2009.

- № 10.

6. Экономика сельского хозяйства : учебник / под ред. М. А. Коваленко. - М. : КНОРУС, 2007. - 517 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.